Томас мор что сделал: Томас Мор биография кратко – что сделал, идеи, творчество эпохи Возрождения – самое важное для подготовки сообщения

Содержание

Томас Мор



Томас Мор

1477-1535

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Томас Mop

Мор (More) Томас (7. 2.1478, Лондон,—6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1492—1494 годы занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку так называемых оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). Друг Эразма Роттердамского (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил «Похвалу глупости»). В 1525—1529 годы канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529—1532 годы канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 году причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 году канонизирован.

Всемирную известность принёс Мору его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греч. , букв.— «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало впоследствии нарицательным — см. Утопия). Здесь Мор впервые изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала — он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

Описание общественного строя Утопии составляет 2-ю часть трактата. Первая, написанная позже и представляющая собой диалог, даёт сатирическую картину социального уклада Англии, контрастирующую с изображением Утопии, и своеобразный скептический комментарий ко 2-й части. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине 16 века была переведена на другие европейские языки. На русский язык — впервые в 1789 году (с французского), в 1901 году

Е. В. Тарле (в приложении к его книге «Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени»), в 1903 году А. Г. Генкелем, в 1935 году А. И. Малеиным, в 1978 году — Ю. М. Каган. «Утопия» оказала большое влияние на последующих реформаторов, в частности Морелли, Бабёфа, Сен-Симона, Фурье, Кабе и других представителей утопического социализма.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Complete works, v. 1—[14], Los Ang., 1957—; The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947; в рус. пер.— Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973; Утопия, М.

, 1978.

Литература: Каутский К., Т. М. и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев М. П., Слав. источники «Утопии» Т. М., М., 1955; Осиновский И. Н., Т. М., М., 1974; Т. М. 1478—1978. Коммунистич. идеалы и история культуры, М., 1981; Campbell W. E., More’s Utopia and his social teaching, L., 1930; Sullivan F. and Sullivan M. P., Moreana, 1478— 1945, Kansas City, 1946; Bridgett T. E., Lite and writings ol sir Th. More, Ann Arbor —L., 1962; Johnson R. S., More’s Utopia: ideal and illusion, New Haven — L., 1969; St. Thomas More, aetion and contemplation. Proceedings of the symposium…, New Haven — L., 1972; F l e i s h e r M., Radical reform and political persuasion in the life and writings of Thomas More, Geneva, 1973.


Вернуться на главную страницу Т. Мора

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Томас Мор — краткая биография

Полное имя:Сэр Томас Мор
Дата рождения:7 февраля 1478 г.
Место рождения:Лондон, Англия
Знак зодиака:Водолей
Деятельность:Философ, юрист, писатель
Дата смерти:6 июля 1535 г. (57 лет)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Краткая биография
  • Личная жизнь
  • Заключение

Детство и юность

Томас Мор появился на свет 7 февраля 1478 года в Лондоне на Молочной улице. О своих предках он говорил так: «Я из семьи неизвестной, но достойной». Несколько поколений Моров были простыми горожанами, однако отец будущего писателя и политического деятеля, Джон Мор, сделал себя сам: получил юридическое образование, был назначен судьей королевского суда, пожалован дворянским титулом и рыцарским званием.

О рождении первенца счастливый отец написал: «В семнадцатый год правления Эдуарда IV, в первую пятницу после праздника Очищения пресвятой девы Марии, в 7-й день февраля, между двумя и тремя часами утра, родился Томас Мор, сын Джона Мора, джентльмена…». Эта запись указывает на две возможные даты: 6 февраля 1477 г. и 7 февраля 1478 г. Большинство исследователей склоняется к последней.

Мать – Агнес Гренджер – дочь олдермена, а с 1507 года лондонского шерифа, Томаса Гренджера.

Маленький Томас учился в лучшем начальном учебном заведении Лондона: грамматической школе Святого Антония, где давали прекрасные знания, в частности, по разговорной и письменной латыни.

В 13 лет, благодаря отцовским связям, он стал пажом в доме кардинала Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского, бывшего лорда-канцлера. Трудно переоценить положительное влияние на воспитание и образование юноши, которое оказал этот выдающийся политический деятель времен войны Алой и Белой розы. Вероятно, благодаря ему в 1492 году Томас Мор поступил в Кентерберийский колледж при Оксфордском университете.

Здесь молодой человек познакомился с лучшими юристами того времени, оксфордскими гуманистами Т. Линакром, У. Гросином и Дж. Колетом, живо интересовался трудами итальянского мыслителя Пико делла Мирандола и даже перевел некоторые его сочинения на английский. Кроме латыни он начал изучать греческий.

Семья сэра Томаса Мора (ок. 1594)

Однако, отец желал видеть сына юристом, и по его настоянию в 1494 году юноша вернулся в Лондон, где в одной из юридических школ окончил курс юриспруденции и стал адвокатом в лондонской корпорации «Нью Инн». При этом он не прекращал занятия философией и литературой, изучал труды Платона и Лукиана, практиковался в греческом языке и совершенствовался в латинском, на котором впервые опубликовал два своих стихотворения.

Философ Томас Мор

Краткая биография

  1. 1496 – сменил корпорацию «Нью Инн» на более статусную «Линкольн Инн».
  2. 1497 – сблизился с Эразмом Роттердамским. Разделяя взгляды гуманистов, Томас вошел в оксфордский кружок Джона Коллета, поддерживал гуманистические идеи равенства, справедливости, морального долга перед обществом. Эти идеи отразились в самом известном его произведении – «Утопии».
  3. 1500-1504 – по мнению историков, Томас Мор провел в монастыре картезианского ордена в Лондоне. Это один из самых аскетичных и суровых монашеских орденов Европы. До конца дней Мор придерживался монастырских правил: практиковал ранний утренний подъем, ношение власяницы, долгие молитвы.
  4. 1504 – между служением церкви или государству выбрал светскую жизнь и стал членом Парламента. Первым же публичным выступлением против увеличения поборов для короны молодой политик навлек на себя гнев Генриха VII. Отец его был арестован и отпущен только после отказа младшего Мора от политической карьеры и выплаты приличного штрафа.
  5. 1505 – взял в жены Джейн Коулт из Нозерхолла (графство Эссекс).
  6. 1510 – в результате выборов стал помощником шерифа Лондона. Его честность, принципиальность и дар красноречия сделали его самым популярным юристом среди людей разных сословий.
  7. 1514-1518 – писал исследование, посвященное эпохе Ричарда III, которое не завершил, но оно оказало большое влияние на английскую историографию и литературу.
  8. 1515 – Генрих VIII, коронацию которого литератор отметил изящными стихотворениями, заметил молодого юриста и отправил его с посольством во Фландрию с целью разрешения торгового конфликта.
  9. 1516 – книгоиздатель Дирк Мартенс опубликовал самую известную книгу Томаса Мора, которая называлась «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», всем известное как «Утопия». Опираясь на труды Платона, сочинения и воспоминания путешественников XV-XVI веков, в частности, Америго Веспуччи, заметки Чосера и др., Мор показал свое видение стройной государственной системы, основанной на идеях утопического социализма.
  10. 1518 – поступил на королевскую службу и вошел в Тайный Совет.
  11. 1520-1529 – вел непримиримую литературную полемику с реформатором Мартином Лютером по поводу церковных традиций. Причем первый трактат на эту тему «Утверждение семи таинств» Томас написал по просьбе и под именем Генриха VIII, за это Лев Х, Папа римский, пожаловал короля титулом «Защитник веры».
  12. 1521 – назначен помощником казначея королевства и произведен в рыцари.
  13. 1523 – избран Спикером палаты общин.
  14. 1524 – назначен распорядителем Оксфордского университета.
  15. 1529 – получил назначение на высшую государственную должность лорда-канцлера.
  16. 1532 – ушел в отставку. Официально из-за слабого здоровья. На самом деле по причине разрыва Генриха VIII с католической церковью и создание англиканской. Король решил развестись с бездетной Екатериной Арагонской и сочетаться браком с Анной Болейн. Католическая церковь воспротивилась такому решению. Не поддержал короля и Томас Мор.
  17. 1534 – Принят «Акт о супрематии», объявивший Генриха VIII главой церкви, и «Акт о престолонаследии», куда входила присяга. Каждый, кто ее приносил, клялся в верности детям Генриха и Анны Болейн, признавая их права на престол, и всему роду Тюдоров. Мор на церемонию пришел, но присягнуть не смог, так как это расходилось с его убеждениями.
  18. 17 апреля 1534 года – Томас Мор был арестован и брошен в Тауэр.
  19. 6 июля 1535 года – казнен через отсечение главы. Подходя к плахе на площади Тауэр-Хилл, он сказал: «Умираю как добрый слуга короля, но в первую очередь – Бога».
  20. 1935 – канонизирован Римско-католической церковью и причислен лику святых за верность церкви.

Казнь Томаса Мора (иллюстрация 1870 г.)

Личная жизнь

В 1505 году Томас Мор заключил брак с Джейн (в девичестве Кольт) 17-ти лет, дочери эсквайра из Эссекса. Современники описывали ее как тихую и добрую женщину, получившую хорошее домашнее образование. Эразм Роттердамский занимался с ней литературой и музыкой. Она подарила Томасу четверых детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джона.

Джейн Кольт

В 1511 году Джейн скончалась от лихорадки. Не прошло и месяца, как Томас женился во второй раз на состоятельной вдове Элис Мидлтон. Она была на 7 лет старше мужа, со сложным характером, не отличающимся покорностью. Однако биографы отмечали, что брак был счастливым. Общих детей у них не было, но в семье в атмосфере любви и взаимоуважения воспитывались четыре ребенка Томаса и дочь Элис от первого брака.

Элис Мидлтон

Томас Мор вообще был замечательным отцом: добрым, внимательным, мудрым. Он активно переписывался с детьми во время деловых поездок, разговаривал с ними, настоял на высшем образовании для дочерей, хотя тогда это было не принято.

Об отношении его детей к отцу говорит то, что литературное наследие, перешедшее к старшей дочери Маргарет, было бережно сохранено и опубликовано (в 1557 году – англоязычное, в 1563 году в Базеле и в 1565-66 гг. в Лувене – произведения на латыни). Муж Маргарет, Уильям Ропер, создал и возглавил школу биографов Томаса Мора, причем его версия биографии стала одной из первых, созданных на современном английском языке.

Заключение

Среди знаменитых людей, живших на рубеже Средневековья и эпохи Возрождения, Томасу Мору принадлежит особое место. Редко, когда политикам кроме ума, блестящего владения искусством интриг, расчетливости присущи честность, высокий моральный облик и гуманизм. Эти качества в полной мере отразились в характере писателя, поэта, политического и религиозного деятеля, философа.

Сэр Томас Мор оставил заметный след в истории не только Англии, но и просвещенного мира в целом. Все сферы жизни, входящие в круг его интересов, были затронуты и получили развитие в его литературных, философских, религиозных, политических, исторических трудах.

Статуя Томаса Мора, Старая церковь Челси

Вклад в литературу

Первые произведения, написанные Томасом Мором, были эпиграммы на латыни. До нас дошли 280 стихотворений. Однако в период зрелости автор был готов отказаться от самых смелых из них, считая, что излишнее свободолюбие и критика верховной власти вредит воспитанию молодежи.

Значительную часть литературного наследия автора составляют переводы с латыни и греческого языка. Причем греческая философия и литература в то время в просвещенной Европе была малоизвестна.

«История Ричарда III» – до сих пор вызывает споры исследователей, историческое оно или литературное. Опираясь на факты, описанные в различных хрониках, мемуарах, исследованиях, автор привносит свое отношение, оценку персонажей и событий. Некоторые детали он рассказывает со слов слуг или очевидцев. Произведение оказало значительное влияние на английскую литературу, в частности, Шекспир обращался к этой книге при создании своей исторической хроники «Ричард III».

Самым известным и значимым трудом Томаса Мора стала «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», проще говоря, «Утопия». В первой части этой книги в беседе между автором и его другом Гитлодеем автор критикует существующие миропорядки, а во второй показывает остров с идеальным мироустройством, основанным на отсутствии частной собственности, нравственности и гуманизме.

Вклад в религиозную и общественно-политическую жизнь Европы

Томас Мор жил в период раскола церкви. При этом выступал против Реформации, критиковал взгляды Мартина Лютера и поддерживал Римско-католическую церковь. На посту лорда-канцлера пытался препятствовать распространению протестантства, не поддержал Генриха VIII в желании развестись с бездетной королевой и жениться на Анне Болейн. В результате был подвергнут казни.

Этот человек пользовался огромной популярностью среди современников. Но точнее всего о нем сказал Роберт Уиттингтон, один из почитателей творчества: «Мор – человек ангельского ума и уникальной образованности. Равных ему я не знаю. Поскольку где еще найти человека подобного благородства, любезности и скромности? Когда ко времени – то предающегося удивительному веселью и потехе, в другое время – печальной сосредоточенности. Человек для всех времен». (Цитата по книге: R. W. Chambers. Thomas More. London, 1935, p. 177).


 

Томас Мор (1478–1535): контекст | SparkNotes

Томас Мор родился в зажиточном Лондоне. семьи в 1478 году. Когда Мору было двенадцать лет состарившись, он начал работать пажом в доме кардинала Мортон, архиепископ Кентерберийский и член короля Генриха Кабинет VII. Он узнал о делах церкви и государства, впечатлил Мортона своим умом и остроумием и продолжил изучение Греческая и латинская литература в Оксфорде. В 1501 г. он стал юристом, а в 1504 г. членом английского парламента.

Еще в юности Мор подружился с голландским философом Дезидериусом. Эразм, важная фигура в движении, известном как гуманизм. гуманисты выступал за возрождение греческой и римской философии и литературы. Вдохновленный древними мыслителями, такими как Платон и Аристотель, Эразм и другие гуманисты склонны относиться к традиции со скептицизмом, утверждая, что разум и вера в человеческое достоинство должны управлять человеческое поведение и реформа политической и религиозной практики. В 1516 г., проникнутый этими идеями, Мор написал его самая важная работа, Утопия , критический экзамен современных английских институтов и обычаев.

Жизнь Мора резко изменилась, когда он стал советником королю Генриху VIII, чье восхождение на английский престол в 1509 г. период политической и религиозной борьбы. В начале своего правления Генрих стал полагаться на таланты Мора и в 1521 г. Помощь Мора в написании знаменитой защиты семи таинств , нападение на немецкого богослова Мартина Лютера. Лютер недавно начал критиковать католическую церковь по вопросам вероучения и злоупотребление церковной властью. Вокруг Лютера росло движение. учения, которые в конечном итоге привели к Реформации, катастрофическому социальные потрясения, приведшие к разделению церкви на католики и протестанты. Мор был набожным католиком и боялся Реформация Лютера ослабила церковь.

Мор защищал католицизм и завоевал уважение Генри и доверие, и Генрих назвал его лордом-канцлером. Однако религиозные пристрастия Генриха вскоре изменился, когда папа запретил ему разводиться с женой, Екатерины Арагонской, что сделало невозможным его брак его юная любовница Анна Болейн. Генри все равно женился на Анне, и папа немедленно отлучил его от церкви. В ответ, Генрих отказался от власти папы и назначил себя главой церкви в Англии, хотя он никогда не переставал осуждать Лютера. учения и продолжал свои гонения на протестантов. Глубоко Религиозный Мор решительно выступил против разрыва с Римом и сделал пункт не присутствовать на коронации Анны. Он отказался принять Клятва Преемственности и Верховенства, которая требовалась от всех Подданные Генриха как доказательство их верности новой королеве Анне и ее потомкам, а также Генриху как верховному главе нового Англиканская церковь. Отказавшись от присяги, Мор совершил государственная измена, преступление, караемое смертной казнью. В апреле 1534 года он был заключен в тюрьму в Лондонский Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен.

Из-за сложного характера Мора ученые разделились что касается истинной природы мировоззрения Мора. С одной стороны, Больше похоже на традицию ренессансного гуманизма, прогрессивное движение, которое подчеркивало роль индивидуального морального сознания в вопросах политики и религии. Ученые считают величайшим произведение, Утопия , как гениальное произведение гуманистического политическая и социальная критика. Кроме того, сопротивление Мора Генри VIII часто упоминается как один из великих актов морального мужества в истории, взгляд на него, поощряемый популярными 1966 пленка А Человек на все времена . С другой стороны, хотя у Мора говоря о том, как должна измениться церковь, он причислял немногие отважные в Англии, которые встали на сторону Рима против восставших волна протестантизма, поступок, который 400 лет спустя принесет ему святости в католической церкви. Еще наблюдал за жестоким преследованием и осуждение протестантских инакомыслящих в Англии в годы до того, как сам Генрих VIII выступил против католической церкви и в этом отношении Мор представляется защитником традиции и статус-кво.

Помимо Utopia , его самая известная работа, Мор также известен своими религиозными сочинениями, в том числе латинскими и английская поэзия и история английского короля Ричарда III, которую некоторые ученые считают, вдохновил пьесу Шекспира. Во многих его религиозных сочинения, Мор непосредственно привлекает наиболее видных деятелей Реформация, особенно Лютер, по вопросам религиозной практики. Мор также известен своими антипротестантскими произведениями, в частности A. Диалог о ересях , который был его первым крупным наступление на Реформацию. Он написал ее в 1528 году, когда Англия была страдают от острой нехватки продовольствия и вспышек чумы и вскоре после окончания кровавой Крестьянской войны в Германии. Для Мора война и голод были доказательством пороков Реформации. Он считал, что это прямые признаки не только Божьего неодобрения но и о дестабилизирующем влиянии протестантизма на европейское цивилизация.

Во время пятнадцатимесячного заключения Мора в Тауэре Лондона, он написал Диалог утешения против невзгод , воображаемый диалог между двумя венграми, Энтони и его племянником Винсентом, как они ждут турецкого вторжения. Диалог комфорта метафорическая трактовка проблем, с которыми Мор столкнулся в последние месяцы своей жизни: турки олицетворяют пороки Реформации и Генриха VIII. отречение от церкви, которое Мор считал катастрофой для христианства. Он утверждает, что можно найти утешение в таких зло только во Христе и что человек веры должен быть подготовлен публично защищать Христа, даже если это означает смерть.

Биография сэра Томаса Мора. философ, писатель, государственный деятель и известный гуманист эпохи Возрождения. Он также был советником Генриха VIII и лордом-канцлером с октября 1529 года по 16 мая 1532 года.0035 [9]

успешный юрист, а затем судья, и его жена Агнес (урожденная Граунгер). Мор получил образование в школе Святого Антония, которая тогда считалась одной из лучших школ Лондона. [10] С 1490 по 1492 год Мор служил дворовым пажом Джону Мортону, архиепископу Кентерберийскому и лорду-канцлеру Англии. [11] :xvi Мортон с энтузиазмом поддерживал «Новое обучение» (теперь называемое Ренессансом) и высоко ценил молодого Мора. Полагая, что у Мора был большой потенциал, Мортон выдвинул его кандидатуру на место в Оксфордском университете (либо в Сент-Мэри-Холле, либо в Кентерберийском колледже, которых уже нет). [12] :38

Мор начал учебу в Оксфорде в 1492 году и получил классическое образование. Учась у Томаса Линакра и Уильяма Гроцина, он овладел латинским и греческим языками. Мор покинул Оксфорд всего через два года — по настоянию отца — чтобы начать юридическую подготовку в Лондоне в Нью-Инн, одной из канцелярских гостиниц. [11] :xvii [13] В 1496 году Мор стал студентом Линкольнс-Инн, одной из Судебных иннов, где он оставался до 1502 года, когда его призвали в коллегию адвокатов. [11] :xvii

 Духовная жизнь

По словам его друга, богослова Дезидериуса Эразма из Роттердама, Мор когда-то серьезно подумывал о том, чтобы отказаться от своей юридической карьеры и стать монахом. [14] [15] Между 1503 и 1504 годами Мор жил недалеко от картезианского монастыря за стенами Лондона и участвовал в духовных упражнениях монахов. Хотя он глубоко восхищался их набожностью, Мор в конце концов решил остаться мирянином, баллотировавшись на выборах в парламент в 1504 году и женившись в следующем году. [11] :xxi

Несмотря на свой выбор светской карьеры, Мор продолжал аскетические практики до конца своей жизни, такие как ношение власяницы на теле и время от времени бичевание. [11] :xxi Традиция Третьего Ордена Святого Франциска чтит Мора как члена этого Ордена в своем календаре святых. [16]

 Начало политической карьеры

В 1504 году Мор был избран в парламент от Грейт-Ярмута, а в 1510 году стал представлять Лондон. [21]

С 1510 года Мор служил одним из двух младших шерифов лондонского Сити, на этой ответственной должности он заработал репутацию честного и эффективного государственного служащего. Мор стал магистром запросов в 1514, [22] том же году, когда он был назначен тайным советником. [23] После выполнения дипломатической миссии к императору Священной Римской империи Карлу V, сопровождавшему Томаса Вулси, кардинала-архиепископа Йоркского, в Кале и Брюгге, Мор был посвящен в рыцари и назначен заместителем казначея казначейства в 1521 году. 0035 [23]

В качестве секретаря и личного советника короля Генриха VIII Мор становился все более влиятельным: приветствовал иностранных дипломатов, составлял официальные документы и выступал в качестве связующего звена между королем и лордом-канцлером Вулси. Позже Мор служил старшим стюардом в университетах Оксфорда и Кембриджа.

В 1523 году Мор был избран рыцарем графства (МП) от Миддлсекса, и по рекомендации Вулси Палата общин избрала Мора своим спикером. [23] В 1525 году Мор стал канцлером герцогства Ланкастер, с исполнительными и судебными обязанностями на большей части северной Англии. [23]

Канцлерство и отставка

После падения Вулси Мор стал канцлером в 1529 году. Он рассылал дела с беспрецедентной быстротой. Полностью преданный Генриху и королевской прерогативе, Мор сначала сотрудничал с новой политикой короля, осуждая Вулси в парламенте и присоединяясь к мнению теологов Оксфорда и Кембриджа о том, что брак Генриха с Кэтрин был незаконным. [нужна цитата] Но по мере того, как Генрих начал отрицать папскую власть, сомнения Мора росли.

Когда конфликт по поводу превосходства между папством и королем достиг своего апогея, Мор продолжал твердо поддерживать превосходство папы как преемника Петра над королем Англии. В 1530 году Мор отказался подписать письмо ведущих английских церковников и аристократов с просьбой к Папе Клименту VII аннулировать брак Генриха с Екатериной Арагонской, а также поссорился с Генрихом VIII из-за законов о ереси. В 1531 году Генрих изолировал Мора, удалив большинство духовенства, поддерживавшего позицию папы, с высших должностей в церкви. Кроме того, Генрих укрепил свое отрицание контроля папства над Англией, приняв Статут Премунира, который запрещал апелляции в Римскую курию из Англии. Осознавая свое изолированное положение, Мор попытался уйти в отставку после того, как от него потребовали принести присягу, объявляющую короля верховным главой английской церкви в соответствии с парламентским актом о верховенстве 1534 года. Он пытался ограничить присягу «насколько закон Христа позволяет». Кроме того, Статут Премунира объявлял преступлением поддержку на публике или в офисе требований папства. Таким образом, он отказался принять присягу в том виде, в каком он отказывался бы от всех притязаний на юрисдикцию над Церковью, кроме государевой. Тем не менее, репутация и влияние Мора, а также его длительные отношения с Генри до поры до времени сохраняли его жизнь в безопасности, и он не был освобожден от должности. Однако, когда его сторонники в суде быстро исчезли, в 1532 году он снова попросил короля освободить его от должности, заявив, что он болен и страдает от резких болей в груди. На этот раз Генри удовлетворил его просьбу.

Суд и казнь

В 1533 году Мор отказался присутствовать на коронации Анны Болейн как королевы Англии. Технически это не было актом измены, поскольку Мор написал Генриху, признавая королевское положение Анны и выражая свое желание счастья короля и здоровья новой королевы. [33] Несмотря на это, его отказ присутствовать был широко истолкован как пренебрежительное отношение к Энн, и Генри принял меры против него.

Вскоре после этого Мору было предъявлено обвинение в получении взятки, но обвинения пришлось снять за отсутствием каких-либо доказательств. В начале 1534 года Мора обвинили в сговоре со «святой девой Кента» Элизабет Бартон, монахиней, которая пророчествовала против аннулирования короля, но Мор смог предъявить письмо, в котором он инструктировал Бартона не вмешиваться в дела государства. имеет значение. [необходима цитата]

13 апреля 1534 года Мора попросили предстать перед комиссией и присягнуть на верность парламентскому Акту о престолонаследии. Мор принял право парламента объявить Анну Болейн законной королевой Англии, но упорно отказывался принести присягу на верховенство короны в отношениях между королевством и церковью в Англии. Твердо придерживаясь учения о папском превосходстве, Мор отказался принести присягу и, кроме того, публично отказался поддержать аннулирование Генриха от Екатерины. Джон Фишер, епископ Рочестера, отказался от присяги вместе с Мором. Присяга гласит: [34]

… По причине чего епископ Рима и Апостольского престола, вопреки великим и нерушимым дарам юрисдикции, данным Богом непосредственно императорам, королям и князьям, находящимся в наследство их наследникам, в прошлые времена осмелился наделять тех, кто пожелает их унаследовать в чужих королевствах и владениях, что мы, ваши самые смиренные подданные, как духовные, так и светские, больше всего ненавидим и ненавидим …

С его отказом поддержать аннулирование Короля, у врагов Мора было достаточно улик, чтобы заставить Короля арестовать его по обвинению в государственной измене. Четыре дня спустя Генри заключил Мора в тюрьму в лондонском Тауэре. Там Мор подготовил религиозный «Диалог утешения против невзгод». Пока Мор находился в заключении в Тауэре, Томас Кромвель несколько раз приезжал к нему, убеждая Мора принести присягу, от которой Мор продолжал отказываться.

1 июля 1535 года Мор предстал перед судейской коллегией, в которую входили новый лорд-канцлер сэр Томас Одли, а также отец, брат и дядя Анны Болейн. Ему было предъявлено обвинение в государственной измене за то, что он отрицал законность Закона о превосходстве, и его судили в соответствии с Законом о государственной измене 1534 года. видно, что он согласен), понимал, что его нельзя осудить до тех пор, пока он прямо не отрицает, что король является верховным главой церкви, и поэтому он отказался отвечать на все вопросы, касающиеся его мнения по этому вопросу.

Томас Кромвель, в то время самый могущественный из советников короля, вызвал генерального солиситора Ричарда Рича, чтобы тот засвидетельствовал, что Мор в его присутствии отрицал, что король является законным главой церкви. Это свидетельство было охарактеризовано Мором как крайне сомнительное.

Присяжным потребовалось всего пятнадцать минут, чтобы признать Мора виновным.

После оглашения вердикта присяжных и до вынесения приговора Мор свободно говорил о своей вере в то, что «ни один светский человек не может быть главой духовности». Его приговорили к повешению, потрошению и четвертованию (обычное наказание для предателей, не принадлежащих к дворянству), но король заменил это казнью через обезглавливание. Казнь состоялась 6 июля 1535 года. Когда он подошел, чтобы подняться по ступеням к эшафоту, широко цитируются его слова (обращающимся к чиновникам): «Я молю вас, я молю вас, мистер лейтенант, помогите мне подняться в целости и сохранности. мой спуск, я могу переложить для себя»; находясь на эшафоте, он заявил, что умер «хорошим слугой короля, но первым Богом». [36]

 Канонизация

Католическая церковь

Папа Лев XIII беатифицировал Томаса Мора, Джона Фишера и 52 других английских мучеников 29 декабря 1886 года. Папа Пий XI канонизировал Мора и Фишера 19 мая 1935 года, и праздник Мора был установлен 9 июля. С 1970 года в Общем римском календаре 22 июня (дата казни Фишера) отмечается Мор со святым Джоном Фишером. В 2000 году Папа Иоанн Павел II объявил Мора «небесным покровителем государственных деятелей и политиков». [4]

Англиканская церковь

В 1980 году, несмотря на их сопротивление английской Реформации, Мор и Фишер вместе были добавлены как мученики Реформации в календарь англиканской церкви «Святые и герои христианской церкви».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *