Творчество и жизнь мольера: биография, роли, звания, награды, фото

Содержание

Творчество Мольера – кратко — Русская историческая библиотека

В одно время с трагиками Корнелем и Расином, Жан Батист Поклен, носивший прозвище Мольера (1622-1673), довел до совершенства французскую комедию. Он был сыном королевского камердинера. Получив научное образование, Мольер сделался директором странствующей труппы актеров, а потом ему было поручено заведование королевским театром. В этом официальном звании, он в течение многих лет обнаруживал неутомимую деятельность и как поэт, и как актер; к нему благосклонно относились при дворе Людовика XIV, для которого он старался устраивать приятные развлечения в торжественные дни. Он не только хорошо изучил страсти и интриги, которые осмеивал в своих комедиях, но и сам был в них участником: ведь содержание его комедий «Школа мужей» и «Школа жён» было взято из его собственного горького опыта, – из его отношений к его молодой жене Арманде, которая прежде была его воспитанницей.

Близкое знакомство с античной драмой и с театром соединялось у Мольера с глубоким знанием человеческой натуры и с ясным пониманием нравственных недугов и слабостей его современников.

Тщательная отделка и легкость его стихов придавали его произведениям высокое совершенство и изящество внешней формы, а его диалогам – чисто французскую грацию. Он писал с одинаковой легкостью и гениальные фарсы и самые глубокие обдуманные характеристики, и несмотря на то, что он иногда накладывал на свои произведения слишком резкий отпечаток комизма, изучение Плавта и Теренция никогда не мешало ему постоянно обращаться к действительной жизни.

Мольер, исполняющий роль Цезаря в трагедии Корнеля «Смерть Помпея». Художник Н. Миньяр, 1656

 

Между произведениями Мольера следует различать наскоро написанные пьесы (вроде «Принцессы Элиды», «Любви-целительницы» и даже «Докучных») от тщательно обработанных и классических пьес. В этих последних он умел искусно согласовать античную характерную комедию и её нравственную цель с основанною на интриге испанской комедией, в которой всё вертится на завязке и развязке данного происшествия. Из его тридцати пяти комедий особенно выдаются следующие: «Смешные жеманницы», где осмеиваются чопорность и сентиментальность того времени, аффектация в старании выражаться всегда умной оригинально, и привычка говорить приторные комплименты, «Школа мужей» и «Школа жён», где изображены последствия превратного понятия о том, как следует обходиться с женщинами.

И по своей основной мысли, и по обрисовке характеров и по языку, эти комедии принадлежат к числу самых удачных пьес Мольера. В драматическом фарсе «Критика «Школы жён»» он осмеял нелепые суждения об этой драме. «Мизантроп» был прославлен спорами между Руссо и Д’Аламбером касательно заведения театра в Женеве, причем первый из них прибегал к софизмам, порицая пьесу, а второй прибегал к софизмам, восхваляя ее.

Чтоб забавлять толпу, Мольер иногда писал водевили и национальные фарсы. К этому разряду принадлежат: «Лекарь поневоле», «Мещанин во дворянстве», «Жорж Данден», «Сганарель», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Осмеявши нравственные недуги своего времени в комедиях «Скупой» и «Учёные женщины», Мольер изобразил в самой тщательно отделанной и в самой законченной из своих комедий, «Тартюфе», притворное благочестие пиетистов, скрывающих под маской религии себялюбивые мирские стремления и чувственные влечения. Эта комедия вызвала страшное негодование в сочувствовавших клерикалам сферах высшего общества.

Со времен Корнеля, Расина и Мольера драма сделалась любимой отраслью французской поэзии.

 

  • Назад
  • Вперёд

Жан-Батист Мольер: биография и интересные факты из жизни

  • 6 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Светлана Гильфанова

Мольер. Одно лишь упоминание этого имени возвращает нас к апогею французской классической комедии. Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества.

Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, написал 12 самых острых и пронзительно-сатирических комедий всех времен, некоторые из них в стихах, другие — в прозе. Он входит в число самых выдающихся мастеров жанра, таких как Аристофан, Плавт и Джордж Бернард Шоу. Мольер закрепил потенциал комедии как серьезной гибкой формы искусства.

Мы расскажем вам о творчестве и биографии Мольера. Краткая характеристика периодов его жизни, некоторые интересные фактах из жизни — все это поможет лучше понять одного из самых выдающихся драматургов в истории. Театр был его жизнью, он исцелил от скуки и распахнул двери в высший свет, но правда ли, что он его и погубил?

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Успех и критика

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жен»», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

«Тартюф, или Обманщик»

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

«Дон Жуан, или Каменный пир»

Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

Личная жизнь

20 февраля 1622 года Мольер дал брачный обет Арманде Бежар — младшей сестре Мадлен (на фото). Она была на 20 лет младше его. Два года спустя у них родились близнецы, которые умерли в возрасте пяти лет. Но они не утратили надежды, и в 1665 году на свет появилась дочь Эсприт-Мадлен.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра — то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

Похожие статьи

Искусство

Mila Azul: биография, интересные факты

Искусство

Jah Khalib: биография, личная жизнь, фото

Искусство

Kamazz: биография, личная жизнь, фото певца

Искусство

Певица Пелагея: биография, личная жизнь, фото и творчество

Искусство

Стинг: биография, личная жизнь, фото и творчество исполнителя

Искусство

Сергей Александрович Есенин: биография и интересные факты

Творчество Мольера – найти время писать

Надпись на обороте: peint par Pierre Mignard en 1671 (Фото предоставлено Википедией) а вредные привычки универсальны. Итак, позвольте мне исправить это следующим образом: «этот конкретный писатель иногда страдает от потакания своим слабостям, лени и жалости к себе». Когда я в настроении поныть о том, как я занят и что у меня нет времени писать, я напоминаю себе об удивительном творчестве перед лицом невзгод французского драматурга Мольера. Потом я замолчал о своих мелких придирках…

 

Чем так удивителен Жан-Батист Поклен, более известный под своим сценическим псевдонимом Мольер? Он родился в 1622 году в довольно богатой буржуазной семье и должен был пойти по стопам отца в карьере государственной службы. Вместо этого он решил стать актером и присоединиться к бродячей труппе актеров — это равносильно побегу, чтобы присоединиться к цирку. В то время актеры считались несколько сомнительной репутацией — им даже не разрешали достойно похоронить на территории церкви. Тем не менее Мольер решил столкнуться с неодобрением публики и семьи, чтобы следовать своей страсти.

Вот еще кое-что, чему я у него научился:

1) Писать — это тяжелая работа, нужно быть дисциплинированным и настойчивым . Никогда не жалуйтесь на нехватку времени. Мольер преодолел банкротство, цензуру, непостоянство придворной моды, неодобрение влиятельных священнослужителей, плохое здоровье, несчастливый брак и все же написал более 30 пьес за 14 лет, одновременно работая на полную ставку театральным режиссером и исполнителем. Он также должен был угодить своему королевскому покровителю, Королю-Солнцу Людовику XIV, и быть доступным для ежедневных формальных церемоний «пробуждения». Король иногда требовал новую пьесу менее чем за 48 часов, и публика не предлагала никаких аплодисментов или отзывов, пока сам король не выказывал свое удовольствие от определенного выступления.

2) Вы можете достичь вершины славы и все же спуститься в бездны отчаяния и в конце концов оказаться забытым . Другими словами, вы должны заниматься искусством ради искусства, а не только ради денег или славы. Хотя король много лет поддерживал Мольера и даже был крестным отцом первенца драматурга, его поддержку нельзя было считать само собой разумеющейся, и он несколько раз отказывался от нее, что означало такие произведения, как «Тартюф» или «Дон Жуан». ‘ были запрещены. В конце концов король бросил его и так и не посетил представление последней пьесы Мольера «Воображаемый недуг».

3)  Вы любите свое искусство до смерти.   Мольер известен тем, что был настолько предан своему искусству, что это фактически убило его. Во время исполнения «Воображаемого недуга» у него случился приступ кашля и кровотечение (по всей видимости, он болел туберкулезом). Он настоял на том, чтобы закончить свое выступление, но умер через несколько часов в результате этих сверхчеловеческих усилий.

Мольер в классическом платье, Николя Миньяр, 1658 год. (Фото предоставлено Википедией)

4)  Вы играете на пределе своих возможностей. Лично Мольер, похоже, больше любил играть трагедии и хотел бы тоже написать трагедию. Однако он очень быстро понял, что его настоящий талант заключается в сатире, насмешке и комедии, и что именно этого от него и хочет публика.

5)  В любом жанре можно найти глубину. Несмотря на необходимость угодить трудной придворной публике, которой нравилась их комедия, широкая и фарсовая, Мольер доказал, что, если ты достаточно хороший писатель, ты можешь быть забавным и при этом задавать общие и глубокие вопросы о лицемерии, фальши в человеческих отношениях, претенциозность и правда.

6)   Вам не обязательно быть идеальным. Сторонники французского языка утверждают, что в творчестве Мольера много ошибок, дополнений, грамматических несоответствий и смешанных метафор (как и в критике Шекспира). Однако в настоящее время французский язык известен как «язык Мольера». Корнель — более великий писатель, Расин обладает более глубоким трагическим чувством, но Мольер — наиболее исполняемый и наиболее цитируемый французский драматург. Его пьесы постоянно ставились в течение последних 350 лет, и публика всегда любила его, даже когда критики, философы, религиозные лидеры и т. д. пытались его дискредитировать.

7)  Учитесь у других. В ранние годы Мольер встречался с Корнелем и даже сотрудничал с ним в пьесе. Он также поощрял Расина в его творческих начинаниях, хотя труппа никогда не ставила пьесы молодого писателя. Однако его самое известное сотрудничество было с Жаном-Батистом Люлли, отцом-основателем французской оперы и балета. Вместе они создали новый жанр, известный как комедия-балет, возможно, предшественник сегодняшних мюзиклов.

8) Нас не волнует его личная жизнь. Да, он был немного ловеласом. Да, он женился на внебрачной дочери своей возлюбленной. Да, он очень хорошо написал о рогоносцах, так что, возможно, это было основано на личном опыте. Нам все равно? Нет. Его работа стоит на его собственной заслуге, как и у Шекспира, о котором мы знаем еще меньше.

Интересная сноска: некоторые сомневаются в подлинности произведений Мольера и приписывают по крайней мере некоторые из его пьес другому драматургу (в данном случае Корнелю, а в случае Шекспира – Кристоферу Марлоу). Кажется, что читатели всегда должны будут изобретать сложные теории, чтобы заполнить пробелы. Так что, возможно, мне следует снова перефразировать с «мы» на «я». Меня волнует личная жизнь Мольера и его человеческие недостатки? Нет. Ему еще есть чему меня научить.

 

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Мольеру 400 лет: встречайте драматурга, актера и поэта с величайшим наследием во французской литературе

Суббота отмечает день рождения Жана -Баптис Поклен, более известный под своим сценическим псевдонимом

Мольер .

Прозванный Шекспиром Франции, актер и драматург считается одним из величайших мастеров французского языка.

400 лет со дня его рождения в январе 1622 года, его пьесы до сих пор ставятся в театрах по всему миру — его влияние таково, что французский язык часто называют «языком Мольера».

Ранние годы жизни Мольера Портрет Мольера в образе Цезаря в «Смерти Помпея» Корнеля, картина Николя Миньяра (1658) Creative Commons

Точная дата рождения Мольера неизвестна. Однако было найдено свидетельство о его крещении, датированное 15 января 1622 г.

Мольер родился в зажиточной семье. Его мать, дочь буржуазной семьи; его отец, главный обойщик и камердинер короля Людовика XIII.

Ожидая, что в конечном итоге он получит королевский титул своего отца, Мольер вместо этого сосредоточил свое сердце на театре.

В возрасте 21 года он объединил свои усилия с актрисой Мадлен Бежар и основал театр Illustre, который вскоре залез в долги, и Мольер отсидел 24 часа в тюрьме .

После заключения французский драматург в 23 года бежал из Парижа и присоединился к труппе актеров.

Театральная труппа гастролировала по королевству с большим успехом в течение 12 лет, и в это время Мольер начал создавать свои пьесы и играть в них.

Растущая репутация и королевское покровительство Мольер в костюме Арнольфа (крайний слева) со своей труппой итальянских и французских актеровАнонимная картина — библиотека La Comédie Française

В 1658 году Мольер и его труппа вернулись в Paris и выступал для короля Людовика XIV в караульном помещении Лувра.

Спектакль принес Мольеру и его театральной труппе ценных покровителей в лице короля и его брата Филиппа, герцога Орлеанского, которые разрешили труппе выступать в большом зале Малого Бурбона, а позже, театр Пале-Рояль.

Со своей труппой, прочно обосновавшейся в постоянном театре в Париже, Мольер написал некоторые из своих самых влиятельных произведений, в том числе «Пораженные барышни» (1659 г.).), «Школа жен» (1662 г.), «Тартюф» (1664 г.) и «Мизантроп» (1666 г.), которые получили признание буржуазной публики.

Скандалы и полемика Страница из двуязычной антологии пьес французского драматурга Мольера 1732 года, хранящейся в библиотеке Comedie Francaise в Париже. французское общество века.

По словам самого драматурга, «долг комедии — исправлять людей, развлекая их».

Следовательно, сочинения Мольера подвергались постоянной критике на протяжении всей его жизни, а некоторые из его пьес были запрещены или вынуждены быть переписанными.

В частности, споры вокруг его пьесы 1664 года «Тартюф».

Пьеса рассказывает историю Оргона, богатого джентльмена, который позволяет обмануть себя мошеннику Тартюфу, который способен полностью разрушить свою семью, притворяясь искренне религиозным и святым.

Католическая церковь была возмущена изображением Мольером мошеннического религиозного персонажа, что в конечном итоге привело к полному запрету пьесы судом.

Однако Мольер упорствовал и вместо этого написал цензурированную версию пьесы в 1669 году, которая на этот раз была разрешена к постановке и была встречена с одобрением.

Наследие Мольера Михаэль Фау в постановке оперы Мольера «Жорж Данден» (1668) в La Comédie FrançaiseAFP

Мольер умер от туберкулеза легких 17 февраля 1673 года, вскоре после представления своей пьесы «Воображаемое». Неверный’.

Хотя многие круги современного общества Мольера критиковали его творчество, их идеи не уменьшили его широкого успеха у публики и его глобального влияния на театр.

«Театр Мольера был чрезвычайно важен на международном уровне. Он даже основал несколько национальных театров, которые полностью адаптировали его пьесы к местным языкам и адаптировали их к духу своей страны», — описывает куратор и архивариус театра Комеди Франсез, Агата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *