Теория ломоносова о трех штилях основные положения: Теория “трех штилей” Ломоносова в литературе кратко в таблице

кратко об основных постулатах / Справочник :: Бингоскул

Теория трех штилей Ломоносова: кратко об основных постулатах

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Ломоносов – великий литературный русский деятель. Он старался всячески развивать культуру поэзии, языка в родной стране. Боролся с препятствиями на пути к просвещению. Автор теории трех штилей любил разнообразить речь своих произведений. В стихотворениях можно встретить множество устаревших слов, церковные, славянские обороты, высказывания из простой речи. Писатель иногда заимствовал слова из языка стран Европы. Он гармонично объединял величавые обороты, старинные афоризмы, вульгаризмы. 

Данный стиль, язык неприемлемы для классицистического жанра. Для прогрессивного развития литературы, речи поэт принял решение заняться реформацией стиля изложения мыслей родного народа. Это сложное задание, требующее разительных изменений, поэтому современники отнеслись к решению поэта с долей неоднозначности.

Стилистическая теория помогла бороться с частым использованием слов из иностранного языка, структурировать литературные, стихотворные формы. Ломонос считал, что непродуманное заимствование только засоряет родную, народную речь. Ему удалось добиться колоссальных успехов, внести огромный вклад в развитие литературы.

Теория трех штилей Ломоносова – кратко о главном

Теория 3 штилей Ломоносова – это четко выстроенная жанровая иерархия. В риторических, поэтических произведениях выделяется три типа стилей. Древнеримское учение Средневековья уже активно использовалось в странах Европы. Михаил Васильевич проработал существующие постулаты, адаптировав три типа под русскую речь, литературу:

  • Высокий уровень. Включает исключительно перворазрядные слова. Чистые славянские обороты могут переплетаться со славяно-русскими словами. Теория трех штилей исключает использование чрезмерно устаревших выражений в высоком стиле. Используется для написания прозаичных речей, в которых описывается важная материя, героических поэм, од;

  • Средний уровень. Включает третьеразрядные русскоязычные обороты. Допускается использование славянских вставок общего употребления. Область применения: жанр театрального сочинения. В среднем стиле автор теории рекомендует писать живые постановки. Он позволяет максимально оживить персонажей, связать их с реальной жизнью зрителей;

  • Низкий. В основе третьеразрядные слова. Это чистые русские обороты, славянские выражения использовать не рекомендуется. Прекрасно описывает класс комедийных, увеселительных произведений, песен. 

Теория трех штилей Ломоносова – принципы

Впервые о разделении языковых стилей в риторических, поэтических, других произведениях упоминается во времена эллинизма. Методика активно использовалась при создании постановок, пьес для театра, в ораторстве. Она коснулась и искусства. Нормировать, структурировать данный подход удалось только во времена развития классицистического жанра. Он приходится на конец семнадцатого – начало восемнадцатого века.

Один из основных смыслов теории Михаила Васильевича – утверждение постулатов, основ чистой и правильной русской речи. Это имело колоссальную важность для развития литературы, стилистики. 

Классицизм основывался на увеселении, поучении. Все произведения зрители, критики оценивали с этой стороны. Тест искусства после разработки теории Ломоносова показывает, что его подход поспособствовал развитию современного стихотворного литературного жанра.


 

Смотри также: Вклад Ломоносова в развитие русского языка: основы современного языкознания 

Поделитесь в социальных сетях:

14 мая 2021, 16:07

Литература

Could not load xLike class!



описание и главная суть :: SYL.ru

Кулинарные хитрости: что делать с оставшейся после готовки закваской

Вместо заморских лимонов и имбиря: огромная польза здоровью от простого редиса

Новогодний маникюр на короткие ногти: идеи для тех, у кого мало времени

Монохромный или спорт-шик: как носить и с чем сочетать джемпер с высоким воротом

Чтобы украшения не тускнели. Как хранить бижутерию и не только

Почему людей с лишним весом зачастую считают не самыми умными

Добавьте свежих или консервированных помидоров: простой трюк улучшит вкус соуса

Это дешево и очень вкусно: готовим простой салат на ужин

Гирлянды из бус — к деньгам: как нарядить елку к встрече 2023 года по фэн-шуй

Для сытности — фасоль. Нежное блюдо из курочки и сыра

Автор

М. В. Ломоносов — первый русский профессор, внесший значительный вклад в различные области науки. В том числе, и в развитие русского языка и литературы. Его еще называют реформатором русской словесности. Ниже будет дано краткое содержание теории «Трех штилей» Ломоносова.

Предпосылки для введения реформы

Михаил Васильевич был известен тем, что ратовал за чистоту русского языка. В его времена русский язык не имел четкой структуры, он был очень пестрым и не было конкретного разделения на стили. Тогда началось активное заимствование слов из других языков. Все стали использовать иностранные слова, не задумываясь об их истинном значении, постепенно терялась важность родного языка.

Михаил Васильевич же стремился к тому, чтобы в речи употреблялось как можно больше слов славянского происхождения. Он призывал соотечественников к умеренному употреблению варваризмов — лучше использовать те слова, которые есть в родном языке. Поэтому преобразования в языковой системе были необходимы.

Русский язык стал тяжеловесным, его синтаксическая конструкция была неудобной, и постепенно речь стала просто смесью варваризмов. Грамотные и просвещенные люди активно использовали в своей речи разговорные выражения — таким образом терялась значимость грамотности. Теория «Трех штилей» М.В. Ломоносова должна была сделать русский язык вновь полноценным способом выражения потребностей науки и культуры.

Суть реформы

Впервые известный профессор упоминает о ней в 1758г. В чем суть теории «Трех штилей» Ломоносова? Это классификация жанров, которые существовали в русской литературе, по стилистическим особенностям. Такое разделение было еще в эллинской культуре, только там оно было больше направлено на разделение разговорной речи и ораторской.

Если писать кратко о теории «Трех штилей» Ломоносова, то ее особенность состоит в том, что используя ее, можно создать стилистическую основу русской литературы. Так, Михаил Васильевич связывал каждый стиль с определенным способом изложения. Но цель его работы состояла не только в том, чтобы навести порядок в системе русского языка.

Михаил Васильевич был противником бездумных заимствований и употреблений варваризмов в речи. Для достижения этой цели ученый использовал различные способы. Иногда он заменял иностранные слова отечественными, в каких-то случаях вводил уже известные обороты славянского происхождения, а если заменить варваризмы не удавалось, Михаил Васильевич старался придать им форму, наиболее приближенную к форме русского языка. В теории «Трех штилей» Ломоносова кратко будут написаны особенности каждого стиля.

Высокий стиль

Первый «штиль» (высокий) — это величавый, патетический, торжественный стиль. Использовать его нужно было при написании од, поэм, трагедий, рассуждений о «высоких материях». В него входили слова, как церковнославянские, так и общего употребления, которые не были заимствованными. То есть, в высокий стиль были включены слова только славянского происхождения. Но все-таки больший ориентир был сделан на церковнославянский язык. Таким образом, Михаил Васильевич сделал высокий стиль доступным для использования только грамотным людям.

Средний стиль

Далее в теории «Трех штилей» Ломоносова кратко описан средний стиль. В нем были соединены церковно-славянские и народно-разговорные слова. Это один из наиболее разнообразных и богатых стилей, потому что он сочетал в себе слова, взятые из двух противоположных направлений: высокого и низкого. Так же в него входили книжные и разговорные выражения. Стоит отметить, что использовать церковнославянские слова нужно было аккуратно, чтобы они не потеряли свою значимость и торжественность.

В данном «штиле» следовало писать стихотворные послания, элегии, сатиру, драмы, эклоги. Так как это направление — одно из самых разнообразных с лингвистической точки зрения, были выделены отдельные признаки этого «штиля». Это самая объемная группа слов, наиболее широко использующаяся. Это направление использовалось не для чтения научных работ, а в воспитательных целях. Из-за того, что этот «штиль» наиболее неоднороден, необходимо было определить границы его употребления.

Лексические особенности среднего стиля

При описании теории «Трех штилей» Ломоносова кратко можно изложить признаки, по которым средний стиль следует отграничивать от двух других. Эти особенности были описаны, потому что в данное направление включало составляющие высокого и низкого стилей. Границы данного стиля в своих исследованиях выделила Е.Г. Ковалевская:

  1. К нему относят слова, которые чаще всего употреблялись в русском языке. Допустимо использование церковнославянских слов. Примеры выражений, относящихся к среднему «штилю», можно найти в публицистических и научных работах второй половины 18-го века.
  2. Лексика, относящаяся к данному стилю, носит «просветительский» оттенок. Т.е. средний «штиль» использовался в разговорах о политике, просвещения, нравственных вопросах.
  3. Сюда же относятся слова, передающие эмоциональное состояние человека.

Особенности низкого стиля

Третий, низкий «штиль» включал в себя элементы простонародной речи и диалектизмы. Данным стилем описывалась разговорная речь, бытовое описание. Он использовался для написания писем, басен, песен, комедий. Не допускалось употребление слов из высокого стиля.

Значение теории Ломоносова «О трех штилях»

Ученый оставил за пределами литературного языка некоторые группы слов, которые не подходили ни под один стиль:

  1. Церковнославянские выражения, которые давно вышли из употребления.
  2. Слова, которые ни в одном стиле использовать неприлично.
  3. Нелепые заимствования, которые, по мнению Михаила Васильевича, были не нужны в русском языке.

У современников Михаила Васильевича такая реформа вызвала неоднозначную реакцию. Противники этой теории считали, что славянизмы и церковнославянские слова, наоборот, «утяжеляли» язык, делали его более непонятным, устаревшим. Скептически отнеслись к данному преобразованию дворяне, потому что они не видели возможностей русского как национального языка.

Но в период смешения слов, имеющих славянское происхождение, и заимствованных, преобразования были необходимы.

Теория «Трех штилей» и реформа русского языка имели положительное значение. В тот период язык не был упорядочен, не было четкой структуры, а научная работа Ломоносова позволяла не только «очистить» язык от ненужных заимствований, но и упорядочить языковые ресурсы.

Данная теория имела большое значение для развития русского языка и литературы. В дальнейшем в произведениях некоторых поэтов 19-го века можно увидеть последователей теории Ломоносова. Михаил Васильевич стремился показать всем богатство и красоту русского языка, его самобытность.


Похожие статьи

  • Биография Ломоносова — самая интересная
  • Анализ и краткое содержание «Оды на день восшествия…» Ломоносова
  • Александр Пушкин, «Метель»: краткое содержание и анализ повести
  • Жизнь и творчество Ломоносова
  • Заслуги Ломоносова в науках — описание и интересные факты
  • Какие принципы языковой реформы Карамзина?
  • Антинорманская теория происхождения Древнерусского государства

Также читайте

работ.

Названия научных трудов Ломоносова. Научные труды Ломоносова по химии, экономике, литературе

Первый всемирно известный русский естествоиспытатель, просветитель, поэт, основоположник знаменитой теории «трех штилей», давшей впоследствии толчок к формированию русского литературного языка, историк, художник — таков был Михаил Васильевич Ломоносов. Его произведения подобны пылающему огню во тьме непроглядной тьмы. Ведь ему удалось пролить свет на существующие пробелы в системе народного образования, сделав его прежде всего доступным не только представителям высших сословий, но и крестьянам. Сегодня известные произведения Ломоносова переведены на многие языки и используются во многих областях. Итак, какие произведения Ломоносова известны?

Химия

Михаил Васильевич был ярым противником нерационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «невесомых жидкостей» и того значения, которое ей придавалось при объяснении всевозможных физико-химических явлений того времени.

Михаил Васильевич начал заниматься химическими исследованиями еще в студенческие годы. Он был первым, кто представил химию в своих работах в форме науки, а не искусства. Большую часть исследований он проводил в лаборатории, построенной по его указу.

По Ломоносову, настоящий химик должен выполнять две роли: теоретика и практика. Иными словами, найти применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно своей корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».

Получив необходимые лекарства, в 1744 году Ломоносов провел длинный ряд исследований по расщеплению солей и металлов. Процессы растворения он разделил на две группы: с выделением и поглощением теплоты. Ведь, как уже известно, процесс растворения металлов в кислоте характеризуется выделением теплоты, а в процессе растворения солей в воде, наоборот, поглощением.

Сам Ломоносов описывал процессы растворения с механических позиций, присущих его эпохе. Важно также отметить, что он очень точно описывал свои наблюдения, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением.

Проведение опытов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой появления так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основе этого явления при взаимодействии с водой соль распадается на ионы, а они, в свою очередь, оказываются в тесном окружении примыкающих к ним макромолекул воды.

Через некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а несколько позже — «О происхождении и природе селитры».

М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существуют две группы особых свойств химических тел. К первой группе он относил тела, постоянно зависящие от возможного переплетения частиц, ко второй группе — их цвет, кристалл, вкус, запах и другие качества.

Также эти ученые изучили теорию, на основании которой любой цвет (кроме черного) можно разделить на три — желтый, красный и синий.

Несмотря на большое количество проведенных им физико-химических экспериментов, большинство из них так и остались незавершенными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.

Научные работы Ломоносова по химии способствовали формированию необходимой базы для последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова по химии способствовали такому повороту в развитии этой науки, что даже спустя время личности ученого уделяется большое внимание последователей.

Но главным его достижением стала пропаганда химической грамотности. Наиболее ярким примером такого лозунга является «Слово о пользе химии», прочитанное им на Академическом собрании в 1751 году.

Физика

Его по праву считали «отцом» русской физики. Методы и методологические взгляды Ломоносова имели отличительную черту. В отличие от большинства соратников, он широко использовал в исследованиях гипотезы и первым выявил наличие в природе молекулярных и атомарных частиц вещества.

Еще в студенческие годы он увлекся физикой, а точнее — теорией строения материи. В любой науке его привлекали главным образом фундаментальные аспекты, носящие философский характер.

Ломоносов впервые предположил существование так называемого абсолютного нуля температуры. Затем, с введением такого измерительного прибора, как весы, ему удалось обосновать ошибочность мнения об увеличении удельного веса металлов при их обжиге. Это был М. В. Ломоносов. Его научные труды во многом заложили хорошую основу для развития современной физики.

Именно он впервые сформулировал предположение о взаимосвязи электрических и световых явлений, о вертикальных токах как источниках атмосферного давления, об электрическом происхождении полярного сияния.

Значительным вкладом в эту науку стали работы Михаила Васильевича Ломоносова по физике. Он много времени уделял анализу и объяснению природы световых явлений, а также учения о цветообразовании. Первым, кто сделал попытки установить взаимосвязь между процессами, существующими в природе, был М. В. Ломоносов. Его работы способствовали ощутимому сдвигу в развитии практически всех областей физики.

Много времени посвятил изучению электрических явлений. В то время вопрос о существовании статического электричества почти не поднимался. Представления сподвижников об отношении к электричеству как к необъяснимой мифической жидкости, втекающей в наэлектризованный сосуд, не пришлись по нраву материалисту Ломоносову. Ученый подошел к объяснению явления электричества так же, как и к толкованию явления света и тепла. Ломоносов написал несколько работ, посвященных изучению атмосферного и статического электричества.

Но на этом знаменитые работы Ломоносова не остановились. Нельзя не упомянуть его молекулярно-кинетическую теорию теплоты, в основе которой лежит теория организации вещества из атомов и молекул. Более подробно она описана в его сочинении «Размышления о причине тепла и холода».

Такие вопросы о природе физических явлений решал М.В. Ломоносов. Работы и исследования ученого со стороны физики послужили тому, что в начале ХХ века физика стала ведущей наукой в ​​области естествознания.

Первый русский астрофизик

Интерес к небесным явлениям возник у Ломоносова еще в раннем детстве, когда он наблюдал величественные картины полярного сияния. Он прославил себя как первый русский астрофизик, основатель научных астрономических экспедиций.

Уже в первые годы своей профессиональной карьеры он принес миру множество открытий в области астрономии. Внимательно наблюдал движение планет Солнечной системы в астрономической обсерватории, изучал солнечные пятна, кометы и другие небесные объекты, таким был известный астрофизик Ломоносов. Его научные труды и по сей день пользуются большой популярностью среди астрономов-исследователей.

Одним из самых уникальных достижений Михаила Васильевича в астрономии было определение климата на Венере. Это открытие стало результатом конечных наблюдений ученых за редчайшим явлением — продвижением Венеры по диску Солнца. Его научный отчет назывался: «Явление Венеры на Солнце, наблюдаемое в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Майя, 26 дней, 1761 года».

Несколько позже он поручился за подготовку этих наблюдений и дальнейший отъезд в Сибирь двух астрономических экспедиций. К созерцанию этого редкого явления готовились астрономы большинства европейских стран. В свете этих событий Академия наук впервые приняла участие в мероприятии такого масштаба. Ломоносов также провел в своей обсерватории ряд самостоятельных наблюдений.

Открытие атмосферы на Венере стало предпосылкой дальнейшего развития астрофизической науки в России.

Металлургия, минералогия и горное дело

Основные труды Ломоносова, написанные о горном ремесле, были своеобразным руководством для горняков.

Землетрясение в Португалии, унесшее жизни более восьмидесяти тысяч человек, побудило его заняться изучением причин и последствий землетрясений. В своих трудах он подробно описал сложнейший процесс освоения земной поверхности. Внезапные движения земной коры, по его мнению, могли быть вызваны естественными причинами — землетрясениями, извержениями вулканов, оползнями — и другими сильными природными катаклизмами. Названия научных трудов Ломоносова по рудному делу знакомы каждому горняку или металлургу. Например, известное «Слово о рождении металлов от сотрясения земли».

В своих работах он систематизировал и описал уже существующие гипотезы о добыче и плавке металлов. Это они в свое время издали пособие «Первые основы металлургии, или горного дела». Это учение по праву послужило значимой находкой в ​​изучении горного дела. Он усовершенствовал уже известные принципы горного дела, работал над созданием новых машин и механизмов.

Ломоносов мечтал о проведении масштабных научных исследований с привлечением других научных представителей нашей страны. На основании этого ученые повсюду стали рассылать всевозможные образцы руд и минералов. Словом, в отборе необходимых для исследования образцов участвовало около ста двадцати российских растений.

К моему большому сожалению, Ломоносов не смог осуществить задуманное. Эта его работа была благополучно завершена лишь по прошествии лет академиком В. М. Севергиным, а уникальный минерал впоследствии был назван ломоносовитом в честь его первооткрывателя.

Оптика

Ломоносов разработал и построил более десяти изобретений в области оптики. Он полностью отдавал себя науке. Ломоносов не останавливался и до конца своих дней занимался производством приборов для ночного наблюдения.

М.В. Ломоносов первым спроектировал и построил оптический батоскоп. Его произведения всегда вызывали большой интерес у публики. Не остался без внимания и разработанный им механизм горизонтоскопа — крупного прибора для наблюдения за удаленными предметами на горизонтальной поверхности.

Технология производства цветного стекла описана также М.В. Ломоносовым. Эти работы впоследствии использовались в промышленности для варки цветного стекла, а также для изготовления деталей из него. Изготовление стекла было одним из главных пристрастий Ломоносова. Постигая таинства этого материала, Ломоносов и не думал использовать результаты своего исследования в личных целях. Михаил Васильевич хотел как можно скорее поделиться плодами своего труда с народом, принести их на пользу государству.

Ломоносов был талантливым изобретателем и приборостроителем, основоположником отечественной теоретической оптики. Его труды дали толчок дальнейшему развитию оптической науки в России.

Языкознание, Филология

В начале XVIII века русский язык был насыщен иноязычными и церковнославянскими словами, разговорной речью. Ломоносов всегда заботился о своей чистоте и безупречности. Много времени он уделял описанию своих литературных канонов. Произведения Ломоносова в литературе породили пресловутую «Риторику», выход в свет которой был важным культурным событием того времени. В этой работе ученый-лингвист упомянул, что лектор, выступая перед аудиторией, должен обращать внимание на возраст слушателей, их гендерную идентичность, воспитание и уровень образования. Само исполнение риторики должно быть понятным, информативным, аргументированным и эмоциональным. «Риторика» излагалась простым языком и предназначалась для широкой публики.

Еще один колоссальный труд Ломоносова под названием «Русская грамматика» был первым в своем роде исследованием грамматики русского языка. Первым человеком, предпринявшим попытки выявить артикуляционные нормы русского языка, был Михаил Васильевич Ломоносов. Его работы были направлены на повышение значения родного языка, концентрацию духовного наследия.

Еще будучи студентом, написал сочинение «Письмо о правилах русской поэзии», где описал основы русского стихосложения, рассмотрел отдельные стихотворные формы и размеры.

В более позднем и зрелом труде под названием «Предисловие к пользе книг церковных на русском языке» исследуется учение Ломоносова о «Трех тиши», куда входят «высокий, посредственный и низкий покой». У каждого есть определенный литературный жанр:

  • Стихи о героизме, оды, торжественные речи соответствуют высокому «затишью»;
  • Театральные сценарии, дружеские письма — средние;
  • Низкое «спокойствие» характеризует непосредственные бытовые разговоры, песни, баллады.

Ломоносов по праву считается создателем российской научно-технической терминологической базы. Ученые ввели много новых формулировок, создали стиль научного объяснения материала. Произведения Ломоносова в области литературы очень разнообразны: это стихи, оды, торжественные речи, трагедии и многое другое. Поэтическое наследие занимает по большей части ода, написанная в честь какого-либо события или лица.

География и метеорология

Интерес к географии у Ломоносова пробудился в начале его профессиональной деятельности. На протяжении многих десятилетий его интересовал Северный морской путь и возможность его изучения. В пособии под названием «Краткое описание различных походов к северным морям и указание на возможный проход Сибирским океаном в Восточную Индию» он дает описание этого перехода и самостоятельно составляет свой план.

Ломоносов даже обещал снабдить участников экспедиции необходимыми приспособлениями, инструментами, но увидеть результаты экспедиции ему так и не суждено. Экспедиция состоялась в 1765 году, когда Михаила Васильевича уже не было в живых.

Путешествиям по полярным льдам, по словам Ломоносова, всегда мешали «ледяные горы в северных морях», которые долгое время беспокоили ученого. Им представили характеристики полярных льдов, объяснили возможные причины. Эти доводы и по сей день кажутся весомыми. Вдохновленный возможностью постижения Северного морского пути, географ взялся за картографирование Северного Ледовитого океана.

Большинство его предположений подтвердились лишь двести лет спустя. Ломоносов предвидел расположение подводной гряды, которая впоследствии была обнаружена и исследована. Впоследствии этот хребет носит имя своего первооткрывателя.

Неоценимый вклад в становление отечественной «физики атмосферы» Ломоносова. В трудах на тему «Явления воздуха, от электрической силы происходящего» говорится о возможных метеорологических явлениях. С особым уважением Михаил Васильевич относился к прогнозам синоптиков, настаивал на необходимости создания сети метеостанций.

История

В начале XVIII века в России стал возрастать интерес к русской истории. М. В. Ломоносов сыграл важную роль в развитии исторического учения.

Его интересовало дальнейшее развитие Древнерусского государства. Вовремя изучив источники и современную периодику, Ломоносов поставил под сомнение предположения историков о том, что основу нашего государства заложили норманны.

Ломоносов считал, что чужаками были славяне, и с них началось великодержавное государство. Михаил Васильевич высказал свое утверждение, что русскоязычный народ еще до прихода к власти Рюрика прошел долгий путь развития и развития самобытной культуры.

В 1751 году Ломоносов приступил к работе над масштабным исследованием «Древнерусская история». Первая часть была опубликована только после его смерти и вскоре была переведена на многие языки.

В 1760 г., взяв за основу летописи и другие значимые исторические документы, Михаил Васильевич издал «Краткий русский летописец с родословием», содержащий перечень шумных эпохальных событий, от царствования Рюрика и до кончины Петр Великий.

Михаил Васильевич любил свою Родину, он свято верил в силу и единство своего великого народа.

Работы Ломоносова по экономике

Ломоносов был одним из тех, кто видел Россию как государство с богатой культурой и высоким уровнем образования. Такое государство, по мысли реформатора, должно находиться в постоянном изменении, оно должно неустанно шагать вперед, идти по пути развития сильной и независимой державы.

Наибольший интерес проявлял в отношении металлургии и рудной промышленности. Среди прочего, Ломоносов проявлял значительный интерес к развитию сельского хозяйства и выступал за рост населения.

Материальное благополучие Российского государства, по мнению Ломоносова, всецело зависит от выполнения его хозяйственных функций.

Специальные труды Михаила Ломоносова по экономике сохранились плохо, что значительно затрудняет изучение его экономических воззрений.

На основании имеющихся работ можно сделать вывод, что основное внимание Ломоносова уделялось изучению экономики России. В интересах общества была разработана полноценная экономическая стратегия государства, проиллюстрированная набором практических рекомендаций.

Именно ему, Ломоносову, мы должны быть благодарны за появление такой дисциплины, как «Экономическая география». На протяжении всей своей профессиональной деятельности Ломоносов следовал традициям русской экономической школы, значительно обогатил и усилил ее положения, несмотря на то, что многие крупные работы Ломоносова не оказали должного влияния на современников. Тем не менее экономические идеи, заложенные в трудах великого ученого, и сегодня подлежат дальнейшему осмыслению.

В заключение

«Громкие» названия произведений Ломоносова известны каждому его последователю из той или иной области науки. Его послания отражают силу, единство и мудрость русского народа. Ломоносов был известен как новатор, внесший выдающийся вклад в различные области знаний — от естествознания до астрономии. Еще при жизни его произведения были переведены на многие языки. Михаил Васильевич стремился служить на благо народа. Многие его изобретения и исследования послужили прочной основой для развития современной науки в целом.

Историческая эпоха. Русская литература 18 века. Обзорная презентация о русской литературе XVIII века

Слайд 1

Обзор тематических и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.
Русская литература XVIII века

Слайд 2

В русской литературе XVIII века исследователи выделяют 4 периода:
Литература петровского времени. 1730-1750 гг. 1760-е — первая половина 70-х гг. Последняя четверть века.

Слайд 3

Литература Петра Великого
Она пока носит переходный характер. Главная особенность — интенсивный процесс «секуляризации» (т. е. замены литературы светской религиозной литературой). В этот период вырабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, рассказ, политические трактаты, учебники, поэзия.

Слайд 4

Феофан Прокопович
Наиболее видной фигурой, одним из образованнейших людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), четко сформировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзии должны учить не только простые граждане, но и сами правители.

Слайд 5

Второй период (1730-1750)
Этот период характеризуется становлением классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленным развитием литературного языка. В основе классицизма лежала ориентация на высокие образцы античного искусства как на эталон художественного творчества. Жанровые признаки: трагедия, опера, эпос (высокие жанры), комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Слайд 6

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744)
Автор сатиры, воспевающей национальный колорит, связь с устным народным творчеством, основанной на современной российской действительности («О богохульном учении», «О зависть и гордыня недоброжелательных вельмож» и др. ). По словам В. Г. Белинского, он «первый оживил поэзию».

Слайд 7

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769)
Выступил настоящим новатором в искусстве слова. В своем трактате «Новый и краткий способ сложения русских стихов» он проложил путь дальнейшему развитию русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввел новые литературные жанры: ода, элегия, басня, эпиграмма.

Слайд 8


Один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской битве, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о Правила русской поэзии», «Краткое руководство к красноречию», «Грамматика», теория трех успокоений.

Слайд 9

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Просветительские взгляды и демократические настроения Ломоносова нашли отражение в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была главной в основном жанре его поэзии — оды.

Слайд 10

Сумароков Александр Петрович (1717-1777)
Он также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песен, эклогов, идиллий, элегий), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (написал 400 басен).

Слайд 11

Третий период (1760-е — первая половина 70-х гг.)
В этот период возрастает роль торговых отношений в обществе, усиливается господство дворянского сословия. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны юмористические поэмы В. И. Майкова («Омбрист», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре рассказа появился М. Д. Чулков, литературные журналы М. Д. Чулкова издаются («И то, и это»), В. В. Тузов («Смесь»), Н. И. Новиков («Трутень», «Пустомелия», «Живописец»). В то же время М. М. Херасков, создатель «Россиады», русский национальный эпос, а также ряд трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др. ), творил.

Слайд 12

Четвертый период
Литература последней четверти XVIII в. развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветают комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745-1792) — автора многих басен («Нравственные басни с пояснениями г. Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии Незначительный».

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Н. М. Карамзин возглавил сентиментально-романтическое направление в литературе. Он заложил основы журналистики, критики, рассказов, романов, исторических рассказов, публицистики. Ему принадлежат переводы Шекспира, таких значительных произведений, как «Бедная Лиза», «Наталья — боярыня».

В начале XVIII века, в эпоху Петра Великого, Россия стала быстро развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Его военная мощь возросла. Произошло культурное сближение со странами Европы.

Русское общество в XVIII веке добилось огромных результатов в области культуры и литературы — «Ведомости» 1708 — замена церковнославянской письменности светской (гражданской) Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, образование как практическое значение 1725 г. — создание Академии наук 1719 г. — Кунсткамера 1 января 1700 г. — новая хронология Изменения в быту (бритье брадобреев, европейский костюм, курение табака, проведение собраний (1718)) 1717 г. — «Честное зеркало юности»

Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, ее патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнического строя — все это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным направлением 18 в. стал классицизм. С 60-х гг. В 18 веке в русской литературе зарождается новое литературное течение — сентиментализм.

Классицизм От латинского слова «classicus» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX веков, ориентированные на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организация логичных, четких и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

Расцвет классицизма во Франции приходится на вторую половину XVII века. В произведениях писателей-классиков отражена идея сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Главный конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений человек, подчинивший личное общественному. Для него прежде всего долг гражданина, служащего интересам Родины, государства. Прежде всего, такой гражданин должен быть монархом. Классики считали высшим критерием истинного и прекрасного разума.


В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, просвещение и просвещение нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех классов.

Особенности русского классицизма: Прочная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных смириться с социальной несправедливостью. Конфликт (например, долг и страсть) разрешим и может закончиться благополучно для героев. Лирический жанр выходит на первый план.








Сентиментализм Сентиментализм (франц. Чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 1920-е гг. 18 века, в России 70-х гг. 18 в., а в первой трети 19 в. заняла ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру.

Способность чувствовать!!! — достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей — любви, дружбы, природы. Жанры — путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезливая комедия». Сцена — маленькие города и деревни. Существует множество описаний природы. Утешение людей в страдании и печали, обращая их к добродетели, гармонии и красоте.

Подобно классикам, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от его принадлежности к высшим классам, а от его личных достоинств. Классики все подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, эмоциям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гете. Главой русского сентиментализма считается Н. М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл для себя мир человеческих чувств, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к его силам, способностям, переживаниям независимо от его положения в обществе.

конспекты других презентаций

«Литература эпохи классицизма» — Трагедия, героическая поэма, ода, эпос. Формирование новой литературы. Последняя четверть века. Истоки мирового классицизма – Франция XVII века. В И. Майков. Русская литература XVIII века. Герои классических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Особенности классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок — лекция.

«Литература XVIII века» — Притча о десяти девах. Поэтика слова. Текст песни. Изменение типа письма. Дано в годы Господни 1710. Старое и новое. Практические функции. Литература 18 века Лампы. Символы и эмблема. Апологет королевской власти. Шутить. Структура и навигация carable. Самый благородный класс. Письма Симса. Слово для погребения. Творческое наследие Феофана. Синодальное правительство. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.

«Литература России XVIII века» — Классицизм. Успокоиться. Французский классицизм. Ода на день вознесения. Благородство. Жанрово-стилевая реформа. Ф. Шубин. Задание к рассказу «Бедная Лиза». Обращение к образам и формам древнего искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н. М. Карамзин. Особенности классицизма. Русская литература 18 века. Смутное время. Сентиментализм. Жанр оды.

«Литература 18-19 веков» — Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.

«Сентиментализм» — Бернарден де Сен-Пьер. Сентиментализм. Лоуренс Стерн. Николай Михайлович Карамзин. Особенности русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Романы Сэмюэля Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей.

«Писатели 18 века» — Обращает на себя внимание обилие в произведении традиционных книжных архаизированных элементов. Сатира новиковских журналов была направлена ​​против крепостного права. В КАЧЕСТВЕ. Шишков против Н. М. Карамзина. Русский литературный язык во второй половине XVIII века. Эта мысль воспламенила во мне всю кровь. Старославянизмы используются Радищевым с другой целью — для создания юмористического эффекта. Вклад Н. М. Карамзина в развитие русского литературного языка.

Для использования предпросмотра презентаций создайте себе учетную запись Google (аккаунт) и войдите в нее: https://accounts.google.com

Русская литература 18 века Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.

В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени. 1730-1750 гг. 1760-е — первая половина 70-х гг. Последняя четверть века.

Литература петровского времени Носит еще переходный характер. Главная особенность — интенсивный процесс «секуляризации» (т. е. замены литературы светской религиозной литературой). В этот период вырабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, рассказ, политические трактаты, учебники, поэзия.

Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из образованнейших людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), четко сформировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзии должны учить не только простые граждане, но и сами правители.

Второй период (1730-1750) Этот период характеризуется становлением классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленным развитием литературного языка. В основе классицизма лежала ориентация на высокие образцы античного искусства как на эталон художественного творчества. Жанровые признаки: трагедия, опера, эпос (высокие жанры), комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744) Автор сатиры, воспевающей национальный колорит, связь с устным народным творчеством, с опорой на современную российскую действительность («О богохульном учении», «На зависть и гордыню злонравным дворянам», так далее. ). По словам В. Г. Белинского, он «первый оживил поэзию».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) Выступил истинным новатором в искусстве слова. В своем трактате «Новый и краткий способ сложения русских стихов» он проложил путь дальнейшему развитию русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввел новые литературные жанры: ода, элегия, басня, эпиграмма.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской битве, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о Правила русской поэзии», «Краткое руководство к красноречию», «Грамматика», теория трех штилей.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Просветительские взгляды и демократизм Ломоносова нашли отражение в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была главной в основном жанре его поэзии — оды.

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) Также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которой главное борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (он написал 400 басен).

Третий период (1760-е — первая половина 70-х гг.) В этот период возрастает роль торговых отношений в обществе, усиливается господство дворянского сословия. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны юмористические поэмы В. И. Майкова («Омбрист», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре рассказа появился М. Д. Чулков, литературные журналы М. Д. Чулкова издаются («И то, и это»), В. В. Тузов («Смесь»), Н. И. Новиков («Трутень», «Пустомелия», «Живописец»). В то же время М. М. Херасков, создатель «Россиады», русский национальный эпос, а также ряд трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.), творил.

Четвертый период Литература последней четверти XVIII в. развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветают комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745-1792) — автора многих басен («Нравственные басни с пояснениями г. Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии Незначительный».

Гаврила Романович Державин (1743-1816) Написал много стихов и знаменитых од («Ода ко дню рождения Ее Величества…», «Фелица»). Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику и просторечие; он укрепил демократические основы литературного языка.

Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения – основной пафос этого произведения. Знаменитый баснописец, среди произведений которого есть и трагедии (Филомела, Клеопатра) и комедии (Магазин мод и др.)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Н. М. Карамзин возглавил сентиментально-романтическое направление в литературе. Он заложил основы журналистики, критики, рассказов, романов, исторических рассказов, публицистики. Ему принадлежат переводы Шекспира, таких значительных произведений, как «Бедная Лиза», «Наталья — боярыня».

конспекты других презентаций

«Литература эпохи классицизма» — Герои классических произведений. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Последняя четверть века. Особенности классицизма. В И. Майков. Период развития классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература XVIII века. Трагедия, героическая поэма, ода, эпос. Истоки мирового классицизма – Франция XVII века. Формирование новой литературы. Урок — лекция.

«Сентиментализм» — русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей. Бернарден де Сен-Пьер. Романы Сэмюэля Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Лоуренс Стерн. Особенности русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм.

«Литература 18-19 веков» — Романтизм. «Каин». Особенности классицизма в России. Своеобразие русского сентиментализма. Поэма «Мцыри». Сентиментализм. Основные черты романтического героя. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Николай Михайлович Карамзин. Литературные направления.

«Литература России XVIII века» — Классицизм. Н. М. Карамзин. Обращение к образам и формам древнего искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *