Иван Тургенев — биография, жизнь и творчество писателя
Фото Все
Видео Все
Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель, о творчестве которого его современники много спорили. У некоторых писателей, живших только литературными трудами, он вызывал жгучую зависть. Тургенев, представитель одного из богатейших дворянских родов России, умел зарабатывать деньги. За свои повести, романы, рассказы он получал солидные гонорары, а его пьесы пользовались большим успехом, и это нравилось далеко не всем.
Тем не менее, литературные критики признавали большой талант писателя, утверждали, что именно Тургенев изменил поэтику романа второй половины XIX века. Писатель-реалист тонко чувствовал изменения в обществе, много писал о «новых людях»-шестидесятниках. Благодаря этому литератору в русском языке появился термин «нигилист», любимыми героинями его романов были «тургеневские барышни», собирательный образ которых актуален и сегодня.
Детство
Иван Тургенев родился в Орле 9 ноября 1818 года. В семье родителей, Сергея Николаевича и Варвары Петровны, он был вторым сыном. Всего же детей было трое, младший из них, Сергей, умер от эпилепсии в подростковом возрасте. Детство будущего писателя проходило в селе Спасское-Лутовиново, в фамильном имении матери, находившемся десяти верстах от города Мценск.
Иван Тургенев в детствеРодители Тургенева не были счастливы в браке. Красавец-отец, служивший в кавалергардском полку, с фантастической скоростью успел промотать свое имущество. Когда жить стало нечем, он решил поправить материальное положение женитьбой на Варваре Петровне Лутовиновой. В то время офицеру было 23 года, а его избраннице – 29 лет. Богатую девушку никто не брал в жены из-за дурного характера и непривлекательной внешности. Но все это не имело никакого значения для беспечного офицера, его интересовало только благосостояние невесты.
Через пять лет после женитьбы Сергей Тургенев вышел в отставку в чине полковника. В 1834 году он скончался, за год перед этим покинул свое семейство, оставил троих сыновей на попечение Варвары Петровны.
Варвара Петровна унаследовала подобный стиль управления домашними от своей матери. Суровое обращение с детьми было нормой того времени, но отношение матери к Вареньке граничило с настоящим садизмом. Отец девочки умер рано, призвать к порядку вздорную, деспотичную особу было некому. Вполне возможно, что мать Варвары страдала психическим расстройством.
С появлением отчима положение ее дочери еще более усугубилось. Этот человек, страдавший алкоголизмом, унижал и бил падчерицу. Не выдержав издевательств, девушка сбежала из дома, ее приютил в своем доме родной дядя. В наследство он оставил Варваре прекрасное, великолепно устроенное имение и пять тысяч душ крепостных.
Варвара Петровна, образованная, много читающая, любящая путешествия женщина, не сумела избежать роковых ошибок своей матери и отчима. В собственном доме она установила такие же порядки. С одной стороны, она заботилась об образовании сыновей, с другой – держала их в ежовых рукавицах, унижала и даже била. Женщины с нарциссическим расстройством всегда делят своих детей на любимцев и козлов отпущения. Любимцем в семье был Иван, но мать била и его.
Особую любовь Варвара Петровна питала к французскому языку, и заставляла своих детей говорить дома только по-французски. Тургеневы даже молились на французском языке.
При этом Варвара Петровна вовсе не отвергала родной язык, ее русская речь была прекрасной — правильной, яркой, образной. Сергей Николаевич, в свою очередь, требовал от сыновей, чтобы во время его отлучек дети отправляли ему письма только на русском языке.
В фамильном имении Варвары Петровны была собрана большая библиотека, основная часть которой состояла из французских книг. Мать много читала, прививала своим сыновьям любовь к литературе. Ей нравились французские писатели, но она следила и за новинками отечественной литературы. Из русских писателей Варвара Петровна особенно выделяла Пушкина, Гоголя, Карамзина, досконально знала их творчество. Тургенева лично знала Василия Жуковского, Михаила Загоскина, поддерживала с ними приятельские отношения.
Портрет Ивана Тургенева в юностиЗаботливая мать выписывала для своих детей гувернеров из Франции и Германии. Это было дорогое удовольствие, но Варвара Петровна считала, что экономить на данной статье расходов нельзя. Гувернеры учили детей грамоте, но из-за скверного характера хозяйки дома они частенько менялись. Присматривал за маленьким Ваней камердинер, крепостной Федор Лобанов. Этот человек тоже любил читать, с его помощью будущий писатель открыл все богатство русской литературы. Память о нем литератор увековечил в рассказе «Пунин и Бабурин», сделав Лобанова прототипом героя своего произведения.
В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, стали жить в доме на Неглинной улице. Переезд был запланированным – детям нужно было учиться. Будущего писателя определили в пансион, владельцем которого был Вейденгаммер. Но там Тургенев пробыл недолго, через некоторое время мать отдала мальчика в пансион Ивана Краузе. Он прошел курс среднего образования в домашних условиях и в частных пансионах, а затем поступил учиться в Московский университет на факультет словесности.
В этот же период в университете обучался В. Белинский, А. Герцен. После окончания первого курса Тургенев уехал в северную столицу, где завершил образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Переезд был вынужденным, Николай, старший брат будущего писателя, стал курсантом гвардейской артиллерии. Семье Тургеневых пришлось перебираться на жительство в Петербург.
Во время своей студенческой юности Тургенев хотел стать поэтом.
Иван занимался переводами поэзии Шекспира, Байрона. Он и сам пробовал писать. В 1834 году, еще на третьем курсе, Иван написал драматическую поэму «Стено», используя пятистопный ямб. Свое творение Тургенев отдал на суд П. А. Плетневу, профессору российской словесности. На одной из своих лекций мэтр достаточно строго разобрал произведение молодого автора, не раскрывая его имени. В конце своей пламенной речи профессор не забыл сказать, что в этом сочинителе «что-то есть».Тургенев, воодушевленный лестной оценкой своих способностей, впоследствии написал еще несколько стихотворений. К 1837 году в его авторском багаже было около сотни небольших стихотворений. Писал Тургенев и поэмы – «Сон», «Штиль на море», Повесть старика», «Фантасмагория в лунную ночь».
Иван Тургенев — Вечер В отлогих берегах реки дремали волны; Прощальный блеск зари на небе догорал; Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны — И грустных дум, и странных мыслей полный, На берегу безмолвный я стоял.Маститый царь лесов, кудрявой головою Склонился старый дуб над сонной гладью вод; Настал тот дивный час молчанья и покою, Слиянья ночи с днем и света с темнотою, Когда так ясен неба свод. Всё тихо: звука нет! всё тихо: нет движенья! Везде глубокий сон — на небе, на земле; Лишь по реке порой минутное волненье: То ветра вздох; листа неслышное паденье; Везде покой — но не в моей душе. Да, понял я, что в этот час священный Природа нам дает таинственный урок — И голос я внимал в душе моей смущенной, Тот голос внутренний, святой и неизменный, Грядущего таинственный пророк. Кругом (так я мечтал) всё тихо, как в могиле; На всё живущее недвижность налегла; Заснула жизнь; природы дремлют силы — И мысли чудные и странные будила В душе моей той ночи тишина. Что если этот сон — одно предвозвещанье Того, что ждет и нас, того, что будет нам! Здесь света с тьмой — там радостей, страданий С забвением и смертию слиянье: Здесь ночь и мрак — а там? что будет там? В моей душе тревожное волненье: Напрасно вопрошал природу взором я; Она молчит в глубоком усыпленье — И грустно стало мне, что ни одно творенье Не в силах знать о тайнах бытия.
Два стихотворения, «К Венере Медицейской» и «Вечер», редактор Плетнев опубликует в 1838 году в журнале «Современник» за подписью «…въ». Однако с первой публикацией творчества Тургенева читатели познакомились уже в 1836 году. Ею стала статья «О путешествии ко святым местам», размещенная в «Журнале Министерства народного просвещения».
Окончив в 1836 году обучение со степенью действительного студента, Иван Сергеевич серьезно готовится к научной деятельности. В 1837 году он получает степень кандидата, а через год отправляется в Берлин для продолжения обучения. Здесь будущий писатель слушает лекции по истории греческой и римской литературы, дома изучает грамматику древнегреческого, латинского языков. Знание этих языков позволило Тургеневу свободно читать произведения античных классиков.
В 1839 году у Тургеневых случилось большое несчастье, старый барский дом в Лутовиново сгорел.
Иван возвращается на родину, но вскоре вновь уезжает за границу. Он путешествует по Европе, посещает Германию, Италию, Австрию. Поездка дает много новых впечатлений, так необходимых творческому человеку. Во Франкфурте-на-Майне он познакомился с юной девушкой, встреча с которой стала поводом для написания повести «Вешние воды».
В 1841 году молодой человек возвращается в Лутовиново. Через полгода он сделал попытку сдать экзамен на степень магистра философии, но она оказалась неудачной. На тот момент в столичном университете просто не было штатного профессора философии. Зато в Петербурге Тургенев выдержал экзамен на степень магистра греческой и латинской филологии. Он написал диссертацию для словесного факультета, но не стал защищать ее. К этому времени у Ивана Сергеевича были уже другие приоритеты, он решил вплотную заняться литературным творчеством.
Литературная деятельность
В течение трех лет Тургенев служит в Министерстве внутренних дел в чине коллежского секретаря. В этот же период он пишет поэму «Параша». Тургенев сильно сомневается в качестве своего творения, но он нуждается в рецензии, за которой обращается к Виссариону Белинскому. Критик высоко оценил поэму, разместив рецензию на нее в «Отечественных записках». Знакомство Тургенева и Белинского в дальнейшем превратилось в долгую дружбу. Когда у критика родился сын Владимир, он пригласил писателя стать крестным отцом младенца.
Иван Тургенев в творческом процессеКроме «Параши», в 1843 году поэт написал прекрасное стихотворение «Утро туманное», вдохновившее многих композиторов на создание музыки для него. В разное время этим занимались А. Гедике, Г. Катуар, Абаза. Романсовая версия за подписью «Музыка Абаза» стала самой известной. Кто именно из трех братьев Абаза стал автором романса, до сих пор неизвестно.
Знакомство с Белинским и Некрасовым сильно повлияло на мировоззрение писателя. Он пересмотрел свои взгляды, окончательно распрощавшись с жанром романтизма, что особенно стало заметным после публикации поэмы «Помещик», повестей «Бретер», «Три портрета», «Андрей Колосов».
В 1850 году писатель вернулся в Россию. Он жил в Лутовиново, в Москве, в Петербурге, писал пьесы, которые с большим успехом ставили в театрах обеих столиц. После кончины Гоголя, творчеством которого Тургенев искренне восхищался, он написал некролог. Однако Алексей Мусин-Пушкин, председатель цензурного комитета, не разрешил публиковать некролог.
Главный цензор считал Гоголя «лакейским писателем», о котором не стоит упоминать в приличном обществе. Мусин-Пушкин разглядел в заметке Тургенева намек на нарушение негласного табу, касающегося воспоминаний о Пушкине и Лермонтове.
После донесения, который цензор отправил Николаю I, Тургенев навлек на себя большой гнев. Он и без того находился под подозрением, как человек, часто бывающий за рубежом, и отличающийся радикальными взглядами. Тургенева взяли под стражу, отправили под домашний арест в Спасское-Лутовиново. Он был обязан провести в имении полтора года, и не выезжать за границу в течение трех лет.
До этого времени в «Современнике» печатались отдельные рассказы из цикла «Записки охотника». Писатель очень тревожился, что цензура запретит выход отдельной книги. Но его волнения были напрасными, «Записки охотника» увидели свет, однако после этого лишился своего места и выслуженной пенсии Владимир Львов, цензор, выдавший разрешение на печать.
В сборник вошли рассказы «Уездный лекарь», «Певцы», «Бежин луг», «Бирюк». Отдельные новеллы не внушали никакого подозрения, однако в сборнике можно было ясно проследить антикрепостнический характер рассказов.
Талантливый литератор с легкостью писал для любой аудитории – для взрослых и детей. Писать для детей труднее, здесь важно выбрать золотую середину, не скатиться к назиданию. Сказки и рассказы- наблюдения, которые подарил писатель своим маленьким соотечественникам, запоминаются на всю жизнь. Они написаны живым, богатым, образным языком.
Атмосфера родового поместья положительно влияла на писателя. Именно здесь он написал произведения, ставшие классикой – рассказ «Муму», романы «Отцы и дети», «Дым», «Дворянское гнездо», «Накануне». После такой плодотворной работы писатель вновь отбывает за границу. Это случилось в 1856 году. В том же году в Париже Тургенев завершает свою самую мрачную повесть – «Поездку в Полесье».
В следующем году, уже в Германии, писатель работает над повестью «Ася», которую еще при жизни классика перевели на европейские языки. Литературоведы считают, что прототипом Аси, незаконнорожденной дочери крестьянки и барина, стала Полина Брюэр. Это имя носила дочь самого Тургенева и белошвейки Авдотьи Ивановой.
Проживая за границей, писатель никогда не отрывался от своей родины. Он следил за культурной жизнью России, переписывался с писателями, живущими на родине, тесно общался с эмигрантами.
Тургенев, ставший очевидцем французской революции, пересмотрел свои радикальные взгляды. Из этой неразберихи и беззакония, где запросто, без суда и следствия расстреливали заложников, он вынес только одно – допускать революцию нельзя, кровавый хаос сметает все. Многие соотечественники не разделяли мнения Тургенева, громко осуждали его взгляды и произведения.
Когда журнал «Современник» стал настоящим рупором революционного движения, писатель порвал свои отношения с изданием. При этом он всегда высказывался за свободу слова, встав на защиту того же «Современника», когда издание журнала временно попало под запрет. Тургенев не боялся вступать в конфликты с маститыми русскими писателями – Львом Толстым, Николаем Некрасовым, Федором Достоевским. Именно Достоевского всегда возмущала величина гонораров Тургенева.
В Европе творчество Тургенева ценилось очень высоко, он дружил с Мериме, Эмилем Золя, Флобером. Русская молодежь относилась к Тургеневу с особым почтением, чего нельзя было сказать о властях. Они не раз давали понять писателю, что его пребывание на родине неуместно.
Могут быть знакомы
Личная жизнь
О первых чувствах, принесших писателю горькие разочарования, можно узнать из рассказа «Первая любовь». В 15 лет юноша испытал настоящую любовь к княжне Шаховской. Однако «чистая и непорочная Катенька» оказалась любовницей его отца, прожженного сердцееда, и этот факт поверг молодого человека в страшную депрессию.
Дочь Ивана Тургенева ПелагеяБлагородная девица оказалась подлой лицемеркой. Юноша стал искать любви среди непритязательных красавиц, крепостных крестьянок. В результате Дуня Иванова, белошвейка, стала матерью девочки, рожденной от Тургенева. Молодой человек хотел жениться на Дуне, но страшный гнев матери вынудил его отправиться за границу. Свою дочь Пелагею писатель признал, когда девушке исполнилось 15 лет.
За границей он влюбился в испано-французскую певицу Полину Виардо. Эта женщина не была красавицей. Большеротая, с глазами навыкат, она выглядела весьма экзотично. Но когда Полина пела, она превращалась в неземную красавицу. Впервые писатель увидел певицу именно в такой момент, и влюбился в нее на всю жизнь. Певица была замужем, но многие современники Тургенева считали, что супруг не был ей помехой.
Иван Тургенев и Полина ВиардоВполне возможно, что настоящим отцом Поля, сына Виардо, был русский писатель. Тургенев месяцами жил в доме певицы, несмотря на требования своей матери прекратить эту связь. Варваре Петровне хотелось, чтобы ее сын женился на русской дворянке, она мечтала увидеть законных внуков. Женщина не считала Пелагею внучкой, прямо заявляя, что эта девочка – крепостная.
Полина Виардо, сочувствуя девочке, пригласила ее в свой дом. Пелагею стали звать Полинет, она росла вместе с детьми певицы. Полинет не любила Виардо, ревновала ее к отцу.
Тургенев и сам понимал, что роковая страсть к Виардо не принесет ему счастья. В 36 лет он сделал попытку забыть иностранку, хотел жениться на дочери своего кузена. Однако в последний момент, когда настало время делать предложение, писатель признался Ольге, что не сможет ее полюбить.
В 61 год он влюбился в актрису Марию Савину. Эта талантливая женщина была в два раза моложе своего возлюбленного. Увидев парижскую квартиру Тургенева, в которой все вещи и безделушки напоминали о сопернице, актриса отказалась выходить замуж.
Причина смерти
Писатель скончался от рака костей позвоночника. Он умер на чужбине, Полина Виардо ухаживала за больным. После смерти писателя певица стала наследницей его имущества.
Памятники Ивану ТургеневуВ 1883 году классик скончался, его тело было перевезено на родину. Прах знаменитого писателя покоится на Волковском кладбище в Петербурге.
Лучшие произведения
- Дворянское гнездо
- Ася
- Накануне
- Первая любовь
- Рудин
- Муму
- Записки охотника
- Бежин луг
- Новь
Ссылки
- Страница в Википедии
- Полный список произведений
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография и творчество Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев — один из самых знаменитых деятелей 19-го века. Одними из его достоинств и профессиональных характеристик были такие направления, как публицистика, драматургия, поэзия, а также он был одним из членовПетербургской Академии Науки в 1860 году.
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября 1818 года в семье тульских дворян, в городе Орле. Отец Ивана Сергеевича был на службе в кавалергардском полку, поэтому финансы из-за беспечного и праздного образа отца в семье в скором времени были расстроены. В браке отец и мать Ивана Тургенева были несчастливы, поскольку брак был по расчету и отношения не складывались даже на дружеских началах. К сожалению, в 1834 году отец Ивана Сергеевича умер, оставив своих детей в руках матери. Мать Ивана Тургенева со времен открылась с другой стороны, оказавшись весьма деспотичной женщиной, которая сама осталась без отца.
Обучение в семье Ивана Тургенева было очень строгим — дома разговаривали они исключительно на французском языке, причем разговорами это не закончилось, они даже читали молитвы наедине с собой и вместе на французском языке. В свои 15 лет Иван Сергеевич поступил на словесный факультет в Московский университет. Он познакомился с такими знаменитыми людьми, как В. Белинский и А.Герцен. Через год, когда семья переехала в Петербург, Иван Сергеевич перепоступил в Петербургский университет, но уже на философский факультет. Там же он познакомился с будущим известным историком западной школы, Т. Грановским. Иван Сергеевич обладал поэтичной душой, поэтому ему хотелось сначала стать поэтом. Он даже написал драматическую поэму «Стено» с использованием пятистопного ямба. Свое юное творение Иван Тургенев показал профессору П. Плетневу, который преподавал на кафедре словесности. Тот, в свою очередь, очень жестко, но анонимно разобрал поэму, однако, заметил, что в ней-таки есть что-то. Очень хорошо, что такой разбор полетов дал стимул к написанию еще ряда стихотворений.
В 1847 году Ивана Тургенева пригласил Некрасов в журнал «Современник», в котором издаются ряд его произведений, которые получают огромную популярность. Благодаря такому развитию событий, у Ивана Тургенева появился ряд новых знакомств, среди которых были Фет, Достоевский, Гончаров.
После того, как умер Гоголь, Ивану Тургеневу выпала часть написать некролог, за который его отправили в ссылку в село, где вырос молодой поэт и драматург. Некоторые историки считают, что истинной причиной были радикальные взгляды Тургенева. Но ссылка была весьма плодотворной, поэтому на свет появились такие произведения, как «Муму», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Новь», «Дым», «Ася».
Последние годы жизни принесли Ивану Сергеевичу Тургеневу огромную популярность, причем не только на территории России, но и заграницей. События были не только положительного характера — с 1882 года в жизнь и здоровье Ивана Сергеевича ворвались болезни. Умер Иван Сергеевич Тургенев в 22 августа 1883 года от саркомы, которая его измучила. Ушел из жизни известный писатель в пригороде Парижа, но тело его было перевезено на родину, в Петербург, где похоронено на Волковском кладбище.
Биография Тургенева наиболее интересна вкратце. Творческий и жизненный путь ивана сергеевича тургенева
Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье в 1818 году. Надо сказать, что практически все крупные русские писатели XIX века вышли из этой среды. В этой статье мы рассмотрим жизнь и творчество Тургенева.
Родители
Примечательно знакомство родителей Ивана. В 1815 году в Спасское приехал молодой и красивый кавалергард Сергей Тургенев. Он произвел сильное впечатление на Варвару Петровну (мать писателя). По словам современницы, близкой к ее окружению, Варвара велела через знакомых сообщить Сергею, что он сделает официальное предложение, и она с радостью согласится. По большей части именно Тургенев принадлежал к дворянству и был героем войны, а Варвара Петровна имела большое состояние.
Отношения в новоиспеченной семье были натянутыми. Сергей даже не пытался спорить с властной хозяйкой всего их состояния. В доме витало только отчуждение и едва сдерживаемое взаимное раздражение. Единственное, в чем сошлись супруги, так это в желании дать своим детям лучшее образование. И не жалели для этого ни сил, ни денег.
Переезд в Москву
Именно поэтому вся семья переехала в Москву в 1927 году. В то время состоятельные дворяне отдавали своих детей исключительно в частные учебные заведения. Так юного Ивана Сергеевича Тургенева отдали в пансион при Армянском институте, а через несколько месяцев перевели в пансион Вайденгаммер. Через два года его выгнали оттуда, и родители больше не пытались устроить сына ни в какое учреждение. Готовиться к поступлению в университет будущий писатель продолжал дома с репетиторами.
Учеба
Поступив в Московский университет, Иван проучился там всего год. В 1834 году он переехал с братом и отцом в Петербург и перевелся в местное учебное заведение. Молодой Тургенев окончил его два года спустя. Но в дальнейшем он всегда чаще упоминал Московский университет, отдавая ему наибольшее предпочтение. Это было связано с тем, что Петербургский институт был известен своим строгим надзором за студентами со стороны правительства. В Москве такого контроля не было, и свободолюбивые студенты были очень довольны.
Первые работы
Можно сказать, что творчество Тургенева началось с университетской скамьи. Хотя сам Иван Сергеевич не любил вспоминать литературные опыты того времени. Началом своей писательской карьеры он считал 40-е гг. Поэтому большая часть его университетских работ так и не дошла до нас. Если Тургенева считать художником проницательным, то он поступил правильно: имеющиеся образцы его произведений того времени относятся к разряду литературного ученичества. Они могут представлять интерес только для литературоведов и тех, кто хочет понять, с чего начиналось творчество Тургенева и как формировался его литературный талант.
Увлечение философией
В середине и конце 30-х годов Иван Сергеевич много писал для оттачивания писательского мастерства. На одну из своих работ он получил критический отзыв от Белинского. Это событие оказало большое влияние на творчество Тургенева, о котором кратко рассказывается в данной статье. Ведь дело было не только в том, что великий критик исправил ошибки неопытного вкуса «зеленого» писателя. Иван Сергеевич изменил свои взгляды не только на искусство, но и на саму жизнь. Путем наблюдений и анализа он решил изучить реальность во всех ее проявлениях. Поэтому, помимо литературоведения, Тургенев увлекся философией, причем настолько серьезно, что задумался о профессорстве на кафедре какого-нибудь университета. Желание усовершенствовать эту область знаний привело его в третий по счету университет – Берлинский. С большими перерывами он провел там около двух лет и очень хорошо изучил работы Гегеля и Фейербаха.
Первые успехи
В 1838-1842 годах творчество Тургенева не отличалось бурной активностью. Он писал мало и в основном только лирику. Опубликованные им стихи не привлекли внимания ни критиков, ни читателей. В связи с этим Иван Сергеевич решил больше времени уделять таким жанрам, как драма и поэма. Первый успех на этом поприще пришел к нему в апреле 1843 г., когда вышла в свет «Пороша». А через месяц в «Отечественных записках» на нее была опубликована хвалебная рецензия Белинского.
На самом деле это стихотворение не отличалось оригинальностью. Это стало редкостью только благодаря отклику Белинского. Да и в самой рецензии он говорил не столько о поэме, сколько о таланте Тургенева. Но тем не менее Белинский не ошибся, он определенно разглядел в молодом авторе незаурядные писательские способности.
Когда сам Иван Сергеевич прочитал отзыв, это вызвало у него не радость, а скорее смущение. Причиной тому были сомнения в правильности выбора своего призвания. Они захлестывали писателя с начала 40-х годов. Тем не менее статья воодушевила его и заставила поднять планку требований к своей деятельности. С этого времени творчество Тургенева, кратко описанное в школьной программе, получило дополнительный стимул и пошло в гору. Иван Сергеевич чувствовал ответственность перед критиками, читателями и, прежде всего, перед собой. Поэтому он усердно работал над совершенствованием своего писательского мастерства.
Арест
Гоголь умер в 1852 году. Это событие сильно повлияло на жизнь и творчество Тургенева. И дело здесь вовсе не в эмоциональных переживаниях. Иван Сергеевич написал по этому поводу «горячую» статью. Петербургский цензурный комитет запретил его, назвав Гоголя «холуйским» писателем. Затем Иван Сергеевич отправил статью в Москву, где она была опубликована стараниями его друзей. Немедленно было назначено следствие, в ходе которого Тургенев и его друзья были объявлены виновниками государственных беспорядков. Иван Сергеевич получил месяц заключения с последующей высылкой на родину под надзор. Все понимали, что статья была лишь предлогом, но приказ шел с самого верха. Кстати, во время «заточения» писателя был опубликован один из лучших его рассказов. На обложке каждой книги была надпись: «Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».
После освобождения писатель отправился в ссылку в село Спасское. Там он провел почти полтора года. Поначалу его ничто не могло увлечь: ни охота, ни творчество. Он очень мало писал. Тогдашние письма Ивана Сергеевича изобиловали жалобами на одиночество и просьбами приехать к нему в гости хотя бы ненадолго. Он попросил коллег-мастеров посетить его, так как чувствовал сильную потребность в общении. Но были и положительные моменты. Согласно хронологической таблице творчества Тургенева, именно в это время у писателя зародилась идея написать «Отцов и детей». Поговорим об этом шедевре.
«Отцы и дети»
После публикации в 1862 году этот роман вызвал очень бурную полемику, в ходе которой большинство читателей окрестили Тургенева реакционером. Этот спор напугал писателя. Он считал, что уже не сможет найти взаимопонимания с юными читателями. Но именно им и была адресована работа. Вообще творчество Тургенева переживало не лучшие времена. «Отцы и дети» были причиной. Как и в начале своей писательской карьеры, Иван Сергеевич сомневался в собственном призвании.
В это время он написал рассказ «Призраки», в котором прекрасно передал его мысли и сомнения. Тургенев утверждал, что фантазия писателя бессильна перед тайнами народного сознания. А в рассказе «Хватит» он вообще усомнился в плодотворности деятельности личности на благо общества. Создавалось впечатление, что Ивана Сергеевича больше не волнует успех у публики, и он подумывает о завершении писательской карьеры. Произведение Пушкина помогло Тургеневу изменить свое решение. Иван Сергеевич прочитал рассуждения великого поэта по поводу мнения публики: «Оно непостоянно, многогранно и подвержено веяниям моды. Но настоящий поэт всегда обращается к данной ему судьбой публике. Его долг — пробудить в ней добрые чувства.
Заключение
Мы рассмотрели жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева. С тех пор Россия сильно изменилась. Все, что писатель ставил на первый план в своих произведениях, осталось в далеком прошлом. Большинства барских поместий, встречающихся на страницах произведений автора, уже нет. И тема злых помещиков и дворян уже не обладает социальной остротой. И русская деревня теперь совсем другая.
Тем не менее, судьбы героев того времени продолжают вызывать неподдельный интерес у современного читателя. Выходит, все, что ненавидел Иван Сергеевич, ненавистно и нам. И то, что он считал хорошим, таково и с нашей точки зрения. Конечно, с писателем можно не согласиться, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что произведение Тургенева вне времени.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883)
Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в средней дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах — Московского, Петербургского, Берлинского. Тургенев начал свою литературную деятельность как поэт. В 1838-1847 гг. пишет и публикует лирические стихи и поэмы в журналах («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).
Поэтическое творчество Тургенева сначала развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.
Перейдя в 1847 году к прозе («Хор и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворения в прозе».
Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Он создал ряд социально-психологических романов — «Рудин» (1856 г.), «Накануне» (1860 г.), «Дворянское гнездо» (1859 г.), «Отцы и дети» (1862 г.), повести «Лея», « Весенние воды», в котором вывели как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи — простолюдинов и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературную критику особым термином — «тургеневские девушки».
В своих поздних романах «Дым» (1867) и «Ноя» (1877) изображал жизнь русских за границей.
В конце жизни Тургенев обращается к воспоминаниям («Литературно-жизненные воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены почти все основные темы его творчества, и подведение итогов происходит как бы в присутствии приближающегося.
Писатель умер 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Смерти предшествовало более полутора лет тяжелой болезни (рак спинного мозга).
Очень краткая биография (в двух словах)Родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Отец — Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), военный. Мать — Варвара Петровна Лутовинова (1787-1850), дворянка. В 1836 году окончил философский факультет Петербургского университета. С 1836 по 1839 год жил и учился в Германии. В 1852 году он был сослан в свою деревню на два года. Он переехал в Германию в 1863 году. В 1879 году он получил степень почетного доктора Оксфордского университета. Не был женат. У него была внебрачная дочь. Он увлекался охотой. Он умер 3 сентября 1883 года в возрасте 64 лет в Париже. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Отцы и дети», «Муму», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Ася», «Накануне» и другие.
Краткая биография (подробно)Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орле в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, воспитатели и крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву, чтобы дать своим детям достойное образование. Там он учился в школе-интернате, потом работал с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, в том числе английским, французским и немецким.
В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся на Петербургское литературное отделение. В 1838 году он отправился в Берлин читать лекцию по классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели для писателя большое значение. За два года, проведенные за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. На родину они вернулись в 1841 году. В это же время он стал активно посещать литературные кружки, где познакомился с Гоголем, Герценом, Аксаковым и др.
В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В том же году он познакомился с Белинским, оказавшим значительное влияние на формирование литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретер», «Три портрета», «Халявщик», «Провинциал» и др. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя — «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовиново. В 1852 году появились «Записки охотника», а после смерти Николая I вышли в свет четыре крупных произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Тургенев тяготел к кругу западных писателей. В 1863 году вместе с семьей Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завел знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором иностранных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В следующем году Тургенев был удостоен звания почетного доктора Оксфордского университета. Живя за границей, его душа тянулась и к родине, что нашло отражение в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему был его роман «Ноя» (1877). И.С.Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 г. По завещанию писатель был похоронен в Петербурге.
Тургенев — один из немногих русских писателей, известных и любимых не только на родине, но и в других странах мира. Отличительной особенностью писателя является то, что большинство читателей знакомятся с его рассказами с совершенно искренним удовольствием. Его творческий архив состоит не только из романов и рассказов, но также из стихов и переводов.
Основные этапы жизни
Иван Сергеевич родился в 1818 году в дворянской семье в городе Орле. Через некоторое время его семья переехала в Москву, где молодой Тургенев поступил в университет. Правда, он так и не окончил его, так как вскоре перевелся в Петербург изучать философию в учебном заведении северной столицы. После окончания школы он отправился в длительное путешествие по европейским странам, чтобы посмотреть мир и пополнить свое образование.
Хотя классик известен нам в основном своими рассказами, начал он со стихотворной формы — например, в 1834 году была опубликована поэма «Стено». Литературная общественность благосклонно встретила начинающего автора, Иван Сергеевич был встречен критиками дружелюбно – все это способствовало дальнейшему развитию его таланта. Выпустив еще несколько стихотворений и поэм, писатель написал первые произведения в прозе – несколько рассказов.
Самым плодотворным и успешным периодом в жизни Ивана Сергеевича с творческой точки зрения были годы сотрудничества с «Современником». Здесь он постепенно печатал свои «Записки охотника», письменно и лично общался с литературными звездами своего времени. Наряду с оригинальным произведением Иван Сергеевич занимался самостоятельными переводами английской классики — его интересовало понимание правил и приемов драматургии.
После смерти Гоголя Тургеневу пришлось отправиться в ссылку — правда, недалеко, только в родную деревню. Дело в том, что властям не понравился слишком смелый некролог, написанный Иваном Сергеевичем. Но вынужденный отъезд оказался для писателя полезным — русская культура обогатилась такими произведениями, как «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Правда, только после смерти Николая I эти и другие произведения были опубликованы публично.
В 1860-х годах писатель снова отправился в длительное путешествие по Европе. За границей он знакомил остальной мир с произведениями русских классиков, переводя произведения своих собратьев-писателей. Европейцы с большим интересом восприняли собственную прозу и переводы Ивана Сергеевича.
Писатель умер в 1883 году. В последние годы его мучили болезни, но он сохранил ясную память и разум.
Великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев вошел в историю как интересная и неординарная личность. Некоторые факты его биографии известны всем: тяжелое детство, сложный характер матери, суровой и с крепостными, и с собственными детьми, юношеская любовь к княжне Шаховской. Поэтому сегодня мы рассмотрим самые интересные факты о Тургеневе Иване Сергеевиче. Возможно, они помогут вам при написании доклада или реферата.
Ну, давайте кратко пробежимся по пунктам:
1. Писатель всегда был рассеян. Часто случалось, что он приглашал друзей в гости и забывал об этом. Приехавшие не застали дома ни слуг, ни хозяина. Белинский назвал такое поведение друга мальчишеским. Со временем об этом узнали все, поэтому с Тургеневым предпочитали не связываться.
2. Ученых всегда интересовал мозг писателя: он весил два килограмма, что намного больше, чем у других известных людей. Однако кости его черепа были очень тонкими, Тургенев мог потерять сознание даже от слабого удара.
3. В молодости Тургенев был очень расточительным юношей. Когда он учился, все деньги, которые присылали родители, моментально уходили на девушек и азартные игры. Получив в очередной раз посылку, Тургенев удивился ее приличному весу. Однако вместо денег были кирпичи: мать решила наказать нерадивого отпрыска.
5. Тургенев был большим любителем женского пола. Его любвеобильность распространялась не только на знатных девушек, но и на крестьянок. Одна из них родила ему дочь Пелагею, которую впоследствии назвали Полиной. Писатель не узнал ее, но заботился и взял с собой за границу. Позже девочку воспитывала певица Полина Виардо, которую он боготворил.
6. Иван Сергеевич очень заботился о своей внешности и считался настоящим франтом. За некоторую вычурность и неординарность в одежде Герцен даже дал ему прозвище «Хлестаков».
7. Однажды Тургенев едва не попал на дуэль. Последний был возмущен тем, что Полина, внебрачная дочь Ивана Сергеевича, шьет одежду для бедняков, чтобы заработать себе на жизнь. Спор едва не перерос в драку, в результате Толстой вызвал своего друга на дуэль на пистолетах. Правда, потом помирились.
8. Современники отмечали, что внешность писателя совершенно не соответствует его внутреннему миру. Тургенев имел атлетическое телосложение, при этом говорил тонким голосом и обладал очень мягким характером. Кроме того, он был очень эмоционален: часто смеялся без причины, и депрессия тут же сменяла веселье.
9. Однажды Иван Сергеевич серьезно впал в немилость у начальства. Когда был опубликован его некролог на смерть Гоголя, писатель был сослан в свое имение и долгое время содержался под полицейским надзором. Опал закончился только после восшествия на престол Александра II.
10. Тургенев был патологически чистым человеком. Он менял белье несколько раз в день и самостоятельно убирался в кабинете.
11. У писателя был оригинальный способ избавиться от тоски и хандры: он надел комический колпак и стал в угол. В ожидании, когда пройдет грусть, он мог стоять час и больше.
12. Ради своей любви Полины Виардо Тургенев путешествовал по миру 40 лет. Тот факт, что рядом с великой певицей был муж, его совершенно не смущал.
13. Иван Сергеевич резко отрицательно относился к крепостному праву. Правительство знало об этом и совершенно не любило Тургенева. Однажды, когда писатель вернулся домой из Петербурга, мать выстроила крепостных, приказав им приветствовать его. Тургенев разозлился до такой степени, что тут же развернулся и ушел. Мать больше его не видела.
14. Благодаря произведениям писателя появилось выражение «тургеневская девушка». Но мужчины в его литературе не обладали силой духа.
15. С 1910 года по романам Тургенева сделано более 100 экранизаций. Причем многие из них были экранизированы в таких странах, как Италия, США, Финляндия, Франция, Австрия, Германия и даже Япония. Только благодаря этому можно сделать вывод, что Иван Сергеевич был писателем мирового уровня.
Однако гении имеют право на слабость. Несмотря на свое чудачество, Иван Сергеевич внес неоценимый вклад в литературу и навсегда останется в нашей памяти.
Надеемся, вам понравились наши сегодняшние факты из жизни И. С. Тургенева, так что обязательно будем ждать вас снова!
ВСТРЕЧА: Роберт Дессе — Документальная литература
Два года назад Роберт Дессе должен был выступить с докладом на Шанхайском международном литературном фестивале, самом престижном литературном мероприятии Китая, вместе со Скоттом Туроу, Жюно Диасом и другими известными авторами. Но когда мероприятие началось, хотя имя Дессе и осталось в программе, самого человека нигде не было. Ему не разрешили въехать в страну. Ему было отказано в выдаче визы, поскольку он был ВИЧ-инфицирован.
Я никогда не слышал о Дессе, но когда я прочитал короткую газетную статью об этом происшествии, я решил узнать о нем больше. Оказывается, он может быть самым уважаемым — хотя, конечно, не самым известным — автором художественной и научно-популярной литературы в Австралии, а также настоящим человеком эпохи Возрождения. Он путешествует по миру — не считая Китая — и имеет долгую карьеру на австралийском общественном радио, ведя книжное и художественное шоу. Он считает, что его опыт работы на радио развил и усложнил его голос как писателя, который может близко общаться с читателями. Он автор трех романов и пяти научно-популярных книг, в том числе своей новейшей книги «Как я говорил», сборника эссе, а также редактор ряда антологий, в том числе «Австралийские геи и лесбиянки» и «Лучшие австралийские эссе». ”
Художественные и научно-популярные книги Дессе основаны на его личной жизни, опыте путешествий и энциклопедических познаниях в литературе. Его роман «Ночные письма», возможно, самая популярная его книга и давний бестселлер в Австралии, состоит из 20 писем, написанных в отеле в Венеции человеком, у которого недавно диагностировали ВИЧ. Интересно, что большинство его книг, как художественных, так и научно-популярных, написаны одним и тем же тоном — как «сплетни», — настаивает Дессе. В самом деле, беседа с Дессе, слушание его отчетливых, лирических, чувственных, красноречивых размышлений — это чрезвычайно интимный и поучительный опыт, даже если вы сидите — как и я во время проведения этого интервью — в Питтсбурге, штат Пенсильвания, а ему 10 000 лет. миль отсюда, в своей писательской «башне» в Хобарте, Тасмания, где он живет со своим давним партнером, писателем Питером Тиммсом. В Питтсбурге это был ранний летний вечер, приятный и в середине 70-х годов, а в Хобарте утро было влажным и холодным. Пока мы разговаривали, за окном Дессе падал снег. —Ли Гуткинд
CNF: Я чувствую, что знаю тебя просто потому, что читать тебя — все равно, что знать тебя. Мне очень трудно угодить как читателю, но я могу сидеть сложа руки и читать почти все, что вы хотите сказать, и чувствовать себя совершенно комфортно, счастливо и многому учусь — и в то же время нравлюсь вам. Это было очень приятно.
ДЕССЭ: Очень мило. Вы не жили в Австралии в то время, когда у меня была радиопрограмма, но у меня была радиопрограмма в течение 10 лет, и поэтому многие мои читатели на самом деле люди, которые слушали меня в те годы, и очень часто, они говорят, что, когда они меня читают, они просто слышат тот же голос, говорящий с ними со страницы, который они слышали по радио. Я думаю, это то, чему вас учит радио. Я думаю, радио научило меня писать.
CNF: Правда?
ДЕСС: Да, знаю. Потому что вас учат в [Австралийской радиовещательной корпорации], где у меня была моя программа (которая является общественным вещанием), — это выбирать кого-то, кто хорошо вас знает и очень вас любит, не критикует вас и поговорить с этой женщиной или мужчиной — для меня это всегда была женщина, а многие люди, на самом деле, выбирают своих матерей, — поговорить с этим человеком и позволить всем остальным подслушать, вот что я делаю. Вот почему я больше не слишком беспокоюсь о своих читателях, о том, согласны они со мной или нет. Дело не в этом. Я не пытаюсь их ни в чем убедить, я пытаюсь дать им представление о чем-то.
CNF: Вы говорите, что вам легче общаться с женщинами. Ты?
ДЕССЭ: Конечно, знаю. Видите ли, в моем случае великая трагедия геев заключается в том, что мы хотели бы иметь возможность разговаривать с мужчинами, но не можем; нам нравится разговаривать только с женщинами. И это всегда было правдой; если я иду на вечеринку (которую я сейчас почти не делаю, мне 114 лет), то я просто зацикливаюсь на женщинах, потому что знаю, что мне будет веселее, потому что они собираются возражать, потому что они будут задавать мне вопросы, потому что они будут интересоваться моими чувствами, а не только информацией. И это то, что вы хотите. В то время как я всегда чувствую — я не всегда чувствую, но очень часто чувствую, — что если мужчины примут тебя, они будут менее заинтересованы в том, чтобы вникать в то, что я чувствую. И, следовательно, у меня не будет особого чувства близости с ними, и я не смогу по-настоящему взаимодействовать с тем, что они чувствуют. Информацию я могу получить из Интернета, я могу получить из книг. Думаю, я хочу взаимодействовать с эмпирическим миром, поэтому я автоматически разговариваю с женщинами, которые пострадали. Они лучшие. Женщины, чьи мужья были жестоки с ними или которые только что ужасно провели время со своими детьми, женщины, прошедшие через мельницу, — они лучшие. Это женщины, с которыми мне нравится разговаривать, в то время как мужчины обычно делают вид, что не страдали; мужчинам не нравится казаться уязвимыми.
Женщины — им интересно узнать, каково было быть тобой в такой-то ситуации, и это уже очень интересно и делает жизнь стоящей. Вот почему я разговариваю с… Женщины, с которыми я разговариваю, живут в моей голове, и это женщины с высшим образованием, это женщины, которые знают разницу между Бетховеном и Битлз, это женщины, которые читают книги, они женщины. которые эмоционально сложны. Вот с кем я разговариваю. А иногда редактор скажет: «Никто не знает, в какой стране находится Фес; вам придется сказать «Фес, Марокко». Я говорю: «Я не могу написать «Фес, Марокко»; мои пальцы не напечатают «Фес, Марокко». Если вы не знаете, в какой стране находится Фес, вам не следует читать мою книгу.
Когда я недавно написал книгу под названием «Арабески», я начал с цитаты Руссо. Это где-то в первой строке, и сразу же кто-то в издателе сказал: «Вы должны будете сказать «французский писатель и философ Жан-Жак Руссо», и я сказал: «Я отказываюсь. Кроме того, он не был французом; он был швейцарцем». Но я отказался это ставить. Если вы не знаете, кем был Жан-Жак Руссо, поищите его в Google или узнайте, полюбопытствуйте, сделайте что-нибудь с этим. Но в целом, если вы читаете мою книгу, вы должны быть из тех, кто изучал его, и вот так. Мир не является равным игровым полем. Есть награды за образование и любопытство, и мне неинтересно разговаривать с людьми, которые не любопытны.
CNF: Что мне интересно, так это то, что ваша работа… Вы говорите: «Погуглите это и получите эту информацию», но ваша работа абсолютно наполнена информацией.
ДЕСС: Вы так думаете?
CNF: Из того, что вы прочитали или из того, что вы испытали, можно многое узнать. Информация дается не так, как журналисты, но то, о чем вы рассказываете, битком набито вещами, которые вы находите интересными. Но они по-прежнему очень информативны для читателя, который хочет знать, что вы думаете и что вы знаете.
ДЕССЭ: Я считаю себя первоклассным сплетником; это то, что я думаю, что я. И когда я обнаружил это — когда я как бы принял это понятие — я почувствовал себя намного счастливее от того, что я делаю профессионально. Я думал, все так грубо относятся к сплетням, и говорят: «Это просто сплетни» и «Такой-то — ужасный сплетник». Смотрите, я сплетник: я сплетничаю о том, что только что слышал; Я сплетничаю о том, что только что видел, о том, что делает сосед (в каком-то широком смысле этого слова), о том, что происходит в мире, что меня интересует, и у меня просто очень хороший словарный запас для сплетен. Это не та лексика, которую вы используете для сплетен через задний забор, но я думаю, что сплетни — это действительно важное занятие. И, конечно же, это женская деятельность, не так ли? Я не охотник, видите ли; Я собиратель. И я знаю, что если у тебя есть пенис, ты должен быть охотником, но я просто думаю, что многие люди умеют охотиться. Они могут пойти на охоту и принести мертвые тела, а я буду сидеть дома, сплетничать и немного собирать. Это то, чем я занимаюсь. Я думаю, что с точки зрения документальной литературы я сплетник, и поэтому — как и в любом сплетничестве — есть небольшое размытие (не так ли?) вымысла и документальной литературы.
Вы должны — это то, что делают сплетники — вы должны сделать это занятием, которому предаетесь не только вы, но и читатель, которому вы сплетничаете, и тогда вы начинаете размывать границы между повествованием и передачей информации. И это раздражает некоторых людей, и я это понимаю. В следующем номере «Австралийского книжного обозрения» есть очень грубое письмо, в котором, по сути, говорится, кем я себя считаю, попираются правила жанра, говорить правду или что-то в этом роде. Ну, когда ты сплетник, то не совсем так: стараешься удержать соседа у забора подольше; вы должны развлекать; вам нужно, возможно, немного перетасовать информацию, чтобы она звучала более интересно. Вот почему я думаю, что в моем творчестве границы немного размываются. Вот почему в моей второй книге — она называлась «Ночные письма» (на самом деле она вышла в Соединенных Штатах) — я сказал, что самое смешное, что когда я пишу автобиографию, как и в моей первой книге, я включаю много художественную литературу, а когда я пишу художественную литературу, такую как «Ночные письма», она действительно почти полностью автобиографична. Я просто рассказываю истории.
В первой книге — «Позор матери» — я взял строчку из Джанет Уинтерсон, и в ней говорится: «Верь мне. Я рассказываю вам истории». Мне это нравится, потому что, конечно, англоговорящий человек знает, что «я рассказываю вам истории» может иметь два совершенно разных значения. Это то, что я делаю, и если вы не очень сообразительны, вы не всегда сможете понять, какую историю я вам рассказываю. Но если вы искушены, вы просто будете лежать и наслаждаться этим, и мысленно сплетничать с собой и с друзьями о вещах, о которых я говорил.
CNF: Сплетни: это не выдумка; это больше похоже на преувеличение или манипулирование информацией или историей, чтобы она казалась более убедительной, а не просто воображение или выдумывание того, чего не было, верно?
ДЕСС: Верно. В двух моих последних книгах есть персонаж по имени Дэниел. Он есть в книге, которую я написал о Тургеневе, которая тоже вышла в Соединенных Штатах; она называется «Сумерки любви».
УНФ: Он у меня перед глазами.
DESSAIX: Он снова появляется в следующей книге под названием «Арабески», и я рассказываю историю — я рассказываю ее в этой статье, напечатанной в «Australian Book Review», — о биографии. Я был в Париже, разговаривал с французским издателем и переводчиком, и она сказала в какой-то момент: «Ну, ты захочешь поехать сейчас, потому что ты захочешь пойти и увидеть Даниэля, который приехал в Париж». Я сказал: «Смотрите, Даниэля нет», и она была совершенно ошеломлена, потому что она сказала: «Он такой настоящий!» Конечно, он настоящий: он составлен из множества молодых людей, которых я очень хорошо знал, с которыми путешествовал, разговаривал или с которыми встречался, но я объединил их в один персонаж, и поэтому он выдуман в этом смысле, но он не создан из воздуха, как это делают некоторые писатели-фантасты. Я не думаю, что когда-либо делал это. Я могу рассказать о друге, или передвинуть вещи, или заявить, что был в Москве в мае, потому что мне нужно односложное слово, начинающееся на М, а «апрель» просто не годится — и я говорил это переводчикам, Я сказал: «Иногда я делаю что-то, потому что мне нужно это слово, а не другое, и когда вы меня переводите, не пытайтесь использовать слово «май» на итальянском языке, если оно не делает того, что нужно». Мэй делает по-английски». Вы видите, что я говорю? Я помню строчку — я не могу вспомнить, что это были за слова, — но у меня было три слова, начинающиеся на С, три прилагательных, начинающиеся на С, и я сказал переводчику: «Вам не нужно переводить эти три слова на итальянский; Я хочу три слова, которые начинаются с S». Это важнее для меня. Вот как я пишу.
CNF: Я не читал эссе о биографии, на которое вы ссылаетесь, но критиковали ли вас люди за то, что вы на самом деле изменили то, что они считали точным и правдивым?
DESSAIX: Нет, я бы никогда не сказал, что Тургенев родился в 1893 году, когда он родился в 1818 году; ничего подобного. Дело в том, что они сочли рассказчика слишком ненадежным. Я говорю: «Да, я ненадежный!» Вот в чем дело. Когда вы читаете мои книги, я ненадежный: вы проводите время с ненадежным человеком. Лежи и наслаждайся. Я не собираюсь рассказывать вам, что что-то историческое (я полагаю) произошло, когда этого не произошло. Я не хочу выдумывать, я бы сказал — не совсем. Я просто играю в приграничье. Это забавный бизнес.
CNF: Это очень размытая линия и очень сложный баланс, и вы, кажется, делаете это очень хорошо просто потому, что сразу говорите, что размышляете, сплетничаете и как бы определяете свои сплетни. Вы заставляете читателя или заставляете читателя узнать, что это такое — как вы подходите к предмету.
ДЕСС: Ну да. Это все равно, что сказать Матиссу: «Вы покрасили вон ту стену в кремовый цвет, хотя на самом деле она скорее саманно-желтая; это совсем не крем». Он бы посмотрел на тебя так, как будто ты совсем сошла с ума, если бы ты сказала ему это. Картина не для этого, тупица. Если вы полицейский фотограф, то, вероятно, важно правильно подобрать цвет, но я не полицейский фотограф; Я делаю что-то другое. Я знаю, иногда это может создавать трудности.
Я могу вам сказать вот что: я пишу еще одно воспоминание, прямо сейчас, о времени, которое я провел в больнице в прошлом году. Это был очень драматический инцидент, и это произошло 4 июля, и я смотрел в окно, и я писал это, и это было залитое лунным светом небо, и я подумал: «Нет, я собираюсь посмотреть откройте мой прошлогодний дневник и посмотрите, какая фаза луны была на 4 июля». Разве это не странно? Раз я сказал, что сейчас 4 июля, я должен знать, какая фаза луны была в ту ночь, если я собираюсь описывать небо. Я должен знать, была ли на самом деле четверть луны 4 июля. Если я не скажу, что это было 4 июля, то я могу играть с небом; так работает мой разум. Поэтому я провел все утро, гугля «фазы луны» и пытаясь найти точное время, когда луна должна была зайти 4 июля 2011 года. Мне было важно быть абсолютно точным.
Однако в тех же мемуарах я утверждаю, что прочитал роман Уэльбека, французского писателя, которого я очень не люблю, за несколько дней до того, как я действительно его прочитал, потому что он придает лучшую форму тому, что я хочу сказать. Я говорю о совпадениях в этой части мемуаров, и мне нужны примеры совпадений, и по разным причинам это работает лучше, если я прочитал этот роман на несколько дней раньше, чем на самом деле. Но когда дело доходит до фазы луны на 4 июля 2011 года, я должен понять ее абсолютно правильно, раз я назвал 4 июля, назвал историческую информацию. Имеет ли это смысл?
CNF: Это имеет абсолютный смысл, потому что, если бы вы были неточны, кто-нибудь заметил бы — два, три, четыре или 10 человек — и они больше не поверили бы тому, что вы говорите.
ДЕССЕ: Они больше не будут доверять. Я хочу, чтобы они думали, что я веселая. Я не возражаю против того, чтобы они думали, что я ненадежна в каком-то очаровательном смысле; Я не заслуживаю доверия в том смысле, что «бросьте эту книгу через всю комнату и никогда больше не берите ее». То же и с Тургеневым — кажется, я ясно даю понять, что вспоминаю поездку в Россию и вызываю впечатления. И кто знает, были ли это именно впечатления, если это точные впечатления того, что произошло? Но я бы не сказал вам, что в 1840 году из Москвы в Берлин ехали три дня, если бы только два. Я бы это проверил. Если я сказал, что это заняло два дня, то это заняло два дня. Это забавно. Это было проверено. Это абсолютно правильно.
Если я вам скажу, что в городе Орел 400 тысяч жителей, то да. Я бы не сказал, что их было 400, если бы было 500. Но я мог бы заявить, что провел три часа, бродя по улицам одной ночью, и сложил то, что случилось со мной в три разные ночи в Орле, в одну ночь, когда, на самом деле, Каждую ночь я гулял по городу всего один час. Я мог бы превратить это в трехчасовую прогулку. Я бы так и сделал, понимаете. Это другое.
CNF: Были ли вы физически больны, когда находились в больнице?
DESSAIX: У меня был сердечный приступ, и я дважды умер в ту ночь, и я подумал: «Об этом довольно интересно писать». Так что я просто собираю кусочки воедино, но в моем возрасте, когда у вас есть такой опыт, вы больше не чувствуете срочности; вот что интересно в старости. Когда ты молод, ты думаешь, когда состаришься. … Ну, вы думаете: «Эти старики вон там, на другом конце поезда, они, должно быть, понимают, что им осталось лет пять-десять, так что, должно быть, они действительно стараются втиснуть как можно больше в их дни». Не были. Это совсем не то, что происходит. Ты типа расслабься. Меня больше не волнует, что я пропускаю автобусы. Когда я был молод, я действительно заботился. мне уже все равно; Я просто стою на автобусной остановке и вижу вещи. Это совсем другое отношение, поэтому мне потребовалось довольно много времени, чтобы написать эти мемуары, но я пишу по спирали. Любой, кто читает большое количество моих книг, привыкает к такой спиралевидной форме, поэтому я просто не тороплюсь и просто скручиваюсь. Я пытаюсь упомянуть основные вещи, о которых я хочу поговорить в первой главе, а затем я закручиваюсь, возвращаюсь и позже снова рассказываю о них под другим углом. Это то, что я делаю.
CNF: Ты в порядке?
ДЕССЕ: Да, я. Я чувствую себя намного лучше, чем до того, как это случилось.
CNF: Я был в Австралии три или четыре раза, но никогда не был в Хобарте. Ты далеко от всего, не так ли? Я знаю, что ты пишешь о своей «башне», но счастлив ли ты в такой изоляции? Или там не изоляция?
DESSAIX: Мы переехали сюда 10 лет назад. Мне 68, поэтому мы переехали сюда, когда мне было под пятьдесят, но когда мне было за пятьдесят, мы в основном жили в Мельбурне, а затем, когда мне было за сорок, мы в основном жили в Сиднее, и так далее. мы здесь всего 10 лет, и вы увидите, когда вы попадете сюда, в определенный период жизни, особенно сейчас с современными коммуникациями, это как бы не имеет значения, если вы находитесь в провинциальном городе.
Я думаю, что я довольно провинциальный человек; Я просто чувствую, что иногда на периферии вы свободнее экспериментируете с идеями, чем в больших городах, потому что в больших городах вам приходится больше конкурировать. В Австралии это означает Сидней или Мельбурн; там вы можете увидеть, что делают модные и успешные люди в вашей области, и вы чувствуете, что, возможно, вам следует попытаться сделать что-то подобное. Когда вы живете в Хобарте, такие слова, как «модный», неприменимы. Вы чувствуете себя свободным делать все, что вам чертовски нравится.
Я просто чувствую себя здесь настолько свободным, что то, что я делаю, не имеет значения. Где-нибудь в провинции, вы можете делать все, что вам чертовски нравится, и жизнь становится более приятной. И, как я уже неоднократно говорил, чем старше я становлюсь, тем важнее для меня становится красота, потому что я отказался от смысла. Я думал, что уловлю смысл, но так и не нашел его.
CNF: Вы не совсем аутсайдер? Вы были аутсайдером во многих отношениях всю свою жизнь, не так ли?
ДЕССЭ: Ну да. Я имею в виду, я использую другое слово, когда думаю о себе. я чувствую, что плыву против течения; вот как я думаю о себе. Я считаю себя не столько аутсайдером, сколько немного плыву против течения. я не занимаюсь спортом; спорт важен в Америке и Австралии. Я мужчина. Я не отличаю один конец футбольного мяча от другого. Я не отличаю один конец крикетной биты от другого; ничто не утомляет меня больше. Мысль о приближающихся Олимпийских играх вызывает у меня желание убить себя, потому что в течение месяца нам не на что будет смотреть, кроме Игр. Тур де Франс повергает меня в глубокую депрессию. я не пью. Я не пью алкоголь. Я никогда не пил. Я даже пиво не пью. я не пью. Ну, видите ли, мужчины пьют. Я не англиканка, не католик или что-то вроде удобного и нормального. Я не верю, что Иисус — мой спаситель, но я не мусульманин и не буддист. Я ничего, правда. Что еще я не делаю? Я не гетеросексуал. Я пробовал это в течение 10 лет или около того, но я не один, давайте посмотрим правде в глаза. Я маленький; Я не такой высокий, как вы должны быть, и, да, я полагаю, что во многих отношениях я просто не такой. … Я говорю «нет» многим вещам, на которые большинство людей говорят «да». Так что это делает меня немного «аутсайдером», с вашей точки зрения, но я просто чувствую, что не плыву по течению. Но все в порядке, не так ли?
CNF: Думаю, все в порядке! Я думаю, ты часть. … Многие писатели думают так же: когда плывешь против течения, можно увидеть гораздо больше.
ДЕСС: Верно. Вы можете увидеть гораздо больше, и вы видите все под другим углом. Есть и другие способы, которыми я чувствую, что, возможно, плыву против течения. Язык, да: я одержим языком. У меня нет австралийского акцента, но это не американский акцент, и не канадский, и даже не английский. Это всего лишь мой небольшой акцент; в нем есть французский язык, в нем есть русский язык и так далее. Такие вещи делают меня немного другим, но это не позиция. Я такой, какой я есть.
Во многом это связано с усыновлением и единственным ребенком. Когда ты усыновленный и единственный ребенок, ты просто не чувствуешь никаких обязательств с того момента, как осознаешь, быть кем-то, кем ты не хочешь быть. Вам не нужно быть похожим на своих родителей, дядю Гарри или кого-то еще в семье, потому что никто точно не знает, кто вы такой. Вы можете заново изобрести себя. На самом деле, я только что написал строчку, которую вы хотели бы видеть в этих мемуарах, где я говорю, что на самом деле не чувствую, что родился; Я чувствую, что меня придумали. От кого, вот что я не знаю.
CNF: Мне это нравится.
ДЕССЕ: Это не совсем то же самое, что сказать, что я посторонний. Большинство людей чувствуют себя рожденными. Маленькие мальчики по соседству — по соседству живут трое маленьких мальчиков — я уверен, что все они чувствуют себя рожденными. Они все считают, что эти двое — мои братья, а это — мой папа, а это — моя мама, и я живу в этом доме, а это — моя бабушка, а это — мой дедушка, и я родился. Я этого не чувствовал. Это также делает вас рассказчиком, потому что, когда у вас нет полной истории, вы должны ее придумать. Вы очень рано начинаете придумывать свою историю. На самом деле это научный факт. Я один из тех детей, которые придумали свой собственный язык и свою землю, когда были ребенком, и сейчас в Кембридже на факультете лингвистики проводятся исследования, которые показывают, что дети, которые делают это, чтобы сделать это , должны развивать определенные качества эмпатии, то есть способность помещать себя в тела и головы других людей и представлять, каково это быть ими, чтобы создавать свой мир и иметь в своем мире граждан и людей, которые не они. У вас должен быть премьер-министр, и у вас должен быть король, может быть, или королева, или у вас должен быть кто-то, кто водит поезда, и вы должны с самого раннего возраста научиться проникать в их головы. В моем случае я тоже сделал язык, и, так сказать, этот язык, надо иметь другой тип ума. Таким образом, это меняет вас с самого начала и заставляет вас в некотором роде ценить воображение.