принятие закона и последующая отмена указа
Под термином «Урочные лета» понимается срок давности поиска сбежавших крестьян от своего хозяина. В течение этого времени владельцы беглых людей могли подать иск с целью их принудительного возвращения. После окончания этого периода данный указ утрачивал свою силу, и розыск человека прекращался. Введение урочных лет состоялось при царе Фёдоре в 1597 году. Упразднение их произошло в 1649 году после созыва Земского собора.
Содержание
- 1 Вехи введения термина. Таблица
- 2 Заповедные лета и Юрьев день
- 3 Причины принятия указа об урочных летах
- 4 Суть указа
- 5 Последующие изменения
- 6 Последствия указа
- 7 Отмена урочных лет
Вехи введения термина. Таблица
Формирование «урочных лет» проходило постепенно. Их становлению способствовал ряд указав. В конечном итоге они были отменены. С этого периода произошло окончательное закрепощение крестьянства. Основные вехи указанны в таблице.
Дата | Событие |
---|---|
1581 | Заповедные лета. Началось закрепощение крестьян с возможностью в Юрьев день перехода от одного феодала к другому. |
1597 | Выход указа об урочных летах с поиском беглых крестьян в течение пятилетнего периода. |
1607 | Увеличение срока сыска сбежавший крестьян до 15 лет. |
1649 | Вступление в силу Соборного уложения, на основании которого крестьяне навсегда прикреплялись в земле. Теперь сыск принимал бессрочный характер. |
Также по мере смены государей в разные периоды времени были попытки изменения сроков поиска беглых крестьян, но не все они приживались.
Заповедные лета и Юрьев день
Основную массу населения на Руси составляло крестьянство, поэтому страна относилась к аграрной державе. Именно эта часть населения платила государству основные подати и налоги. Крестьянин был практически лишён всех прав и для поддержания своего существования обрабатывал наделы помещиков. Правительство поддерживало такую политику, потому что вела опору на бояр и дворян, являющихся крупными землевладельцами.
Постепенно на Руси стало формироваться крепостное право. Произошло это в 1580-х годах при правлении Ивана Грозного. На данный момент времени в стране наблюдался хозяйственный упадок. В поисках лучшей доли происходило постоянное перемещение крестьян. Основная их масса подавалась на юг, где условия жизни были лучше. Однако переселиться от одного хозяина к другому они имели право только один раз в году, когда наступал Юрьев день. Этот период времени назывался заповедные лета.
Суть Юрьева дня заключалась в следующем. Крупный землевладелец предоставлял крестьянину имущество и надел. Человек работал, отдавая хозяину часть плодов своего труда. Расторжение договора могло произойти только в Юрьев день. Отмечался он 9 декабря. В течение двух недель до и после этого числа человек мог покинуть помещика и уйти к другому хозяину, полностью рассчитавшись за пользование землёй. При этом помещик тоже должен был выплатить заранее оговоренную сумму, если она полагалась по соглашению. Однако такое наблюдалось редко. Необходимым условием являлось предупреждение крестьянина о своём намерении покинуть помещика.
Выбор позднего числа был связан с окончанием полевых работ. Последующий период до нового цикла составлял значительное время.
Сумма откупа для крестьянина обычно представляла большую сумму. Однако это не останавливало людей, которые массово уходили от своих хозяев. Такое положение дел не устраивало бояр и дворянство, потому что шла значительная потеря рабочей силы.
Причины принятия указа об урочных летах
С целью дальнейшего закрепощение крестьянства вышел указ об урочных летах. Его написание состоялось во времена правления царя Фёдора в 1597 году. Произошло это под влиянием близкого царского советника Бориса Годунова, который на данный момент времени являлся истинным правителем Руси.
Это сопровождалось отменой Юрьева дня. Таким образом, у крестьян отобрали единственный способ изменить свою жизнь, поскольку переходы к другим хозяевам теперь были запрещены.
Раньше, когда крестьянин убегал к другому помещику, принимающая сторона была заинтересована в приобретении рабочей силы и скрывала у себя перебежчиков. Теперь этому был положен конец.
Причины выхода такого указа заключались в следующем:
Требовалось устранить у крестьянина возможность стать свободным человеком и уйти из-под власти помещика.
Прекратить миграцию людей, которая приобрела массовый характер. Из-за тяжёлой жизни крестьяне бросали свои насиженные места и уходили в поисках лучшей доли. Это существенно било по землевладельцам, которые оставались без рабочей силы и не имели возможности планово вести своё хозяйство.
В результате политики Ивана Грозного многие земли обезлюдели. Сказались постоянные войны и эпидемии. Серьёзный удар нанесли неурожаи, которые привели к голоду и вымиранию населения.
Необходимо было разгрузить государственные службы, в которых находились горы дел по поискам сбежавших крестьян. Требовалось ввести такое понятие как срок давности.
Принятие указа «урочные лета» узаконивало развитие отношений между крестьянами и помещиками.
Суть указа
Урочные годы стали периодом, когда хозяева крестьян имели права обратиться к власти с требованием поиска пропавших людей. Если беглые люди находились в установленный срок, то они возвращались своему владельцу. В этом и состояла суть указа, который включал в себя следующие основные пункты:
Возврату подлежали те крестьяне, которые совершили побег на протяжении текущих 5 лет. После их нахождения беглецы возвращались своему хозяину.
Если беглые крестьяне находились позже 5-летнего срока, то такие люди возврату не подлежали. Они оставались работать у нового хозяина на месте проживания.
На существующие иски по беглым крестьянам, которые были оформлены до выпуска указа, его действие не распространялось. Однако эти дела необходимо были завершить на основании решения суда.
Данные нормы распространялись только на крестьян, которые принадлежали боярам, дворянам, их детям, приказным людям, и представителям высших церковных должностей, а также монастырям.
Последующие изменения
После выпуска основного указа сроки поиска беглых крестьян на протяжении ряда десятилетий постоянно менялись. Происходило это в следующих годах:
1605 г. При правлении Лжедмитрия I к основному сроку было добавлено 6 месяцев. Таким образом, урочные лета стали составлять 5,5 лет.
1607 г. При Василии Шуйском срок давности для беглых крестьян увеличился до 15 лет. Однако это норма просуществовала недолго из-за восстания Василия Болотникова.
1639 г. При царе Михаиле был установлен срок до 9 лет. Такая норма продержалась на протяжении только 3 лет. Затем она была изменена на 10-летний срок.
Также с 1642 года для крестьян, которые были увезены с места жительства новым хозяином не по своей воле, существовала норма 15 лет.
Последствия указа
Как показали последующие события, правительство оказалось не готовым к развитию ситуации. Причина заключалась в непродуманности принятого решения. Это привело к следующим последствиям:
Поскольку большинство крестьян бежало в южные районы страны северные части государства опустели. В результате началось противостояние между феодалами южных и остальных регионов. Обиженные помещики хотели вернуть утраченных людей.
Со стороны землевладельцев посыпались жалобы вернуть беглецов, которые поселились на другой территории. В результате суды были завалены огромным количеством документации.
Все эти последствия указывают на то, что закрепощение крестьян только усилилось. Даже если их не удавалось вернуть прежнему помещику, они всё равно оставались крепостными на новом месте.
Отмена урочных лет
В период правления царя Алексея прошёл ряд серьёзных бунтов. Молодой государь был напуган таким развитием событий. Причинами их стали усилившиеся противоречия феодального государства. Для решения проблемы в 1649 году состоялся созыв Земского собора. На нём был принят свод законов, который вышел под названием «Соборное Уложение«. В нём уточнялось, что каждый крепостной крестьянин являлся имуществом своего феодала. Укрывать беглого человека запрещалось. За это предусматривалось наказание.
Таким образом, совершилась отмена урочных лет. Каждый крестьянин, который уходил от своего помещика, теперь подвергался пожизненному преследованию. Он уже никогда не мог чувствовать себя свободным. Это означало полное закрепощение крестьянства.
Однако на этом побеги не прекратились. Только теперь люди бежали не на юг, а в казацкие земли. Это привело к разворачиванию очередной борьбы между народом и государством.
Литературные источники и материалы по теме:
- Андреев И. Л. Урочные лета и закрепощение крестьян в Московском государстве.
- Анпилогов Г. Н. К вопросу о законе 1592–1593 гг., отменившем выход крестьянам и урочных летах.
- в конце XVI – первой половине XVII в.
- Греков Б. Д. Крестьяне на Руси.
- Аракчеев В. А. Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI-начале XVII века.
Урочные лета — этап закрепощения крестьян
Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых крестьян в период русского царства. Урочные лета были введены во время правления великого князя московского и «царя всея Руси» Федора Иоанновича в 1597 году. Утратили они актуальность после вступления в силу Соборного уложения 1649 года.
Введение урочных лет
Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.
Урочные лета как этап закрепощения крестьянСуществуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.
- Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
- Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.
Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» – ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день.
Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного – с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах.
Причины введения урочных лет
Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»:
- Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
- Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
- Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.
Указ об урочных летах
Указ об урочных летах 1597 года – единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом. Допетровская Русь вела летоисчисление от сотворения мира. В пересчете на христианское летоисчисление – это 1597 год.
Документ подписан во время царствования Федора Иоанновича, но безраздельным правителем при нем был его шурин Борис Годунов. Поэтому многие историки сходятся во мнении, что инициатива принятия данного указа принадлежит именно Годунову, который выражал интересы правящей боярской верхушки.
Суть указа и основные положения
Документ достаточно лаконичен и не содержит подробных разъяснений. Он написан от имени «царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси» и включает 3 основных положения.
- Необходимо разыскивать крестьян, которые совершили побег в течение последних 5 лет и возвращать их на место.
- Тех крестьян, которые убежали 6, 7 и более лет назад – оставить на месте теперешнего проживания.
- Те иски по беглым крестьянам, которые в момент подписания указа, находились в делопроизводстве, завершить по суду.
Также в указе подчеркивается, что данные нормы касаются крестьян, которые приписаны к:
- боярам и их детям;
- дворянам;
- приказным людям;
- высшим иерархам церкви («патриаршие», «метрополичие») и монастырям.
Изменение сроков урочных лет
- Лжедмитрий I в 1605 году добавил к сроку давности полгода – в общей сложности урочные лета при нем возросли до 5,5 лет.
- Василий IV (Шуйский) в 1607 году подписал Уложение о крестьянах, по которому срок поиска увеличивался до 15 лет. На деле эта норма не применялась из-за сложной внутриполитической ситуации. Восстание под руководством Ивана Болотникова заставило пойти на пересмотр этой нормы.
- При Михаиле Федоровиче сначала сохранялись пятилетние урочные лета, потом срок давности возрос до 9 лет – в 1639 году. Через 3 года норма еще более ужесточилась: в 1642 году был закреплен срок давности 10 лет – для беглых и 15 лет – для крестьян, не по своей воле увезенных новым хозяином.
Ликвидация урочных лет
Крепостные крестьяне на Руси в 17 векеФактически урочные лета перестали применяться после подписания царем Алексеем Михайловичем Соборного уложения в 1649 году.
В этом основополагающем своде законов российского государства отменялись сроки для поиска беглых крестьян. Таким образом в России окончательно было оформлено крепостное право.Происхождение термина и исторические источники
Впервые термин «урочные лета» был введен доктором русской истории Михаилом Владимирским-Будановым, который в 1880-х годах возглавлял Киевскую комиссию по разбору древних актов. Окончательно закрепил использование термина советский историк, директор Института славяноведения Борис Греков.
Процесс усиления крепостничества один из самых сложных для изучения в российской истории, поскольку до наших дней дошло очень ограниченное количество документов по этому вопросу. В московских пожарах первой трети 17 века была уничтожена значительная часть архивов, в том числе Уставная книга Поместного приказа, в которой фиксировались дела о беглых крестьянах.
Указ от 24 ноября 1597 года об установлении урочных лет был найден в древних архивах в первой половине XVIII века Василием Татищевым – автором первого фундаментального труда по российской истории и отцом-основателем отечественного источниковедения. До сих пор этот документ является основополагающим при изучении крестьянского вопроса конца XVI века.
Урок 4 – Указы Бога
Обзорные исследования по реформатскому богословию
Женевский институт реформатских исследований
, Боб Берридж ©1996, 2006, 2010, 2016
Божьи указы: определенность и непредвиденные обстоятельства
[Смотреть видео]
В нашей падшей природе действуют две сложные проблемы.
1. Падшие люди хотят верить, что они полностью контролируют свою судьбу.
2. Падшие люди отвергают идею суверенного Бога, который находится за пределами нашего полного понимания.
Тем не менее, существует постоянное осознание того, что в жизни есть нечто большее, чем физические законы и человеческие желания. Это осознание либо подавляется и отрицается, либо воображается некое божество или сила, отличная от библейского Бога.
Это привело к альтернативным мировоззрениям:
Натурализм считает, что физические законы и человеческий выбор определяют направление истории.
Фатализм рассматривает безличные управляющие силы как альтернативу личному Богу. Для фаталистического бога есть не что иное, как действие природы или неизвестных безличных сил. Все вещи случаются и в конечном итоге выйдут предопределенным образом.
Стоики называли это Судьбой. Один ученый объяснил судьбу, представив человека водяным жуком, пойманным в потоке воды. Он может бороться, или он может позволить себе мирно увлечь себя, просто приняв свою гибель. Лучшее, на что мы можем надеяться, это смириться с судьбой и быть увлеченным слепой судьбой.
Натуралисты-фаталисты видят силы развивающейся вселенной, неудержимо увлекающие нас за собой.
Христианин не может размышлять о таких вещах исходя из своих собственных человеческих предубеждений. Библия говорит нам, что Божий план исключает неопределенность событий.
Термин «Предопределение» обычно описывает решимость Бога искупить определенных людей для вечной жизни. Соответствующий принцип — «осуждение», Божья решимость оставить некоторых в их потерянном состоянии. «Предопределение» — более широкий термин, используемый для описания всех Божьих определений.
Судьба — это работа машиноподобной вселенной без причины и цели. Провидение — это Бог, действующий лично, чтобы осуществить свой план для достижения конкретной известной цели. Он направляет все, чтобы явить Свою славу и благословить Свой народ.
Библия ясно говорит о том, что Бог контролирует все, что, по его решению, должно произойти. Ничто не может разрушить его планы.
Псалом 115:3: «Но наш Бог на небесах; Он делает все, что Ему угодно».
Псалом 135:6: «Все, что угодно Господу, Он делает на небе и на земле, на морях и во всех глубинах».
Иов 42:2: «Я знаю, что Ты все можешь, и что никакая цель Твоя не может быть нарушена».
Греху и злу позволено служить высшим целям Бога. Это не делает зло добром, но зло никогда не выходит из-под контроля Бога. Бог может управлять злом, хотя ему не говорят, что он его вызывает. Зло осуждает бунтовщика, но оно используется для того, чтобы открыть больше славных совершенств Бога
Бытие 50:20: «Что касается вас, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это во благо, чтобы произвести настоящий результат, чтобы сохранить жизнь многим людям».
Деяния 4:27-28: «Ибо поистине в этом городе собрались против святого раба Твоего Иисуса, которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат, вместе с язычниками и народами Израилевыми, чтобы делать все, что Твоя рука и Твоя цель предопределена.
Личная природа Бога придала Иову смелости сказать: «Хоть он и убьет меня, но я буду уповать на него!» (Иов 13:15)
Мы были созданы по образу Божьему как личности, а не как машины. Мы действуем, думаем и выбираем. Только мы ответственны за наши грехи. Однако только Бог дает нам возможность проявлять веру, покаяние и послушание. Он дает жизнь падшим сердцам, обращает их Своим Святым Духом и дает им новую природу, побуждающую к добру. Но даже в Его работе благодати мы приходим как добровольные люди, а не как машины, не как мятежники, кричащие и брыкающиеся против Его искупительной любви.
В Фатализме судьба бесцельно тащит нас к иррациональной судьбе. Предопределение имеет благую цель. Он создан любящим Богом, чтобы явить Свою славу. Это приносит пользу его людям. Оно обращается с нами как с людьми, которые участвуют как с реальными существами, отражающими суверенную работу Бога в наших сердцах. Это не позволяет нам обвинять Бога в нашем бунте, но в то же время не позволяет нам приписывать себе благо.
В 1904 году д-р Б. Б. Уорфилд написал статью для пресвитерианского журнала, в которой объяснял разницу между библейской доктриной предопределения и языческим учением под названием фатализм. Он закончил свою статью рассказом, иллюстрирующим некоторую разницу между слепой, механической судьбой и действиями личного и суверенного Бога.
Уорфилд написал:
«Есть история о маленьком голландском мальчике, которая очень точно воплощает разницу между Богом и Судьбой. Дом этого маленького мальчика находился на дамбе в Голландии, рядом с большой ветряной мельницей, чьи длинные руки тянулись так близко к земле, что подвергали опасности тех, кто неосторожно заблудился под ними. Но он очень любил играть именно под эту мельницу. Встревоженные родители запретили ему приближаться к нему; и, когда его упрямая воля не поддавалась, пытался отпугнуть его от этого, пробуждая в его воображении ужасы ударов руками и поднятия в воздух, чтобы их непрерывные удары выбили из него жизнь.
«Однажды, не обращая внимания на их предостережения, он снова заблудился под опасными объятиями и вскоре погрузился там в свою игру, забыв обо всем, кроме теперешних удовольствий. Быть может, он наполовину ощущал поднявшийся ветерок; и где-то в глубине души он, возможно, смутно осознавал опасность, которая ему угрожала. Во всяком случае, внезапно, когда он играл, его сильно ударили сзади, и он обнаружил, что тотчас же качнулся всем телом, головой вниз, вверх в воздух; а затем последовали удары, быстрые и сильные! О, какое замирание сердца! О, какой ужас великой тьмы! Это должно было прийти тогда! И он ушел!
«В ужасе корчась, он извивался и, взглянув вверх, увидел над собою не безмерную даль медного неба, а лицо своего отца. Он тотчас же с великим отвращением понял, что не попал на мельницу, а только получил грозящее наказание за свое неповиновение. Он расплакался, но не от боли, а от облегчения и радости. В этот момент он понял разницу между попаданием в измельчающую мощь машины и в любящие руки отца.
«В этом разница между судьбой и предопределением. И весь человеческий язык не может выразить всю безмерность разницы». (Бенджамин Б. Уорфилд, 1887–1921)
«Предопределения Бога — это Его вечная цель, согласно совету Его воли, посредством которой Он для Своей славы предопределил все, что произойдет». (Вестминстерский краткий катехизис, вопрос №7)
Что касается объема постановлений: ничто не может быть освобождено от Божьих постановлений. События могут быть обусловлены другими событиями,
но Божьи указы не обусловлены чем-то, что не предопределено. Это сделало бы условие более абсолютным в определении хода событий, чем Бог. Если это так, то Бог не мог с абсолютной уверенностью управлять исходом к намеченной цели. Вопрос обусловленности имел бы высший суверенный контроль и противоречил бы Слову Божьему.
Одним из наиболее частых препятствий для понимания этой доктрины является присутствие зла в Божьей вселенной и свободные действия разумных существ. Если Бог предопределил все происходящее, то как это относится к греховным поступкам?
Все действия сотворенного разума — это не просто действия Бога. Существа действуют свободно и ответственно как непосредственные причины своих моральных действий. Если бы Бог был непосредственной причиной каждого действия, все вещи были бы просто «Богом в движении». Это не что иное, как пантеизм, точнее, пандеизм. Творец отличен от своего творения. Реальность вторичных причин — вот что отличает христианский теизм от пандеизма.
Бог не может грешить. Грех – это действие или желание, противоречащее Божьим моральным принципам. В более коротком Катехизисе 14 грех — это «любое несоблюдение или нарушение закона Божьего».
Это противоречило бы природе Бога, если бы Он не выполнял то, что хотел бы, или если бы он делал что-то вопреки тому, что он хотел бы сделать. По определению это было бы грехом, а Бог не может грешить.
1 Иоанна 1:5 «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
Иакова 1:13 «…Бога нельзя искушать злом»
Иакова 1:17 «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и тени перемены».
Невозможно, чтобы Бог решил сделать что-либо вопреки своему собственному желанию или природе. У Бога не может быть «раздвоения личности», когда он не в ладах с самим собой.
Бог способен уберечь людей от греха. Бог, разговаривая с Авимелехом о жене Авраама, сказал в Бытие 20:6: «Я также удерживал тебя от греха против Меня; поэтому я не позволял тебе прикасаться к ней.
Бог использует грехи Своих творений для исполнения Своих указов. Когда братья Иосифа сговорились убить его и продать в рабство, говорят: «Бог послал меня перед вами, чтобы сохранить для вас остаток на земле и сохранить вам жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, а Бог; и Он поставил меня отцом фараону и господином над всем его домом и правителем во всей земле Египетской». (Бытие 45:7-8),
и: «А что касается вас, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это во благо, чтобы произвести настоящий результат, чтобы сохранить жизнь многим людям». (Бытие 50:20)
Псалом 76:10 «ибо гнев человеческий восхвалит Тебя»;
Деяния 14:16 «в прежних поколениях Он позволил всем народам идти своими путями»;
Псалом 106:15 «и Он дал им просьбу их»
Бог может сдерживать грех, и Он, очевидно, допускает его, но Он всегда использует его для Своей окончательной славы. Грех никогда не производится Богом. Он никогда не одобряет этого. Грех – это то, что противоречит моральным принципам Бога.
Разум Бога не разделен на части (никакая часть его не может знать что-то отдельное от других вещей). Постановления, касающиеся греха и зла, не отделены от его общего плана. Все полностью и вечно склоняется к его конечному плану славы и добра.
Его план раскрывается нам по частям, потому что именно так мы, ограниченные существа, понимаем вещи. Систематическое знание есть только характеристика существа. Разделять божественный разум на такие отсеки — значит принижать единую и совершенную природу Бога. Грех, непосредственно вызванный Богом, заставил бы его восстать против самого себя. Это непоследовательно и самопротиворечиво.
Все, что есть, существует во славу Божью. Бог сотворил все, чтобы провозглашать Свою природу и славу.
Колоссянам 1:16 «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое,
престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».
В некоторых вещах проявляется богатство Божьей славы:
Римлянам 9:23 «Он сделал это для того, чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия,
которые Он заранее приготовил для славы»
Некоторые вещи проявляются Божий гнев:
Римлянам 9:22 «Что, если бы Бог, хотя и желал продемонстрировать Свой гнев и объявить Свою силу,
с большим терпением переносил сосуды гнева, приготовленные для уничтожения?»
Бог не является автором греха или зла.
Следующие уважаемые профессора и писатели-богословы согласны с этим как с четко установленным библейским фактом.
Б. Б. Уорфилд: библейские и богословские исследования, стр. 283
Дж. О. Басуэлл-младший: Систематическое богословие (Том I), стр. 163–169, 262–272, (Том II), стр. 154–156
Л. Беркхофф: Систематическое богословие, стр. 220
W.G.T. Шедд: Догматическое богословие (Том I), стр. 405-415
Л. Бёттнер: Реформатская доктрина предопределения, стр. 228-253
А.А. Ходж: Исповедь веры, стр. 63-69
К. Ходж: Систематическое богословие (Том I), стр. 429-436
Джон Кальвин: Институты христианской религии I:18, II:4:3, III:21-24
Джон Баньян: Доктрина избрания и осуждения Глава VI
Гораций Бонар: Пять пунктов кальвинизма, стр. 63-64
Стивен Чарнок: Существование и атрибуты Бога, стр. 473-532
Мартин Лютер: Рабство воли, стр. 83-93
Дж. Занкиус: Абсолютное предопределение, стр. 20
Вестминстерская ассамблея: Вестминстерское исповедание веры III:1, V:4
Ги де Бре: Бельгийское исповедание XIII:1
Синод из Дорта: Дортские каноны I:15
Деяния 14:16, «и в прошедших поколениях Он позволил всем народам идти своими путями ;” Библейский термин, описывающий отношение Бога к включению зла в Его вселенную, — «позволить». Он «позволяет» [«эйасен» (ειασεν) от «еао» (εαω)] им действовать в соответствии с их извращенными желаниями. Бог «позволяет» или «позволяет» своим творениям бунтовать. В них он не бунтует против собственных моральных принципов.
Деяния 17:30 «Итак, оставив времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться».
Бог не является причиной греха. Термин «причина» — это то, что непосредственно отвечает за действие или непосредственно приводит к изменению или действию. Грешник несет прямую ответственность за свой грех. Люди, отличные от Бога, всегда считаются непосредственными агентами зла. Это согласуется с традиционным философским использованием термина «Философский словарь рун», стр. 48 определяет причину как «то, что на самом деле «ответственно» за изменение, движение или действие».
Называть Бога «причиной греха» означало бы использовать этот термин ненадлежащим образом. Точно так же было бы ошибкой называть Бога автором греха. Автор всегда является действующей причиной своего произведения и несет за него ответственность.
Иногда из-за плохих переводов оригинального библейского текста Бог кажется автором или причиной греха. Еврейское слово «ра» (ךע) означает «бедствие, катастрофа, вред». Его можно использовать только в отношении чего-то злого как производное и вторичное употребление. Еврейский термин «ха-ТА» (חטא) означает «грешить, делать зло, ошибаться, упускать». Он никогда не используется по отношению к действию Бога.
Бог, как Господь всего творения, безусловно, стоит за тем, что мы могли бы назвать бедствиями или стихийными бедствиями. Такие вещи не являются злом. У них нет злых намерений, противоречащих открытым моральным принципам Бога.
В версии Короля Иакова Исаии 45:7 говорится: «Я творю мир и творю зло: Я, Господь, делаю все это». Точнее, в Новой американской стандартной версии говорится, что ГОСПОДЬ (Иегова) есть «…создающий благополучие и творящий бедствие»; Новая международная версия переводит его; «…Я приношу процветание и создаю бедствие».
В Амоса 3:6 версия Короля Иакова переводит это так: «…неужели в городе будет зло, и не Господь сотворил его?» НАНБ более точно переводит его; «…если случится бедствие в городе, не Господь ли сотворил его?» NIV делает это; «…когда бедствие приходит в город, не от Господа ли его сделал?»
В конечном итоге мы не можем полностью решить проблему дозволения греха. Бог не раскрыл всех подробностей. Факт его разрешения прямо выявлен. Проблема заключается в нашем понимании того, что Бог использует злые дела существ как часть своего определенного плана.
Даже арминианин признает, что Бог все знает заранее, включая грех Адама и его последствия. А.А. Ходж объясняет: «Он (арминианин) не может, как кальвинист, объяснить, почему Бог, несмотря на это определенное знание, не изменил этих условий». (Исповедь веры, стр. 68)
Грех не является самостоятельно существующей сотворенной вещью. Он не плавает во вселенной как независимая и непривязанная сущность. Это атрибут, моральное состояние агента, который действует или намеревается сделать что-то, что противоречит моральному добру, как это определено собственной природой Бога. Зло не более сотворено, чем «добро».
Атрибуты Бога не созданы, они вечны. Добро вечно, потому что оно является характеристикой божественной природы. Сотворение несовершенных, морально погрешимых и изменчивых существ привело к возможности противоположного совершенства Бога. Мы видим из откровения, что в своем отношении к таким созданиям и к нравственному злу, которое они производят, Бог намеревается полнее проявить все свои совершенства.
Хотя Бог не является причиной греха, у него есть причина. Зло можно найти только в существе. Следовательно, тварь является единственной действенной и непосредственной причиной греха. Мы созданы не просто как машины, следующие за безличным программированием. Мы люди, которые поступают нравственно. Мы ответственны за свои действия перед Богом.
Вот почему доктрина указов так сильно отличается от доктрины фатализма.
Вопросы для обзора и размышления
1. Почему падших людей иногда привлекает идея фатализма?
2. Покажите из Писания, что Бог имеет суверенный контроль над всем в своем творении.
3. Покажите из Писания, что Бог иногда использует греховные действия творений для исполнения Своих постановлений.
4. Как Краткий Катехизис определяет Божьи указы?
5. Насколько обширны Божьи указы относительно событий во вселенной?
6. Почему признание Бога автором греха требует пандеистического понимания вселенной, эффективно устраняющего реальность греха и морального закона.
7. Каким образом наше понимание того, что такое грех, исключает идею о том, что Бог является причиной греха вообще или любого отдельного греховного деяния?
8. Как неизменное единство разума Божия свидетельствует против того, что одни события предопределены, а другие обусловлены вещами, не предопределенными абсолютно?
9. Почему мы говорим, что Бог «попускает» грех, но не «причиняет» грех?
10. Как следует понимать тексты, в которых говорится, что Бог вызвал зло? (Исаия 45:7, Амос 3:6)
11. Почему неправильно говорить о «сотворении греха»?
12. Как идея вторичных причин необходима для поддержания библейского взгляда на Бога, творение и нравственный закон?
(Библейские цитаты взяты из Новой американской стандартной Библии (издание 1988 г.), если не указано иное.)
вернуться к индексу WCF II
Указ о базовом образовании 852/1998, Финляндия, 1999 г.
Политический документ
Год
1999
Страна
Финляндия
Тема
Образование
Подтема
Обязательное школьное образование
Ключевые слова
Обязательное образование Образовательные учреждения Образовательная политика Надлежащее образование учеба в школе
Основные последствия
Указ об основном образовании дополняет Закон об основном образовании 21. 8. 628/1998 и регулировал, среди прочего, время обучения и работы, оценку учеников, законные права учеников и разрешение на предоставление образования. В частности, основные последствия указа касаются:
1. Единая основная школа (1-9 классы): Указ больше не требует разделения общеобразовательной школы на младшую и старшую ступени. Вместо этого в нем только говорится, что базовое образование длится девять лет и что в течение первых шести лет обучение обычно ведет классный руководитель, а в последние три года — учитель-предметник. Ранее были также отдельные школьные здания для младших и старших классов. Ахо, Питканен и Сальберг (2006, 93) предсказывают: «До сих пор это изменение не оказало большого влияния, потому что школьная структура устанавливается на местном уровне и привязана к существующим зданиям и учителям. новые перспективы для предоставления инструкций и более широкие решения для использования объектов».
2. Определение годового, недельного и дневного объема обучения. В двух первых классах основного образования рабочий день учащегося может составлять максимум пять учебных часов, а в других классах и добровольном дополнительном основном образовании — максимум семь учебных часов. Продолжительность обучения за один час должна быть не менее 45 минут. Часть рабочего времени может быть использована для ознакомления с миром труда, а также для церемонии закрытия и других мероприятий школы.
Преимущества и требования
Посвящение (количество часов в неделю, предусмотренное данным документом)
Количество часов основного образования в неделю составляет 19 часов.минимум в первом и втором классах, 23 в среднем в третьем и четвертом классах, 24 в среднем в пятом и шестом классах и не менее 30 в среднем в последующих классах
Реализовано или изменено ли в этом документе отслеживание образования?
№
Прочтите Закон
Полнотекстовый веб-источник на английском языке
http://www. finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1998/en19980628.pdf
Оригинальный полнотекстовый веб-источник на родном языке
http://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1998/19980852
Вторичная литература и источники
Дополнительная литература
Ахо Э., Питканен К. и Сальберг П. «Принципы разработки политики и реформы базового и среднего образования в Финляндии с 1968 года». Серия рабочих документов по образованию № 2, Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. (2006). Доступно по адресу: http://www.siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200-1099079877269/547664-1099079967208/Education_in_Finland_May06.pdf
Автор
Janne Mikkonen
Отдел демографических исследований Хельсинкского университета
Данные, собранные в рамках Поисковика и архива исследований населения Европы (PERFAR)
Указывать как
SPLASH-db.