Тема маленького человека в творчестве гоголя шинель: Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя Шинель Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Развитие темы маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя (Шинель Гоголь)

Сочинение


Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «ма-ленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту «маленького человека» всетаа ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург — город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «…кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия — главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, — «Записки сумасшедшего». Герой произведения -Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет. .. Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» — отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, — так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» — вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин — порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», — так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмач-кин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» — обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Баш-мачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Апполон Григорьев — «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.


Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель

Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»

Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»

Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Трагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н. В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» (Шинель Гоголь)

Шинель

Николай Васильевич Гоголь

Краткое изложение

Читается примерно за 5 минут

Сочинения

53 сочинения

Главные герои

И их характеристика

Сочинение


Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни «маленького человека», задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства.

Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.

Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра». Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги.

В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели».

Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку.

В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”».

Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Другие сочинения по этому произведению


Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель

Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)

Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»

Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»

Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Трагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Развитие темы человечка в «Шинели» Николая Гоголя — Конкретно о человечке

Развитие темы человечка в «Шинели» Николая

«Шинель» Гоголя

Тема этого очерка будет посвящена тому, как изображена жизнь Акакия Акакиевича в Пальто. В частности, тема человечка будет раскрыта с использованием цитат из текста; чтобы показать, как образы и рассказывание историй комбинируются для усиления этого эффекта.

Маленький человек — необычный главный герой в истории, согласно современные герои. Однако этот мотив согласуется со многими из 18-го и 19-говек писатели России. Эта тема касается не только любых физических барьеров, таких как вес или высота, но больше внимания уделяется социально-экономическим проблемам внутри. Маленький человек один кто нежелателен, не имеет цели в обществе, игнорируется и часто высмеивается. Эта тема исходит от внешних факторов, действовавших в то время в России. Бедность была безудержно, государственный контроль был чрезмерным, а человеческая жизнь ничего не стоила. Люди в нижней части социальной лестницы были предоставлены сами себе, что привело к массовой депрессии и несоответствие. История маленького человека изображает жизни обычных граждан, пытающихся

выжить. Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой рассказа Николая Гоголя «Шинель». в середине 1800-х гг. Гоголевские изображения Башмачкина заставляют его казаться еще меньше, чем что у среднего гражданина. Башмачкин был так нежелан и так невезуч, что даже еще до его рождения было замечено его несчастье. «Фамилия этого чиновника была Башмачкин. Уже из самого названия настолько очевидно, что когда-то оно произошло от башмак» (Проффер, 105). Здесь Гоголь намекает на ничтожность не только главного героя, но родословная главного героя, как кажется, была названа в честь обувь. Более того, Акакий Акакиевич может звучать для коренного населения как типичное русское имя. говорящий по-английски, но имеет более сомнительное значение. Включение фекальной массы в имени главного героя действительно очень неудачно, но добавляет более глубокий слой иронии, поскольку а также комедийный эффект. Гоголь продолжает: «Новой матери был представлен выбор любое из трех имен, которые она хотела выбрать» […] «какое наказание» […] «такие имена они все; Я никогда не слышал таких вещей» […

] «что, очевидно, такова его судьба» (Проффер, 105). Мы снова видим, как Гоголь настраивает рассказ прямо против нашего главный герой. Башмачкин был рожден быть маленьким человеком, так как был уже нежеланным и незначительный, предзнаменование для остальной части истории. «…на что он заплакал и поморщился, как будто предчувствовал, что будет титулярным советником» (Проффер, 106). Опять же, здесь Гоголь рисует картину, которую он хочет, чтобы читатель увидел, что Башмачкин был должен был быть маленьким человеком истории, а также намекал на будущую роль Башмачкина в общество. Затем Башмачкин продолжает исполнять свою роль обещанного титуляра. советник. Когда его представили своему отделу, сразу стало очевидно, что он не принадлежит. «Когда и в какое время он поступил в отдел, и’ кто его назначил никто не мог вспомнить»… «В отделе к нему не проявляли никакого уважения. Не только швейцары не вставали со своих мест, когда он проходил мимо, они даже не взглянули на него

  • , как будто через приемную пролетела простая муха» (Проффер, 106). Мы можем сказать от изображения того, насколько на самом деле был ничтожен Башмачкин; никто не знал когда он

сохранил свою позицию, отвергая любую идею устроить вечеринку в своем доме, оставаясь верным своему принципиальная ошибка. Однако Башмачкин принял приглашение одного из своих коллег пойти на день рождения и воспринял это как возможность похвастаться своим новым пальто. К сожалению, волнение за Башмачкина и его шинель было недолгим. Когда он прибыл на вечеринку, поздоровался, но тут же забыл. «Все немедленно пошел в переднюю и заново осмотрел свою шинель» […] «Потом, конечно, все бросил и его, и шинель» (Proffer, 121). Даже его модное новое пальто было недостаточно, чтобы Башмачкин стал актуальным и избежал предопределенной судьбы. Наконец, смерть Башмачкина должна быть обсуждается, поскольку он служит основной частью темы маленького человека. Во время Его поисков своего потерял пальто, он каким-то образом сумел связаться со значимой персоной, чтобы сделать жалоба на украденное пальто.

Этот человек был так жесток к Башмачкину, что можно было говорят, что он косвенно стал причиной его смерти. Значимая личность помогла изобразить Башмачкина как маленький человек, которым он действительно был. «Вы знаете, с кем вы разговариваете? Ты понимаю это?» (Проффер, 127). Башмачкин не знал, как реагировать на эту ругань и просто отключился, показывая свой истинный характер. Вскоре после этой встречи Башмачкин заболел смертельной лихорадкой, но даже на смертном одре он был еще ничтожен: «А ты, милая женщина, не теряй времени, закажи ему сейчас сосновый гроб, потому что дубовый будет слишком дорого для него» (Proffer, 128). Его почти сразу заменили, и жизнь продолжалась без него, как будто ничего и не было. У Гоголя был интересный конец. повесть, а не такую, чтобы читатель подумал, что именно смерть Башмачкина, имело какое-либо значение, кроме внезапного изменения поведения значимого персонажа. Однако при более глубоком анализе можно было прийти к выводу, что один маленький человечек может не иметь смысла, но когда значительная часть общества живет в сходных условиях, будет преобладать неравенство и депрессия.
Более того, смерть маленького человека может быть требуется для того, чтобы открыть глаза значимым фигурам в нашем обществе сегодня.

Процитированная работа

Проффер Карл Р. От Карамзина к Бунину . Indiana University Press, 1974.

Тема «маленького человека» в русской литературе 18-19 веков: наиболее яркие персонажи

«Маленький человек» — литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Таким героем в художественных произведениях мог быть мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Как правило, главной его особенностью является низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь особенно яркое выражение этот образ получил в произведениях таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Смотритель станции

Великий русский поэт и писатель явил читателям чистую и неиспорченную душу. Главный герой одного из произведений, вошедших в цикл «Повесть о Белкине», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывалась непросто.

Со слов о том, что станционных смотрителей все проклинают, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассматривать тему «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойный и счастливый характер. Самсон Вырин, несмотря на годы тяжелой службы, остался добродушным и добрым человеком. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить трудную жизнь и неблагодарный труд, но он не может существовать без единого человека на свете. Начальник станции умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никто другой способен вызвать у читателя сочувствие.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой рассказа «Шинель». Гоголевский персонаж — собирательный образ. Таких Башмачкиных много. Они повсюду, но люди их не замечают, потому что не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-другому взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полуочерка. Недаром великий классик Достоевский однажды сказал знаменитую фразу: «Мы все вышли из «Шинели»».

До середины ХХ века образ маленького человека использовался писателями русскими и зарубежными. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Франца Кафки, Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек у Лермонтова — незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в романе «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович дворянин. Однако он из небогатой семьи, к тому же не имеет влиятельных связей. Поэтому, несмотря на возраст, он до сих пор в звании капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и не униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского капитана Миронова из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В произведениях Достоевского маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою ненужность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он вряд ли способен вызвать сочувствие. Он говорит: «Бедность не порок. Бедность есть порок». И эти слова оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» тема маленького человека в русской литературе получает особое развитие. Работа над произведением Достоевского – стандартное задание на уроке литературы. Но, как бы ни называлось это письменное задание, выполнить его невозможно, не описав предварительно Мармеладова и его дочь. В то же время следует понимать, что Соня хоть и типичный маленький человек, но существенно отличается от других «униженных и обиженных». Она не в силах что-либо изменить в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает большим духовным богатством и внутренней красотой. Соня — олицетворение чистоты и милосердия.

Бедные люди

В этом романе также рассказывается о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна — герои, которых Достоевский создал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе началась именно с произведений Пушкина. И в них много общего с романами Достоевского. Историю начальника станции рассказывает он. «Маленькие люди» в романах Достоевского тоже склонны к исповеди. Они не только осознают свою ничтожность, но и стремятся постичь ее причину, выступают в роли философов. Достаточно только вспомнить пространные сообщения Девушкина и длинный монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Герои Толстого — герои из высшего аристократического круга. Незначительного и жалкого в них немного. Но почему тогда вспоминают великий роман-эпопею, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Композиционно-рассуждающая задача, в которой необходимо привести характеристику такого героя, как капитан Тушин из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешной и неуклюжий. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отведено всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе XIX века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Максимально раскрыта тема маленького человека в русской литературе 18-19 веков. Лесков в своем творчестве тоже не обошел ее. Однако его персонажи существенно отличаются от образа маленького человека, который можно увидеть в романах Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин — герой со своей внешностью и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». В первую очередь потому, что у него много испытаний, но он не жалуется на судьбу и не плачет.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Такой герой часто встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображается в сатирических рассказах. Мелкий чиновник — типичный герой чеховских произведений. В рассказе «Гибель чиновника» есть образ маленького человека. Червяков управляет необъяснимым страхом перед начальником. В отличие от героев рассказа «Шинель», персонаж рассказа Чехова не страдает от притеснений и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Празднование победителя»

Тема преклонения перед властью Чехова продолжилась в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Празднование Победы» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, чтобы добиться для сына хорошего положения, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виноваты не только люди, их выражающие. Все это результат порядков, царящих в социальном и политическом порядке. Червяков не просил бы так усердно прощения, если бы не знал о возможных последствиях оплошности.

В произведении Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения – маленький человечек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо, на что он не способен. Единственное, на что он имеет право, так это верить в басни странника Луки. Сочувствие и теплота – вот что нужно героям спектакля «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляде он совпадает с точкой зрения Достоевского.

Желток

«Гранатовый браслет» — это история о большой любви маленького человека. Елтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и это чувство остается верным до последних минут его жизни. Между ними есть пропасть. И адресат на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков имеет характерные черты маленького человека не только потому, что имеет низкое социальное положение. Он, как и Башмачкин, и начальник станции, остается наедине со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шалостей и ироничных зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страданий «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в произведениях Островского имеет сходство с аналогичными персонажами произведений Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в спектакле «Приданое» не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Он хочет попасть в общество, в котором его не ждут. И за обиды, которые он терпит много лет, он готов мстить.

К категории маленьких относятся также Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. Но эти героини — личности целые, а потому не умеют приспосабливаться и изворачиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *