Жизненный и творческий путь Роберта Шумана
03.08.2003 в 11:31, количество просмотров: 9506
Теги: статьи, классическая музыка, Клара Шуман, Роберт Шуман
Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау (Саксония) в семье книгоиздателя. Его отец, человек интеллигентный и незаурядный, поощрял художественные склонности своего младшего сына. (Известно, что отец Шумана даже ездил в Дрезден к Веберу, чтобы уговорить его взять на себя руководство музыкальными занятиями сына. Вебер дал согласие, но из-за отъезда в Лондон эти занятия не состоялись. Учителем Шумана был органист И. Г. Кунтш.) Шуман начал сочинять в семилетнем возрасте, но он рано обратил на себя внимание как обещающий пианист и долгое время в центре его музыкальной деятельности было фортепианное исполнительство.
Огромное место в духовном развитии юноши занимали литературные интересы.
Со смертью отца в 1826 году жизнь композитора превратилась, по его собственному выражению, в «борьбу между поэзией и прозой». Под влиянием матери и опекуна, которые не сочувствовали художественным устремлениям юноши, он поступил по окончании гимназического курса на юридический факультет Лейпцигского университета. Университетские годы (1828—1830), полные внутреннего беспокойства и метаний, оказались в духовном формировании композитора весьма значительными.
С самого начала его страстный интерес к музыке, литературе, философии вступил в острый конфликт с академической рутиной. В Лейпциге он начал заниматься у Фридриха Вика, хорошего музыканта и фортепианного педагога. В 1830 году Шуман впервые услышал Паганини и понял, какие грандиозные возможности заложены в исполнительском искусстве. Под впечатлением игры великого артиста Шуманом овладела жажда музыкальной деятельности. Тогда, даже не имея руководителя по композиции, он принялся за сочинение. Стремление создать выразительный виртуозный стиль вызвало впоследствии к жизни «Этюды для фортепиано по Каприсам Паганини» и «Концертные этюды по Каприсам Паганини».Пребывание в Лейпциге, Гейдельберге (куда он перевелся в 1829 году), поездки во Франкфурт, Мюнхен, где он познакомился с Гейне, летнее путешествие по Италии — все это очень расширило его общий кругозор. Уже в эти годы Шуман остро почувствовал непримиримое противоречие между передовыми общественными устремлениями и реакционной сущностью немецкого мещанства.
В 1830 году душевный разлад композитора, вынужденного заниматься юриспруденцией, привел к тому, что Шуман покинул Гейдельберг и его академическую среду и вновь вернулся в Лейпциг к Вику, чтобы всецело и навсегда посвятить себя музыке.
Годы, проведенные в Лейпциге (с конца 1830 до 1844-го), наиболее плодотворны в творчестве Шумана. Он серьезно повредил руку, и это лишило его надежды на карьеру виртуозного исполнителя. (Шуман изобрел аппарат, позволяющий развивать четвертый палец. Работая много часов подряд, он безнадежно повредил правую руку.) Тогда весь свой выдающийся талант, энергию и пропагандистский темперамент он обратил на композицию и музыкально-критическую деятельность.
Быстрый расцвет его творческих сил изумителен. Смелый, самобытный, законченный стиль его первых произведений кажется почти неправдоподобным. (Только с 1831 года он начал систематически заниматься по композиции у Г. Дорна.) «Бабочки» (1829—1831), вариация «Аbegg» (1830), «Симфонические этюды» (1834), «Карнавал» (1834—1835), «Фантазия» (1836), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838) и множество других произведений 30-х годов для фортепиано открыли новую страницу в истории музыкального искусства.
На этот ранний период приходится также почти вся замечательная публицистическая деятельность Шумана.
В 1834 году при участии ряда своих друзей (Л. Шунке, Ю. Кнорр, Т. Ф. Вик) Шуман основал «Новый музыкальный журнал». Это было практическим осуществлением мечты Шумана о союзе передовых художников, названном им «Давидовым братством» («Давидсбунд»). (Это название соответствовало старинным национальным традициям Германии, где средневековые цехи нередко назывались «Давидовыми братствами». )
Основная цель журнала состояла в том, чтобы, как писал сам Шуман, «поднять упавшее значение искусства». Подчеркивая идейность и прогрессивный характер своего издания, Шуман снабдил его девизом «Молодость и движение». А в качестве эпиграфа к первому номеру избрал фразу из шекспировского сочинения: «…Лишь те, кто пришел посмотреть веселенький фарс, будут обмануты».
В «эпоху Тальберга» (выражение Шумана), когда с эстрады гремели пустые виртуозные пьесы и искусство развлекательного толка заполонило концертные и театральные залы, шумановский журнал в целом, а его статьи в особенности, производили ошеломляющее впечатление. Эти статьи замечательны прежде всего настойчивой пропагандой великого наследия прошлого, «чистого источника», как называл его Шуман, «откуда можно черпать новые художественные красоты». Его анализы, раскрывавшие содержание музыки Баха, Бетховена, Шуберта, Моцарта, поражают своей глубиной и пониманием духа истории. Сокрушающая, полная иронии критика современных эстрадных композиторов, которых Шуман называл «торговцами искусством», во многом сохранила свою социальную остроту для буржуазной культуры наших дней.
Не менее поразительна чуткость Шумана в распознавании подлинных новых талантов и в оценке их гуманистического значения. Время подтвердило безошибочность шумановских музыкальных прогнозов. Он один из первых приветствовал творчество Шопена, Берлиоза, Листа, Брамса. (Первая статья Шумана о Шопене, содержащая знаменитую фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений», — появилась в 1831 году во «Всеобщей Музыкальной газете» до основания шумановского журнала. Статья о Брамсе — последняя статья Шумана — была написана в 1853 году, после многолетнего перерыва в критической деятельности.) В музыке Шопена за ее изящным лиризмом Шуман раньше других увидел революционное содержание, сказав о произведениях польского композитора, что это «пушки, прикрытые цветами».
Шуман проводил резкую грань между передовыми композиторами-новаторами, истинными наследниками великих классиков, и эпигонами, которые напоминали лишь «жалкие силуэты напудренных париков Гайдна и Моцарта, но не головы, носившие их».
Он радовался развитию национальной музыки в Польше, Скандинавии и приветствовал черты народности в музыке своих соотечественников.
В годы безудержного увлечения в Германии чужеземной развлекательной оперой он поднимал голос за создание национального немецкого музыкального театра в традициях «Фиделио» Бетховена и «Волшебного стрелка» Вебера. Все его высказывания и статьи пронизывает вера в высокое этическое назначение искусства.
Характерной особенностью Шумана-критика было стремление к глубокой эстетической оценке содержания произведения. Анализ формы играл в ней подчиненную роль. В статьях Шумана находила выход его потребность в литературном творчестве. Нередко злободневные публицистические темы, профессиональный анализ облекались в беллетристическую форму. Иногда это были сцены или небольшие новеллы. Так появились излюбленные Шуманом «давидсбюндлеры» — Флорестан, Эвсебий, маэстро Раро. Флорестан и Эвсебий олицетворяли собой не только две стороны личности самого композитора, но и две господствующие тенденции романтического искусства.
Иногда Шуман писал свои статьи в форме писем другу или дневника («Записные книжки давидсбюндлеров», «Афоризмы»). Все они отличаются непринужденностью мысли и прекрасным слогом. Убежденность пропагандиста сочетается в них с полетом фантазии и богатым чувством юмора.
Влияние литературного стиля Жан Поля и отчасти Гофмана ощутимо в некоторой повышенной эмоциональности, в частом обращении к образным ассоциациям, в «капризности» писательской манеры Шумана. Он стремился произвести своими статьями такое же художественное впечатление, какое вызывала в нем музыка, анализу которой они посвящались.
В 1840 году в творческой биографии Шумана наметился рубеж.
Это совпало с переломным моментом в жизни композитора — окончанием мучительной четырехлетней борьбы с Ф. Виком за право жениться на его дочери Кларе. Клара Вик (1819—1896) была замечательной пианисткой. Ее игра поражала не только редким техническим совершенством, но еще больше — глубоким проникновением в авторский замысел. Клара была еще ребенком, «вундеркиндом», когда между ней и Шуманом возникла духовная близость. Взгляды и художественные вкусы композитора в большой мере содействовали ее формированию как артистки. Она была и творчески одаренным музыкантом. Шуман неоднократно использовал музыкальные темы Клары Вик для своих сочинений. Их духовные интересы тесно переплетались.
По всей вероятности, творческий расцвет Шумана в начале 40-х годов был связан с женитьбой. Однако нельзя недооценивать и воздействие других сильных впечатлений этого периода. В 1839 году композитор посетил Вену, город, связанный со священными для него именами великих композиторов недавнего прошлого. Правда, легкомысленная атмосфера музыкальной жизни столицы Австрии оттолкнула его, а полицейский цензурный режим обескуражил и побудил отказаться от намерения переселиться в Вену, чтобы там обосновать музыкальный журнал. Тем не менее значение этой поездки велико. Познакомившись с братом Шуберта Фердинандом, Шуман отыскал среди хранившихся у него рукописей С-dur’ную (последнюю) симфонию композитора и с помощью своего друга Мендельсона сделал ее всеобщим достоянием. Шубертовское творчество пробудило в нем желание испробовать силы в романсной и камерно-симфонической музыке. На художника шумановского склада не могло не повлиять и оживление общественной жизни накануне революции 1848 года.
«Меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди; обо всем этом я размышляю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет выражения в музыке», — еще раньше говорил Шуман о своем отношении к жизни.
Искусство Шумана начала 40-х годов характеризуется значительным расширением творческих интересов. Это выразилось, в частности, в последовательном увлечении различными музыкальными жанрами.
К концу 1839 года Шуман как будто исчерпал область фортепианной музыки. Весь 1840 год он был поглощен вокальным творчеством. За короткое время Шуман создал более ста тридцати песен, в том числе все свои наиболее выдающиеся сборники и циклы («Круг песен» на тексты Гейне, «Мирты» на стихи разных поэтов, «Круг песен» на тексты Эйхендорфа, «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо, «Любовь поэта» на тексты Гейне). После 1840 года интерес к песне надолго угасает, и следующий год проходит уже под знаком симфонизма. В 1841 году появилось четыре крупных симфонический произведения Шумана (Первая симфония, симфония d-moll, известная как Четвертая, «Увертюра, скерцо и финал», первая часть фортепианного концерта). 1842 год дает ряд прекрасных произведений в камерно-инструментальной сфере (три струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет) И, наконец, сочинив в 1843 году ораторию «Рай и Пери», Шуман овладевает последней не затронутой им областью музыки — вокально-драматической.
Большое разнообразие художественных замыслов характеризует и следующий период творчества Шумана (до конца 40-х годов). Среди произведений этих лет встречаем монументальные партитуры, произведения в контрапунктическом стиле под влиянием Баха, песенные и фортепианные миниатюры. Начиная с 1848 года он сочиняет хоровую музыку в немецком национальном духе. Однако именно в годы наибольшей зрелости композитора обнаружились противоречивые черты его художественного облика.
Несомненно, на музыку позднего Шумана наложило отпечаток тяжелое психическое заболевание. Многие произведения этого периода (например, Вторая симфония) создавались в борьбе «творческого духа с разрушительной силой болезни» (как говорил сам композитор). И в самом деле, временное улучшение здоровья композитора в 1848—1849 годах сразу же проявилось в творческой продуктивности. Тогда он закончил свою единственную оперу «Геновева», сочинил лучшую из трех частей музыки к «Фаусту» Гёте (известную как первая часть) и создал одно из своих наиболее выдающихся произведений — увертюру и музыку к драматической поэме Байрона «Манфред». В эти же годы у него возродился интерес к фортепианным и вокальным миниатюрам, забытым в течение предшествующего десятилетия. Появилось поразительно много и других произведений.
Но результаты бурной творческой деятельности позднего периода не были равноценными. Это объясняется не только недугом композитора.
Именно в последнее десятилетие жизни Шуман стал тяготеть к обобщающим, монументальным жанрам. Об этом свидетельствуют «Геновева» и несколько неосуществленных оперных замыслов на сюжеты Шекспира, Шиллера и Гёте, музыка к «Фаусту» Гёте и к «Манфреду» Байрона, намерение создать ораторию о Лютере, Третья симфония («Рейнская»). Но, выдающийся психолог, с редким совершенством отразивший в музыке гибкую смену душевных состояний, он не умел с той же силой воплощать объективные образы. Шуман мечтал о создании искусства в классическом духе — уравновешенного, стройного, гармонического, — однако его творческая индивидуальность проявлялась гораздо ярче в изображении порыва, волнения, мечты.
Крупные драматические произведения Шумана, при всех их неоспоримых художественных качествах, не достигали совершенства его фортепианных и вокальных миниатюр. Нередко воплощение и замысел композитора разительно отличались друг от друга. Так, вместо задуманной им народной оратории он в последние годы жизни создал лишь хоровые произведения на тексты поэтов-романтиков, написанные скорее в патриархально-сентиментальном стиле, чем в генделевских или баховских традициях. Ему удалось завершить только одну оперу, а от других театральных замыслов остались лишь увертюры.
Определенный рубеж в творческом пути Шумана наметили революционные события 1848—1849 годов.
Симпатии Шумана к революционным народным движениям неоднократно давали себя чувствовать в его музыке. Так, еще в 1839 году Шуман ввел в свой «Венский карнавал» тему «Марсельезы», ставшей гимном революционного студенчества, запрещенным венской полицией. Существует предположение, что включение темы «Марсельезы» в увертюру к «Герману и Доротее» представляло собой замаскированный протест против монархического переворота, осуществленного во Франции Луи-Наполеоном в 1851 году. Дрезденское восстание 1849 года вызвало у композитора непосредственный творческий отклик. Он сочинил на стихи революционных поэтов три вокальных ансамбля для мужских голосов в сопровождении духового оркестра («К оружию» на текст Т. Ульриха, «Черно-красно-золотое» — цвета демократов — на текст Ф. Фрейлиграта и «Песня свободы» на текст И. Фюрста) и четыре фортепианных марша ор. 76. «Я не смог найти лучшего выхода для своего возбуждения — они написаны буквально в пламенном порыве…» — говорил композитор об этих маршах, называя их «республиканскими».
Поражение революции, повлекшее за собой разочарование многих деятелей шумановского поколения, отразилось и на его творческой эволюции. В годы наступившей реакции искусство Шумана стало клониться к упадку. Из произведений, созданных им в начале 60-х годов, лишь немногие находятся на уровне его прежних лучших сочинений. Сложной, противоречивой была и картина жизни композитора в последнее десятилетие. С одной стороны, это период завоевания славы, в чем несомненна заслуга и Клары Шуман. Много концертируя, она включала в свои программы произведения мужа. В 1844 году Шуман вместе с Кларой ездил в Россию, а в 1846 — в Прагу, Берлин, Вену, в 1851—1853 году — в Швейцарию, Бельгию.
Широким успехом сопровождалось исполнение сцен к «Фаусту» во время празднования столетия со дня рождения Гёте (Дрезден, Лейпциг, Веймар).
Однако в годы растущего признания (с середины 40-х годов) композитор все больше замыкался в себе. Прогрессирующее заболевание крайне затрудняло общение с людьми. От публицистической деятельности ему пришлось отказаться еще в 1844 году, когда в поисках уединенного места Шуманы переехали в Дрезден (1844—1849). Из-за болезненной молчаливости Шуман был вынужден прекратить свою педагогическую работу в Лейпцигской консерватории, где в 1843 году вел классы композиции и чтения партитур. Должность городского дирижера в Дюссельдорфе, куда Шуманы переселились в 1850 году, была для него мучительна, так как он не мог овладеть вниманием оркестра. Руководство хоровыми обществами города было не менее тягостным еще и потому, что Шуман не сочувствовал царившей в них атмосфере сентиментальности и мещанского благодушия.
В начале 1854 года душевная болезнь Шумана приняла угрожающие формы. Его поместили в частную лечебницу в городе Энденихе близ Бонна. Там он скончался 29 июня 1856 года.
Публикация подготовлена на основе учебника В. Конен
биография, интересные факты, творчество, видео
Роберт Шуман
Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство — никогда» — таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.
Краткую биографию Роберта Шумана и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Шумана
8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие — в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.
Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.
Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.
После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.
Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», «Карнавал», «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Детские сцены», «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает «Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.
1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них — «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.
Интересные факты о Роберте Шумане
- Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется — Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
- Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора — 8 июня. В их числе — музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.
- Шумана можно считать «крестным отцом» Иоганнеса Брамса. Будучи главным редактором «Новой музыкальной газеты» и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
- Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.
- В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
- В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: «Звуки — это возвышенные слова».
- Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники — «Studententagebuch» (Студенческие дневники), «Lebensbucher» (Книги жизни), есть еще«Eheta-gebiicher» (Дневники брака) и «Reiseta-gebucher» (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки «Brautbuch» (Дневник для невесты), «Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder» (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, «Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen» (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), «Книга проектов», в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.
- К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
- В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.
- Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
- Младшего сына композитора звали Феликс — в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона.
- Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм «Песнь любви» (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.
Личная жизнь Роберта Шумана
Главной женщиной в жизни немецкого композитора стала блестящая пианистка Клара Вик. Клара была дочерью одного из лучших музыкальных педагогов своего времени Фридриха Вика, у которого Шуман брал уроки игры на фортепьяно. Когда 18-летний юноша впервые услышал вдохновенную игру Клары, той было всего 8 лет. Талантливой девочке прочили блестящую карьеру. В первую очередь, об этом мечтал ее отец. Именно поэтому Фридрих Вик, который оказывал всяческую поддержку Шуману в его стремлении связать свою жизнь с музыкой, превратился из покровителя молодого композитора в его злого гения, когда узнал о чувствах дочери и своего ученика. Он был резко против союза Клары с бедным безвестным музыкантом. Но молодые люди проявили в этом случае всю твердость духа и силу характера, доказав всем, что их взаимная любовь способная выдержать любые испытания. Чтобы быть вместе со своим избранником, Клара решилась на разрыв с отцом. Биография Шумана гласит, что в 1840 г. молодые люди обвенчались.
Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери, она родила Шуману восемь детей. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа. Она пережила Шумана на целых 40 лет. Ее похоронили рядом с супругом.
Загадки Шумана
- Шуман обладал склонностью к мистификациям. Так, он придумал двух персонажей – пылкого Флорестана и меланхоличного Эвсебия, и подписывал ими свои статьи в «Новой музыкальной газете». Статьи писались в абсолютно разной манере, и публике было невдомек, что за двумя псевдонимами скрывается один и тот же человек. Но композитор пошел еще дальше. Он объявил, что существует некое Давидово братство («Давидсбунд») – союз единомышленников, готовых бороться за передовое искусство. Впоследствии он признавался, что «Давидсбунд» является плодом его воображения.
- Существует множество версий, объясняющих, почему у композитора в юности развился паралич руки. Одна из самых распространенных заключается в том, что Шуман в своем желании стать виртуозным пианистом изобрел специальный тренажер для растяжки кисти и развития гибкости пальцев, но в итоге получил травму, которая затем привела к параличу. Однако супруга Шумана Клара Вик всегда опровергала этот слух.
- Цепь мистических событий связана с единственным скрипичным концертом Шумана. Однажды в ходе спиритического сеанса двум сестрам-скрипачкам поступило требование, которое, если им верить, исходило от духа Шумана, — найти и исполнить его скрипичный концерт, рукопись которого хранится в Берлине. Так и вышло: концертная партитура нашлась в берлинской библиотеке.
- Не меньше вопросов вызывает виолончельный концерт немецкого композитора. Незадолго до попытки самоубийства маэстро работал как раз над этой партитурой. На столе осталась рукопись с правками, но из-за болезни он больше к этой работе не вернулся. Впервые концерт был исполнен уже после смерти композитора в 1860-м г. В музыке отчетливо ощущается эмоциональная неуравновешенность, но главное — его партитура настолько сложна для виолончелиста, что можно подумать, будто композитор совершенно не учитывал специфику и возможности этого инструмента. Буквально до недавнего времени виолончелисты справлялись с задачей, как могли. Шостакович сделал даже свою оркестровку этого концерта. И только недавно обнаружились архивные материалы, из которых можно сделать вывод, что концерт предназначался не для виолончели, а для…скрипки. Насколько этот факт соответствует действительности, сказать сложно, но, по свидетельству музыкальных экспертов, если ту же самую музыку в оригинале исполнить на скрипке, трудности и неудобства, на которые уже почти полтора века сетуют исполнители, исчезают сами собой.
Музыка Шумана в кинематографе
Образная выразительность музыки Шумана обеспечила ей популярность в мире кино. Очень часто сочинения немецкого композитора, в творчестве которого большое место занимает тема детства, используются в качестве музыкального сопровождения в картинах, рассказывающих о детях и подростках. А мрачность, драматизм, причудливость образов, присущие ряду его произведений, как нельзя более органично вплетаются в картины с мистическим или фантастическим сюжетом.
Музыкальные произведения |
Фильмы |
«Arabesque», Op. 18 |
«Дедушка легкого поведения» (2016), «Сверхъестественное» (2014), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) |
«Slumber Song» («Колыбельная песня») |
Buffalo (2015) |
«О чужих странах и людях» из цикла «Детские сцены» |
«Моцарт в джунглях» (сериал, 2014) |
Концерт для фортепиано ля минор Op 54-1 |
«Дворецкий» (2013) |
«Вечером» из цикла «Фантастические пьесы» |
«Свободные люди» (2011) |
«Детские сцены» |
«Земля забвения» (2011), «Доктор Хаус» (2009), «Комиссар Рекс» (1999) |
«Любовь поэта» |
«Настройщик» (2010) |
«Отчего?» из цикла «Фантастические пьесы» |
«Настоящая кровь», (2008) |
«Смелый наездник» из цикла «Детский альбом», Концерт для фортепиано ля минор |
«Витус» (2006) |
«Карнавал» |
«Белая графиня» (2006) |
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор |
«Тристрам Шенди: История петушка и бычка» (2005) |
Концерт для виолончели ля минор |
«Франкенштейн» (2004) |
Концерт для виолончели с оркестром |
«Клиент всегда мертв» (2004) |
«Грезы» |
«За гранью» (2003) |
«Веселый фермер», песня |
«Сага о Форсайтах» (2002) |
У Шумана была черта, которую отмечали многие современники – он приходил в искреннее восхищение, когда видел перед собой талант. При этом сам он не испытал при жизни шумной славы и признания. Сегодня настал наш черед отдать дань восхищения композитору и человеку, подарившего миру не просто необыкновенно эмоциональную музыку, а себя в ней. Не получив фундаментального музыкального образования, он создал настоящие шедевры, которые под силу лишь зрелому мастеру. В буквальном смысле он положил на музыку всю свою жизнь, не солгав о ней ни единой нотой.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Роберте Шумане
10 основных произведений великого композитора |
Откройте для себя нашу подборку лучших произведений Шумана, включая фортепианные, симфонические и вокальные шедевры великого композитора.
Иллюстрация: uDiscoverMusic
Роберт Шуман (8 июня 1810 — 29 июля 1856) широко известен как один из величайших композиторов эпохи романтизма. Оригинальность его работ раздвинула эмоциональные, структурные и философские границы. Музыка Шумана во многом программна, то есть рассказывает историю (посредством музыки, а не слов). В течение 1830-х годов Шуман написал огромное количество фортепианной музыки, которая включала живописные циклы с литературными или личными ассоциациями, такими как Papillons , Carnaval и Davidsbündlertänze . Шуман посвятил 1840 год почти исключительно песням, и его вокальные циклы включали Dichterliebe и Frauenliebe Und-Leben . Затем Шуман обратил свое внимание на камерную музыку. Между 1841 и 1842 годами он написал три струнных квартета, фортепианный квартет и гениальный фортепианный квинтет. Со временем он попробовал более крупные формы – хоровые произведения, оперу Genoveva и четыре симфонии. Музыкальное влияние Шумана распространилось на десятилетия вперед — его влияние на Брамс , Лист , Вагнер , Элгар и Форе и далее неизмеримо. Прокрутите вниз, чтобы открыть для себя нашу подборку лучших произведений Шумана, включающую 10 шедевров.
Слушайте лучшие произведения Шумана в Apple Music и Spotify и прокрутите вниз, чтобы открыть нашу подборку лучших произведений Шумана.
Лучшие произведения Шумана: 10 основных произведений
КарнавалКарнавал представляет собой набор из двадцати увлекательных фортепианных миниатюр, изображающих гуляк в масках на карнавале, фестивале перед Великим постом, включая музыкальные портреты Паганини9.0019 Шопен . Карнавал демонстрирует практически все личные и музыкальные характеристики молодого Шумана в той или иной форме, а ряд произведений представляют собой музыкальные портреты друзей и важных современников композитора.
Шуман: Карнавал, соч. 9 – 14. Reconnaissance
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
KreislerianaKreisleriana – это набор из восьми сольных фортепианных пьес, посвященный Шопену и вдохновленный персонажем из рассказов немецкого писателя-романтика Э. Т.А. Хоффманн. Шуман считал Kreisleriana как одно из его лучших произведений, и это произведение остается одним из основных элементов романтического сольного фортепианного репертуара.
Шуман: Kreisleriana, соч. 16 — 1. Äusserst bewegt
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
KinderszenenKinderszenen представляет собой набор из тринадцати восхитительных виньеток для фортепиано9 с ностальгическими сценами70 и детством80. более поздний альбом For The Young , который был разработан специально для детей! «Träumerei» («Сновидение») № 7 — одно из самых известных произведений Шумана.
Шуман: Kinderszenen, соч. 15 — 7. Träumerei
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфонические этюдыФортепианные вариации потрясающего мастерства и удивительной спонтанности, учитывая, что Шуман потратил несколько лет на работу. « этюдов » считаются одним из самых сложных сочинений Шумана для фортепиано (вместе с его Fantasy In C и Toccata ) и во всем фортепианном репертуаре.
Шуман: Симфонические этюды, соч. 13 — Тема
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Фортепианный концертФортепианный концерт ля минор, соч. 54 , единственный концерт для фортепиано с оркестром, написанный Шуманом, и одно из самых интимных его масштабных произведений. Его жена Клара заметила, что «фортепиано так искусно переплетено с оркестром, что невозможно представить одно без другого».
Шуман: Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54 — III. Allegro vivace
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфония № 3 (‘ Рейнская’ )Симфония № 3 ( ‘Рейнская’ . «Рейнская» симфония навеяна счастливыми воспоминаниями Шумана о путешествии в Рейнскую область с женой Кларой. Традиционно симфонии состоят только из четырех частей, но в этом произведении Шуман расширил обычную структуру до пяти частей. Темы «Рейнской» симфонии впоследствии были переработаны Брамсом в его «Симфонии № 3».
Шуман: Симфония № 3 ми-бемоль, соч. 97 — «Рейнская» — 1. Лебхафт
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Симфония № 4Стремление Шумана полностью интегрировать симфонию достигает своего апогея в Симфонии № 4, самая формально новаторская из его симфоний. В каждой части сохраняются нити исходной темы, важные для структуры всей симфонии. Четыре части должны исполняться без перерыва и вместе образуют единый крупномасштабный формальный замысел.
Шуман: Симфония № 4 ре минор, соч. 120 — III. Scherzo (Live)
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
DichterliebeDichterliebe (« Любовь поэта »), классическая постановка из 16 популярных стихотворений Хериха Хехера Liede, считается лучшим циклом песен Шумана. Набор песен является выражением любви Шумана к своей жене Кларе, а также их борьбы, поскольку отец Клары выступал против их брака. За счастьем в первых четырех песнях следует начало отчаяния и разочарования в следующих четырех песнях.
Шуман: Дихтерлибе, соч. 48 — I. Im wunderschönen Monat Mai
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Frauenliebe Und-LebenFrauenliebe Und-Leben (‘ A Woman’s Love0 And Life) восхитительно вдохновленные циклами песен Шумана, которые волшебным образом передают неизменную преданность женщины своему мужу. Восемь стихотворений этого цикла представляют собой развивающийся взгляд на любовь и жизнь, описывая любовь женщины к своему мужчине с первой встречи, до их свадьбы и его смерти.
Шуман: Frauenliebe und -leben Op. 42 — 6. Süsser Freund, du blickest mich verwundert an
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Фортепианный квинтетФортепианный квинтет Шумана Ми-бемоль мажор считается одним из лучших его произведений. Крупнейшее произведение камерной музыки девятнадцатого века. Пьеса, написанная для фортепиано и струнного квартета, произвела революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета, и позже этот инструментарий был популяризирован известными композиторами, включая Брамса, Франка, Дворжака и Элгара.
Шуман: Фортепианный квинтет ми-бемоль, соч. 44 — 1. Allegro brillante
Посмотреть это видео на YouTube
Нажмите, чтобы загрузить видео
Узнайте больше о лучших произведениях нашего композитора .
Связанные темы:КлассикаКлассические избранныеКомпозитор лучшее из фортепианной музыкиЦикл песен Шуманасимфония
Формат:
Британский английскийСамый популярный
5 величайших музыкальных произведений Шумана
2 марта Redlands Symphony исполняет музыку первого из великих композиторов-романтиков — Роберта Шумана. Узнайте больше о нашем концерте.
За свою трагически короткую жизнь Шуман написал десятки сочинений для фортепиано соло, сотни песен и хоровых произведений, несколько концертов, десятки камерных пьес, оперу и четыре симфонии.
Но с чего начать, если вы хотите познакомиться с Шуманом? Какие его лучшие работы? Вот пять произведений, которые мы считаем величайшими музыкальными произведениями Шумана.
Что вы думаете? Мы пропустили ваш любимый? Дайте нам знать на Facebook!
КарнавалВ Carnaval Шуман отправляется в царство автобиографической фантастики, используя музыку, чтобы рассказать историю о нем и его друзьях, наслаждающихся диким весельем в масках на карнавальном фестивале перед Великим постом. Этот набор из 22 коротких произведений для фортепиано объединен повторяющимися музыкальными темами, а многие части названы в честь друзей и коллег, включая Шопена и Паганини!
Концерт для фортепиано с оркестром
Единственный концерт Шумана для фортепиано с оркестром — очень личное произведение как по своей структуре, так и по содержанию. Написанный скорее как фантазия, чем в традиционной форме концерта, Шуман использовал произведение, чтобы изобразить свою борьбу, которую он пережил, чтобы жениться на своей любимой жене Кларе, которая была солисткой на премьере произведения.
Фортепианный квинтет
В 1842 году Шуман решил сосредоточиться на сочинении камерной музыки — жанре, которым он раньше полностью пренебрегал. В конце того же года он завершил фортепианный квинтет, который посвятил Кларе (хотя вместо этого премьера произведения состоялась с Феликсом Мендельсоном за фортепиано). Это произведение примечательно тем, что оно является первым произведением для того, что мы знаем как фортепианный квинтет (струнный квартет с фортепиано). По сути, Шуман изобрел совершенно новый жанр камерной музыки с помощью этого произведения.
Dichterliebe ( Любовь поэта )Dichterliebe , пожалуй, самый страстный песенный цикл из когда-либо созданных. Стихи Гейне — это оды любви, утрате и тоске, и это глубокое чувство отражено в музыке Шумана. Продолжая размышлять о природе любви, поэт решает, наконец, собрать плохие воспоминания и песни своего прошлого и похоронить их в море.
Симфония № 3
РейнскаяРейнская симфония была последней симфонией Шумана. (Его Симфония № 4 была фактически написана в то же время, что и Симфония № 1.) Симфония возникла из счастливых воспоминаний о радостной поездке в Рейнскую область с Кларой. Как и в «Пасторальной симфонии » Бетховена «», Шуман отказывается от традиционной четырехчастной структуры в пользу пяти частей, каждая из которых является своего рода открыткой одного из аспектов их пути.