чем социальные утопии так привлекательны и почему ни одна из них не сработала — T&P
Мечты о счастье и согласии в идеально устроенном обществе всегда занимали одно из центральных мест в философии и мифотворчестве. Законченную форму эти мысли приняли в эпоху Возрождения, когда появились первые социальные утопии с претензией на осуществимость. Специально для «Теорий и практик» социолог Александр Семячко разобрался, в чем их суть и что с ними не так.
«Утопия», Томас Мор
Первый труд, в котором центральной стала тема идеального общества, «Утопия», изданная в 1516 году, дала название всему жанру. «Золотая книжечка, столь полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» — само слово «утопия» происходит от греческого οὐ, то есть «не», и τόπος — «место». Получается «место, которого нет». По другой версии — «благое место», поскольку возможна интерпретация οὐ как «блага».
Томас Мор
Суть. Утопия — это страна, расположенная на острове, которая когда-либо существовала в прошлом или существует сейчас, просто мы до нее еще не добрались, но теоретически можем это сделать. Все утопийцы прежде всего заботятся о духовном развитии, но не забывают при этом эффективно трудиться на благо общества.
Это идеальная монархия с советом старейшин. Работают в Утопии три часа до обеда и три часа после. Шести часов достаточно, чтобы обеспечить все общественные запросы, поскольку потребности отдельных индивидов весьма малы: свободное время отдается на духовное развитие и образование, а, например, одежда у всех одинакова. Всеми обыденными видами труда граждане занимаются по очереди, исключение возможно только при особых достижениях в занятиях наукой или искусством. Мор пока не может решить, что делать с теми видами труда, которые в любое время и в любом обществе считались грязными (например, если надо иметь дело с человеческими испражнениями), поэтому вводит институт рабства. Рабами могли стать граждане, осужденные за прелюбодеяние (чуть ли не единственное преступление в Утопии; жертва семейного конфликта в этом случае имела право подать на развод), или иноземцы, которые были высланы в Утопию либо когда-то напали на нее и попали в плен. Деньги в Утопии отменены, а из золота делают ночные горшки.
Почему это привлекательно. Утопия — место, где нет конфликтов, нет зависти к более успешным или богатым людям (отсутствует частная собственность), нет конкуренции (все одинаковы не только в одежде, но и в своих потребностях и стремлениях), нет произвола власти (она мудра и совершенна), короткий рабочий день и уверенность в себе и близких.
Почему это неосуществимо. Устройство общества в Утопии кажется справедливым, однако индивидуальные предпочтения и желания утопийцев никому не интересны. Например, в большинстве случаев граждане учатся тому ремеслу, которым занимались их родители, а чиновников и духовенство выбирают из числа тех, кто уже освобожден от физического труда. Такие привилегии для узкого круга в любом случае ведут к росту социальной напряженности, идиллия в таких условиях невозможна.
Судьба автора. Томас Мор — трагическая фигура эпохи Возрождения. Будучи одно время английским лорд-канцлером, он пытался противостоять политике Генриха VIII, провозгласившего англиканскую церковь во главе с монархом приоритетной в противовес Римско-католической церкви. За отказ принять присягу Томаса Мора казнили в 1535 году. После он был канонизирован за верность католицизму.
«Город Солнца», Томмазо Кампанелла
«Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог» — следующее известное сочинение утопического характера написано в 1602 году итальянским монахом в заключении.
Суть. Город Солнца в этом труде — это теократическая республика, которой управляет первосвященник Солнце с тремя соправителями — Мощью (военное дело), Мудростью (знание, науки) и Любовью (витальные потребности, семья, воспитание). В большом почете здесь искусства и ремесла — именно достижения в этих областях учитывают соправители, выбирая низшую власть. Власть здесь — сменяемый элемент. Четыре высших правителя — исключение из этого правила, их сместить нельзя, но все, кого они (выражая волю соляриев — граждан Города Солнца) считают недостойными, снимаются со своих постов.
Томмазо Кампанелла
Рабочий день еще короче, чем в «Утопии» — всего четыре часа, — но трудятся здесь с удовольствием, потому что, опять-таки, это одна из главных потребностей человека. Источник всех конфликтов, как считает Кампанелла, — эгоизм. Его пытаются избежать, поэтому в городе Солнца у всех одинаковая одежда, общие дома, общие столовые и даже жены.
Почему это привлекательно. По сравнению с «Утопией» Мора в «Городе Солнца» заметен общий прогресс общества — это разделение умственного и физического труда, очень важная возможность убирать властителей, которые не оправдали доверия (этот механизм опирается на справедливость верховных правителей, которые наделены божественной мудростью, — все-таки, несмотря на свой антиклерикализм, Кампанелла оставался монахом). Короткий рабочий день освобождает время для духовного развития.
Почему это неосуществимо. Солярий, житель города Солнца, в современной терминологии — тоталитарная личность. Для него важны дисциплина и подчинение авторитету. Семья как таковая отсутствует, родственные связи не признаются, а рождение детей регламентировано и скорее похоже на разведение скота. Любые личные потребности соляриев нивелируются ради благих целей общества. Наказания — неотъемлемая часть жизни города Солнца, и осуществляют их не профессиональные палачи, а сами жители, причем прилюдно — это один из элементов народного воспитания.
Судьба автора. Джованни Доменико Кампанелла в 15 лет, постригшись в монахи и вступив в доминиканский орден, принял имя Томмазо (Фома) в честь Фомы Аквинского. В сентябре 1599 года за попытку восстания против гегемонии Габсбургской монархии в Италии его отправили в тюрьму в Неаполе. В заключении он провел более 27 лет. Выступив в защиту Галилея, в 1632 году был вынужден бежать во Францию.
«История севарамбов», Дени Верас
В отличие от «Утопии» и «Города Солнца», «История севарамбов», которую француз Дени Верас писал с 1675-го по 1679 год, стилизована под приключенческий роман.
Суть. Все начинается с кораблекрушения капитана Сидена и его команды у неисследованных берегов Австралии. В районе берега оказывается достаточно пресной воды и еды, так что выжившие — 300 мужчин и 70 женщин — основывают поселение Сиденберг. В какой-то момент их приглашают к себе жители страны Севарамб, которая отделена от Сиденберга высокими горами.
Севарамб — страна счастливых и довольных людей, которая была основана в 1427 году выходцем из Персии Севариасом (действие самого романа происходит в 1655 году). Сначала Севариас хотел организовать новое общество на классовой основе, но отверг эту идею, решив, что, отменив частную собственность (а вместе с ней и налоги) и обеспечив сословное равенство, можно избежать гордости, алчности и праздности. Тем не менее в стране есть правитель и губернаторы — лучшие во всех отношениях представители севарамбов, а верховным божеством считается Солнце (сам Дени Верас был приверженцем деизма, так называемой естественной религии, которая признает существование Бога, но отрицает большинство сверхъестественных явлений). Трудовая деятельность в этом государстве обязательна и строго регламентирована: день делится на три равные части: труд (восемь часов), развлечение и отдых (сон). Женщины выполняют работу более легкую, нежели мужчины.
Почему это привлекательно. Общинная собственность позволяет одинаково заботиться обо всех гражданах страны. Люди работают на общее благо, получая впоследствии еду — не за труд, а просто как граждане страны Севарамб. При этом есть некоторая дифференциация труда, забота об одаренных детях, больных и стариках, которые при этом получают столько же еды и вещей, сколько и работающий житель. Есть возможность продвинуться по социальной лестнице — тех, кто доказал свои способности, могут причислить к интеллектуальной аристократии.
Почему это неосуществимо. Согласие жителей Севарамба на строго регламентированный труд основано на зыбком положении о безусловном поклонении верховному божеству Солнцу и его наместнику Севариасу. И если верховные властители после Севариаса избираются жребием (а значит, не обходится без божественного провидения), то механизм отбора аристократии за «добрые и разумные дела» вызывает вопросы. Соответственно, даже если каждый житель Севарамба беспрекословно признает верховную власть и главенство Солнца, он может усомниться в справедливости выбора тех сограждан, которых освобождают от физического труда.
Судьба автора. О количестве и качестве изданий «Истории севарамбов» на разных языках известно больше, чем о судьбе самого автора. Он родился около 1630 года во Франции, разочаровался сначала в военной, а потом в судебной карьере и уехал в Англию, где преподавал французский язык в придворных кругах. Но позже рассорился с покровителями, вернулся во Францию, откуда, в свою очередь, в 1685 году после отмены Нантского эдикта (дававшего протестантам во Франции равные права с католиками) эмигрировал в Голландию, где его след теряется.
Конечно, этими тремя произведениями не ограничивается ни жанр утопии в эпоху Возрождения, ни жанр утопии вообще. Например, среди трудов времен Ренессанса можно выделить «Новую Атлантиду» Фрэнсиса Бэкона, которая стала своеобразным ответом на протосоциалистические философские романы. В ней король, сенат и церковь вполне комфортно себя чувствуют без взяточничества и других злоупотреблений. Общественная идиллия приправлена научно-техническим прогрессом и верой в победу технологии над извечными социальными проблемами.
Философ Сирано де Бержерак в это же время написал свое главное произведение «Иной свет, или государства и империи Луны» — утопию-памфлет о невольном полете на Луну и свободе мысли.
Дальше будут социализм, марксизм, «Приключения Жака Садера» Габриэля де Фуаньи, «Базилиада» Этьенна-Габриэля Морелли, “2440 год” Луи Мерсье, «Путешествие в Икарию» Этьена Кабе и целый пласт художественной литературы, начиненный утопическим идеализмом. Постепенно рождается и жанр антиутопии, который в полной мере развернулся в XX веке, когда надежды на то, что равенство, всеобщее благосостояние и справедливая власть объединят человечество, рухнули.
Вряд ли подразумевалось, что утопии — это готовые к реализации проекты. Но благодаря им мы знаем о теоретической возможности существования справедливого общества, которое стремится к уравнению прав и свободному труду.
Что такое утопия. Томас Мор, коммунизм и антиутопия
Ньютон
Автор:
Ньютон
20 марта 2019 14:56
Метки: istorija битва за утопию видеоигры знания компьютерные игры мор утопия обществознание социализм томас мор утопия философия
Что значит слово «утопия»? В чем суть игр «Мор (Утопия)» и «Эволюция: Битва за Утопию»? Краткое содержание «Утопии» Томаса Мора. Знаменитые утопии: от Атлантиды до «Мира Полудня» братьев Стругацких. Что значит «утопический социализм»? Чем утопия отличается от антиутопии?
Источник:
Утопия — это идеальное общество всеобщей справедливости, существующее лишь в воображении. Термин происходит от названия книги английского философа XVI века Томаса Мора «Утопия». В дальнейшем слово стало нарицательным — утопиями стали называть все литературные произведения, посвященные описанию идеального государства и общества.
Сегодня слово «утопия» обычно употребляться в переносном смысле и означает несбыточную мечту, неосуществимые фантазии. Например: «Коммунизм — это утопия, его невозможно построить в реальном мире».
Слово используется и в отрицательном смысле — как ничем не подкрепленный мечтания, и в положительном — как нечто идеальное, к чему нужно стремиться.
Утопический — это значит фантастический, несбыточный, слишком хороший, чтобы быть правдой. Например: «Политик выступил с утопической программой».
Роберт Макколл. «Пролог и обещание» (1983)
Содержание- «Утопия» Томаса Мора
- От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии
- Что такое утопический социализм
- Что такое антиутопия и дистопия
- «Мор. Утопия» и «Битва за Утопию»
«Утопия» Томаса Мора
Изначально Утопия — это название вымышленной страны из книги англичанина Томаса Мора, опубликованной в 1516 году. Utopia на латыни означает «нигде», «место, которого нет». Полное название книги — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Полный текст можно прочитать здесь.
В первой части «Утопии» Томас Мор критикует современную ему Англию: особенно разорение крестьян, которых богачи выгоняют с земли и отдают поля под пастбища для овец («Овцы съели людей»). Гуманист Мор выступает против королевского деспотизма, войн, смертной казни.
Томас Мор. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. 1527
В второй части книги Мор рассказывает об устройстве фантастического острова Утопии, где удалось построить идеальное государство. Утопия включает 54 города, в каждом из которых живет 6000 так называемых «семей». В«семье» — 10-16 взрослых, которые занимаются определенным ремеслом. Вокруг городов живут «деревенские семьи», где каждый горожанин обязан проработать не меньше двух лет. Труд обязателен для всех, но утопийцы работают всего по шесть часов в день.
Чиновников в Утопии выбирают, причем на высокие должности — только из числа ученых. Эти мудрые мужи образуют городской сенат, а тот выбирает князя. Просвещенный монарх правит пожизненно, если не будет уличен в деспотизме.
В Утопии нет частной собственности — Томас Мор считал ее злом. Поэтому почти нет преступности, не нужны сложные законы.
Утопия ни с кем не воюет, но готова к обороне. В Утопии царит веротерпимость, запрещен только атеизм .Судьба самого Томаса Мора сложилась печально. Он вступил в конфликт с королем Генрихом VIII. Когда монарх решил развестись с очередной женой, порвал отношения с Папой Римским и создал независимую Англиканскую церковь, Мор ушел с поста лорда-канцлера. Он отказался принести присягу на верность династии. За это вольнодумец был в 1534 году посажен в Тауэр, а летом 1535-го ему отрубили голову.
Перед казнью 57-летний Томас Мор держался стойко и шутил с палачом: «Помогите мне взобраться на эшафот, а уж спущусь я как-нибудь сам».
Палач попросил у приговоренного прощения, в ответ Мор поцеловал его и сказал, что не держит зла.
От Атлантиды до Стругацких. Знаменитые утопии
Жанр утопии существовал еще до того, как появилось это слово. Например, знаменитая Атлантида, описанная в диалогах Платона «Критий» и «Тимей», — это классическая утопия. Греческий философ устами героев рассказывает об Атлантиде, якобы существовавшем в древности островном государстве, и ее мудром устройстве. Томас Мор в своей «Утопии» напрямую ссылался на Платона.
Еще одна известнейшая утопия — «Город Солнца», который философ-монах Томмазо Кампанелла написал в начале XVII века в тюрьме инквизиции. Кампанелла провел за решеткой 27 лет — он подвергался пыткам, но избежал смертного приговора, симулируя безумие, и был пожизненно заточен в тюрьме. В Городе Солнца все живут общиной, там нет частной собственности и семьи — детей растит и воспитывает государство.
Известны десятки утопий разных эпох и направлений — от религиозных до рационалистических: «Христианополис», «Фрейландия», «Путешествие в землю Офирскую» и многие другие.
План Города Солнца. Из книги «Мир архитектуры: лицо города». Изображение: kannelura.info
В XX веке утопия сближается с научной фантастикой и футурологией. Свой вклад в ее развитие внес Герберт Уэллс (например, в романе «Освобожденный мир»). Элементы утопии присутствуют в фантастике братьев Стругацких под названием «Мир Полудня» — коммунистического будущего на Земле (повесть «Полдень, XXII век» и другие произведения).
Сейчас больше нет некоммунистов. Все десять миллиардов — коммунисты… Но у них уже другие цели. Прежняя цель коммуниста — изобилие и душевная и физическая красота — перестала быть целью. Теперь это реальность.
Аркадий и Борис Стругацкие. «Полдень, XXII век» (1959-60)
Что такое утопический социализм
Утопический социализм — общее название для социалистических учений, существовавших до появления марксизма.
В первой половине XIX века идеи о справедливом преобразовании общества выдвигали Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн.
Проект Новой Гармонии — колонии, которую предложил основать в Америке Роберт Оуэн. Гравюра Ф. Бейта. 1838 год
В России под их влиянием Александр Герцен и Николай Огарев стали вынашивать идеи «общинного социализма» — создания справедливого общества на базе русской крестьянской общины. Эти мысли получили развитие в идеологии народников — сторонников крестьянского социализма.
А «величайшим представителем утопического социализма в России», по словам В.И. Ленина, был Николай Чернышевский — автор романа «Что делать?». Как в свое время Кампанелла, Чернышевский писал свой роман за решеткой — в Петропавловской крепости.
Марксисты, к которым относился и Ленин, считали все эти построения несбыточными, ненаучными — отсюда и название «утопический социализм». «Марксисты должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро искреннего, решительного, боевого демократизма крестьянских масс», — писал В.И. Ленин в статье «Две утопии».
После победы революции 1917 года в СССР «наивному» утопическому социализму противопоставляли научный коммунизм.
Возникновение научного социализма подорвало социальное значение утопии… Марксистская социология рассматривает утопию как одну из форм неадекватного отражения социальной действительности
Философский энциклопедический словарь. 1983
Противники коммунистической идеологии, однако, обвиняют в утопизме и ее саму. Обещание дать «каждому по потребностям», взяв «от каждого по способностям», невыполнимо, и поэтому наступление коммунизма обещают лишь в отдаленном будущем, указывают критики.
Что такое антиутопия и дистопия
Антиутопия или дистопия — это жанр, противоположный утопии. В антиутопических произведениях доказывается, что построить идеальное общество невозможно: эти попытки порождают тоталитаризм и жестокость. Государство вмешивается во все стороны жизни людей, лишает их свободы, а попытки бороться за человеческое достоинство пресекает репрессиями.
Наиболее известные романы в жанре антиутопии — «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
Кадр из фильма «1984» по произведению Джорджа Оруэлла
«Мор. Утопия» и «Битва за Утопию»
Слово «утопия» используется в массовой культуре. Например, существует две популярные игры с этим словом в названии: «Мор (Утопия)» и «Эволюция: Битва за Утопию».
«Мор (Утопия)» или Pathologic — российская компьютерная игра 2005 года, посвященная выживанию в странном городе в условиях смертельной эпидемии. На выбор предлагается три протагониста — Бакалавр, Гаруспик и Смозванка. После того, как игрок выбирает одного из них, двое других также действуют в игре параллельно. Помимо сюжетных заданий, герою нужно заботиться о еде, сне и том, как не заразиться Песочной Язвой.
Обложка игры «Мор (Утопия)»
Критики высоко оценили игру, похвалив ее за оригинальность, множество вариантов прохождения, незабываемую атмосферу и глубину диалогов. Кто-то называл ее «игровым артхаусом». Коммерческого успеха «Мор» не имел, но приобрел немало верных поклонников, что позволяет отнести ее к разряду культовых видеоигр.
Несомненное достижение российской игровой индустрии, возврат к тем далеким, давно ушедшим временам, когда никто не боялся экспериментов. Обладающий чертами нескольких жанров, «Мор» — это, в первую очередь, великолепная история, при каждом пересказе звучащая чуть иначе. Волшебно и незабываемо.
Рецензия на игру «Мор (Утопия)» на сайте Absolute Games
«Мор (Утопия)». Скриншот из игры: AG.ru
В названии игры «заключена некоторая ирония — к Томасу Мору это никакого отношения не имеет», признают разработчики. Первоначально они хотели назвать игру «Эпидемия», но это слово сочли слишком тривиальным. Поэтому использована игра слов: Мор как автор «Утопии» и мор как болезнь, а утопия — как название его книги и как нечто фантастическое, невероятное.
В 2014 началась разработка новой игры под названием «Мор» (Pathologic 2) для PC, PS4 и Xbox One.
«Эволюция: Битва за Утопию» (Evolution: Battle for Utopia) — мобильная игра 2014 года. Сочетает черты «стрелялки», ролевой игры и головоломки. Протагонист «Эволюции» — капитан космического корабля, который потерпел крушение на планете Утопия, пережившей глобальную катастрофу. Задача игрока — строить базу и защищать ее от нападений монстров, сражаться с другими игроками, попутно разгадав загадку Утопии.
Игровой процесс «Эволюция: Битва за Утопию». Скриншот с сайта evo.my.com
Пользователи и пресса высоко оценили «Битву за Утопию», iTunes и Google Play включили ее в число лучших игр 2014 года.
В 2018 году вышло продолжение игры — «Эволюция 2: Битва за Утопию».
Еще крутые истории!
- 18 редких фотографий из прошлого, которые рассказывают занимательные истории
- Кишечный «гормон счастья», кладбищенский пистолет и другие интересные факты и истории
- Удивительная жизнь охотника Хью Гласса
- История о загадочной женской непоследовательности
Метки: istorija битва за утопию видеоигры знания компьютерные игры мор утопия обществознание социализм томас мор утопия философия
Новости партнёров
20 эпичных неудач, которыми поделились на просторах сети
История жизни Надежды Румянцевой: несгибаемая Тося
Утопия: Общее резюме | SparkNotes
Примечание : персонажи Мора, Джайлза и Мортона соответствуют в биографическом плане реальным историческим личностям, сэру Томасу Мору (автору Utopia ), мыслителю-гуманисту Питеру Джайлсу и бывшему канцлеру Англии кардиналу Джону Мортону. Однако вымышленных персонажей книги не следует рассматривать как прямые переводы этих исторических личностей на страницу. В частности, нельзя считать, что персонаж Мора придерживается тех же взглядов, что и сам сэр Томас Мор. Для целей следующих резюме и комментариев имя Мор будет относиться к вымышленному персонажу, а имя сэр Томас Мор относится к автору.
Сводка
Еще поездки в Антверпен в качестве посла Англии и короля Генриха VIII. Не занимаясь своими официальными обязанностями, Мор проводит время, беседуя об интеллектуальных вопросах со своим другом Питером Джайлсом. Однажды Мор видит, как Джайлз разговаривает с бородатым мужчиной, которого Мор принимает за капитана корабля. Вскоре Джайлз знакомит Мора с этим новым человеком, Рафаэлем Хитлодеем, который оказывается философом и путешественником. Трое мужчин удаляются в дом Джайлза на ужин и беседу, и Хитлодей начинает рассказывать о своих путешествиях.
Хитлодей побывал во многих путешествиях с известным исследователем Америго Веспуччи, путешествуя в Новый Свет, к югу от экватора, через Азию и, в конце концов, приземлившись на острове Утопия. Он описывает общества, через которые он путешествует, с такой проницательностью, что Джайлз и Мор убеждаются, что Хитлодей станет потрясающим советником короля. Hythloday отказывается даже рассматривать такое понятие. Далее следует разногласие, в котором трое обсуждают причины, по которым Хитлодей придерживается своей позиции. Чтобы доказать свою точку зрения, Хитлодей описывает ужин, который он однажды разделил в Англии с кардиналом Мортоном и рядом других. Во время этого ужина Хитлодей предложил альтернативы многим порочным гражданским обычаям Англии, таким как политика смертной казни за воровство. Его предложения вызывают насмешки, пока кардинал не обдумает их законно, после чего они встречают всеобщее одобрение. Гитлодей использует эту историю, чтобы показать, насколько бессмысленно давать советы королю, когда король всегда может ожидать, что другие его советники согласятся с его собственными убеждениями или политикой. Затем Хитлодей продолжает излагать свою точку зрения на ряде других примеров, наконец отмечая, что независимо от того, насколько хороша предлагаемая политика, она всегда будет выглядеть безумной для человека, привыкшего к другому взгляду на мир. Гитлодей указывает, что политика утопийцев явно превосходит политику европейцев, но добавляет, что европейцы сочли бы смехотворной важнейшую утопическую политику общей собственности. Мор и Джайлз не согласны с тем, что общая собственность выше частной, и все трое согласны с тем, что Hythloday должен более подробно описать утопическое общество. Однако сначала они делают перерыв на обед.
Вернувшись с обеда, Хитлодей описывает географию и историю Утопии. Он объясняет, как основатель Утопии, генерал Утопус, завоевал перешеек, на котором сейчас стоит Утопия, и с помощью огромных общественных работ отрезал землю, превратив ее в остров. Затем Hythloday переходит к обсуждению утопического общества, изображая нацию, основанную на рациональном мышлении, с общественной собственностью, высокой производительностью, отсутствием ненасытной любви к золоту, отсутствием реальных классовых различий, отсутствием бедности, небольшим количеством преступлений или аморального поведения, религиозной терпимостью и небольшая склонность к войне. Это общество, которое, по мнению Хитлодей, превосходит любое другое в Европе.
Хитлодей заканчивает свое описание, и Мор объясняет, что после стольких разговоров Джайлз, Хитлодей и он слишком устали, чтобы обсуждать особенности утопического общества. Мор приходит к выводу, что многие утопические обычаи, описанные Гитлодеем, такие как их методы ведения войны и их вера в общественную собственность, кажутся абсурдными. Однако он признает, что хотел бы, чтобы некоторые аспекты утопического общества претворялись в жизнь в Англии, хотя он не верит, что что-то подобное произойдет.
Утопия сэра Томаса Мора — журнал The Fountain
Социалистические идеалы появлялись в литературе от Платона до Маркса. В его центре находится Утопия сэра Томаса Мора, которая связывает древние и современные утопии. Остров фантазий Хитлодая во многом основан на греческой республике, но все же повлиял на Маркса. Какие ценности у них общие и какие идеалы уникальны?
Жизнь в УтопииВ бесклассовом обществе Мора все выполняют одну и ту же работу, равны, имеют одинаковые права и должны работать не менее 6 часов каждый день над тем, что у них получается лучше всего. Поскольку Утопия является сельскохозяйственным обществом, все люди работают на земле. Это создает одинаковые условия для всех и обеспечивает достаточные запасы для подавления животного страха перед нуждой.
Вся одежда проста, проста и предназначена для удобства и практичности. Более тонкий материал не давал бы лучшей защиты от холода и не делал бы людей лучше одетыми. Чтобы предотвратить хвастовство, утопийцы каждые 10 лет меняются домами и едят в столовых. Наследственные различия неизвестны, так как дети переходят из дома в дом в зависимости от того, какой навык они хотят освоить. Поскольку различия в занятиях, одежде, жилище, богатстве или использовании свободного времени невелики, гордыни почти не существует.
Коллективное сельское хозяйство Утопии демонстрирует разделение труда. Все изучают основы сельского хозяйства, чтобы лучше служить общему благу. «Никому не придется выполнять эту тяжелую работу против своей воли более двух лет, но многие из них просят остаться подольше, потому что получают естественное удовольствие от фермерской жизни». (1) Это обеспечивает снабжение Утопии едой и дает доступ каждому к цивилизованной жизни. Если вырабатывается чрезмерный излишек, объявляется выходной, чтобы никто не работал без цели.
Отдельные группы Утопии (например, магистраты и князья, священники и интеллектуалы) не являются социальным или экономическим классом. Сифогранты и князь избираются самодержцами. Их власть исходит от народа и может быть устранена им. Специалисты не изолированы, а скорее лидеры в учреждении, в котором могут участвовать все. Обучение ценится и уважается как средство полного развития конкретных способностей, а не как показатель социального положения.
Почему утопия желательна?Одной из причин, по которой Мор предложил Утопию, было прекращение эксплуатации. Скорее всего, Мора возмущала роскошь правящего класса Европы шестнадцатого века, которую он видел в результате обнищания крестьянства. Если бедность должна быть исключена из утопии, роскошь постигнет та же участь. Мор не видел пользы для общего блага, если крестьянский труд приносил пользу лишь очень незначительному меньшинству.
Так как в бесклассовом обществе не может быть гордыни, утописты считают ее социальным пороком и передают этот взгляд своим детям в раннем возрасте. Как говорит Гитлодей: «Люди и животные одинаково жадны и ненасытны из-за страха перед нуждой. Только человеческая гордость гордится тем, что превосходит других в демонстративном потреблении. Для такого рода порока нет никакого места в утопическом образе жизни». Отсутствие гордыни избавляет Утопию от классовой и потенциальной социальной розни, ибо содружество без гордости похоже на единую сплоченную семью.
Равномерное разделение труда и отсутствие гордыни расчищают путь к радостям жизни. Не может быть лучшего блага, чем стремление к максимальному счастью для всех при наименьших затратах или вреде для себя и общества. Мор считает, что проблема в деньгах, символическом капитале, которого желают люди, и поэтому у Утопии нет ни денег, ни капитала. Таким образом, освобожденные от беспокойства о еде, счетах и других вещах первой необходимости, они наслаждаются такими физическими удовольствиями, как вкусная еда, еда, питье и веселье (хотя и без алкоголя). Есть музыка, наслаждение для ума и тела. По тем же причинам в каждом доме есть большой сад, в который уходит много любви и отдыха. Их желание иметь лучший сад, самое приятное убежище, пожалуй, единственное соревнование между семьями.
Гордость сменяется духовным удовлетворением. Они занимаются философией и религией в поисках добродетели и созерцания истины соответственно. Главной добродетелью их общества является естественный разум: причины сотворения человечества. Для них жизнь в соответствии с природой должна быть гуманной. Мор упоминает об этом: «Подобно тому, как природа велит нам взаимно сделать нашу жизнь веселой и восхитительной, она также снова и снова велит не разрушать и не уменьшать удовольствие других людей в поисках собственного» (3) 9.0007
Религия приносит большое удовлетворение большинству утопийцев. Это уникально для Мора, поскольку ни Платон, ни Маркс не принимают религию. Король Утопии постановил, что все граждане должны верить как минимум в две вещи: в бессмертие души и существование наград и наказаний в следующей жизни. В религии утопийцы находят покой и созерцание истины. Поскольку образование является наиболее эффективным способом преодоления коррупции и преступности, оно возложено на священников. В результате требуется мало законов, а существующие требуют лишь наиболее очевидных и простых интерпретаций.
Правительство Утопии состоит из магистратов и принца, которые занимаются делами страны. Это не противоречит коммунизму, поскольку единственной целью правительства является поддержание статус-кво и предотвращение бездействия. Правительство устроено самым ответственным образом. Все дела должны быть рассмотрены в течение дня и не могут быть пропущены без 3-х дней обдумывания. Совместные консультации по общественным делам вне сената или народного собрания караются смертной казнью. Рафаэль говорит: «Они заботятся обдумывать мудро, а не быстро… заботясь об общественном благе» (4) 9.0007
ЗаключениеУтопия Мора имеет главный недостаток: она статична и неизменна, а не развивается, и не оставляет места для роста и развития. Таким образом, только чудо или князь, наделенный некоторой божественной силой, могли привести его к существованию. Мор понимал, что его утопия не является возможным решением, но не имел представления об историческом процессе, который может привести к будущему социализму.
Утопия выдвигается лишь для того, чтобы читатели поняли, что утопические ценности на самом деле являются фундаментальными ценностями человеческой природы, и что мир несовершенен. Как говорит в конце Хитлодей: «Должен признаться, что в Утопическом Содружестве есть много вещей, которые я скорее желаю, чем ожидаю увидеть среди наших граждан». (5)
Мор не призывает к революции и не является вождем пролетариата, желающим свергнуть буржуазию. Вместо этого Мор похож на своих утопистов, просто размышляющих о том, что было бы хорошо, может быть, о мечте наяву. В то время как «Утопия» Мора предвосхищает характеристики современного бесклассового общества, он не предлагает никаких средств для достижения этого блаженного рая.