11. Этика Сократа. Метод сократической иронии
Сократ (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты,
Философские взгляды Сократа
Для Сократа характерно
то, что он, выступая против софистов
(ведь они, например, брали за обучение
деньги), в то же время в своём творчестве
и взглядах выражал те особенности
философской деятельности, которые были
специфичны для софистов.
Этика Сократа
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.
Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом, в этике
Сократа четко выявляется рационалистическая
линия: добродетель — это знание, дурное
— это незнание. Основные добродетели
для Сократа — это сдержанность, мужество,
справедливость.
Метод сократической иронии как метод самопознания.
Сократический метод
Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.
Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина.
Большее развитие
диалектика Сократа получает в диалоге
«Гиппий Больший» Платона, посвящённого
выяснению понятия прекрасного. Используя
свой метод, Сократ посредством различных
определений прекрасного, часто
противоположных, приходит к определению
сущности рассматриваемого предмета.
Таким образом, метод Сократа направлен
на то, чтобы посредством выявления
разных противоречий в рассуждениях
собеседников отсеять всё несущественное
и показать подлинную природу
рассматриваемого, прежде всего
нравственного, явления.
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
Ирония (от др.-греч— «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Учение Сократа и его метод. Этика Сократа
1. Учение Сократа и его метод. Этика Сократа
В становлении
и развитии философии в Древней
Греции выдающееся место принадлежит
Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию
своей специальностью, а судя по
дошедшим сведениям это так и
было, поскольку кроме нескольких
лет, проведенных в качестве воина,
Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий
мыслитель тем не менее не оставил
после своей кончины
Современников
поражало у Сократа многое: неординарная
наружность, образ жизни, высокая
нравственность, парадоксальность суждений
и глубина философского анализа.
Сократ является,
по существу, первым древнегреческим
философом, кто отходит от натурфилософского
истолкования мира и философски, то
есть путем рассуждений и
Анализируя
проблемы человеческого бытия, Сократ
внимание в своих речах и беседах
уделял вопросам этики, то есть тем
нормам, по которым человек должен
жить в обществе. При этом способ
доказательства и опровержения высказываемых
суждений отличался у Сократа
разносторонней и неотразимой формой
воздействия.
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: необходимостью каждому «познать самого себя» и тем, что «ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».
По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих и не понимающих людей.
Познание
самого себя, по Сократу, — это одновременно
поиск настоящего знания и того,
по каким принципам лучше жить,
то есть это поиск знания и добродетели.
По существу, он отождествляет знание
с добродетелью. Однако не ограничивает
сферу познания утверждением о том,
что ему нужно, или тем, что
должно быть, и в этом смысле знание
одновременно выступает как добродетель.
В свете сказанного
становится ясным, что этическая
концепция Сократа базируется не
только, а возможно, не столько на
нравственности, сколько на преодолении
невежества и на знании. Его концепцию
можно представить так: от невежества,
через знание, к добродетели, а
дальше — к совершенному человеку
и ь добродетельным отношения между
людьми.
Этика Сократа
философия.lander.edu | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя страница по этике > Личная выгода > Сократ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Философия 302: Этика Этика Сократа Аннотация: Этика Сократа кратко
изложил.
IV.
Примечания
Рекомендуемые источники Апология Платона:
Конспекты лекций по
Суд над Сократом дан во «Введении в философию». | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проблемы | Эгоистические теории | Хорошо | Этика долга | Утилитаризм | Права | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
. |
Этика | Определение, история, примеры, типы, философия и факты
Кодекс Хаммурапи
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Сократ Аристотель Платон Святой Августин Иммануил Кант
- Похожие темы:
- Проблема с тележкой юридическая этика биоцентризм этический релятивизм оптимизм
Просмотреть весь соответствующий контент →
Самые популярные вопросы
Что такое этика?
Термин этика может относиться к философскому изучению понятий морального добра и зла, морального добра и зла, к любой философской теории того, что является морально правильным и неправильным или морально хорошим и плохим, и к любой системе или кодекс моральных правил, принципов или ценностей. Последние могут быть связаны с той или иной религией, культурой, профессией или практически с любой другой группой, которая хотя бы отчасти характеризуется своим нравственным мировоззрением.
Чем этика отличается от морали?
Традиционно этика относилась к философскому изучению морали, последняя представляет собой более или менее систематический набор убеждений, обычно разделяемых группой, о том, как люди должны жить. Этика также относится к конкретным философским теориям морали. Позже этот термин стал применяться к конкретным (и более узким) моральным кодексам или системам ценностей. Этика и Мораль теперь используются почти взаимозаменяемо во многих контекстах, но название философского исследования остается этика .
Почему этика важна?
Этика важна, потому что (1) она является частью того, как многие группы определяют себя и, следовательно, частью идентичности их отдельных членов, (2) ценности, касающиеся других, в большинстве этических систем отражают и способствуют тесным человеческим отношениям и взаимному уважению. и доверие, и (3) для корыстного человека может быть «рациональным» быть нравственным, потому что его или ее личным интересам, вероятно, лучше всего удовлетворять в долгосрочной перспективе, отвечая взаимностью на моральное поведение других.
Является ли этика социальной наукой?
Нет. Понимаемая как равнозначная морали, этика могла бы изучаться как социально-психологический или исторический феномен, но в этом случае она была бы предметом социально-научного изучения, а не социальной наукой самой по себе. Понимаемая как философское исследование моральных понятий, этика является отраслью философии, а не социальной науки.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
этика , также называемая моральной философией , дисциплина, занимающаяся тем, что с моральной точки зрения является хорошим и плохим, а также с моральной точки зрения правильным и неправильным. Этот термин также применяется к любой системе или теории моральных ценностей или принципов.
Как нам жить? Должны ли мы стремиться к счастью или к знанию, добродетели или созданию красивых вещей? Если мы выберем счастье, будет ли это наше собственное счастье или счастье всех? А как насчет более конкретных вопросов, которые стоят перед нами: правильно ли быть нечестным в благом деле? Можем ли мы оправдать жизнь в роскоши, когда в других частях мира люди голодают? Оправдано ли начало войны в тех случаях, когда есть вероятность гибели невинных людей? Разве неправильно клонировать человека или уничтожать человеческие эмбрионы в медицинских исследованиях? Каковы наши обязательства, если таковые имеются, перед поколениями людей, которые придут после нас, и перед нечеловеческими животными, с которыми мы делим планету?
Этика занимается такими вопросами на всех уровнях. Его предмет состоит из фундаментальных вопросов практического принятия решений, а его основные проблемы включают природу конечной ценности и стандарты, по которым человеческие действия могут быть оценены как правильные или неправильные.
Термины этика и мораль тесно связаны между собой. Сейчас принято ссылаться на этические суждения или на этические принципы, тогда как раньше было бы точнее говорить о моральных суждениях или моральных принципах. Эти приложения являются расширением смысла этики. В более раннем использовании этот термин относился не к самой морали, а к области исследования или отрасли исследования, предметом которой является мораль. В этом смысле этика эквивалентна моральной философии.
Хотя этика всегда рассматривалась как раздел философии, ее всеобъемлющий практический характер связывает ее со многими другими областями изучения, включая антропологию, биологию, экономику, историю, политику, социологию и теологию. Тем не менее, этика остается отличной от таких дисциплин, потому что она не является вопросом фактического знания в том смысле, в каком речь идет о науках и других областях исследования. Скорее, это связано с определением природы нормативных теорий и применением этих наборов принципов к практическим моральным проблемам.
В этой статье речь пойдет об этике как области философии, особенно в том виде, в каком она развивалась на Западе. Для освещения религиозных концепций этики и этических систем, связанных с мировыми религиями, см. Буддизм; Христианство; конфуцианство; Индуизм; джайнизм; иудаизм; сикхизм.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Истоки этики
Мифические рассказы
Введение моральных кодексов
Когда зародилась этика и как она возникла? Если иметь в виду собственно этику — т. е. систематическое изучение того, что является морально правильным и неправильным, — становится ясно, что этика могла возникнуть только тогда, когда люди начали размышлять о том, как лучше всего жить. Эта рефлексивная стадия возникла спустя много времени после того, как человеческие общества выработали своего рода мораль, обычно в форме общепринятых стандартов правильного и неправильного поведения. Процесс размышления имел тенденцию возникать из таких обычаев, даже если в конце концов он мог обнаружить, что они отсутствуют. Соответственно, этика началась с введения первых моральных кодексов.
Практически каждое человеческое общество имеет ту или иную форму мифа, объясняющую происхождение морали. В Лувре в Париже есть черная вавилонская колонна с рельефом, изображающим бога солнца Шамаша, преподносящего свод законов Хаммурапи (умер около 1750 г. до н. э.), известный как Кодекс Хаммурапи. Другим примером можно считать еврейскую Библию (Ветхий Завет) о том, как Бог дал Десять Заповедей Моисею (расцвет XIV–XIII веков до н. э.) на горе Синай. В диалоге Протагор Платона (428/427–348/347 до н. э.) существует откровенно мифический рассказ о том, как Зевс сжалился над несчастными людьми, которые физически не могли сравниться с другими зверями. Чтобы компенсировать эти недостатки, Зевс дал людям нравственное чувство и способность к закону и справедливости, чтобы они могли жить в больших сообществах и сотрудничать друг с другом.
То, что нравственность должна быть наделена всей тайной и силой божественного происхождения, неудивительно. Ничто другое не могло дать таких веских оснований для принятия нравственного закона. Приписывая нравственности божественное происхождение, жречество стало ее истолкователем и хранителем и тем самым обеспечило себе власть, от которой оно не хотело бы легко отказаться. Эта связь между моралью и религией выкована настолько прочно, что до сих пор иногда утверждают, что без религии не может быть морали. Согласно этой точке зрения, этика — не самостоятельная область исследования, а скорее ветвь богословия (9).0090 см. моральное богословие).
Есть некоторая трудность, уже известная Платону, с точкой зрения, что мораль была создана божественной силой. В своем диалоге Euthyphro Платон рассмотрел предположение о том, что именно божественное одобрение делает действие хорошим. Платон указывал, что если бы это было так, то нельзя было бы сказать, что боги одобряют такие действия, потому что они хороши.