Утопия | это… Что такое Утопия?
У этого термина существуют и другие значения, см. Утопия (значения).
Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.
Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).
Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство».
Содержание
|
История
Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.
Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.
Классификация и признаки утопии
Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:
- технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.
- социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.
Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).
Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.
Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.
Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений).
Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».[источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.
…не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. Оскар Уайльд. «Душа человека при социализме» |
Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения |
[3]
Критика жанра
Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать»[4]. Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу.»
Классические утопии
- Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
Основные статьи: Список утопий, Список российских утопий
- Платон, «Государство»
- Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
- Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика.
Политический диалог») (1602) - Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)
- Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
- Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
- Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
- Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
- Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
- Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
- Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)
- Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
- Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
- Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
- Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
- В. В. Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)
- Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
- Олдос Хаксли, «Остров» (1962)
См. также
- Антиутопия
- Практопия
- Бумажная архитектура (род деятельности)
- Экотопия
- Отмирание денег
Примечания
- ↑ Есть мнение, что поскольку Мор писал книгу на латыни, то при транскрипции могло потеряться второе значение приставки, а именно «ев» — «благо». (латинская транскрипция скрадывает различия между «у» и «е») В таком случае возможна игра слов: «благое место, которого не существует» (источник: Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М., 1989.)
- ↑ Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
- ↑ Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения
- ↑ Джордж Оруэлл. Почему социалисты не верят в счастье / Пер. с англ. И. Винарского. // Оруэлл Дж. 1984. Скотный Двор. Эссе. — Москва: Эксмо, 2002. — С. 416—424. — ISBN 5-699-01660-0.
Литература
- Святловский В. В. Каталог утопий. М.— Пг., 1923. С. 5.
- Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141—167
- Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 7-276.
- Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
- Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. — Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
- Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб .: Terra Fantastica, 1995. — 351 с .
- Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. — М.: Наследие — Editions UNESCO, 1999. — 206 с — ISBN 5-9208-0001-1
- Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
- Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
- Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). — М., 1985.
- Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М., 1989. [1]
- «Утопия и утопическое» — материалы круглого стола // Славяноведение. — 1999. — № 1. — С. 22-47.
- Утопия и утопическое в славянском мире. — М., 2002.
- Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. — СПб.: Гиперион, 2003. — 312 с.
- Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
- Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. — СПб.: Алетейя, 2005. — 496 с.
- Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
- Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162—171
- Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. — С. 18-23.
- Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. — М., 1956.
- Мильдон В. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. — М.: РОССПЭН, 2006. — 288 с — (Российские Пропилеи). — ISBN 5-8243-0743-1
- Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. — СПб.: Искусство-СПБ, 2007. — 416 с — ISBN 5-210-01467-3
- Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
- Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
- Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова.— М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 160 с — ISBN 978-5-382-00362-7
- Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
- Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 89-98.
- «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
- Дэвид Пирс, «Гедонистический императив» (1995)
Ссылки
- Utopia and Utopianism
- Utopie
- Welcome to Utopia
- Society for Utopian Studies
Утопия | Понятия и категории
«Он расположен очень удобно — на полуострове, ограниченном с юга бухтой Роксбэри, на севере — рекой Чарлз, а сзади — болотами, площадью не более половины квадратной мили; таким образом, небольшая изгородь охраняет их скот от волков. Они особенно нуждаются в лесе и лугах, которых здесь никогда не было; поэтому они вынуждены привозить строительный лес и топливо с островов на лодках, а сено — на лихтерах. Из-за отсутствия леса они защищены от трех неприятностей: волков, гремучих змей и москитов. Те, кто живет разведением скота, вынуждены селиться за полуостровом, на материке, так как на полуострове слишком мало места, но для тех, кто торгует с Англией, покупая товары, которые здесь необходимы, это место очень подходит, так как является главным портовым и торговым центром…
Tags:
История
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (греч. и — нет и topos — место, т. е. «место, которого нет»; по другой версии, греч. ού — благо и τόπος — место, т. е. «благословенная страна») — изображение идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь. Сам термин «утопия» ведет происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора, опубликованной в 1516 году. В 19—20 веках этот термин приобрел характер отрицательного обозначения сочиальных и трактатов, содержащих нереальные планы радикального преобразования общества.
Традиционные описания совершенного общественного строя восходят к античным легендам о «золотом веке», «земном рае» и т. д., об «островах блаженных», якобы открытых мореплавателями в эпоху великих географических открытий 15—18 веков («Город солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и аналогичные сочинения их многочисленных эпигонов)…
Tags:
Идеология
УТОПИЯ (УТОПИЗМ) — несбыточные мечтания, стремления к построению недостижимых, идеальных общественных систем, идеальных взаимоотношений между людьми. Утопический социализм, например, исходил из древней мечты людей достичь на Земле всеобщего равенства, счастья, свободы, справедливости на основе введения общественной собственности, коллективного труда, эгалитарного (уравнительного) распределения материальных благ и безгосударственного самоуправления народов. Наиболее ярко идеи утопического социализма представлены в учениях Мюнцера, Кампанеллы, Мабли, Морелли, Сен-Симона, Фурье, Оуэна.
Tags:
Мировоззрение
УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ (от греч. ού – отрицательная частица и τόπος – место, т.е. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя либо в якобы уже существовавшей или существующей где-то стране, либо как проекта социальных преобразований, ведущих к его воплощению в жизнь. Термин «утопия» ведет свое происхождение от сокращенного названия книги Т. Мора (1516). В 19 и 20 вв. этот термин приобрел характер отрицательного обозначения всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикального переустройства общественных отношений.
Tags:
Мировоззрение
Идеология
УТОПИЯ (греч. u topos — место, которого нет) — подробное и всестороннее описание воображаемого, но имеющего гипотетические пространственно-временные координаты общества, являющегося воплощением идеала, желаемого будущего. Различные оттенки смысла, вкладываемого в понятие утопия, возникли при переводе греческого термина на латынь. Термин «утопия» происходит от названия книги Т. Мора, написанной в 1516 г.
Большинство утопий основано на принципе тесной связи человека и условий его жизни. Причина несчастий человека кроется не столько в его низменной природе, сколько в неблагоприятных условиях; человек способен изменяться при изменении условий его жизни; нет непреодолимого противоречия между благом индивида и благом общества; разум — основной «родовой» признак человека, поэтому, опираясь на разум, возможно на рациональных началах обустроить общественную среду…
Tags:
Идеология
УТОПИЯ (греч.: ou — отрицательная частица, topos — место, т.е. «место, которого нет») — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают утопию от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником утопии на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д…
Tags:
Идеология
УТОПИЯ (UTOPIE). То, что не существует нигде (дословно «ни в одном месте»: u-topos). Значит, утопия — это идеал? В некотором смысле да, но идеал запрограммированный и организованный, распланированный с маниакальной точностью деталей. Это идеал, не желающий быть идеалом и претендующий на звание пророчества или инструкции. Утопиями принято называть идеальные общества. В этом случае утопия выступает в качестве политической фикции, служащей не столько для осуждения существующего общества (для этого не нужна никакая утопия), сколько для того, чтобы предложить другое общество, продуманное до мельчайших подробностей, так что остается только осуществить замысел. Таковы утопии Платона, Томаса Мора (которому принадлежит честь изобретения этого слова) или Фурье. ..
Tags:
Идеология
УТОПИЯ и АНТИУТОПИЯ (греч и — не, нет и topos — место, буквально— «место, которого не существует»). Утопия — модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры об-ва как воплощения социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «утопия» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно не обоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная с представлений о «золотом веке» древнегреческого поэта Гесиода (8—7 вв.
Tags:
Политика
Идеология
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ (КОММУНИЗМ) — этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Термин «утопия» как обозначение идеального общества впервые употребил Мор (так назвал он вымышленный остров, на котором было создано идеальное общество). В дальнейшем этот термин стал применяться при характеристике вымышленных, неосуществимых общественных порядков.
Tags:
Идеология
УТОПИЯ — продукт теоретического воображения, мысленное доведение определенной концепции до ее полного и образного выражения путем преувеличенного и одностороннего усиления одного из аспектов предмета исследования. Утопия создается благодаря последовательно проведенному замещению эмпирических — причинных — зависимостей чисто идеальными, воображаемыми связями; утопия есть полнейшее отрицание реальности. Последняя начинается там, где кончается утопия, о чем и свидетельствует расхождение воображаемого идеала и реальной действительности.
Исторически утопия возникает в виде литературных сочинений как способ изображения идеального социального порядка, как образец такого общества. В более широком смысле обозначает сочинения или идеи, содержащие нереальные планы социальных преобразований. Впервые термин «утопия» используется для названия книги Т. Мора (1516), где изображается вымышленная страна…
Tags:
Социология
Политика
Краткая история утопии
Равенство, мир и всеобщий доступ к еде, образованию, здравоохранению и занятости: какими бы идеалами они ни вдохновлялись, утопии характеризуются этими важнейшими элементами. Утопии настолько далеки от реальности, что сам термин означает «нигде», как писал сэр Томас Мор в 1516 году, когда он соединил древнегреческие слова «оу» (нет) и «топос» (место) в названии своего романа. Утопия . В Амауроте, столице островного государства Мора Утопия , все улицы одинаковые, все дома одинаковые трехэтажные. Все дома общественные, потому что ни один дом не является частным и в нем нет замков. Для утопийцев это архитектурное единообразие — блаженство, поскольку каждое десятилетие они переезжают и при этом не должны приспосабливаться к своим новым местам. Итак, ясно, что утопическое общество основано на разуме и рационально организовано, а его конечная польза — добро и должное удовольствие.
Еще до Мора множество писателей, философов, архитекторов и интеллектуалов играли с идеей воображаемых миров, где общество движет гармоничной жизнью. У Платона Республика — диалог Сократа, написанный около 375 г. до н. э. — греческий философ обсуждает справедливость, порядок и характер справедливого города-государства и справедливого человека. В 421 году н.э. китайский поэт Тао Юаньмин ушел от политической нестабильности и национальной разобщенности, характерных для его времени, изобразив бесплотную утопию в своей басне Весна цветения персика . Случайно проплыв вверх по реке в лесу цветущих персиковых деревьев, рыбак достиг истока реки через узкий проход в гроте, затем в деревню, где люди веками вели идеальное существование в гармонии с природой, не подозревая о внешнем мире. .
Одним из наиболее известных концептов утопического места является иудео-христианский Эдемский сад. Там Ева и Адам жили свободными от голода, забот и одежды. Точно так же исламские тексты описывают жизнь бессмертных обитателей Джанны как счастливую и лишенную боли, печали, страха или стыда. Они молоды, им немного за 30, и они живут счастливой жизнью, которая включает в себя ношение роскошных мантий, браслетов и парфюмерии.
Утопии привлекательны, потому что они дают людям возможность уйти от своих проблем и войти в мир блаженства. Как писал Мариус де Геус в Экологические утопии , «чрезвычайно привлекательно мечтать об идеальном мире, свободном от социальной несправедливости, голода, бедности, преступности, давления, насилия и загрязнения». Утописты исследуют корни этих проблем и пытаются разоблачить укоренившиеся структурные ошибки общества, а на созданных ими чистых полотнах они рисуют место, которое постоянно отрывается от прошлого, поднося зеркало к своим современникам. В результате получается счастливый мир в воображаемом прошлом или далеком будущем. Или, иногда, просто в глуши, как в проекте Jungle 2 Jungle. Созданное в 2014 году и все еще находящееся в стадии разработки, намеренное сообщество Jungle 2 Jungle вдохновлено романом писательницы-феминистки Шарлотты Перкинс Гилман 9. 0003 Херланд . В то время как общество Herland полностью состояло из женщин, размножающихся посредством партеногенеза и живущих без войн, конфликтов и господства, организаторы Jungle 2 Jungle признают, что будет несколько отличий от этого столетнего романа, включая принятие трансгендерных людей и Интернет, и, конечно, не охватывая элементы партеногенетического размножения. Что делает эту экодеревню утопией для широкой публики? Это будет безналичный расчет, без арендной платы, сборов или денег, взимаемых с его жителей; все потребности в продуктах питания будут удовлетворяться за счет пермакультуры, и, конечно же, члены будут делать все возможное, чтобы обеспечить устойчивость своих потребностей в долгосрочной перспективе и защитить окружающую среду.
Это один из последних в своем роде земельных кооперативов только для женщин, в то время как другие, такие как Sugarloaf Women’s Village во Флорида-Кис, стремятся объединить концепцию ненасилия с феминистской практикой, а Susan B. , Женский земельный фонд Энтони, ориентированное на женщин живое и образовательное сообщество в сельской местности Огайо.
Начиная с Herland феминистская утопическая литература процветает. Возьмем, к примеру, Чудо-женщину , : созданную психологом и писателем по самопомощи Уильямом Марстоном в 1940-х годов, с главным героем, основанным на нетрадиционных, раскрепощенных и могущественных современных женщинах своего времени. В выпуске журнала The American Scholar за 1943 год Марстон писал: «Даже девушки не хотят быть девушками, пока нашему женскому архетипу не хватает силы, силы и могущества. Не желая быть девочками, они не хотят быть нежными, покорными, миролюбивыми, как хорошие женщины. Сильные качества женщин стали презирать из-за их слабости. Очевидное средство — создать женский персонаж с силой Супермена и очарованием хорошей и красивой женщины». Итак, угадайте, что? Марстон 9Комиксы 0003 Wonder Woman рассказывают о Райском острове, матриархальном женском сообществе мира, любящего подчинения и рабства.
Перенесемся на 30 лет вперед, когда радикальная феминистка Суламифь Файерстоун написала классическую книгу Диалектика секса , в которой она позиционируется как обособленный провидец, как указал писатель Ной Берлацки в статье, опубликованной в The Atlantic в 2012 году, вскоре после этого. ее смерть. В своей работе Файерстоун утверждает, что гендерные различия (или «половой класс») коренятся в биологии. Более того, это основа всякого неравенства. Без тирании биологического воспроизводства моногамия и даже табу на инцест были бы не нужны. Тогда эротика, близость и радость могли бы освободиться из царства романтической любви и проникнуть в нашу культуру. Если, по словам Файрстоуна, «беременность — это варварство», поскольку это «временная деформация тела индивидуума ради вида», то достижения в науке могут изменить материальные условия в достаточной степени, чтобы наконец сделать справедливость возможной. Новые репродуктивные технологии избавят от необходимости рожать, а кибернетика избавит от необходимости работать. А как только ручной и женский труд будет устранен, общество может быть реформировано: вместо ядерных установок люди смогут жить в более крупных домохозяйствах, где забота о детях будет распределена между всеми.
Можно считать 1970-е десятилетием экологических утопий. Одним из самых влиятельных является общество, описанное Эрнестом Калленбахом в книге Ecotopia , опубликованной в 1975 году. Действие происходит в 1999 году и состоит из отчетов и дневников репортера Уильяма Уэстона, первого человека, вступившего в новую нацию Экотопия, в состав которого вошли Северная Калифорния, Орегон и Вашингтон после их выхода из состава США. Это усилие звучит близко к движению за Каскадию, которое простирается от Британской Колумбии в Канаде до Орегона, и поддерживается чувством связи, основанным на защите окружающей среды, биорегионализме, неприкосновенности частной жизни, гражданских свободах и свободе. Экотопические граждане описываются как творческие, свободомыслящие, либеральные и энергичные люди, которые ценят командные конфигурации и социальную ответственность.
Как и другие утописты, Калленбах предоставляет читателю подробную информацию об образе жизни Экотопии, политике, сексуальной свободе, образовании и гендерных отношениях, но его основное внимание уделяется экологическим аспектам сообщества: добродетельный цикл отходов, экологически чистое производство продуктов питания, отсутствие автомобилей. жить и получать энергию от солнца и моря. Что делает роман Калленбаха оригинальным, так это тот факт, что он собрал альтернативное видение взаимосвязей между людьми и природой, поддержанное многими авторами в XIX веке.70-е годы. Экотопия содержит ту же экологическую критику, что и книга Мардж Пирс Женщина на краю времени (1976) и Салли Миллер Гирхарт Земля странствий (1979), оба из которых касаются корпоративной и технологической эксплуатации природы и окружающей среды. деградация.
Что делает утопии такими увлекательными и недостижимыми, так это тот же самый элемент, который, доведенный до предела, создал бы антиутопии. Все эти идеальные миры основаны на иногда слепом и, безусловно, сознательном принятии социальных норм, которые не могут сделать всех счастливыми. Подумайте о Волшебник страны Оз , написанный в 1900 году. Мы должны отказаться от утопий, чтобы принять протопии, и отказаться от стремления к совершенству в пользу постепенных улучшений. Мы могли бы последовать примеру мантры «Будь лучшей версией себя , », как сказал футурист Кевин Келли: «Протопия — это штат, который сегодня лучше, чем вчера, хотя может быть лишь немногим лучше». Это значительно усложняет визуализацию протопии — в отличие от развлекательных утопических романов. И именно потому, что протопия содержит столько же новых проблем, сколько и новых преимуществ, это сложное взаимодействие работы и разрушения трудно предсказать, но оно более реалистично. Процитирую Майкла Шермера, автора Небеса на Земле: Научные поиски загробной жизни, бессмертия и утопии , «Протопическое будущее не только практично, но и осуществимо».
подписка
Инновационные истории прямо в вашем почтовом ящике.
- Электронная почта
- Установив этот флажок, вы соглашаетесь с тем, что ваши данные собираются и обрабатываются для указанной цели в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности
- *
- CAPTCHA
Эксперименты с утопией [ushistory.org]
Американская история 1. Общество коренных американцев накануне британской колонизации a. Разнообразие групп коренных американцев b. Анасази ок. Алгонкские племена d. Племена ирокезов 2. Британия в Новом Свете а. Ранние начинания терпят неудачу b. Акционерные общества c. Поселение Джеймстаун и «Голодное время» d. Рост торговли табаком e. Война и мир с народом Поухатана f. Палата горожан 3. Колонии Новой Англии а. Мэйфлауэр и Плимутская колония b. Уильям Брэдфорд и первый День благодарения ок. Массачусетский залив — «Город на холме» d. Пуританская жизнь e. Несогласие в Массачусетском заливе f. Добраться до Коннектикута g. Колдовство в Салеме 4. Средние колонии а. из Новых Нидерландов в Нью-Йорк b. Квакеры в Пенсильвании и Нью-Джерси ок. Город братской любви — Филадельфия d. Идеи Бенджамина Франклина 5. Южные колонии а. Мэриленд — католический эксперимент b. Наемные слуги c. Создание Каролины d. Должники в Грузии e. Жизнь на юге плантаций 6. Афроамериканцы в Британском Новом Свете а. Западноафриканское общество в точке соприкосновения с Европой b. «Средний проход» c. Рост рабства d. Рабская жизнь на ферме и в городе e. Свободные афроамериканцы в колониальную эпоху f. «Подчиненные коды» g. Новая афроамериканская культура 7. Начало революционного мышления а. Влияние Просвещения в Европе b. Великое пробуждение c. Суд над Джоном Питером Зенгером ум. Контрабанда e. Традиция восстания f. «Что такое американец?» 8. Место Америки в глобальной борьбе а. Новая Франция b. Франко-индейская война c. История и опыт Джорджа Вашингтона d. Парижский мирный договор (1763 г.) и его последствия 9. События, приведшие к независимости а. Королевская прокламация 1763 г. b. Противоречие Закона о гербовом сборе c. Бостонские патриоты d. Акты Тауншенда e. Бостонская резня f. Чайный акт и чаепития g. Невыносимые действия 10. E Pluribus Unum a. Конгресс Закона о гербовых марках b. Сыновья и дочери свободы c. Комитеты по переписке d. Первый Континентальный Конгресс e. Второй Континентальный Конгресс f. Здравый смысл Томаса Пейна g. Декларация независимости 11. Американская революция а. Американские и британские сильные и слабые стороны b. Лоялисты, наблюдатели и патриоты c. Лексингтон и Конкорд d. Банкер-Хилл e. Революция в тылу f. Вашингтон в Вэлли-Фордж г. Битва при Саратоге х. Французский Альянс i. Йорктаун и Парижский договор 12. Социальные последствия американской революции а. Влияние рабства b. Революция в социальном праве c. Политический опыт d. «Республиканское материнство» 13. Когда заканчивается революция? а. Декларация независимости и ее наследие b. Опыт войны: солдаты, офицеры и гражданские лица c. Лоялисты d. Революционные изменения и ограничения: рабство e. Революционные изменения и ограничения: женщины f. Революционные ограничения: коренные американцы g. Революционное достижение: йомены и ремесленники h. Эпоха атлантических революций 14. Установление правил а. Конституции штатов b. Статьи Конфедерации c. Оценка Конгресса d. Экономический кризис 1780-х гг. 15. Составление конституции а. Восстание Шейса b. Состав национальных суперзвезд c. Сложные вопросы d. Конституция через компромисс 16. Ратификация Конституции а. федералисты б. Антифедералисты c. Процесс ратификации: государство за государством d. После фактов: Вирджиния, Нью-Йорк и «Записки федералистов» e. Победа антифедералистов в поражении 17. Джордж Вашингтон а. Вырос в колониальной Вирджинии b. Сила личности и военное командование c. Первая администрация d. Прощальный адрес e. Маунт-Вернон и дилемма революционного рабовладельца 18. Нерешенные внутренние вопросы а. Билль о правах b. Финансовый план Гамильтона c. Растущая оппозиция d. Военное поражение США; Индийская победа на Западе e. Устойчивость коренных американцев и насилие на Западе 19. Политика в переходный период: общественный конфликт в 1790-х гг. Трансатлантический кризис: Французская революция b. Переговоры со сверхдержавами c. Возникают две партии d. Президентство Адамса e. Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу f. Жизнь и времена Джона Адамса 20. Джефферсонианская Америка: вторая революция? а. Выборы 1800 г. b. Идеология Джефферсона c. Экспансия на запад: покупка Луизианы d. Новая национальная столица: Вашингтон, округ Колумбия e. Оплот федералистов: Верховный суд Джона Маршалла f. Восстание Габриэля: другой взгляд на Вирджинию в 1800 г. 21. Расширяющаяся республика и война 1812 г. а. Значение Запада b. Исследование: Льюис и Кларк c. Дипломатические вызовы в эпоху европейских войн d. Сопротивление коренных американцев на западе Трансаппалачей e. Вторая война за независимость Америки f. Требование победы из поражения 22. Социальные изменения и национальное развитие a. Экономический рост и ранняя промышленная революция b. Хлопок и афроамериканская жизнь c. Религиозная трансформация и второе великое пробуждение d. Институционализация религиозной веры: Благотворительная Империя e. Новые роли для белых женщин f. Раннее национальное искусство и культурная независимость 23. Политика и новая нация а. Эпоха добрых чувств и двухпартийная система b. Расширение избирательного права: демократия белого человека c. Миссурийский компромисс d. Выборы 1824 г. и «коррупционная сделка» e. Джон Куинси Адамс f. Джексоновская демократия и современная Америка 24. Эпоха Джексона а. Восстание простого человека b. Сильное президентство c. Споры об аннулировании в Южной Каролине d. Война против банка e. Джексон против Клея и Калхуна f. След слез — переселение индейцев 25. Подъем американской промышленности а. Эпоха каналов b. Ранние американские железные дороги c. Изобретатели и изобретения d. Первые американские фабрики e. Возникновение «женской сферы» f. Ирландская и немецкая иммиграция 26. Взрыв новой мысли а. Религиозное возрождение b. Эксперименты с утопией c. Права женщин d. Реформа тюрем и убежища e. Художники Школы реки Гудзон f. Трансцендентализм, американская философия 27. Своеобразный институт а. Коронация короля Коттона b. Рабская жизнь и кодексы рабства c. Плантация и рыцарство d. Свободные (?) афроамериканцы e. Восстания на плантации и за ее пределами f. Южный аргумент в пользу рабства 28. Растет аболиционистский настрой а. Уильям Ллойд Гаррисон и «Освободитель» б. Афро-американские аболиционисты c. Подземная железная дорога d. Гарриет Бичер-Стоу — Хижина дяди Тома 29. Явная судьба а. Республика Одинокой Звезды b. 54° 40′ или Бой c. «Американская кровь на американской земле» d. Американо-мексиканская война e. Золото в Калифорнии 30. Непростой мир а. Условие Уилмота b. Народный суверенитет c. Три сенаторских гиганта: Клэй, Кэлхун и Вебстер д. Компромисс 1850 г. 31. «Кровавый Канзас» а. Закон Канзаса-Небраски b. Пограничные хулиганы c. Мешок Лоуренса d. Резня в Поттаватоми-Крик e. Canefight! Престон Брукс и Чарльз Самнер 32. От непростого мира к ожесточенному конфликту а. Решение Дреда Скотта b. Дебаты Линкольна-Дугласа c. Рейд Джона Брауна d. Выборы 1860 г. Юг отделяется 33. Разделенный дом а. Форт Самтер b. Сильные и слабые стороны: Север против Юга c. Первая кровь и ее последствия d. Священные верования e. Кровавый Антиетам f. О генералах и солдатах g. Геттисберг: Высшая точка Конфедерации h. Северные планы по окончанию войны i. Дорога к Аппоматтоксу 34. Война в тылу а. Прокламация об освобождении b. Дипломатия военного времени c. Северный тыл d. Южный тыл e. Выборы 1864 г. f. Убийство президента 35. Реконструкция а. Президентская реконструкция b. Радикальная реконструкция c. Президент подвергся импичменту d. Восстановление старого порядка 36. Позолоченный век а. Связывание нации по железной дороге b. Новые магнаты: Джон Д. Рокфеллер ок. Новые магнаты: Эндрю Карнеги ум. Новые магнаты: Дж. Пьерпон Морган e. Новое отношение к богатству f. Политика позолоченного века 37. Организованный труд а. Великий переворот b. Трудовые ресурсы против руководства c. Ранние национальные организации d. Американская федерация труда e. Юджин В. Дебс и американский социализм 38. Из деревни в город а. Очарование американских городов b. Обратная сторона городской жизни c. Наплыв иммигрантов d. Коррупция выходит из-под контроля e. Религиозное возрождение: «Социальное евангелие» f. Художественные и литературные направления 39. Новые измерения в повседневной жизни а. Образование б. Спорт и отдых c. Женщины в позолоченном веке d. Викторианские ценности в новую эпоху e. Печатная революция 40. Закрытие границ a. Резня в Сэнд-Крик b. Последний бой Кастера c. Конец сопротивления d. Жизнь в резервациях e. Резня Вундед-Ни 41. Западные народные обычаи а. Горнодобывающий бум b. Пути ковбоя c. Жизнь на ферме d. Рост популизма e. Выборы 1896 г. 42. Прогрессивизм охватывает нацию а. Корни движения b. Сборщики мусора c. Наконец-то избирательное право женщин d. Букер Т. Вашингтон e. У. Э. Б. Дюбуа 43. Прогрессисты в Белом доме а. Тедди Рузвельт: Грубый всадник в Белом доме b. Разрушитель доверия c. Рука помощи для труда d. Сохранение дикой природы e. Передача факела f. Выборы 1912 г. Новая свобода Вудро Вильсона 44. В поисках империи а. Ранние пробуждения b. Гавайская аннексия c. «Помни Мэн!» д. Испано-американская война и ее последствия e. Следствие Рузвельта и Латинская Америка f. Добраться до Азии g. Панамский канал 45. Америка в Первой мировой войне а. Прощай, изоляция b. Там c. Здесь d. Версальский договор и Лига Наций 46. Бурное десятилетие а. Эпоха автомобилей b. Борьба с «демоническим ромом» c. Изобретение подростка d. Заслонки e. Гарлемское Возрождение f. Экономика потребления g. Радиолихорадка h. Причуды и герои 47. Старые ценности против новых ценностей a. Красная угроза b. Суд над обезьяной c. Непереносимость d. Книги и фильмы e. Внутренняя и международная политика 48. Великая депрессия а. Крах рынка b. Погружаясь все глубже и глубже: 1929-33 в. Бонусный марш d. Последняя битва Гувера e. Социальные и культурные последствия депрессии 49. Новый курс а. Банковский выходной b. Возвращение людей к работе c. Проблема земледелия d. Социальное обеспечение e. Алфавитный суп Рузвельта f. Критики Рузвельта g. Оценка Нового курса 50. Дорога в Перл-Харбор а. Изоляционизм 1930-х годов б. Реакция на неспокойный мир c. Начинается война d. Арсенал демократии e. Перл-Харбор 51. Америка во Второй мировой войне а. Стратегия военного времени b. Американский тыл c. День «Д» и капитуляция Германии d. Война на Тихом океане e. Японо-американское интернирование f. Манхэттенский проект g. Решение сбросить бомбу 52. Послевоенные вызовы а. Вспыхивает холодная война b. Организация Объединенных Наций c. Сдерживание и план Маршалла d. Берлинский воздушный мост и НАТО e. Корейская война f. Внутренние вызовы 53. 1950-е годы: счастливые дни а. Маккартизм б. Пригородный рост c. Земля телевидения d. Американский рок-н-ролл e. Холодная война продолжается f. Голоса против конформизма 54. Новое движение за гражданские права а. Отдельно больше нет? б. Роза Паркс и автобусный бойкот Монтгомери c. Столкновение в Литл-Роке d. Сидячая забастовка e. Доходы и потери f. Мартин Лютер Кинг мл. г. Долгое жаркое лето h. Малкольм Икс и нация ислама i. Власть черных 55. Вьетнамская война а. Раннее участие b. Лет эскалации: 1965-68 в. Тетское наступление d. Антивоенное движение e. Годы ухода 56. Политика от Камелота до Уотергейта а. Выборы 1960 г. б. Новый рубеж Кеннеди c. Глобальные вызовы Кеннеди d. Убийство Кеннеди e. «Великое общество» Линдона Джонсона f. 1968: Год распутывания g. Треугольная дипломатия: США, СССР и Китай 57. Формирование Новой Америки а. Современный феминизм b. Борьба за репродуктивные права c. Поправка о равных правах d. Роу против Уэйда и его влияние e. Экологическая реформа f. Другие требуют равенства g. Студенческая активность h. Цветочная сила 58. Время болезни а. Отмена президента b. Больная экономика c. Зарубежные беды d. Поиск себя e. Новые правые 59. Годы Рейгана а. «Утро в Америке» б. Рейганомика c. Внутренние и внешние связи d. Жизнь в 1980-х e. Конец холодной войны 60. Навстречу новому тысячелетию а. Операция «Буря в пустыне» b. Бэби-бумер в Белом доме c. Республиканцы против демократов d. Жизнь в век информации e. Конец американского векаГород Амана, штат Айова, функционировал как общинное общество в течение 89 лет. Большинство поселенцев были иммигрантами, покинувшими Германию в 1842 г. и приехавшими в Айову в 1855 г.
По мере того, как в 19 веке Америка становилась больше, богаче и разнообразнее, она также пыталась создать культуру, которая была бы отличной и не подражала бы какой-либо в Европе. В то же время жажда индивидуального совершенствования заставляла местные сообщества создавать дискуссионные клубы, библиотечные общества и литературные объединения с целью обмена интересными и провокационными идеями. Может быть, рассуждали люди, если бы какое-либо общество было полностью реорганизовано, его можно было бы возродить и, в конечном счете, усовершенствовать. Утопия, первоначально греческое слово, обозначающее воображаемое место, где все и все совершенны, была найдена в Америке путем создания образцовых сообществ в рамках большого общества.
Шейкеры верили в безбрачие в браке и вне брака, поэтому дети Шейкеров обычно были сиротами, отданными в церковь.
Большинство первоначальных утопий были созданы в религиозных целях. Один из первых был разработан Джорджем Раппом, немецким фанатиком, который привел 600 последователей в западную Пенсильванию в 1804 году. Используя общие средства для покупки земли, Раппиты создали коммуну, где они изолировали себя от других, ожидая Откровения. Из-за своих крайних взглядов на секс и брак, а также строгого, буквального толкования Библии им не удалось распространять добрую волю или приобретать новообращенных. Более гостеприимные по отношению к своим соседям и способные привлечь около 6000 членов к 1830-м годам, процветали двадцать успешных общин шейкеров. Они следовали принципам простоты, безбрачия, общей собственности, равного труда и вознаграждения, которых придерживалась их основательница Мать Энн Ли.
Предоставлено Longman History Place
Религиозные и утопические общины были усеяны сельской местностью в 1800-х годах.
Основатели Brook Farm пытались создать общество равенства для своих членов.
Постепенно утопические общины стали отражать социальное совершенствование, а не религиозную чистоту. Роберт Оуэн, например, верил в экономическое и политическое равенство. Эти принципы, а также отсутствие определенного религиозного вероучения были в 1825 году основополагающими принципами его кооператива New Harmony, штат Индиана, который просуществовал всего два года до экономического краха. Шарль Фурье, французский реформатор и философ, поставил цель социальной гармонии через добровольные «фаланги», которые были бы свободны от государственного вмешательства и в конечном итоге возникали, объединялись и становились всеобщим совершенным обществом. Джон Хамфри Нойес спроектировал сообщество Онейда в северной части штата Нью-Йорк. Онейданцы экспериментировали с групповым браком, общим воспитанием детей, групповой дисциплиной и попытками улучшить генетический состав своего потомства.
Уверенность в своих силах, оптимизм, индивидуализм и пренебрежение внешними авторитетами и традициями характеризовали один из самых известных из всех американских коммунальных экспериментов. Ферма Брук недалеко от Роксбери, штат Массачусетс, была основана для продвижения человеческой культуры и братского сотрудничества. Он должен был даровать всем своим членам высшие блага интеллектуального, физического и нравственного воспитания. Благодаря усердному труду и простоте те, кто присоединялся к сообществу фермы Джорджа Рипли, должны были понять и жить в социальной гармонии, свободной от правительства, свободной совершенствовать себя. Однако Натаниэль Хоторн, писавший о своем пребывании здесь в The Blithedale Romance, оставил эту утопию разочарованной. Наконец, романтический мыслитель и строгий вегетарианец Бронсон Олкотт, отец писательницы Луизы Мэй Олкотт, посвятил себя обработке почвы во Фрутлендс с июня 1844 по январь 1845 года в надежде, что любовь, образование и совместный труд принесут ему и его небольшой после мира. Позже его высмеивали как «человека, стремящегося спасти мир, вернувшись к желудям».
1840-е годы ознаменовались разгаром утопических процессов. Вера в то, что человек «по природе» добр и что человеческие институты поддаются совершенствованию, породила огромные надежды на возможности реформ и обновления. Эти эксперименты в конечном итоге распались, но какое-то время пытались стать идеальным местом, где братство последователей поровну делило плоды своего труда и жило в мире. Казалось, что в рамках великого американского эксперимента поиск утопии требовал только приверженности людей, которым было легко поверить, что нет ничего невозможного.