Урок по теме «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок- лекция, беседа.
Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта .
Задачи:
Личностные: воспитание эстетических ценностей и чувств.
Метапредметные: формирование знаний об этапах жизни и творчества. В.А. Моцарта.
Предметные: развитие развитие общих музыкальных способностей, творческого мышления. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Самостоятельно подбирать сходные и контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Методы: Деятельностный
Наглядный
Практический
Словесный (беседа, рассказ, пояснение)
Объяснительно- иллюстративный
Структура:
1. Орг момент
2. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» — слушание.
3. В.А. Моцарт «Весенняя песня» — исполнение.
4. В.А.Моцарт «Симфония № 40» — слушание, фрагмент,
5. В.А. Моцарт «Laqrimosa» — слушание, работа с карточками.
6. В.А. Моцарт «Dies ire» — слушание, работа с карточками.
7. «История написания «Реквиема» — просмотр презентации.
8. Итог: Самооценка своей работы в парах, в целом на уроке.
Оборудование: КП, проектор, DVD-проигрыватель, CD-диски.
Наглядности — портрет композитора; юбилейный журнал, посвящённый 250-летию со дня рождения Моцарта (подарок от благодарных учеников, посетивших Зальцбург в юбилейный год), сувенир с Родины В.А. Моцарта.
ХОД УРОКА
I.Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Сегодня у нас необычный урок!
Об этом пропел нам школьный звонок.
Сегодня опять отправимся в путь,
На миг ты про всё и про всех позабудь!
Как много прекрасных творений услышим!
Что человеку даётся лишь свыше…
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Слово учителя:
И так ребята, как и всегда наш путь лежит в прошлое, мы ещё раз перелистаем биографию одного из самых знаменитых композиторов.
(На фоне «Концерт для флейты с оркестром»)
1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества – город Зальцбург.
О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».
И в самом деле, каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте.
Вот в один из таких солнечных дней родился мальчик!
Судьба, лениво листающая страницы зальцбургской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!»- нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: «Этот музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора»!
ЭТО ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ, ИМЯ КОТОРОГО МЫ УЗНАЕМ лишь после того, когда разгадаем кроссворд.
1. Благодаря её звучанию мы запоминаем песню или музыкальное произведение. (Мелодия)
2. Музыкальный спектакль, в котором все поют. Его мы можем услышать в театре. (Опера)
3. С помощью них мы записываем годы жизни композитора. (Цифры)
4. Как называется песня главного героя? Её можно услышать в опере. (Она даёт характеристику главному герою. (Ария)
5. Инструмент клавишной группы. Читаю стихотворение «Пианино и ….. сверху спутаешь едва ль… Концертный вариант. (Рояль)
6. Скорость музыки. (Темп)
М | Е | Л | О | Д | И | Я |
О | П | Е | Р | А |
|
|
Ц | И | Ф | Р | Ы |
|
|
А | Р | И | Я |
|
|
|
Р | О | Я | Л | Ь |
|
|
Т | Е | М | П |
|
|
|
Не только о Моцарте пойдёт речь на уроке, но и как писатели , поэты отзывались о музыкальном искусстве в целом, и, конечно же, о музыке Моцарта!!!
Тема нашего урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь…»Эти строки принадлежат перу великого русского поэта и писателя, «солнцу» русской поэзии А.С. Пушкину из трагедии «Моцарт и Сальери».
Вот как отзывается о В.А. Моцарте Сальери: (после исполнения Моцартом музыкального произведения, Сальери произносит следующие слова: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь!»
Учитель: В каких жанрах работал В.А. Моцарт? Слушаем фрагменты из разных произведений.
На доске появляется «Солнышко с лучиками», на каждом лучике записан жанр произведения, один «лучик» закрыт. (РЕКВИЕМ)
1.Звучит «Маленькая ночная серенада»
2.Исполняем «Весеннюю песню»
3.Слушаем фрагмент из «Симфонии № 40»
Идёт выявление элементов стиля композитора – (почерка)
Учитель: Музыка Моцарта — праздник для хора,
Прошлых столетий бесценный привет.
Сколько в ней солнца, огня и простора!
Сколько надежды на новый рассвет!
Пробное действие
Слушаем часть из «Реквиема» — «Laqrimosa».
К какому жанру отнесём это произведение? Какие мнения будут у вас?
( Ученики дают ответы)
Если назовут «Реквием», встречный вопрос учителя: «Как ты определил?» — (Обосновать не может.) или ( Какие признаки являются характерными для данного жанра)
Учитель: Мы столкнулись с затруднением! А какое было задание? –Ученики: — Определить жанр произведения музыкального искусства.
Учитель: Значит, какое затруднение мы встретили?
Ученики: Мы не можем определить жанр произведения.
Учитель: «Какую цель поставите перед собой?»
Ученики:
Узнать новый жанр на примере творчества В.А. Моцарта.Учитель: «Что необходимо сделать, для того чтобы выйти из затруднения?»
Ученики: «Построить план выхода из затруднения!»
Учитель: «Что необходимо для этого сделать?» (Ученики предлагают план. Учитель помогает, план на доске)
Ученики: 1.Послушать произведение.
2. Дать характеристику интонационно-образного строя.
III.Открытие нового знания
Учитель: Работать вы будете в парах. ( У ребят на парте карточки с опорными словами, которые помогут определить жанр произведения)
Карточки: Мелодия, лад, ритм, темп, динамика, регистр, исполнители; характер музыки (песенный, маршевый, танцевальный), настроение;
тип музыки: симфоническая, вокальная, хоровая, инструментальная, вокально-инструментальная) – подчеркнуть в карточках.
Проверяем работу в парах. Обобщаем все ответы.
Вывод: После этого открываю последний лучик «Солнышка», где написано «РЕКВИЕМ».
IV.Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
Работа с материалом учебника
Открываем учебник, стр. 45 – читаем определение;
Стр.46 – Отрывок из «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина об истории создания «Реквиема»:
Моцарт: — Недели две тому. Пришёл я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то…
V. Самостоятельная работа :
Слушаем ещё одну часть «Dies ire» (День гнева)
Сравнить содержание и средства музыкальной выразительности с частью «Lacrimosa».
Если устный ответ, то на слайде должны появиться ключевые слова.
VI. Включение в систему знаний: (он предполагает применение нового знания)
Учитель: Выскажи своё отношение к этой музыке. В каких жизненных ситуациях может звучать это произведение?
-Обратить внимание, что реквием звучит на мероприятиях, связанных с трагической гибелью людей, в День Победы на могилах погибших защитников земли русской, в концертных программах, посвящённых траурным событиям.
Учебник — с. 45.
Прочитать письмо В.А. Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквиемом».
Демонстрация презентации.
Домашнее задание: прочитать в р.т . стр 25 сказку Г.Цыферова «Сказка о тайне запечного сверчка», ответить на вопросы.
VII. Рефлексия:
О чём говорили, что нового узнали? Достигли цели урока?
Подумать над самооценкой
– Оцените свою работу на уроке.
– По каким критериям будете оценивать себя?
(Оценить самих себя, используя карточки разного цвета. (лежат на столе).
— Кто четко определил для себя, что такое жанр «Реквием»-поднять красную карточку
Кому необходимо поработать над понятием определения жанра « Реквием»- поднять зеленую карточку.
(При наличии оставшегося времени)
Заключительные слова учителя:
Ученик читает стихотворение о Моцарте.
Возьмите Моцарта с собой,
Во многомильную дорогу,
Простого счастия залога,
Возьмите Моцарта с собой.
Не надо вещи паковать,
Они истлеют под дождями,
И повстречавшиеся с нами
Друзья не будут узнавать.
Нам будет ветер, как огонь,
Колодец будет – как награда,
И скудных сумерек прохлада –
Как доброй мачехи ладонь.
Возьмите Моцарта с собой,
Всё остальное будет лишним.
Ведь мы за скрипкой не услышим,
Когда нам протрубят отбой.
Возьмите Моцарта с собой!
Выход с урока музыки: музыка Булата Шалвовича Окуджавы
«Моцарт на маленькой скрипке играет»
«Моцарт на старенькой скрипке играет
Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает,
Просто играет всю жизнь напролет».
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!..»
Поговорим о великом классическом композиторе! Ровно 260 лет назад в австрийском городе Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт.
Это имя известно, конечно, всем. Но хотелось бы, чтобы, кроме фамилии, о нём знали больше, понимали и любили его музыку, ведь Моцарт и в наши дни является одним из самых популярных классических композиторов. Он оказал огромное влияние на всю мировую музыкальную культуру.
Рекомендуем почитать:
- Музыка Моцарта –
- Вечность ожившая,
- Льется, играет, летит!
- Музыка Моцарта,
- Миру служившая,
- Время она победит!
- Музыка Моцарта
- В сердце у каждого
- Чистой струною звенит!
- В музыке Моцарта,
- В звуках волшебных,
- Солнечный лучик блестит!
До сих пор феномен Моцарта, его необыкновенные способности, проявившиеся в раннем детстве, волнуют людей. Видимо, поэтому вокруг его имени и вокруг его биографии, особенно в связи с обстоятельствами его ранней смерти в возрасте 35 лет, существует столько домыслов и вымыслов, часто просто спекулятивных, а также художественных мифов.
Мы в нашей беседе не пойдём по пути пересказа этих мифов, а просто поговорим о творчестве этого гениального музыканта и о его жизни.
Никакой загадки Моцарта не существует. Существует необыкновенная одарённость, гениальность и огромная трудоспособность. Моцарт был одарён свыше феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации и игре с листа (т.е. без подготовки).
Импровизация – это произведение искусства, которое создаётся во время исполнения. То есть, садится человек за инструмент и начинает играть не готовое произведение, а то, что он сочиняет тут же, по ходу исполнения.
Конечно, это возможно только при наличии огромного таланта. И такими возможностями обладают только очень одарённые личности. Таким и был Моцарт.
Хочется всегда знать, где истоки этого таланта. Давайте поговорим о его детстве.
Детство Моцарта
Итак, город Зальцбург, живописный город в Австрии XVIII века. Зальцбург — четвёртый по величине город Австрии.
Панорама ЗальцбургаВ этом доме в 1756 г. родился Моцарт. Сейчас здесь музейПортрет отца Моцарта (Леопольд Моцарт)Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, т.е. гениальность Моцарта имеет родительскую основу. Именно отец оказал значительное влияние на творческое формирование сына.
Портрет матери Моцарта (Анна Мария Моцарт)Его мать, Анна Мария Моцарт, не была музыкантом, но сумела воспитать двух музыкально одарённых детей.
Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Кстати, Моцарт хотел, чтобы его называли именно так: Вольфганг, а не Амадей.
Музыкальные способности обоих детей проявились в очень раннем возрасте. В 7 лет отец стал учить Наннерль игре на клавесине.
Клавесин – прообраз современного фортепьяно.
Клавесин XVII векаВольфгангу в это время было около 3 лет. На него произвели сильное впечатление звуки клавесина, он сам подсаживался к инструменту и начинал подбирать какие-то звуки, пытаться изобразить какую-то мелодию. Через некоторое время он стал запоминать отдельные места музыкальных пьес, которые исполняла сестра, и проигрывать их на клавесине. Отец заметил это, был поражён и стал разучивать с крошечным сыном небольшие пьесы. Вольфганг тут же всё схватывал и вскоре научился играть, а в возрасте 5 лет начал и сам сочинять. Отец его сочинения записывал. Самые первые сохранившиеся сочинения Моцарта относятся к 1761 г., т.е. к 5-летнему возрасту Моцарта.
Э. Кроуфорд «Вольфганг и его отец Леопольд за занятием музыкой». Картина XIX в.Путешествие по Европе
Отец возил своих детей с концертами по Европе с самого раннего их детства. В 11 лет Мария Анна играла сложнейшие сонаты и концерты на клавесине. Сначала дети считались равными с точки зрения музыкального таланта. Но скоро отец заметил, что Наннерль хоть и прекрасно исполняет чужие произведения, но своей музыки не сочиняет. И постепенно Вольфганг своим талантом затмевает сестру, Мария Анна становится только его партнёром в совместных дуэтах.
Неизвестный художник «Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей» (1763 г.)Существует легенда об истории этого костюма. Однажды Вольфганг играл в Париже с детьми императрицы, поскользнулся на натёртом полу и упал. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, будущая королева Франции, помогла ему подняться. Вольфганг сказал ей: «Вы славная, я хочу на Вас жениться, когда вырасту».
Моцарты бывали в Шенбрунне дважды. Чтобы дети могли появляться там в более красивой одежде, чем та, которая у них была, императрица подарила Моцартам два костюма — для Вольфганга и его сестры Наннерль.
Кармонтель «Леопольд, Вольфганг и Наннерль» (1763—1764 г.)Чудо-ребёнок
Вундеркинд… В переводе с немецкого это слово обозначает «чудо-ребёнок». Это слово вошло в обиход именно тогда, когда Моцарт удивлял Европу своим талантом. Всё детство Моцарта было непрерывной чередой выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребенок развлекал великосветскую публику: играл с закрытыми глазами – отец закрывал ему лицо платком. Затем платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой. Он мог тут же воспроизвести на инструменте любую услышанную мелодию, любую музыкальную фразу.
Чудо-ребёнок (Моцарт за клавесином)Безусловно, появление таких одарённых детей – всегда чудо. Но это чудо периодически повторяется. И в наше время в различных странах существуют чудо-дети. Совсем недавно Российский канал проводил конкурс юных талантов «Синяя птица», который показал нам много детей, необыкновенно одарённых во всех видах искусства. Возможно, кто-то из вас смотрел этот конкурс и может это подтвердить.
А победителем оказалась вокалистка, 11-летняя Полина Чиркина
Полина ЧиркинаНо есть ещё более ранние и необыкновенные таланты.
Существует и такая легенда о детских выступлениях Моцарта (мы говорим «легенда», потому что вокруг Моцарта существует огромное количество рассказов и мифов, которые проверить и уточнить невозможно в связи с давностью). Однажды на одном из концертов на эстраду вдруг вышла кошка… Моцарт бросил играть и со всех ног помчался к ней, забыв о публике. На сердитый окрик отца он отвечал:
– Ну, папочка, еще чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет…
Кроме клавесина, Вольфганг почти самостоятельно освоил и скрипку в возрасте 6 лет.
Детская скрипка Моцарта. В настоящее время находится в доме-музее композитора в ЗальцбургеА вот звука трубы он боялся почти до 10-летнего возраста, если труба звучала не в составе оркестра, а отдельно. Возможно, потому, что он имел очень нежный и тонкий слух, а звук трубы громкий и резкий. Даже сам вид трубы действовал на Вольфганга так, будто бы в него направлен пистолет. Отец, желая подавить в нём этот детский страх, попросил знакомого трубача трубнуть ему в лицо. Это трубач впоследствии писал: «…но мой бог! Лучше бы я не подчинился. Едва Вольфганг услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускаться на землю, и, если бы я продолжал дольше, у него наверняка начались бы судороги».
Почти 3 года длилось первое европейское турне чудо-детей Моцартов. Уже появились в печатном виде произведения маленького Моцарта. Отец всегда указывал на титульном листе, в каком возрасте композитор сочинил данное произведение. И, конечно, это имело большое воздействие на публику, когда они на афише читали, что это сочинения 7-летнего ребёнка. Концерты, которые давали Моцарты, вызывали большой ажиотаж. Моцартов приглашали выступить даже при дворе короля Людовика XV в Версале. А в рождественский сочельник на торжественном пиршестве они должны были стоять у стола рядом с королём и королевой, что считалось особой честью.
После Парижа были Лондон, Лион, Женева, Мюнхен, Голландия… В Голландии отец и дети заболели брюшным тифом и чуть не умерли.
Постепенно публика стала охладевать к юным музыкантам, потому что из чудо-детей, которые всех умиляли, они стали превращаться в подростков.
Но результаты путешествия превзошли все ожидания: оно принесло Леопольду и детям огромный успех, о котором они и не могли мечтать.
За три года Вольфганг превратился в 10-летнего композитора. Благодаря усилиям отца, который был не только учителем музыки, он овладел латынью, итальянским языком, на котором он в дальнейшем свободно писал и говорил, а также французским и английским. Изучал математику, которую тоже очень любил.
И. Непомук де ла Кроче «Семья Моцартов. На стене — портрет матери (около 1780 г.)Вскоре после возвращения Вольфганга стали воспринимать уже как композитора и заказывали ему сочинить музыку для своих нужд и знаменательных событий. В то время музыку писали на заказ: по случаю рождения детей, коронации, танцевальную музыку, похоронную и т.д.
С заказом архиепископского двора связано также и появление первого вокально-симфонического сочинения Вольфганга — немецкой оратории «Долг первой заповеди». Моцарт написал лишь первую часть оратории. С сочинением этой оратории связана легенда, будто бы архиепископ Штраттенбах, желая убедиться в чудесном даре Вольфганга, велел запереть его на неделю у себя, чтобы тот никого не мог видеть. В этом заточении Вольфганг должен был написать ораторию на стихи, данные ему архиепископом.
Исполнение первой части оратории состоялось 12 марта 1767 г. Затем Моцарт стал сочинять оперы.
1770—1774 гг. Моцарт провёл в Италии. Там в театре были поставлены две его оперы. Когда ему исполнилось 17 лет, среди его произведений было уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких пьес.
Но, несмотря на всё более крепнущий талант, слава Моцарта стала утихать. Его необыкновенный талант могли оценить только знатоки и ценители музыки. Для большинства же обывателей Моцарт был интересен только как игрушка, забава, а когда эта игрушка выросла и стала самостоятельной личностью со своими взглядами, своим характером и чувством собственного достоинства, она перестала интересовать сильных мира сего. Мало того, она стала их раздражать проявлением самостоятельности и дерзостью. Так Моцарт был удалён от двора архиепископа, т.к скупой и невежественный архиепископ не давал возможности развиваться Моцарту и действовать по своему усмотрению, он желал держать Моцарта на коротком поводке, с чем тот не мог согласиться. Ему хотелось перебраться в столицу, в Вену, где, как он думал, сумеют по достоинству оценить его дар.
Его предупреждали, что мечты могут не совпасть с действительностью: «Поверьте мне, вы слишком ослеплены. Слава здесь коротка; вначале слышишь одни комплименты и много зарабатываешь, всё это правда; но как долго? Проходит всего несколько месяцев, и венцам опять хочется чего-нибудь новенького».
Но Моцарт всё же отправился в Вену.
Вена
Моцарт прибыл в Вену 16 марта 1781 г. Он надеялся стать известным пианистом и педагогом, и таким образом проложить дорогу для своих сочинений. Здесь он сочинил несколько опер и других произведений, а также занимался преподаванием.
В декабре 1781 г. он написал отцу письмо, в котором признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней.
КонстанцияНо отец был категорически против: он считал, что она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал оперу «Похищение из Сераля», проводил множество концертов по подписке и получал заказы на различные сочинения от венской знати. Тогда Вольфганг попросил сестру способствовать ему в этом. Она помогла.
Этот брак был счастливым. Но отношения с отцом стали более прохладными.
Моцарт и Констанция. Открытка XIX векаЗа время брака у супружеской пары Моцартов родилось 6 детей, из которых выжили только двое: Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.
Карл Томас МоцартКарл Томас – австрийский пианист. До самой своей смерти в Милане часто посещал различные мероприятия, связанные с его отцом. В 1842 году он принял участие в открытии памятника Моцарту в Зальцбурге и в 1856 году — там же в торжествах по случаю 100-летия со дня рождения его отца в качестве почётного гостя. В 1841 году основал Моцартеум, ставший впоследствии Международным университет музыки.
Музыкальный университет имени МоцартаКарл Томас никогда не был женат и не имел детей, поэтому с его смертью прямая линия Моцартов пресеклась.
Франц Ксавер Вольфганг МоцартФранц Ксавер Вольфганг Моцарт – австрийский композитор, пианист, музыкальный педагог. Получил блестящее музыкальное воспитание. К слову, его учителем был Антонио Сальери. В детстве он под руководством матери гастролировал с концертами под именем Вольфганга Амадея Моцарта-младшего. Как и его отец, рано начал сочинять. В отличие от своего отца, был замкнутым и подверженным самоуничижению, постоянно недооценивая свой талант и опасаясь, что все, что он создаёт, будет сравниваться с произведениями его отца.
Также никогда не был женат и не имел детей.
Пик творчества
В 1780-х годах Моцарт был на пике своей славы. Он получает огромные гонорары за свои сочинения, обучает множество учеников. Семья композитора поселяется в шикарной квартире.
Квартира Моцарта на 2 этажеДоходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху; он покупает у венского мастера дорогое фортепиано. В Вене Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. В 1785 г. Леопольд Моцарт приехал к сыну в Вену. Хотя их личные отношения не изменились, Леопольд очень гордился фантастическими успехами сына.
Моцарт пишет в Вене свою самую известную оперу «Свадьба Фигаро».
Затем была написана не менее известная опера «Дон Жуан». В 1787 г. умирает Леопольд Моцарт.
Сейчас это кажется странным, но опера «Дон Жуан» на первой постановке провалилась. Дело было в том, что произведения композитора такого масштаба, каким был Моцарт, всегда опережали время. Публика привыкает к определённому стандарту, и при появлении чего-то нового всегда это новое отрицает. Так бывает и сейчас, когда не принимают новое необычное явление в искусстве или литературе. Бывает, что писатель долгое время пишет «в стол» и только через много лет, а иногда и после его смерти, начинают понимать значение творчества этого автора.
Так произошло и с Моцартом. Публика охладела к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. Его уроки тоже перестали привлекать аристократов. Финансовое положение Моцарта резко ухудшилось, он вынужден был поменять квартиру на более скромную, появились долги.
Но сочинять музыку он не прекращает. Как раз в это время была написана знаменитая 40 симфония.
Но денег едва хватало на жизнь, тем более, что Констанция была тяжело больна язвой голени. Её лечение также сильно истощало семейный бюджет Моцартов. Он был вынужден отправить жену на курорт в Бадене, что ещё сильнее увеличило его расходы.
Осенью 1790 г. Констанция снова проходила лечение в Бадене. Материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы своими концертами хоть немного поправить дела. Но сборы с концертов были ничтожно малы.
«Реквием»
Как и все композиторы того времени, Моцарт писал духовную музыку. К такой музыке относится и его знаменитый «Реквием», над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни.
Историю написания «Реквиема» положил в основу своей маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин. В июле 1791 г. Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в чёрном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как позже установили биографы композитора, это был посланец от графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха. Этот граф сам был музицирующим дилетантом (непрофессионалом), любившим исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство. Заказывая реквием, он хотел почтить память своей покойной жены. Но это событие, вполне рядовое по тем временам, положило целую серию домыслов об отравлении Моцарта его современником, композитором Сальери. На самом деле этот факт не доказан, а Пушкин в своей трагедии выразил мысль о невозможности сочетания гениальности и злодейства, т.е. преступления. Эта маленькая философская трагедия является рассуждением о смысле таланта и о его оценке простыми смертными. Но, желая этого или не желая, Пушкин обрёк Сальери на вечное презрение.
Работа над «Реквиемом» не была окончена, её завершил ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер.
Когда Моцарт писал «Реквием», он предчувствовал, что пишет его для себя. Почему так? К этому времени он уже болел. Ещё во время работы над оперой «Волшебная Флейта» у него начались обмороки, затем слабость, руки и ноги распухли до такой степени, что он не мог ходить. Кроме того, у него обострился слух, он даже велел убрать из комнаты клетку со своей любимой канарейкой — не мог выносить её пения. Его состояние усугублялось ненужными кровопусканиями, которые были в то время привычными средствами медицины.
Последние часы жизни МоцартаБолезнь Моцарта была осложнена общей ослабленностью организма — следствием тяжелых заболеваний, перенесённых в детстве и юности, связанных с чрезмерным напряжением, с трудом, не знавшим отдыха. Современные врачи считают, что причиной смерти композитора стала хроническая болезнь. И никакой мистики. Полемика же вокруг обстоятельств смерти Моцарта не утихает и по сей день, несмотря на то, что со дня смерти композитора прошло более 220 лет. С его смертью связано огромное количество версий и легенд, среди которых особенно большое распространение, как мы уже говорили, получила легенда об отравлении Моцарта известнейшим в то время композитором Антонио Сальери.
Но музыка Моцарта живёт и будет жить долго. Она будет жить, пока существует человечество.
- Как многогранна музыка! Как юно
- Она, звуча сквозь времени пласты,
- В сердцах людских затрагивает струны
- Любви, печали, памяти, мечты.
60 цитат Моцарта о Боге, смерти и музыке (2021)
Эти цитаты Моцарта о смерти и музыке дадут вам новую оценку его исполнений.
Вольфганг Амадей Моцарт был классическим композитором, известным своими симфониями, концертами и операми.
Его часто считают музыкальным вундеркиндом, потому что он уже освоил игру на скрипке и клавишных в возрасте пяти лет.
Этот сборник цитат вызовет у вас желание послушать величайшие произведения, когда-либо созданные этим талантливым композитором.
Этот список содержит английские переводы многих цитат Моцарта на немецкий язык.
В конце концов, музыка — это универсальный язык, понятный всем.
Эти цитаты Моцарта о смерти, Боге и музыке заставят вас оценить его глубокую проницательность и невероятные музыкальные таланты.
Вольфганг Амадей Моцарт, один из величайших композиторов всех времен, дал новое определение классической музыке.
Поделитесь этими цитатами Моцарта со всеми меломанами в вашей жизни.
Не забудьте также прочитать эти музыкальные цитаты о том, как они исцеляют нашу душу.
Ознакомьтесь с нашей самой популярной статьей с цитатами, списком коротких вдохновляющих цитат для ежедневного вдохновения.
Ознакомьтесь со всей нашей коллекцией мотивационных цитат здесь.
Цитаты Моцарта о Боге, смерти и музыке
1. «Музыка не в нотах, а в тишине между ними». – Моцарт
2. «Я не обращаю никакого внимания на чью-либо похвалу или порицание. Я просто следую своим чувствам». – Моцарт
3. «Я благодарю Бога за милостивую возможность узнать, что смерть — это ключ, отпирающий дверь к нашему истинному счастью». – Моцарт
4. «Хорошо и красноречиво говорить – великое искусство, но не менее великое искусство – уметь вовремя остановиться». – Моцарт
5. «Я не могу писать поэтически, ибо я не поэт. Я не могу составить изящные художественные фразы, отбрасывающие свет и тень, ибо я не художник. Я не могу ни знаками, ни пантомимой выразить свои мысли и чувства, ибо я не танцор; но я могу по тонам, потому что я музыкант. – Моцарт
6. «Ни высокая степень ума, ни воображение, ни то и другое вместе не создают гения. Любовь, любовь, любовь — вот душа гения». – Моцарт
7. «Я из тех, кто будет продолжать делать до тех пор, пока все дела не закончатся». – Моцарт
8. «Мы живем в этом мире для того, чтобы всегда усердно учиться и просвещать друг друга посредством дискуссий и энергично стремиться содействовать прогрессу науки и изящных искусств». – Моцарт
9. «Поверь мне, я не люблю праздность, а работа». – Моцарт
10. «Когда я еду в карете или гуляю после хорошей еды, или ночью, когда я не могу спать; именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее обильно». – Моцарт
Цитаты Моцарта, чтобы дать вам более глубокое понимание его музыки
11. «Золотая середина, истина, больше не признается и не ценится. Чтобы заслужить аплодисменты, надо писать вещи настолько простые, что их мог бы спеть кучер, или такие непонятные, чтобы они нравились только потому, что ни один разумный человек не может их понять». – Моцарт
12. «Вы знаете, что я, так сказать, погружаюсь в музыку — что я думаю о ней целыми днями — что мне нравится экспериментировать — учиться — размышлять». – Моцарт
13. «Тем не менее страсти, сильные или нет, никогда не должны выражаться так, чтобы дойти до того, чтобы вызвать отвращение; и музыка, даже в условиях величайшего ужаса, никогда не должна быть болезненной для слуха, но должна льстить и очаровывать его и тем самым всегда оставаться музыкой». – Моцарт
14. «Наши богатства, находясь в наших мозгах, умирают вместе с нами… Если, конечно, кто-нибудь не отрубит нам голову, в таком случае они нам все равно не понадобятся». – Моцарт
15. «Как люди относятся ко мне, так и я отношусь к ним. Когда я вижу, что человек презирает меня и относится ко мне с презрением, я могу гордиться, как любой павлин». – Моцарт
16. «Здесь нельзя дешеветь – это главное, – а то конец. У того, кто наиболее дерзок, больше шансов». – Моцарт
17. «Для меня великое утешение помнить, что Господь, к Которому я приблизился со смиренной и детской верой, пострадал и умер за меня, и что Он взглянет на меня в любви и сострадания». – Моцарт
18. «Как печально, что эти великие господа верят тому, что им говорят, и не хотят судить сами! Но так всегда». – Моцарт
19. «Неженатый мужчина, на мой взгляд, наслаждается только половиной жизни». – Моцарт
20. «Самая воодушевляющая и ободряющая мысль состоит в том, что вы, дражайший отец, и моя дорогая сестра здоровы, что я честный немец и что, если мне не всегда разрешают говорить, я могу думать, что пожалуйста; но это все. – Моцарт
Моцарт цитирует, чтобы вы оценили его потрясающие музыкальные таланты
21. «Золотая середина – истина во всем – больше не известна и не ценится; чтобы вызвать аплодисменты, нужно писать вещи настолько бессмысленные, что ими можно было бы играть на шарманке, или настолько непонятные, чтобы ни одно разумное существо не могло их понять, хотя именно поэтому они, вероятно, понравятся». – Моцарт
22. «Если бы я был обязан жениться на всех тех, с кем я шутил, у меня было бы не менее двухсот жен». – Моцарт
23. «Стихотворение, правда, необходимо для музыки, но рифма, исключительно ради рифмования, весьма пагубна». – Моцарт
24. «Надеюсь никогда не жениться таким образом; Я хочу сделать свою жену счастливой, но не разбогатеть за счет ее средств, поэтому я оставлю все в покое и буду наслаждаться своей золотой свободой, пока не стану настолько состоятельным, что смогу содержать и жену, и детей». – Моцарт
25. «Мой отец – маэстро в митрополичьей церкви, что дает мне возможность писать для церкви столько, сколько я захочу». – Моцарт
26. «Покорнейше умоляю вас продолжать любить меня хоть немного и смириться с этими бедными поздравлениями, пока я не сделаю новые ящики для моей маленькой и узкой мозговой коробки, в которой я смогу хранить мозги. которую я все еще намереваюсь приобрести». – Моцарт
27. «Мое отечество всегда имеет на меня первое право». – Моцарт
28. «Я живу в стране, где музыка имеет очень небольшой успех, хотя, не считая тех, кто нас покинул, у нас есть еще замечательные профессора и, в особенности, композиторы большой солидности, знаний и вкуса. ” – Моцарт
29. «Ошибочно думать, что мне стало легко заниматься своим искусством. Уверяю вас, дорогой друг, никто не уделял так много внимания изучению композиции, как я. Едва ли найдется знаменитый мастер музыки, произведения которого я не изучал бы часто и усердно». – Моцарт
30. «Человек обыкновенного таланта всегда будет обыкновенным, путешествует он или нет; но человек с большим талантом развалится, если останется навсегда на одном и том же месте». – Моцарт
Вы видели эти цитаты Mamma Mia из музыкальной романтической комедии?
Цитаты Моцарта, чтобы скрасить ваш день
31. «Если у человека есть талант, он толкает к высказыванию и мучает; оно выйдет наружу, и тогда его выпустят без вопросов». – Моцарт
32. «Единственное — говорю вам это от всего сердца — что мне противно в Зальцбурге, так это то, что с этими людьми нельзя нормально общаться, — и что музыка не имеет лучшей репутации. …Ибо, уверяю вас, без путешествий, по крайней мере, для людей, занимающихся искусством и наукой, человек — жалкое существо!» – Моцарт
33. «Если бы архиепископ доверял мне, я бы скоро сделал его музыку известной; это, безусловно, правда». – Моцарт
34. «Я настаиваю только на том, чтобы ты показал всему миру, что ты не боишься. Молчи, если хочешь; а когда надо, говори — и говори так, чтобы люди запомнили». – Моцарт
35. «Хотел бы я знать, по какой причине праздность так нравится многим молодым людям, что их невозможно отговорить от нее ни словами, ни наказаниями». – Моцарт
36. «Поскольку смерть, если присмотреться к ней поближе, является истинной целью нашего существования, у меня сложились за последние несколько лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что образ смерти не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает». – Моцарт
37. «Мелодия — суть музыки. Я сравниваю хорошего мелодиста с хорошим скакуном, а контрапункты — с почтовыми лошадьми; поэтому будьте осторожны, не говоря уже о том, чтобы помнить старую итальянскую пословицу: Chi sa più, meno sa — кто больше знает, тот знает меньше всего. – Моцарт
38. «Я не знаю ничего нового, кроме того, что господин Геллерт, лейпцигский поэт, умер и после своей смерти больше не писал стихов». – Моцарт
39. «Мои единственные развлечения состоят в том, чтобы танцевать английские хорнпайпы и делать каперсы. Италия — страна сна; Я всегда сонный здесь. – Моцарт
40. «Моя дорогая сестра! Я поражен, обнаружив, что вы можете так восхитительно сочинять. Одним словом, ваша Lied прекрасна. Ты должен сочинять чаще». – Моцарт
Цитаты Моцарта, которые сделают ваш день
41. «Если я задумаюсь об этом, то скажу, что ни в одной стране я не получал таких почестей и не был так уважаем, как в Италии, и ничто так не способствует человеческому славы, чем писать итальянские оперы, особенно для Неаполя». – Моцарт
42. «Что касается учеников, то я могу иметь столько, сколько захочу, но я не хочу брать много. Я хочу, чтобы мне платили больше, чем другим, и поэтому я хочу, чтобы у меня было меньше ученых. Желательно сначала немного отступить, а то с вами все кончено, и вы должны следовать общей дорогой с остальными». – Моцарт
43. «Что может быть хуже флейты? – Две флейты! – Моцарт
44. «Я никогда не ложусь ночью, не думая о том, что — как бы я ни был молод — я могу не дожить до следующего дня. И все же никто из всех моих знакомых не мог сказать, что в обществе я угрюм или недовольен». – Моцарт
45. «Я знаю себя, и у меня такое религиозное чувство, что я никогда не сделаю ничего, чего бы я не сделал перед всем миром; но меня пугают самые мысли о том, чтобы быть в обществе людей, во время моего путешествия, способ мышления которых так совершенно отличен от моего (и от всех хороших людей). Но, конечно, они должны делать то, что им нравится. У меня нет желания путешествовать с ними, и я не могу насладиться одним приятным часом, я не знаю, о чем говорить; ибо, короче говоря, я не очень доверяю им. Друзья, у которых нет религии, не могут долго оставаться нашими друзьями». – Моцарт
46. «Простите меня, Ваше Величество. Я вульгарный человек! Но уверяю вас, моя музыка — нет». – Моцарт
47. «Я не легкомыслен, но готов ко всему и поэтому могу терпеливо ждать того, что готовит будущее, и я смогу это вынести». – Моцарт
48. «Если Германия, мое любимое отечество, которым, как вы знаете, я горжусь, не примет меня, то я должен, во имя Бога, снова сделать Францию или Англию богаче одним способным немцем; — и к позору немецкой нации». – Моцарт
49. «Они, наверное, думают, что из-за того, что я такой маленький и молодой, из меня не может выйти ничего величия и класса; но они скоро узнают. – Моцарт
50. «Останься со мной на ночь; ты должен увидеть, как я умираю. Я уже давно чувствую вкус смерти на своем языке, я чувствую запах смерти, и кто будет стоять рядом с моей Констанцей, если ты не останешься?» – Моцарт
Вам также могут понравиться эти цитаты Фрэнка Заппы от одного из величайших музыкантов в истории.
Еще цитаты и высказывания Моцарта
51. «Музыка, даже в самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слух, но всегда должна оставаться источником удовольствия». – Вольфганг Амадей Моцарт
52. «Музыка – это моя жизнь, и моя жизнь – это музыка. Тот, кто этого не понимает, недостоин Бога». – Вольфганг Амадей Моцарт
53. «Музыка никогда не должна оскорблять слух, но должна радовать слушателя, или, другими словами, никогда не должна переставать быть музыкой». – Вольфганг Амадей Моцарт
54. «Бог всегда перед моими глазами. Я осознаю его всемогущество и боюсь Его гнева; но я также признаю его сострадание и нежность к Своим творениям». – Вольфганг Амадей Моцарт
55. «Самое необходимое, самое трудное и главное в музыке – это время». – Вольфганг Амадей Моцарт
56. «Написание музыки – моя единственная страсть и радость». – Вольфганг Амадей Моцарт
57. «Это отрезвляющая мысль, что когда Моцарт был в моем возрасте, он был мертв уже два года». – Том Лерер
58. «Музыка Моцарта настолько чиста и прекрасна, что я вижу в ней отражение внутренней красоты вселенной». – Альберт Эйнштейн
59. «Музыка – это звук Бога, Наннерль. Если вам дан талант, это означает, что Бог избрал вас посланником Своего голоса. Ваша музыка будет такой, как если бы Бог дал вам вечную жизнь». – Мари Лу
60. «Моцарт — это просто Божий способ заставить остальных чувствовать себя незначительными». – Дэвид В. Барбер
Какие ваши любимые цитаты Моцарта о музыке и Боге?
Вольфганг Амадей Моцарт оказал огромное влияние на музыку и поп-культуру.
Этот талантливый музыкант изобрел несколько музыкальных стилей и дал новое определение жанру классической музыки.
Прочитайте этот список цитат Моцарта, чтобы почтить его таланты и достижения.
Всю свою жизнь Моцарт был набожным католиком.
Он очень серьезно относился к своей религии, о чем свидетельствуют эти цитаты Моцарта о Боге.
Когда вы слушаете его симфонии и оперы, вы можете услышать важность Бога и веры.
В следующий раз, когда вы услышите исполнение Моцарта, вспомните его мудрые слова и уникальный взгляд на жизнь.
Его цитаты помогут вам лучше понять его мысли и глубже оценить его музыку.
Поделитесь этими цитатами Моцарта с друзьями и семьей, чтобы вдохновить их природные таланты.
Какие ваши любимые цитаты и высказывания Моцарта о сочинении классической музыки?
Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.
20 января 2021 г. 7:00 EST
Похожие темы:Цитаты
О, моя задница горит как огонь! – Letters Note
Когда он не был занят сочинением одной из самых красивых музыкальных композиций, когда-либо соблазнявших человеческое ухо, легенду, которой является Вольфганг Амадей Моцарт, часто можно было найти в писаниях шокирующе грубых и часто сбивающих с толку письма его семье. Прекрасный пример, представленный здесь, превосходно переведенный Робертом Спетлингом, был написан на 19 лет Моцарта.-летняя двоюродная сестра и возможный любовный интерес, Марианна, также известная как «Бетси» («младшая кузина»), в ноябре 1777 года, когда музыкальному гению, любящему какашки, был 21 год.
Примечание: термин «spuni cuni fait» использовался во многих письмах Моцарта. Его значение неизвестно.
(Подпишитесь на информационный бюллетень Letters Notes, и я буду посылать их прямо в ваш почтовый ящик несколько раз в неделю. Это конкретное письмо также можно найти во втором томе книги Letters Notes. Подписанные копии доступны здесь. )
ПисьмоМангейм, 5 ноября 1777 года
Дорогой чувак!
Я получил отсрочку от вашего высокоуважаемого письма, и я отметил, что мой дядя garfuncle, моя тетя slant, и вы тоже, все в порядке. Мы тоже, слава богу, в хорошей кастрюле. Сегодня я получил письмо сеттер от моего папы Ха-ха благополучно в мои лапы когти. Я надеюсь, что вы тоже испортили мою цитату из заметки, которую я написал вам из Мангейма. Тем лучше, тем лучше! Но теперь кое-что более разумное.
Очень жаль слышать, что герр Аббате Салате снова перенес удушье. Но надеюсь с божьей помощью мошенничества последствия не будут плачевными. Вы пишете, сражаясь, что сдержите свое преступное обещание, данное мне перед моим отъездом из Аугсбурга, и сделаете это скоро на луну. Что ж, скорее всего, я найду это прискорбным. Ты пишешь дальше, да ты все выплескиваешь, ты себя разоблачаешь, ты мне указываешь, ты мне весть приносишь, ты на меня возвещаешь, среди бела дня излагаешь, требуешь, желаешь, желаешь, желаешь, любишь , вы приказываете, чтобы я тоже послал вам мой портрет. Eh bien, я обязательно отправлю его по почте. Оуи, клянусь своей кожей, я сру тебе на нос, так что он стекает по твоему подбородку.
кстати. у тебя тоже есть spuni cuni fait? — что? — любишь ли ты меня еще? — верю! тем лучше, тем лучше! Да, так уж устроен мир, говорят мне, у одного кошелек, у другого золото; с кем вы? — со мной, n’est-ce pas? — верю! Сейчас дела обстоят еще хуже, кстати.
Не хотите ли вы еще раз зайти к господину Голдсмиту? — но зачем? — зачем? — ничего! , хорошо. Да здравствуют все те, кто, кто-кто-кто-как дела? — Я желаю тебе спокойной ночи, обосрать изо всех сил свою постель, спать спокойно и постараться поцеловать свой зад. ; Теперь я отправляюсь никогда-никогда не приземляться и спать столько, сколько смогу выдержать. Завтра мы будем говорить друг с другом дельные вещи. Вещей, о которых я должен тебе рассказать, ты вряд ли поверишь, но завтра ты уже услышишь это, а пока выздоравливай. О, моя задница горит, как огонь! что, черт возьми, это значит! — может, гадость вылезет наружу? да, да, гадость, я тебя знаю, вижу тебя, пробую тебя — и — что это — возможно ли? О боги! О, мое ухо, вы меня обманываете? Нет, это правда, какой долгий и меланхоличный звук! Сегодня я пишу пятое письмо. Вчера я разговаривал с суровой фрау Чурфустин, а завтра, 6-го числа, я дам представление в ее покоях, как сказала мне сама Фурстин-Чур. Теперь о чем-то действительно чувственном!
Письмо или письма, адресованные мне, попадут к вам в руки, и я должен спросить вас — где? — ну лиса не заяц — да там! — Ну, где я был? : письма, письма будут приходить, — но какие письма? — ну, теперь, письма мне, конечно, я хочу, чтобы вы мне их прислали; Я дам вам знать, куда я поеду из Мангейма. Теперь, Номер 2: Я спрашиваю вас, почему бы и нет? Я спрашиваю вас, дражайший болван, почему бы и нет? Если вы все равно пишете мадам Тавернье в Мюнхен, пожалуйста, включите привет от меня мадемуазель Фрейзингер, почему не так ли? Любопытно! почему бы и нет? — а Младшей, я имею в виду фраулин Жозефу, скажи ей, что я пришлю свои искренние извинения, почему бы и нет? — почему бы мне не извиниться? — Любопытно! — Не знаю, почему нет? — Я хочу извините, что я еще не отправил ей сонату, которую обещал, но я пошлю ее как можно скорее, почему бы и нет? — что — почему бы и нет? — почему бы мне не послать ее? — почему бы мне не передать ее ? — почему бы и нет? — Любопытно! Я не знаю, почему бы и нет? — ну, тогда вы окажете мне эту услугу; — почему бы и нет? — почему бы вам не сделать этого для меня? — почему бы и нет?, это так странно! Ведь я сделаю это и с тобой, если ты хочешь, почему бы и нет? — Почему бы мне не сделать это с тобой? — Любопытно! почему бы и нет? — Не знаю, почему бы и нет? — и не забудьте передать привет папе и маме двух барышень, ибо ужасно отпустить и забыть отца и мать.