«Российская империя при Екатерине II»
Повторительно- обобщающий урок по теме:«Российская империя при Екатерине II» 8 кл.
Вариант 1 Часть А
А1. Укажите годы правления Екатерины II___________
А2. Екатерина II пришла к власти, свергнув
1) Петра I 2) Петра II 3) Петра III 4) Анну Иоанновну
А3. Какой документ был издан Екатериной II, относящийся к началу работы Уложенной комиссии?
1. «Пожелание» 2. «Приказ» 3. «Указ» 4. «Наказ» 5. «Уложение»
А4. Значительно повлияла(-и) на программу действий Екатерины II на Российском престоле
1. Русская православная церковь 2. Ее фавориты
3. Национальные традиции России 4. Идеи французских просветителей
А5 . Под именем Петра III скрывался:
1. Петр III 2. Е. Пугачев 3. Иван VI 4. Павл I
А6. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
А7. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 2) 1768 г., 1774 г., 1791 г.
3) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
А8. Кому принадлежат слова: «Тяжело в учении – легко в бою.»
1. Екатерине II 2. Г. А. Потемкину. 3. А. Г. Орлову 4. А. В. Суворову
А9. Командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.:
1) А. Г. Орлов 2) П. А. Румянцев 3) Г. А. Потёмкин 4) П. И. Панин
А10. Какой мирный договор был подписан в 1774 году?
1) Ясский; 2) Кючук-Кайнарджийский; 3) Абосский; 4) Крымский.
А11. В разделах Польши Россия участвовала наряду:
1) с Англией 2) с Пруссией 3) с Францией 4) со Швецией
А12. Укажите прославленного флотоводца времен Екатерины II:
1) А. Н.Радищев; 2) Г.А.Потемкин; 3) Ф.Ф.Ушаков; 4) А.В.Суворов.
А13. Когда была образована Новороссийская губерния?
1)1764 2)1775 3) 1791 4)1765
А14.МСпособствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота:
1) Карамзин Н.М. 3 2) Потёмкин Г.А. 3) Орлов А.Ф. 4) Москвитин И.Ю.
А15. Какие новые города были образованы в Северном Причерноморье_________
Часть В
В1. Дайте определение понятию
«Просвещенный абсолютизм» — это…..
В2.Соотнесите даты и события
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1785 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1767 Д) 1764 | 1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) секуляризация церковных земельных владений 4) «Жалованная грамота дворянству» 5) начало работы Уложенной комиссии |
А-4 Б1 В2 Г5 Д3
В3. Выберите верные суждения по содержанию «Жалованной грамоты дворянам»
Дворяне платили подушную подать
К дворянам могли применяться телесные наказания за измену
Только дворяне могли владеть имениями, передавать их по наследству
Дворяне могли создавать свои сословные организации, но только под контролем императора
«подтверждаем благородным, находящимся на службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по существующим на то правилам».
Могли участвовать в торговле , но только продавая оптом продукцию своего хозяйства
356
Часть С
Выберите С1 или С2
С1. Работа с источником
Из работы историка А.Б. Каменского.
«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти
четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ,
имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым
успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных
социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью
реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она
не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и
субъективным причинам…
Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
Последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области
экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её
царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных —
зажиточнее».
1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были
обстоятельства воцарения Екатерины II?
2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.
3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные
заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле
политики «просвещённого абсолютизма».
С2. Выскажите суждение, почему немецкой принцессе Софии Ангальт- Цербтской не только удалось взойти на русский престол, но и властвовать в Российской империи 34 года войти в историю под именем Екатерины Великой?
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине II» 8 класс
Вариант 2 Часть А
А1. Укажите годы правления Екатерины II___________
А2. Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата
А3. Что было одной из причин роспуска Уложенной комиссии?
1) начало восстания под предводительством Е.И. Пугачёва
2) протесты присутствовавших на заседаниях комиссии крепостных крестьян
3) невозможность согласовать интересы разных сословий
4) революция во Франции
А4. Что стало одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва?
1) отмена некоторых положений Жалованной грамоты дворянству
2) введение бессрочного сыска беглых крестьян
3) проведение секуляризации церковных земель
4) переименование реки Яик в Урал
А5. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
А6. В русско-турецкой войне 1787-1791-х годов особо проявился полководческий талант:
1) П.А.Румянцева; 2) П.С.Салтыкова; 3) М.И.Кутузова; 4) А.В.Суворова.
А7. Какой мир был подписан по окончании русско-турецкой войны 1787 -1791 г.г.
1) Ясский мир 2) Кучук-Кайнаджирский 3) Ништадтский мир 4) Ямский мир
А8. Укажите две основные задачи внешней политики, которые были успешно решены при Екатерине II:
1) обеспечение выхода России к Черному морю; 2) присоединение территории Средней Азии;
3) возвращение украинских и белорусских земель; 4) создание антианглийской коалиции.
А9. В разделах Польши Россия участвовала наряду:
1) с Англией 2) с Австрией 3) с Францией 4) со Швецией
А10. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) П.А.Румянцев 2) Ф. Ф. Ушаков 3) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов
А11. Отказ от присоединения к одной из сторон в войне или в дипломатическом конфликте называется:
1) коалицией 2) кондицией 3) нейтралитетом 4) монополией
А12. Рост территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
1) Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
2)Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья
3)Сибири и Дальнего Востока
4)Средней Азии и Казахстана.
А13. Когда состоялся третий раздел Речи Посполитой?
1)1772 2) 1795 3) 1796 4) 1793
А14. Политику императрицы Екатерины II называют
1) республиканской 2) просвещённым абсолютизмом
3) абсолютизмом 4) сословно-представительной монархией
А15. Какие новые города были образованы в Северном Причерноморье_________
Часть В
В1. Дайте определение понятию
«Секуляризация» — это
В2.Соотнесите даты и события
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1762 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1785 Д) 1769 | 1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) Возведение на престол Екатерины II 4) «Жалованная грамота городам» 5) роспуск Уложенной комиссии |
А-3 Б1 В2 Г4 д-5
В3. Выберите верные суждения по содержанию «Жалованной грамоты городам»
Вместо подушной подати для купцов, входивших в гильдии, вводился налог с капитала
Для самых богатых купцов создавалось сословие «именитых граждан»
Банкиров, промышленников, архитекторов, художников стали называть мещанами
Купцы III гильдии могли торговать за рубежом
Основным органом городского самоуправления становилась шестигласная городская дума
Особую категорию городского населения составили «настоящие городские обыватели», к ним относились цеховые ремесленники
125
Часть С
Выберите С1 или С2
С1. Работа с источником
Из работы историка А.Б. Каменского.
«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти
четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ,
имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым
успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных
социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью
реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она
не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и
субъективным причинам…
Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
Последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области
экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её
царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных —
зажиточнее».
1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были
обстоятельства воцарения Екатерины II?
2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.
3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные
заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле
политики «просвещённого абсолютизма».
С2. Выскажите суждение, почему немецкой принцессе Софии Ангальт- Цербтской не только удалось взойти на русский престол, но и властвовать в Российской империи 34 года войти в историю под именем Екатерины Великой?
Повторительно- обобщающий урок по теме:«Российская империя при Екатерине II» 8 кл.
Вариант 1 Часть А
А1. Укажите годы правления Екатерины II___________
А2. Екатерина II пришла к власти, свергнув
1) Петра I 2) Петра II 3) Петра III 4) Анну Иоанновну
А3. Какой документ был издан Екатериной II, относящийся к началу работы Уложенной комиссии?
1. «Пожелание» 2. «Приказ» 3. «Указ» 4. «Наказ» 5. «Уложение»
А4. Значительно повлияла(-и) на программу действий Екатерины II на Российском престоле
1. Русская православная церковь 2. Ее фавориты
3. Национальные традиции России 4. Идеи французских просветителей
А5 . Под именем Петра III скрывался:
1. Петр III 2. Е. Пугачев 3. Иван VI 4.Павл I
А6. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
А7. Какие из названных дат связаны с разделами Речи Посполитой?
1) 1700 г., 1709 г., 1721 г. 2) 1768 г., 1774 г., 1791 г.
3) 1725 г., 1730 г., 1741 г. 4) 1772 г., 1793 г., 1795 г.
А8. Кому принадлежат слова: «Тяжело в учении – легко в бою.»
1. Екатерине II 2. Г. А. Потемкину. 3. А. Г. Орлову 4. А. В. Суворову
А9. Командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг.:
1) А. Г. Орлов 2) П. А. Румянцев 3) Г. А. Потёмкин 4) П. И. Панин
А10. Какой мирный договор был подписан в 1774 году?
1) Ясский; 2) Кючук-Кайнарджийский; 3) Абосский; 4) Крымский.
А11. В разделах Польши Россия участвовала наряду:
1) с Англией 2) с Пруссией 3) с Францией 4) со Швецией
А12. Укажите прославленного флотоводца времен Екатерины II:
1) А.Н.Радищев; 2) Г.А.Потемкин; 3) Ф.Ф.Ушаков; 4) А.В.Суворов.
А13. Когда была образована Новороссийская губерния?
1)1764 2)1775 3) 1791 4)1765
А14.МСпособствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота:
1) Карамзин Н.М. 3 2) Потёмкин Г.А. 3) Орлов А.Ф. 4) Москвитин И.Ю.
А15. Какие новые города были образованы в Северном Причерноморье_________
Часть В
В1. Дайте определение понятию
«Просвещенный абсолютизм» — это…..
В2.Соотнесите даты и события
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1785 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1767 Д) 1764 | 1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) секуляризация церковных земельных владений 4) «Жалованная грамота дворянству» 5) начало работы Уложенной комиссии |
В3.Выберите верные суждения по содержанию «Жалованной грамоты дворянам»
1.Дворяне платили подушную подать
2.К дворянам могли применяться телесные наказания за измену
3.Только дворяне могли владеть имениями, передавать их по наследству
4.Дворяне могли создавать свои сословные организации, но только под контролем императора
5.«подтверждаем благородным, находящимся на службе, дозволение службы продолжать и от службы просить увольнения по существующим на то правилам».
6.Могли участвовать в торговле , но только продавая оптом продукцию своего хозяйства
Часть С
Выберите С1 или С2
С1. Работа с источником
Из работы историка А.Б. Каменского.
«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти
четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ,
имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым
успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных
социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью
реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она
не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и
субъективным причинам. ..
Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
Последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области
экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её
царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных —
зажиточнее».
1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были
обстоятельства воцарения Екатерины II?
2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.
3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные
заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле
политики «просвещённого абсолютизма».
С2. Выскажите суждение, почему немецкой принцессе Софии Ангальт- Цербтской не только удалось взойти на русский престол, но и властвовать в Российской империи 34 года войти в историю под именем Екатерины Великой?
Повторительно- обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине II» 8 класс
Вариант 2 Часть А
А1. Укажите годы правления Екатерины II___________
А2. Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата
А3. Что было одной из причин роспуска Уложенной комиссии?
1) начало восстания под предводительством Е.И. Пугачёва
2) протесты присутствовавших на заседаниях комиссии крепостных крестьян
3) невозможность согласовать интересы разных сословий
4) революция во Франции
А4. Что стало одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва?
1) отмена некоторых положений Жалованной грамоты дворянству
2) введение бессрочного сыска беглых крестьян
3) проведение секуляризации церковных земель
4) переименование реки Яик в Урал
А5. Крым был присоединен к России в:
1. 1778г. 2. 1783г. 3. 1785г. 4. 1790г.
А6. В русско-турецкой войне 1787-1791-х годов особо проявился полководческий талант:
1) П.А.Румянцева; 2) П.С.Салтыкова; 3) М.И.Кутузова; 4) А.В.Суворова.
А7. Какой мир был подписан по окончании русско-турецкой войны 1787 -1791 г.г.
1) Ясский мир 2) Кучук-Кайнаджирский 3) Ништадтский мир 4) Ямский мир
А8. Укажите две основные задачи внешней политики, которые были успешно решены при Екатерине II:
1) обеспечение выхода России к Черному морю; 2) присоединение территории Средней Азии;
3) возвращение украинских и белорусских земель; 4) создание антианглийской коалиции.
А9. В разделах Польши Россия участвовала наряду:
1) с Англией 2) с Австрией 3) с Францией 4) со Швецией
А10. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать», — это
1) П.А.Румянцев 2) Ф. Ф. Ушаков 3) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов
А11. Отказ от присоединения к одной из сторон в войне или в дипломатическом конфликте называется:
1) коалицией 2) кондицией 3) нейтралитетом 4) монополией
А12. Рост территории России во второй половине XVIII в. произошел за счёт присоединения:
1) Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии
2)Правобережной Украины, Белоруссии, Северного Причерноморья
3)Сибири и Дальнего Востока
4)Средней Азии и Казахстана.
А13. Когда состоялся третий раздел Речи Посполитой?
1)1772 2) 1795 3) 1796 4) 1793
А14. Политику императрицы Екатерины II называют
1) республиканской 2) просвещённым абсолютизмом
3) абсолютизмом 4) сословно-представительной монархией
А15. Какие новые города были образованы в Северном Причерноморье_________
Часть В
В1. Дайте определение понятию
«Секуляризация» — это
В2.Соотнесите даты и события
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1762 Б) 1775 В) 1773-1775 Г) 1785 Д) 1769 | 1) начало губернской реформы 2) восстание Емельяна Пугачева 3) Возведение на престол Екатерины II 4) «Жалованная грамота городам» 5) роспуск Уложенной комиссии |
В3. Выберите верные суждения по содержанию «Жалованной грамоты городам»
1.Вместо подушной подати для купцов, входивших в гильдии, вводился налог с капитала
2.Для самых богатых купцов создавалось сословие «именитых граждан»
3.Банкиров, промышленников, архитекторов, художников стали называть мещанами
4.Купцы III гильдии могли торговать за рубежом
5.Основным органом городского самоуправления становилась шестигласная городская дума
6.Особую категорию городского населения составили «настоящие городские обыватели», к ним относились цеховые ремесленники
Часть С
Выберите С1 или С2
С1. Работа с источником
Из работы историка А.Б. Каменского.
«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время
внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и
политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти
четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ,
имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым
успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных
социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью
реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она
не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и
субъективным причинам…
Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы
Последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области
экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её
царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных —
зажиточнее».
1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были
обстоятельства воцарения Екатерины II?
2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой?
Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.
3. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные
заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле
политики «просвещённого абсолютизма».
С2. Выскажите суждение, почему немецкой принцессе Софии Ангальт- Цербтской не только удалось взойти на русский престол, но и властвовать в Российской империи 34 года войти в историю под именем Екатерины Великой?
Центр дистанционного обучения ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Перейти к основному содержанию
Пропустить новости сайта
Новости сайта
Поиск курса
Пропустить курсы
Курсы
Развернуть всё
Пропустить Календарь
Нет событий, Среда 1 Февраль 1 Нет событий, Среда 1 Февраль 1 | Нет событий, Четверг 2 Февраль 2 Нет событий, Четверг 2 Февраль 2 | Нет событий, Пятница 3 Февраль 3 Нет событий, Пятница 3 Февраль 3 | Нет событий, Суббота 4 Февраль 4 Нет событий, Суббота 4 Февраль 4 | Нет событий, Воскресенье 5 Февраль 5 Нет событий, Воскресенье 5 Февраль 5 | ||
Нет событий, Понедельник 6 Февраль 6 Нет событий, Понедельник 6 Февраль 6 | Нет событий, Вторник 7 Февраль 7 Нет событий, Вторник 7 Февраль 7 | Нет событий, Среда 8 Февраль 8 Нет событий, Среда 8 Февраль 8 | Нет событий, Четверг 9 Февраль 9 Нет событий, Четверг 9 Февраль 9 | Нет событий, Пятница 10 Февраль 10 Нет событий, Пятница 10 Февраль 10 | Нет событий, Суббота 11 Февраль 11 Нет событий, Суббота 11 Февраль 11 | Нет событий, Воскресенье 12 Февраль 12 Нет событий, Воскресенье 12 Февраль 12 |
Нет событий, Понедельник 13 Февраль 13 Нет событий, Понедельник 13 Февраль 13 | Нет событий, Вторник 14 Февраль 14 Нет событий, Вторник 14 Февраль 14 | Нет событий, Среда 15 Февраль 15 Нет событий, Среда 15 Февраль 15 | Нет событий, Четверг 16 Февраль 16 | Нет событий, Пятница 17 Февраль 17 Нет событий, Пятница 17 Февраль 17 | Нет событий, Суббота 18 Февраль 18 Нет событий, Суббота 18 Февраль 18 | Нет событий, Воскресенье 19 Февраль 19 Нет событий, Воскресенье 19 Февраль 19 |
Нет событий, Понедельник 20 Февраль 20 Нет событий, Понедельник 20 Февраль 20 | Нет событий, Вторник 21 Февраль 21 Нет событий, Вторник 21 Февраль 21 | Нет событий, Среда 22 Февраль 22 Нет событий, Среда 22 Февраль 22 | Нет событий, Четверг 23 Февраль 23 Нет событий, Четверг 23 Февраль 23 | Нет событий, Пятница 24 Февраль 24 Нет событий, Пятница 24 Февраль 24 | Нет событий, Суббота 25 Февраль 25 Нет событий, Суббота 25 Февраль 25 | Нет событий, Воскресенье 26 Февраль 26 Нет событий, Воскресенье 26 Февраль 26 |
Нет событий, Понедельник 27 Февраль 27 Нет событий, Понедельник 27 Февраль 27 | Нет событий, Вторник 28 Февраль 28 Нет событий, Вторник 28 Февраль 28 |
Нет пользователей на сайте (последние 5 минут)
Пропустить Основное меню Пропустить Навигация Пропустить Последние объявления19 мар 09:50
Сидорова Екатерина
Сайт размещен на другом хостинге с 10 мая 2017 года
Новый кабинет Екатерины Великой; Россия в эпоху Екатерины Великой, Изабель де Мадариага.
Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. 40 долларов.В последние месяцы появилось множество книг о России и ее правителях. «Россия в эпоху Екатерины Великой» Изабель де Мадариага, первая полномасштабная история царствования Екатерины почти за столетие, является самым последним дополнением к этому сборнику.
Несмотря на то, что тема, близость даты публикации и сам объем напрашиваются на сравнение с текущим бестселлером Роберта Мэсси и лауреатом Пулитцеровской премии «Петр Великий: его жизнь и мир», две книги значительно различаются по объему и содержанию. В то время как работа Мэсси — это популяризированная история, книга де Мадариаги — это, прежде всего, научная работа, призванная заинтересовать более узкую аудиторию.
В то время как ученым и любителям истории не потребуется особого поощрения для изучения этой книги, обычного читателя, интересующегося историей России, не следует пугать всесторонними и подробными рассуждениями книги, поскольку история де Мадариаги очень человечна и стоит того, чтобы это может потребовать дополнительных усилий.
За 34 года своего царствования, с 1762 по 1796 год, Екатерина проявила себя энергичной, новаторской правительницей. Она верила в «рациональную организацию общественной и экономической деятельности в интересах государства, а значит, и народа». Под влиянием существующих в других странах моделей она учредила комиссии для изучения самых насущных проблем России.
Пытаясь реформировать центральные политические институты России, Екатерина составила свое знаменитое «Наставление» — политический трактат об «общих принципах, на которых должно основываться общество». Это «Наставление» олицетворяет некоторые стороны характера Екатерины. Де Мадариага изображает ее вдумчивой правительницей, озабоченной теоретическими рамками, на которых основываются ее законодательные действия.
У Екатерины были определенные взгляды на отношение других сфер деятельности к социальному и политическому прогрессу. Она чрезвычайно интересовалась образованием и считала, что оно может изменить человеческую природу. Под влиянием других европейских стран она покровительствовала литературной деятельности, переводам и журналистике. Она писала сатирические пьесы на такие темы, как браки между молодыми людьми, суеверия, лень и невежество.
То же самое независимое мышление, которое характеризовало политическое и общественное мышление и деятельность Екатерины, перешло в ее религиозную и личную жизнь. Вероятно, агностик, она рассматривала религию как ценный инструмент в сохранении общественного порядка и поддержании общественной и частной морали. Ее интимная жизнь управлялась ее собственными прихотями и наклонностями; одни романтические отношения сменяли другие на протяжении всей ее жизни.
Практически каждый аспект ее царствования и характера тщательно исследуется и обсуждается де Мадарьяга. польские трудности — подлежат объективному и аргументированному рассмотрению де Мадариаги.
Длинные и хорошо задокументированные обсуждения внешней политики Екатерины составляют основу большей части книги.
Катерина Де Мадариаги — опытная, но человечная правительница. Никогда не удовлетворенная своими реформами, она «продолжала читать, размышлять и составлять черновики почти до конца своего правления» и, по словам де Мадариаги, в конечном итоге была ответственна за «новый, более гуманный подход к отдельным людям».
Де Мадариага наконец напоминает нам в заключении «Россия в эпоху Екатерины Великой», что, несмотря на «тени» екатерининского царствования, следующее столетие запомнило ее правление как «время, когда самодержавие было «очищено от пятен». тирании», когда деспотизм превратился в монархию, когда люди повиновались из чести, а не из страха».
НЕ ПРОСТО ВЕЛИКАЯ, НЕОБЫЧНАЯ – Chicago Tribune
Екатерина Великая: жизнь и легенда
Джон Т. Александр установил российскую гегемонию на Черном море, положил конец господству Швеции как крупной балтийской державы, включил восточную половину Польши в состав Российской империи и отклонил просьбу Англии нанять 50 000 закаленных в боях русских солдат для подавления американской революции. слишком часто вспоминали о ее легендарных эротических подвигах. Еще при ее жизни предположительно ненасытный аппетит Екатерины к сексу с мужчинами, женщинами и животными захватывал воображение европейских политических карикатуристов, и с тех пор рассказы о ее любовных похождениях стали обычным явлением. Батальоны красивых гвардейцев, по общему мнению, прошли парадом по опочивальне Екатерины в течение 34 лет (1762-179).6) она правила Россией, и студенты до сих пор спрашивают, правда ли, что она умерла, потому что, как вежливо объясняет профессор Джон Т. Александер (пересказав сказку, рассказанную другими), «на нее слишком внезапно спустили лошадь».
Реклама
Такие скандальные отчеты затмевают величие достижений Екатерины в управлении империей, которая занимала шестую часть земной поверхности, простиралась на 11 часовых поясов и требовала больше года, чтобы пересечь границу в эпоху, когда люди еще не связала мир воедино современными коммуникациями. Подобно тому, как Петр Великий три четверти века назад принес в Россию европейскую технику, так и Екатерина принесла европейскую культуру. Ее двор соперничал с Версалем в блеске, а ее богатство превзошло богатство самых богатых монархов Европы. Для студентов, изучающих искусство и культуру, ее набеги на рынок изящных искусств Европы остаются легендарными. Екатерина потратила миллионы франков на картины Рембрандта, Рафаэля, Ван Дейка, Ван Лоо и Теньера и еще миллионы на скульптуру, рисунки, гравюры и резные геммы. Сегодня никто не может пройти через Эрмитаж в Ленинграде, не ослепленный результатами ее усилий по привнесению европейской культуры в Россию.
Тщательно проработанная политическая биография Александра, наконец, отдает должное Екатерине как «перегруженной правительнице огромной и неспокойной Империи». сонный порт Штеттин на прибалтийских окраинах Пруссии, чтобы стать независимой, твердолобой Екатериной II, императрицей и самодержицей всея Руси, соперничавшей с лучшими государственными деятелями Европы на арене международной политики.
Проницательный правитель, чью силу и талант нельзя было игнорировать, Екатерина чаще всего добивалась своего с мужчинами, правившими Европой. Она соперничала в остроумии с коварным премьер-министром Англии Уильямом Питтом, считала своих союзников Фридриха Великого из Пруссии и Иосифа II из Австрии и направила свои армии против Густава III из Швеции и султана Османской империи. Вольтер, Дидро и дюжина других европейских мыслителей эпохи Просвещения были среди знаменитых корреспондентов, которым она доверяла, когда это соответствовало ее целям. Возможно, потому, что она была женщиной, успешно царившей в мужском мире, современники стремились объяснить политические триумфы Екатерины преувеличенными сексуальными терминами. В этом вопросе Александр ставит точку. «Нимфоманкой, — заключает он, — она не была, а была нормальным человеком в ненормальном положении».0003
Однако у таланта Кэтрин была и темная сторона. Положение миллионов крепостных в России ухудшилось во время ее правления; богатство, которым она ослепила Европу, оставило казну ее империи почти пустой накануне первых кампаний России против Наполеона. Если книгопечатание процветало при Екатерине, то процветало и печатание бумажных денег.