Развитие темы маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя (Шинель Гоголь)
Сочинение
Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «ма-ленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту «маленького человека» всетаа ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург — город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «…кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, — «Записки сумасшедшего». Герой произведения -Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет.
.. Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, — так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя».
«Записки сумасшедшего» — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», — так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмач-кин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки».
И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком».
Критик Апполон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»
Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяТрагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н. В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.
В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»
ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» (Шинель Гоголь)
Шинель
Николай Васильевич Гоголь
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
53 сочинения
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства.
Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги.
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку.
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.
Другие сочинения по этому произведению
Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель
В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»
Трагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
Развитие темы человечка в «Шинели» Николая Гоголя — Конкретно о человечке
Развитие темы человечка в «Шинели» Николая
«Шинель» Гоголя
Тема этого очерка будет посвящена тому, как изображена жизнь Акакия Акакиевича в
Пальто. В частности, тема человечка будет раскрыта с использованием цитат из текста;
чтобы показать, как образы и рассказывание историй комбинируются для усиления этого эффекта.
Маленький человек — необычный главный герой в истории, согласно современные герои. Однако этот мотив согласуется со многими из 18-го и 19-говек писатели России. Эта тема касается не только любых физических барьеров, таких как вес или высота, но больше внимания уделяется социально-экономическим проблемам внутри. Маленький человек один кто нежелателен, не имеет цели в обществе, игнорируется и часто высмеивается. Эта тема исходит от внешних факторов, действовавших в то время в России. Бедность была безудержно, государственный контроль был чрезмерным, а человеческая жизнь ничего не стоила. Люди в нижней части социальной лестницы были предоставлены сами себе, что привело к массовой депрессии и несоответствие. История маленького человека изображает жизни обычных граждан, пытающихся
выжить. Акакий Акакиевич
Башмачкин — главный герой рассказа Николая Гоголя «Шинель». в середине 1800-х гг. Гоголевские изображения Башмачкина заставляют его казаться еще меньше, чем
что у среднего гражданина. Башмачкин был так нежелан и так невезуч, что даже
еще до его рождения было замечено его несчастье. «Фамилия этого чиновника была
Башмачкин. Уже из самого названия настолько очевидно, что когда-то оно произошло от
башмак» (Проффер, 105). Здесь Гоголь намекает на ничтожность не только
главного героя, но родословная главного героя, как кажется, была названа в честь
обувь. Более того, Акакий Акакиевич может звучать для коренного населения как типичное русское имя.
говорящий по-английски, но имеет более сомнительное значение. Включение фекальной массы
в имени главного героя действительно очень неудачно, но добавляет более глубокий слой иронии, поскольку
а также комедийный эффект. Гоголь продолжает: «Новой матери был представлен выбор
любое из трех имен, которые она хотела выбрать» […] «какое наказание» […] «такие имена
они все; Я никогда не слышал таких вещей» […
- , как будто через приемную пролетела простая муха» (Проффер, 106).
Мы можем сказать от изображения того, насколько на самом деле был ничтожен Башмачкин; никто не знал когда он
сохранил свою позицию, отвергая любую идею устроить вечеринку в своем доме, оставаясь верным своему
принципиальная ошибка. Однако Башмачкин принял приглашение одного из своих
коллег пойти на день рождения и воспринял это как возможность похвастаться своим новым пальто.
К сожалению, волнение за Башмачкина и его шинель было недолгим. Когда
он прибыл на вечеринку, поздоровался, но тут же забыл. «Все немедленно
пошел в переднюю и заново осмотрел свою шинель» […] «Потом, конечно, все
бросил и его, и шинель» (Proffer, 121). Даже его модное новое пальто было
недостаточно, чтобы Башмачкин стал актуальным и избежал предопределенной судьбы.
Наконец, смерть Башмачкина должна быть
обсуждается, поскольку он служит основной частью темы маленького человека. Во время Его поисков своего
потерял пальто, он каким-то образом сумел связаться со значимой персоной, чтобы сделать
жалоба на украденное пальто.

Процитированная работа
Проффер Карл Р. От Карамзина к Бунину . Indiana University Press, 1974.
Тема «маленького человека» в русской литературе 18-19 веков: наиболее яркие персонажи
«Маленький человек» — литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Таким героем в художественных произведениях мог быть мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Как правило, главной его особенностью является низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь особенно яркое выражение этот образ получил в произведениях таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.
Смотритель станции
Великий русский поэт и писатель явил читателям чистую и неиспорченную душу. Главный герой одного из произведений, вошедших в цикл «Повесть о Белкине», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывалась непросто.
Со слов о том, что станционных смотрителей все проклинают, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассматривать тему «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойный и счастливый характер. Самсон Вырин, несмотря на годы тяжелой службы, остался добродушным и добрым человеком. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить трудную жизнь и неблагодарный труд, но он не может существовать без единого человека на свете. Начальник станции умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никто другой способен вызвать у читателя сочувствие.
Акакий Акакиевич
Менее привлекательным персонажем является герой рассказа «Шинель». Гоголевский персонаж — собирательный образ. Таких Башмачкиных много. Они повсюду, но люди их не замечают, потому что не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-другому взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полуочерка. Недаром великий классик Достоевский однажды сказал знаменитую фразу: «Мы все вышли из «Шинели»».
До середины ХХ века образ маленького человека использовался писателями русскими и зарубежными. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Франца Кафки, Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.
Максим Максимович
Маленький человек у Лермонтова — незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в романе «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.
Максим Максимович дворянин. Однако он из небогатой семьи, к тому же не имеет влиятельных связей. Поэтому, несмотря на возраст, он до сих пор в звании капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и не униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского капитана Миронова из повести «Капитанская дочка».
Мармеладов
В произведениях Достоевского маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою ненужность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он вряд ли способен вызвать сочувствие. Он говорит: «Бедность не порок. Бедность есть порок». И эти слова оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.
В романе «Преступление и наказание» тема маленького человека в русской литературе получает особое развитие. Работа над произведением Достоевского – стандартное задание на уроке литературы. Но, как бы ни называлось это письменное задание, выполнить его невозможно, не описав предварительно Мармеладова и его дочь. В то же время следует понимать, что Соня хоть и типичный маленький человек, но существенно отличается от других «униженных и обиженных». Она не в силах что-либо изменить в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает большим духовным богатством и внутренней красотой. Соня — олицетворение чистоты и милосердия.
Бедные люди
В этом романе также рассказывается о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна — герои, которых Достоевский создал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе началась именно с произведений Пушкина. И в них много общего с романами Достоевского. Историю начальника станции рассказывает он. «Маленькие люди» в романах Достоевского тоже склонны к исповеди. Они не только осознают свою ничтожность, но и стремятся постичь ее причину, выступают в роли философов. Достаточно только вспомнить пространные сообщения Девушкина и длинный монолог Мармеладова.
Тушин
Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Герои Толстого — герои из высшего аристократического круга. Незначительного и жалкого в них немного. Но почему тогда вспоминают великий роман-эпопею, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Композиционно-рассуждающая задача, в которой необходимо привести характеристику такого героя, как капитан Тушин из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешной и неуклюжий. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.
В огромном произведении Толстого этому герою отведено всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе XIX века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.
Маленькие люди в творчестве Лескова
Максимально раскрыта тема маленького человека в русской литературе 18-19 веков. Лесков в своем творчестве тоже не обошел ее. Однако его персонажи существенно отличаются от образа маленького человека, который можно увидеть в романах Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин — герой со своей внешностью и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». В первую очередь потому, что у него много испытаний, но он не жалуется на судьбу и не плачет.
Образ маленького человека в рассказах Чехова
Такой герой часто встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображается в сатирических рассказах. Мелкий чиновник — типичный герой чеховских произведений. В рассказе «Гибель чиновника» есть образ маленького человека. Червяков управляет необъяснимым страхом перед начальником. В отличие от героев рассказа «Шинель», персонаж рассказа Чехова не страдает от притеснений и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.
«Празднование победителя»
Тема преклонения перед властью Чехова продолжилась в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Празднование Победы» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, чтобы добиться для сына хорошего положения, унижает себя заискиванием и грубой лестью.
Но в низких мыслях и недостойном поведении виноваты не только люди, их выражающие. Все это результат порядков, царящих в социальном и политическом порядке. Червяков не просил бы так усердно прощения, если бы не знал о возможных последствиях оплошности.
В произведении Максима Горького
Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения – маленький человечек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо, на что он не способен. Единственное, на что он имеет право, так это верить в басни странника Луки. Сочувствие и теплота – вот что нужно героям спектакля «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляде он совпадает с точкой зрения Достоевского.
Желток
«Гранатовый браслет» — это история о большой любви маленького человека. Елтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и это чувство остается верным до последних минут его жизни. Между ними есть пропасть. И адресат на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.
Желтков имеет характерные черты маленького человека не только потому, что имеет низкое социальное положение. Он, как и Башмачкин, и начальник станции, остается наедине со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шалостей и ироничных зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страданий «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.
Карандышев
Образ маленького человека в произведениях Островского имеет сходство с аналогичными персонажами произведений Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в спектакле «Приданое» не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Он хочет попасть в общество, в котором его не ждут. И за обиды, которые он терпит много лет, он готов мстить.
К категории маленьких относятся также Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. Но эти героини — личности целые, а потому не умеют приспосабливаться и изворачиваться.