427-347 до н.э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
АВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | IGDA/G. Dagli Orti ПЛАТОН (428/427-348/347 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель первого развитого учения античного идеализма, ученик Сократа. П. — основатель Академии — собственной философской школы, просуществовавшей не одно столетие. Основные произведения: «Апология Сократа», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Государство», «Законы» и др. В своей онтологии(учении о бытии) П. утверждает, что чувственно воспринимаемый мир не есть единственно подлинный мир. Подлинный мир невеществен, бестелесен, идеален. Бестелесные внечувственные сущности, постигаемые только умом, П. называет «эйдосами», «видами» или идеями. Каждая идея ведет абсолютно независимое существование, она вечна и неизменна, не знает ни рождения, ни роста, ни гибели: «есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли». Количество идей не бесконечно, они находятся в отношении соподчинения. На вершине пирамиды идей находятся идеи истины, прекрасного, справедливого. Венчает платоновскую пирамиду идея блага, соединяющая все достоинства Истины, Красоты, Справедливости. Благо — и самая общая идея, и одновременно самая «лучшая», превосходящая другие в нравственном отношении.Можно обнаружить в произведениях П. обращение к идеям физических явлений («огонь», «цвет», «звук», «покой»). Выделяет он и идеи «существ» («человек», «животное»), идеи искусственно сделанных руками человека предметов, идеи отношений («равенство»), У П. нет однозначного мнения, можно ли выделять идеи зла, безобразия, лжи. Платоновские идеи являются идеалами, образцами для творения мира вещей; идеи являются также целью, сущностью вещей. Идеи — источник бытия вещей. Они доступны человеческому познанию. Человек постигает идею в форме понятия. Понятие об идее приближает познающего к самой идее как онтологической (бытийной) сущности. Помимо вечных сущностей вещей — идей — П. выделяет в качестве второго источника существования мира то, что позже назвали «материей». П. называет его «пространством»: «оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто этому бытию непременно должно быть где-то в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует». Характеристики этого «пространства» — материи — бесформенность, пластичность, недоступность человеческому восприятию, пассивность. Без этой материи невозможно было существование мира вещей, материя и есть чистая возможность, это непознаваемое небытие, его еще не коснулся Бог. Переполняющие эту материю-«кормилицу» потенции оформляются с помощью мира идей в формы вещественности — стихии: материя и растекается влагой, и пламенеет огнем, и принимает формы земли и воздуха. Так возникает, наряду с миром идей НИ и материей, мир вещей — промежуточный мир, где всё возникает и погибает, находится в становлении. Чувственный мир, мир становления есть единство бытия (идей) и небытия (материи). Мир вещей доступен не только разуму, но и чувствам. Связь вещей и идей «неизъяснима». Вещи можно представить как отпечатки, сделанные по образцам-идеям. Каждая вещь может быть отпечатком нескольких общих идей. Вещи порождены идеями, однако идеи не присутствуют в вещах, они не дробятся на многое. Вещи причастны идеям, они их подобия. Но вещи причастны и материи, поэтому вещи — несовершенные подобия идей. Наконец, вещи «стремятся» подражать идеям, приблизиться к ним. П. вводит понятие «мировой души», посредника между миром идей и миром вещей. Мировая душа также сотворена Богом и несет в себе причастность тождественному (идеям) и иному (материи). Мировая душа — это самодвижущаяся, творящая сила, с ее помощью мир становится единым, упорядоченным живым целым — Космосом. Выражением мировой души, ее противоречивости является демон Эрос. Эрос есть стремление срединного, промежуточного мира к миру идеальному — идеям-образцам, но Эрос — воплощенное противоречие, он несет в себе желание объединить несоединимое, а не отказаться от земного. Обращение к образам мифа при объяснении центрального момента теории — связи бытия и небытия — не случайно. Образ мироустройства, данный П., — это мир, повернутый к человеку. Надежды, цели человека, его сила и бессилие, его творческая потенция как бы космизированы, вписаны в структуру мира. П. прямо сопоставляет творческое начало мира — Эрос — с человеком, любящим мудрость, стоящим между знанием и незнанием, — с философом.Идея единого Бога присутствует в творчестве П., однако его понимание Бога дает простор различным интерпретациям. Бог то выступает творцом идей, то оказывается демиургом (буквально — ремесленником), творящим мир по заранее заданным образцам-идеям. Бог оказывается то живым существом, совершенной личностью, то лишь «умом», которому противостоит несотворенная им материя. Учение о душе занимает важное место в творчестве П. Тело человека создано из элементов четырех стихий; тело — лишь временное пристанище души. Душа человека состоит из трех частей. Ее разумная часть создается самим демиургом, она независима от тела и бессмертна. Неразумная часть души создана низшими богами, она включает аффективную («гневную») часть и вожделеющую. Вожделеющее начало толкает человека к любви, заставляет его испытывать голод и жажду. Разумная часть души помещается в голове, гневная — в груди, вожделеющая — в животе. Средняя (аффективная) часть души может стать союзником разумной его части, если человек направит силу своего гнева на самого себя, свои вожделения, рабом которых он становится. Души, раз сотворенные, жили на звездах, они видели мир идей, однако чистое бытие идей могут созерцать одни лишь боги. Человеческие души хотя и бессмертны, но несовершенны: застигнутые случайностью, они тяжелеют и падают на землю. Души, дольше всех созерцавшие идеи, вселяются на Земле в мудреца, царя, государственного мужа. Души, лишь на миг прикоснувшиеся к чистому бытию, вселяются в софиста, демагога, тирана. Долгое время души не могут вернуться на небо, до этого должно пройти не менее десяти тысяч лет. Лишь душа философа может «обрести крылья» и воспарить к небу быстрее, через три тысячи лет, при условии, что каждый из ее владельцев будет искренне любить мудрость. Количество душ ограничено, они постоянно кочуют от одной телесной оболочки к другой. На земле душа забывает о своем пребывании в царстве идей. Однако праведная жизнь, стремление к знанию, а порой и соприкосновение с земной красотой могут побудить в душе воспоминания, что открывает путь к уже сознательному стремлению к Благу. Познание открывает путь к освобождению бессмертной части души человека. П. выделяет два качественно различных видов знания: знание «умное» и знание чувственное. Те, кто надеется на чувственное познание, похожи на людей, которые с самого рождения живут в пещере и не видят реальных вещей — только их тени на стене. И лишь философ, созерцающий истину, говорит о вещах, которые он видит при ясном солнечном свете — свете разума. Чувственное познание предполагает веру в существование отдельных вещей, а также наличие чувственных образов вещей — «подобий». Чувственное знание выражается в форме мнения. Мнение не может усмотреть сущность вещи, ее идею; с помощью мнения можно судить о красивых телах, но не о красоте вообще. Мнение не есть знание, но и не есть незнание. Мнение не может быть истинным или ложным. Само понятие лжи появляется тогда, когда мы уже имеем знание. Могут существовать «правильные мнения», но они ничего не говорят о причине и сущности вещи, однако помогают в деле политического управления, в добродетельном поведении. Познание интеллектуальное включает мышление (чистую деятельность ума, мышление о мышлении) и рассудок. Рассудок использует знание об идеях в качестве гипотез. К этому виду знания относится математическое знание, облекающее идеи в чувственные образы. Мышление опирается на особую интеллектуальную интуицию, непосредственное созерцание. Интуиция (припоминание) стимулируется искусством диалектики, ведением спора, столкновением противоположных суждений.Учение о душе у П. переплетается с учением о государстве. Государство понимается широко, как «совместное поселение». Это необходимое условие личного совершенства. Основанное на разделении труда, оно способствует выявлению человеческих склонностей и их развитию. Совершенная форма человеческого сосуществования — в прошлом, тогда сами боги управляли государством. В каждом государстве ныне «заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей». После «золотого века» возникли следующие формы государственного устройства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Тимократия (власть честолюбцев) — первая отрицательная форма государства. При тимократии еще сохраняются общие трапезы, обязательные для всех физические упражнения, правители еще пользуются почетом, воины не гонятся за материальными благами. Однако уже накапливаются богатства в руках немногих, семья отвлекает от забот государственных, появляется тяга к роскоши. Олигархия — это уже господство немногих. Властвуют только богатые, бедные не принимают участия в правлении. В олигархическом обществе есть люди, которые в результате обнищания и распродажи имущества либо вообще ничего не делают, либо превращаются в преступников; другие не совершенствуют свои способности, данные от рождения, а пытаются заниматься всеми видами деятельности одновременно, не преуспевая ни в чем. Демократия — власть большинства — усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков — бывших богачей — приводит к восстанию и переделу власти победившим большинством. Тирания есть наихудшая форма правления, вырождение демократии. Избыток свободы приводит к рабству. Тиран, вознесшийся на волне народного представительства, начинает уничтожать своих врагов, пока вокруг него не остается никого. Возможно иное государственное устройство, основанное на идее справедливости. Государство, основанное на справедливости, представляет собой единое гармоническое целое. Такое государство охраняет покой своих граждан, защищает их от нападения, направляет их духовное развитие. Деятельность такого государства подчинена высшей идее блага. В основе деления граждан на особые разряды лежит учение П. о трех частях души. Те, у кого с детства обнаружено преобладание разумной части души, предназначаются для управления государством; те, у кого более развита аффективная часть, должны стать воинами; в ком доминирует вожделеющее начало, становятся торговцами, строителями, ремесленниками, скотоводами, наемниками. Ремесленник в таком государстве не стремится к управлению, правитель далек от своекорыстных поступков, воин думает о безопасности государства, а не о собственной безопасности и выгоде. П. не уделяет внимания воспитанию граждан низшего, «производительного» класса, но воспитание воинов и правителей-философов — важный аспект его теории идеального государства. Для этих групп населения необходима ликвидация личной собственности, отсутствие устойчивых браков, общественное воспитание детей. Воспитание должно быть как телесным, так и духовным. Не всякое искусство полезно, необходимо изгнать из искусства изображения порока, изнеживающие мелодии, дисгармонию, актерское «лицемерие». Правители-философы — это не столько профессионалы «управленцы», сколько мудрецы, стремящиеся к чистому благу, их сознание не замутнено сиюминутной полезностью. Правители — созерцатели идей, они представители мира небесного в мире земном, они поддерживают добродетели, на которых строится общественная гармония. Учение П. о добродетелях или «доблестях» отличается от современных представлений о нравственности. Для П. подлинное благо — это не благо отдельного индивида, но благо целого. Делание каждым в обществе своего дела и есть его добродетель. В благом государстве присутствуют четыре «доблести»: мудрость, мужество, благоразумие (сдерживающая мера), справедливость. В отличие от современных представлений о нравственных нормах, которые носят всеобщий характер, обращены ко всем без исключения, добродетели не всеобщи. Нет необходимости, чтобы все в обществе были мудрыми, созерцали идеи, это удел философов. Мужество — согласное с законом мнение о том, чего следует бояться, а чего нет, — присуще воинам. Добродетельность работников ниже, чем правителей и воинов, но и им, как и всем другим разрядам, присуще благоразумие, подчинение существующим законам. Итоговая добродетель государства — справедливость, стремление к тому, чтобы каждый делал свое дело. Воины помогают правителям, как собаки пастухам, чтобы те могли без помех пасти свое стадо. «Чары Платона» оказались столь сильны, писал современный исследователь К. Поппер, что отголоски его учения об обществе до сих пор можно обнаружить в современных взглядах на общество, в социальных утопиях, политических программах. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 278-282. Вернуться на главную страницу Платона
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия Платона
Аннотация: В данной лекции рассматривается объективный идеализм философии Платона, учение о душе, теория идеального государства Платона.
Ключевые слова: слово, Произведение, конфликт, отрицание, множества, Пирамида, архитектор, вершина, основное средство, геометрия, неравенство, отношение, минимум, истина, знание, диалектика
Цель лекции: познакомить студента с философией Платона — расцвета идеалистической философии.
Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии — идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово «Платон» в переводе с греческого означает «широкий», «обширный». В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.
Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога («Апология Сократа»), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится » Лахес «, » Протагор «, » Гиппий Меньший «, » Горгий «, » Кратил «, » Гиппий Больший » (в котором впервые появляется термины эйдос и идея ), начало » Государство «, » Менон «. » Пир «, » Федр «, » Федон «. Более поздние диалоги — » Софист «, » Парменид «, «Тимей«. Самое позднее произведение называется » Законы «.
Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.
Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.
Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как «тень». Материальный мир производный от мира идей. Мир идей — это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.
Идея в философии Платона — это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) — это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.
Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея — это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра — это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.
Следовательно, истинный подлинный мир — это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека — это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, что не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.
Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:
- Непризнание существования богов
- Признание невмешательства богов в человеческое существование
- Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр. ), человек может умилостивить богов
Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона — это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей — эйдосов ( (перевод. идея — внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.
Основы идеалистической философии Платона:
- Гносеологическая. Платон разделил понятие и мышление человека, которые вырабатывает определения и понятия. Эти понятия и определения Платон назвал — эйдосами, которые, по его мнению, составляют идеальное бытие. Платон был последователем и учеником Сократа. Сократ говорил, что знать — значит иметь определение. В философии Платона носителями определений и понятий являются идеи. intuit.ru/2010/edi»> Онтологическая. Окружающий мир, который человек воспринимает своими органами чувств Платон называет кажущимся бытием. В этом кажущемся бытии одни вещи рождаются другими. Платон постулировал идею о том, что предметы кажущегося материального мира порождаются в соответствии с идеей идеального мира — эйдосом. Таким образом, материальные вещи есть слепок с мира идей.
Так как существует пирамида идей, то существуют взаимоотношения между ними. Это есть отношения соподчинения. Идеи соотносятся друг с другом на основе понятий более общего и более частного. Одна идея более конкретная, другая более общая, следовательно, первая будет подчиняться второй. Однако, идеи — это лишь образцы, по которым строитcя материальный мир. Для того, чтобы было возможно чувственное воспринимаемое бытие Платон вводит понятие хора. Хора в переводе с греческого — материя, материальная субстанция. Материя и идея — это два рода сущего. Материя есть потенциальный источник многообразия чувственного кажущегося бытия. Эйдос — это пассивное начало мироздания. Хора обладает пластикой и динамикой, она может принять любую форму. Так, изначально существует идея стола, например, потом эта идея соединяется с материей — хорой, которая принимает соответствующую форму стола. Однако, важно отметить, что хора — это только материальная субстанция, источник физической материи. Сама физическая материя состоит из 4 основных стихийных первоэлементов, хорошо известных философии древней Греции — огонь, воздух, земля, вода. Однако, и эти первоэлементы существуют только потому, что в идеальном мире есть эйдосы, воплощающие идею воды, огня, воздуха, земли. Физическая материя может изменяться, уничтожаться, пропадать и возникать. Мир эйдосов неизменен и вечен.
Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер — есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры — это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.
Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.
Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи — отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.
Платон выделяет несколько родов сущего. Самым высшим является Бог, далее идет мировая душа, затем идеи, и только потом хора и материальные вещи, которая она образует. Платон вводит понятие мировой души для того, чтобы обосновать движение. Ведь хора и эйдосы — пассивные начала, следовательно, необходим источник движения. Этим источником движения и активности в космосе в философии Платона стала мировая душа.
Функции мировой души:
- источник движения,
- источник одушевленности тел,
- источник сознания и познания
При этом мировая душа причастна как к миру эйдосов, так и миру материальных вещей. Для того, чтобы это было возможно, мировая душа состоит из противоположностей — тождественного (воплощение идей) и иного (воплощение хоры). Мировая душа есть причина как внешнего движения, так и внутреннего движения. Следовательно, иное познает вещи, а тождественное познает идеи.
Высшим родом сущего является Бог. Бог в философии Платона — это и творец хоры и творец эйдосов. Платон вводит понятие Демиург (перевод. — устроитель, ремесленник, архитектор мира). Демиург создатель мироздания. Платон говорит, что было время, когда не существовало космоса и даже самого времени. Демиург сотворил и космос, и время, а также других богов.
Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.
ru/2010/edi»>Космогония. Задачу натурфилософии Платон видел не только в объяснении взаимосвязи между вещами окружающего мира, но и в том, чтобы объяснить целевую причину сотворения мира. Т.е. натурофилософия должна была ответить на вопрос, какова была цель сотворения космоса, и почему он устроен именно таким образом. Как уже отмечалось выше, создателем космоса в философии Платона является Бог Демиург. Космос был создан в соответствии с идеей космоса, которой обладал Демиург ввиду естественной необходимости — хоры. Следовательно, хора есть материальная необходимость, а идея — прообраз космоса. При этом хора есть источник физической материи. А физическая материя состоит из мельчайших материальных частиц определенной формы.Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.
Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).
С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеси тождественного-иного — вещи.
Гносеология. Платон отрывает чувственное познание от рационального, как это делали еще представители элиты. С помощью чувственного познания можно узнать кажущееся бытие, т.е. наш материальный мир. Истинное бытие — мир идей — не поддается чувственному познанию.
Истинное познание в философии Платона — это познание рациональное.
Платон разработал теорию воспоминания (анамнезиса), что является наиболее интересной идеей в его гносеологии. Как представитель идеализма Платон признавал наличие бессмертной души в человеке. Платон считал, что до того как воплотиться в человеческом теле, человеческая душа обитала в мире идей. Таким образом, душа воспринимала идеи, когда она еще не была соединена с человеческим телом. Когда душа попадает в тело, то она забывает то, что она видела в мире идей. Но у души есть способность припоминания. Воспоминания души тем сильнее, чем больше душа отстраняется от тела. Таким образом, вершина познания есть полное припоминание идеального мира идей. Платон считал, что вещи могут способствовать припоминанию, так как они есть слепок с идей, но основное средство познания — это диалектическое припоминание. Таким образом Платон постулирует идею врожденности знания.
Платон определяет следующие научные дисциплины: арифметика, геометрия, музыка, стереометрия, астрономия (наука о космосе).
Платон выделил 3 ступени знания:
- абсолютно достоверное знание — это знание, которое душа получила, когда была в мире идей, до воплощения в теле intuit.ru/2010/edi»>менее достоверное знание- это научное знание, получено за счет научного обоснования и доказательств
- физическое знание — чувственное познание
Теория трехчастной души Платона: значение, аргументы и критика
Платон рассматривает человеческую душу как вместилище человеческих сил и делит ее на три отличительные силы, которые выполняют уникальные действия внутри человека. В этой статье Buzzle представлены аргументы в пользу платоновской теории трехчастной души.
Платон создал образ своего учителя Сократа в Федре , чтобы передать свое собственное философское учение, которое стало известно как Платонизм .
В классической греческой философии psyche, означающее «дыхание», использовалось как синоним души . Древнегреческие представления о душе расходились вместе с той или иной эпохой и философской школой. Эпикурейцы считали, что душа состоит из атомов, подобных телу. Платоники считали, что душа представляет собой бестелесное и нематериальное ядро, связанное как с богами, так и с миром. Аристотель считал, что душа — это изолированная сущность, связанная с человеческим телом.
Платон первым выступил за «бессмертие» человеческой души в своих произведениях «Государство» и «Федр». Это серия знаменитых диалогов, в которых представлены собственные метафизические, психологические и эпистемологические взгляды Платона. Различие, которое Платон прослеживает между телом и душой, было радикальным в его эпоху и является одной из самых ранних форм «дуализма разума и тела».
В «Федре» он утверждает, что душа не имеет внутренних частей и, следовательно, бессмертна, тогда как в «Государстве» он утверждает, что душа имеет сложную структуру и конфликтует между тремя частями — разумом, духом и аппетитом — отсюда и эта теория называется платоновской теорией трехчастной души.
Концепция
Платон делит человеческую душу на три части: Разумную, Духовную и Аппетитную. Рациональная часть желает действовать разумно и принимать рациональные решения; Духовная часть желает высшей славы; а аппетитная часть души желает телесных удовольствий, таких как еда, питье, секс и т. д.
Идея Платона о трехчастной душе
▶ Платон объясняет с помощью метафор и связывает человеческую душу со всеобъемлющей теорией человеческой психики и обозначение личности в более широком обществе. В основе теории лежит принцип соответствия внутренней психики человека составу внешнего общества. Платон различает психику как три составные части: разумную, одухотворенную и аппетитную. Теория утверждает, что характер каждого человека определяется доминирующей составной частью психики. Платон определяет морального индивидуума как того, кто благодаря своей рациональности достиг верховного контроля над духом и аппетитом. Это он применил к трем классам общества, а именно к правящему классу, военному классу и простолюдинам. Правящий класс демонстрировал господство над рациональностью, военный класс — над честью, а простолюдины — над аппетитом.
Рационал
символизирует разум и представляет правящий класс, рациональный ум думает, анализирует и оценивает варианты наилучшего исхода любой ситуации. Он обозначает сознательное осознание и работает на благо всей души, тем самым делая ее мудрой. Правящий класс всегда выше, поскольку он принимает оптимальные решения для благосостояния общества в целом и рационально управляет своими королевствами, поэтому они попадают в эту категорию.
Энергичный
символизирует сердце и представляет военный класс. Мужество — высшая добродетель духа, и оно связано с отвагой, честью и преодолением великих испытаний. Люди, которыми правит сердце, пылки, как солдаты, которые с большой силой противостоят невзгодам и преодолевают их с гордостью и честью, чтобы добиться победы.
Аппетит
символизирует желудок и представляет простолюдинов, желание управляется сексуальным удовлетворением, жадностью к деньгам, комфортной еде и различным другим потребностям, которые в основном занимают жизнь человека. Эти люди просто выполняют свои повседневные обязанности и не стремятся к более высокой цели.
▶ Еще одна важная аллегория, описанная Платоном в его работе Федр, , которая идет параллельно с теорией Трехчастной Души, состоит в том, что душа является колесничим (рациональным), управляющим двумя крылатыми конями: одним белым (энергичным) и одним черным (аппетитным). ). Главная цель возничего — вознестись к божественным высотам, но черный конь всегда создает проблемы, и колесница продолжает падать обратно на землю.
Буквально это означает, что душа ищет духовных достижений, но мирские заботы вселенной отвлекают ее от божественной цели. Согласно Платону, вся цель души состояла в том, чтобы достичь формы совершенного знания, подобной богам—истине, справедливости, красоте и разумному знанию. Он верил в идею реинкарнации и в то, что душа совершенствуется с каждой реинкарнацией.
Он предположил, что разум должен победить земные желания, чтобы вспомнить совершенное знание и подняться к небу на крылатых конных колесницах, подобно небесным божественным существам.
Критика и аргументы
▶ Трехстороннее качество души является частью центральной темы в Республика для определения справедливости в человеке. Платон ограничивает сферу желаний, определяя их как простые средства удовлетворения. Человеческий разум состоит из различных незавершенных желаний или запросов, и он предполагает, что эти конкурирующие иррациональные желания имеют разную рефлективную природу, а не развивают каждое из них или поддерживают причину.
▶ Платон предполагает, что дети и животные не используют рациональное мышление, и этот аспект не дает никакой основы в его диалоге.
▶ Возможно, одним из самых спорных аспектов теории является то, как она подрывает права человека по отношению к обществу в целом. Философы Джон Локк и Эммануил Кант критикуют эту теорию, подчеркивая сильные представления о правах личности и указывая на то, что их нельзя подчинять в пользу благополучия более широкого сообщества. Кант спорит о том, что у людей есть основные права и что каждый должен «Всегда признавать, что человеческие личности — это цели, и не использовать их как средство для достижения своей цели». 0012 ». Но Платон доказывает, что для достижения социальных целей необходимо использовать людей. Эрнест Баркер утверждает, что именно эта заповедь могла принести названной Платоном демократии титул первого коммунистического государства. Он утверждает, что способ, которым Платон концептуализирует человека как находящегося в высшем этическом состоянии, когда он продвигает высшую цель государства, перекликается со многими современными коммунистическими организациями. « Если мир един и работает к одному концу, то государство есть часть мира, с концом, подчиненным его концу, и индивид снова есть часть государства, с концом, вспомогательным до конца состояние ». В этой теории роль как государства, так и личности в нем как недостижимой, так и нежелательной. Многие просвещенные философы считают, что общество не должно основываться только на нравственности своего гражданина, как указывает Джон Локк: « Оно не может иметь никакой другой меры или меры, когда находится в руках магистрата, кроме сохранения членов этого общества в их жизнь, свободы и имущество; и поэтому не может быть абсолютной, произвольной власти над их жизнями и состояниями, которые необходимо по возможности сохранить ».
▶ Аристотель считал, что душа является частью тела, которая оживляет его, поэтому он утверждал, что душа не может быть разделена на части, не будучи объединенной. Далее он утверждает, что даже если душа разделена на части, то их должно быть больше, чем три, поскольку есть и другие силы, связанные с душой, такие как питание, восприятие и воображение. Во-вторых, он задается вопросом, легко ли трехчастная структура соответствует эмпирическим данным. Он утверждает, что некоторые растения и насекомые, будучи разделены пополам, продолжают выживать. Аристотель считал, что часть души находится в каждом живом органе организма.
Представление Аристотеля о душе не так касается бессмертия. Его интересует действие души во всех ее различных способностях через различные органы тела, будь то человеческое, животное или растительное тело. Таким образом, теория Платона имеет дело только с разумом и борьбой души за бессмертие, она не объясняет фактов и истинных функций души.
Благодаря этим открытиям мы узнаем, что платоновская теория души узаконивает некоторые аспекты досократических теорий, таких как возрождение души и загробная жизнь, но, похоже, главный недостаток заключается в несостоятельности аналогии между смертным и обществом.
Платоновская теория души в Республике — 1754 слов
Платоновская республика представляет множество важных и интересных концепций на самые разные темы: от музыки до гендерного равенства и политического режима. По этой причине многие философы и ученые до сих пор оглядываются на «Республику», несмотря на ее возраст. Тем не менее одна часть, которая особенно выделяется, — это обсуждение Платоном души в четвертой книге «Государства». Этот раздел не только интересен, но и чрезвычайно важен для всей развивающейся моральной философии, поскольку с тех пор определение Платона используется в качестве эталона. Беседы Платона о душе состоят из трех основных частей: определения каждой из трех частей и объяснения их функций, описания взаимодействия частей и того, как части и их взаимодействие мотивируют действие. В этом эссе мы исследуем каждый сегмент и попытаемся объяснить их важность.
Согласно Платону, душа состоит из трех частей: вожделения или страстей, духовной части или воли, разумной части или интеллекта. Аппетитив имеет дело с телесными потребностями и желаниями. Аппетит часто считают низменным или даже греховным, но для Аристотеля это явно не так: страсти просто демонстрируют основные потребности человека, которые нельзя рассматривать, не рассматривая таким же образом человеческую личность. Энергичная часть реагирует на несправедливость или неправильность в своем окружении, и ее часто называют «злой» частью, поскольку гнев также связан с восприятием несправедливости. Разумная часть занимается поиском истины и отличением ее от лжи, и ее часто считают и самой высокой, и самой трудной для совершенствования частью души. Каждая часть имеет свои тонкости и специфику, что позволяет им помогать человеку…
… середина бумаги …
… с удовольствием позже. Однако это мнение не учитывает действия, исключающие аппетит, предпринятые в конце (или даже приведшие к концу) жизни, например, отдать свою жизнь за жизнь любимого человека. В этом случае человек намеренно навсегда отказался бы от страсти в поисках чего-то другого. Аргумент Юма не предусматривает этого. На самом деле, единственное возражение, которое можно было бы сделать против этого последнего примера, состоит в том, чтобы сказать, что человек, который отдает свою жизнь за своего друга, имеет неправильно образованную или испорченную душу, но, кажется, никто не приводит этого аргумента.
Процитированные работы:
Купер, Джон М. «Теория Платона о человеческой мотивации». History Of Philosophy
Quarterly 1. (1984): 3-22. Философский указатель. Веб. 8 декабря 2013 г.
Стокс, Дж. Л. «Платон и трехчастная душа». Mind, New Series ns 24.94 (1915): 207-21.Jstor.
Интернет. 9 декабря 2013. .
В этом эссе автор
- анализирует, как Платон определяет справедливость как то, что каждый индивидуум успешно действует там, где и как он задуман, и не вторгается в задачи и обязанности других.
- Объясняет запасы, j. л., «Платон и тройственная душа». ум, новая серия ns 24.94.
- Объясняет, что республика Платона вводит множество важных и интересных понятий, таких как музыка, гендерное равенство, политический режим и душа в четвертой книге республики.