Толстовцы кто такие: ТОЛСТОВЦЫ | это… Что такое ТОЛСТОВЦЫ?

Содержание

Толстовство | это… Что такое Толстовство?

Эта статья входит в тематический блок
Толстовство
Российские сподвижники
П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков
Зарубежные последователи
Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми
Библиография
Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас
Разное
Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы

Толсто́вство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л.

 Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Последователи — толстовцы[1].

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности[2][3][4], опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной[5]. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Состав движения
  • 3 Отношение к религии
  • 4 Морально-этическая и социальная идеология
  • 5 Пищевые запреты
  • 6 Критика идей Толстого со стороны Православной церкви
  • 7 См. также
    • 7.1 Известные толстовцы
    • 7. 2 Составные элементы толстовства
    • 7.3 Испытавшие влияние толстовства движения
    • 7.4 Шаблоны
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История

Толстовство возникло в России в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы.

[6] В дальнейшем они также согласно идеям Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой[источник не указан 35 дней]. В 1901 году Святейший Синод официально заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию», отрёкся от неё, а потому не состоит более её членом. Сторонники Толстого подверглись арестам и высылке[источник не указан 35 дней].

Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Конверт письма М. К. Ганди ко Льву Толстому

Толстовцы активно занимались пропагандой. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник», которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В 1901—1905 в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек.[источник не указан 1296 дней]

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев ликвидированы, их участники репрессированы[7]. Некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями новотолстовства — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Состав движения

Лев Толстой и Владимир Чертков

Основная статья: Википедия:К созданию/Список толстовцев

Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения.

Отношение к религии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Толстовство допускает свободное толкование Евангелия, но не признаёт остальных книг Библии, за исключением отдельных фрагментов[источник не указан 194 дня].

Важнейшими признаются слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь. Толстовцы чтили провозглашённые Л. Н. Толстым 5 заповедей: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих, как ближнего своего .

Большой популярностью пользовались книги Л. Н. Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др.

На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения: брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, также учения философов-моралистов (Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра)[5]. Идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Христианство воспринимается только в качестве этического учения, то есть толстовцы отвергают догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признают церковную иерархию, клир, но высоко ставят моральные принципы христианства. Толстовцы критиковали православную церковь и вообще официальную религию, а также государственное насилие и общественное неравенство[5].

Морально-этическая и социальная идеология

В учение толстовства в качестве главных принципов входили «всеобщая любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Согласно учению, сущностно необходима любовь к ближнему, духовные ценности важнее материальных[8].

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.

Пищевые запреты

И. М. Трегубов, И. И. Горбунов-Посадов, П. И. Бирюков, Е. И.  Попов

Толстовцы, как правило, придерживаются вегетарианства (но употребляют молочные продукты), не употребляют алкоголя и табака. Эти запреты не являются абсолютными: так, будучи арестован СС в Праге, Валентин Булгаков первые недели заключения отдавал мясо своего скудного пайка сокамерникам, но затем, заметив, что стремительно теряет силы, был вынужден отказаться от вегетарианства. При увлечённости толстовцев сельским хозяйством они стремились исключить по возможности сельскохозяйственную эксплуатацию животных.

Критика идей Толстого со стороны Православной церкви

Церковный публицист и общественный деятель В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде в 1897 году в Казани[9]; «по исследовании еретических мудрований гр. Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении». [9]

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие.»[10]

См. также

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см.

Википедия:К созданию/Список толстовцев

  • Чертков, Владимир Григорьевич (1854—1936) — издатель, организационный лидер движения (en:Vladimir Chertkov)
  • Бирюков, Павел Иванович (1860—1931) — издатель, крупнейший биограф Льва Толстого
  • Булгаков, Валентин Федорович (1886—1966) — последний секретарь Льва Толстого, организатор музеев
  • Горбунов-Посадов, Иван Иванович (1864—1940) — глава толстовского издательства «Посредник»
  • Трегубов, Иван Михайлович (1858—1937) — публицист и общественный деятель
  • Попов, Евгений Иванович (1864—1938) — педагог и переводчик
Толстовство не было оформлено как организация. Дальнейший список содержит тех, кто был сподвижником Толстого в Российской империи в течение значительной части жизни:
  • Наживин, Иван Фёдорович (1874—1940) — писатель
  • Ге, Николай Николаевич (1831—1894) — художник
  • Сулержицкий, Леопольд Антонович (1872—1916) — в дальнейшем с 1906 сподвижник Станиславского, верный толстовским принципам
  • Фейнерман, Исаак Борисович (1863—1925) — публицист и кинодраматург
  • Гапон, Георгий Аполлонович (1870—1906) — священник-радикал, ушедший в революцию
  • Хилков, Дмитрий Александрович (1858—1914) — князь, один из первых последователей, с начала 1900-х критик непротивления
  • Хирьяков, Александр Модестович (1863—1940) — писатель, поэт, критик, журналист, мемуарист, сотрудник издательства «Посредник»
Составные элементы толстовства
  • Пацифизм, христианский пацифизм
  • Уклонение от призыва
  • Ненасильственное сопротивление
  • Анархизм, христианский анархизм
  • Вегетарианство
Испытавшие влияние толстовства движения
  • Духоборы — духовные христиане
  • Сатьяграха — учение Ганди
  • Итто:-эн (яп.
    )русск. (Сад одного светильника) — японская синкретическая религия[11]
  • Као Дай — вьетнамская синкретическая религия[источник не указан 450 дней].
Шаблоны
  • {{Толстовство}}

Примечания

  1. Воробьева М. В. Христианское разномыслие: Словарь. — Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 96 с.
  2. Толстовство — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Толстовство // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Толстовство // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
  5. 1 2 3 А. А. Гусейнов ТОЛСТОВСТВО//Новая философская энциклопедия: В 4 тт./Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль,2001.
  6. Вопросы Л. Н. Толстого духобору, с комментариями О. А. Голиненко
  7. А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». Часть 1. Глава 2. «История нашей канализации».
  8. Толстовство / Публицистика, издания толстовцев.
  9. 1 2 Скворцов В. М.. Предисловие издателя // По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого. Сборник статей «Миссионерского обозрения». СПб., 1904, стр. III.
  10. Л. Н. Толстой о революции // «Миссионерское обозрение», 1906, № 11, стр. 697.
  11. См. о ней Буддизм в Японии, Москва, 1993; Толстовское учение и общественно-религиозное движение Иттоэн: неизвестное письмо Нисиды Тэнко Л.Н Толстому // 『言語文化』 12巻1号167-190頁 2009 大学・研究所等紀要(2); А. Л. Толстая. Часть III. 13. Секта Иттоэн // Дочь*. Канада, 1979; М., 1992, 2000, 2001

Литература

  • Кривенко С. Н. На распутьи. — 2-е изд. — М., 1901
  • Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовцах. — М., 1911.
  • Булгаков В. Ф. Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л. Н. Толстого против мировой войны 1914—1918 гг. . T. 1. — М., Задруга, 1922.
  • Клибанов А. И. «Религиозное сектантство и современность». М., «Наука», 1969
  • Булгаков В. Ф. О Толстом. Воспоминания и рассказы. Составление, вступительная статья и примечания доктора филологических наук А. И. Шифмана. Тула, Приок. кн. изд-во, 1978. 479+8 п.
  • Поповский М. А. Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977. L., 1983
  • Мазурин Б. В. Рассказ и раздумье об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд». — Новый мир. 1988, No 9
  • Синявский Б. По заветам Льва Толстого. — Известия. 07.01.1989.
  • Рогинский А. Б. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-е — 1930-е годы. — М.: Книга, 1989.
  • Эджертон У. Толстой и толстовцы / Пер. с англ. Д. А. Карельского // Новый мир. — 1989. — № 3.
  • Материалы о толстовцах из сб. «Возвращение памяти». (Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах. Вып. 1-3. Новосибирск, 1991—1997. )
  • М. А. Рашковская, Е. Б. Рашковский «Милые братья и сестры…» // Религии мира. История и современность. 1989—1990, М., «Восточная литература», 1993
  • Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века, СПб., «Дмитрий Буланин», 1993 — главы: Толстовцы и большевики, Заключение. Толстой на пороге XXI века.
  • Шенталинский В. Донос на Сократа // «Новый Мир» 1996, № 11
  • Эджертон У. Загадка влияния учения Л. Толстого на мировое сообщество // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
  • Мелешко Е. Д. «Христианская этика Л. Н. Толстого», М., «Наука», 2006
  • Йорданов Й. Сборник «Толстоизмът-божествената същност на човека». Варна. 2008  (болг.)
  • Петухова Т. В.»Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917—1929 г.), Ульяновск, УлГТУ,2008 г.
  • Толстой Л. Н. против троицы
  • Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса.
  • Толстой Л. Н. против 7-ми таинств.
  • Толстой Л. Н. отрицает Иисуса как Искупителя.
  • Толстой Л. Н. Критика православного богослужения
  • Чудиновских Е. Н. Общесто истинной свободы в память Л. Н. Толстого в Уржуме, ГОУ «Гаспико», 2010

Ссылки

  • Сайт близких единомышленников Л. Н. Толстого «Зеленая палочка»
  • Официальный сайт Уральского толстовского общества
  • Сайт «Friends of Tolstoy»  (англ.) — создан канадскими духоборами
  • Сайт неотолстовца Марселя из Казани

Лев Толстой и толстовство • Расшифровка эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсЛев Толстой против всехАудиолекцииМатериалы

Содержание третьей лекции из курса «Лев Толстой против всех»

Автор Михаил Эдельштейн

Первые ассоциации со словом «толстовство» в массовом сознании — это нена­си­лие, отказ от имущества, опрощение, вегетарианство. «Толстов­цем» обзыва­­ет себя Остап Бендер в «Золотом теленке», передумав отправлять отнятый у Ко­­рей­ко миллион народному комиссару финансов: «Тоже, апостол Павел на­шел­ся, — шептал он, перепрыгивая через клумбы городского сада. — Бессреб­ре­ник, с-сукин сын! Менонит проклятый, адвентист седьмого дня! Дурак! Если они уже отправили посылку — повешусь! Убивать надо таких толстовцев!» «Жил-был великий писатель / Лев Николаич Толстой, / Не ел он ни рыбы, ни мя­са, / Ходил по аллеям босой», — поется в популярной песне, сочиненной накануне войны Сергеем Кристи. Примеры, разумеется, можно множить.

Между тем все это очень важные, но все же следствия. Исходная точка толсто­вского учения — убежденность, что человеку необходимо представ­ление о смыс­­ле жизни, находящемся вне его самого. Без этого его ждут тоска, безыс­ходный ужас, самоубийство.

Известно, что толстовство появляется в результате того духовно-нравственного перелома, который Толстой переживает в конце 1870-х годов. Однако на воп­рос, в чем суть этого перелома, ответить не так-то просто. Многие базовые положения позднейшего учения Толстого легко различимы в его знаменитых романах: напряженные духовные искания героев, идеальный «естественный человек» Платон Каратаев в «Войне и мире», фальшь современного брака и свет­ских отношений в «Анне Карениной» (эпиграф «Мне отмщение, и Аз воз­дам» относится, вопреки распространенному мнению, не к супружеской изме­не как таковой, а ко всему изображенному образу жизни — глубоко пороч­ному, по убеждению автора). Толстой смотрит глазами Наташи Ростовой на опе­­ру с тем же презрительным недоумением, с каким через несколько де­ся­­тилетий разбирает шекспировского «Короля Лира»  Толстой подробно разбирает «Короля Лира» в очерке «О Шекспире и о драме» (1904) и, в ча­­стности, пишет о нем: «совершенно непод­ходящее к положению пророчество», «бес­смысленные речи», «напыщенный, бесха­рактерный язык»..

Что в таком случае меняется в 1878–1880 годах? Основное изменение — все эти мысли высказываются Толстым теперь напрямую, без посредничества художе­ст­­­венных образов; системати­зируются, становятся основным предметом его рефлексии, главным делом его жизни. А главное — они подтверждаются обра­зом жизни автора: Толстой становится первым толстовцем, превращается из пи­­сателя в вероучителя.

Главное обвинение, которое Толстой предъявляет современному миру, — его избыточность. Развитие государства, общества, культуры, науки идет по пути производства множества ненужных человеку вещей (будь то большие помес­тья, модная одежда или музыка Бетховена) и тем самым уводит его всё дальше от естественного состояния. Так же избыточна и Церковь: в ней слишком мно­го внешнего, формального, того, что замутняет прозрачность первоначального источника. Вообще если пытаться сформулировать суть учения Толстого в од­ной фразе, то звучать она будет примерно так: «Все простое человеку на поль­зу, а все сложное — порочно». Поэтому, в частности, необходимо вернуться от Символа веры к Нагорной проповеди, от догматического богословия к эти­ческому учению.

Сама идея представить христианство как нравственную проповедь, искажен­ную последующими наслоениями, рассказами о чудесах, введением сказочного, мифологического, мистического элемента, очень характерна для современни­ков Толстого. С близким подходом мы сталкиваемся, скажем, в «Жизни Иису­са» Эрнеста Ренана или в так называемой Библии Джефферсона, написанной раньше  Библия Джефферсона (1819; опубликована в 1895 году) — книга, составленная одним из отцов-основателей и третьим президентом США Томасом Джеф­ферсоном из отрывков различных изданий Нового Завета. Она пове­ствует о жизни Хри­ста без чудес., но впервые опубликованной практически одновременно с толстов­ским «Соединением и переводом четырех Евангелий». Но в случае Толстого она приводит к одному важному противо­речию. Начинаясь с убеждения, что человеку нужна опора в чем-то внеполож­ном ему, высшем, чем он, с поиска трансцендентного, его проповедь в итоге сводится к тезису «Царство Божие внутри нас» (каждый человек сам себе цер­ковь), к попыткам очищения рели­гии от всего, что обычный человек не может повторить с помощью нрав­ственного усилия. В конечном итоге — к замене Бо­га «хорошим человеком».

­­Толстой вообще внутренне противоречив, и эта раздвоенность не следствие тех изменений, которые происходят с ним во второй половине 1870-х, скорее на­оборот. Страстный охотник, боевой офицер, любитель женщин и светской жиз­ни, он уничтожающе описывает героический тип личности в «Войне и ми­ре» и других сочинениях, а в дневнике постоянно признается в мизогинии, то есть в отвращении к женщинам, и в от­вращении к плотской любви. Толстов­ство — скорее попытка уйти от этой раз­двоенности, однако не вполне удав­шаяся. Существуют воспоминания о том, как пианист Антон Рубинштейн пригласил Толстого на свой концерт, тот обрадовался «и да­­же совсем оделся для выезда», но в последний момент усомнился, не про­­­­ти­воречит ли это его проповеди, и в результате с ним случился истери­­­ческий припадок, «так что пришлось даже посылать за доктором»  Цит. по воспоминаниям Николая Кашкина в «Меж­дународном толстовском альманахе». М., 1909.. Современник иро­нически замечает по этому поводу, что невозможно представить себе Христа или Магомета размышляю­щими о соответствии их поступков их же уче­нию.

У «религии» Толстого множество источ­ников: протестантизм, русская народ­ная религиозность, философия Сократа и Шопенгауэра. Важно пони­мать, что это и один из первых резуль­татов знакомства Европы с восточной мистикой, с тем самым Лао-цзы, который в XX веке окажет громадное влияние на запад­ную культуру от Германа Гессе до рок-музыки. Но все-таки в первую очередь Толстой — сын своей рационалисти­ческой и антропоцентричной эпохи. Отсю­да неприятие его проповеди младшими современниками — первыми декаден­тами и символистами, для которых его религиозный поиск ока­зался недопус­тимо банальным (вспом­ним хотя бы знаменитую фразу Дми­трия Мережков­ского: Толстой упал «хуже, чем в бездну, — в яму при боль­шой дороге, по ко­то­­рой ходят все»  Дмитрий Мережковский. «Л. Толстой и Достоев­ский».).

Толстой как религиозный проповедник вообще оказывается неприемлем для многих современников. Мы помним об отлучении его от церкви, о кон­фликте с церковными и светскими властями, о преследованиях, которым подвергались его сторонники. Поэтому Толстой представляется нам едва ли не революционе­ром. Однако в борьбе двух лагерей, радикального и лояли­стского, которая оп­ределяла политическую и социальную жизнь России тех лет, он был в равной степени далек от обеих сторон. Лоялистам он казался опасным анархистом, отрицающим государство и все его институты. Настоящих же революционеров, эсеров и социал-демократов, отталкивало толстовское убеждение, что пере­устройство общества — лишь производная от внутреннего самосовершенство­вания человека и социальный переворот сам по себе ничего не даст. Поэтому, кстати, Толстого довольно жестко критикует Ленин.

Тем не менее у него оказывается множество последователей из самых разных социальных слоев. И дело тут не только в писательской известности Толстого, хотя и в ней, конечно, тоже. Самое главное — его проповедь удивительно со­впа­ла с духом времени. Достаточно вспомнить судьбу его ближайшего со­рат­ника и друга Владимира Черткова, который, будучи выходцем из того же со­циального слоя, что и Толстой, одновременно с ним и даже чуть раньше при­шел к тем же вопросам, а отчасти и к тем же ответам и практическим выводам: осуждал роскошь, переселился из господского дома в комнатку в ремесленной школе, стал ездить в вагонах третьего класса и т. д. Стремление к опрощению вообще оказалось созвучно чаяниям многих представителей высшей аристо­кра­­тии: неслучайно среди ближайших сподвижников Толстого не только кон­ногвардеец Чертков, но и гусар Дмитрий Хилков, морской офицер Павел Би­рюк­ов, родовитый дворянин Виктор Еропкин и многие другие. Не менее ха­рак­терны для эпохи движения трезвенников, пацифистов, вегетарианцев, так­же находящие поддержку и сочувствие в разных стратах. Отказ брать в руки ору­жие и борьба с пьянством — характерные черты многих народных религи­озных движений.

В силу всех этих причин учение Тол­стого стремительно приобретает популяр­ность. Возникают толстовские коммуны, народные школы, изда­тель­ство «По­сред­ник»  «Посредник» — издательство, возникшее в 1884 году по инициативе Льва Толстого, Владимира Черткова и др., главным прин­ципом работы которого был выпуск доступ­ной по цене художественной и нравоучитель­ной литературы для народа.; начинается новый вариант «хождения в народ», в том числе в свя­зи с голодом 1891–1892 го­дов в Центральной России. Первона­чально заражены толстовством оказываются преимущественно южнорусские губер­нии, Украина, Кавказ. В этом нет ничего удивитель­ного, если вспомнить ту громадную роль, которую сам Толстой и его последователи отводили работе на земле.

Толстой не просто утверждает необходимость для каждого человека занимать­ся физическим, лучше всего — земледельческим трудом (прямо говоря, что было бы желательно любому из нас надеть лапти и идти за сохой). Важнее, что он видит в этом императиве религиозный смысл, своего рода дополнение к за­поведям блаженства. Поэтому естественно, что первым и самым прямым след­ствием толстовского учения стала организация сельскохозяйственных коммун, где трудились самые разные люди: аристократы, земские интеллигенты, воен­ные, крестьяне. Надо сказать, что интеллигентские земледельческие колонии возникали и раньше, вне связи с Толстым. В конце 1860-х — начале 1870-х го­дов коммуны такого рода появились на черноморском побережье и на Кубани, однако просуществовали недолго. Новая попытка отличалась от предыдущих массовостью и относительной унификацией участников: в толстовских комму­нах ходили в крестьянской одежде, причем старой и часто рваной, питались растительной пищей, вели аскетический образ жизни.

Личного имущества у коммунаров, как правило, не было: за счет коммуны их кормили и выдавали одежду, когда старая изнашивалась, а книги они брали из общинной библиотеки. Наиболее радикальные из них вообще отказывались от своего жилья и обуви, даже лаптей, проповедовали идеал целомудрия, на­зы­­вая брак делом «похотливым, затемняющим истину и порабощающим» (впро­чем, признавая, что жениться все же лучше, чем прелюбодействовать). Один из лучших знатоков сектантства рубежа XIX–XX веков Александр Пруга­вин неслу­чайно назвал толстовцев «современными Диогенами».

Неприспособленность большинства толстовцев к жизни на земле, невозмож­ность последовательно провести в жизнь принцип ненасилия (например, зани­маться земледелием без эксплуатации домашних животных), постоянные по­ли­цейские преследо­вания привели к тому, что подавляющее большинство про­­ектов по организации коммун оказались весьма недолговечными. Исклю­че­ние — известная колония «Криница» около Геленджика, просуществовавшая несколько десятилетий. Современник оставил выразительную зарисовку быта такой коммуны:

«Надо было запрячь в водовозку лошадь, и вот человек пять начинали „трудиться“: один тащил вожжи, другой дугу, третий хомут, а двое старались „вопхнуть“ лошадь в оглобли. В криках, понуканиях не было недо­статка, и часто кончался этот „труд“ тем, что лошадь так и остава­лась незапря­женной, ибо никто из „работников“ не знал, как надо запрягать ее, да и побаи­вался, как бы она не вздумала брыкнуть».  Цит. по: Евгений Баранов. «Толстовцы». М., 1912.

Стремление «сесть на землю» сопровождается сильным антикультурным на­строе­нием. Один писатель начала XX века передает свой разговор с последова­телем Толстого, интеллигентным врачом, который мечтал сжечь все книги, кроме Евангелия, так как они «вреднее и опаснее всякой холеры, всякой чумы». В толстовцах вообще очень сильно это недоверие к культуре, особенно к пись­менной культуре. Отсюда интерес к устному слову, устной проповеди. Один из самых известных толстовцев, Исаак Фейнерман, писавший под латинским псевдонимом Тенеромо, издал несколько сборников записанных им высказы­ваний Толстого. Свою деятельность он объяснял как раз необходимостью за­фиксировать для современников и потомков свои беседы с Толстым, где инди­видуальность учителя проявляется полнее, чем в его писаниях. Вероятно, в этом сказывается ориентация на Евангелие как на письменную фиксацию уст­ной проповеди.

Отдельная и очень сложная тема — толстовцы и Толстой. Выше мы говорили о Толстом как о первом толстовце. Но сам он говорил про себя: «Я Толстой, но не толстовец». Точнее будет сказать, перефразируя Козьму Пруткова, что в писателе жило огромное «желание быть толстов­цем» — желание, которое он никогда не смог реализовать до конца в силу все той же двойственности своей натуры, которая проявилась в несостоявшемся походе на концерт Рубинштейна и во многих других эпизодах. Главное колебание Толстого, длившееся года­ми, — уйти ему из Ясной Поляны или остаться? «Все так же мучительно. Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена. Куда ни выйду — стыд и страда­ние…» — такими записями пестрят его дневники. Конфликт Толстого с семь­ей начинается в середине 1880-х годов и продолжается четверть века, практи­чес­ки до смерти писателя. На идейные разногласия накладываются имуще­ствен­ные споры: Толстой пытается отказаться от авторских прав, не препят­ствует яснополянским крестьянам расхищать барское имущество; жена и дети пред­сказуемо против.

Надо понимать, что Толстой не уходит из имения не от привычки к барской жизни, в чем обвиняли его недоброже­латели. Наоборот, он полагает, что уход — это слишком легкий выход, бег­ство от своего креста вместо готовно­сти нести его до конца. Но со стороны это воспринимается по-другому. «Конечно, нам досадно, что отрицатель собственности, семьи и всех „мирских прелестей“ продолжает жить в барской обстановке Ясной Поляны, где самая строгая веге­тарианская диета и „ручной труд“ кажутся в конце кон­цов только лишней при­хотью», — ирони­зировал литератор Петр Пер­цов  В газете «Новое время» от 11 февраля 1909 года. , который резко отрица­тель­но относился к уче­нию Толстого и, в отличие от подавляю­щего большин­ства современников, довольно скептически — к нему самому. Но растеряны и идей­ные последователи Толстого. Накануне ухода и смерти писателя бол­гар­ский толстовец Христо Досев делится с Чертковым своим недоумением: тот факт, что Толстой по-прежнему живет в Ясной Поляне, «затушевывает в глазах людей все значение и смысл его слов и мыслей». Приезжающие в Яс­ную Поля­ну толстовцы чувствуют недоброжелатель­ное отношение к себе со сто­­роны жены Толстого Софьи Андреевны и его сына Льва Львовича и не по­нимают, почему «учитель» недостаточно горячо за них засту­пается. По сути, они тре­буют от Толстого, чтобы он отказался от родственни­ков по пло­­ти ради тех, с кем он связан родством в духе.

С другой стороны, и Толстого раздражают некоторые последователи с их склон­­­­­­­ностью спорить о деталях учения, игнорируя главное в нем. Он сар­ка­сти­­чески описывал богословские полемики о всяких не стоящих внима­ния мело­чах — и вдруг его сторонники начинают вести себя так же. Кроме то­го, Толстой чувствует опасность превращения толстовства в «лидерское движе­ние», секту. Писатель противится его оформлению, для него толстовство — ме­ньше всего структура, организация. Отсюда его резкая реакция на предло­же­ние двух еди­номышленников провести в 1892 году съезд толстовцев в Ясной По­ляне: «Не грех ли выделять себя и других от остальных? И не есть ли это еди­не­ние с десят­ками — разъ­единение с тысячами и миллио­нами?» Любовь Гуре­вич  Любовь Гуревич (1866–1940) — писательни­ца, критик, публицист и общественный дея­тель; публиковала Толстого в журнале «Северный вестник». вспо­минает, как иронически Толстой реагировал на газетные сообще­ния о пред­­­стоящем съезде:

«Вот отлично!.. Явимся на этот съезд и учредим что-ни­­будь вроде Армии спасения. Форму заведем — шапки с кокардой. Меня авось в генералы произведут. [Дочь] Маша портки синие мне сошьет…»  Цит. по: «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников». Т. 2. М., 1978.

В этой борь­бе с собственными поклонниками Толстой победил: толстовство не преврати­лось в скованную догматами окаменелость. Тот же Пругавин с полным основа­нием констатировал:

«Из Толстого, как из моря, разные люди почерпают раз­личные мораль­ные и религиозные ценности. Каждый берет то, что ему более сродно, что отвечает его наклонностям, его духовным запросам».  Цит. по: Александр Пругавин. «О Льве Толстом и тол­стов­цах». М., 1911. 

Более того, даже границы самого понятия «толстовство» установить зачастую трудно, если не невозможно. Современники отмечают склонность сторонников Толстого сводить любой разговор на любую, сколь угодно сложную, тему к на­бору элементарных постулатов: «все люди братья», «все мы дети единого От­ца», «весь мир есть дом Божий». Понятно, что при таких исходных данных тол­стовцев не всегда можно отграничить от представителей других религиозных учений. Известен непреходящий интерес Толстого и его последователей к ду­хо­­бо­рам, штундистам, молоканам, разного рода «братцам» (низовым пропо­вед­никам). Особенно активно занимался этим один из самых колоритных толстов­цев Иван Трегубов, основатель «Общины свободных христиан». А в 1920 году Павел Бирюков предлагает советской власти издавать журнал «Сектант-комму­нист».

Вообще, тема взаимовлияния Толстого и сектантов сложна и многогранна. Нака­­нуне пережитого им духовного кризиса и тем более после него он при­стально следит за активностью разнообразных толков и сект, от самодеятель­ных до более крупных, вникает в особенности их вероучения, читает материа­лы о них, знакомится с исследованиями и исследователями. Однако в этот мо­мент Толстого еще отделяет от сектантов определенная дистанция. Свиде­тель его встречи с самарскими молоканами в 1881 году отмечает, как негативно реа­гирует Толстой на шутки молокан о духовенстве и православной обрядности  Александр Пругавин. «О Льве Толстом и толстов­цах». М., 1911.. В дальнейшем Толстой постоянно увлекался то одним, то другим проповедни­ком и «народным философом»: Василием Сютаевым, Александром Мали­ковым, Тимофеем Бондаревым. Но постепенно началось обратное воздействие. Вскоре один из главных оппонентов Толстого, обер-прокурор Святейшего сино­да Кон­стан­тин Победоносцев, обобщая полевые наблюдения православных миссио­неров, проницательно заключает:

«Как более свежее и богатое умствен­ными силами учение, толстовство начинает подчинять себе все другие сек­тантские лжеучения, мало-помалу теряющие под влиянием его свою самостоя­тельность и ориги­нальность».

Примеров тому множество. Остановим­ся подробнее на событиях в селе Пав­лов­ка Сумского уезда Харьковской губернии, которые личный секретарь Тол­стого Николай Гусев назвал «страшным взрывом, прогремевшим на всю Рос­сию». В сентябре 1901 года группа павловских сектантов, много лет конфликто­вавших с местным священником и урядником и подвер­гавшихся преследова­ни­ям (в числе прочего — за отказ от присяги на верность императору и от во­ин­с­кой службы), ворвалась в церковь, осквернила алтарь, разломала хоругви, раз­била иконы, опрокинула престол, разорвала напрестольное Евангелие, поло­ма­ла крест. По выходе из церкви погромщики были избиты разъяренной тол­пой, арестованы, судимы и отправлены кто на каторгу, кто в ссылку.

Самое любопытное в павловских событиях то, что и в отчетах светских и духов­ных властей, и в газетных репортажах люди, разгромившие храм, именуются то штундистами  Штундизм (от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — движение проте­стант­ской направленности, распростра­нивше­еся в XIX веке в южнорусских и других губерниях России., то толстовцами, то есть и власть, и журналисты затруд­няются с четким определением их религиозной принадлежности. Сами они называли себя «детьми Божиими». Впрочем, поскольку религиозное брожение в губер­нии началось после того, как последователем Толстого объявил себя местный помещик князь Хилков, можно с уверенностью утверждать, что «дети Божии» если и не были чистыми толстовцами, то, по крайней мере, испытали сильное влияние идей яснополянского проповедника. Неслучайно в адресован­ном харь­­ковскому губернатору рапорте о заседании суда по этому делу утвержда­лось:

«Все, получившие земли от князя Хилкова, делаются сектан­тами, являются на беседы к князю, выслушивают его толкование Евангелия по гра­фу Толстому».

Интересно, что при всем рационализме толстовства оно, попав на народную почву, обрастало своей мифологией. Так, павловские крестьяне верили, что в саду Хилкова «росло дерево, приносящее добрые плоды, и кто вкушал того плода, то тот познавал, в чем добро и зло»  Н. Гусев в журнале «Русская мысль». №  8. 1907..

Еще один пример такого пограничного религиозного движения — так называе­мые духоборы-постники, выделив­шиеся в середине 1890-х годов из среды тра­диционного духоборства в особое течение именно под влиянием толстов­ской проповеди. После переезда с помощью Толстого и толстовцев в Канаду от пре­следований российского правительства они раскололись еще раз. В резу­льтате нового раскола образова­лась группа «Сыны свободы», решившая боро­ться с ци­вилизацией при помощи террора. Ее члены начали уничтожать сельско­хо­зяй­ственную технику, поджигать школы и линии электропередачи. Как и пав­лов­ские события, деятельность духоборов-свободников опровергает распро­стра­ненное убеждение, что проповедь Толстого нельзя использовать для обо­сно­вания насилия.

Вообще, толстовство легко подвергалось радикализирующим трансформациям. Несмотря на то значение, которое сам Толстой придавал земледельческому труду, некоторые его последователи отказывались пахать и сеять, так как это насилие над живым организмом матери-земли. Нередко толстовцы не ели не только мясо и рыбу, но и растительную пищу, не пили не только спиртное, но и чай (и тем более кофе), отказывались называть свое имя и место рожде­ния, ибо всё это формы казенного учета, придуманные государством для закре­пощения подданных. Уже упоминавшийся толстовец Трегубов планировал сво­его рода «новое крещение» Руси: он мечтал провести в Киеве «крестный ход», по окончании которого участники выбросят в Днепр новых идолов — иконы и хо­­ругви.

Но, конечно, прямое насилие действительно для толстовства крайне нехарак­тер­но, все-таки их этос строился на прямо противоположных основаниях. Из­вестен случай, когда двух толстовцев заперли в вонючей и душной арестант­ской. Когда один из них стал колотить в дверь, требуя их выпустить, другой объяснил ему, что такого рода протест против насилия невозможен с точки зрения учения Толстого, и первый усовестился и признал свои действия «со­блаз­ном и падением».

Один из индийских поклонников Толстого уверял, что, живи писатель в Ин­дии, он был бы объявлен новым воплощением Будды или Кришны  Д. Гопал Четти. «Международный толстов­ский альманах». М., 1909., и в этом утверждении было гораздо меньше восторженного преувеличения, чем может показаться нам сейчас. «Над Толстым горит теперь такой венец, какого при жиз­ни не имел решительно ни один человек — „с основания земли“ и с начала человеческой истории»  Газета «Новое время» от 11 февраля 1909 го­да., — писал уже русский его современник Петр Перцов, относившийся к Толстому весьма критически, а потому едва ли склонный в дан­ном случае к гиперболам.

Проповедь Толстого имела самые разные следствия. Не без его влияния воз­ник­ли, например, «Собрания русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Пе­тербурга» священника Георгия Гапона, увлекшегося толстовством еще в пол­тав­ской семинарии. Толстой оказал огромное влияние на религиоз­ные и об­ще­ственно-политические движения по всему миру, например на Махатму Ганди, на русскую литературу: так, Пастернак проецирует свой путь на путь Толстого («Нельзя не впасть к концу, как в ересь, / В неслыханную простоту»), строит роман «Доктор Живаго» во многом по образцу «Воскресе­ния». Пафос земле­делия как идеального занятия для любого человека сказался на опыте первых палестинских кибуцев, создававшихся евреями — выходцами из Рос­сий­ской империи, многие из которых находились под сильным влия­нием проповеди Толстого. 

Подкаст «Точки опоры»Почему любовь сильнее смерти?

Культуролог Анна Шмаина-Великанова продолжает свой рассказ о том, что авторы библейских книг думали о смерти, любви, страданиях и других вещах, которые волнуют нас и сегодня. В третьем выпуске — самая любвеобильная книга Библии, Песня песней

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

37 минут

1/7

Лев Толстой и семья

Что значила семья для писателя, какие ошибки он совершал в семейной жизни и как расселил членов семьи по своим произведениям

Читает Павел Басинский

Что значила семья для писателя, какие ошибки он совершал в семейной жизни и как расселил членов семьи по своим произведениям

39 минут

2/7

Лев Толстой и религия

Как Толстой верил в Бога, почему Церковь исключила его из своих членов и примет ли обратно

Читает протоиерей Георгий Ореханов

Как Толстой верил в Бога, почему Церковь исключила его из своих членов и примет ли обратно

21 минута

3/7

Лев Толстой и толстовство

Что исповедовали поклонники писателя и был ли сам Лев Николаевич толстовцем

Читает Михаил Эдельштейн

Что исповедовали поклонники писателя и был ли сам Лев Николаевич толстовцем

32 минуты

4/7

Лев Толстой и Достоевский

Как два современника относились друг к другу и ко Христу и что мешало им встретиться в литературе и в жизни

Читает протоиерей Георгий Ореханов

Как два современника относились друг к другу и ко Христу и что мешало им встретиться в литературе и в жизни

46 минут

5/7

Лев Толстой и смерть

Размышления писателя о завещаниях, о том, как правильно умирать, репетиции умирания, а также хроника его смерти

Читает Павел Басинский

Размышления писателя о завещаниях, о том, как правильно умирать, репетиции умирания, а также хроника его смерти

33 минуты

6/7

Лев Толстой и власть

Как писатель стал радикальным анархистом и отказался от всего, что может сделать несвободным, — имущества, семьи и авторских прав

Читает Андрей Зорин

Как писатель стал радикальным анархистом и отказался от всего, что может сделать несвободным, — имущества, семьи и авторских прав

29 минут

7/7

Лев Толстой и история

За что писатель ненавидел историю и как вышло, что его романы — исторические

Читает Андрей Зорин

За что писатель ненавидел историю и как вышло, что его романы — исторические

Материалы

Виртуальный музей Льва Толстого

Селфи, окурок, картины с видами могил, гантели, самодельные сапоги, коса и многое другое

Словарь семьи Толстых

«Сюська под соусом», «собачья гувернантка», «баба моется», «храм колбасе» и другие выражения

Толстой или компьютер?

Подберите нужные слова для романов «Анна Каренина» и «Война и мир»

20 советов Толстого на разные случаи

Для начинающего толстовца

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Семья Толстых | Военная вики

в: Страницы, использующие организацию инфобоксов с неизвестными параметрами, Статьи, содержащие русскоязычный текст, Статьи, содержащие текст из Википедии,

а также еще 3

Посмотреть источник

Толстой , или Толстой ( русский : Толсто́й ), видный русский дворянский род, происходящий от Андрея Харитоновича Толстого («Толстый»), служившего при Василии II Московском. «Дикие Толстые», как их называли в высшем обществе имперской России, оставили неизгладимый след в российской политике, военной истории, литературе и изобразительном искусстве.

Содержание

  • 1 Толстые в наполеоновских войнах
  • 2 Толстые в высшем обществе
  • 3 Толстые в русской литературе
  • 4 человека
  • 5 мест
  • 6 Цитаты
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Толстые в наполеоновских войнах

Граф Александр Иванович Остерманн-Толстой (1770–1857)

Два члена семьи активно участвовали во время наполеоновских войн. Граф Петр Александрович Толстой (1761–1844) служил под началом Суворова в войнах против Польши и Турции, в 1797 году произведен в генерал-адъютанты, в 1807 году ездил послом в Париж и пытался склонить Александра I к подготовке к войне против Франции. , правда, без особого успеха. Он был губернатором Санкт-Петербурга и Кронштадта с 1828 года до своей смерти.

Александр Иванович Толстой (1770–1857), происходивший из боковой ветви семьи, унаследовал обязывающий титул и поместья своего бездетного дяди, последнего из Остерманов. Впервые он отличился в сражении под Чарновой (1807 г.), где его полк продержался 15 часов против всей армии под командованием Наполеона. Один из самых почитаемых генералов антинаполеоновской коалиции, он был награжден за храбрость в боях под Пултуском и Эйлау. В Гуттштадте он был так тяжело ранен, что опасались за его жизнь. В великом Бородинском сражении он блестяще командовал ключевыми позициями, пока не был контужен и увезен с поля боя. Остерманн-Толстой был еще раз ранен в битве при Баутцене (1813 г.), но не отказался от командования своими войсками. Венцом его достижений стала победа при Кульме (30 августа 1813 г.), которая стоила ему ампутации левой руки. Когда война закончилась, он поссорился с императором, ушел в отставку и остаток жизни провел в Европе.

Толстые в высшем свете

Граф Федор Петрович Толстой (1783–1873), сочувственно упомянутый Пушкиным в Евгений Онегин , был одним из самых модных русских рисовальщиков и живописцев 1820-х годов. Хотя он подготовил прекрасные иллюстрации к « Душеньке » Богдановича, его подлинным призванием была лепка из воска и дизайн медалей. Поскольку он постепенно ослеп, ему пришлось бросить рисование и начать писать балеты и либретто для опер. В 1828 году он был назначен вице-президентом Академии художеств. Многие из его работ можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Акварель Федора Толстого с изображением его дома в Москве

Граф Федор Иванович Толстой (1782–1846) был известным пьяницей, гастрономом и дуэлянтом. Говорят, что он убил 11 человек на дуэлях. В 1803 году он участвовал в первом русском кругосветном плавании. После того, как на Маркизских островах он сделал татуировку и развратил весь экипаж, капитану Крузенштерну пришлось высадить его на Алеутских островах у Камчатки. По возвращении в Петербург граф Федор получил прозвище Американец («Американец»). Он храбро сражался в Отечественной войне 1812 года, но снова возмутил свою семью, женившись в 1821 году на цыганской певице. Александр Грибоедов высмеивал его в «Горе от ума» , а его двоюродный брат Лев Толстой, назвавший его «необыкновенным, преступным и привлекательным человек» — выдумал его как Долохова в «Войне и мире ».

Толстые в русской литературе

Многие Толстые посвящали свободное время литературным занятиям. Например, счет Алексей Константинович (1817–1875) был придворным, но также и одним из самых популярных русских поэтов своего времени. Он написал замечательные баллады, исторический роман, несколько развратных стихов и сатир, опубликованных под псевдонимом Козьма Прутков. Его прочным вкладом в русскую литературу стала трилогия исторических драм, созданная по образцу пушкинского « Борис Годунов ».

Портрет Крамского Льва Толстого (1873)

Граф Лев Николаевич (1828–1919)10), более известный за границей как Лев Толстой, считается одним из величайших романистов всех времен. Начав военную карьеру, он впервые потянулся к написанию книг, когда служил в Чечне, и уже его первый рассказ « Детство » («Детство») был чем-то совершенно не похожим ни на что, написанное до него. Именно в родовом поместье Ясная Поляна под Тулой он создал два романа, Война и мир и Анна Каренина , которые широко признаны одними из лучших когда-либо написанных романов. Позже он разработал своего рода нетрадиционную христианскую философию, описанную в его работе Царство Божье внутри вас которое вдохновило Райнера Марию Рильке и Мохандаса Ганди, в то время молодого юриста, чье влияние распространилось на Мартина Лютера Кинга.

Большинство из тринадцати детей Льва посвятили свою жизнь либо пропаганде его учения, либо его осуждению. Его младшая дочь и секретарь, Александра Львовна (1884–1979), прожила особенно беспокойную жизнь. Хотя она разделяла с отцом доктрину ненасилия, она считала своим долгом принять участие в событиях Первой мировой войны.

Граф Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) принадлежал к другой ветви семьи. Его ранние рассказы, опубликованные в 1910-х годах, были раскритикованы критиками за чрезмерный натурализм и бессмысленный эротизм. После революции он ненадолго эмигрировал в Германию, но затем изменил свои политические взгляды и вернулся в Советский Союз. Его научно-фантастические романы « Аэлита » (1923) о путешествии на Марс и « Луч смерти Гарина » (1927) до сих пор пользуются популярностью у читателей. В более поздние годы он опубликовал два длинных романа на исторические темы, Петр Первый (1929–45) и Голгофский путь (1922–41). Будучи убежденным сторонником Иосифа Сталина, он стал известен как «Красный граф» или «Товарищ граф», а его произведения признаны классикой советской литературы. Большая часть его репутации снизилась вместе с репутацией соцреализма, но его детский сказочный персонаж Буратино сохраняет свое сильное наследие среди более молодой аудитории в России и на всем постсоветском пространстве, появляясь в виде популярного чтения, фильма и множества производных форм.

Его внучка Татьяна Толстая (1951 г.р.) — одна из выдающихся русских писательниц. Еще один живой член семьи — Николай Толстой-Милославский (1935 г.р.), неоднозначный британский историк.

Люди

Герб графов Толстых

  • Селивестр Иванович Толстой (?-1612),
  • Григорий Иванович Толстой (? –1636),
  • Василий Иванович Толстой (? –1649),
  • Андрей Васильевич Толстой (? –1690),
  • Иван Андреевич Толстой (1644–1713),
  • Петр Андреевич Толстой (1645–1729),
  • Матвей Андреевич Толстой (? –1763),
  • Иван Матвеевич Толстой (1746–1808),
  • Дмитрий Александрович Толстой (1754–1832), губернатор могилевский
  • Федор Андреевич Толстой (1758–1849), библиофил и коллекционер
  • Николай Александрович Толстой (1761–1816), гроссмейстер придворных церемоний
  • Петр Александрович Толстой (1769 г. –1844), военачальник и дипломат
  • Александр Иванович Остерманн-Толстой (1770–1857), полный генерал от инфантерии
  • Матвей Феодорович Толстой (1772–1815), сенатор
  • Федор Петрович Толстой (1783–1873), художник
  • Федор Иванович Толстой (Американец) (1782–1846), авантюрист
  • Павел Матвеевич Голенищев-Кутузов-Толстой (1800–1883), внук и наследник Михаила Илларионовича Кутузова
  • Толстой Егор Петрович (1802–1874), генерал-лейтенант, губернатор Таганрогский и Калужский, сенатор
  • Николай Матвеевич Толстой (1802–1879), полный генерал от инфантерии, дед Анны Вырубовой
  • Иван Матвеевич Толстой (1806–1867), гроссмейстер придворных церемоний и министр почты
  • Феофил Матвеевич Толстой (1809–1881), музыкальный критик и композитор
  • Михаил Владимирович Толстой (1812–1896), писатель
  • Алексей Константинович Толстой (1817–1875), поэт
  • Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1889), государственный деятель
  • Юрий Васильевич Толстой (1824–1878), государственный деятель и историк
  • Лев (Лев) Николаевич Толстой (1828–1910), писатель и философ
  • Софья Андреевна Толстая (1844–1919), жена Льва Толстого
  • Татьяна Сухотина-Толстая (1864–1950), старшая дочь Льва Толстого
  • Илья Толстой (1866-1933), сын Льва Толстого, писатель и мемуарист
  • Николай Толстой (1867-1938), русский католический священник и богослов.
  • Лев Львович Толстой (1871–181945), сын Льва Толстого, скульптор
  • Иван Иванович Толстой (1880–1954), филолог, академик
  • Алексей Николаевич Толстой (1883–1945), писатель
  • Александра Львовна Толстая (1884–1979), меценат
  • Никита Ильич Толстой (1923–1996), филолог
  • Николай Толстой (р. 1935), историк
  • Екатерина Толстая (1939–2005), художник
  • Татьяна Никитишна Толстая (1951 г. р.), писатель
  • Толстая Светлана (р. 1971), гоночный ходок
  • Виктория Толстая (р. 1974, урожденная Кьельберг), шведская джазовая певица
  • Александра Толстая (1974 г.р.), конный авантюрист, автор [1]
  • Лис Толстой (1971 г.р.), профессиональный землемер

Места

Несколько мест в России названы в честь Льва Толстого, например, Толстой-Юрт, деревня в Чечне.

Цитаты

  • «Как прекрасно быть Толстым» (Татьяна Толстая-Паус, урожденная графиня Татьяна Толстая, внучка Льва Толстого) [2]

Ссылки

  1. ↑ The Daily Telegraph — Документальный фильм BBC о «тошнотворной» лошади вызывает жалобы зрителей , 8 апреля 2009 г.
  2. ↑ Франсуаза Мишель, Воссоединение сценической семьи Толстых, Baltic Times, 8 августа 2002 г.

Внешние ссылки

  • Официальный сайт семьи и музея Льва Толстого
  • Официальный сайт журнала «Толстоведение»
  • Наследие Толстого для человечества: Манифест ненасилия, часть 1
  • Наследие Толстого для человечества: Манифест ненасилия, часть 2
  • Российская армия в период наполеоновских войн
  • Аудиофайлы

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Родственники Льва Толстого собрались в его имении в Ясной Поляне, чтобы почтить его память

Александр Эмауз

В один памятный день детства Льва Николаевича Толстого его старший брат Николай торжественно объявил своим братьям и сестрам, что он обладает чудесной тайной, которая может осчастливить всех людей. Если бы это стало общеизвестно, на земле существовал бы своего рода золотой век: все любили бы друг друга и стали бы «муравьиными братьями». Дети с энтузиазмом восприняли эту идею, создав собственное Муравьиное братство в лагере из стульев и ящиков. Однако главный секрет, как раскрыл Николай, был написан на зеленой палочке, закопанной у дороги на краю оврага в заказном лесу в их любимом имении Ясная Поляна.

Статуэтка Льва Толстого у него дома в Ясной ПолянеАлександр Эмауз

Самые популярные

Другие дети не скоро забыли о первой любви Толстого к зеленым палочкам конкретного человека, а любви любви) восходит к Муравьиному братству, собравшемуся под покрытыми шалью стульями. За два года до смерти Толстой отмечал, что желает быть похороненным «напротив оврага на месте «зеленой палки»».

Слева направо: старший сын Александры Алеша (Пугачев), второй сын Иван (Пугачев), Александра, ее отец граф Николай Толстой, ее дочь Мария (Пугачева) и ее мать графиня Георгина Толстая. Фотограф Александр Эмауз и в стиле Петра Аксенова

Этим летом, после долгого отсутствия в России, мы с детьми отдали дань уважения нашему родственнику на простом зеленом холмике на краю оврага, где находится его могила. Мои дети более русские, чем я, с русским отцом, и бегло говорят на языке, выросшие на диете из сказок Пушкина и рассказов Льва и Алексея Толстых для детей, но не смогли посетить страну с тех пор, как они родился из-за конфликта их отца с Путиным (это российский олигарх по имени Сергей Пугачев). Я хотел показать им хорошую сторону России, ее богатую культуру и историю, а также красивую нетронутую сельскую местность, все еще так напоминающую девятнадцатый век.

Самые популярные

Платье Александры от Вики Газинской и украшения от Axenoff. Ее сыновья одеты в шорты от La Coqueta, рубашки от Amaia и туфли от Menthe et Grenadine, а ее дочь одета в платье от Benedita и туфли от Papouelli. Фото Александр Эмауз, стиль Петр Аксенофф

Мы были на биеннале Толстых со всего мира в Ясной Поляне, любимом имении Льва Толстого и источнике вдохновения для большей части его произведений, в том числе Война и мир и Анна Каренина . В трех часах езды к югу от Москвы, недалеко от древнего кремлевского города Тула, мы провели пять дней, не только посещая прекрасно сохранившийся дом Толстого, полный самых трогательных вещей, заметок и картин, но и купаясь в озере, катаясь в лесу, собирая земляники в огромном дачном саду и бродили по деревянной деревне на окраине усадьбы, где Толстой устроил школу для крестьянских детей. Мы даже побывали на балу в Дворянском дворце XIX века в Туле, делая забавные попытки станцевать девятку.0295 мазурка и пить сладкое русское шампанское из Крыма. Вечерами мы обедали на свежем воздухе, любуясь раскинувшейся сельской местностью и серебристыми березами, столь необходимыми для России и ее психики, разговаривая и попивая водку с нашими родственниками из Дании, Швеции, Франции, Италии, Германии, Чехии и Америки.

Самые популярные

Платье Вики Газинской и украшения Axenoff. Фотограф Александр Эмауз, стилист Петр Аксенофф

Большинство Толстых, как и остальная часть русской аристократии, были вынуждены покинуть родину во время большевистской революции, чтобы избежать казни, но некоторые остались в России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *