Пифагореизм. Нумерология и устройство мира
Пифагор считал число началом мира, а четыре стихии изображал в виде геометрических фигур. В этой части говорим о математике в пифагореизме.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, автор более 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
Поговорим о том, как пифагорейцы решали проблему первоначала бытия, понимали переселение душ и какой смысл видели в числах. Начнем с Пифагора, который считал, что первоначало бытия, того, что на самом деле есть, — это число.
🌍 Первоначала (архе) — стихии. Первые мыслители, занявшиеся поисками первоначал всего сущего, жили в греческих колониях на Ионийском побережье. Именно там примерно за 100 лет до Пифагора был поставлен важнейший философский вопрос: можно ли все многообразие существующего свести к какому-то одному принципу, одной стихии? Фалес Милетский считал первоначалом воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. Эти версии заметным образом вырастают их мифологии древних греков, согласно которой существует четыре основные стихии: земля, вода, огонь и воздух. Пифагор сделал радикальный и неожиданный шаг вперед. Он заявил, что все эти учения в каком-то смысле верны, но вопрос в другом: что их объединяет? Очевидно, что названные первоначала несовместимы и вступают в противоречия друг с другом — например, огонь и вода. Пифагор ищет более глубокое и общее понятие, которое объединило бы все эти четыре стихии, объясняло бы их суть и примирило их противоположности.
🔢 Первоначало всех первоначал — число. Пифагор пытается найти первоначало всех первоначал и приходит к выводу, что это — число. Для этого он использует промежуточный шаг — геометрический. Его логика такова: четыре первоначала — это четыре вида частиц; все такие частицы должны иметь какую-то правильную, математически совершенную форму; все они должны быть объемными, чтобы из них составлялись физические тела — следовательно, это должны быть правильные многогранники.
К тому времени пифагорейцы уже установили, что существует пять правильных многогранников. Они действительно похожи на четыре первоначала 👇
🔥 Огонь — тетраэдр, это самый простой, самый легкий и острый многогранник.
⛰ Земля — куб, массивный и устойчивый.
🌬 Воздух — октаэдр, его грани более острые, чем у куба, эта фигура более подвижная, достаточно легкая.
💧 Вода — икосаэдр.
❓ С чем соотносится додекаэдр, если стихий всего четыре? Каждое первоначало имеет элементы определенной формы — форма должна быть правильной. Правильных многогранников всего пять, из них четыре соответствует четырем стихиям. С чем тогда соотносится пятый многогранник? Пифагорейцы находят простой ответ. Додекаэдр тоже соответствует стихии, которой нет в подлунном мире — это так называемая пятая сущность или буквально квинтэссенция. Она же пятый элемент или эфир. Греки верили, что квинтэссенция — это такое вещество, которое существует только в космосе между мирами.
➡️ Все эти правильные многогранники определяются числом граней, ребер и вершин — именно в числе заключаются их различия и сходство одновременно.
Так Пифагор смог определить физические стихии через математические цифры.
❗️ Сопоставление первоначал и правильных многогранников восходит к Пифагору, но из-за эзотерического характера его учения мало кто знал и понимал эту концепцию. Известность к ней пришла благодаря тому, что Платон изложил и логически развил пифагорейские идеи в диалоге
«Тимей». Поэтому за описанными многогранниками закрепилось название «платоновы тела».
Тетраэдр (4 грани) — огонь
Куб (6 граней) — земля
Октаэдр (8 граней) — воздух
Икосаэдр (20 граней) — вода
Додекаэдр (12 граней) — эфир
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Важную часть пифагорейского учения составляет концепция метемпсихоза или переселения душ. Пифагорейцы частично заимствуют ее у орфиков.
🐣 Пифагорейцы считали, что душа не умирает после смерти тела, а переселяется в тело другого человека или в тело животного — отсюда вытекает вегетарианство.
🙅🏻♂️ В отличие от орфизма, в пифагореизме отсутствует представление о родовой вине как источнике метемпсихоза.
🌟 Пифагорейцы верили, что душа может очищаться, испытывать катарсис, благодаря которому она может перестать перерождаться и приобщиться к богам. Но если душа не может очиститься от своих грехов, она перерождается и в каждом новом воплощении неизбежно страдает за свои прошлые грехи. Так идея переселения душ связывается с идеей справедливости и воздаяния. Сам Пифагор занимал в этой модели промежуточное положение: с одной стороны, его душа испытала катарсис и помнила четыре свои предыдущие перерождения, он мог назвать удивительные подробности предыдущих инкарнаций. С другой стороны, в силу дружеского благорасположения ко всем смертным Пифагор все же продолжал оставаться среди людей, чтобы помочь им увидеть свет истины.
🔎 Для вычисления перерождений пифагорейцы подвергали анализу и разложению дату рождения и имя, переведенное из буквенного значения в цифровое. И сейчас можно найти якобы пифагорейский алгоритм вычисления перерождений, но как именно это делали последователи Пифагора — неизвестно.
⚰️ Впоследствии концепция метемпсихоза была почти без изменений позаимствована Платоном. Но в учении Платона мы не находим пифагорейской математики, которая использовалась для вычисления прошлых и будущих перевоплощений.
📝 В поэме «Метаморфозы» Овидий приводит такие слова о переселении душ, приписываемые Пифагору 👇
Так: изменяется все, но не гибнет ничто и, блуждая,
Входит туда и сюда; тела занимает любые
Снова в животных, а сам — во веки веков не исчезнет.
Словно податливый воск, что в новые лепится формы,
Не пребывает одним, не имеет единого вида,
Но остается собой, — так точно душа, оставаясь
Тою же, — так я учу, — переходит в различные плоти.
Да не поддастся же в вас благочестие — жадности чрева!
О, берегись, говорю, несказанным убийством родные
Души из тел изгонять! Пусть кровь не питается кровью.
Нумерология позволяла пифагорейцам не только вычислить перерождения, она имела много других применений.
🙌🏼 Математика очищает душу. Для пифагорейцев математика не столько наука, сколько религиозная практика, которая помогает настраивать правильное зрение — зрение ума. Математика — это катарсис, она очищает душу от грехов, а взор — от иллюзий. Математика открывает внутренние глаза, позволяет увидеть подлинную структуру мироздания.
📦 Мир состоит из чисел. Пифагор утверждал, что мир состоит из чисел: у каждой вещи есть свое число, и даже может быть не одно, потому что у элементов вещей тоже есть свои числа. Например, прямоугольному столу соответствует прямоугольное число. Чтобы понять какое именно, надо измерить его длину и ширину. Но у стола также есть и высота, то есть части стола — ножки — имеют свои числа. Получается, что все в мире — это числа и отношения между числами, то есть пропорции. Эта концепция опирается на аксиому рациональности, согласно которой в мире все со всем соизмеримо, все со всем пропорционально и гармонично. Пропорции не всегда можно увидеть, но они есть.
⚙️ Вещи — манифестация чисел. Нумерологию Пифагора сравнивают с идеей о том, что окружающий людей физический мир является «Матрицей», в основе которой лежат числа.
💡 Пифагорейцы наделяли числа смыслами. Они считали, что все натуральные числа нагружены смыслами — геометрическими, метафизическими, религиозными или моральными. Посмотрим на смыслы некоторых чисел 👇
1️⃣ Монада (один) обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое».
2️⃣ Диада (два) обозначает материю.
3️⃣ Три — идеальное число, так как является наименьшим, которое имеет начало, середину и конец; наименьшее из чисел, с помощью которого можно построить священный символ Аполлона — треугольник.
4️⃣ Четыре — символ добродетели, справедливости, воздаяния равным за равное, нравственного совершенства. Доброго и добродетельного человека пифагорейцы могли в качестве комплимента назвать квадратом.
5️⃣ Нечетные числа были мужскими, четные — женскими, цифра пять представляла брак, так как была суммой двух и трех.
🔟 Идеальным числом пифагорейцы считали десятку, они даже старались не собираться группами более десяти человек.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Учение Пифагора — Русская историческая библиотека
Содержание:
Жизнь Пифагора
Пифагорейский союз
Философия Пифагора
читайте также статьи Пифагор — краткая биография, Пифагорейская школа философии, Пифагор и пифагорейцы
Жизнь Пифагора
Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и важно, как один из элементов в философии Платона, если его и нельзя считать главным её элементом. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство.
Философия досократиков. Кратко. Иллюстрированная аудиокнига
Замечательно, что, чем дальше отодвигаемся мы от пифагорейства или чем позже жил какой-нибудь комментатор, тем обильнее его сведения, тем больше знает он об учении Пифагора и о нём самом, тем красноречивее его повествование, – и не менее красноречиво молчат те, которые могли бы говорить, потому что их не отделяют века. Поэтический вымысел украсил фигуру кротонского мудреца полулегендарными чертами – божественный Пифагор помнит свои предшествовавшие жизни, его окружает всеобщее обожание, римский царь Нума Помпилий не кто иной, как его ученик. Этот самый вымысел облекся в историческую форму, и на его почве выросло то неверное сведение, которое долго повторялось и пустило глубокие корни, – то именно, что Пифагор первый назвал себя философом. Новейшие исследования доказали, что термин этот вошел в употребление лишь при учениках Сократа: только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости».
Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. Но можно ли считать пифагорейство только сектой? В чем собственно его значение?
Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.
Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода, и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии. Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра, хотя между этими учениями и существует известная связь.
Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.
Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.
Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.
Кротон был ахейско-лаконской колонией в южной Италии, городом не менее богатым, чем знаменитый Сибарис, и богатым благодаря морской торговли. Жители его отличались строгостью нравов и склонностью к занятиям физическими и медицинскими науками. Соединение ионийского и дорического элементов, т. е. демократического духа с аристократическим нашло отклик и в самом Пифагоре. Он иониец по крови, дориец по характеру, и второй элемент в нем сильнее первого.
Пифагорейский союз
Дорическим называется обыкновенно и тот аристократический союз – политический, нравственный и религиозный – который был основан Пифагором в Кротоне и взял в свое управление город. Личность Пифагора уже достаточно обрисовывается тем фактом, что он был в состоянии образовать такой союз. Ведь сколько Платон ни стремился к тому, чтобы осуществить своё «Государство», оно так и осталось на бумаге. Союз же Пифагора, руководившийся его учением, просуществовал целых два века с VI по IV-й до Р. Х. и действительно послужил целям реорганизации государства и поднятия личности.
Несомненно, что Пифагор пользовался безусловным авторитетом. Свято было то, что «он сказал», как для членов союза, так одинаково и для тех, кто к нему еще не принадлежал и желал быть только в него принятым. Принятию в пифагорейский союз предшествовал долговременный искус. Он продолжался не менее двух лет, а случалось, что и пять. Требовалось не только воздержание от мясной пищи (оно не было, по-видимому, полным), но и молчание (неизвестно, было ли оно безусловным или нет). Интереснее всего было то, что в обязанность вменялось самонаблюдение – следовало подвергать анализу собственные действия. Пифагористы или внешние члены школы, иначе экзотерики («экзо» – по-гречески: «вне»), которых называли также акузматиками («слушателями»), не удостаивались лицезреть того, кто «сказал» – его скрывала от их недостойных взоров занавес. Лишь, когда пифагорист переходил во второй класс, т. е. обращался в пифагорейца, собственно члена союза или эзотерика (от греческого «внутри») и допускался к занятиям математикой, для него не было уже более и занавеси, скрывавшей самого учителя Пифагора. Существовал еще один высший класс – третий. К нему принадлежали избранные члены союза или пифагорики, иначе физики. Они посвящались во все секреты учения Пифагора и занимались исследованием тех законов, на которых зиждется вселенная.
Гимн пифагорейцев солнцу. Художник Ф. Бронников, 1869
Все члены пифагорейского союза были связаны тайною. Историки философии много спорят о том, в чем она заключалась. По мнению Целлера, не было другой тайны, кроме запрещения излагать учение Пифагора письменно. Первый, кто ее нарушил, был современник Сократа Филолай, который молодым слушал престарелого Пифагора. Отрывки сочинений Филолая, собранные Бёком (Boecch Philolaos, 1819) являются теми единственными сведениями об учение Пифагора, которым можно вполне доверять, тем более, что они не противоречат тому, что говорит о пифагорейцах Аристотель. Но существуют и подложные отрывки сочинений Филолая, которые и не вошли по этой причине в книгу Бека.
Философия Пифагора
Порядок и гармония являются теми главными началами, на которых основано учение Пифагора. Практическим же осуществлением порядка и гармонии служил созданный им союз. Пифагор первый назвал вселенную космосом, т. е. признал в ней существование порядка и гармонии. Гармония (буквально – «созвучие») – это правильное движение светил вокруг мирового огня или Гестии. Весьма характерно, что когда число планет оказалось неправильным (их только девять), Пифагор прибавил к ним ради порядка и гармонии десятую, назвав её аптиподом земли или Противоземлей.
Не в этой ли «поправке вселенной» кроется причина того, почему мрачный Гераклит – этот самый замечательный мыслитель первого периода греческой философии, отнесся к Пифагору с явным пренебрежением. Он назвал его не только «полигистором» (многознающим) и «эклектиком», но даже считал «искусство его ложным». Это передает нам Диоген Лаэртский, живший в III в. после Р. X.
Об учении Пифагора мы узнаем от Филолая еще следующее: «Природа, сущая в космосе, гармонически составлена из беспредельного и определяющего: так устроен космос и все, что в нем». Всякая вещь имеет, следовательно, границу или предел – это и есть определяющее. Предел и беспредельное или конечное и бесконечное (определяющее и определяемое) играют, таким образом, в учении Пифагора роль двух первоначал. Итак, мы имеем здесь расширение или углубление воззрения Анаксимандра: беспредельному (у Анаксимандра – апейрон) противополагается другое начало – предел. Монизм милетской школы тем самым обращается в дуализм. Пифагор является первым дуалистом, но дуалистом лишь в космологии, а не в психологии.
По свидетельству Аристотеля к этим двум началам в учении пифагорейцев были впоследствии присоединены еще восемь, а, именно: чет и нечет, одно и многое, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, свет и тьма, добро и зло, квадрат и продолговатый четырехугольник. Все состоит из противоположностей, и все они сливаются во едином. Этот последний тезис всё же даёт в учении Пифагора монизму преобладание над дуализмом.
Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа. Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь – число, она – добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.
Пифагор. Деталь картины Рафаэля «Афинская школа»
Много спорят о том, является ли число Пифагора материальным или идеальным? Скорее всего, это различие не приходило в голову ни самому Пифагору, ни его последователям; числа не были для них ни тем, ни другим. Основное положение учения Пифагора ясно передает Аристотель. А именно: все – число, главное в природе – это число, все остальное, т. е. все вещи – производные от чисел, их подобия (Метафизика. I, 3). Поэтому в мире царствуют гармония и порядок (эти два положения только взаимодополняют одно другое).
Ясно, что раз, что все вещи – числа, то наука чисел и есть наука вещей, и учение Пифагора сводится потому к математике природы. Всякое число имеет свое специфическое значение. Случается не только то, что одна и та же вещь обозначается различными числами, но и то, что одно число соответствует различным вещам.
Согласно философии Пифагора, четные числа бесконечны, нечетные конечны. Граница чисел – единица, а из единицы составляются все остальные числа; в единице заключается возможность всех остальных чисел, а, следовательно, и возможность вселенной. Отсюда ясно её значение. А четверица представляется полнотой числа, тайным источником и корнем его. Пифагор – иерофант (жрец, почитатель) четверицы и позднейшие пифагорейцы ею клялись. Она обозначает справедливость, а также тело, единица же – чистый разум и точку, двоица – науку и линию, троица – мнение и плоскость. Менее интересна, чем четверица, пятерица. В ней сливаются пять внешних чувств и пять стихий (пятая – эфир). Боги, люди, животные, звуки, цвета и все вещи имеют свои числа, и все эти числа сводится к наиболее простым.
Дух человека, по учению Пифагора, очищается от тела с помощью гимнастики, музыки и математики, и таким образом в нем и водворяется гармония и порядок и он проникается числом. Справедливо говорит Аристотель, что пифагорейцы совсем ушли в числа – для них не существует ничего, кроме чисел. Число является альфой и омегою их мировоззрения; вся их философия, как метафизика, так психология с этикой – только математика. Учение пифагорейцев является апофеозом математики, потому что ни одна философская система не увлекалась в такой степени стремлением приложить математику к философии. И математика занимает в ней то место, которое ей не принадлежит. Учение Пифагора так же возвышено, как и холодно – холодно, как то самое число, которое он возвеличил в ущерб действительности, и в силу того, что он быль идеалистом.
Отличие пифагорейства от ионийской школы заключается в том, что вопрос о сущности мира разрешается в формальном смысле слова. Пифагор обращает внимание не на вещество, а только на отношение или на форму. Если ионийцев часто называют (не вполне точно) материалистами, то пифагорейцев можно было бы назвать формалистами, не забывая, однако, что греки понимали под формою не то, что мы понимаем под нею теперь, что они не отделяли еще материи от силы.
Но, во всяком случае, ясно, что религиозные верования пифагорейцев целиком основаны на их философском учении и что ученики Пифагора действительно составляли философскую школу, а не только религиозную секту.
Пифагореизм | философия | Британика
Пифагореизм
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Публий Нигидий Фигул
- Похожие темы:
- таблица противоположностей математики тетрактис акустика Неопифагорейство
Просмотреть весь связанный контент →
Пифагореизм , философская школа и религиозное братство, основанное, как полагают, Пифагором Самосским, поселившимся в Кротоне на юге Италии около 525 г. до н. э.
Общие черты пифагореизма
Характер первоначального пифагорейства противоречив, а нагромождение разрозненных черт, которые он демонстрировал, внутренне сбивает с толку. Его слава, однако, основана на некоторых очень влиятельных идеях, не всегда правильно понятых, которые приписывались ему с древности. Эти идеи включают идеи (1) метафизики чисел и представления о том, что реальность, включая музыку и астрономию, на самом глубоком уровне является математической по своей природе; (2) использование философии как средства духовного очищения; (3) небесное предназначение души и возможность ее восхождения к единению с божественным; (4) обращение к определенным символам, иногда мистическим, таким как тетрактис , золотое сечение и гармония сфер; (5) теорема Пифагора; и (6) требование, чтобы члены ордена соблюдали строгую лояльность и секретность.
Делая акцент на определенных внутренних переживаниях и интуитивных истинах, открываемых только посвященным, пифагорейство, по-видимому, представляло направленный на душу субъективизм, чуждый основному направлению досократовской греческой мысли, сосредоточенной на Ионическом побережье Малой Азии, которая была озабочена определение того, что является основным космическим веществом.
В отличие от такого ионийского натурализма, пифагореизм был сродни тенденциям, наблюдаемым в мистических религиях и эмоциональных движениях, таких как орфизм, которые часто заявляли о достижении через опьянение духовного понимания божественного происхождения и природы души. Тем не менее, есть также аспекты, которые, по-видимому, во многом обязаны более трезвой, «гомеровской» философии ионийцев. Пифагорейцы, например, проявляли интерес к метафизике, как и их предшественники-натуралисты, хотя и утверждали, что нашли ключ к ней в математической форме, а не в какой-либо субстанции. Они приняли ионийское по своей сути учение о том, что мир состоит из противоположностей (влажное-сухое, горячее-холодное и т. д.) и порождается чем-то безграничным; но они добавили идею ограничения неограниченного и ощущение музыкальной гармонии во вселенной. Опять же, как и ионийцы, они посвятили себя астрономическим и геометрическим спекуляциям. Сочетая рационалистическую теорию чисел с мистической нумерологией и спекулятивную космологию с теорией более глубоких и загадочных глубин души, пифагореизм переплетает рационализм и иррационализм более неразрывно, чем любое другое направление древнегреческой мысли.
Основные проблемы и учения
Проблема описания пифагорейства осложняется тем, что сохранившаяся картина далека от полной и основывается главным образом на небольшом числе фрагментов доплатоновского времени ( ок. 428– ок. 348 до н. э.) и на различные дискуссии у авторов, писавших гораздо позже, большинство из которых были либо аристотелистами, либо неоплатониками ( см. ниже История пифагорейства). Однако, несмотря на историческую неопределенность, от которой страдают пытливые ученые, вклад пифагорейства в западную культуру был значителен и, следовательно, оправдывает усилия, пусть и неадекватные, изобразить, какими могли быть его учения. Более того, неоднородность пифагорейских учений была хорошо задокументирована со времен Гераклита, классика греческого философа начала V века, который, насмехаясь над обширными знаниями Пифагора, сказал, что они «не учат быть разумными». Вероятно, никогда не существовало строго единой системы пифагорейской философии и религиозных верований, даже если школа имела определенную внутреннюю организацию. Пифагор, по-видимому, учил беременных, загадочных akousmata (греч. буквально «что-то услышанное») или symbola («символы»). Его ученики передали их, частично сформировали из них Hieroi Logoi («Священные беседы»), различные версии которых были в ходу с 4 века, и интерпретировали их в соответствии со своими убеждениями.
Религия и этика
Вера в переселение душ легла в основу пифагорейского образа жизни. Некоторые пифагорейцы вывели из этой веры принцип «родства всех существ», этические последствия которого позже подчеркивались в рассуждениях 4-го века. Сам Пифагор, по-видимому, претендовал на полубожественный статус в тесной связи с высшим богом Аполлоном; он считал, что способен помнить свои прежние воплощения и, следовательно, знать больше, чем знали другие. Исследования 20-го века подчеркивали шаманские черты, проистекающие из экстатических культовых практик фракийских знахарей в раннепифагорейском мировоззрении. Правила религиозной жизни, которым учил Пифагор, носили в значительной степени ритуальный характер: воздерживаться от разговоров о святом, носить белые одежды, соблюдать половую чистоту, не прикасаться к бобам и т. д. Похоже, он также учил очищению души с помощью музыки и умственной деятельности (позже названной философией) для достижения более высоких воплощений. «Быть похожим на своего Учителя» и таким образом «приблизиться к богам» — таков был вызов, который он поставил перед своими учениками. Спасение и, возможно, окончательный союз с божественным космосом через изучение космического порядка стали одной из ведущих идей в его школе.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Передовые этические и политические теории, иногда приписываемые пифагореизму, могут в какой-то степени отражать идеи, позже развитые в кругу Архита, ведущего пифагорейца 4-го века. Но распространенное среди перипатетиков (школа, основанная Аристотелем) представление о Пифагоре как о воспитателе греков, публично проповедовавшем евангелие человечества, явно анахронично. Некоторые писатели-перипатетики, по-видимому, интерпретировали некоторые принципы, должным образом изложенные только для эзотерического использования в братстве, как будто они применимы ко всему человечеству: внутренняя верность, скромность, самодисциплина, благочестие и воздержание, требуемые тайной доктриной. система; более высокий взгляд на женственность, отраженный в приеме женщин в школу; определенная общность имущества; и, возможно, проведение параллелизма между макрокосмом (вселенной) и микрокосмом (человечеством), в котором (например) пифагорейская идея о том, что космос есть организм, применялась к государству, которое, таким образом, должно смешивать монархию, олигархию, и демократия в гармоничное целое — все это было универсализировано.
Числовая символика | История, смысл и факты
убийство Авраама Линкольна
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- число символизм
Просмотреть весь связанный контент →
числовая символика , культурные ассоциации, включая религиозные, философские и эстетические, с различными числами.
Человечество с древнейших времен относилось к числам с любовью и ненавистью. На костях возрастом около 30 000 лет видны царапины, которые, возможно, представляют собой фазы Луны. Древние вавилоняне наблюдали за движением планет, записывали их в виде чисел и использовали их для предсказания затмений и других астрономических явлений. Жрецы Древнего Египта использовали числа, чтобы предсказать разлив Нила. Пифагорейство, культ Древней Греции, считало, что числа являются основой всей вселенной, основанной на числовой гармонии. Идеи пифагорейцев представляли собой смесь предвидения (числовые признаки музыкальных звуков) и мистицизма (3 — мужское, 4 — женское, 10 — самое совершенное число). Числа были связаны с именами в магических целях: библейское «число зверя», 666, вероятно, является примером этой практики. Совсем недавно чудаки искали секреты вселенной в измерениях Великой пирамиды в Гизе, заблуждение настолько распространенное, что у него даже есть название — пирамидология. Миллионы разумных в других отношениях людей боятся числа 13 до такой степени, что отели опускают его на своих этажах, самолеты не имеют ряда 13, а номера гоночных автомобилей Формулы-1 перескакивают с 12 на 14, так что, например, 22 машины будут пронумерованы от 1 до 23.
В ученых томах написано о значении таких стойких приверженцев, как золотое число (1,618034), которое действительно встречается в цветковых растениях и современной архитектуре, но не встречается в раковине наутилуса и древнегреческом. архитектуры, несмотря на бесконечные мифы об обратном. У многих религий есть свои священные числа, как и у таких организаций, как масонство; Музыка Вольфганга Амадея Моцарта, особенно Волшебная флейта (1791 г.) включает множество преднамеренных отсылок к масонской нумерологии.
Математика изучает числа, формы и связанные с ними структуры. Мистицизм чисел относится к другому типу и обычно относится к нумерологии. Нумерология проливает свет на сокровенную работу человеческого разума, но очень мало на остальную вселенную. Тем временем математика проливает свет на большую часть Вселенной, но пока очень мало на человеческую психологию. Между ними лежит плодотворная научная почва, которую еще предстоит широко культивировать.
Числовых совпадений предостаточно, и часто они настолько примечательны, что их трудно рационально объяснить. Неудивительно, что многие люди убеждаются, что эти совпадения имеют иррациональное объяснение. Что, например, следует делать со следующими сходствами (не все они нумерологические) между президентами США Авраамом Линкольном и Джоном Ф. Кеннеди, взятым из гораздо более обширного списка в книге Мартина Гарднера «Волшебные числа доктора Матрицы » ( 1985)?
Линкольн был избран президентом в 1860 году, Кеннеди — в 1960 году.
Оба были убиты в пятницу.
Линкольн был убит в Театре Форда; Кеннеди погиб в автомобиле Lincoln с откидным верхом производства Ford Motor Company.
За обоими последовали южные демократы по имени Джонсон.
Эндрю Джонсон родился в 1808 году, Линдон Джонсон в 1908 году.
Имя личного секретаря Линкольна было Джон, фамилия личного секретаря Кеннеди была Линкольн.
Джон Уилкс Бут родился в 1839 году, Ли Харви Освальд — в 1939 году.
Бут застрелил Линкольна в театре и скрылся на складе; Освальд застрелил Кеннеди со склада и скрылся в театре.
Джон Уилкс Бут и Ли Харви Освальд оба состоят из 15 букв.
Первым публичным предложением о том, чтобы Линкольн баллотировался в президенты, было предложено, чтобы его напарником был Джон Кеннеди. (Джон Пендлтон Кеннеди был политиком из Мэриленда.)
Сдвиньте каждую букву FBI вперед на шесть букв в алфавите, и вы получите LHO , инициалы Ли Харви Освальда.
Одним из объяснений совпадений такого рода является избирательное сообщение. Все, что подходит, сохраняется; все, что не так, отбрасывается. Таким образом, подчеркивается совпадение дня недели для убийств; различия в месяце и количестве дней в месяце игнорируются. (Линкольн был убит 14 апреля, Кеннеди — 22 ноября.) Точнее говоря, из многих возможностей делается только один выбор — тот, который соответствует нумерологической схеме. Иногда используется дата рождения, иногда дата избрания. Если они не работают, как насчет дат окончания колледжа, брака, рождения первенца, первого избрания на должность или смерти? Более того, некоторые «факты» оказываются ложными. Сейчас считается, что правильной датой рождения Бута является 1838, а не 1839 год., а Бут на самом деле сбежал в сарай. Обычно совпадения преувеличиваются таким образом. И как только начинаешь смотреть… У Линкольна была борода. Кеннеди? Нет, он был чисто выбрит. Тогда не упоминайте бороды.
Многие из перечисленных здесь совпадений являются преувеличениями, ложью, разработками, выбранными из бесконечного числа потенциальных целей, или результатом скрытого избирательного процесса. Тем не менее, некоторые совпадения весьма поразительны. Хотя существуют рациональные объяснения, истинно верующего невозможно переубедить. Именно на этой благодатной территории процветает числовой мистицизм.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Арифмантия
Арифмантия, также называемая арифмантией, от греческого arithmos («число») и manteia («гадание»), практиковалась древними греками, халдеями и евреями; его преемник — нумерология. В этих формах числового мистицизма буквам алфавита присваиваются числа по некоторому правилу, обычно A = 1, B = 2,…, Z = 26 или эквивалент. Слова становятся числами, когда их буквенные значения складываются вместе. В частности, имена людей преобразуются в числа, имеющие особое значение. Таким образом, Ян Стюарт , имя автора этой статьи, становится 9 + 1 + 14 + 19 + 20 + 5 + 23 + 1 + 18 + 20 = 130. Значение понятно: год его рождения, В 1945 году исполнилось ровно 130 лет после битвы при Ватерлоо. Поскольку 130 = 10 × 13, важны как несчастливые 13, так и идеальные 10; Между собой они объясняют все что угодно, как и суеверие о том, что вид богомола приносит либо удачу, либо неудачу — в зависимости от того, что произойдет.
Наиболее известным примером нумерологии является «число зверя» 666 из библейского Откровения Иоанну (13:18). Любопытно, что Откровение является 66-й книгой Библии, а число зверя встречается в стихе 18, то есть 6 + 6 + 6. Но кто такой зверь? Немецкий ученый-протестант Андреас Хельвиг в 1612 году добавил римские цифры во фразу Vicarius Filii Dei («Наместник Сына Божьего», титул, ложно приписываемый папе) и опустил все остальные буквы (то есть 9).0027 I = 1, V [и U , что в латинских надписях встречается как V ] = 5, L = 50, C = 100, D = 5066, и получили доказывая, что зверь — это Римско-католическая церковь. Эту интерпретацию использовали некоторые адвентисты седьмого дня в 19 веке, но тот же метод, примененный к имени Эллен Гоулд Уайт, основательницы адвентизма седьмого дня, также дает 666, при условии, что W считается как два . В . Гитлер в сумме дает 666, если использовать код А = 100, В = 101 и так далее. Двумя нумерологами 16-го века были Майкл Стайфель и Питер Бунгус. Штифель расшифровал 666 как Папу Льва X, Бунгус как Мартина Лютера. Не случайно Штифель был протестантским теологом, а Бунгус — католиком.