Тема поэмы лермонтова демон: Ничего не найдено для Analiz Poemy Demon M Lermontov %23I 2

Анализ поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе | Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме:

Слайд 1

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В. (для 10 класса) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

Слайд 2

КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ: «…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

Слайд 3

Основная тема всего творчества Лермонтова — тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая , свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

Слайд 4

История создания поэмы Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

Слайд 5

После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы. Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа. Начало поэмы создает ощущение плавного полёта: Летал над грешною землёю…

Слайд 6

КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ? В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

Слайд 7

СЮЖЕТ ПОЭМЫ Лермонтов использовал в «Демоне » библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку . Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

Слайд 8

ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости , к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы ?

Слайд 9

«Святыня любви, добра и красоты» Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни? Какова завязка сюжета?

Слайд 10

Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Слайд 11

ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона? И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви !

Слайд 12

Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова « Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо » В. Г. Белинский

Слайд 13

НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ … Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

Слайд 14

ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейши м тираном мира . А Демон — враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

Слайд 15

КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

Слайд 16

Язык поэмы эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

Слайд 17

менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается: С тех пор отверженный блуждал В пустыне мира без приюта … Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе. Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» — «блу ж дал». КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

Слайд 18

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

Слайд 19

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Но вот Демон за Крестовым перевалом: И перед ним иной картины Красы живые расцвели … Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому… На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

Слайд 20

Молодая груЗИНКА Тамара Что привлекло в ней Демона?

Слайд 21

Философская И психологическая поэма Демон — бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник , возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Это эгоист . Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

Слайд 22

ПЕЧОРИН И ДЕМОН Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

Слайд 23

«ДИКИЙ БРЕД» Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его « диким бредом »: …и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался – стихами .

Слайд 24

«Демон» (1838 года сентября 8 дня) Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова . Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Санкт-Петербурге , в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина . Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»

1. Анализ поэмы «Демон»

Когда мы с вами говорили о лирике Лермонтова, то обнаружили, что она глубоко противоречива и, обыкновенно, эти противоречия снимаются только художественным, поэтическим текстом, который с внешней стороны выглядит как будто бы очевидно, вполне внятно и не требует никакого комментария.

Когда речь идет о высшем достижении Лермонтова, о поэме «Демон», то эти особенности поэтики Лермонтова сохраняются. Поэма выстраивается на вроде бы вполне внятном и понятном сюжете о духе зла, который пытается соблазнить чистую, непорочную, земную девушку, но, к счастью, этот его умысел оказывается неудачным.

Но только на первый взгляд все выглядит так понятно и очевидно. Проблемы возникают сразу же, с фигуры самого демона. Из поэмы Лермонтова не совсем понятно, кто он такой. С одной стороны, Лермонтов опирается, конечно, на библейскую традицию о падшем духе, на мифы о любви ангелов к земным женщинам. А с другой стороны, его собственный демон (это собственное сочинение Лермонтова, не имеющее никаких аналогов, никаких источников) не окружен никакими другими персонажами: ни небесными, ни подземными. Он одинок, он мечется в пустынях мира, он наполнен скукой, потому что и зло, которое он совершает, не приносит ему никакого удовлетворения.

То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

 

Рис. 1. Голова Демона. (Ил. М.А. Врубеля, 1890 г.) (Источник)

Как демон он должен был бы отрицать Бога, он должен был бы отрицать божье творение. При этом мотив влюбленности демона в Тамару оборачивается не только мотивом его возрождения, но и признанием того, что все-таки в этом мире есть нечто удивительное, нечто совершенное, что заставляет демона признать, в конце концов, правоту божьего творения. Традиционную романтическую композицию неба и земли, где все-таки под небом подразумевалось нечто духовное, божественное, позитивное, а под землей подразумевалось временное, тленное, греховное, Лермонтов переворачивает буквальным образом вверх тормашками, потому что небесным у него оказывается демон. Он же оказывается искушающим, соблазняющим. А с другой стороны, соблазняет и искушает он земное существо, которое, в свою очередь, в поэме представлено как некий ангел земной, как некая возможность земного оправдания этого порочного небесного духа. Это обстоятельство само по себе порождает сложность в понимании и толковании многих мест. В первую очередь, помимо того, что демон соблазняет Тамару, мы с некоторым удивлением обнаруживаем ситуацию соблазнения Тамары демона, когда он впервые испытывает чувства любви к ней:

И Демон видел… На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг.

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!. .

То был ли признак возрожденья?

 

Рис. 2. Демон и Тамара.(Ил. М.А. Зичи, 1871 г.) (Источник)

Этот вопрос так и останется вопросом, мы не получим на него прямого ответа. Зато, обнаружим, что Лермонтов в поэме переплетает два взаимоисключающих сюжета. С одной стороны, сюжет о возможном духовном возрождении, а с другой – сюжет о соблазнении земной женщины. Эти противоречия попадают и в сам текст поэмы, в самые знаменитые ее места. Например, клятва демона:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянуся небом я и адом,

Земной святыней и тобой,

Клянусь твоим последним взглядом,

Твоею первою слезой…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться.

Хочу я веровать добру.

Действительно, на первый взгляд это выглядит, как убедительная вполне клятва. Но клятва все-таки звучит в устах демона. Она выстраивается так, что клянется демон всем, а стало быть, ничем. Ему самому ничто не дорого. Эта клятва выглядит, действительно, соблазняющей и двусмысленной, равно как и его попытка обернуться добрым и незлобным существом, с одной стороны, выглядит в устах демона убедительней, а с другой стороны, наполнена сомнением и двусмысленностью. Еще более неопределенным и странным становится то, чем демон соблазняет Тамару, что он может ей предложить. Напомню, как демон он отвергает все земное.

И будешь ты царицей мира,

Подруга первая моя;

Без сожаленья, без участья

Смотреть на землю станешь ты,

Где нет ни истинного счастья,

Ни долговечной красоты…

Начинает он свой соблазн так, а завершает так:

И для тебя с звезды восточной

Сорву венец я золотой;

Возьму с цветов росы полночной;

Его усыплю той росой;

Лучом румяного заката

Твой стан, как лентой, обовью,

Дыханьем чистым аромата

Окрестный воздух напою;

Всечасно дивною игрою

Твои слух лелеять буду я;

Чертоги пышные построю

Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!. .

Рис. 3. Демон и Тамара («Люби меня»). (Ил. М.А. Врубеля, 1890-91 гг.) (Источник)

Мы только что отреклись от всего земного, и тут же, в финале, все это земное предложили вновь Тамаре в неком опоэтизированном, концентрированном виде. Но это концентрация все того же земного, всего того, что по существу демон должен был бы отрицать. Это противоречие, никак невозможно удалиться от этого. Лермонтов одновременно преследует две противоречащие друг другу цели. С одной стороны, он как небесный проклятый дух пытается возродиться через очеловечивание, а с другой стороны, этот же процесс одновременно глазами Тамары увиден как процесс соблазнения, и, в конце концов, ее смерти. Но и это еще не все. Не совсем понятно, кто несет ответственность за все происходящее. Ведь, кажется, что поскольку демон – падший ангел, взбунтовавшийся против бога, а стало быть, он обладает некой собственной свободной волей. А стало быть, мы должны были предположить, что его возрождение есть попытка этого самого демона приобщиться к миру любви, добра и красоты. А с другой стороны, вдруг в финале поэмы выясняется, что Тамара изначально, по божьему плану должна была оказаться земной девушкой. Заранее спланированной была ее смерть и попытка забрать ее из земного мира в райский куст. Весь сюжет, который случился с демоном, неожиданно оказывается всего лишь фрагментом божьего плана, божьего замысла. Демон оказывается не свободным носителем зла, а неким инструментом в руках бога. Причем и та, и другая версия не оказываются единственными и окончательными. Они сосуществуют взаимно. Лермонтов не пытается растолковать читателю эту последнюю, некую логическую правду. И в этом удивительное обаяние поэмы, в этом удивительная многозначность многих сюжетов, мотивов и, в конце концов, центральных образов этой поэмы, которые в последующем по-разному воспринимались, толковались и осознавались писателями, поэтами, музыкантами.

В заключение нужно обратить внимание на рассказчика, который рассказывает нам эту поэму с такой эпической, фольклорной простотой, не вдаваясь в попытки объяснить или мотивировать как-то поступки и внутренние переживания персонажей, потому что для него это легенда как быль, поэтому нет резона сомневаться в происходящем. С другой стороны, этот же рассказчик живописует нам окружающий мир: великолепные горы Кавказа, которые, с одной стороны, делают эту историю более реальной, а с другой – рисуют нам божий мир в эго великолепии и красоте, что противостоит той идее отрицания, которой исполнен сам демон.

Таким образом, при всей внешней простоте и внятности сюжета, изнутри поэма Лермонтова оказывается многозначным текстом. Образы центральных персонажей наполняются многозначными оттенками, который Лермонтов принципиально не пытается объяснить, свести к некой внятной и логической идее, создавая вот такой необычайный пучок смыслов внутренних переливов, который составляют прелесть и очарование этой Лермонтовской поэмы.

2. «Лермонтов и «Демон»

Сама по себе тема демона для творчества Лермонтова необычна по своему масштабу и объему. Впервые он обращается к этой теме в 1829 году, написав стихотворение «Мой демон», где рисует портрет некого демонического существа:

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев желтых, облетевших,

Стоит его недвижный трон;

На нем, средь ветров онемевших,

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

В данном случае этот персонаж вполне однозначен, что называется, он являет собою «собранье зол». С другой стороны, через несколько лет, в 1831 году, Лермонтов, продолжая развивать эту же самую тему, напишет вариацию, при которой речь пойдет не только о фигуре демона, а о фигуре соблазняющего демона. Лирический герой будет этим демоном соблазняться. И соблазн тут будет выглядеть несколько неожиданно и оригинально:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

А вот в финальном варианте поэмы, в 1838 году, две эти позиции соединятся вместе. С одной стороны, там будет демон с собранием зла, правда, пытающийся возродиться, а с другой стороны, там будет соблазненная им Тамара, и соблазнять он будет ее образами совершенства: «Лучом чудесного огня». И в этом отношении поэма как бы соединит два мотива: мотив демона и мотив соблазненной демоном девы.

Напомним, что к самой поэме Лермонтов будет двигаться очень долго: если первые обращения связаны с 1829 годом, то финальный вариант (и это будет уже 8-я редакция поэмы) будет создан только в 1838 году.

Рис. 4. Автограф поэмы. (2-я редакция, 1830 г.) (Источник)

Поэтому становится понятно, что сам по себе образ демона для Лермонтова оказался крайне значимым, пронизывающим все его творчество на протяжении многих лет.

3. «Лермонтов и Пушкин»

Напомним, что источников образа демона у Лермонтова было достаточно: и библейская традиция, и западноевропейская литературная традиция (например, «Фауст» Гете),

 

Рис. 5. И.В. Гёте (Источник)

и, разумеется, русская. Из русской, в первую очередь, можно обратить внимание на творчество Пушкина,

 

Рис. 6. А.С. Пушкин (Источник)

на стихотворение «Ангел», которое по существу разворачивает одну из сюжетных линий будущей Лермонтовской поэмы: линию, связанную с влюбленным демоном:

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

«Прости, он рек, тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не всё я в небе ненавидел,

Не всё я в мире презирал».

И невзирая на оригинальность самой по себе постановки вопроса («влюбленный демон»), все остальное носит у Пушкина вполне классический характер: ангел находится на небесах, демон мрачный снизу смотрит на него. Более того, перед нами две духовые сущности. У Лермонтова же вся ситуации меняется: демон оказывается жителем небес, влюбленного не в ангела, а в земную девушку. И поэтому вся ситуация Лермонтовской поэмы приобретает глубоко противоречивый и странный характер.

4. «Лермонтов и Блок»

Особая многозначность и неопределенность Лермонтовских образов была той возможностью, которая была использована последующими писателями, художниками, музыкантами, интерпретирующими Лермонтовскую поэму. Среди этих интерпретаторов были почти конгениальные сотворцы, если вспомнить картины Врубеля,

Рис. 7. М.А. Врубель. (Автопортрет, 1904 г.) связанные с иллюстрацией поэмы «Демон», и творчество Блока.

Рис. 8. А.А. Блок (Источник)

Вспомним его стихотворение «Демон» 1910 года, которое разворачивает мотивы Лермонтовского демона:

Иди, иди за мной – покорной

И верною моей рабой.

Я на сверкнувший гребень горный

Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,

Ее бездонностью дразня.

Твой будет ужас бесполезный

Лишь вдохновеньем для меня.

И, онемев от удивленья,

Ты у́зришь новые миры –

Невероятные виденья,

Создания моей игры…

Дрожа от страха и бессилья,

Тогда шепнешь ты: отпусти…

И, распустив тихонько крылья,

Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой,

Уничтожаясь на лету,

Ты полетишь, как камень зыбкий,

В сияющую пустоту…

Совершенно очевидно, что в Лермонтовском «Демоне» Блок выделит интересующие его темы: своеволие, аморализм демона, его неподчиненность человеческим законам и артистизм, соединение красоты и смерти. Все это приближает нас к другой теме, Блоковской, которая тоже может быть осмыслена в контексте, развивающем Лермонтовские традиции. Это будет образ музы, которая включит в себя демонические мотивы, заставляя вспомнить не только поэму «Демон», но и раннее стихотворение Лермонтова «Молитва», где как раз творчество, вдохновение приписаны демоническому началу, а не божественному. И вот стихотворение 1912 года «К музе»:

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой…

Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда.Мудрено про тебя говорят:Для иных ты – и Муза, и чудо.Для меня ты – мученье и ад.Я не знаю, зачем на рассвете,В час, когда уже не было сил,Не погиб я, но лик твой заметилИ твоих утешений просил?……………………………………И была роковая отрадаВ попираньи заветных святынь,И безумная сердцу услада –Эта горькая страсть, как полынь!

Совершенно очевидно, что Блок по-своему творчески перерабатывает то наследие, которое было создано еще в 1830-е годы Лермонтовым.

 

Список рекомендованной литературы

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. «Демон» как философская поэма (Источник).

2. ПОЭМЫ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ПОЭТИКА И ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ (Источник).

3. МОТИ́ВЫ поэзии Лермонтова (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Дайте развернутую характеристику героев поэмы.

2. Проанализируйте поэму с точки зрения её философской наполненности: какие философские вопросы и проблемы затрагиваются, находит ли автор им решение.

3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Мятежный дух Демона».

Темы Демона — eNotes.

com значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 28 мая 2020 г., редакция eNotes. Количество слов: 320

В поисках смысла

В центре Демон — поиск главного героя смысла. Пока у него есть сила и бессмертие, мир ему надоедает, и он беспокоен. В конце концов он находит смысл в любви, так как видит красоту царевны Тамары, танцующей на крыше, готовясь к свадьбе по грузинской традиции.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Хрупкость любви

То, как разворачивается любовная связь Демона с Тамарой, подчеркивает любимую концепцию Лермонтова: любовник-разрушитель. Как только Тамара и Демон целуются, Тамара умирает. Хотя он надеялся, что она станет его спасением, поскольку она и жалела его, и любила его, они должны быть вместе только на короткое время, и их взаимодействие разрушает ее. Это позиционирует Демона как проклятую, глубоко трагическую фигуру, обреченную разрушить свои отношения.

Помощь с домашним заданием

Какие моменты поддерживают тему отчуждения в «Демоне»?

Последний ответ опубликован 21 января 2016 г., 17:02 (UTC)

1 ответ воспитателя

Добро и Зло

Поэма сосредоточена на вопросах добра и зла. Демон — классический символ зла. Тамара, готовящаяся к свадьбе, является классическим символом чистоты и добра. Когда позже она поступает в монастырь, ее связь с чистотой только усиливается. Демон выражает надежду, что его любовь к Тамаре сможет сделать его хорошим, и любовь Тамары к Демону изначально кажется коренящейся в чистом чувстве симпатии к нему. Однако Демон убивает будущего мужа Тамары, и его любовь к Тамаре приводит к ее смерти. Вместо того, чтобы каким-либо образом искупить его, любовь Демона оказывается разрушительной для окружающих. Позже стихотворение показывает Тамару в раю и ясно дает понять, что искупление для Демона невозможно. Это укрепляет представление о романтической фигуре Демона как о проклятом; он не может найти хорошую, осмысленную, счастливую жизнь, какой бы выбор он ни делал. Он определяется своей природой, и независимо от того, какое желание он может изменить, его попытки найти искупление обречены на провал.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Демон — Темы» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc.

eNotes.com 26 ноября 2022 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Предыдущий

Резюме

Следующий

символов

Изучение учебных пособий

Дом с привидениями

Вирджиния Вульф

Сколько земли нужно человеку?

Льва Толстого

Просто намыльте, вот и все

Эрнандо Теллез

Леди или Тигр?

Фрэнсис Ричард Стоктон

Прыжок

от Луизы Эрдрич

Человек, посылающий дождевые облака

Лесли Мармон Силко

Кусок нити

Ги де Мопассан

Выкуп Красного Вождя

О. Генри

Солдатский дом

Эрнест Хемингуэй

Блюз Сонни

Джеймс Болдуин

краткое содержание и анализ произведения

Одним из гениев, прославивших русскую поэзию, по праву является Михаил Лермонтов. «Демон», краткое содержание которого должен знать даже школьник, считается лучшим произведением поэта. А ведь это стихотворение он начал писать, когда ему было всего 15 лет! Удивительно, как в столь юном возрасте можно было так много знать о любви и пламенной страсти. Но главное, с каким мастерством молодой писатель раскрывает нам, читателям, эти чувства. Этого мог добиться только настоящий, непревзойденный талант.

Уже с первых строк становится понятно, почему поэма Лермонтова «Демон» названа именно так. Краткое содержание его также может представить это произведение как настоящий гимн всепоглощающей любви, которой подвластны даже инфернальные твари. Ведь мы исполнены сострадания к этому падшему ангелу. Но повествование начинается с того, что мы видим Люцифера, летящего над землей. Алмазный пик заметен под ним пиком Казбека, и мелькает под крылом зеленая долина Грузии. Но ничего, кроме скуки и тоски, Демон не чувствует. Даже зло надоело ему.

Однако его хандра рассеивается, когда он видит где-то внизу радостное копошение. Это подготовка к свадьбе: Гудал, местный князь, женится на своей единственной дочери. По старинной грузинской традиции невеста в ожидании жениха должна танцевать на крыше дома, устланной коврами. Эта невольная аллюзия с танцем библейской Саломеи особенно вызывает у читателей Лермонтова. Демон — краткое содержание стихотворения тем не менее дает нам возможность передать некоторые нюансы — вырывается из плена равнодушия. Ведь если еврейская царевна просила у головы Предтечи его танец, то царевна Тамара своими легкими движениями пробуждала страсть падшего ангела.

Влюбившись в «Сына Эфира» за неимением лучших идей, решил убрать жениха со сцены, поспешив в дом невесты со свадебными подарками. По наущению Демона на караван нападают абареки — разбойники, убивающие юного принца. Верный конь подвозит тело во двор Гудала, плач и стоны сменяются песнями и веселой музыкой. Тамара в своей комнате рыдает над суженым, как слышит голос. Он обещает утешить ее. Но кто говорит эти слова? Никого вокруг! Но недолго держит нас в неведении Лермонтов. Демон (краткое содержание, вернее, его пересказ не позволяет передать это поэтически) бросается к возлюбленной. В первую ночь принцесса видит сон: красивый юноша спускается ей на голову. Однако вокруг его головы не сияет нимб, и Тамара догадывается, что это «дух-обольститель».

Она просит отца отправить ее в монастырь, под защиту святых стен. Гудал артачится — ведь руки Тамары ищут новых выгодных женихов, но в конце концов сдается. Однако в монастыре княгини не покидают видения: сквозь церковное пение и клубы благовоний она видит тот же взгляд, пронзительный, как лезвие кинжала. Тамара страстно сопротивляется своей любви, старается усердно молиться, но страсть побеждает силу ее сердца. Поняв, что она влюблена, послушница сдается. Однако понимая, что за мгновение близости с ним земная девушка заплатит жизнью, падший ангел медлит, хоть он и Демон. Лермонтов, краткое содержание поэмы которого мы здесь пересказываем, не отрицает своего героя в положительном ключе.

Человеческое сострадание и нежность вдруг охватывают сына погибели: он даже готов отказаться от своего первоначального плана соблазнить Тамару, чтобы спасти ей жизнь. Но поздно — страсть захлестнула его. Он просто не может уйти на пенсию. Однажды ночью он находится в келье молодого затворника уже в образе материального человека, из плоти и крови. Но путь к ящику Тамары преграждает ангел-хранитель. Демон с презрением объясняет ему, что земля — его владение, и херувимы не имеют права распоряжаться ею. Он признается Тамаре в любви, и она, тронутая жалостью, отвечает ему взаимностью. Но первый поцелуй убивает ее. Пока Гудал хоронит дочь в горном мавзолее, читатель узнает судьбу Тамары. Она достигла рая, но для ее возлюбленного все пути к Спасению уже закрыты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *