Уложенная комиссия была созвана: Для чего созвана Уложенная комиссия? Какие слои населения не приняли участие в её работе? Почему…

Уложенная комиссия | это… Что такое Уложенная комиссия?

Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.

Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II в 1767 году.

М. Зайцев. Екатерининская комиссия 1767 г.

Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».

Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией.

Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.

Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.

Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние — не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан.

Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями — купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда — сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).

По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.

), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.

Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.

Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.

31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах.

Дела вообще решались по большинству голосов.

Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.

Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.

Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов.

Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.

Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.

Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.

Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.

Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.

  • Комиссии для составления нового уложения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Белявский М. Т. Наказы сибирских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. // Археография и источнековедение Сибири. Новосибирск, 1945.
  • Белявский М. Т., Омельченко О. А. Наказы тобольских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1950.
  • Белявский Т. М., Омельченко О. А. Наказы черносошных, экономических и приписных крестьян Тобольской провинции в Уложенную комиссию 1749 г. // Рукописная традиция XVI—XIX вв. на востоке России. Новосибирск, 1948.
  • Белявский Т. М., Омельченко О. А. Наказы ялуторовских крестьян в Уложенную комиссию 1749 г. //Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, 1942.
  • Горбань Н. В. Западно-Сибирское крестьянство по наказам в Комиссию 1749 г. // Известия Омского отделения географического общества СССР. Вып. 3 (10). 1950.
  • Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья по наказам в Комиссию 1749 г. // Ученые записки Курганского пединститута. Курган, 1948.
  • Макаров В. И. Крестьянство Сибири по наказам в Комиссию 1749 г. // Вопросы истории Сибири. Л., 1951.
  • Недосекин В. И. Наказы в Законодательную комиссию 1749 г. как исторический источник: Автореф. дис. …канд. ист. наук. Воронеж, 1948.
  • Недосекин В. И. Об изучении наказов в законодательную комиссию 1749 г. // Источниковедение отечественной истории, 1949. М., 1980.
  • Покровская И. М. Наказы от городов Сибири в Уложенную комиссию 1749 г. как исторический источник // Археографический ежегодник за 1948 г. М., 1948.

Уложенная комиссия: причины, последствия роспуска

Уложенная комиссия — это собрание, созванное Екатериной Второй Великой в 1767 году для создания нового свода законов Российской империи; заседания проходили в Грановитой палате Московского кремля. Императрица представила свой «Наказ» комиссии, чтобы она им руководствовалась при разработке нового свода законов.

Идея созыва таких комиссий восходит к французскому просвещению и идее просвещенного абсолютизма, согласно которой монарх — мудрец на троне волен выслушать мнения подданных.

Императрица действительно хотела изменить Россию, сделать ее подлинно европейской державой. Но.., увы не получилось. Почему? Читайте дальше — и узнаете.

Екатерина II Великая. Годы правления 1762 — 1796

Причины созыва

Важно понимать, что в любом государстве существуют законы, по которым люди в этом государстве живут. Так вот, периодически требуется эти законы приводить в соответствие с новыми реалиями жизни. К моменту начала царствования Екатерины Великой, которая, кстати, пришла к власти в ходе очередного дворцового переворота, в России продолжало действовать Соборное уложение 1649 года. 

Понятно, что оно уже действовало в России более 100 лет, и общественные отношения, да и сама власть изменилась. Как? Ну так при Алексее Михайловиче Романове у нас была сословно-представительная монархия с элементами абсолютизма, а при Екатерине — уже абсолютная монархия!

Заседания Уложенной комиссии проходили в Грановитой палате Московского кремля

Кроме того была и другая причина. Императрица была поклонницей популярного в то время философского направления — французского просвещения. Она зачитывалась произведениями французских просветителей. А ключевой идеей этого учения была роль монарха в обществе: монарх на троне, этакий мудрец, способен вести общество к прогрессу, если он действительно просвещенный! 

Императрица, собственно, ею и стала! Недаром же ее правление именуется просвещенным абсолютизмом. Поэтому Екатерина написала «Наказ» этой самой Уложенной комиссии. В нем она перечислила свои идеи, чего хочет.

Вот основные его идеи: 

  • Самодержавная власть в России — единственно возможная ввиду ее территорий и особенности культуры.
  • Сословное деление — «естественное» общественное состояние: есть государь, дворяне и все остальные.
  • Государство должно управляться по закону и никак иначе. Верховенство закона — это одна из ключевых идей «Наказа». И тут мы говорим о принципе верховенства права. Выходит, власть монарха — тоже должна подчиняться закону? Екатерина прямо пишет, что закон должен применяться одинаково ко всем гражданам. Еще одно слово — «граждане». А как же крепостное право? Выходит в произведении заложены весьма революционные идеи для того времени!
  • Суд должен быть справедлив. 
  • Вообще идеи общего блага и других вещей заложены в этом «Наказе».

Итак, Уложенная комиссия была созвана с целью создания нового свода законов Российской империи.

Ход заседаний

Заседания Уложенной комиссии проходили в Грановитой палате Московского кремля. Это важно, в тестах ЕГЭ такое спрашивают. Всего собралось 564 депутата: от дворян, купцов, даже от государственных (черносошных) крестьян и представителей разных народов. 

Комиссия эта, конечно, очень уж походила на Земские соборы. Тем более это был законодательный орган власти. Конечно, власть императрицы он никак не ограничивал. Не понравься ей новое уложение законов Российской империи, она бы его и не подписала бы! 

Так проходили заседания Уложенной комиссии

Что же выяснилось? Выяснилось, что ничего в государстве ни дворяне, ни горожане, ни государственные крестьяне менять не хотят. Дворяне не хотят терять своих привилегий. Купцы хотят быть, как дворяне. Еще бы им купить себе имение с крепостными, да права такие же приобрести, как у дворян. А то торговля, конечно хорошо, но имение с крепостными — по надежнее будет!

Узнав такие вести, Екатерина, конечно, поняла, в каком государстве [рабов] ей предстоит править. Ну и что ей оставалось делать? Провела свои реформы, о которых мы писали здесь. Да и весь ее задор затих с наступлением очередной для России Русско-турецкой войны (1768 — 1774 годов), а особенное — после восстания Емельяна Пугачева.

Ввиду всего этого, Уложенная комиссия будет распущена 18 декабря 1768 года.

Последствия

В дальнейшем никакого единого свода законов так и не будет принято. Только при Николае Втором М.М. Сперанский проведет полномасштабную работу по кодификации законов Российской империи — то есть устранения в них ошибок, неточностей и взаимоисключающих статей — противоречий.

Все надежды Екатерины на создание в России современного европейского государства канут в лету истории. Людьми в России будут торговать вплоть до самой отмены крепостного права в 1861 году. 

Кстати, также рекомендую Вам мою статью про внешнюю политику этой императрицы. Там масса всего нужного для подготовки и сдачи ЕГЭ на максимальный результат.

Поделиться в соц. сетях

    Комиссия Уоррена — Введение | Национальный архив

    У вас есть вопрос о JFK Assassination Records?

    Спросите об этом на HistoryHub!

    Президент Линдон Б. Джонсон назначил Президентскую комиссию по делу об убийстве президента Кеннеди, обычно называемую Комиссией Уоррена, исполнительным указом (E. O. 11130) от 29 ноября 1963 года. Ее целью было расследование убийства президента Джона Фицджеральда Кеннеди в ноябре. 22, 1963, в Далласе, Техас. Президент Джонсон поручил Комиссии оценить вопросы, связанные с убийством и последующим убийством предполагаемого убийцы, и сообщить ему о своих выводах и выводах.

    В состав Комиссии входили следующие члены:

    • Эрл Уоррен, председатель Верховного суда США, бывший губернатор и генеральный прокурор Калифорнии;
    • Ричард Б. Рассел, сенатор-демократ от Джорджии и председатель сенатского комитета по вооруженным силам, бывший губернатор Джорджии и окружной прокурор этого штата;
    • Джон Шерман Купер, сенатор-республиканец от Кентукки, бывший окружной и окружной судья в Кентукки и посол США в Индии;
    • Хейл Боггс, представитель Демократической партии от Луизианы и представитель большинства в Палате представителей;
    • Джеральд Р. Форд, республиканский представитель от Мичигана и председатель Республиканской конференции Палаты представителей;
    • Аллен В. Даллес, юрист и бывший директор Центрального разведывательного управления;
    • Джон Дж. Макклой, юрист, бывший президент Международного банка реконструкции и развития и бывший Верховный комиссар США в Германии.

    13 декабря 1963 г. Конгресс принял Совместную резолюцию Сената 137 (публичный закон 88-202), разрешающую Комиссии вызывать в суд свидетелей и получать доказательства по любому вопросу, касающемуся расследования. Резолюция также дала Комиссии право принуждать свидетелей к даче показаний, предоставляя иммунитет от судебного преследования свидетелям, дающим показания под принуждением. Однако Комиссия не предоставила иммунитет ни одному свидетелю в ходе расследования.

    Комиссия действовала быстро, чтобы получить персонал для удовлетворения своих потребностей. Дж. Ли Рэнкин, бывший генеральный солиситор Соединенных Штатов, был приведен к присяге в качестве главного юрисконсульта Комиссии 16 декабря 1963 года. В работе ему помогали 14 помощников юрисконсульта, которые были разделены на команды для работы с различными предметными областями. расследования. Комиссии также помогали юристы, агенты Налоговой службы, старший историк, редактор, а также секретари и административный персонал, которые были назначены Комиссии федеральными агентствами по ее запросу. Должностные лица и агентства штата Техас, а также федерального правительства полностью сотрудничали с Комиссией в ее работе.

    Комиссия с самого начала считала своим мандатом провести тщательное и независимое расследование. Комиссия рассмотрела отчеты Федерального бюро расследований, Секретной службы, Государственного департамента и Генерального прокурора Техаса, а затем запросила дополнительную информацию у федеральных агентств, комитетов Конгресса, а также экспертов штата и местных властей. Комиссия провела слушания и заслушала показания 552 свидетелей. Несколько раз Комиссия выезжала в Даллас, чтобы посетить место убийства и другие места.

    Комиссия представила свой отчет, с которым согласился каждый член, президенту 24 сентября 1964 года. Вскоре за публикацией отчета последовала публикация 26 томов слушаний комиссии. Затем Комиссия передала свои записи в Национальный архив для постоянного хранения в соответствии с правилами и положениями Национального архива и применимым федеральным законом.

    В Национальном архиве записи Комиссии Уоррена составляют группу записей 272: записи президентской комиссии по делу об убийстве президента Кеннеди. Группа записей содержит около 363 кубических футов записей и связанных с ними материалов. Примерно 99 процентов этих записей в настоящее время открыты и доступны для изучения. Записи состоят из отчетов о расследованиях, представленных Федеральным бюро расследований, Секретной службой и Центральным разведывательным управлением; различные виды документов, таких как декларации о подоходном налоге, паспортные данные, военные и выборочные служебные записи, а также школьные записи, касающиеся Ли Харви Освальда и Джека Руби; стенограммы показаний, показаний и письменных показаний свидетелей, переписка; руководства по процедурам федеральных агентств; административные меморандумы; записи, касающиеся персонала; фискальные записи; повестка дня, протоколы и протоколы заседаний Комиссии и протоколы собраний персонала; экспонаты; магнитофонные записи, вырезки из газет и прессы, фильмы; индексы; черновики и оттиски отчета и слушаний Комиссии; хронология событий из жизни Освальда, Руби и др. , 1959-1963; записи, касающиеся допроса и суда над Джеком Руби; и другие записи. Большинство этих записей относятся к периоду расследования убийства президента Кеннеди, с ноября 1963 года по сентябрь 1964 года, но включены некоторые записи более раннего и несколько более позднего времени.

    Семья Кеннеди передала в дар Национальному архиву рентгеновские снимки и фотографии вскрытия в соответствии с соглашением от 29 октября 1966 года. Соглашение ограничивает доступ к этим материалам до

    человек.
    • лица, уполномоченные действовать от имени комитета Конгресса, президентской комиссии или любого другого официального органа федерального правительства, уполномоченного расследовать дела, связанные с убийством президента Кеннеди или
    • признанных экспертов в области патологии или смежных областях науки и техники, заявления которых одобрены назначенным представителем семьи Кеннеди.

    Принятие решений во время еженедельных собраний

    Еженедельные собрания уполномоченных

    Коллегия уполномоченных, состоящая из 27 уполномоченных, собирается, как правило, не реже одного раза в неделю. Эта еженедельная процедура принятия решений называется устной процедурой.

    На практике уполномоченные встречаются каждую среду утром в Брюсселе. Однако во время пленарных заседаний Европарламента в Страсбурге встреча проходит во вторник.

    Помимо еженедельных заседаний, Президент Комиссии может также созывать внеочередные заседания Комиссии, когда того требуют обстоятельства. Они проводятся для обсуждения определенной темы или в ответ на определенное событие.

    Повестка дня заседаний Комиссии

    Повестка дня каждого заседания устанавливается Президентом Комиссии и тесно связана с годовой программой работы Комиссии. Каждый пункт повестки дня представляет Уполномоченный, ответственный за соответствующую область. Затем все присутствующие члены Комиссии принимают коллективное решение по этому вопросу.

    Повестки дня заседаний Комиссии
    Вопросы, предусмотренные для будущих заседаний Комиссии

    Коллегиальное принятие решений

    Комиссия действует на принципе коллегиальности. Решения принимаются коллегиально Коллегией уполномоченных, которая несет ответственность перед Европейским парламентом за принятые решения. Каждый из 27 уполномоченных имеет одинаковый вес в процессе принятия решений и в равной степени отвечает за принятые решения.

    Гарантии коллегиальности:

    • качество принимаемых решений, поскольку с каждым уполномоченным должны консультироваться по каждому предложению
    • институциональная независимость, поскольку решения принимаются без давления со стороны
    • разделение политической ответственности между всеми уполномоченными, даже когда решения принимаются решением большинства

    Коллегия также может принимать решения по вопросам путем голосования. В этом случае для принятия решения за него необходимо проголосовать большинство членов Коллегии. Каждый член Комиссии имеет один голос и может голосовать только лично.

    Участие в собраниях

    Члены Комиссии обязаны участвовать во всех собраниях Колледжа. Если они задерживаются по какой-либо причине, члены должны своевременно сообщить об этом Президенту. Любое отсутствие на собраниях Колледжа должно ограничиваться исключительными обстоятельствами и быть оправданным.

    Отчеты о еженедельных собраниях

    Письменный отчет о каждом собрании Колледжа составляется и публикуется в Интернете.

    Отчеты о еженедельных совещаниях

    Инициативы, согласованные Комиссией

    Комиссия имеет право инициативы в законодательных вопросах. После того как Коллегия приняла коллективное решение по законодательному предложению, оно переходит к следующему этапу законотворческого процесса. В большинстве случаев он передается в Европейский парламент для рассмотрения и принятия (после обычной законодательной процедуры, также называемой совместным решением).

    В то же время, национальным парламентам стран-членов ЕС предлагается высказать свое мнение по этому предложению и подтвердить, что более эффективно решать вопрос на уровне ЕС, а не на региональном или местном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *