Условия учреждения коллегий по законам xii таблиц: (PDF) ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ И ГРЕЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, «ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ И НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ». | Donatella Monteverdi

Центр антиковедения ЯрГУ

  
 

Л.М. Шмелева *

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА В ДРЕВНЕЙШЕМ РИМЕ (VIII–VI вв. до н.э.)

SUMMARY

Международные отношения и дипломатия в архаическом Риме регулировало право фециалов (Serv. Ad Aen. XII. 120, I. 62, VIII. 641; Varro. LL. V.86). Оно включало в себя церемонии объявления войны и заключения мира, а также определяло порядок выдачи римских граждан противнику.

Коллегия фециалов возникает в Риме очень рано, однако фециальное право формировалось в течение длительного времени. Источником этого права послужили италийские правовые традиции и институты.

Существует целый ряд источников, на основании в которых можно проследить процесс формирования фециального права. Подробно функции фециалов описаны у Дионисия Галикарнасского (Ant. Rom. II. 72. 6). Формулы заключения мира и объявления войны приводит Тит Ливий (

Liv. I. 24, 32). О фециалах также писал Цицерон (Cic. Resp.; Leg.; Off.). Некоторые сведения содержатся у Варрона, Сервия, Вергилия (Serv. Ad Aen. I. 62; VIII. 641; XII. 120; Varro LL. V. 86). В Законах XII таблиц, в институциях и Дигестах также отражены некоторые, более поздние, нормы фециального права. Однако информация, представленная в источниках, фрагментарна.

Наиболее подробно функции фециалов были исследованы П. Каталано1. Отдельным аспектам деятельности коллегии и проблемам фециального права посвящены работы С. Браслофа, Ф. Мартино, Б. Парадиси, Р. Пенелла и других2. В отечественном антиковедении этой проблемой занималась Н.Г. Майорова. В ее работах подробно освещены проблемы происхождения и функционирования коллегии фециалов, а также некоторые вопросы фециального права3. О фециалах писали ученые, занимавшиеся проблемами развития раннего Рима

4, международными отношениями в Западном5 и Восточном Средиземноморье6. Однако в отечественном антиковедении проблема не получила полного освещения. Так, почти не изученной остается проблема реконструкции фециального права и его отдельных норм.

Фециальное право определяло религиозное освящение международных актов. Поэтому фециалы появились у италийских народов достаточно рано. Ius fetiale представляет собой совокупность норм, которыми должны были руководствоваться фециалы в отношениях Рима с другими государствами7. Для понимания процесса формирования фециального права необходимо определить его место в общей системе римского права.

Как известно, римляне делили право на fas (божественное право) и ius (человеческое право). Цицерон лишь однажды употребляет термин religio fetiale (Cic. Resp. II. 17. 31), предпочитая писать о ius fetiale (

Cic. Off. III. 29. 7; I. 11. 36). Ливий применительно к фециалам также употребляет термин ius (Liv. I. 32. 5). Отсюда можно заключить, что фециалы имели в своем ведении ius – человеческое право8.

Ius делилось у римлян на публичное и частное право. Под публичным правом первоначально римляне понимали все установления государства; в республиканский период «под ним подразумевалось всякое право, относящееся к делам государства» (государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культовое и международное). В то время, как к сфере частного права относилось «всякое право, распространяющееся на личные, семейные, имущественные и наследственные отношения отдельных лиц»9. Применительно к фециальному праву нас интересует ius gentium (право народов), ius legationis (право послов), ius belli (право войны).

В целом право народов присуще всем народам человечества (Iust. I. 1. 1. 9; I. 4), то есть в него входят нормы общие для всех народов. В Дигестах указывается, что именно ius gentium введена война, разделение народов и т.п. (Iust. I. 5). Тулл Гостилий и Анк Марций распространили установления Нумы на военные церемонии (bellicae caerimoniae – Liv. I. 32. 5). Цицерон свидетельствует, что фециальным уставом было подкреплено право (ius), по которому возвещались войны (Cic. Resp. II. 17. 31). Кроме того, к ius gentium относится и «совокупность юридических правил взаимоотношений Рима с остальными государствами» (foedus, ius belli, ius legationis, ius fetiale). М. Бартошек полагал, что указанные функции входили в понятие публичного права, а значит, право фециалов также относилось к публичному, а не частному праву (к частному праву его относит Н.Г. Майорова). Также следует отметить, что в первоначальном римском праве деления на частное и публичное не имело существенного значения. Это противопоставление стало важным лишь для позднеклассической науки

10.

Ius legationis определяло положение послов, как римских на чужой территории, так и чужеземных – на римской. Норма, связанная с ius gentium и ius legationis, была использована лавинийцами при убийстве Тита Тация, соправителя Ромула. Родственники Тита Тация оскорбили лавинийских послов, но Лавинию они не были выданы царями. Таким образом, была нарушена неприкосновенность послов. Когда Тит Таций прибыл в Лавиний для жертвоприношения, лавинийцы его убили. В этом случае они действовали по праву народов. Договор между двумя общинами был заключен заново, «чтобы оскорбление послов и убийство царя не остались без искупления» (Liv. I. 14. 1-3).

Таким образом, в любой части римского права, связанной с международными отношениями, присутствовали нормы частного и публичного права. А право фециалов относилось к публичному праву, так как было направлено на регулирование отношений между общинами. Чтобы понять, как те или иные нормы права попали в ius fetiale, необходимо рассмотреть функции коллегии фециалов.

Коллегия фециалов появилась при Нуме, который седьмую часть своего законодательства посвятил ей (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 1; Plut. Numa. 12; Cam. 18)11. Фециалы обязаны были присутствовать при заключении договоров, могли входить в состав посольства. В их обязанности входило выполнение ритуалов, освящавших международные отношения12.

Цицерон пишет: «Он (Тулл Гостилий – Л.Ш.) установил правила для объявления войн; эти правила, весьма справедливо придуманные им, он подтвердил фециальным уставом, согласно которому всякая война, которая не была возвещена и объявлена, признавалась несправедливой и нечестивой» (

Cic. Resp. II. 31; Пер. В.О. Горенштейна). С этим перекликается и понятие законной, дозволенной войны (Cic. Resp. III; Leg. II. 34).

Цицерон отмечает: «Послами для заключения мирных договоров, для обсуждения дел войны и перемирия да будут фециалы; карателями да не будут они, да выносят они решения насчет войны» (Cic. Leg. II. 21; Пер. В.О. Горенштейна). И далее: «Мы установили законом, что тогда, когда войну начинают, когда ее ведут и когда ее прекращают, наибольшее значение должны иметь право и верность своему слову, и что должны быть истолкователи этого права и верности, назначенные государством» (Cic. Leg. II. 34; Пер. В.О. Горенштейна).

У Варрона деятельность фециалов связывается с понятием верности (fides) (LL.

V. 86): «Fetiales, quod fidei publicae inter populos praeerant: nam per hos fiebat ut iustum conciperetur bellum, et inde desitum, ut foedere fides pacis constitueretur. Ex his mittebantur, ante quam conciperetur, qui res repeterent, et per hos etiam nunc fit foedus, quod fidus Ennius scribit dictum».

Дионисий Галикарнасский пишет, что «Нума был первым царем, установившем у римлян эту священную магистратуру (коллегию фециалов – Л.Ш.)» (Ant. Rom. II. 72. 1). Греческий автор указывает на то, что уже в его время невозможно было установить, у кого была заимствована эта магистратура, «но следует подчеркнуть только одно, что до правления Нумы у римлян не было еще коллегии фециалов» (Dionys. Ant. Rom. II. 72. 2). Дионисий также перечисляет функции фециалов: «им надлежало следить, чтобы римляне не начинали никакой несправедливой войны», требовать удовлетворения у стороны, нарушившей договор (Ant. Rom. II. 72. 4; Пер. И.Л. Маяк), выдавать нарушителей договоров, «в их ведении также судить проступки в отношении послов и охранять святость договоров, а также заключать мир», при этом Дионисий оговаривает, что фециалы могли не признать заключенного военачальниками мира или перемирия (Ant.

Rom. II. 72. 5; Пер. И.Л. Маяк).

По одной из версий, римляне заимствовали право фециалов у народа фалисков (Serv. Ad Aen. VII. 695), известных своей справедливостью в трактовке международных договоров, в актах заключения мира и войны. Именно поэтому впоследствии фециалы сыграли значительную роль в развитии международного римского права (ius gentium). В 451 г. до н.э. децемвиры снова обратились к международному праву фалисков при составлении Законов XII таблиц: «(Вергилий) называет фалисков справедливыми, ибо римский народ, когда были введены децемвиры, именно от фалисков перенял право фециалов, а также внес некоторые добавления к XII таблицам, полученным от афинян» (

Serv. Ad Aen. VII. 695).

Первоначально функции фециалов принадлежали царю. Однако уже при Нуме понадобилось свидетельство фециалов, а не только царя, при заключении договора от имени всей римской общины. В то же время царь продолжал принимать участие в обрядах фециалов. Римляне учредили коллегию, поскольку стремились к тому, чтобы на международной арене от имени их общины выступало не конкретное лицо, а абстрактный представитель общины. Н.Г. Майорова объясняет возникновение коллегии фециалов тем, «что именно в это время Рим окончательно перестал ощущать свое единство с остальными латинами»13. Л.Л. Кофанов и А.М. Сморчков связывают учреждение фециалов с политогенезом в раннем Риме и усложнением контактов с внешним миром общины14.

Фециалы являлись символом не только территории Рима, но и римской общины. Об этом свидетельствует то, что в клятве, которая произносилась при требовании удовлетворения и возвещения войны, фециал заявлял, что в случае, если претензии несправедливы, он готов к тому, чтобы лишиться принадлежности к своему отечеству (

Liv. I. 32. 7), то есть настолько отождествлял себя с общиной, что для него было в порядке вещей принять на себя наказание за несправедливые требования, вестником которых он являлся.

Ливий приводит подробное описание действий фециалов при заключении мирного договора с альбанцами: «Фециал воззвал к царю Туллу: «Велишь ли мне, царь, заключить договор с pater patratus народа альбанского?» Царь повелел, тогда фециал сказал: «Прошу у тебя, царь, потребное для освящения». Тот в ответ: «Возьми чистой травы». Фециал принес из крепости вырванной с корнем чистой травы. После этого он воззвал к царю так: «Царь, назначаешь ли ты меня с моею утварью и сотоварищами царским вестником римского народа квиритов?» Царь ответил: «Когда то не во вред мне и римскому народу квиритов, назначаю». Фециалом был Марк Валерий, pater patratus он назначил Спурия Фузия, коснувшись ветвью его головы и волос. Pater patratus назначается для принесения присяги, то есть для освящения договора: он произносит многочисленные слова длинного заклятия, которое не стоит здесь приводить. Потом, по оглашении условий, он говорит: «Внемли, Юпитер, внемли, pater patratus народа альбанского, внемли, народ альбанский. От этих условий, в том виде, как они всенародно от начала и до конца оглашены по этим навощенным табличкам без злого умысла и как они здесь в сей день поняты вполне правильно, от них римский народ не отступится первым. А если отступится первым по общему решению и со злым умыслом, тогда ты, Юпитер, порази народ римский так, как в сей день здесь я поражаю этого кабанчика, и настолько сильней порази, насколько больше твоя мощь и могущество». Сказав это, он убил кабанчика кременным ножом. Точно так же и альбанцы через своего диктатора и своих жрецов произнесли свои заклятья и клятву» (Liv. I. 24; Пер. В.М. Смирина).

При Тулле Гостилии возникла необходимость подтверждать определенным способом договоры между общинами. Это стало первой обязанностью коллегии фециалов. При Анке Марции в их введение перешел и ритуал объявления войны (Liv. I. 24), хотя применительно к правлению Тулла Ливий передает, что войну альбанцам объявил сам царь (Liv. I. 22).

Ливий также приводит и обряд объявления войны, который был установлен во время правления Анка Марция, «чтобы войны не только велись, но и объявлялись по определенному порядку» (Liv. I. 32). Сначала фециал, в качестве посла, отправлялся требовать удовлетворения претензий. Если он его не получал, то через 33 дня посол возвращался в Рим, где на заседании сената решался вопрос об объявлении войны. После чего «фециал приносил к границам противника копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом и в присутствии не менее чем трех взрослых свидетелей говорил «Так как народы старых латинов и каждый из старых латинов провинились и погрешили против римского народа квиритов, так как римский народ квиритов определил быть войне со старыми латинами и сенат римского народа квиритов рассудил, согласился и одобрил, чтобы со старыми латинами была война, того ради я и римский народ народам старых латинов и каждому из старых латинов объявляю и приношу войну». Произнеся это, он бросал копье в пределы противника» (Liv. I. 32. 5-14; Пер. В.М. Смирина).

Этот обряд находился в ведении главы общины. Но на этапе предъявления претензий глава общины не участвовал, эту обязанность с самого начала исполняли послы – legati (Liv. I. 14. 1; 22. 14). Данное обстоятельство может быть связано с представлениями о главе общины как гаранте ее стабильности, в том числе, и на международной арене. Для того же, чтобы действия общины на международной арене не ассоциировались с ее главой, было необходимо правильно заключать договоры и правильно наказывать за их нарушение. Причем, наказывать должен был не глава общины, а другое лицо, которое воплощало общину в целом. Эти функции и исполняли фециалы, владевшие знанием необходимых формул и ритуалов.

В качестве судей фециалы разрешали споры и тяжбы, когда к ним обращались отдельные лица. Кроме того, именно фециалы решали вопрос о выдаче другой общине лица, нарушившего договор, оскорбившего иностранного посла и совершившего другие преступления, касавшиеся международного права (преступления, совершаемые римскими послами, заключение мирного трактата с неприятелем в условиях, оскорбляющих честь и достоинство римского народа и вопреки его интересам). Фециалы могли также требовать от другой общины выдать им виновного в подобных преступлениях. Ливий описывает акт выдачи самнитам консула Постумия, заключившего невыгодный римлянам мир после поражения при Кавдинском ущелье (Liv. IХ. 10). Речь шла о выдаче римского гражданина противнику, чтобы снять вину с государства в целом (Liv. IХ. 9. 3).

В ранний период выдача и наказание виновных не осуществлялись фециалами, по крайней мере, источники ничего об этом не сообщают. Например, когда к Ромулу пришли послы от лаврентов, он решил не выдавать им Тация и не потребовал потом виновного в его смерти (Liv. I. 14. 1-3). Тулл Гостилий Меттия Фуфетия, нарушившего договор с римлянами, предал смерти самолично, без обращения к фециалам, хотя в это время они уже были, и договор заключался именно через их посредство (Liv. I. 28. 8-9). Попликола также сам возвращает обратно Порсене бежавших от того девушек-заложниц (Plut. Popl. 19). Фециалы упоминаются при описании подобных случаев, относящихся уже к более позднему времени.

Необходимо отметить, что коллегия фециалов существовала у италийских народов с глубокой древности. На это указывает сообщение Ливия о заимствовании этой коллегии у племени эквикулов (Liv. I. 32. 5), заключение договора с Альбой Лонгой при Тулле Гостилии (Liv. I. 24. 4-9), использование при проводимых фециалами ритуалах кремневого ножа, а также обозначение фециала, участвовавшего в церемонии заключения договора, термином pater patratus. Следует согласиться с мнением Н.Г. Майоровой, что институт фециалов «появляется в той или иной общине только тогда, когда она отделялась от прочих и начинала действовать как самостоятельный субъект на международной арене»15. Видимо, основной функцией фециалов «была санкция договоров Рима с другими общинами и их хранение. Все остальные обязанности связаны с ней и появились в ведении фециалов вслед за ней. На территории Рима этот институт проявляется уже в царское время в виде группы людей, специально учрежденной правителем, чтобы передать им одну из самых важных для Рима сфер, а именно хранение стабильного состояния Рима среди других общин»16.

Таким образом, первоначально, в VIII-VI вв. до н.э., право фециалов включало обряды объявления войны и заключения мира. Позднее в него были добавлены нормы, регулировавшие положение послов и статус чужеземцев.


К началу статьи

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

* Шмелева Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории и методики преподавания Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета.


К началу статьи

ПРИМЕЧАНИЯ

1Catalano P. Linee del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965.

2Fiore P. Trattato di diritto internazionale pubblico. Torino, 1879; Brassloff S. Der romische Staat in seinen internetionalen Beziehnungen. Wien, 1928; De Martino F. Storia della costituzione romana. Vol. II. Napoli, 1960; Paradisi B. Due aspetti fondamentali nella formazione del diritto internazionale antico // Annali di storia del diritto. 1957. № 1. P. 169-259; Bierzanek R. Sur les origins du droit de la guerre et de la paix // RHDFE. 1960. № 38. P. 83-123; Voigt M. De fetialibus populi Romani. Lipsiae, 1852; Seckel E. Über Krieg und Recht in Rom. Berlin, 1915; Imbert J. Pax Romana // Recueils de la Societe J. Bodin. Bruxelles, 1962; Frezza P. Le Forme federative e la struttura dei rapporti internazionali nell’antico diritto romano // SDHI. 1938. № 4. P. 363-428; Penella R.J. War, Peace and the Ius Fetiale in Livy I // Classical Philology. 1987. Vol. 82. P. 233-237.

3Майорова Н.Г. Институт фециалов в раннем Риме // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1998. № 3. С. 78-81; она же. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. C. 58-71; она же. Коллегия фециалов // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001. С. 142-179.

4 См., напр. : Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983.

5Александренко В.Н. Международное право Рима // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1999. № 4. С. 206-219; Садыков М.Ш. Дипломатические взаимоотношения государств Западного Среди-земноморья в 323-264 гг. до н.э. Дисс. … канд. ист. наук. Казань, 1998.

6 Напр.:Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 – 146 годах до н.э. М., 1993.

7Бартошек М. Римское право: (понятия, термины, определения). М., 1989. С. 164.

8Майорова Н.Г. Коллегия фециалов… С. 164.

9Бартошек М. Указ. соч. С. 166.

10 Там же.

11 Ливий упоминает фециалов в связи с правлением Тулла Гостилия и Анка Марция (Liv. I. 24. 4; I. 32. 5), а также пишет, что ius fetiale «Анк позаимствовал у древнего племени эквиколов» (Liv. I. 32. 5). Ко времени правления Тулла Гостилия относит появление этой коллегии Цицерон (Cic. Resp. II. 31), к царствованию Анка Марция – Аврелий Виктор (Aur. Vict. Vir. Ill. V. 4).

12Вильямс С. Римское государственное право. Вып. 2. Киев, 1890. С. 426-427.

13Майорова Н.Г. Римские фециалы… С. 58.

14Кофанов Л.Л., Сморчков А.М. Коллегия весталок // Жреческие коллегии… С. 288.

15Майорова Н.Г. Институт фециалов… С. 80.

16Она же. Коллегия фециалов… С. 161.


К началу статьи

БИБЛИОГРАФИЯ

Александренко В.Н. Международное право Рима // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1999. № 4. С. 206-219.
Бартошек М. Римское право: (понятия, термины, определения). М., 1989.
Вильямс С. Римское государственное право. Вып. 2. Киев, 1890.
Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 – 146 годах до н.э. М., 1993.
Кофанов Л.Л., Сморчков А.М. Коллегия весталок // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М.: Наука, 2001. С. 287-298.
Майорова Н.Г. Институт фециалов в раннем Риме // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 1998. № 3. С. 78-81.
Майорова Н.Г. Коллегия фециалов // Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. М., 2001. С. 142-179.
Майорова Н.Г. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. СПб., 2000. C. 58-71.
Маяк И.Л. Рим первых царей: генезис римского полиса. М., 1983.
Садыков М.Ш. Дипломатические взаимоотношения государств Западного Среди-земноморья в 323-264 гг. до н.э. Дисс. … канд. ист. наук. Казань, 1998.
Bierzanek R. Sur les origins du droit de la guerre et de la paix // RHDFE. 1960. № 38. P. 83-123.
Brassloff S. Der romische Staat in seinen internetionalen Beziehnungen. Wien, 1928.
Catalano P. Linee del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965.
De Martino F. Storia della costituzione romana. Vol. II. Napoli, 1960.
Fiore P. Trattato di diritto internazionale pubblico. Torino, 1879.
Frezza P. Le Forme federative e la struttura dei rapporti internazionali nell’antico diritto romano // SDHI. 1938. № 4. P. 363-428.
Imbert J. Pax Romana // Recueils de la Societe J. Bodin. Bruxelles, 1962.
Paradisi B. Due aspetti fondamentali nella formazione del diritto internazionale antico // Annali di storia del diritto. 1957. № 1. P. 169-259.
Penella R.J. War, Peace and the Ius Fetiale in Livy I // Classical Philology. 1987. Vol. 82. P. 233-237.
Seckel E. Über Krieg und Recht in Rom. Berlin, 1915.
Voigt M. De fetialibus populi Romani. Lipsiae, 1852.


К началу статьи

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

RHDFE – Revue historique de droit français et étranger
SDHI – Studia et Documenta Historiae et Iuris


Back to the beginning

SUMMARY

L. M. Shmeleva

THE FORMATION OF THE IUS FETIALE IN THE ANCIENT ROME (8th-6th CENTURIES B.C.)

The paper studies the formation of the ius fetiale in Early Rome. The law of the fetiales was borrowed by the Romans from Italian peoples at the stage of formation of the state, and initially in 8th-6th centuries B.C. it included the ceremonies of declaration of war and conclusion of a treaty.



 
  

Историческая справка | Второй арбитражный апелляционный суд

Содержание  

Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Видео, аудио

Глава 2.

Апелляция. История возникновения и развития (продолжение)
(по материалам книги «Апелляция в экономическом правосудии. Россия, Вятка, Киров». – Киров, 2016.)
Исторический путь развития апелляции

Русские ученые-процессуалисты XIX века считали, что «апелляция есть одно из позднейших явлений в жизни каждого народа».
Объяснение тому — взаимосвязь между развитием государственности и процесса обжалования судебных постановлений, а именно в форме апелляции. Последняя могла «возникнуть только тогда, когда центральная государственная власть успела уже усилиться и окрепнуть настолько, что имела достаточно силы и возможности подчинить своему контролю народный суд или даже заменить его своими учреждениями, устроенными на основе иерархического подчинения, то есть на основе системы подчинения низших судов судам высшим» (Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899).
Такое мнение, как верно подмечено современным ученым-процессуалистом Е.А.Борисовой, «подтверждается историей возникновения и развития института обжалования судебных постановлений вообще и института апелляционного обжалования в частности» (Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2000).
В догосударственный период Рима для защиты нарушенного права применялось, среди прочего, самоуправство, которое впоследствии в 451-450 гг. до н.э. было закреплено в Законах XII таблиц, допускавших такие меры, как «самоличное воздействие кредитора на неисправного должника» (Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. М., 1960) .

  • Таблица I Закона XII таблиц

С установлением и укреплением римского государства самоуправство было запрещено, появился обычай, по которому цари исполняли роль судей в любом споре, возникающем в Риме, а также заботились и об исполнении решения. «Так начал создаваться и развиваться гражданский процесс» (Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М., 1993) .
В развитии гражданского процесса Рима, ставшего со временем основным средством защиты права, выделяют три формы: легисакционную, формулярную и экстраординарную.
В первых двух процессах решение судьи независимо от того, являлось оно справедливым или нет, не могло быть обжаловано. В экстраординарном процессе, сформировавшемся в III в. нашей эры, роль прежних судов перешла к чиновникам. Именно этот период характеризуется, по сути, зарождением апелляции как института обжалования, поскольку у заинтересованных лиц появилось право принесения жалобы на решение судьи (за исключением решений императора и глав префектур), которая называлась «appellation».
Свое окончательное оформление и закрепление как средство обжалования судебных решений апелляция получила в период царствования императора Юстиниана (с 527 по 565 гг.).
«В это время были определены сроки для заявления об апелляции и для пересылки дела в высшую инстанцию. Несогласие с вынесенным решением можно было объявить устно у судьи сразу после вынесения решения или в десятидневный срок в письменной форме. Апелляционная жалоба, подаваемая императору, должна была оплачиваться определенной апелляционной суммой. Апелляционная сумма не вносилась, если апелляция подавалась в какую-либо другую высшую инстанцию. Подача апелляционной жалобы приостанавливала исполнение решения.
Возникновение и совершенствование апелляционного обжалования привело к необходимости развития канцелярской формы делопроизводства (это обуславливалось тем, что устную речь невозможно было передать по инстанциям, и почти всё происходящее в суде заносилось в судебный протокол).
За неправомерную апелляцию были установлены санкции, выражавшиеся в ссылке на срок до двух лет и конфискации половины имущества» (Борисова Е.А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2000).

При Юстиниане процедура рассмотрения жалобы, ранее основывавшаяся на материалах дела, бывших в распоряжении суда низшей инстанции, также преобразовалась: имело место совершенно новое производство по делу, с представлением сторонами дополнительных доказательств и их исследованием непосредственно в судебном заседании.

Возникнув в Древнем Риме, институт апелляционного обжалования продолжил свое существование через рецепцию римского права и получил свое дальнейшее развитие в судопроизводстве европейских стран.
В Германии, например, рецепция римского права проявилась учреждением в конце XV века Имперского суда, который наряду с другими функциями осуществлял функцию высшего апелляционного суда для всей империи и со временем имел в своем составе только ученых-юристов. В статуте об образовании Имперского суда указывалось, что «суд будет происходить по «общему праву», то есть по праву написанному и, следовательно, по римскому праву» (Энгельман Е.В. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912). В дальнейшем с принятием Общегерманского гражданского уложения 1869 г. и Германского гражданского процессуального кодекса 1877 г. сформировались «определенные способы обжалования судебных постановлений, из которых обыкновенным и в силу этого основным стал апелляционный способ обжалования» (Борисова Е. А. Апелляция в гражданском (арбитражном) процессе. М., 2000).
Во Франции институт апелляции зародился в конце ХШ века. В это время апелляция носила характер личного обвинения судьи в несправедливости. Судья с оружием в руках отстаивал принятое им решение. Такие поединки были закреплены в Установлениях Людовика IX (Святого) («Etablissements de Saint Louis», 1270 г.), которые учредили особые апелляционные суды. С изданием Ордонансов 1667 г. апелляция становится жалобой не на судью, а на решение. После Великой французской революции действовал порядок, при котором суды первой инстанции должны были рассматривать апелляционные жалобы на решения судов той же инстанции. Однако этот опыт не был удачным, и вскоре было принято решение об учреждении двух судебных инстанций для рассмотрения дела по существу. В качестве второй инстанции были установлены апелляционные суды, окончательно созданные в 1810 г. и проверявшие решения как по вопросам факта, так и по вопросам права. Следует отметить, что наряду с апелляционным — обыкновенным — способом обжалования, во Франции закрепился и чрезвычайный способ обжалования — кассация, при котором судебное решение проверялось только с точки зрения соблюдения норм права.

  • Фрагмент свода законов «Установления Людовика Святого»
    («Etablissements de Saint Louis»)

В Англии влияние римского права сказалось меньше, чем в Германии и во Франции. Многое в английском национальном праве было не столько рецептировано, сколько выработано самостоятельным путем. «Английский порядок обжалования изначально предполагал апелляцию по вопросам права и апелляцию по вопросам факта. В зависимости от апелляционной инстанции указанные основания представлялось возможным или объединять, или только инициировать судебную проверку исключительно по вопросам права» (Борисова Е.А. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам. М., 2016). Еще одна из особенностей английской апелляции в том, что для ее подачи в вышестоящий суд необходимо, как правило, разрешение нижестоящего суда.

В российском гражданском процессе, формировавшемся в рамках романо-германской правовой системы и в этой связи имеющем много схожего с процессуальными нормами Германии и Франции, развитие институтов обжалования судебных постановлений, в частности, апелляционного обжалования, прошло свой самобытный длительный путь.
В самом общем виде на этом пути выделяют следующие исторические этапы.
Первый этап (XI в. — конец XV в.) связан с появлением и совершенствованием первых известных памятников права, которые не упоминали о возможности обжалования решений судьи.
Второй этап (XV в. — вторая половина XIX в.) характеризуется появлением и развитием норм об обжаловании судебного решения, в том числе через закрепление в таких актах, как Судебники 1497 г. и 1559 г., Соборное уложение 1649 г., указы Петра I, Учреждение о губерниях 1755 г., Свод Законов Российской империи 1832 г
Третий этап (1864-1917 гг. ) — время действия Устава гражданского судопроизводства, в котором четко и последовательно по сравнению с ранее действовавшими правовыми актами российского государства регламентировалось производство в суде второй (апелляционной) инстанции и впервые было закреплено кассационное производство.
Четвертый этап (1917-1991 гг.) — период, когда проверка судебных решений осуществлялась в порядке кассационного производства («советская кассация») и надзорного производства («советский надзор»), а классическое апелляционное и кассационное обжалования отсутствовали.
Пятый этап (с 1991 г. и по настоящее время) — судебная реформа в Российской Федерации, которая получила существенную законодательную основу, в том числе предусмотрела право апелляционного обжалования.

Предыдущая страницаСледующая страница

ДВЕНАДЦАТЬ СТОЛОВ

ДВЕНАДЦАТЬ СТОЛОВ



Это самая ранняя попытка римлян создать КОДЕКС ЗАКОНА; это также самое раннее (сохранившееся) литературное произведение римлян. В разгар многолетней борьбы за правовую и социальную защиту и гражданские права между привилегированным классом (патрициями) и простыми людьми (плебеями) была назначена комиссия из десяти человек (децемвиров) (ок. 455 г. до н.э.) для составления кодекса. закона, который был бы обязательным для обеих сторон и который магистраты (два консула) должны были бы беспристрастно проводить в жизнь.

Комиссия подготовила достаточно уставов (большинство из них уже «обычное право» во всяком случае) заполнить ДЕСЯТЬ ТАБЛИЦ, но эта попытка, кажется, не была полностью удовлетворительной, особенно для плебеев. Поэтому была назначена вторая комиссия из десяти человек (450 г. до н. э.) и были составлены еще две таблицы. Оригиналы, которые, как говорят, были выгравированы на бронзе, вероятно, были уничтожены, когда галлы разграбили и сожгли Рим во время вторжения в 387 г. до н.э.

Двенадцать таблиц дают изучающему римскую культуру возможность заглянуть в устройство общества, которое все еще является аграрным по мировоззрению и деятельности и в котором основные узы, скрепляющие общество, и позволяют ему действовать: клан (генос, род), покровительство (покровитель/клиент) и неотъемлемое (и наследуемое) право патрициев на лидерство (в войне, религии, законе и правительстве).

 

ТАБЛИЦА I Процедура: для судов и судебных процессов
ТАБЛИЦА II Судебные процессы, продолжение.
TABLE III Debt
TABLE IV Rights of fathers ( paterfamilias ) over the family
TABLE V Legal guardianship and inheritance laws
TABLE VI Acquisition и владение
TABLE VII Land rights
TABLE VIII Torts and delicts (Laws of injury)
TABLE IX Public law
TABLE X Sacred law
Таблица XI Дополнение I
Таблица XII Дополнение II

  • I.1
    не пойдет, (истец) должен вызвать свидетелей. Тогда только он возьмет его силой. Если он откажется или убежит, он (истец) наложит на него руки. Если болезнь или возраст являются препятствием, он должен предоставить ему команду (о быках) Он не должен расстелить подушками крытую повозку, если не хочет.0102
  • II.3
    Тот, кто нуждается в доказательствах, должен каждый третий день громко звать перед дверью свидетеля».
  • III. 1
    «При признании долга или оглашении решения в суде, 30 дней должны быть законной отсрочкой. После этого арест должника может быть произведен путем наложения рук. Привлечь его к суду. Если он не удовлетворяет приговор (или никто в суде не предлагает себя в качестве поручителя от его имени) кредитор может взять должника с собой, связать его либо колодками, либо кандалами, весом не менее 15 фунтов (или больше, если захочет)». [После 60 дней содержания под стражей дело возвращается в суд, и, если долг не будет выплачен, должник может быть продан за границу в рабство или предан смерти. ]
  • IV. 1 «Ужасно уродливый ребенок должен быть убит».
  • IV. 2 «Если отец отдаст своего сына на продажу три раза, то сын должен быть свободен».
  • V. 1 «Наши предки сочли нужным, чтобы «женщины, по причине легкомыслия, оставались под опекой, даже когда они достигли совершеннолетия».
  • V. 7 Расточительности запрещается распоряжаться своим имуществом.
  • V. 8 Наследство римского гражданина-вольноотпущенника переходит к его покровителю, если вольноотпущенник умер без завещания и не имеет естественного наследника.
  • VI. 1. Когда сторона вносит залог или передачу, то, что она назвала из уст в уста, остается в силе.
  • VI. 2 Брак по «обычаю» ( usus ): Если мужчина и женщина живут вместе непрерывно в течение года, они считаются состоящими в браке; женщина по закону считается дочерью мужчины.
  • VIII. 1 «Если какое-либо лицо спело или сочинило против другого человека ПЕСНЮ ( carmen ), которая вызвала клевету или оскорбление. .. оно должно быть забито дубинкой до смерти».
  • VIII. 2 «Если человек покалечил член другого, пусть будет возмездие в натуре, если только он не согласится произвести с ним возмещение». ( Лекс Талионис )
  • VIII. 21 «Если покровитель обманет своего клиента, он должен быть торжественно конфискован («убит»)».
  • VIII. 23 «Кто будет уличен в лжесвидетельстве, да будет брошен с Тарпейской скалы».
  • VIII. 26 «Никто не должен собираться в городе ночью».
  • IX. 3 «Наказанием является смертная казнь для законно назначенного судьи или арбитра, признанного виновным в получении взятки за вынесение решения».
  • IX. 6 «Предание смерти… любого человека, который не был осужден, кем бы он ни был, запрещается».
  • X. 4 «Женщины не должны рвать щеки или сдерживать хор «Увы!» в связи с похоронами».
  • X. 6a «Помазание рабов отменяется, и всякое пьянство… не должно быть ни дорогого окропления, ни длинных гирлянд, ни ящиков для благовоний».
  • XI. 1 «Брак не может заключаться между патрицием и плебеем».
  • XII. 5 «Все, что Народ в последний раз постановил, должно считаться обязательным по закону».
  • ? «Есть восемь видов наказания: штраф, кандалы, порка, возмездие натурой, гражданский позор, изгнание, рабство, смерть».


10 июня 2009 г., 10:56

Джон Пол Адамс, CSUN
john.p.adams@csun.edu


Закон Двенадцати Таблиц | Римское право

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *