Творчество Софокла. Биография и идейная основа его трагедии.
Второй великий трагический поэт Греции — Софокл — родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин, прославленном им в трагедии «Эдип в Колоне». Умер Софокл в 406 г.
Еще в 480г., 16-летним юношей, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. Это дало основание сопоставлять биографию трех великих трагиков. Эсхил был учеником Саламинского сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в это время родился.
Об общественном положении отца поэта высказываются разноречивые мнения, но, по-видимому, это был человек среднего достатка, который дал сыну хорошее образование. Софокл отличался музыкальными способностями; впоследствии он сам сочинял музыку на метрические части своих трагедий. В молодости Софокл был близок к аристократу Кимону, вождю земледельческой партии, одержавшему ряд побед над персами. Но расцвет творчества Софокла совпадает со временем, которое известно в истории как «век Перикла».
С победой демократической партии, с изгнанием Кимона у власти стали прогрессивные группы рабовладельцев: сначала низы свободного населения, а при Перикле — средние зажиточные рабовладельцы, интересы которых он поддерживал.
В течение тридцати лет Перикл стоял во главе Афинского государства, которое в его правление достигло высочайшего расцвета.
В это время в Афины — центр культурной жизни — съезжались из других греческих государств ученые, поэты, скульпторы.
Софокл был не только драматургом, он занимал и государственные должности: казначея государственной кассы и затем стратега, принимал участие вместе с Периклом в походе против Самоса, отложившегося от Афин. Об участии Софокла в государственной жизни сохранилось свидетельство его современника, поэта Иона из Хиоса. В 411 г. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота.
Софокл был другом Перикла. Полагают, что падение этого известного политического деятеля нашло отражение в трагедии «Эдип-царь», которая была поставлена приблизительно в 429 г., после чумы, постигшей Афины. К кругу Перикла принадлежали также историк Геродот, философ Архелай, с которыми Софокл был близок. Общество волновали философские вопросы, и не исключена возможность общения Софокла с софистами, с учением которых Софокл полемизирует в некоторых своих трагедиях.
Эпоха Перикла знаменует не только расцвет Афинского государства, но и начало его разложения. Расширение эксплуатации рабского труда вытесняло труд свободного населения; разорение мелких и средних землевладельцев привело к резкому имущественному расслоению в среде рабовладельцев. Кризис афинской демократии развивался еще в связи с восстанием союзных общин и с неудачами Пелопоннесской войны. В области идеологии наблюдается разрушение относительной гармонии личности и коллектива. Усиливается развитие индивидуализма, и, как следствие этого, личность противопоставляется коллективу.
По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь: «Аякс», «Трахинянки», «Антигона», «Эдип-царь», «Электра», «Филоктет», «Эдип в Колоне» и большие отрывки из сатировской драмы «Следопыты», сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу. Нельзя точно установить даты постановки этих трагедий. Относительно «Антигоны» можно сказать, что она поставлена в 442 г., «Эдип-царь» — в 429-425 гг. приблизительно, «Филоктет» — в 409 г. и «Эдип в Колоне» — уже посмертно в 401 г.
Первую победу в трагических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468 г. своей трилогией, в составе которой была трагедия «Триптолем». Плутарх («Кимон», гл. 8) приводит рассказ о присуждении победы Софоклу. В этом участвовали афинский полководец Кимон и 10 стратегов. В дальнейших состязаниях Софокл 20 раз был на первом месте и ни разу не был третьим.
2. Идейная основа трагедий.
В борьбе за единство демократических Афин Софокл отстаивал традиционный уклад жизни. Но он сам чувствует обреченность его, и потому противоречия между старыми, привычными, и новыми, разрушительными веяниями получают в его произведениях значение трагического конфликта. Поэт ищет в религии защиты от тех тенденций, которые грозили разрушением старых устоев афинской демократии. Хотя он признает свободу действий человека, его разум, он считает, что человеческие возможности ограничены, что над человеком стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу («Аякс», 1036; «Трахинянки», 1284; «Антигона», 1168; «Эдип-царь», 805). Человек, по мнению Софокла, не может знать, что ему готовит грядущий день.
Причина несчастья человека в надменности, в высокомерии, в отсутствии смирения перед богами. «Быть благоразумным — это значит не оскорблять богов надменным словом, не вызывать их гнева гордостью» («Аякс», 131). Социальные истоки этой надменности, ставящей человека над волей богов, Софокл видит в учении софистов.
Софисты, или «учителя мудрости», не признавали божественных неписаных законов, они умели красноречиво доказывать любую мысль, «делать более слабую речь более сильною». Протагор говорил, что ни одно дело не бывает само по себе ни плохим, ни хорошим, оно бывает таким, каким его представляют. Этот взгляд на существующее вытекал из положения Протагора: человек есть «мера всех вещей». Учение софистов имело в Афинах успех. С точки зрения Софокла, отстаивающего веру во всемогущую волю богов, это учение было опасно скептицизмом и своим искусством спорить. Поэт развенчивает «мудрость» тирана Креонта, противящегося воле богов («Антигона»), и осуждает ловкость Одиссея, для которого любые средства пригодны, чтобы обмануть Филоктета («Филоктет»). Только полная покорность воле богов ведет к благоденствию, процветанию страны («Филоктет», 108). Из этого следует, что религия, по мнению Софокла, должна быть одной из основ государства. В благочестивых Афинах процветают правосудие и справедливость. Поэт не признает тирании.
Как и Эсхил, Софокл — противник власти денег, разлагающих основу полиса («Антигона», 302-308; «Эдип-царь», 512 и далее). Он хочет укрепить устои демократического государства, протестуя против растущего расслоения коллектива афинских граждан («Аякс», 160). Античная общинная собственность полиса распадалась вследствие развития частной собственности, что в свою очередь было связано с ростом денежных отношений. Софокл, будучи талантливым художником, не мог не отразить отдельных сторон современной ему действительности, полной противоречий.
Жизнь и творчество Софокла
- Энциклопедия
- Люди
- Жизнь и творчество Софокла
Софокл был одним из самых выдающихся драматургов в Афинах чьи работы сохранились до наших дней. Не так много известно о ранней жизни Софокла. Он родился в маленьком городке Колон недалеко от Афин за несколько лет до Марафонской битвы в семье Софилуса, богатого производителя доспехов и члена сельского правительства или демы.
Софокл был высокообразованным, общественным деятелем. В 16 лет, благодаря своей молодости, хорошему внешнему виду и исполнительским способностям, его избрали в пеан для исполнения песни о победе в битве при Саламине. Работа в пеане включала в себя пение, танцы и игру на лире.
В течение 60 лет Софокл выиграл в Афинах больше конкурсов, чем любой другой драматург. В ранние годы он часто участвовал в своих постановках и однажды исполнил жонглирование в пьесе «Навсикая», о которой много лет говорили в Афинах.
В течение своей жизни Софокл участвовал в разнообразных мероприятиях, поскольку был остроумным и образованным человеком. Он был богатым, честным гражданином и политически активным, но не слишком напрягался.
Софокл был стратегом и служил в комитете по гражданским и военным делам в Афинах. Он был военным консультантом во время Пелопоннесских войн, а также полевым генералом при восстании на Самосе. В свое время Софокл служил имперским казначеем Афин, контролирующим фонды ассоциации государств во время правления Перикла. По словам великого философа Платона, у Софокла был сильный аппетит к физическим удовольствиям, который не уменьшался, пока он не стал очень старым.
Первый раз Софокл женился на женщине по имени Никострата. Она родила ему сына Иофонта, который тоже стал драматургом.
От второго брака у Софокла был сын по имени Аристон. У него было также трое других внебрачных сыновей, но о них нет никаких упоминаний, кроме их существования.После своей смерти в возрасте 90 лет Софокл был похоронен в семейной гробнице возле Декелеи недалеко от Афин.
Из 123 пьес, которые написал Софокл, только 7 сохранились до наших дней. Самые известные пьесы были об Эдипе и Антигоне. Полные пьесы включают «Эдипа Короля», «Эдипа в Колоне», «Антигону», «Аякс», «Электру» и «Трахинянку».
Стиль Софокла отличался от стиля ранних драматургов, таких как Эсхил. В своих пьесах он обращал внимание на развитие драмы и подбор персонажей, а также добавил в действие третьего актера. Софокл считается первым драматургом, который нарисовал сценические декорации, и дал каждой пьесе самостоятельный сюжет, не следуя стилю трилогии, использовавшемуся ранее.
Подробнее
Софокл (ок.496 до н.э.–406 до н.э.) является одним из известнейших древнегреческих авторов трагедий, имеющим местом своего рождения афинский пригород Колон, славящийся расположенными в нем святыми алтарями, возведенными в честь древнегреческих богов Афины, Прометея, Посейдона.
Появление на свет будущего мастера происходит в состоятельном семействе, где Софокл получает отличное образование, характеризуясь как разносторонняя личность, увлекающаяся музыкальным искусством, а также демонстрирующим хорошие атлетические результаты. Исследователи отмечают веселый, общительный нрав Софокла, а в близкие его друзья относят известного историка Геродота.
В юношеские годы Софокл отличается необычайной красотой, по причине которой становится во главе хора молодых людей, исполняющего божественные гимны в честь победы, одержанной при Саламинском сражении, произошедшем в 480 г. до н.э.
Творческая биография Софокла начинается с литературных поэтических конкурсов, где он одерживает оглушительную победу над выдающимся Эсхилом. Настигший Софокла успех остается до конца его дней, в виде неоднократно одержанных побед (золотых и серебряных медалей) в состязаниях драматургов, ни разу не получив бронзовую награду.
Литературное наследие Софокла состоит в нескольких сотнях произведений, основной частью, которых являются трагедии, поставленные на подмостках афинского театра.
Помимо литературной деятельности, Софокл является активным участником общественной жизни Афинского государства, в разное время занимая определенные государственные должности, среди которых — стратег, руководивший карательной экспедицией в период Самосской войны 440 г. до н.э, а также пробул (советник), решавший судьбу афинского мегаполиса во время проведенной неудачно высадки на Сицилию в 413 до н.э.
В числе дошедших до современников и сохранившихся в полном объеме произведений Софокла числятся семь сочинений, в том числе «Царь Эдип», «Электра», «Антигона». В своих произведениях автор вводит нововведения в традиционный постановочный процесс трагедий, увеличив актеров до количества трех человек и сопровождающего хора — до пятнадцати, а также усовершенствовав бутафорские элементы театрализованных представлений в виде декораций и масок.
Основной отличительной особенностью трагедий Софокла является рассмотрение не внешнего событийного хода, в внутренних терзаний и переживаний персонажей произведений.
Уход из жизни Софокла происходит в весьма почтенном возрасте, а после его смерти трагик становится обожествленным афинскими жителями, которые в честь любимого автора устанавливают место для ежегодных жертвоприношений в Афинах.
Наследником мастера становится его сын по имени Иофон, также впоследствии занимающийся созданием трагедий.
Биография Софокла описана неизвестным автором, повествующим об античной эпохе, а в архивах Лаврентианской библиотеки, находящейся во Флоренции, хранится список с перечнем всех произведений Софокла.
Жизнь и творчество Софокла
Интересные темы
Now & Then Creative Company представляет «АНТИГОНУ» Софокла
Герберта Пейна Май. 06, 2019
If Now & Then Creative Company ANTIGONE Софокла (с использованием перевода Яна Джонстона) была чем-то меньшим, чем мощное и захватывающее изображение экзистенциальной борьбы между преданностью воле богов и диктату государства , я бы все равно поощрял посещаемость, хотя бы для того, чтобы охватить богатство текста.
Подобно великим греческим классикам своего времени (V век до н. э.), автор Фиванских пьес ( ЦАРЬ ЭДИП, ЭДИП В КОЛОНЕ, АНТИГОНА ) не только сплетает насыщенную иронией историю с трагическими последствиями, но и наполняет ее смыслом. с мудрыми советами относительно принципов управления, лояльности и послушания, которые резонируют тысячелетия спустя. Против сил природы или богов мифологии Софокл держит простых смертных, даже если они цари, бессильными. Таким образом, трагедия в произведениях этого жанра постигает тех, кто бросает вызов судьбе.
Хорошей новостью является то, что театралам не нужно полагаться исключительно на историческую привлекательность пьесы и ее стойкость как классика, чтобы посетить постановку «Сейчас и тогда». Динамичная и напористая игра шести актрис в постановке Коди Гулдера дает более чем достаточно причин, чтобы насладиться этой жемчужиной.
Антигона (Эрика Ли Гарсия), дочь ныне покойного Эдипа, царя Фив, бросает вызов приказу своего преемника и своего дяди Креонта (Айви Уоршем) отказать в чести похоронить ее брата Полиника. Наказание за то, что царь счел актом предательства, резко контрастирует с почестями, оказанными ее другому брату, Этеоклу. (Братья погибли от рук друг друга.) Несмотря на предупреждения своей сестры Исмены (Среда Эстес), Антигона полна решимости воздать своему брату почести, которые предписали бы сами боги. Она является примером того, кто «не умеет идти на компромисс в трудные времена».
В ходе состязания воли домино трагедии рушится, когда жена Креонта Эвридика (Тесс Дженкинс) и сын Хеймон (Александра Утпадель), помолвленные с Антигоной, становятся жертвами высокомерия и высокомерия власти.
На протяжении всей драмы три хора (Эстес, Утпадель и Чеянн Баллоу) перемежаются строками величественной поэзии, которые подчеркивают основные темы пьесы.
Прежде всего, в этой работе есть смелые и убедительные высказывания, которые противопоставляют друг другу веру и силу и предполагают естественный порядок иерархий. Посмотрите на тревожный обмен мнениями между Креонтом и Гемоном о сыновнем долге, границах милосердия и подчиненной роли женщин, а также на осторожные опровержения Гемона. Подумайте о неповиновении Антигоны увещеваниям Креонта.
Наконец, и, возможно, наиболее актуальное для нашего времени, подумайте о декларации Креонта о правителе и управлении: » Невозможно по-настоящему узнать человека, узнать его душу, его ум и волю, прежде чем не увидишь его умение управлять и творить законы.Для меня человек, который управляет всем государством и не прислушивается к лучшим советам, которые есть, но из-за страха держит свой рот навеки закрытым, такой человек самый худший из людей — и всегда будет .»
В этой удивительно мощной трагедии так много еще предстоит созерцать!
При явно ограниченных ресурсах, за исключением талантов шести актрис, вдохнувших огонь в эту работу, и творческого использования явлений и звука, Коди Гулдер продемонстрировал свою глубину и проницательность как режиссер. Его интерпретация, которая выводит конфликт за рамки архитектуры греческого общества и допускает некоторые вольности со сценарием, полностью наполняет постановку идеальной дозой напряженности и серьезности.
ANTIGONE проходит до 19 мая в Metropolitan Arts Institute в Фениксе.
Фото предоставлено Durant Photography
Now & Then Creative Company ~ https://www.nowandthencc.com/ ~ Место проведения: Театр в Metropolitan Arts Institute ~ 1700 N. 7th Avenue (в McDowell), Феникс ~ Чтобы зарезервировать билеты, электронная почта [email protected].
Проголосуйте за премию BroadwayWorld Phoenix Awards 2022 | |
голосование заканчивается через |
Похожие новости Просмотреть больше историй о Фениксе
От этого автора — Герберта Пейна
Херб Пейн ~ Херб работал старшим редактором и ведущим рецензентом в регионе метро Феникс BWW с 2014 года. (подробнее об этом авторе)
Отзыв: LA RUTA в Театре Stray Cat
5 декабря 2022 г.
Важность темы LA RUTA должна быть осознана, и история, которую она рассказывает, должна быть известна. Stray Cat Theater представляет эту потрясающую и волнующую постановку до 17 декабря в Tempe Center for the Arts.
Обзор: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КОЛЕСЕНКА в театре Хейл-Сентер
2 декабря 2022 г.
В этом обзоре отражен весь опыт постановки «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ КОЛЕСЕНКИ» в театре Хейл-Сентер. Продлится до 26 декабря.
Рецензия: The Phoenix Theater Company представляет «ЗОЛУШКУ» Роджерса и Хаммерштейна
20 ноября 2022 года
Эта региональная постановка «ЗОЛУШКА» в постановке Майкла Барнарда, выбранная в качестве специального семейного праздника, является ярким примером превосходства, которое Компания Phoenix Theater Company развивалась с годами. Проходит до 1 января.
Особенность: ПО ТУ СТОРОНУ МОРЯ- Акты совести и поддержка от имени народа Украины
16 ноября 2022 г.
Картина Сюань Ю Пана «ДРУГАЯ СТОРОНА МОРЯ» отражает человеческое измерение трагедии в Украине и реакцию сообщества художников Нью-Йорка на повышение осведомленности и поддержку. Фильм будет показан 16 декабря в галерее Soapbox в Бруклине.
Обзор: Дуглас Моррионе «ФАРМУРЕТЫ К СЧАСТЬЮ» выходит в Интернет
27 октября 2022 г.
«ФАРПУТИ К СЧАСТЬЮ» — интригующий документальный фильм Дугласа Моррионе о том, как шире познать счастье и открыть двери для восприятия. Фильм выходит в онлайн (iTunes, Amazon, Google Play) 17 ноября.
О древних, творчестве и психических заболеваниях
БИБЛИОФИЛЫ
Эми Сазерленд, корреспондент Globe, обновлено 4 ноября 2021 г., 17:49.
Поделиться в FacebookПоделиться в ТвиттереБрайан Доеррис является основателем проекта «Театр войны», который представляет военнослужащим, ветеранам и их семьям чтения древнегреческих пьес, чтобы помочь им начать разговор о видимых и невидимых ранах войны. Театр войны. ProductionsНовый перевод Брайана Доерриса «Эдипова трилогия: новые версии софокловских «Царя Эдипа», «Эдип в Колоне» и «Антигона» включает три греческие трагедии, потому что он считает, что их следует читать вместе как один эпос, который особенно уместен в время COVID. «Царь Эдип» впервые был исполнен в 429 г.до н.э. во время чумы в Афинах. Доеррис является художественным руководителем Театра военных постановок, который представляет драматические интерпретации классических греческих пьес как способ справиться с травмой, например, постановку произведений в сельских общинах, охваченных злоупотреблением опиоидами, или в городских кварталах, борющихся с насилием с применением огнестрельного оружия.
КНИГИ : Что ты читаешь?
Реклама
ДОЭРРИ : Я читаю книгу Мерлина Шелдрейка «Запутанная жизнь» о грибах. Что касается художественной литературы, то за последние несколько месяцев я просматривал романы Уильяма Стайрона, такие как «Лежать во тьме», «Утро приливов» и другие книги. Кроме того, я наконец-то дочитал до конца одно из своих чтений о пандемии — «2666» Роберто Болано.
Get The Big To-Do
Ваш путеводитель по развлечению, от живых выступлений и развлечений на свежем воздухе до новейших музеев, фильмов, телевидения, книг, ресторанов и многого другого.
Введите адрес электронной почты
КНИГИ : С чего вы начали свой Styron kick?
ДОЕРРИС : Я из Ньюпорт-Ньюса, [Вирджиния], который также был его родным городом. Думаю, из-за пандемии у меня была ностальгия, и, когда мне исполнилось 45 лет, мне было любопытно, как они будут читать.
КНИГИ : От какой книги вы больше всего изменили свое мнение?
ДОЭРРИ : Вероятно, «Лежать во тьме», его первая книга. Вот молодой человек, который созреет и станет гораздо более уравновешенным писателем, просто качающимся на трибунах в каждом предложении. Я также перечитал его мемуары «Видимая тьма», которые, по словам моих знакомых, боровшихся с депрессией, дают наиболее точное описание этого состояния.
КНИГИ : Были ли у вас периоды с другими авторами?
DOERRIES : Во время пандемии я сделал то же самое с Симоной Вейл. Она написала этот удивительный текст «Намеки христианства у древних греков». Я был просто поражен ее мыслями, не только о древности и ее борьбе со своей верой, но и о ее радикальной политике.
Реклама
КНИГИ : Вы обычно читаете научно-популярную книгу и роман одновременно?
ДОЭРРИ : Да. Я также слушаю много аудиокниг. Я разговариваю с Маргрет Этвуд о своей работе, поэтому я только что прослушал «Заветы». В «Рассказе служанки» она описала элементы мира, в котором мы сейчас живем в Соединенных Штатах, а затем в «Завещаниях» она поставила это на стероиды.
КНИГИ : Что заставило вас взять книгу о грибах?
DOERRIES : Я прочитал потрясающий обзор в The New York Review of Books. Некоторые из грибов, которые он описывает, способствуют симбиозу и сотрудничеству, в которых мы нуждаемся. Вы не можете видеть мир прежним после прочтения этой книги. Тем не менее, я не читаю много общей науки. Я читал больше биографий, мемуаров и немного истории.
КНИГИ : Какую последнюю великую биографию вы прочитали?
DOERRIES : «Роберт Лоуэлл, поджигающий реку» Кей Редфилд Джеймисон. Во время пандемии я читал стихи Лоуэлла, в основном «Исследования жизни и для мертвых Союза». Меня интересует эта связь между психическим заболеванием и художественным творчеством. Я замечаю, что появляется тема, книги о психических заболеваниях. Я сын двух психологов!
КНИГИ : Когда вы прочитали свою первую греческую пьесу?
ДОЭРРИ : В начальной школе. Я играл одного из детей, которого убивает мать в «Медее» Еврипида. Я до сих пор помню свои строки. Затем в колледже я специализировался на классике и изучал греческий, латынь и иврит. На меня очень повлияло чтение этих древних языков, и они дают доступ к мышлению древних людей.
Реклама
КНИГИ : Какая пьеса лично вам больше всего помогла?
DOERRIES : Сразу после колледжа, «Филоктет» Софокла, рассказывающий о хронически больном ветеране, брошенном на острове своими людьми.