Томас мор что открыл: Что открыл томас мор. Томас Мор «Утопия» – основные идеи

МОР • Большая российская энциклопедия

МОР (More) То­мас (7.2.1478, Лон­дон – 6.7.1535, там же), англ. гу­ма­нист и гос. дея­тель. Сын юри­ста, впо­след­ст­вии су­дьи ко­ро­лев­ской ска­мьи Дж. Мо­ра (ок. 1450–53 – 1530). На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в грам­ма­тич. шко­ле при гос­пи­та­ле Св. Ан­то­ния. В 13 лет при­нят па­жом в дом ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го Дж. Мор­то­на, где при­влёк вни­ма­ние сво­и­ми ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. В 1492–94 в Окс­форд­ском ун-те изу­чал грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку и ло­ги­ку, др.-греч. и франц. язы­ки, ма­те­ма­ти­ку, ис­то­рию, при­об­рёл на­вы­ки иг­ры на скрип­ке и флей­те, за­тем про­хо­дил обу­че­ние в лон­дон­ских шко­лах пра­во­ве­де­ния Нью-Инн и Лин­кольнс-Инн (с 1496). Ак­тив­но изу­чал про­из­ве­де­ния ан­тич­ных и ран­не­хри­сти­ан­ских мыс­ли­те­лей, в т. ч. Пла­то­на, Ари­сто­те­ля, Лу­киа­на, Ав­гу­сти­на. Зна­чит. влия­ние на М. ока­за­ло сбли­же­ние с круж­ком окс­форд­ских гу­ма­ни­стов – Дж. Ко­ле­том (1467–1519), Т.  Ли­нак­ром (ок. 1460–1524), У. Гро­си­ном (1446–1519), У. Ли­ли (1468–1522). В 1499 М. по­зна­ко­мил­ся с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским.

Т. Мор. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1527. Собрание Фрик (Нью-Йорк).

Ок. 1502 М. за­нял­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой, в 1502–04 так­же пре­по­да­вал пра­во в шко­ле Фер­ни­валс-Инн. В 1504 из­бран в пар­ла­мент, в сте­нах ко­то­ро­го под­верг кри­ти­ке фи­нан­со­вую по­ли­ти­ку Ген­ри­ха VII. Опа­са­ясь ре­прес­сий, на вре­мя ос­та­вил по­ли­ти­ку и вер­нул­ся к ад­во­кат­ской дея­тель­но­сти. В 1506 в Па­риже опуб­ли­ко­вал под­го­тов­лен­ный им совм. с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским пе­ре­вод на лат. яз. кни­ги диа­ло­гов Лу­киа­на (со­труд­ни­че­ст­во М. и Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го про­дол­жа­лось и в по­сле­дую­щие го­ды; Эразм Рот­тер­дам­ский по­свя­тил М. кн. «По­хва­ла глу­по­сти», на­пи­сан­ную в 1509, ко­гда он гос­тил в до­ме М.). В 1508 М. по­се­тил Лё­вен­ский и Па­риж­ский ун-ты, где по­зна­ко­мил­ся с прак­ти­ко­вав­шей­ся в них сис­те­мой пре­по­да­ва­ния. В 1509 всту­пил в Ком­па­нию тор­гов­цев тка­ня­ми (Mercer’s Company), от име­ни ко­то­рой в сен­тяб­ре то­го же го­да вёл пе­ре­го­во­ры о за­клю­че­нии кон­трак­тов с ан­твер­пен­ски­ми тор­гов­ца­ми.

В 1510 как де­пу­тат от Лон­до­на М. вновь во­шёл в пар­ла­мент, со­зван­ный но­вым ко­ро­лём Ген­ри­хом VIII; то­гда же на­зна­чен по­мощ­ни­ком гор. ше­ри­фа (за­ни­мал этот пост до 1518, вы­пол­няя функ­ции су­дьи и юри­дич. со­вет­ни­ка). В 1515 по ре­ко­мен­да­ции лон­дон­ских тор­гов­цев вклю­чён в со­став англ. по­соль­ст­ва, на­прав­лен­но­го во Флан­д­рию для пе­ре­го­во­ров о про­дле­нии сро­ка дей­ст­вия со­гла­ше­ний о тор­гов­ле шер­стью. На­хо­дясь во Флан­д­рии, М. вновь встре­тил­ся с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским и по­зна­ко­мил­ся с др. вид­ны­ми ни­дерл. гу­ма­ни­ста­ми П. Эги­ди­ем и И. Бус­ли­ди­ем.

Во вре­мя тор­го­вых пе­ре­го­во­ров, про­хо­див­ших со зна­чит. пе­ре­ры­ва­ми, М. при­сту­пил к на­пи­са­нию 1-й кни­ги со­чи­не­ния «Уто­пия», ко­то­рую за­вер­шил по воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну в 1516; 2-я кни­га (соб­ст­вен­но по­ве­ст­во­ва­ние о яко­бы не­дав­но от­кры­том го­су­дар­ст­ве уто­пий­цев) бы­ла им в осн. на­пи­са­на го­раз­до рань­ше. Пред­ва­рив про­из­ве­де­ние всту­пит. пись­ма­ми еди­но­мыш­лен­ни­ков-гу­ма­ни­стов, М. из­дал его в дек. 1516 в Лё­ве­не под назв. «Весь­ма по­лез­ная, а так­же за­ни­ма­тель­ная, по­ис­ти­не зо­ло­тая кни­жеч­ка о наи­луч­шем уст­рой­ст­ве го­су­дар­ст­ва и о но­вом ост­ро­ве Уто­пия» («Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). 3-е, ба­зель­ское из­да­ние «Уто­пии» 1518 М. до­пол­нил «Эпи­грам­ма­ми» («Epigram­mata») – со­б­ра­ни­ем по­этич. про­из­ве­де­ний разл. жан­ра (сти­хо­тво­ре­ния­ми, по­эма­ми и соб­ст­вен­но эпи­грам­ма­ми, на­прав­лен­ны­ми в т. ч. про­тив франц. гу­ма­ни­ста Ж. де Бри, сек­ре­та­ря франц. ко­ро­ле­вы, вос­хва­ляв­ше­го в сво­ей по­эме «Chordigera» по­то­п­ле­ние англ. ко­раб­ля франц. суд­ном). «Уто­пия» бы­ла пе­ре­ве­де­на на нем. (1524), итал. (1548), франц. (1550), англ. (1551), ни­дерл. (1553) язы­ки. Она за­ло­жи­ла ос­но­ву жан­ра фи­лос. уто­пий, по­лу­чив­ше­го раз­ви­тие в 17–19 вв. (ра­бо­ты Ф. Бэ­ко­на, Т. Кам­па­нел­лы, С. Джон­со­на, Э. Г. Мо­рел­ли, Г. Ба­бё­фа, К. А. де Рув­руа Сен-Си­мо­на, Ш. Фу­рье, Э. Ка­бе и др.).

Влия­ние на «Уто­пию» М. ока­за­ли диа­ло­ги Пла­то­на о го­су­дар­ст­ве, «За­пис­ки о Галль­ской вой­не» Юлия Це­за­ря, со­чи­не­ния Ци­це­ро­на «О пре­де­лах до­б­ра и зла», Дио­ге­на Ла­эр­тия «Жиз­ни и мнения про­слав­лен­ных фи­ло­со­фов…», трак­тат Ав­гу­сти­на «О гра­де Бо­жи­ем», ра­бо­ты Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го, пись­ма А. Вес­пуч­чи и др. 1-я и 2-я кни­ги «Уто­пии» те­ма­ти­че­ски и кон­цеп­ту­аль­но впол­не са­мо­стоя­тель­ны. В 1-й – да­ёт­ся ана­лиз со­ци­аль­но-эко­но­мич. по­ло­же­ния Анг­лии, под­вер­га­ют­ся ост­рой кри­ти­ке ого­ра­жи­ва­ние и хо­зяйств. мо­но­по­лизм, ри­су­ет­ся кар­ти­на раз­ло­же­ния англ. де­рев­ни, упад­ка ре­мес­ла, нравств. пор­чи об­ще­ст­ва. Во 2-й – опи­са­но иде­аль­ное го­су­дар­ст­во Уто­пия, по­коя­щее­ся на эко­но­ми­ко-по­ли­тич. и нрав­ст­вен­но-пра­во­вых ос­но­ва­ни­ях, аде­к­ват­ных пред­став­ле­нию о че­ло­ве­ке, сло­жив­ше­му­ся в ре­нес­санс­ной куль­ту­ре. В нём сча­стье ин­ди­ви­дуу­ма не при­но­сит­ся в жерт­ву бла­го­по­лу­чию гражд. кол­лек­ти­ва, а рег­ла­мен­та­ция ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей не толь­ко не ве­дёт к за­кре­по­ще­нию лич­но­сти, но, на­про­тив, при­зва­на соз­дать оп­ти­маль­ные ус­ло­вия для «ду­хов­ной сво­бо­ды и про­све­ще­ния». В Уто­пии раз­ли­чия в склон­но­стях и взгля­дах ка­ж­до­го чле­на об­ще­ст­ва при­ни­ма­ют­ся в рас­чёт: об этом сви­де­тель­ст­ву­ет сво­бод­ный вы­бор уто­пий­ца­ми ро­да за­ня­тий, раз­но­мыс­лие при ис­тол­ко­ва­нии на­блю­де­ний при­ро­ды, не­сход­ст­во то­чек зре­ния на мо­раль, раз­ли­чие ре­лиг. ве­ро­ва­ний и их тер­пи­мое от­но­ше­ние друг к дру­гу. «Ас­ке­ти­че­ская про­сто­та» уто­пий­ско­го бы­та со­че­та­ет­ся с утон­чён­ны­ми ду­хов­ны­ми на­сла­ж­де­ния­ми (coluptas), свя­зан­ны­ми с уп­раж­не­ни­ем в доб­ро­де­те­ли и соз­на­ни­ем бес­по­роч­ной жиз­ни, ко­то­рые яв­ля­ют­ся «выс­шим бла­гом» (sum­mum bonum). Сам об­раз уто­пий­ско­го об­ще­жи­тия, в ко­то­ром уп­разд­не­ны ча­ст­ная соб­ст­вен­ность, де­неж­ное об­ра­ще­ние, при­ви­ле­гии, по­лу­чае­мые по про­ис­хо­ж­де­нию, про­из-во рос­ко­ши на по­тре­бу иму­щим, стал сво­его ро­да куль­ми­на­ци­ей гу­ма­ни­стич. меч­та­ний о строе, воз­вы­шаю­щем лю­дей об­ра­зо­ван­ных и доб­ро­де­тель­ных. Имен­но ли­ца об­ра­зо­ван­ные и доб­ро­де­тель­ные за­ни­ма­ют пер­вен­ст­вую­щее ме­сто в Уто­пии: из их чис­ла изби­ра­ют­ся выс­шие долж­но­ст­ные ли­ца го­су­дар­ст­ва (тра­ни­бо­ры или про­то­фи­лар­хи), чле­ны гл. по­ли­тич. ор­га­на (Се­на­та), а так­же пра­ви­те­ли ка­ж­до­го из 54 го­ро­дов (прин­цеп­сы). В уто­пий­ском го­су­дар­ст­ве лю­ди, про­явив­шие спо­соб­но­сти к нау­ке, ос­во­бо­ж­да­лись от по­все­днев­но­го тру­да, в то вре­мя как ос­таль­ные жи­те­ли долж­ны бы­ли изу­чить ре­мёс­ла и ра­бо­тать еже­днев­но по 6 час, а так­же тру­дить­ся в те­че­ние 2 лет в ка­че­ст­ве зем­ле­дель­цев. По­сле еже­днев­но­го тру­да в сво­бод­ное вре­мя уто­пий­цы за­ни­ма­лись «бла­го­род­ны­ми нау­ка­ми», разл. ви­да­ми иск-ва и фи­зич. уп­раж­не­ния­ми. Наи­бо­лее тя­жё­лую ра­бо­ту в Уто­пии вы­пол­ня­ли ра­бы. Ими ста­но­ви­лись гра­ж­да­не, со­вер­шив­шие тяж­кие уго­лов­ные пре­сту­п­ле­ния, плен­ни­ки, за­хва­чен­ные во вре­мя вой­ны, и вы­ку­п­лен­ные уто­пий­ца­ми ино­стран­цы, ко­то­рым на их ро­ди­не гро­зи­ла смерт­ная казнь.

По-ви­ди­мо­му, в од­но вре­мя с «Уто­пи­ей» М. ра­бо­тал и над «Ис­то­ри­ей Ри­чар­да III» («History of King Richard III»), ис­то­рич. со­чи­не­ни­ем, ко­то­рое так и ос­та­лось не­за­вер­шён­ным. По­свя­щён­ное крат­ко­му пе­рио­ду – от смер­ти Эду­ар­да IV до всту­п­ле­ния на пре­стол Ри­чар­да III (1483) – это про­из­ве­де­ние со­дер­жит не толь­ко из­ло­же­ние со­бы­тий из ис­то­рии Анг­лии, но и ана­лиз сис­те­мы вла­сти, ос­но­вы­ваю­щей­ся на про­из­во­ле и на­си­лии. Пер­во­на­чаль­но оно бы­ло из­да­но ано­ним­но в 1543 в со­ста­ве хро­ни­ки Дж. Гар­дин­га, за­тем в 1548 и 1550 в хро­ни­ке Э. Хол­ла с ука­за­ни­ем на при­над­леж­ность его М. В 1557 отд. из­да­ни­ем «Ис­то­рию Ри­чар­да III» опуб­ли­ко­вал У. Рас­телл. Вер­сия это­го про­из­ве­де­ния на лат. яз., имею­щая рас­хо­ж­де­ния с анг­лоя­зыч­ной, вы­шла в свет в 1566. В 1587 «Ис­то­рию Ри­чар­да III» в сво­ей хро­ни­ке пе­ре­пе­ча­тал Р. Хо­лин­шед, из ко­то­рой её за­им­ст­во­вал У. Шек­спир, ра­бо­тая над тра­ге­ди­ей «Ри­чард III».

Ко­роль Ген­рих VIII, обес­по­ко­ен­ный ра­зо­ре­ни­ем кре­сть­ян­ст­ва в ре­зуль­та­те ого­ра­жи­ва­ний, одоб­рил кри­тич. па­фос «Уто­пии» и на­зна­чил М. в 1517 сво­им со­вет­ни­ком. В том же го­ду М. в со­ста­ве англ. де­ле­га­ции уча­ст­во­вал в пе­ре­го­во­рах с Фран­ци­ей, про­хо­див­ших в го­ро­дах Ка­ле и Бу­лонь. В 1518 М. стал ко­ро­лев­ским сек­ре­та­рём, в 1520 и 1521 при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах с им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Кар­лом V и тор­гов­ца­ми Ган­зы. В 1521 стал за­се­дать в «Звёзд­ной па­ла­те», то­гда же на­зна­чен по­мощ­ни­ком ка­зна­чея ко­ро­лев­ст­ва и воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во.

Ген­рих VIII це­нил М. за об­шир­ные по­зна­ния и ост­рый ум, лю­бил бе­се­до­вать с ним о по­ли­ти­ке, нау­ках и иск-ве, до­ве­рял ему де­ли­кат­ные по­ру­че­ния ди­пло­ма­тич. и лит. ха­рак­те­ра. При этом сам М. не пе­ре­оце­ни­вал сте­пень до­ве­рия Ген­ри­ха VIII. В 1521 от име­ни ко­ро­ля вы­шел в свет трак­тат «За­щи­та се­ми та­инств про­тив Мар­ти­на Лю­те­ра» («Assertio septem sacra­men­tum aduersus Martinum Luthe­rum»), ре­дак­то­ром, а так­же, воз­мож­но, со­ав­то­ром ко­то­ро­го был М. На от­вет­ный пам­флет М. Лю­те­ра, со­дер­жав­ший ос­корб­ле­ния в ад­рес ко­ро­ля, М. в 1523 опуб­ли­ко­вал (сна­ча­ла под псевд. Фер­ди­нанд Ба­ра­вел­лий, за­тем Уиль­ям Росс) «От­вет Лю­те­ру» («Responsio ad Luthe­rum»), в ко­то­ром об­ви­нил нем. ре­фор­ма­то­ра в под­стре­ка­тель­ст­ве на­ро­да к бун­ту про­тив за­кон­ных вла­стей. В по­ле­ми­ке с Лю­те­ром М. вы­дви­нул 4 по­сту­ла­та, от­ра­жав­шие его собств. от­но­ше­ние к цер­ков­ной тра­ди­ции: 1) о без­ус­лов­ном ав­то­ри­те­те Биб­лии; 2) о том, что Пи­са­ние не со­дер­жит все­го, что бы­ло со­вер­ше­но и ска­за­но Бо­гом; 3) о спо­соб­но­сти ка­толич. церк­ви (бла­го­да­ря при­сут­ст­вию в ней Св. Ду­ха) без­оши­боч­но от­ли­чать бо­же­ст­вен­ную тра­ди­цию от че­ло­ве­че­ской; 4) идея о том, что для пра­виль­ной ин­тер­пре­та­ции Пи­са­ния не­об­хо­ди­мо ру­ко­во­дство­вать­ся мне­ни­ем от­цов Церк­ви и ве­рой всех хри­сти­ан. В сво­их ра­бо­тах М. вёл по­ле­ми­ку не толь­ко с Лю­те­ром, но и с его англ. по­сле­до­ва­те­ля­ми, в т.  ч. У. Тин­де­лом (1494–1536). В ря­де со­чи­не­ний («Диа­лог о ере­сях», 1529; «Оп­ро­вер­же­ние от­ве­та Тин­де­ла», 1532–33) М. вы­сту­пил не толь­ко про­тив осн. лю­те­ран­ских те­зи­сов, под­дер­жи­вае­мых Тин­де­лом (спа­се­ние ис­клю­чи­тель­но че­рез ве­ру, Пи­са­ние как един­ст­вен­ный её ис­точ­ник, не­сво­бо­да че­ло­ве­че­ской во­ли и др.), но и об­ви­нил его в тен­ден­ци­оз­ном пе­ре­во­де Биб­лии на англ. яз., в ко­то­ром, по мне­нию М., Тин­дел пу­тём ис­ка­же­ния смыс­ла слов соз­на­тель­но про­дви­гал лю­те­ран­скую док­три­ну. При этом са­му идею пе­ре­во­да Пи­са­ния на англ. яз. М. оце­ни­вал по­ло­жи­тель­но.

В апр. 1523 М. при под­держ­ке лорд-канц­ле­ра Т. Уол­си из­бран спи­ке­ром Па­ла­ты об­щин, в 1524 – вы­со­ким рас­по­ряди­те­лем Окс­форд­ско­го, в 1525 Кем­бридж­ско­го ун-тов. В ию­ле 1525 ему по­жа­ло­ван пост канц­ле­ра гер­цог­ст­ва Лан­ка­стер­ско­го. В 1527 М. уча­ст­во­вал в пе­ре­го­во­рах с пред­ста­ви­те­ля­ми франц. ко­ро­ля в г. Амь­ен, в 1529 – в за­клю­че­нии до­го­во­ра о ми­ре ме­ж­ду Анг­ли­ей, Фран­ци­ей и Свя­щен­ной Рим. им­пе­ри­ей. По­сле сме­ще­ния Уол­си в окт. 1529 М. бы­ла вру­че­на боль­шая пе­чать лорд-канц­ле­ра Анг­лии. В но­яб­ре то­го же го­да он от­крыл ра­бо­ту ре­фор­мац. пар­ла­мен­та, пре­тен­зии ко­то­ро­го к англ. ду­хо­вен­ст­ву на­шли по­ни­ма­ние у ко­ро­ля.

Уже в 1530 воз­ник­ли раз­но­гла­сия ме­ж­ду Ген­ри­хом VIII и М., ко­то­рый стал про­тив­ни­ком раз­во­да ко­ро­ля с его суп­ру­гой Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской и так­же не при­нял ре­лиг. по­ли­ти­ку ко­ро­ля. М., в ча­ст­но­сти, от­ка­зал­ся под­пи­сать пись­мо, со­став­лен­ное англ. зна­тью и ду­хо­вен­ст­вом (в т. ч. Т. Уол­си) в 1530, в ко­то­ром со­дер­жал­ся при­зыв, об­ра­щён­ный к па­пе Рим­ско­му, ан­ну­ли­ро­вать брак ко­ро­ля. М. так­же не под­дер­жал по­пыт­ки пар­ла­мен­та за­пре­тить кон­во­ка­ции (со­бо­ры ду­хо­вен­ст­ва) без раз­ре­ше­ния ко­ро­ля и объ­я­вить их ре­ше­ния не­дей­ст­ви­тель­ны­ми. Рез­кая кри­ти­ка М. пар­ла­мент­ско­го бил­ля о пре­кра­ще­нии вы­пла­ты т. н. пер­вых пло­дов Ри­му при­ве­ла к его от­став­ке в мае 1532. На­пря­жён­ность в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду ко­ро­лём и М. воз­рос­ла по­сле от­ка­за по­след­не­го в 1533 при­сут­ст­во­вать на ко­ро­на­ции А. Бо­лейн, на ко­то­рой Ген­рих VIII же­нил­ся по­сле раз­во­да с Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской. На­ча­лись пре­сле­до­ва­ния быв. канц­ле­ра, от­ка­зы­вав­ше­го­ся при­зна­вать ко­ро­ля гла­вой англ. церк­ви. 13.4.1534 М. пред­стал пе­ред ко­ро­лев­ской ко­мис­си­ей, по­тре­бо­вав­шей от не­го при­ся­ги по Ак­ту о пре­сто­ло­нас­ле­дии, при­зна­вав­ше­му за­кон­ны­ми на­след­ни­ков но­вой ко­ро­ле­вы. М. вы­ра­зил го­тов­ность при­знать ле­ги­тим­ность прав Бо­лейн, но от­ка­зал­ся от при­сяги, т. к. она не при­зна­ва­ла пап­ской су­пре­ма­тии. 17.4.1534 М. был за­клю­чён в Тау­эр. В тюрь­ме М., поль­зо­вав­ший­ся бла­го­да­ря ры­цар­ско­му ти­ту­лу не­ко­то­ры­ми при­ви­ле­гия­ми по срав­не­нию с др. за­клю­чён­ны­ми, на­пи­сал тео­ло­гич. ра­бо­ту «Диа­лог об уте­ше­нии в не­взго­дах» («A dialogue of comfort against tribula­tion»). В ию­ле 1535 по об­ви­не­нию в гос. из­ме­не М. осу­ж­дён на смерть и каз­нён. Тра­диц. казнь для об­ви­нён­ных в гос. из­ме­не (по­ве­ше­ние, по­тро­ше­ние и чет­вер­то­ва­ние) бы­ла за­ме­не­на по ре­ше­нию Ген­ри­ха VIII на от­се­че­ние го­ло­вы. Те­ло М. бы­ло за­хо­ро­не­но в ц. Св. Пет­ра в Тау­эре, по не­ко­то­рым вер­си­ям, в даль­ней­шем оно бы­ло пе­ре­не­се­но в цер­ковь в Чел­си, в строи­тель­ст­ве од­ной из ка­пелл ко­то­рой М. при­ни­мал уча­стие. Его го­ло­ва, вы­став­лен­ная по­сле каз­ни на лон­дон­ском мос­ту, бы­ла, по пре­да­нию, вы­куп­ле­на близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми или вы­да­на им. Впо­след­ст­вии, как ут­верж­да­ют био­гра­фы М., го­ло­ва бы­ла по­хо­ро­не­на вме­сте с те­лом до­че­ри М. – Мар­га­рет в це­рк­ви в Чел­си.

Ги­бель М. бы­ла бо­лез­нен­но вос­при­ня­та со­вре­мен­ни­ка­ми. Па­па Па­вел III обе­щал от­лу­чить Ген­ри­ха VIII от Церк­ви, Эразм Рот­тер­дам­ский под­чёр­ки­вал, что та­ко­го анг­ли­ча­ни­на не бы­ло и боль­ше не бу­дет в ис­то­рии, Карл V зая­вил о том, что был бы го­тов по­те­рять луч­ший го­род, чем со­вет­ни­ка, по­доб­но­го Мо­ру.

В 1886 М. был объ­яв­лен Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью блж. му­че­ни­ком, в 1935 ка­но­ни­зи­ро­ван. День па­мя­ти св. То­ма­са М., ус­та­нов­лен­ный Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью 14.2.1966, при­хо­дит­ся на 22 ию­ня.

Жизнь и идеи Томаса Мора (1478–1535)

   Человек, изображенный на этом портрете, умер столетия назад. Его голова упала под топором палача 6 июля 1535 года.
   Казнил его английский король Генрих VIII, а еще только за два года до оказии Томас Мор был лордом-канцлером английского королевства – первым министром короля.
   Такая злая судьба была у этого человека. Время, когда он жил, было жестоким. Людей казнили десятками тысяч только за то, что они верили в Бога не так, как требовала церковь. Костры, на которых церковь сжигала еретиков, пылали во всех странах Европы, и у многих людей было гораздо меньше шансов умереть в собственной постели, чем погибнуть на костре.
   Конец Томаса Мора был концом многих людей его времени. Однако люди помнят Томаса Мора совсем не потому, что он умер на эшафоте. Мысли Мора пережили его на многие столетия и будут жить еще долгие века. Томас Мор был одним из самых умных людей своего времени. Замечательный живописец Ганс Гольбейн показывает нам этого умного, проницательного и добродушного человека.

   Чем же знаменит в веках этот человек шестнадцатого столетия?
   Век, в котором жил Мор, был веком великих географических открытий: вслед за Колумбом европейцы-путешественники открывали новые земли и острова.
   Томас Мор знаменит тем, что он первый и единственный в то время «открыл» неизвестный остров Утопию. Добраться до этого острова было нелегко.
   «Вход в залив, – писал он, – очень опасен из-за мелей с одной стороны и утесов – с другой. Почти на середине этого расстояния находится одна скала, которая выступает из воды, вследствие чего она не может принести вреда. На ней выстроена башня, занятая караулом. Остальные скалы скрыты под волнами и губительны. Проходы между ними известны только утопийцам».
   Утопия остров не только неизвестный, но даже не существовавший на самом деле.
Впрочем, некоторые читатели поверили в него.
   Но доехать туда нельзя было никак. Это был остров будущего. Мор населил его людьми, которые жили совсем другими порядками, чем весь остальной человеческий мир. Книга его называется «Золотая книжечка, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии».
   Она о том времени, когда люди будут устраивать свою жизнь наилучшим образом, не притесняя и не эксплуатируя других людей. Такой строй называется социализмом.
   Томас Мор был первым человеком в мире, который описал, какой могла бы быть такая жизнь. После него жили еще люди, мечтавшие о золотом времени для человечества, и мы называем их социалистами-утопистами по имени того острова Утопии, который был «открыт» Мором. Утопистом называется вообще всякий мечтатель о неосуществимом и несбыточном. В отличие же от социалистов-утопистов, социалистов-мечтателей, мы знаем и представителей научного социализма. Это, например, Карл Маркс. Сегодня во многих парламентах современных государств есть социалистические партии.
Во времена Мора социализм был абсолютно несбыточен.
   Мы сейчас видим, как отдельные идеи социализма, идеи справедливого социального устройства воплощаются в жизни в разных странах мира. И вот то, что мы видим, интересно сравнить с фантастическим социализмом Мора на его благословенном острове, куда добраться было никак невозможно.
   Вот этот остров. В средней части, в самом широком месте, он простирается на двести миль, затем его ширина уменьшается, и в направлении к концам остров мало-помалу суживается. От материка он отделяется проливом в пятнадцать миль. На острове пятьдесят четыре города. Столица острова, город Амаурот, расположен на реке Анидре. В ней чередуются прилив и отлив. Во время прилива море оттесняет реку назад и заполняет русло Анидры своими волнами.
   С противоположным берегом реки город соединен мостом не на деревянных столбах и сваях, а на каменных арках.
   Да ведь это Лондон! А Утопия? Посмотрите на карту: это Англия! И в Англии было тогда пятьдесят четыре города, и ее отделял от материка пролив шириной в пятнадцать миль.
   Это Англия, но не та Англия, в которой жил Томас Мор, не та Англия, где правил король-тиран, где голодных, укравших кусок хлеба, удавливали на виселицах, не та Англия, где помещики сгоняли крестьян с полей, чтобы взять их поля как пастбища для овец, и где крестьяне превращались в нищих, для того чтобы Англия богатела, торгуя овечьей шерстью, не та Англия, где, по выражению Мора, овцы съели людей.
   Утопия – это Англия, какой ее хотел видеть Томас Мор. В ней все трудятся и все принадлежит всем. У всех есть одно общее занятие – земледелие, от которого никто не избавлен, но, кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло как специальное. Женщины имеют более легкие занятия: они обычно обрабатывают шерсть и лен. Мужчинам поручаются остальные ремесла, более трудные. Люди работают только шесть часов в день, но у них всего хватает, потому что все работают. Не работают только люди, которым поручено заниматься наукой, и сифогранты – общественные выборные.
   На всякой улице, рассказывает Мор, имеются вместительные дворцы, отстоящие друг от друга на равном расстоянии. В них живут сифогранты. К каждому из дворцов приписаны тридцать семейств. Тут эти семьи должны обедать.
   Никому не запрещено обедать дома, но никто не делает этого охотно, потому что считается непристойным и глупым тратить труд на приготовление худшей еды, когда во дворце, отстоящем так близко, готова вкусная и обильная пища.
   У этого народа – утопийцев – всего вдоволь. А вдруг в каком-либо городе неурожай! Тогда утопийский сенат – выборные от всего народа – добавляет тем, у кого не уродилось, оттуда, где урожай.
   Остров составляет как бы одно семейство. Денег на острове Утопии нет. А с золотом и серебром, из-за которых люди в Англии и во всем мире воюют, сажают в тюрьмы и убивают друг друга, утопийцы обращаются с презрением. Из золота и серебра они делают ночные горшки, выковывают из них цепи и кандалы для рабов. Если кто-нибудь опозорит себя каким-нибудь преступлением, в уши ему вдевают золотые кольца, золотом обвивают пальцы, на шею надевают золотую цепь, голову украшают золотым обручем.
   Как-то, рассказывает Мор, в Амаурот приехали анамолийские послы. Они не знали утопийских обычаев и, видя, что утопийцы ходят в одной и той же грубой одежде, решили ослепить их блеском и роскошью своих нарядов. Напялив на себя все, что у них было дорогого, анамолийские послы, петушась, ехали по утопийским улицам. Получилось, однако, то, чего они совсем не ожидали: утопийцы приняли их по наряду за рабов, не обратили на них никакого внимания, но очень почтительно приветствовали их слуг, которые ехали в простой одежде.
   В Утопии драгоценные камни служили только для забавы совсем маленьких детей. Подраставшие ребята уже стыдились играть жемчугами и бриллиантами. Поэтому, когда ребята увидели драгоценные камни на шапках послов, они обращались к своим матерям с такими словами:
   – Вот, мама, какой большой остолоп, он все еще возится с жемчугом и блестящими камушками, как будто маленький.
   А мать отвечала:
   – Молчи, сынок, это, думаю я, кто-нибудь из посольских шутов.
   Как же могли существовать рабы на таком острове свободы? А ведь рабы там были. Они выполняли всякие тяжелые, черные работы и были закованы в цепи. Мор был прогрессивный человек, каких немного было в его время, но и он не мог представить себе страны, даже самой счастливой, без рабов. Правда, утопийские рабы не такие, как в других странах: это либо пленные, взятые в бою, либо преступники, такие, которых в других странах приговаривали к смертной казни, но это рабы. И для времени, в котором жил Мор, это считалось очень милосердным, тем более, если они раскаивались, они получали надежду стать снова свободными.
   Утопийцы ненавидят войну, но постоянно упражняются в военных науках. Мор пишет про них, что они никогда не начинают войны зря: они воюют только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана.
   Некоторые главы из «Утопии» кажутся поразительными, когда читаешь их теперь.
Ведь все это написано столько веков назад! Какой ум и какое сердце нужно было иметь, чтобы хотя бы в мечтах создать такую страну справедливости в такое несправедливое и жестокое время!
   Тогда в Европе яростно боролись две церкви: католическая и протестантская. В Германии за одно только лето было перебито семьдесят тысяч человек за то, что они не хотели оставаться католиками.
   В Утопии много религий. Одни утописты считают богом солнце, другие – луну, третьи – одну из планет. Некоторые преклоняются перед каким-нибудь великим человеком, а иные – еще как-либо иначе, но никто друг друга не убивает за то, что другой верит по-особенному.
   Это одна из самых удивительных глав его «Утопии», потому что Мор сам был католиком и признавал римского папу единственным и главным представителем Бога на земле. Мало того: казнен он был королем Генрихом VIII именно за то, что не соглашался с ним, когда тот решил отделиться от католической церкви и перестал признавать папу главой религии.

   Король старался переманить Мора на свою сторону, потому что его очень уважали в Англии. Он сделал его первым министром королевства.
   Когда Мор вступал в эту должность, два герцога: Норфолькский и Суффолькский – провожали его во дворец. Один из герцогов при огромном стечении народа произнес в честь него хвалебную речь. В ответ на нее Мор сказал герцогу:
   – Я считаю это кресло местом, полным опасностей и трудов и далеко не слишком почетным. Чем выше место, тем сильнее падение с него.
   Три года пробыл лордом-канцлером Томас Мор, бывший судья, а потом посол английского королевства. Через три года он ушел со своего поста, потому что не хотел поддерживать короля против его подданных. Генрих VIII не простил ему этого и стал преследовать его со всей силой своей мстительной натуры.
   После того как король конфисковал все небольшое имение своего бывшего канцлера, после того как Мор вытерпел еще много неприятностей, тот же герцог Норфолькский, который провожал его во дворец, сказал ему:
   – Опасно воевать с государями, и я желал бы, чтобы вы уступили желанию короля. Ведь, гнев короля равносилен смерти!
   – И это все, милорд? – возразил Мор. – Тогда ведь между мной и вами лишь та разница, что я умру сегодня, а вы завтра.
   Наконец, король добился того, чего хотел: его, а не римского папу, признали главой английской церкви, и Томасу Мору предложили принести присягу королю. Он отказался. Тогда его бросили в тюрьму в Тауэр, а через год осудили за измену и вынесли такой приговор:
   «Вернуть его при содействии шерифа Вильяма Бингстона в Тауэр, оттуда влачить по земле через все лондонское Сити (центральная часть города) в Тиберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умрет, вспороть живот, выдернуть и сжечь внутренности, затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над всеми четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».
   Король «помиловал» его: он заменил ему эту казнь простым отсечением головы. Юмор никогда не покидал Мора. Говорят, услышав об этом, он сказал:
   – Избави, Боже, моих друзей от такой милости.
   Его привезли на место казни. Эшафот был плохо сколочен – он зашатался, когда Мор вступил на него. Тогда Мор вежливо обратился к тюремному офицеру:
   – Пожалуйста, помогите мне взойти, вниз я уж как-нибудь сам сойду.
   Он хотел сказать речь народу, но ему не позволили, тогда он обернулся к палачу и сказал:
   – Только смело, не страшись своей работы. Шея моя коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться.
   Так погиб Томас Мор.
   Утопия в переводе с греческого означает «несуществующее место». Тогда и не могло существовать место, где бы люди жили счастливо. Возможно, такое место еще когда-нибудь будет.

1 июля — сэр Томас Мор признан виновным

В этот день в истории Тюдоров, 1 июля 1535 года, во время правления короля Генриха VIII, сэр Томас Мор, бывший лорд-канцлер Генриха VIII, был осужден специальной комиссией за государственную измену. Ойера и Терминера. Комиссия признала его виновным, и 6 июля 1535 года он был казнен.

Но как Мор, верный и верный слуга короля, оказался в этой передряге? Кто был в комиссии и что именно произошло?

Узнайте все о падении сэра Томаса Мора в сегодняшнем разговоре.

Также в этот день в истории Тюдоров, 1 июля 1543 года, во времена правления короля Генриха VIII, были подписаны Гринвичские договоры. Эти договоры заключались между королевствами Шотландии и Англии, и, среди прочего, было соглашение о браке между принцем Эдуардом, будущим королем Эдуардом VI, и Марией, королевой Шотландии. Узнайте больше об этих договорах и последующей войне, известной как Грубое ухаживание, в прошлогоднем видео:

Также в этот день в истории:

  • 1511 – Рождение Адриануса Юния (Адриана де Йонге), врача, ученого, поэта и историка, в Хорне в Нидерландах. Современники называли его «вторым Эразмом», а среди его работ были «Филиппеиды» (1554 г.), поэма, посвященная свадьбе Марии I и Филиппа II Испанских, и «Батавия», первая история Голландии.
  • 1536 – Парламент объявил двух дочерей Генриха VIII, Марию и Елизавету, незаконнорожденными. Это означало, что у короля не было законных детей, только трое внебрачных детей, поэтому теперь на новую жену короля, его третью жену Джейн Сеймур, оказывалось давление, чтобы она произвела законного наследника, и желательно мужского пола.
  • 1555 — Казнь Джона Брэдфорда, евангельского проповедника и мученика, в Смитфилде. Брэдфорд был сожжен на костре после того, как был осужден как еретик. На него повлиял его друг Мартин Бусер.
  • 1572 – Смерть Джона Климента, врача, в изгнании в Лувене. Он был похоронен возле главного алтаря соборной церкви Святого Румбольда. Клемент начал свою карьеру в качестве наставника детей Томаса Мора, а затем перешел на службу к кардиналу Вулси, который отправил его учиться в Колледж Корпус-Кристи в Оксфорде. Он также изучал медицину в Лувене и в Италии. По возвращении в Англию он присоединился к семье Мора и женился на приемной дочери Мора, Маргарет Гиггз, прежде чем стать придворным врачом. Климент был заключен в лондонский Тауэр в 1535 году вместе с Мором за отказ принять «Клятву превосходства». В конце концов он был освобожден и в 1544 году стал президентом Коллегии врачей. Климент был вынужден покинуть страну во времена правления протестантов Эдуарда VI и Елизаветы I.
  • 1582 — Смерть Джона Харингтона, придворного, ученого и поэта, в Степни, Лондон. Он был похоронен рядом со своей второй женой Изабеллой в церкви Святого Григория Полом в Лондоне. Некоторые из его стихотворений можно найти в «Песнях и сонетах Тоттеля» 1557 года. Харингтон служил Генриху VIII и сэру Томасу Сеймуру и был достаточно близок с Елизаветой I, чтобы она стала крестной матерью его сына Джона в 1560 году.
  • 1591 — Казнь католического священника и мученика Джорджа Бизли на Флит-стрит в Лондоне. Его повесили, вытащили и четвертовали вместе с Монтфордом Скоттом, другим католическим священником. Он был приговорен к смертной казни на основании статута, согласно которому должность католического священника-миссионера считалась изменой во время правления Елизаветы I. Пока он находился в заключении в башне Мартина в лондонском Тауэре, Бизли вырезал свое имя на стене своей камеры, надпись которые можно увидеть и сегодня.
  • 1614 — Смерть Исаака Кейсобона, классика и церковного историка, на Друри-Лейн, Лондон. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Его первой крупной работой был комментарий к труду Страбона, греческого географа.
  • 1622 — Смерть Уильяма Паркера, 13-го барона Морли и человека, обнаружившего Пороховой заговор. Он умер в своем доме в Эссексе в Грейт-Халлингбери.

Стенограмма:

В этот день в истории Тюдоров, 1 июля 1535 года, сэр Томас Мор, бывший лорд-канцлер Генриха VIII, был осужден за государственную измену специальной комиссией Ойера и терминера. Он был признан виновным и казнен 6 июля 1535 г.

Сэр Томас Мор однажды сказал о короле Генрихе VIII, что «если моя голова поможет ему выиграть замок во Франции, она обязательно должна уйти», и я часто задаюсь вопросом, насколько он серьезен. Было ли это сказано в шутку или Мор точно знал, на что способен Генрих VIII? Этого невозможно знать, но его близость к королю действительно стоила ему жизни.

В 1531 году Мор отказался подписать Клятву верховенства, заявив, что Генрих VIII является Верховным главой английской церкви, поскольку считал, что эта должность принадлежит Папе. Он несколько раз предлагал уйти в отставку, и его отставка была наконец принята Генрихом в 1532 году. Затем он отказался присягнуть на верность Акту о престолонаследии, хотя и признал право парламента объявить Анну Болейн королевой, потому что не мог принять часть Закона, подтверждающая полномочия парламента издавать законы по религиозным вопросам. По мнению Мора, такое право имел только Папа Римский. Королю и его последователям было недостаточно покорности и молчания. Отказ Мора подписать присягу и его отказ присутствовать на коронации Анны Болейн привели к тому, что он был арестован за государственную измену по обвинению в «praemunire».

Много раз Томас Кромвель пытался убедить Мора подписать присягу, но совесть Мора не позволяла ему отступить в вопросах веры, и в итоге он предстал перед судом.

Письма и документы, иностранные и внутренние, Генрих VIII, включает отчет комиссии Ойера и терминатора, которая 1 июля 1535 года судила сэра Томаса Мора, бывшего канцлера Генриха VIII, за измену, включая список тех, кто заседал в суде. на More, многие из которых вы узнаете:

Сэр Томас Одли, сменивший Мора на посту канцлера; Томас Ховард, 3-й герцог Норфолк; Чарльз Брэндон, герцог Саффолк; Генри Клиффорд, граф Камберленд; Томас Болейн, граф Уилтшир; Джордж Гастингс, граф Хантингдон; Генри, лорд Монтегю; Джордж Болейн, лорд Рочфорд; Эндрю, лорд Виндзор; Томас Кромвель, секретарь; сэр Уильям Фицуильям; сэр Уильям Паулет; сэр Джон Фитцджеймс; сэр Джон Болдуин; сэр Ричард Листер; сэр Джон Порт; сэр Джон Спелман; сэр Уолтер Люк; и сэр Энтони Фицерберт.

Каким непостоянным может быть двор Тюдоров.

Но в чем на самом деле обвиняли сэра Томаса Мора. Что ж, его судили за государственную измену за то, что он отрицал законность нового Акта о престолонаследии. В обвинительном заключении говорилось, что Мор предательски пытался лишить короля титула Верховного Главы Церкви; что он написал своему товарищу по заключению епископу Джону Фишеру, что «Парламентский акт подобен мечу с обоюдоострым лезвием, ибо, если человек ответит одним образом, это смутит его душу, а если он ответит иначе, это смутит его душу». тело», то, что он повторял во время допросов. Мор придерживался убеждения, что если он не озвучит свое отрицание верховенства короля над церковью в Англии, то его нельзя будет признать виновным, но, к сожалению, Кромвель представил Ричарда Рича, который утверждал, что слышал, как Мор отрицал, что король был глава Церкви. Услышав это, Мор заговорил и сказал, что «ни один светский человек не может быть главой духовности».

На суде в Вестминстере Мор не признал себя виновным, но был признан виновным в соответствии с Законом о государственной измене 1534 года и приговорен к полной предательской смертной казни в Тайберне, хотя это было заменено обезглавливанием на Тауэр-Хилл. .

Море был беатифицирован 29 декабря 1886 года Папой Львом XIII, а затем канонизирован 19 мая 1935 года. В 2000 году Папа Иоанн Павел II провозгласил его «небесным покровителем государственных деятелей и политиков». Католики вспоминают Мора и его друга, епископа Джона Фишера, казненного 22 июня 1535 года, каждый год 22 июня.

Жизнь сэра Томаса Мора (1478-1535) [Биография тюдоровского писателя, государственного деятеля, философа и советника короля Генриха VIII]


Ганс Гольбейн Младший. Сэр Томас Мор.
© Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Жизнь сэра Томаса Мора (1478–1535)

«Добрый слуга короля, но первый у Бога». 1


Томас Мор родился на Милк-стрит в Лондоне 7 февраля 1478 года в семье известного судьи сэра Джона Мора. Он получил образование в школе Святого Антония в Лондоне. В юности он служил пажом в доме архиепископа Мортона, который ожидал, что Мор станет «чудесным человеком». 1 Мор продолжил обучение в Оксфорде у Томаса Линакра и Уильяма Гроцина. В это время он писал комедии и изучал греческую и латинскую литературу. Одной из его первых работ был английский перевод латинской биографии итальянского гуманиста Пико делла Мирандола. Он был напечатан Винкином де Вордом в 1510 г.
      Около 1494 г. Мор вернулся в Лондон, чтобы изучать право, в 1496 г. был принят в Линкольнс-Инн, а в 1501 г. стал барристером. Тем не менее, Мор не пошел по стопам своего отца автоматически. Он разрывался между монашеским призванием и жизнью государственной службы. Находясь в Lincoln’s Inn, он решил стать монахом и подверг себя дисциплине картезианцев, живя в соседнем монастыре и принимая участие в монашеской жизни. Привычки молитвы, поста и покаяния остались с ним на всю оставшуюся жизнь. Стремление Мора к монашеству было в конце концов преодолено его чувством долга служить своей стране в области политики. Он вошел в парламент в 1504 году и женился в первый раз в 1504 или 1505 году на Джейн Кольт. 2 У них было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сисели и Джон.
    Мор стал близким другом Дезидериуса Эразма во время его первого визита в Англию в 1499 году. Это было началом дружбы и переписки на протяжении всей жизни. Они произвел латинские переводы произведений Лукиана, напечатанные в Париже в 1506 году, во время второго визита Эразма. Во время третьего визита Эразма, в 1509 году, он написал Encomium Moriae или Похвалы глупости (1509), посвятив его Мору.
      Одним из первых действий Мора в парламенте было требование уменьшить предлагаемые ассигнования для короля Генриха VII. В отместку король заключил отца Мора в тюрьму и не освобождал его до тех пор, пока не был уплачен штраф и сам Мор не ушел из общественной жизни. После смерти короля в 1509 году Мор снова стал активным. В 1510 году он был назначен одним из двух младших шерифов Лондона. В этом качестве он приобрел репутацию беспристрастного, и покровитель бедняков. В 1511 году первая жена Мора умерла при родах. Вскоре снова женился, на Элис Миддлтон. У них не было детей.
      В течение следующего десятилетия Мор привлек внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он сопровождал делегацию во Фландрию, чтобы помочь разрешить споры о торговле шерстью. Утопия открывается ссылкой на эту самую делегацию. Мор также сыграл важную роль в подавлении лондонского восстания 1517 года против иностранцев, изображенного в пьесе «Сэр Томас Мор », возможно, Шекспира. Мор сопровождал короля и двор на Поле золотой парчи. В 1518 г. он стал членом Тайного совета, а в 1521 г. был посвящен в рыцари.0067      Мор помог Генриху VIII написать его Защита семи таинств , отрицание Лютера, и написал ответ на ответ Лютера под псевдонимом. Мор снискал благосклонность Генриха и стал спикером палаты общин в 1523 году и канцлером герцогства Ланкастер в 1525 году. В качестве спикера Мор помог установить парламентскую привилегию свободы слова. Он отказался поддержать план короля Генриха VIII развестись с Екатериной Арагонской (1527 г.). Тем не менее, после падения Томаса Вулси в 1529 г. , Еще стал лорд-канцлером.
     Хотя его работа в суде была образцовой, его падение произошло быстро. Он ушел в отставку в 1532 году, сославшись на плохое здоровье, но причиной, вероятно, было его неодобрение Отношение Генри к церкви. Он отказался присутствовать на коронации Анны Болейн в июне 1533 г. что не ускользнуло от внимания короля. В 1534 году он был одним из обвиняемых в пособничестве Элизабет Бартон, монахине из Кента, которая выступала против разрыва Генриха с Римом, но не был привлечен к ответственности из-за защиты лордов, которые отказывались принять закон до тех пор, пока имя Мора не было исключено из списка. имена. 3
      В апреле 1534 года Мор отказался принять Акт о престолонаследии и Клятву верховенства и 17 апреля был отправлен в Лондонский Тауэр.  Мор был признан виновным в государственной измене и был обезглавлен вместе с епископом Фишером. 6 июля 1535 года. Последними словами Мора на эшафоте были: «Хороший слуга короля, но первый Бог». Мор был причислен к лику святых в 1886 году и канонизирован католической церковью как святой папой Пием XI в 1935 году.

1. Последние слова на эшафоте, 1535 г., согласно Парижскому бюллетеню, 4 августа 1535 г.:
«Премьера qu’il mouroit son bon serviteur et de Dieu.»
2. Акройд, Питер. Жизнь Томаса Мора. Нью-Йорк: Anchor Books., 1999.
3. Кембриджский справочник по литературе на английском языке. Ян Усби, изд.
Кембридж, Издательство Кембриджского университета, 1998.



Другие местные биографические ресурсы:

  • Из книги Бернета История Реформации : Мор и Фишер отказываются от присяги
  • Из книги Фруда История Англии : Казнь сэра Томаса Мора
  • Уильям Ропера «Зеркало добродетели»: жизнь сэра Томаса Мора — RE
  • «Паломничество к дому Томаса Мора» — журнал Harper’s Magazine, 1850 (.PDF)


Библиография:
Акройд, Питер. Жизнь Томаса Мора. (1998)
Фокс, Алистер. Томас Мор: история и провидение . (1983)
Фокс, Алистер. Утопия: Неуловимое видение. (1992)
Логан, Джордж М. Значение утопии Мора (1983)
Мариус, Ричард. Томас Подробнее: Биография (1984)
Пинес, Райнер. Полемика Томаса Мора и Тюдора (1968)
Рейнольдс Э. Э. Сэр Томас Мор (1965)
Рейнольдс Э. Э. Томас Мор и Эразмус . (1965)
Рейнольдс Э. Э. Поле выиграно: жизнь и смерть святого Фомы Подробнее . (1968)
Вегемер, Джерард Б. Томас Подробнее: Портрет мужества. (1995)
Вегемер, Джерард Б. Томас Подробнее о государственном управлении. (1996)


Ссылка на статью:

Йокинен Аннина. «Жизнь сэра Томаса Мора». Люминариум .
         6 июля 2012 г. [Дата доступа к этой статье].
         http://www.luminarium.org/renlit/morebio.htm>


в Luminarium Main
до английской литературы эпохи Возрождения
сэру Томасу Мору
в энциклопедию Luminarium

Авторские права на сайт © 1996-2018 Anniina Jokinen. Все права защищены.
  Создано Анниной Йокинен 31 мая 1996 г. Последнее обновление 11 декабря 2018 г.

 

Тюдоры

Король Генрих VII
Елизавета Йоркская

Король Генрих VIII
Королева Екатерина Арагонская
Королева Анна Болейн
Королева Джейн Сеймур
Королева Анна Клевская
Королева Аннард Клевская0067 Королева Кэтрин Парр

Король Эдуард VI
Королева Мария I
Королева Елизавета I
Генри Фицрой, герцог Ричмондский

Английские писатели эпохи Возрождения
Епископ Джон Фишер
Уильям Тиндейл
Николас Сэвуд 7 Томас Мор
0 Удалл
Джон Скелтон
Сэр Томас Вятт
Генри Ховард
Хью Латимер
Томас Кранмер
Роджер Ашам
Сэр Томас Хоби
Джон Фокс
Джордж Гаскойн
Джон Лили
Томас Наше
Сэр Филип Сидни
Эдмунд Спенсер
Ричард Хукер
Роберт Сауэлл
Роберт Грин
Джордж Пил
Thomas Kyd
Edward De Vere
Crustopher Marlowe
Anthray

70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067 70067. Сидни Герберт
Сэр Джон Дэвис
Сэмюэл Дэниел
Майкл Дрейтон
Фулк Гревиль
Эмилия Ланьер
Уильям Шекспир

Подозреваемые лица
Cardinal Thomas Wolsey
Archbishop Thomas Cranmer
Thomas Cromwell
John Fisher, Bishop of Rochester
Cardinal Lorenzo Campeggio
Cardinal Reginald Pole
Stephen Gardiner, Bishop of Winchester
William Tyndale
Pico della Mirandola
Desiderius Erasmus
Christopher Saint-German
Томас Линакр
Уильям Грокин
Хью Латимер
Элизабет Бартон, монахиня Кентская
Для получения дополнительной информации посетите Энциклопедию

Исторические события
Поле золотой парчи, 1520
Паломничество благодати, 1536
Заговор Бабингтона, 1586
Испанская армада, 1588

Правительство
Клятва превосходства
Первый акт 90667, Акт о превосходстве 11 , 1534
Третий акт о престолонаследии, 1544
Десять статей, 1536
Шесть статей, 1539
Второй статут об отмене, 1555

Образы Лондона :
Лондон во времена Генриха VII.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *