Тургенев отцы и дети по главам: «Отцы и дети» – читать по главам

«Отцы и дети» – читать по главам

Посреди начавшихся реформ Александра II, на рубеже 1850-1860 гг., среди русской студенческой молодёжи стало шириться движение т. н. нигилистов – юнцов, которые начали с глумливого издевательства над всеми идеалами и авторитетами, а потом стали звать страну «к топору» в кровожадных революционных прокламациях и даже устроили ужасающие поджоги и пожары в нескольких крупных городах. Эти прямые предшественники большевиков были немногочисленны. Но они сумели поднять вокруг себя такой шум, что многие видные деятели, усматривая в нигилистах будущих хозяев России, спешили заискать перед ними.

С подобным заискиванием выступил и известный своим приспособленчеством писатель Иван Тургенев. В нескольких своих произведениях он угодливо старался «облагородить» тип нигилиста. В самом известном из них – «Отцы и дети» – Тургенев всячески старается возвысить молодых «ниспровергателей» в сравнении с прежним поколением «идеалистов». Ф. М. Достоевский, высмеивая в романе «Бесы» ходульный, неестественный образ главного героя романа, Базарова (см. Образ Базарова), назвал его «фиктивным лицом, не существующим вовсе», «неясной смесью Ноздрёва и Байрона». Сам Тургенев был презрительно изображён Достоевским в персонаже писателя Кармазинова.

 

И. С. Тургенев. Отцы и дети. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига

 

 

 

«Отцы и дети», глава 1 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 2 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 3 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 4 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 5 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 6 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 7 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 8 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 9 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 10 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 11 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 12 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 13 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 14 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 15 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 16 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 17 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 18 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 19 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 20 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 21 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 22 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 23 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 24 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 25 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 26 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 27 – читать онлайн.

 

 

«Отцы и дети», глава 28 – читать онлайн.

 

 

Читайте также:

 

 

Тургенев «Отцы и дети» – краткое содержание по главам.

 

 

Тургенев «Отцы и дети» – анализ.

 

 

Образ Базарова в романе «Отцы и дети».

 

 

Мировоззрение Базарова.

 

 

Отношение Тургенева к Базарову.

 

 

Отношение критиков к роману «Отцы и дети».

 

 

Отцы и дети краткое содержание по главам читать онлайн Иван Тургенев

Книги→ Классика → Иван Тургенев → Отцы и дети краткое содержание

Select rating Дать оценку 1/5Дать оценку 2/5Дать оценку 3/5Дать оценку 4/5Дать оценку 5/5

Изменить размер шрифта — +

 

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Ему сразу же было суждено стать символом эпохи. Автор особенно четко выразил проблему взаимоотношения двух поколений.

 

Главные герои

 

Евгений Базаров – молодой мужчина, студент-медик, яркий представитель нигилизма, то есть философии, ставящей под сомнение все общепринятые ценности.

Аркадий Кирсанов – недавний студент, приехавший в имение родителей. Под влиянием Базарова увлекается нигилизмом. В конце романа понимает, что не может так жить и отказывается от идеи нигилизма.

Кирсанов Николай Петрович – помещик, вдовец, отец Аркадия. Живет в имении с Фенечкой, которая родила ему сына. Придерживается демократичных взглядов, любит поэзию и музыку.

Кирсанов Павел Петрович – аристократ, бывший военный. Брат Николая Кирсанова и дядя Аркадия. Яркий представитель либералов.

Базаров Василий Иванович – армейский хирург в отставке, отец Евгения. Живет в имении жены, небогат. Занимается врачебной практикой.

Базарова Арина Власьевна – мать Евгения, набожная и очень суеверная женщина. Малообразованна.

Одинцова Анна Сергеевна – богатая вдова, которая симпатизирует Базарову. Но спокойствие в своей жизни ценит больше.

Локтева Катя – сестра Анны Сергеевны, скромная и тихая девушка. Впоследствии выходит замуж за Аркадия.

 

Другие персонажи

 

Фенечка – молодая женщина, крестьянка по происхождению,  у неё есть маленький сын от Николая Кирсанова.

Виктор Ситников – знакомый Аркадия и Базарова.

Евдокия Кукшина – знакомая Ситникова, разделяющая убеждения нигилистов.

Матвей Колязин – городской чиновник

 

Краткое содержание

 

Глава 1.

 

Действие начинается весной 1859 года. На постоялом дворе мелкий помещик Кирсанов Николай Петрович ждет приезда своего сына. Он вдовец, живет в небольшом имении и имеет 200 душ. В молодости ему прочили карьеру военного, но небольшая травма ноги ему помешала. Он отучился в университете, женился и стал жить в деревне. Через 10 лет после рождения сына у него умирает жена и Николай Петрович с головой уходит в хозяйство и воспитание сына. Когда Аркадий вырос, отец отправил его в Петербург учиться. Там он прожил с ним три года и снова вернулся в свою деревню. Он очень волнуется перед встречей, тем более, что сын едет не один, а с товарищем.

 

Глава 2.

 

Аркадий знакомит отца с другом и просит с ним не церемониться. Евгений – человек простой, и можно его не стесняться. Базаров решает ехать в тарантасе, а Николай Петрович с Аркадием усаживаются в коляску.

 

Глава 3.

 

Во время пути отец никак не может успокоить свою радость от встречи с сыном, все время старается его обнять, расспрашивает о друге. Аркадий немного стесняется. Он пытается показать свое равнодушие и разговаривает развязным тоном. Он все время оборачивается на Базарова, как будто боится, что тот услышит его размышления о красоте природы, о том, что ему интересны дела в имении.

Николай Петрович рассказывает, что имение не изменилось. Немного запинаясь, он сообщает сыну, что с ним живет девушка Феня, и тут же спешит сказать, что она может уехать, если Аркадий этого захочет. Сын отвечает, что это необязательно. Оба чувствуют неловкость и меняют тему разговора.

Разглядывая запустение, царившее кругом, Аркадий думает о пользе преобразований, но как их воплотить в жизнь, он не понимает. Разговор плавно перетекает на красоту природы. Кирсанов старший пытается декламировать стихотворение Пушкина. Его перебивает Евгений, который просит у Аркадия закурить. Николай Петрович замолкает и молчит уже до конца пути.

Глава 11

 

Резюме

После разговора о «нигилистах» Николай понимает, что, несмотря на все свои усилия, он более чем когда-либо отчужден от сына.

Он размышляет о красоте природы и поэзии и разочарован тем, что молодое поколение отвергло все это. Он мечтает о своем прошлом счастье и о своей жене; далее он сетует на то, что не может заново пережить эти отдельные счастливые моменты; что они не могут быть продлены для вечной, бессмертной жизни.

Внезапно Фенечка возвращает его к реальности, зовя его прийти в дом. На обратном пути он встречает Павла, который тоже кажется озабоченным. Павел, не рожденный романтиком, не способен мечтать, как Николай, и поэтому живет в более бесплодном мире.

В ту же ночь Базаров предлагает принять предложение Николая и отправиться к дяде Аркадия, тайному советнику соседнего города. Они уезжают на следующий день, и «младшие в Марино сожалеют об их уходе… но старшие вздохнули легче».

Анализ

В отличие от Павла, категорически отвергающего все идеи молодого поколения, Николай пытался понять точку зрения молодежи. Он жил с ними в Петербурге и читал то, что они читали, но он все еще не в состоянии понять современную точку зрения.

Он пытается понять, что хорошего можно извлечь из их идей. Он задается вопросом, может ли их ценность заключаться в том, что у них «меньше следов феодализма», чем у старшего поколения. Это важный момент, потому что Николай освобождает своих крепостных и пытается отказаться от старого феодального метода управления своей землей.

Последнее недоумение Николая состоит в том, как могли молодые люди полностью отвергать искусство, поэзию и всю литературу. Конечно, это была бы точка зрения Тургенева, поскольку он создает литературу, и сразу после вопроса Николая о нигилистическом неприятии поэзии Тургенев дает нам великолепно поэтический пассаж, описывающий местность вокруг беседки. Но по мере продвижения в этой главе и по мере того, как Николай погружается в мечты о прошлом счастье, Тургенев слегка критикует Николая. Если мы внимательно посмотрим на Николая, мы увидим, что ему, к сожалению, не хватает практического смысла, необходимого для ведения хозяйства. Ему нужен кто-то, кто поможет ему вырваться из мира романтических грез и смириться с реальным миром.

Таким образом, Тургенев критикует как «нигилиста», все отвергающего, так и романтика вроде Николая, который настолько живет в романтическом мире, что позволяет себе подчиняться практическим соображениям повседневной жизни. Его полнейший романтизм виден, когда он заканчивает свои мечтания со слезами на глазах, и о контрасте напоминает нам утверждение, что эти слезы, по мнению Базарова, были бы «во сто раз хуже виолончели».

В отличие от Николая-мечтателя-романтика, Павел, который не был «прирожденным романтиком» в сентиментальном смысле этого слова, обладал «утонченно-сухой и чувственной душой». Сравнение оставляет Николая более замечательной фигурой из них двоих.

В конце главы мы видим двух молодых людей, которые собираются покинуть Марино, чтобы навестить дядю Аркадия. Аркадий рад этому, но «считает своим долгом скрывать свои чувства. Недаром он был нигилист». Это снова дает нам намек на то, что Аркадий не является и никогда не может быть истинным «нигилистом».

С уходом из Марино мы имеем конец первого цикла романа. Теперь мы переходим к другой сцене и видим молодых «нигилистов» в другом окружении. Читатель должен иметь в виду некоторую сентиментальность, проявляющуюся у Базарова в причинах его поездки к родителям. И мы должны также вспомнить об отношении Базарова к отцу Аркадия и сравнить его позже с его отношением к собственному отцу.

Глава 16

 

Сводка

Аркадия и Базарова принимают в очень знатном доме мадам Одинцовой. Когда они остаются наедине, Базаров очень резко замечает, что г-жа Одинцова — княгиня, снисходительно принимающая будущего доктора или докторского сына; он чувствует, что она просто потворствует своей прихоти.

За чаем они узнают, что мадам Одинцова живет с тетей и сестрой. Тетка — пожилая дворянка, терпящаяся главным образом из-за своего высокого происхождения. Сестра — застенчивая девушка восемнадцати лет. Мадам Одинцова предлагает Базарову о чем-нибудь поспорить. Он обращает ее внимание на книгу с некоторыми рисунками Швейцарии и объясняет, что его интересует только геологический аспект этих зарисовок. Она удивляется, как он может обходиться в жизни без художественного вкуса, и спрашивает, не хочет ли он понимать людей. Он отвечает, что «люди — это деревья в лесу, ни один ботаник не стал бы изучать каждую отдельную березу». Кроме того, разница между умным и глупым человеком такая же, как между здоровым и больным человеком. Если бы можно было реформировать общество, не было бы причин для болезней.

Одинцова спрашивает Аркадия, что он думает об этих идеях, и Аркадий подобострастно соглашается со всем, что сказал Базаров. Приходит тетя, и мы видим, что ее все просто терпят. На самом деле, никто не обращает на нее никакого внимания, кроме как придерживаться надлежащих поклонов. Порфирий Платонович, сосед Одинцовой, приходит играть в карты. Пока они играют, Одинцова предлагает Аркадию сопровождать ее сестру Катю к роялю. Аркадий чувствует себя обиженным, потому что он чувствует, что мадам Одинцова отмахивается от него.

Когда Катя играет, он поражен красотой музыки Моцарта, несмотря на его антиромантизм и защиту нигилизма. Аркадий просит ее объяснить, почему она выбрала именно это музыкальное произведение, а Катя, по природе своей сдержанная, не отвечает на вопрос.

Одинцова предлагает Базарову погулять с ней, чтобы научить латинским названиям различных полевых растений. Когда он хочет знать, зачем ей нужно знать латинские имена, она отвечает, что «во всем должен быть порядок».

Базаров и Аркадий наедине ночью обсуждают двух сестер. Аркадий хвалит Одинцову, а Базаров указывает, что настоящее чудо не мадам, а Катя. В эту же ночь мадам Одинцова думает и о своих гостях. Она заинтригована Базаровым и очарована остротой его суждений. Кроме того, ее смущают собственные неоднозначные чувства.

На следующее утро мадам Одинцова и Базаров уходят заниматься ботаникой, а Аркадий остается дома с Катей. Когда они возвращаются, Баваров здоровается с Аркадием, «как будто они не виделись в тот день».

Анализ

Когда Базаров и Аркадий прибывают в имение мадам Одинцовой, она сразу замечает разницу между двумя мужчинами, обещая Аркадию музыку в качестве развлечения, но замечая, что Базаров не соблазнится таким развлечением. Еще раз отметим, что между двумя друзьями есть существенная разница в том, что Аркадий заботится о многом из того, что обесценивают «нигилисты» и Базаров.

Мадам Одинцова открыто хочет, чтобы Базаров поделился с ней некоторыми своими идеями. Она недоумевает, как Базаров может обходиться без понимания искусства. Он объясняет, что смотрел на некоторые фотографии Швейцарии не из-за романтических пейзажей, а из-за геологической структуры земли. Одинцова считает, что нужно иметь артистическую натуру, чтобы понимать людей, а Базаров считает, что «отдельные личности не стоят труда». «Люди как деревья в лесу, ни один ботаник не остановится, чтобы изучить каждую березку в отдельности». Чего Базаров не понимает, так это того, что ботаник действительно будет изучать различные виды деревьев (береза, вяз, дуб и т. д.), а также будет интересоваться отличительными признаками каждой отдельной березы, дуба и т. д. что все люди такие же, как и всякая береза, это то же самое, что использование дрянной аналогии и свидетельствует о грубом непонимании человеческой природы.

Мадам Одинцова делает разделение между четырьмя людьми. Она отправляет Аркадия посидеть с Катей и послушать фортепиано, пока они с Базаровым спорят. Его поражает фортепианная музыка, хотя истинным нигилистом он не был бы. Таким образом, он похож на своего отца и унаследовал от Николая понимание музыки. Эта взаимная оценка музыки будет сближать Катю и Аркадия все больше и больше, пока они не обручатся.

Одним из больших контрастов между мадам Одинцовой и Базаровым является ее упор на порядок. Она говорит, что у человека должен «во всем быть порядок». Без порядка жизнь была бы слишком беспорядочной и слишком скучной. Она даже хочет знать латинские названия различных растений, потому что эти названия указывают ей на определенную степень порядка. Однако «нигилист» стремится разрушить весь существующий порядок и заменить его типом господствующей анархии. Показательно, что Базарова привлекает человек, который верит во что-то диаметрально противоположное его образу мыслей, и, кроме того, тот, чей образ жизни преобладает над ним, пока он остается в Никольском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *