Учение блаженного августина кратко: Учение. Бог и мир. Божественное предопределение и иррациональность действительности

Содержание

Учения Блаженного Августина. Философия: Конспект лекций

Учения Блаженного Августина

Учение о бытии. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата связана в первую очередь с именем Августина.

Августин (354–430) – выдающийся мыслитель, заложивший своими многочисленными трудами мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло – не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма», со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком.

Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров – пустая игра воображения. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого.

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, то есть путем умопостижения, а бытие вещей – из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека – в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека – разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, – не материальная субстанция, отличная от тела, а непростое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма – творения душ новорожденных Богом.

О свободе и божественном предопределении. Учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении оказало большое влияние на последующую христианскую философию. Суть этого учения состоит в следующем. Первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других – к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли.

Августин говорил, что без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, то есть похожее на истину. А чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. По мысли Августина, наиболее достоверное знание – это знание человека о своем собственном бытии и сознании: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину…» «Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыслит, знает, судит? И даже если он сомневается, то все же… он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает, думает, что не следует опрометчиво соглашаться».

Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин изрек афоризм: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им».

Бог, мир и человек. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Мир, природа и человек – результат творения Бога, и они зависят от своего Творца. Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Августин утверждает принцип бесконечности божественного начала. Если Бог, говорит Августин, «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин писал: «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы, Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей».

Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил, что «истину… найти можно». Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души – его высшее назначение: «Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением.

Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может». Августин рассматривает разум как очень важную функцию души: «Я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь – авторитет и разум. Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда… Тупоумным или более занятым житейскими делами… полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Учение бл. Августина о свободе и предопределении

Учение бл. Августина о свободе и предопределении Блаж. Августин прямо не занимался проблемами эсхатологии, и в его многочисленных сочинениях не имеется ни одного трактата, посвященного непосредственно одной из них.

Однако именно этому отцу Церкви, в ряду многочисленных

О предопределении по ап. Павлу Римл. VIII, 28-30 и Ефес. 1, 3-12 в толковании бл. Августина

О предопределении по ап. Павлу Римл. VIII, 28-30 и Ефес. 1, 3-12 в толковании бл. Августина Бл. Августин в изложении своего учения о предопределении экзегетически опирается преимущественно на указанные тексты ап. Павла, подвергая их отвлеченно-буквалистическому истолкованию, вне

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека Главная сложность ориентирования среди учений – в том, что интересы любого из них отличаются от интересов отдельного человека.Это не упрёк таким-сяким учениям, а естественный факт, очень важный для каждого

Учения Анаксагора

Учения Анаксагора Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки

Учения Платона

Учения Платона Учение Платона о бытии, душе и познанииПлатон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой

Взгляды Августина

Взгляды Августина I. Теория познания. 1. Познание души. Августин разделял исходную позицию с философами эллинизма: он признавал, что целью человека является обретение счастья и что философия должна его обнаружить. Однако он полагал, что дать счастье может только Бог. Такая

Взгляды Августина

Взгляды Августина I. Теория познания. 1. Познание души. Августин разделял исходную позицию с философами эллинизма: он признавал, что целью человека является обретение счастья и что философия должна его обнаружить. Однако он полагал, что дать счастье может только Бог. Такая

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА Во второй половине V столетия, в эпоху возникновения феодального общества, в Византийской империи (точнее, в Сирии) были написаны на греческом языке четыре работы, которые в последующей истории религиозно-философской мысли

После Блаженного Августина

После Блаженного Августина Ко времени смерти св. Августина Западная Римская империя доживала последние дни. В 439 году африканские провинции окончательно завоевали вандалы; в 455 году ими был заново разграбле Римн. Год спустя ребенок-император Ромул Августул был свергнут,

Из произведений Блаженного Августина

Из произведений Блаженного Августина «Дай мне целомудрие — но только не сейчас!» «Исповедь», книга 8, глава 7 «Для многих полное воздержание легче, нежели чем умеренность. » «О благости брака», глава 21 «Не было времени, когда бы Ты не создавал чего-нибудь; ведь создатель самого

Хронология жизни Блаженного Августина

Хронология жизни Блаженного Августина 354 н. э. — Родился 13 ноября в Тагасте.начало 370-х — Студент в Карфагене. Чтение Цицерона воспламеняет его влечение к философии. Он становится приверженцем манихейства.382 — Из Карфагена отправляется в Рим.конец 380-х — Становится

72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли

Философия и теология св. Августина

Философия и теология св. Августина Св. Августин был весьма плодовитым писателем, главным образом по вопросам богословия. Некоторые из его полемических сочинений служили злобе дня и уже благодаря этому самому своему успеху утратили интерес; но некоторые сочинения,

Учения

Учения Особенно рельефно показали новую суть российско-китайских отношений совместные военные маневры 2005— 2007 гг.Летом 2005 г. Китай и Россия начали первые в истории совместные военные учения. Западные стратеги фиксируют возникновение новой коалиции. В Америке стали

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ СВ. АВГУСТИНА

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ СВ. АВГУСТИНА Св. Августин был весьма плодовитым писателем, главным образом по вопросам богословия. Некоторые из его полемических сочинений служили злобе дня и уже благодаря этому самому своему успеху утратили интерес; но некоторые

Учение Августина Блаженного

Августин Аврелий — известный философский деятель, который был рожден в Тагасе 13 ноября 354 года, запомнился своими учениями.
Много данных из его жизни можно найти в одной из его собственных книжек “Исповеди”. Там он рассказал, что полученным знаниям о религии, а именно христианстве, он очень обязан своей матушке св. Монике. С его рассказов, она была благочестивой и очень мудрой женщиной. Но, так же в “Исповеди” философ описывает, что в детстве особое влияние имел на него и отец, который к тому же был язычником. В тот момент, когда он проживал в Карфагене, Августин разбирался и изучал риторику, а также очень его интересовали авторы того времени. Помимо этого, мальчик сильно увлекался учениями написанными манихеями и конечно же философией.
После того как прошло ознакомление Августина с неоплатоничным и платоничным ответвлением такой науки как философия, а прописано оно в переводах Мария Викторина, он на некоторое время усомнился в верности этих учений, но позже, все-таки принял их.
В 383 году философ решил посетить Рим, с целью поиска работы учителем. Спустя год он становится учителем по риторике в сегодншнем Милане. Именно там, и имело свое начало знакомство с Амвросием Медиоланским, оно имело на него огромное влияние.
После того, как парень вернулся домой, он решил уединиться, что бы поразмышлять и проанализировать все им изученное и изведанное.
В 387 году Августин прошел христианское крещение, а все после того, как он получил послание, а было оно от апостола Павла к Римлянам.
Августин отправился в Африку, где все время он находился в уединении с собою, а в 391 году стал пресвитером, а в 395 — епископом Гиппона.
28 августа 430 года философ ушел из жизни.

В учение августина блаженного входило:
слова, они же в свою очередь делятся на четыре класса:
— для текстов из Библии, предназначенные для разных церковных дней
— к дням посвященным святым, они подходят на разные случаи;
— письма к друзьям и однодумам, имеющие весьма разноплановое содержание;
целые книжки.

Если подробно изучать учение Августина блаженного, которые к нам дошли, то все сущее создано творцом — это хорошо и благо, ну а зло — это порча, недостаток же природы заключается в неизменности изначальной сущности предметов бытия.
Хорошо (благо), по мнению философа, это особая форма субстанции, она включает в себя такие обозначения как меры, порядок, числа и виды.
Бог он есть кристально чистым началом и формой бытия, а также родником любого блага. Несомненно, Бог, несет все бытие мира, он безустанно создает его. Мир един, и если бы произошло так, что Бог потерял свои силы для его создания, то бытие мира вмиг исчезло бы. Августин считал, что мнение о том, что все такие параллельные миры есть, это всего лишь игра мышления человека, а не реальность.
Мудрецом Августином была продумано, разработана философская антропология, он разработал и изучил тончайший анализ бытия простого человека. Так же он считал, что душа это не свойство тела, а отдельная от него нематериальная субстанция, да и к тому же бессмертная, в отличие от тленного тела. А еще он был уверен, что душа для рожденного младенца была предоставлена только двумя путями, или же ее создавал Бог, или же она предоставлялись родителями.
Как и для всех философов на нашем земном шаре, Бог — это своеродный абсолют, и он находится в не пределах нашего материального мира, а вот человек и мир — является итогом его чудесных творений.
Личные учения, философом, были противопоставлены с учениями пантеистическими, а они твердили, что Бог и мир понятие единое. Он был уверен, что Бог это несомненно, что-то сверхприродное. Созданная природа нашего мира, как и сам человек — это творение, и это говорит о том, что создавалось с чьей-то волей.
В учение Августина блаженного прописано соотношение человеческой воли и свободы, а именно:
— о бытии. Он был убежден, что Бог создал материи и предоставил ей обозначение, форму и свойства, так он сделал все сущее во всем мире.
Бог, мир и человек. В нем раскрываются отношение между Богом и человечеством;
— о благодати. Божественная благодать — это своеобразная сила и именно она спасает людей и направляет их на веру в Бога;
— о свободе и божественном предопределении. Филосов был уверен, что все люди имели свободу воли, до того как доходили до грехопадения;
— о вечности, времени и памяти. Весь мир имеет ограничение — это пространство, а все бытие ограничивается количеством времени;
— теодицея. Все созданное Богом неизбежно является частью добра;
истина и достоверное знание. В этом учение Августина блаженного рассуждает и критикует всех скептиков;
— познание. Человечество изначально было в полном объеме наделено памятью, волей, умом;
— об обществе и истории. Философом было оправдано, а также доведено, что в человеческом обществе есть неравенство — имущественное.

Добавить комментарий

Святой Августин (354–430 гг. н. э.) Исповедь, сводка и анализ

Резюме

Признания — первая автобиография в западной литературе, но Августин имел в виду, что это гораздо больше, чем просто описание его жизни. Он написал ее в течение первых трех лет его пребывания на посту епископа Гиппона. Слово признаний в название подразумевает не только то, что повествование раскроет сокровенные факты об авторе, но и то, что им будет руководить дух раскаяния и хвалы Богу.

В книге I Августин описывает свои ранние годы, начиная с детства до пятнадцати лет. Он признается, что в подростковом возрасте предпочитал гедонизм учебе. В книге II он рассказывает о своем раннем стремление к сексуальному удовольствию. Примерно в шестнадцать лет он бросил учился, гонялся за женщинами и даже стал вором. Он движется через трех лет в книге III, до девятнадцатилетнего возраста, когда он живет в Карфаген. Он все еще гоняется за женщинами, но он также обнаружил Манихейский культ. За девять лет книги IV он заканчивает свой учится и становится опубликованным автором; одна из его публикаций это книга об Аристотеле. В книге V Августину двадцать девять лет. старый. Он отказался от манихеев и своей любовницы, и он находится в Риме, где обрел дружбу с епископом Амвросием. В книгах VI и VII он описывает свое духовное путешествие, во время которого он ищет личного счастья. Он также рассматривает природу зла. Он понимает Бога, но не понимает Иисуса Христа.

В книге VIII Августин описывает свое обращение в христианство. К книга IX он думает о том, чтобы бросить преподавание, и случается трагедия. Двое его близких друзей умирают, а затем умирает его мать. Моника. В книге X он размышляет о том, что приведет его к Богу и принести счастье в его жизнь. В книге XI он начинает изучать Библии всерьез, что позволяет ему говорить о природе времени. Книга XII содержит подробное исследование первой главы книга Бытия, в которой он излагает свой взгляд на материю. Окончательно, в книге XIII он объясняет благость Бога, когда он создал все вещи. Затем Августин читает первую главу Бытия в аллегорической манере, и он утверждает, что Бог работает, чтобы принести счастье тем, кто свят.

Анализ

Ученые обычно признают, что идея автобиографии начинается с писем святого Павла в Новом Завете. Однако, Августин в своих исповедях развивает эту идею и расширяет его до целого жанра, который критически исследует, что он значит быть человеком. Другими словами, он исследует идею себя, пока не обнаружит личную субъективность. Как строит Августин представление о Боге, которое станет господствовать в западном мышлении, он также создает новую концепцию индивидуальной идентичности: идею самости. Эта идентичность достигается посредством двоякого процесса: самопрезентация, что ведет к самореализации. Августин создает литературный персонаж вне себя и помещает его в повествовательный текст, чтобы он стал часть великой аллегории искупления. В Признания , Августин играет главную роль в истории собственной жизни. Рассказывая этот рассказ он превращает в метафору борьбы тела и души, чтобы обрести счастье, которое существует только в Божьем любовь. Он читает свою жизнь как аллегорию, чтобы прийти к большей истине.

Любая автобиография нуждается в аудитории, а аудитория Августина не его читатели, но Бог. Это интересно и очень познавательно, процесс: Августин превращается в литературного персонажа представить себя Богу. Тем самым Августин противопоставляет вечность с преходящим, всемогущий со слабым, а Творец с созданным. Этот союз может показаться неравным, но Августин представляет преподать очень важный урок: только в присутствии Всемогущий и Всеведущий может достичь счастья и полнота. Исповедь — это работа молитвы и покаяние, и хвала.

Одно из самых важных и сильных прохождений Confessions рассказывает о путешествии личности к целостности. Сцена из книги VIII происходит в саду дома Августина. в Милане в июле 386 г. Августин был слаб здоровьем и чувствовал себя жизнь шла в никуда. Он больше не хотел учить и хотел отказаться от всех своих мирских амбиций сделать блестящую карьеру. На протяжении Признания , Августин разрывается между две противоположные силы, сексуальное желание и духовное желание, и он сталкивается с конфликтом здесь в последний раз. Августин пишет с расстояния четырнадцати лет, и он явно бросает борьбу в терминах неоплатоника, где, чтобы быть по-настоящему свободным, нужно выбрать внутренний мир души и отказаться от отвлечений чувств. В своем миланском саду Августин принял решение, которое навсегда положить конец этой борьбе.

Четыре вещи, которые вы должны знать о жизни святого Августина

«Ты создал нас для себя, и наши сердца беспокойны, пока не успокоятся в тебе». – Святой Августин

Поскольку ученики начинают новый учебный год, мы хотели бы воздать должное святому Августину, истинному ученому, посвятившему себя рациональному теологическому изучению. 28 августа мы празднуем день памяти этого выдающегося мыслителя и учителя, чье влияние на христианское богословие и западную философию не имеет себе равных.

1. Августин вряд ли был новообращенным.

Святой Августин родился в Северной Африке в 354 году. Несмотря на то, что его воспитывала преданная мать-христианка, он был трудным ребенком и вырос атеистом. Очень интеллигентный ученый, получивший блестящее образование, он в 383 г. основал в Риме школу риторики. Однако, недовольный городом, через год переехал в Милан. Именно там он познакомился с епископом святым Амвросием, который был убедительным оратором, прекрасно владевшим риторикой.

В отличие от своих современников, Амвросий был оратором, приверженным истине, и не позволял себе уловок и лести, чтобы приобрести влияние. Эта честность произвела особое впечатление на Августина и способствовала его обращению. Мать Августина, Моника, также неустанно молилась о его искуплении, и в 387 году ее молитвы были услышаны.

Святой Августин изображен на восточном фасаде базилики.

2. Чтение Послания к Римлянам изменило жизнь Августина.

Решающий момент для Августина, как говорят, случился, когда однажды он был в саду и услышал, как ребенок поет: «Возьми и прочитай! Бери и читай!» Почувствовав божественный толчок, Августин открыл Библию и прочитал в Послании к Римлянам увещевание отказаться от распутства и следовать за Христом. Августин внезапно столкнулся со своим грехом и необходимостью искупления; до этого момента он особенно боролся с сексуальным грехом и чувственностью. Августин заметил, что после прочтения отрывка:

«У меня не было ни желания, ни необходимости читать дальше. В тот момент, когда эта фраза закончилась, в моем сердце словно засиял мирный свет, и вся тьма сомнений рассеялась».

После смерти матери Августин вернулся в Северную Африку и основал религиозный орден в Тагасте. Позже он был рукоположен, а в 395 году стал епископом Гиппона.

3. Августин был гигантом западной философии.

Папа Бенедикт XVI заметил, что Августин был «одной из величайших фигур в истории мысли». Августин оказал значительное влияние не только на христианство, но и на западную культуру и философию в целом. По некоторым данным, его 9«0005 Confessions » считается первой автобиографией Запада и, пожалуй, «самой читаемой книгой христианской древности».

Огромный объем сочинений, написанных Августином при жизни, ошеломляет сам по себе, включая около 3000 писем и проповедей, а также еще 1000 других публикаций значительной философской и теологической глубины. Один из друзей Августина, епископ Поссид, заметил, что труды Августина настолько огромны, что ученому почти невозможно прочитать их и хорошо знать.

4. Августин является автором

Признаний и Города Бога.

Исповедь Августина написаны в формате диалога с Богом. Говоря о наследии Августина, Папа Бенедикт XVI сообщил, что латинское слово исповеди имеет два значения:

. но при этом исповедей также означает хвалу Богу, благодарение Богу. Видение собственного убожества в свете Божием становится хвалой Богу и благодарением, ибо Бог любит и принимает нас, преображает нас и возвышает к Себе.

Пожалуй, самая известная его философская работа — « Город Божий ». После падения Рима в 410 году язычники утверждали, что это событие произошло из-за растущего влияния христианства. В ответ Августин сочинил Город Божий , опровергая эту позицию и предлагая христианский взгляд на историю. В своей работе он излагает теологическую структуру, которая противопоставляет то, что он называет Градом Бога, городу мира, обрисовывая в общих чертах телеологию каждого из них. Прежде всего, эта работа предлагает понимание непосредственной природы того, что может быть достигнуто в земном правительстве, окрашенном как реализмом, так и оптимизмом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *