Тест ода на день восшествия с ответами – Тест. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Содержание

Контрольная работа «Биография и творчество М.В. Ломоносова»

Контрольная работа «Биография и творчество М.В. Ломоносова»

Часть1 (задания с выбором ответа)

А 1. Что такое ода?

А) Торжественное стихотворение, посвященное какому-либо лицу или историческому событию

Б) Жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение

В) Сатиристическое стихотворение, высмеивающее какое-либо общественное явление

А2. Укажите годы жизни М.В. Ломоносова:

А) 1809-1852

Б) 1799-1837

В) 1795-1829

Г) 1711- 1765

А3. Укажите ошибочный биографический факт.

А) В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву.

Б) В 1735 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

В) 25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии

А4. Кто сказал: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим»?

А) В.Г. Белинский

Б) А.С. Пушкин

В) М. Ю. Лермонтов

Г) Н. В. Гоголь

А5. В 1736 году М.В. Ломоносов оказался в Германии. Каким наукам он там обучался?

А) физике и астрономии

Б) химии и горному делу

В) немецкому и голландскому языкам

А6. Какие основные идеи можно выделить в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»?

а) значение поэтического творчества

б) уверенность в великом будущем российской науки

в) свободолюбивые идеи

г) доблесть и слава русского оружия

А7. Какие средства иносказательности использует М.В. Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,/ Отраду старым подают…»?

а) аллегория

б) иносказание

в) метафора

г) гипербола

А8. М. В. Ломоносов в строках «…О вы, которых ожи­дает/ Отечество от недр своих…» обращается к

а) императрице Елизавете Петровне

б) исследователям недр Сибири

в) молодому поколению

г) крестьянам

Часть 2 (задания с кратким ответом)

В1. Когда был основан МГУ (Московский государственный университет)?

В2. Имя исторической личности, чей образ служил для М.В.Ломоносова воплощением идеального правителя?

В3. Какую науку М.В.Ломоносов считал своей «главной профессией»?

В4. М.В. Ломоносов выпустил «Руководство к красноречию» — первый русский печатный курс словесности и красноречия. Под каким названием эта книга известна современному читателю?

Часть 3 (задания с развёрнутым, полным ответом)

С 1. Сформулируйте основные темы, звучащие в оде М. В. Ломоносова «На день восшествия…».

С 2. Какова художественная идея оды М.В.Ломоносова?

Ответы

Часть1 (задания с выбором ответа)

А 1. А

А2. Г

А3. Б в 1730 году

А4. А

А5. Б

А6. Б

А7. В

А8. В

Часть 2 (задания с кратким ответом)

В1. 1755 год

В2. Пётр Первый

В3. Химию

В4. Риторика

Часть 3 (задания с развёрнутым, полным ответом)

С 1.

 • Восхваление Елизаветы;

 • гимн Петру I;

 • описание безграничных просторов и богатств России;

 • призыв к молодежи овладевать науками.

С 2.

Это произведение, в котором высказаны идеи Ломоносова о просвещённом абсолютизме. Он верил, что просвещённый монарх способен подняться над интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо всему обществу. В оде также выражена мысль Ломоносова о том, что наставниками и помощниками царей должны быть учёные и писатели, бескорыстно служащие истине.

kopilkaurokov.ru

тест Ломоносов Ода на день…


***
(Отрывок)
О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.
Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде.( М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»)
А1. К какому традиционному жанру классической поэзии относится отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова?
1) послание
2) сонет
3) басня
4) ода
А2. Ведущей в отрывке стихотворения является тема:
1) любви
2) родины
3) образования и науки
4) политической свободы
А3. Как называется использованное М.В.Ломоносовым лексическое средство, с помощью которого поэт описывает свою эпоху: «утеха», «дерзайте ныне», «раченьем»?
1) неологизм
2) устаревшее слово
3) диалектное слово
4) заимствованное слово
А4. В какой строке говорится о всеобщей пользе науки?
1) в первой
2) в семнадцатой
3) в одиннадцатой
4) в последней
А5. Лирический герой стихотворения
1) считает, что Россия должна во всём подражать Западной Европе
2) благословляет императрицу, которая позволила ему выучиться за границей
3) верит, что российская земля может рождать своих учёных, деятелей науки
4) мечтает о том времени, когда наукой ещё никто не занимался серьёзно
В1. В строке «Науки юношей питают…» использовано выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство. Назовите это художественно-выразительное средство.
В2. Подберите современный синоним к слову раченье.
В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «быстрых разумом», «в счастливой жизни», «в несчастный случай».
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1. Какую роль в жизни М.В.Ломоносова играла наука и образование?
А1. 4
А2. 3
А3. 2
А4. 2
А5. 3
В1. Метафора
В2. Усердие
В3. Эпитет
В4. Ямб

Приложенные файлы

univerfiles.com

9 класс. Литература. М.Ломоносов.Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». — М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

Комментарии преподавателя

«Одa на день восшествия…»

— День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь ,как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .

Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос : Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

1.Вступление. Мир – основа блага государства.

2.Главная часть. Величие России, ее процветание:

а)  Восхваление Елизаветы:

— «войне поставила конец» — счастье русских людей дороже новых земель и побед;

— расширяет науки.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

— способствовал распространению наук в России;

— был реформатором, продвигал страну вперед.

в) Описание безграничных просторов и богатств  России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Обращение  к молодежи, пожелание овладеть науками.

3.Заключение.  Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

— Какова главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.

— Сформулируйте идею оды,

Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.

— Каким стилем написана ода?

****************************************************

Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.

www.kursoteka.ru

Тест «М. В. ЛОМОНОСОВ» 7 Класс

7 класс. М. В. ЛОМОНОСОВ. Тест

Выполнил(а)_______________________________________________

1. Какие основные идеи можно выделить в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) значение поэтического творчества б) уверенность в великом будущем российской науки в) свободолюбивые идеи г) доблесть и слава русского оружия

2. Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) лирическая б) печальная в) торжественная г) трагическая

3. Какие средства иносказательности использует М.В. Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,/ Отраду старым подают…»? а) аллегория б) иносказание в) метафора г) гипербола

4. М. В. Ломоносов в строках «…О вы, которых ожи­дает/ Отечество от недр своих…» обращается к а) императрице Елизавете Петровне б) исследователям недр Сибири в) молодому поколению г) жителям отдаленных русских земель

5. Определите стихотворный размер отрывка из оды М. В. Ломоносова («…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде...»): а)хорей б) ямб в) дактиль г) анапест

Выполнил(а)_______________________________________________

1. Какие основные идеи можно выделить в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) значение поэтического творчества б) уверенность в великом будущем российской науки в) свободолюбивые идеи г) доблесть и слава русского оружия

2. Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) лирическая б) печальная в) торжественная г) трагическая

3. Какие средства иносказательности использует М.В. Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,/ Отраду старым подают…»? а) аллегория б) иносказание в) метафора г) гипербола

4. М. В. Ломоносов в строках «…О вы, которых ожи­дает/ Отечество от недр своих…» обращается к а) императрице Елизавете Петровне б) исследователям недр Сибири в) молодому поколению г) жителям отдаленных русских земель

5. Определите стихотворный размер отрывка из оды М. В. Ломоносова («…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде...»): а)хорей б) ямб в) дактиль г) анапест

Выполнил(а)_______________________________________________

1. Какие основные идеи можно выделить в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) значение поэтического творчества б) уверенность в великом будущем российской науки в) свободолюбивые идеи г) доблесть и слава русского оружия

2. Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) лирическая б) печальная в) торжественная г) трагическая

3. Какие средства иносказательности использует М.В. Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,/ Отраду старым подают…»? а) аллегория б) иносказание в) метафора г) гипербола

4. М. В. Ломоносов в строках «…О вы, которых ожи­дает/ Отечество от недр своих…» обращается к а) императрице Елизавете Петровне б) исследователям недр Сибири в) молодому поколению г) жителям отдаленных русских земель

5. Определите стихотворный размер отрывка из оды М. В. Ломоносова («…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде...»): а)хорей б) ямб в) дактиль г) анапест

Выполнил(а)_______________________________________________

1. Какие основные идеи можно выделить в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) значение поэтического творчества б) уверенность в великом будущем российской науки в) свободолюбивые идеи г) доблесть и слава русского оружия

2. Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? а) лирическая б) печальная в) торжественная г) трагическая

3. Какие средства иносказательности использует М.В. Ломоносов в строках «…Науки юношей питают,/ Отраду старым подают…»? а) аллегория б) иносказание в) метафора г) гипербола

4. М. В. Ломоносов в строках «…О вы, которых ожи­дает/ Отечество от недр своих…» обращается к а) императрице Елизавете Петровне б) исследователям недр Сибири в) молодому поколению г) жителям отдаленных русских земель

5. Определите стихотворный размер отрывка из оды М. В. Ломоносова («…Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде...»): а)хорей б) ямб в) дактиль г) анапест

ЭТАЛОН: 1б; 2в; 3в; 4в; 5б

Скачать оригинальный файл

globuss24.ru

Урок 15. «Ода на день восшествия…»

Цель: раскрытие понятия «ода», изучить особенности поэзии 18 века.

Ход урока

I. Повторение.

Вспомните определение «оды».

— К каким «штилям» относит Ломоносов оду, поэму, трагедию, драму, сатиру, эпиграмму?

— В чём специфика оды?

(Ода — стихотворное лирическое произведение, в котором поэт «высоким штилем» выражал чувства восхищения значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы).

— В чем Ломоносов видит дальнейшее развитие страны?

— В чем заключается характерная особенность поэзии Ломоносова, поэзии 18 века?

(Отсутствие личного начала, т. к. в то время поэзия была инструментом выражения государственных интересов, а не личных переживаний одного человека.)

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть выбранный отрывок из оды Ломоносова «На день восшествия…»

2. Читать стихи Г. Р. Державина «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…» и др.

3. Принести сборник стихов Державина.

Урок 16. Знакомство с творчеством г. Р. Державина

Цель: познакомиться с творчеством Державина и выявить отличия его поэзии от поэзии Ломоносова.

Ход урока

I. Ответить на вопросы:

— В чём видел назначение поэзии М. В. Ломоносов, и каково мнение Державина?

(Державин же превыше всего ценил служение истине.)

— Какие отличительные особенности вы заметили в поэзии Державина?

II. Слово учителя о жизни и творчестве поэта.

III. Работа с учащимися.

Прочитайте стихотворение Державина «На птичку».

— В чём аллегорический смысл стихотворения? Познакомьтесь со стихотворением «Признание».

— К какой стороне жизни человека относится слово «Признание»?

— Какие черты нравственного облика лирического героя вы можете отметить?

IV. Проверочная работа по творчеству Ломоносова и Державина.

Может быть проведена следующим образом: учитель читает по две строки из пройденных стихотворений поэтов, а учащиеся должны самостоятельно закончить всю строфу.

Урок 17. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Урок-беседа

Цель: выяснить, в чем видел назначение своей поэзии Г. Р. Державин.

Ход урока

I. Вводное слово учителя.

Учитель рассказывает учащимся о деятельности Державина как политического деятеля.

II. Беседа.

— Какое направление являлось основополагающим в деятельности Державина как государственного деятеля и как поэта?

— В чём он видел назначение поэта?

— Как проявилось наследие традиций Ломоносова в Творчестве Державина и в чём проявляется его новаторство?

— Какое стихотворение поэта является самым ярким выражением его оценки своего творчества?

III. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».

— Почему Державин был уверен в бессмертии своих стихов?

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»?

— Какова основная мысль этого произведения?

— Как вы думаете, почему на закате жизни и творчества в поэзии Державина звучат мысли о быстротечности и всепоглощаемости времени?

— Какова роль метафор в стихотворении?

— Так какова, по-вашему, судьба поэтических творений; ждёт ли их бессмертие или «пропасть забвенья»?

Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений Державина.

studfiles.net

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны — Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия…»

Учитель Google

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста


Соответствие стилю


Календарь

Статистика

Ода М.В. Ломоносова «На день восшествия…» — 

типичное произведение в духе классицизма.  

   На уроке вы познакомитесь с особенностями жанра оды, найдёте элементы классицизма в произведении, в конце урока выполните тестовые задания. Внимательно посмотрите видео-урок.

            Запишите в тетрадь, что такое ода.

    Объясните значения слов: от недр, благословенны, дерзайте, ободренны, раченье, зиждитель. Возникли затруднения? Слева на сайте есть блок «Проверка слова». Введите слово в строку и кликните мышкой по кнопке «Проверить».

    В оде М.В. Ломоносов обращается к именам великих  учёных. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учёности.


                                                             Дерзайте ныне ободренны
                                                             Раченьем вашим показать,
                                                             Что может собственных Платонов
                                                             И быстрых разумом Невтонов
                                                             Российская земля рождать.

     Что вы знаете об этих людях? Предлагаю посмотреть небольшие фрагменты фильмов.

Древнегреческий мыслитель Платон

Английский учёный Иссак Ньютон


     Ломоносов не ограничивал круг учёных рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился декмократизм мышления Михаила Васильевича. Талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», по его мнению, может «рождать» вся российская земля.

     М.В. Ломоносов был искренне убеждён, что занятия науками должны сделать человека счастливым. Он говорит о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.

     Ода является типичным произведением классицизма.
     Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе.
     В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.

    Исследовательская работа с текстом.

     Найдите элементы классицизма в оде. Выпишите в тетрадь из фрагмента текста примеры, иллюстрирующие положения, указанные в левой части

таблицы.
(Чтобы увеличить таблицу, кликните на неё мышкой)

     Выполните тест.

Домашнее задание:
устно ответить  на вопросы в учебнике (стр. 63-64). Подготовить презентацию о Гаврииле Романовиче Державине (по желанию).

gvozdikova.ucoz.ru

Ломоносов. 1.»Ода на день восшествия… » 2.»Разговор с Анакреоном» задание о чем? как написаны? для чего написаны?

1″Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747-года», Она начинается вступлением, содержащим хвалу мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами: Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток. Славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа: Я россов счастьем услаждаюсь, Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток. Он предостерегает правительство от участия в войне, восхваляет мир, который называет словом «тишина»: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Это лирическое отступление позволяет поэту перейти к его излюбленной теме — правление Петра I, борца против отсталости, в которой находилась Россия до него. Ломоносов славит Петра за создание регулярной армии и флота, и особенно за распространение наук: Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки.. . Затем, упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое, и поэт тут же приветствует императрицу как поборницу просвещения. Ломоносов восхищенно говорит о том, как огромно пространство России, как неисчерпаемы ее богатства: полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Для ее будущего величия и славы нужно овладеть всеми этими богатствами и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатства в оных потаенно Наукой будет откровенно.. . При этом, возмущенный засильем в Академии наук бездарных и алчных немецких ученых, Ломоносов обращается к молодым талантливым людям, «которых ожидает Отечество от недр своих», он верит, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Значение «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», заключается, прежде всего, в том, что в ней содержится стройная, четко продуманная программа мирного процветания государства, которому будут способствовать распространение наук и воспитание в собственной среде умных и талантливых ученых. Именно науки помогут овладеть неисчерпаемыми сокровищами России, и это обеспечит в дальнейшем ее благополучие и процветание. 2 Ломоносов перевел четыре оды, приписанные Анакреону. Кроме них в состав «Разговора» входят собственные стихи Ломоносова. В целом, произведение пронизано именно авторским настроением и является выражением философских взглядов Ломоносова.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *