Украина состоит в снг: Вышла ли Украина из состава СНГ? Зачем ей быть в СНГ вместе с Россией? — Иннокентий Адясов

Вышла ли Украина из состава СНГ? Зачем ей быть в СНГ вместе с Россией? — Иннокентий Адясов

Иннокентий Адясов, 8 января 2019, 11:15 — REGNUM Казалось бы вопрос странный — в апреле этого года об этом громогласно объявил президент Украины Порошенко, Киев демонстративно проигнорировал последний саммит СНГ в Душанбе.

Украина

Однако все не так просто, и тут нужен некий исторический экскурс.

8 декабря 1991 года Россия, Белоруссия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как «Беловежское соглашение». Тогда Россия пыталась представить это соглашение как создание некой конфедерации вместо СССР с единой валютой, экономическим пространством, вооруженными силами. Но Киев сразу обозначил свою позицию в отношение СНГ — он видел его как институт развода и институт обеспечения экономических интересов Украины на постсоветском пространстве.

Леонид Кравчук (слева), Станислав Шушкевич (в центре) и Борис Ельцин (второй справа) после подписания Соглашения о создании СНГ

Yuriy Ivanov

10 декабря 1991 года Верховной Совет (Верховная рада, ВРУ) Украины ратифицировал Договор о создании СНГ, но в дальнейшем ВРУ отказалась ратифицировать Устав СНГ. То есть формально Украина в Содружество не вступала, о чем всегда любили напоминать киевские политики, когда Москва очень осторожно поднимала вопрос о более тесной интеграции внутри СНГ.

Однако Украина с самого начала действия так называемых «уставных институтов СНГ» — отраслевых органов Содружества — приняла самое активное участие в их работе. Прежде всего, Киев интересовал режим свободной торговли в СНГ. Надо было как-то объяснять юридически такое положение вещей, и Украина получила официальный статус «страны-учредительницы Содружества». Сейчас это позволяет украинской дипломатии заявлять, что в силу этого статуса Украина не должна, как Грузия, уведомлять секретариат СНГ о выходе из этой организации. В свою очередь, Секретариат СНГ заявляет, что он не считает, что Киев покинул организацию.

В 2011 году была создана зона свободной торговли (ЗСТ) в СНГ и, хотя Украине не удалось настоять на снятии вывозных пошлин на российские энергоносители внутри Содружества, все равно создание ЗСТ можно рассматривать как победу украинской экономической дипломатии: Россия была вынуждена открыть свой рынок почти для всей украинской продукции. При этом она не получила равного объема увеличения несырьевого экспорта на Украину.

В 2014 году Россия, согласно 6 приложению к Договору о создании ЗСТ в СНГ, ввела ограничения на ввоз ряда украинских товаров, чтобы избежать реэкспорта европейских товаров после вступления в действие в силу соглашения об ассоциации между Киевом и ЕС. Но формально сейчас и Москва, и Киев состоят в единой ЗСТ СНГ, что дает Украине возможность апеллировать к арбитражным институтам Содружества по поводу наложенных Россией ограничений. Кроме того, Украина в рамках ЗСТ СНГ весьма успешно развивает торговлю с Беларусью и Казахстаном.

Товарооборот между Украиной и Беларусью в 2017 году увеличился почти на 20% и достиг 4,6 млрд долларов. Белорусский экспорт возрос на 18%, импорт из Украины — почти на 24%, по объему товарооборота и экспорта Украина заняла второе место среди торговых партнеров Беларуси, а по импорту — пятое место. В рейтинге крупнейших экспортных рынков Украины Беларусь занимает четвертое место. Товарооборот между Казахстаном и Украиной в 2017-м вырос на 39%. А в этом году, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, он подрос еще на 19% (по итогам полугодия) и по оценкам экспертов может достичь $1,2 млрд.

Грузоперевозки

Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна

Весьма показательно, что самые радикальные украинские депутаты ни разу не предлагали денонсировать соглашение о присоединении Украины к ЗСТ СНГ.

Как сообщил исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, формально Украина до сих пор участвует в более 200 международных договорах в рамках СНГ. В августе было закрыто представительство Украины при уставных органах Содружества, но контакт с Киевом остался, он осуществляется через посольство Украины в Республике Беларусь. В 2018 году Украина участвовала в заседаниях межгосударственного совета по железнодорожному транспорту и совета по стандартизации, метрологии и сертификации.

Как должен быть оформлен выход Украины из СНГ юридически корректно? ВРУ должна денонсировать соглашение о создании СНГ и все соглашения и договоры, подписанные в рамках этой организации. Однако такой вопрос в повестке ВРУ явно не стоит. Тактика Киева ясна — он явно не хочет отказываться от статуса «страны-учредительницы СНГ» и от тех преимуществ, которые дает членство в различных соглашениях Содружества, прежде всего, в ЗСТ СНГ. Говоря о выходе из СНГ, тот же Порошенко оговаривается, что Украина останется в тех соглашениях, которые ей выгодны.

Но, как показывает опыт Грузии, такое невозможно. Выходя из СНГ, страна автоматом выходит из всех соглашений, подписанных в рамках этой организации. То есть, выйдя из СНГ, Киев должен будет выйти и из соглашения о свободе перемещения внутри Содружества. В этом случае придется договариваться о безвизовом перемещении украинских граждан не только с Россией, но и с Беларусью, Казахстаном и другими странами СНГ.

Красный свет

geralt

Это касается и вопросов взаимного признания дипломов, трудового стажа, железнодорожного сообщения.

То есть тех вопросов, которые прямо касаются жизни рядовых граждан Украины. Как следствие, эти вопросы перед выборами президента страны приобретают новое звучание. И было бы интересно проследить, как основные кандидаты собираются отвечать на них.

Как бы там ни было, Украина пока из СНГ официально не выходила, а статус ее внутри организации можно определить как «временно замороженный».

Оригинал Вышла ли Украина из состава СНГ? Зачем ей быть в СНГ вместе с Россией? создан 02.11.2018 в 22:19Авторы: Иннокентий Адясов

Историческая справка

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании. Спустя две недели, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии, которая стала членом СНГ в 1993 году) подписали Протокол к этому Соглашению в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия.

18 августа 2008 года в Исполком СНГ поступила нота МИДа Грузии о выходе из состава Содружества Независимых Государств. На заседании СМИД СНГ в Бишкеке 9 октября 2008 года по инициативе председательствующей в Содружестве Киргизии, было принято решение технического характера о членстве Грузии в СНГ, согласно которому выход Грузии из Содружества состоится через 12 месяцев после письменного извещения депозитария Устава СНГ. Таким образом, в соответствии с Уставом СНГ, 18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом этой международной организации.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

Содружество Независимых Государств служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами.

В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются следующие:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Сегодня СНГ – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества. Гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд.

Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия — консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. На его заседаниях обсуждаются важнейшие вопросы экономического, гуманитарного, социального, военного сотрудничества государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Экономический совет  – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Советов глав государств и глав правительств Содружества о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. Экономический совет состоит из заместителей глав правительств государств – участников СНГ.

При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (территориально расположена в здании московского отделения Исполкома СНГ). Комиссия состоит из полномочных представителей от всех государств – участников Содружества, кроме Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. Она обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.

Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины).

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них.

Членами СКПВ являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств-участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА СНГ была образована и функционирует на основе Соглашения о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 27 марта 1992 года и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 года. В работе МПА СНГ принимают участие парламенты Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения обязательств, вытекающих из заключенных между государствами СНГ экономических соглашений и договоров, путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических отношений. Образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения об Экономсуде СНГ (изначально – 8, в настоящее время – 5, по одному судье от Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана).

Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах СНГ является постоянно действующим органом СНГ. Совет в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес; обсуждает и представляет государствам-участникам предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ. В Совете работают представители всех одиннадцати государств-участников Содружества.

Наряду с вышеуказанными органами СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Они координируют совместные усилия государств – участников в важнейших отраслях экономики и социального развития, вопросах гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других сферах жизнедеятельности государств – участников СНГ.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в г. Минске и отделением Исполкома в г. Москве.

С октября 2007 года Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ является Сергей Николаевич Лебедев.

Представители Исполнительного комитета СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

Важной вехой для СНГ стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 года статуса наблюдателя. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 года).

На саммите СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года были одобрены Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации (подписали все государства-участники, кроме Грузии и Туркменистана). С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах.

В ходе неформальных встреч глав государств СНГ 22 февраля 2008 года в Москве и 6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге были обозначены ключевые вопросы, требующие общих и слаженных действий в рамках Содружества по следующим направлениям: энергетическое сотрудничество, в т. ч. энергосбережение, транспортное взаимодействие, продовольственная безопасность, работа над формированием зоны свободной торговли, развитие нанотехнологий, молодежная политика, миграция и гуманитарная сфера.

Государства-участники активно работают над выполнением Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года в г. Бишкеке были приняты Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ и Положение о председательстве в СНГ, призванные повысить эффективность работы Содружества. Главы государств также одобрили в основном проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, которая была принята Советом глав правительств СНГ 14 ноября 2008 года в г. Кишиневе. Решением СГП СНГ от 22 мая 2009 года утвержден План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Совет глав государств 3 сентября 2011 года принял Заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 20-летием образования СНГ и Аналитический доклад «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу».

В последующие годы завершена реализация первого (2009–2011) и второго этапов (2012–2015) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года по ускорению социально-экономического развития государств – участников СНГ на основе завершения формирования зоны свободной торговли.

18 октября 2011 года подписан Договор о зоне свободной торговли, учитывающий общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирующий дальнейшее развитие взаимной торговли, либерализацию условий и отмену действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ.

Подписание Договора и практическое выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве,  открыло новые горизонты экономического взаимодействия стран Содружества.

Успешная реализация ряда конкретных проектов, направленных на развитие сотрудничества в сфере транспорта, энергетики, связи, мирного использования атома, в других областях экономики обеспечили создание условий для реализации третьего этапа Стратегии экономического развития (2016-2020) в целях перевода экономик в режим инновационного развития.

В декабре 2016 года СНГ отмечает 25-летие со дня образования. В этой связи на уровне Совета глав правительств Содружества был утвержден и успешно реализуется План мероприятий, посвященных юбилейной дате.

В частности, 28-29 сентября 2016 года в Минске была проведена Международная научно-практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы», в ходе которой были выработаны рекомендации, направленные на дальнейшее развитие СНГ по всему спектру межгосударственного взаимодействия.

16 сентября 2016 года на юбилейном саммите в Бишкеке было принято Заявление глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 25-летием СНГ.

В этом важном политическом документе подчеркивается, что за прошедшие годы Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация. Положенные в его основу принципы взаимного доверия и равноправия, учета интересов друг друга, признания права государств-участников на выбор собственной модели развития предопределили востребованность СНГ, его важную конструктивную роль в системе международных отношений.

В качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.

В Заявлении также отмечается стремление государств – участников СНГ повышать результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.

 


 

УСТАВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Свидетельство о регистрации Устава Содружества Независимых Государств в ООН

Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств

Решение о Положении о флаге СНГ

 

Об Украине | Законодательство СНГ

Общая информация

Украина – страна в Восточной Европе. Украина граничит с Российской Федерацией на востоке и северо-востоке, Беларусью на северо-западе, Польшей, Словакией и Венгрией на западе, Румынией и Молдовой на юго-западе, омывается Черным морем и морем Азов на юг и юго-восток соответственно. Его площадь составляет 603 628 км², что делает его второй по величине сопредельной страной на европейском континенте после Российской Федерации.

Согласно популярной и хорошо зарекомендовавшей себя теории, средневековое государство Киевская Русь было основано варягами в IX веке как первое исторически зафиксированное восточнославянское государство, возникшее как могущественный народ на Среднем Века, пока он не распался в 12 веке. К середине 14 века украинские территории находились под властью трех внешних держав — Золотой Орды, Великого княжества Литовского и Царства Польского. После Великого Северная война (1700–1721 гг.) Украина была разделена между рядом региональных держав и к 1920 века большая часть Украины была включена в состав Российской империи, а остальная часть находилась под контролем Австро-Венгрии. Хаотический период последовала непрекращающаяся война, с несколькими международно признанными попытками независимости с 1917 по 1921 год, после Первой мировой войны и Гражданской войны в России.

Украина вышла из собственной гражданской войны, и 30 декабря 1922 г. Советская Социалистическая Республика стала одной из республик-учредителей Советского Союза. Территория Украинской ССР была расширена на запад во время гражданской войны незадолго до и после Второй мировой войны и южнее в 1954 с Крымом передача. В 1945 году Украинская ССР стала одним из членов-учредителей Организации Объединенных Наций.

Политика

Украина – республика со смешанной полупарламентско-полупрезидентской системой правления с отдельными законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

С провозглашением независимости 24 августа 1991 г. и принятием конституции 28 июня 1996 г. Украина стала полупрезидентской республикой. Однако в 2004 году депутаты внесли изменения в Конституцию, соотношение сил в пользу парламента. С 2004 по 2010 год легитимность поправок к Конституции 2004 года официально санкционировалась как Конституционным судом Украины, так и большинством основных политических партий.

Несмотря на это, в сентябре 30 декабря 2010 года Конституционный суд признал поправки недействительными, вынудив вернуться к условиям 1996 Конституции и вновь придание политической системе Украины более президентского характера.

Постановление о поправках к Конституции 2004 года стало главной темой политического дискурса. Большая часть беспокойства была вызвана тем фактом, что ни Конституция 1996 г., ни Конституция 2004 г. не дают возможности «отменить Конституция», как это предусмотрено решением Конституционного суда, даже несмотря на то, что Конституция 2004 г., возможно, содержит исчерпывающий перечень возможных процедур внесения конституционных поправок (статьи 154–159). В любом случае текущий Утверждается, что Конституция может быть изменена только голосованием в парламенте.

Президент избирается всеобщим голосованием на пятилетний срок и является официальным главой государства. Законодательная власть Украины включает 450-местный однопалатный парламент, Верховную Раду. Парламент несет основную ответственность за формирование исполнительной власти и Кабинета министров, который возглавляет премьер-министр. Тем не менее, Президент по-прежнему сохраняет за собой право выдвигать кандидатуры министров иностранных дел и обороны для утверждения парламентом. а также право назначать Генерального прокурора и главу Службы безопасности.

Экономика

Украина имеет очень крупную базу тяжелой промышленности и является одним из крупнейших переработчиков металлургической продукции в Восточной Европе. Однако страна также хорошо известна производством высокотехнологичных товаров и транспортных продуктов, таких как как самолет Антонов и различные частные и коммерческие автомобили. Крупнейшие и наиболее конкурентоспособные фирмы страны являются составляющими индекса ПФТС, который торгуется на Фондовой бирже ПФТС Украины.

Известные украинские бренды включают, среди прочего, Нафтогаз Украины, АвтоЗАЗ, ПриватБанк, Рошен, Южмаш, Немирофф, Мотор Сич, Хортица, Киевстар и Аэросвит.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ — mfa.am

Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года лидерами Беларуси, России и Украины, подписавшими Соглашение о создании.

21 декабря 1991 года главы 11 суверенных государств подписали Протокол к Соглашению, в соответствии с которым они образовали Содружество Независимых Государств на равноправной основе. В 1993 году Грузия стала членом СНГ, но 18 августа 2009 года официально вышла из Содружества.

22 января 1993 года принят Устав СНГ, в соответствии с которым цели СНГ определяются следующим образом:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других сферах;
  • комплексное и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-участников СНГ;
  • обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • сотрудничество государств-членов в целях обеспечения международного мира и безопасности, реализации эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, достижению всеобщего и полного разоружения;
  • мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-участниками СНГ;
  • содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и ​​передвижении по Содружеству и др.

Украина и Туркменистан не ратифицировали Устав СНГ, в результате чего эти две страны де-юре не считаются государствами-членами СНГ, а только государствами-учредителями или государствами-участниками.

26 августа 2005 года в рамках Казанского саммита СНГ Туркменистан заявил, что страна будет участвовать в деятельности Организации в качестве ассоциированного члена.

В марте 1994 года СНГ получил статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через Уставные органы СНГ:

  • Совет глав государств
  • Совет глав правительств
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров обороны
  • Совет Главнокомандующих Пограничными войсками
  • Хозяйственный суд
  • Экономический совет
  • Межпарламентская Ассамблея
  • Совет постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при Уставных и иных органах Содружества.

В рамках СНГ действует около 70 органов отраслевого сотрудничества, направленных на обеспечение взаимодействия государств-участников СНГ в сфере экономического и социального развития, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом и других сферах сотрудничества.

В 2008 году принято Положение о Национальных координаторах государств-участников СНГ.

Единственным постоянно действующим исполнительным, распорядительным и координационным органом СНГ является Исполком со штаб-квартирой Исполкома в г. Минске с филиалом в г. Москве.

Председательство в органах СНГ передается поочередно государствам-участникам СНГ на основе принципа ротации по русскому алфавиту. Каждое государство принимает на себя председательство сроком на один год, если не будет принято другое решение. Предыдущий и последующий председатели-страны становятся сопредседателями в высших органах.

  Премьер-министр Армении Никол Пашинян принял участие в Душанбинском саммите, где 28 сентября было принято Заявление глав государств-участников СНГ в связи с 70-летием принятия Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *