Глава 16. Столыпинская аграрная реформа
Широкое крестьянское движение в период первой российской революции заставило царизм принимать срочные меры для решения аграрного вопроса. В России в начале XX в были объективно возможны два способа решения аграрного вопроса, которым соответствовали два различных типа аграрной эволюции по буржуазному пути. Первый способ решения «сверху» — «путем сохранения помещичьего землевладения и окончательного уничтожения общины, разграбления ее кулаками», а второй способ «снизу» — «путем уничтожения помещичьего землевладения и национализации всей земли» (Т. 17,—С. 124). Помещики, поддержанные буржуазией, уже в ходе революции решительно высказались за первый способ, и съезд объединенного дворянства принял решение о необходимости разрешения свободного выхода крестьян из общины и свободного переселения на окраины. Крестьянство выступало против этой меры и продолжало бороться за ликвидацию помещичьего землевладения, за передачу им всей земли. Это стремление крестьянской массы нашло отражение в аграрной платформе трудовиков в двух первых Думах.
Второй способ был более прогрессивным, потому что он ликвидировал все основные пережитки феодализма в России и расчищал дорогу американскому пути буржуазной аграрной эволюции, который находил отражение в развитии кулацких хозяйств по фермерскому типу. Столыпинский способ тоже был объективно прогрессивным, поскольку давал толчок развитию капитализма по прусскому пути, но в неизмеримо меньшей степени обеспечивал «свободное развитие производительных сил» (Т. 17.— С. 252).
Основное содержание указа 9 ноября 1906 г., утвержденного Думой как закон 13 июня 1910 г., сводилось к попытке направить капиталистическое развитие по прусскому пути. Видя неизбежность ломки форм землевладения, самодержавие наметило коренное разрушение крестьянского надельного землевладения при полном сохранении помещичьего. Столыпинская реформа отнюдь не сводилась к разгрому крестьянской общины, как часто представляют. Реформа включала большой комплекс преобразований, главными из которых были введение свободы выхода из общины и переселения на окраины.
Но одновременно с указом 9 ноября 1906 г. было проведено в жизнь еще несколько важных законопроектов. Под нажимом революции царизм пошел на чрезвычайно важную меру, без которой было немыслимо проведение всех остальных: 3 ноября 1905 г., за гоа до столыпинского закона, был опубликован манифест царя об отмене выкупных платежей за надельные земли. Тем самым менялась форма землевладения, так как надельные земли лишь условно считались крестьянской собственностью, поскольку до их полного выкупа отдельные крестьяне (при подворном пользовании) или община (при общинном пользовании) не могли эти земли продавать. Теперь выкуп Считался законченным и земля должна была переходить в полную собственность дворов или общин. Поэтому и встал вопрос о разгроме общин. Одновременно был изменен закон о переселении 1904 г.: было принято Положение Совета министров от 10 марта 19о6 г. которое коренным образом меняло этот закон, хотя называлось Правилами о применении закона 1904 г. Указом 5 октября 1906 г. была введена свобода передвижения крестьян, отменены «ограничительные правила о паспортах», введена «свобода избрания места жительства» для крестьян и обещано полное уравнение нх с другими сословиями.
В это же время были приняты указы об отводе под переселение крестьян части кабинетских и удельных земель, о новых льготах на переселение и на получение ссуд в Крестьянском банке для покупки земли. Таким образом, была проведена соответствующая подготовка к обеспечению выхода из общины и переселения выходцев (вернее, большинства выходцев нз числа бедняков и середняков) на окраины.
Смысл указа 9 ноября 1906 г., как и закона 14 июня 1910 г., сводился к замене общинной собственности с подворным владением и подворного землепользования (в безобщинных местностях) частной собственностью главы двора, т. е личной частной собственностью. К 1906 г. в России было 14.7 млн. крестьянских дворов в селах и деревнях. Из них 2,4 млн. дворов были уже безземельными, а надельные земли имели 12,3 млн., в том числе на общинном праве 9,5 млн. и на подворном 2,8 млн. Совсем общин не было в Прибалтике Западной Украине и Западной Белоруссии, частично общин не было на Левобережной Украине, в Восточной Белоруссии и в Сибири.
В этих местностях было подворное пользование землей, и указ вводил здесь частное землевладение сразу (кроме Сибири). Если до 1906 г. в России было всего 752 тыс. частных владельцев земли, то теперь одним махом к ним было прибавлено 2,8 млн. собственников из числа подворников. На остальной территории господствовала община, но в значительной степени уже разложившаяся. Ленин отмечал, что указ 9 ноября 1906 г. не мог бы даже появиться, а не то что проводиться несколько лет, если бы сама община не разложилась, не выделила элементов зажиточного крестьянства, которое было заинтересовано в выделении. Наиболее разложившимися были те общины, в которых либо совсем не было земельных переделов, либо они прекратились в последние десятилетия. Именно поэтому Государственная дума в законе 14 июня 1910 г. выделила беспредельные общины.
Указ 9 ноября 1906 г. стал подготавливаться с мая этого года, когда первый съезд дворянских обществ рекомендовал правительству разрешить крестьянам свободно переселяться на окраины, для чего разрешить и свободный выход из общины.
Проект указа был внесен Столыпиным в Совег министров 1 октября 1906 г. При обсуждении его часть министров выразила серьезные опасения, что принятие указа в порядке 87-й статьи Основных законов Российской империи, т. е. до созыва II Думы, вызовет решительный отпор многих партий и недовольство крестьян. Но Столыпин и большинсгво министров настояли на принятии указа, и он был подписан царем 9 ноября и сразу был напечатан и стал проводиться в жизнь. Согласно существующему законодательству указ вносился на утверждение II Думы, но встретил там решительное сопротивление большинства членов комиссии по аграрному вопросу и критику в самой Думе, что стало одной из главных причин ее разгона В III Думе указ. наоборот, был поддержан большинством депутатов и задержан был по другой причине. Многие депутаты в аграрной комиссии настаивали на Солее радикальном решении вопроса о ликвидации общины. После продолжительных прений, критики проекта закона и слева (социал-демократы, трудовики, беспартийные крестьяне) и справа, он был утвержден.
Закон 14 июня 1910 г.. как можно убедиться из сравнения его с текстом указа, облегчал выход из общины и фактически вводил явочную ликвидацию беспередельных общин.
Столыпинская аграрная реформа имела прогрессивное значение. Она дала толчок развитию кулацких зажиточных хозяйств, которые получили возможность скупать наделы вышедших из обшины бедняков (число покупаемых наделов было ограничено, но это легко обходилось покупкой наделов на родственников и подставных лиц). Кулаки получили значительные льготы по покупке отрубов и хуторов через Крестьянский банк, им выделялись средства на агрономическую помощь и т. д. В деревне укреплялся и расширялся класс зажиточного крестьянства, которое отличалось и более высокой культурой земледелия, и более высокими урожаями, применением машин, удобрений. За счет этих хозяйств поднялись общая средняя урожайность хлебов (с 39 до 43 пудов с дес.), сборы товарного хлеба, в три раза увеличилось количество машин (по стоимости) в сельском хозяйстве. В деревне начался кооперативный бум, рост коопераций всех видов: кредитной, потребительской, маслодельческой, льноводческой, сельскохозяйственных артелей и др.
Вместе с тем продолжали оставаться реальными перспективы второго пути решения аграрного вопроса, росла борьба крестьян за всю землю, за захват помещичьих латифундий. Если столыпинская реформа была рассчитана на победу прусского пути через развитие капиталистических юнкерских хозяйств и привязку к ним зажиточного крестьянства с превращением его в гроссбауэров. то крестьянская борьба против столыпинщины была борьбой за более прогрессивный путь развития зажиточных хозяйств фермерского типа, свободных от опеки помещиков. Именно поэтому в конечном итоге столыпинская реформа имела глубокие реакционные черты. Реакционность черносотенной программы,— писал Ленин,— состоит … в развитии капитализма по юнкерскому типу для усиления власти и доходов помещика, для подведения нового, более прочного фундамента под здание самодержавия» (Т. 16.— С. 351).
Приводимые источники содержат лишь главные документы того значительного комплекса законодательных актов, который упомянут выше. Почти все они в сокращении даны в сборнике документов: Аграрная реформа Столыпина (МГУ, 1973).
В хрестоматии содержатся три главных документа (№ 1—3), составляющие ядро всего столыпинского законодательства. Документы даны почти полностью (опущено лишь несколько второстепенных статей) и студенты могут самостоятельно дать их анализ, сравнив условия указа 9 ноября 1906 г. и закона 14 нюня 1910 г. (№ 2 и 3).
Георгий Бовт о том, для чего Столыпин хотел 20 лет покоя — Газета.Ru
В истории нашей страны было немало моментов, когда все могло повернуться в ином направлении. Например, в более трагическом – скажем, если бы немцы взяли Москву в октябре 1941 года. Но были и такие моменты, когда страна, в силу стечения ряда обстоятельств, «пошла не туда», словно ее бес попутал. Одним их таких моментов было пятилетнее премьерство Петра Столыпина, до его убийства в сентябре 1911 года в Киеве. В результате начатых по его инициативе реформ страна могла пойти по пути модернизации и становления всесословного национального государства европейского типа. Однако Первая мировая война, а также подрывные действия радикалов, с одной стороны, и разложение, «гнилость», антирежимные интриги политической элиты с другой столкнули Россию с этого пути.
А многие достижения столыпинских реформ кажутся невозможными и поныне.
Главной его заслугой считают аграрную реформу. 115 лет назад (22 ноября 1906 года, по новому стилю) был издан Императорский указ о раскрепощении общины: крестьянам предоставлялось право выхода из нее (ранее требовалось ее согласие) со своим земельным наделом, который переходил из временного владения в частную собственность. Они были освобождены от всяких выкупных платежей бывшим помещикам. За несколько месяцев до того был создан огромный земельный фонд, который теперь мог быть использован для добровольного (подчеркнем это) переселения миллионов малоземельных крестьян из центральных европейских губернии на Восток, в Сибирь. Фонд этот в значительной мере был образован за счет передачи в него земель царской фамилии и лично Николая Второго, а также «казенных земель». Крестьянский банк был переориентирован на кредитование единоличных собственников на льготных по тем временам условиях.
Община была удобна как инструмент подчинения и управления, а также взимания податей (коллективная же ответственность) в пору крепостничества.
Однако в рыночных условиях она превратилась в архаичный инструмент торможения развития с ее тягой к уравниловке и «традиционным» аграрным методам хозяйствования. По поводу общины Столыпин много спорил с идеализировавшим ее Львом Толстым. Он так писал ему:
«Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обихаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своей землей. Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко многому дурному и, главное, к бедности… Смешно говорить этим людям о свободе или о свободах. Сначала доведите уровень их благосостояния до той, по крайней мере, наименьший грани, где минимальное довольство делает человека свободным. А это достижимо только при свободном приложении труда к земле, то есть при наличии права собственности на землю».
По закону о землеустройстве 1911 года крестьянам разрешили соединять разрозненные полоски бывших общинных земель в одно целое (отруб) и переносить туда свой дом (хутор).
Это дало толчок к росту крупного крестьянского землевладения. Число выходов из общины стало стремительно расти сразу после подавления Первой революции: уже в 1908 году крестьян вышло из общины в 10 раз больше, чем годом ранее. До Февральской революции из общины успела выйти почти треть крестьянских домохозяйств, которым принадлежало 20-22% прежней общинной земли. Однако большое число заявок на связанные с выходом землемерные работы остались неудовлетворенными из-за войны: по состоянию на 1915 год такие заявки подали половина домохозяйств.
20-22% потом станут теми самыми кулаками, которых большевики и поддержавшая их сельская гопота будут «уничтожать как класс», ввергнув сельское хозяйство России в глубочайший кризис, из которого оно выберется только после крушения Советской власти.
Еще стремительнее новые крепкие собственники скупали земли помещиков, которые не выдерживали конкуренции с новыми порядками, породив многие тысячи несчастных раневских, не вписавшихся в новую жизнь со своим вишневым садом.
Уже к началу Первой мировой крестьяне скупили более половины помещичьих земель, а значительную часть оставшихся взяли в аренду. Такими темпами
пресловутый российский земельный вопрос был бы окончательно и бесповоротно решен примерно к середине (к концу тех самых желанных Столыпиным «20 лет покоя»), самое позднее к концу 1920-х годов, когда практически вся помещичья земля должна была бы перейти к крестьянам без всяких войн, революций и тем более коллективизаций – рыночным путем.
Но история распорядилась иначе. Сталин восстановил, по сути, ту же «общину», с теми же основными функциями (подчинение плюс подати), что и при крепостничестве.
Стремительный рост числа крепких земельных собственников привел к не менее бурному росту кооперативного движения. Так что потом Ленина в известной статье «О кооперации» вовсе не поразило гениальное прозрение – он «подсмотрел» уже готовый и успешный институт. Просто большевики извратили его до неузнаваемости, использовав к своей политической выгоде.
Но не экономической. Опробовав кооперативы в годы НЭПа, они затем испугались даже такой ограниченной самостоятельности «хозяйствующих субъектов», свернув на безумную тропу коллективизации – и перманентного полуголода.
По числу кооперативов – потребительских, кредитных и пр. – Россия к началу Первой мировой войны была на втором месте в мире после Германии. С учетом членов семей, кооперативами (в основном именно крестьянскими) была охвачена почти половина населения.
В стране резко начала расти урожайность за счет использования механизации и минеральных удобрений – на 25% с начала века до Первой мировой, хотя она по-прежнему в разы отставала от США (в два раза), Германии (почти в три) и других передовых стран. Впрочем, реформы Столыпина были рассчитаны на долгую перспективу (еще раз: «дайте мне 20 лет покоя – и вы не узнаете страны»). Ему и запущенным им преобразованиям просто не хватило времени. Но не хватило и политической воли самой монархии. Если бы Столыпина не убили, то с высокой вероятностью, он стал бы жертвой дворцовых и великосветских интриг, как многие «системные реформаторы» до него и даже успели после.
Все-таки Николай Второй был редким примером человека, оказавшегося не на своем месте и не в свое время.
Большевикам потом такие темпы развития сельского хозяйства и не снились за всю историю их правления. Посевные площади выросли до Первой мировой по всей стране (на 15% с начала века), но в большей степени там, куда направились столыпинские переселенцы: на Северном Кавказе почти на 50%, в Сибири более чем на 70%. До сих пор бывшие алтайские угодья Николая Второго, которые он отдал на дело аграрной реформы и которые были освоены переселенцами, являются и сейчас одной из главных житниц страны.
В лучшие урожайные годы царская Россия давала 40% мирового экспорта зерновых, обгоняя временами Америку. Страна накануне войны вышла на первое место в мире по производству пшеницы, ячменя, ржи и овса, на второе (после Германии) по картофелю. Перед самым началом войны она стала, догоняя и обгоняя Америку, выходить на первое место по поголовью крупного рогатого скота.
Ленин с большевиками, как и эсеры, не случайно ненавидели Столыпина и его реформы.
Они понимали, что в случае успеха преобразований им никогда не свергнуть режим. Ленин откровенно писал, что если столыпинская политика продержится достаточно долго, то «аграрный строй России станет вполне буржуазным, крупные крестьяне заберут себе почти всю надельную землю, земледелие станет капиталистическим и никакое — ни радикальные, ни не радикальное — «решение» аграрного вопроса при капитализме станет невозможным».
Правые же в Думе критиковали столыпинские реформы за разрушение «скреп» и «соборности». Мощные силы с крайних флангов двигали страну на путь саморазрушения. Окончательно столыпинские реформы отменит, заметим, Временное правительство, в рядах которого было немало тех, кто интриговал против неудобного премьера, пока тот был жив.
Говоря об аграрной реформе Столыпина, у нас обычно (и это дань советской историографии) умалчивают о тех общественно-политических преобразованиях, которые ему удалось подвинуть, и особенно о тех, которые он замышлял, но продвинуть не успел или ему не дали.
В совокупности они превратили бы страну в национальное всесословное государство по типу тогдашних европейских, в буржуазную конституционную монархию.
Столыпин вернул земствам многие функции самоуправления, отнятые у них в период реакции Александра Третьего. Уже после его гибели (но идея была подана им) крестьяне стали выбирать мировых судей, которым были переданы многие дела по подсудности. Именно при Столыпине земства (а в губерниях с земским устройством проживали 2/3 населения империи – 110 млн человек на начало века) совершили настоящий рывок в создании снизу по тем временам довольно эффективной системы самоуправления. Для начала, они были освобождены от взыскания большой части своих доходов в пользу государства. Трудно в это сейчас поверить, но большая часть заработанных денег оставалась на местах. И если в конце ХIХ века в пользу госказны изымалась пятая часть земских доходов (в основном на полицию, суды и военные нужды), то в 1912 году такие отчисления сократились до менее 5%.
Государство, наоборот, само стало выделять деньги земствам – в основном на здравоохранение, образование и аграрные программы. Земства оставляли себе налог на недвижимость, который формировал главную статью доходов. Четверть земского бюджета шло на здравоохранение, треть на образование, десятая часть на ветеринарную и агрономическую помощь, 5% на обустройство дорог, остальное на обслуживание кредитов (да-да, они их брали) и оставшиеся платежи в казну.
В конце ХIХ века в земских губерниях одна больница была на 6,5 тыс. жителей (там, где земств не было, на 41 тыс.), а всего их насчитывалось в земских губерниях 1300 штук. К началу Первой мировой войны в 43 земских губерниях (вместо 34 в конце века) только земских больниц уже было 6773, а медперсонал насчитывал 19 тыс. докторов, 22,5 тыс. фельдшеров и 12 тыс. акушерок против 2,5 тыс. врачей и 8 тыс. младшего медперсонала в конце века (для справки: количество медучреждений в РФ на 2020 год составило 5300 единиц).
Все медобслуживание, включая вакцинацию от оспы и бешенства, а также рецептурные лекарства, было бесплатным, на каковую меру наше государство не решается раскошелиться до сих пор.
Разбивка сельской местности на врачебные участки предполагала, что до медицинского учреждения от любого населенного пункта не должно быть более 15 верст (примерно 16 км). Таких темпов роста доступной медицины Россия не знала ни до, ни после начала ХХ века.
Огромный рывок был совершен и в школьном образовании. К началу Первой мировой в России работало 50 тыс. только земских школ, где учились более 3 млн учеников из более чем 5 млн по стране (сейчас во всей стране менее 42 тыс. школ) и работали 80 тыс. учителей, примерно половина от общей численности учителей тогда в России. Для сравнения, сейчас в России более 16,1 млн учеников школ, с которыми работают чуть менее 1,1 млн учителей (14,9 ученика на одного учителя, против 34 в царской России).
Так что свою «культурную революцию» большевики тоже списали с земств, которые они назвали на свой лад советами, выхолостив оттуда все самоуправление и тем более финансовую самостоятельность. Каковая самостоятельность не вернулась к российскому местному самоуправлению и поныне.
Большевики даже списали выборность мировых судей, назвав их народными. Но потом, ввиду утраты перспектив на 99,9-процентный результат, от такой выборной «смелости» отказались. Хотя вернуться к выборности мировых судей, по крайней мере, можно было бы уже сейчас. Хуже для нашей судебной системы точно не стало бы.
Получив изрядную самостоятельность и погрузившись в решение местных проблем, земства после Первой революции старались всячески избегать политики и политизации (вот он где рецепт стабильности, оказывается), в которую их пытались втянуть в основном буржуазные партии, ставившие целью свержение режима путем подтачивания его снизу. Большевики, вождь которых земства невзлюбил и критиковал как «соглашательскую» теорию малых дел еще в конце ХIХ века, воюя с народниками, сделали ставку на советы, которые, в свою, очередь, они обкатывали в среде пролетариата. Кстати, большим упущением Столыпина было то, что он не понял, кажется, вовремя опасности брожения в среде бывших крестьян, перебравшихся в города и влившихся в ряды пролетариата.
Вернее, ему не дали развернуться по части реформ в «рабочем вопросе».
Столыпин, выступая со своей программой в Думе в 1907 году, предлагал также ввести подлинную свободу вероисповедания, включая ликвидацию ограничений для евреев. Он предлагал ввести систему социального страхования для рабочих, включая пенсионное, легализацию профсоюзов и разрешение забастовок, если они проходят под экономическими лозунгами, а также сокращение продолжительности рабочего времени. Он планировал переход к обязательному школьному образованию и единому подоходному налогу. Проект его полицейской реформы предполагал создание общей, единой гражданской полиции и объединение всех видов госохраны в одном ведомстве, подконтрольном обществу. Это тогда были произнесены знаменитые слова: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Однако Дума не поддержала программу Столыпина.
В истории его убийства в 1911 году сотрудником «охранки» Дмитрием Богровым до сих пор остается немало белых пятен. Император на похоронах показательно отсутствовал, а вскоре повелел закрыть расследование возможной причастности «охранки» к покушению на премьера. К тому времени при дворе его уже многие не любили. Эх, знали бы они свое будущее…
Ну а если говорить об основном уроке Столыпина, то он, пожалуй, состоит из двух частей. Первая – это про 20 лет покоя и величие страны. Вторая – про то, что это время не надо терять даром, а использовать для направленных в будущее постепенных преобразований. Иначе можно снова свернуть не туда.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевое слово SearchAdvanced Search Поисковые книги для: Советы по поиску
.. 700677777777777767776767676 гг. 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119 ИЗ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: февраль 2016 г.КРЕПСТВО В РОССИИ
Крепостное право в России было очень похоже на крепостное право в польско-литовской
конфедерации, но развилась и закончилась в России позже, чем в
Польша.
Московская Россия 1533-1682 Крепостное право развивалось в московский период 1533-1682 гг. на основах, заложенных ранее. Практика была краеугольным камнем
Московское сельское хозяйство поддерживало и структуру государства. Законов о крепостном праве не принималось.
первые дни, но правительство ограничивало передвижение крепостных и требовало, чтобы
Беглых крепостных вернуть помещику. В 1649 г.Царь Алексей издал
Утоше — декрет, привязывавший крестьян к помещичьим поместьям, и
требовал их труда. Императорская Россия 1682-1914Петр II Великий расширил территорию России во время своего правления. Он ввел налог на мужское население, и сделал его оплату обязанностью арендодателя. Однако помещики прошли налог на крепостных. В результате этого налога помещики стали думать о своих крепостных как собственность, которую можно было покупать и продавать. При преемниках Петра Екатерине I, Анне,
и Елизаветы, крепостным запрещалось покупать и продавать недвижимость, мельницы или
заводы. Они могли занимать деньги только с разрешения своего домовладельца. Территория России увеличилась при Екатерине II Великой. в результате разделов Польши
(1772-1795), Население
увеличилось на шесть миллионов человек и земли на 178 000 кв. миль. Крепостное право уже
существовала на территориях польско-литовской Речи Посполитой, приобретенной Россией, и Екатерина хотела
распространить крепостничество в русском стиле на новые приобретенные территории. Хотя Екатерина считалась реформатором, ее реформы не улучшили положения крепостных. В 1775 году, когда она реформировала
местного самоуправления, крепостные остались без внимания.
Половина русских крестьян была
государственные крепостные, которые платили налог государству и имели право покинуть
сообщество для поиска работы. Как правило, они жили лучше, чем крестьяне, находившиеся в частной собственности. Помещики могли брать крепостных с земли и использовать их, имея прислугу в своем доме. Дворовые крестьяне не обрабатывали землю и не имели для себя наделов.
это было возможно
чтобы крепостные стали богатыми, но это не было обычным явлением. западноевропейские путешественники
в России в течение 19 го века заметили, что русские крестьяне оказались более обеспеченными, чем
крестьян во Франции или Ирландии, имели большие дома, больше сельскохозяйственных животных и
более крупные участки. Хотя некоторые русские крепостные были более зажиточными, чем крестьяне в других областях
Европе, у них не было прав, которыми пользовались крестьяне в большинстве других европейских стран. В России заканчивается крепостное правоОтношение к крепостному праву начало меняться в течение 19 -го гг. век. Многие русские считали, что крепостное право бесчеловечно и с ним нужно покончить. прочь с. Крымская война показала что есть проблемы с русским языком общества и перемены были необходимы. В 1856 году царь Александр II сказал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, пока оно отменит себя снизу». Когда он вступил на престол в 1858 году, 37% всех россиян были крепостными.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||

.
Крепостные были привязаны к земле и должны были работать определенное количество дней.
для помещика и разрешили обрабатывать часть земли для себя. Крепостное право в
Россия, как и Польша, не была связана с феодализмом. Он развивался в обоих местах, потому что знать нуждалась в дешевом источнике рабочей силы для обработки своих больших поместий. 


Половина русских крестьян была
государственные крепостные, которые платили налог государству и имели право покинуть
сообщество для поиска работы. Как правило, они жили лучше, чем крестьяне, находившиеся в частной собственности. Помещики могли брать крепостных с земли и использовать их, имея прислугу в своем доме. Дворовые крестьяне не обрабатывали землю и не имели для себя наделов.
страны. У них не было гражданских прав
и никакой возможности исправить обиды, причиненные им их землевладельцем. Они не могли покинуть имение помещика без его разрешения. Их могли сослать в Сибирь за плохое поведение. Некоторым нужно было получить разрешение лорда на брак. Их можно было купить и продать. Их жизнь была полностью подчинена воле
их владельца.
картина Бориса Кустодиева, 1907
Мясоедова 1887
фото Прокудина-Горского, Библиотека Конгресса.
Речь Посполитая была на 50% поляками, на 28%
украинцы и 22% другие, в основном литовцы, белорусы, евреи, немцы и
Русский. Существующий неофициально с
1386 г., Польша и Великое княжество Литовское объединились в 1569 г.Союзом
Люблина. Хотя две страны считались равными, Польша была
доминирующая сила.
Дворяне получили свои привилегии
и земли от военной службы. Только
сделать так, чтобы дворяне, составлявшие около 15% населения,
никогда не терял политических прав и власти, Сейм имел право вето почти на все
важные вопросы, включая законотворчество, внешнюю политику, налогообложение и декларирование
войны.
Большая часть земель Содружества принадлежала
плодородны и пригодны для выращивания зерна, в основном ржи. Большая часть зерна была продана в
Содружества, но реки, текущие на север, облегчали транспортировку зерна в
Балтийское море и далее в Западную Европу.
Чтобы более эффективно производить продовольственное зерно, дворяне, владеющие землей,
превратили свои поместья в folwarki (плантации, выращивающие продукты питания, в основном
зерно). Источник дешевой рабочей силы был
необходимо, поэтому требования к крестьянам возросли. Требовалось все больше и больше бесплатной рабочей силы, поэтому крестьяне работали
поместья целых шесть дней в неделю. Их права уменьшились, и их
доходы уменьшились.
Города игнорировались,
не росла и не развивалась, а отрасли не создавались. По мере появления новых источников зерна в
в других частях мира пострадала экономика Содружества. Поместья не удались и были куплены и
проданы или сданы в аренду арендаторам. К середине 18 -й 90-й 177-й век, Речи Посполитая была слаба.
Крестьяне имели право продавать свое
земли и передать ее наследникам. До 1550 года помещики не занимались коммерческой
земледелие и производили продовольствие для собственных нужд. Большая часть земли на дворянах
поместья обрабатывались крестьянами, и до тех пор, пока крестьянские обязательства перед барином
не увеличились, их доходы выросли. Некоторые крестьяне жили очень хорошо, имея по 20-30
участков, а также лошадей, волов, свиней и коров. Зерновая стрела 16 -й века, принесла пользу дворянам и неблагоприятно изменила положение крестьян.
По мере роста зернового хозяйства законы
принятый Сеймом, изменился, чтобы обеспечить больше крестьянских обязательств перед лордом, и
из-за этого они увидели, что их уровень жизни снизился. Хозяин был
дал право судить крестьян, потребовал, чтобы они пользовались его мельницами и
покупать алкоголь в его тавернах. Некоторые дворяне взимали с крестьян плату за
жениться. Крестьяне уже не могли управлять своими деревнями, помещики принесли
в посторонних, чтобы управлять ими в соответствии с польским законодательством. К 1557 году, согласно
Волоки Устов, право крестьян на владение землей больше не признавалось. Крестьянин не мог пошевелиться,
лишены личных прав и эксплуатируются помещиком. К 1600 году они были крепостными, не намного
лучше, чем рабы.
Не пропустите.
Есть большая вероятность, что другие мои предки тоже были крепостными, но у меня нет такой информации.
Крепостные были привязаны к земле, и если они пытались бежать, они
были возвращены своему господину. Они могли бы стать свободными, если бы им удалось
держаться подальше «год и день» или если их господин даровал им свободу. Затем лорды давали меньшие участки (помещицы) рыцарям на их службе, которые управляли поместьями и управляли крепостными, которые жили на этой земле. Рыцари были обязаны защищать крепостных в трудные времена. Взамен крепостные должны были отдавать часть своего урожая рыцарю (лорду) и работать на его дорогах и строительных проектах.0278 барщина, просуществовали гораздо дольше, чем крепостное право, во Франции оно существовало еще в 18 веке. Крепостные также должны были служить лорду в качестве солдат, если это необходимо. Лояльность и взаимные обязательства были ключевыми в феодальной средневековой Европе.
Нехватка рабочей силы, вызванная чумой, привела к тому, что крепостное право устарело, и оно постепенно отмирало.
Теперь они были крепостными, не лучше рабов. Крепостное право было наиболее распространено в Галиции и Волыни, но Речь Посполитая была большой, и там, где рабочей силы не хватало, в восточных частях Речи Посполитой крепостное право было редким или неизвестным.
Крепостное право было основой московского сельского хозяйства. Наиболее распространен в южной, юго-восточной и западной частях России, к востоку от Днепра. К началу XVII века крепостные крестьяне ни по каким причинам не могли покидать помещичьих имений. Ко времени Уложения 1649 г.было принято крепостное право. Этот декрет соответствовал мысли о том, что «холоп — всегда холоп». 