Пьеса Максима Горького «На дне». Уроки литературы в 11 классе
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868 – 1936)
6 ЧАСОВ
Уроки литературы в 11 классе[1]
Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра».
Особенности изображения характеров и обстоятельств
Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе
и их трагическое столкновение
Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького
УРОК № 14
Тема. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Цель: определить с учащимися особенности жанра, композиции и конфликта в пьесе Горького «На дне»; показать посредством анализа драматического
произведения новаторство писателя; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы; создать
проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы
героев; формировать активную позицию в любой жизненной ситуации, умение сопереживать. Оборудование: учебник, текст пьесы «На дне», иллюстрации к пьесе, портрет Максима Горького. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки;
комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний (ведут диалог).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Составьте хронологию жизни и творчества Максима Горького. • Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?
2. Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— 18 декабря 1902 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы «На дне».
Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по
мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве Горького.
«Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный
критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».
«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт
самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком. Окончательное своё название пьеса получила на театральной
афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение
босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь человеческой души.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы
• В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?
— Драма (греч. — «действие») — самый «действенный» род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может, в отличие
от автора эпического произведения, прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены
для читателя или актёра, но которых не увидит зритель.
Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль обычно идёт два-три часа) и в числе
действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В противном случае
герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании
которого человек показывает себя со многих сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на её названии, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта
обозначено уже в названии пьесы и в афише. Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся:
«Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать».
• Можно ли сказать, что Горький верен классической традиции называть действующих лиц говорящими именами? Аргументируйте свой ответ.
• Чем могло привлечь зрителей — современников Максима Горького — название пьесы «На дне»?
• Какие ассоциации возникают у вас в связи с именами героев пьесы Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука? Есть ли в них намёк на черты их личности, род
занятий, судьбу?
• Сатин — в этом имени звучание слова «сатана». Но какое испытание придумает он? Может быть, он испытывает человека возможностью новой веры?
• О чём говорит род занятий действующих лиц?
• Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
• Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у великого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа
одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
• Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
2. Коллективная работа над составлением таблицы
«Смысл названия пьесы “На дне”» (запись в тетрадях)
Смысл названия пьесы «На дне»
• В пьесе Максима Горького отразились все основные противоречия
русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира. Перечень названий, которые последовательно давал Горький своей пьесе,
показывает напряжённость и направление поиска: «Без солнца» — «Ночлежка» — «В ночлежном доме» — «На дне»
• Философская проблематика прежде всего отразилась в спорах
о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма
• Размышление о правде и спор о предназначении человека
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре.
Все обитатели ночлежки — «бывшие». Актёр, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со
дна жизни, но чувствуют своё полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности
Клещ
«Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету!
Издыхать надо… вот она, правда!»
Анна
«Не помню — когда я сыта была… Над каждым куском хлеба
тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше
другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»
Актёр (стихи Пьера
Жана де Беранже)
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет,— Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой…
Лука
Считает, что правда не нужна человеку.
Для человека важнее всего утешение
или даже обман — «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека
надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, нужно нести ему сострадание
Вывод
Крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
Сатин
Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению
героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой
о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. «Человек —
вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!
Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Речь идёт не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь
3. «Театр на уроке»: чтение по ролям 1-го акта (В драме важны появление героев, их первые реплики.)
У ч и т е л ь. Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену
вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает
многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать,
закрытую грязным ситцевым пологом», кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные.
Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Но
это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. И вот герои заговорили.
• При чтении передайте интонацией характер своего героя; после прочтения дайте ему характеристику.
Предполагаемые ответы
Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе,
был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.)
Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». В словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им
классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний.
Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись».
У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию
этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. В. В. Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.)
Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».
Обобщение учителя
— В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие,
не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других,— о своём. Разные голоса — разные люди — разные интересы.
Экспозиция первого действия — это разноголосый хор героев, которые как будто бы не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт
в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания,
для кого-то проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).
Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в
первом действии пьесы «На дне» — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем
пьесы — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.
4. Создание и решение проблемной ситуации (работа в группах)
1-я группа. Максим Горький писал, что «пьеса делается, как симфония: есть основной лейтмотив и различные вариации, изменения его». Какую тему
вы считаете лейтмотивом пьесы «На дне» и почему? Покажите, как названный вами лейтмотив варьируется в драме Горького.
2-я группа. Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза»,
«Вишнёвый сад» и др. Попробуйте классифицировать традиционные принципы
именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.
3-я группа. Литературовед Л. А. Смирнова считает, что словосочетание «На дне» «рождает чувство перспективы… оттеняет не конкретные “где” или “как”,
а ёмкое, сложное “что”. Что происходит “на дне”? “На дне” — чего, только ли жизни?» Ответьте на поставленный вопрос.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Чем объединены одинокие обитатели ночлежки, «бывшие люди»? Можно ли считать главным конфликтом пьесы только противостояние социального плана?
• Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазёр, склонный верить утешениям Луки, а кто — скептик, «бесчувственный» правдолюбец?
• Что такое монолог, диалог и полилог? Какова их роль в пьесе? Каким образом полилог (многоголосие) восполняет провалы в общении персонажей?
• Почему в пьесе звучат две противоположные по смыслу темы: с одной стороны, песня «Солнце всходит и заходит», а с другой — стихи Беранже о подвиге
безумца, который навеет человечеству сон золотой?
VI. Домашнее задание
Закончить чтение пьесы «На дне», отметить высказывания героев о правде, смысле жизни, человеке.
Следующие уроки: Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека >>>
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков.
– М.: АСТ. 2016. (вернуться)
Уроки литературы в 11 классе (главы из книги)
вернуться в начало
Пьеса «На дне», Горький М.
Как хорошо вы знаете пьесу талантливого писателя Максима Горького «На дне»? Помните с чего начиналось произведение? Кому принадлежат те или иные фразы? Предлагаем проверить с помощью бесплатного онлайн теста!
Начало теста
1 вопрос
В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?
Варианты ответов:
1908 г.
1910 г.
1902 г.
1905 г.
2 вопрос
К какому литературному жанру относится произведение?
Варианты ответов:
Психологическая драма
Семейно-бытовая драма
Социально-философская драма
Мелодраматическая комедия
3 вопрос
Какую проблематику затрагивает в пьесе Максим Горький?
Варианты ответов:
Значимости денег в жизни человека
Поиск человеком своего места и роли в жизни, возможность изменить собственную жизнь
Вопросы воинской чести, защиты родины от врага, смелости воина
Проблематика отношений между влюбленными
4 вопрос
Где происходят события произведения «На дне»?
Варианты ответов:
В сумасшедшем доме
В сиротском доме
На квартире у Клеща
В ночлежке
5 вопрос
В начале пьесы герои спорят о том, кто должен:
Варианты ответов:
подмести пол
покрасить стены
помыть окна
сходить за водой
6 вопрос
Кто из героинь серьезно болеет и умирает по ходу пьесы?
Варианты ответов:
Анна
Квашня
Василиса
Настя
7 вопрос
Кто из героев является профессиональным шулером?
Варианты ответов:
Сатин
Костылев
Лука
Татарин
8 вопрос
Какие люди, по мнению Костылева, являются хорошими?
Варианты ответов:
Творческие люди, желающие преобразить и украсить мир
Мудрецы и священники, люди религии
Люди, занимающие высокие чины
Люди, живущие по правилам, у которых есть паспорт
9 вопрос
Кто из героев пьесы считал, что главное в жизни не образование, а талант?
Варианты ответов:
Бубнов
Актер
Клещ
Сатин
10 вопрос
Кому из героев принадлежат слова: «. ..Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…»?
Варианты ответов:
Бубнову
Костылеву
Василисе
Луке
11 вопрос
Кто из героев говорит о себе следующее: «…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…»?
Варианты ответов:
Лука
Татарин
Сатин
Васька Пепел
12 вопрос
Кто из героев гордится своим дворянским происхождением?
Варианты ответов:
Сатин
Васька Пепел
Барон
Клещ
13 вопрос
Кто из героинь читает книгу «Роковая любовь»?
Варианты ответов:
Василиса
Настя
Наташа
Квашня
14 вопрос
Как в ночлежке оказался Сатин?
Варианты ответов:
Сатин обокрал местного чиновника и прятался в ночлежке от судебного пристава, изменив имя
У Сатина сгорело все имущество, и ему негде было жить, кроме как в ночлежке
Сатин был известным картежником
Сатин попал в тюрьму из-за обидчика сестры, после чего перед ним все дороги оказались закрыты
15 вопрос
Что просила Василиса у Пепла в обмен на то, что она позволит ему жениться на Наташе?
Варианты ответов:
Чтобы Пепел украл у Костылева крупную сумму денег и отдал Василисе
Чтобы Пепел заплатил Василисе за сестру крупной суммой денег
Чтобы Пепел с Наташей после свадьбы навсегда уехали из города
Чтобы Пепел убил Костылева
16 вопрос
Что случилось с Актером в конце произведения?
Варианты ответов:
Актер повесился
Актеру предложили роль в местном балагане
Актера сбил экипаж
Актер уехал в другой город
17 вопрос
Кто из героев становится мужем Квашни в конце пьесы?
Варианты ответов:
Лука
Медведев
Сатин
Барон
18 вопрос
Кто из героев надеется попасть в бесплатную лечебницу для алкоголиков?
Варианты ответов:
Актер
Квашня
Сатин
Лука
19 вопрос
Что случилось с Наташей после того как она вышла из больницы (куда попала из-за издевательств сестры)?
Варианты ответов:
Девушка вышла замуж за Пепла
Наташа стала актрисой
Девушка вернулась в ночлежку
Наташа исчезла
20 вопрос
Кому из героев принадлежат финальные слова пьесы «На дне»: «Эх, испортил песню, дур-рак!»?
Варианты ответов:
Клещу
Бубнову
Сатину
Барону
Оцените тест:
7. 8
( 56 )
Нашли ошибку или нарушение?
css — Текст в div автоматически уходит вниз
спросил
Изменено
5 лет назад
Просмотрено
1к раз
Мой текст находится внизу div , но он должен быть вверху div .
предварительный просмотр в реальном времени находится по ссылке
css
html
1
Попробуйте это:
#pagetitle
{
высота строки: 23px; /* или около того, это зависит от ваших потребностей*/
}
2
Кажется, это как-то связано с используемым вами семейством шрифтов (CodePro). Если вы измените семейство шрифтов на что-то вроде Helvetica, вы увидите ожидаемый эффект. Вы можете настроить положение текста несколькими способами.
верхнее поле: -30px;
или
высота строки: 40 пикселей;
до #pagetitle , и это лишь некоторые из них.
Это делает шрифт и размер шрифта. Вы можете указать минусовое поле или высоту строки.
#pagetitle {
верхнее поле: -30px;
}
Добавьте это в свой CSS:
#pagetitle
{
высота строки: 10 пикселей;
}
Если проблема заключается в использовании свойства line-height. Я всегда чувствую себя в безопасности, используя…
Поэкспериментируйте с top:-20px , чтобы получить желаемый результат.
Зарегистрируйтесь или войдите
Зарегистрироваться через Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Обтекание изображения текстом в Word
Вставка таблиц, изображений и водяных знаков
Справка и обучение Word
Вставка таблиц, изображений и водяных знаков
Вставка таблиц, изображений и водяных знаков
Обтекание изображения текстом
Вставить таблицу Статья
Вставить картинки Статья
Вставить значки Статья
Вставить объект WordArt Статья
Вставить водяной знак Статья
Показать линейку Статья
Поворот изображения или фигуры Статья
Обтекание изображения текстом Статья
Следующий: Сохранить и распечатать
org/ItemList»>
Выберите изображение.
Выберите Параметры макета .
Выберите нужный макет.
Совет: В строке с текстом помещает изображение в абзац, как если бы это был текст. Изображение будет менять положение по мере добавления или удаления текста. Другие варианты позволяют перемещать изображение по странице, а текст обтекает его.
Дополнительные сведения о параметрах обтекания текстом и точках обтекания см. в разделе Параметры обтекания текстом.
Вы можете добавить изображение в верхний левый угол документа, чтобы текст обтекал его.
Выберите изображение.
Перейдите к Формат изображения или Формат > Позиция и в разделе Формат с переносом текста выберите Верхний левый .
Совет: Изображение можно перетаскивать по всему документу и выравнивать по своему усмотрению. Внесите пользовательские изменения в перенос слов, выбрав Формат > Перенос текста > Дополнительные параметры макета .
Вы можете добавить изображение в центр документа, чтобы текст обтекал его.
Выберите изображение.
Перейти к Формат изображения или Формат > Перенос текста > Квадрат .
org/ListItem»>
Выберите Позиция > Дополнительные параметры макета .
На позиции выберите Выравнивание и измените раскрывающееся поле на По центру .
Рядом с относительно выберите Страница и выберите OK .
Примечание. Изображение можно перетаскивать по документу и выравнивать по своему усмотрению. Внесите пользовательские изменения в перенос слов, нажав Формат > Перенос текста > Дополнительные параметры макета .
Вы можете добавить в документ изображение и сделать так, чтобы текст обтекал его, повторяя форму изображения.
Совет: Для достижения наилучших результатов используйте изображение с прозрачным, белым или однотонным фоном.
Выберите изображение и перетащите его в середину страницы или куда хотите.
Перейти к Формат изображения или Формат > Перенос текста > Плотно .
На вкладке Формат выберите Удалить фон .
Примечание. Нельзя удалить фон из векторных изображений.
Выберите любое место за пределами изображения, чтобы увидеть, как текст обтекает изображение.
Тонкая настройка переноса текста
Если между текстом и изображением слишком много места, вы можете установить точки переноса вручную.
Выберите изображение и перейдите к Формат изображения или Формат и выберите Перенос текста > Редактировать точки переноса .
Перетащите черные точки обтекания ближе или дальше от изображения, пока не будете довольны его внешним видом. Перетащите красную линию, чтобы создать дополнительные точки переноса.
Дополнительные сведения о параметрах обтекания текстом и точках обтекания см. в разделе Параметры обтекания текстом.
Картинки, вставленные в строку, привязываются к месту в тексте, где они были вставлены, и обрабатываются как любой текстовый символ — «в строке с текстом». Они автоматически перемещаются вместе с окружающим текстом.
Выберите изображение.
org/ListItem»>
Перейдите к Формат изображения или Формат и выберите Перенос текста > В соответствии с текстом .
Вы можете убедиться, что изображение остается на месте при добавлении или удалении текста.
Выберите изображение.
Перейдите к Формат изображения или Формат и выберите Перенос текста > Исправить положение на странице .
Настройка обтекания текстом изображения или объекта рисования
org/ItemList»>
Выберите изображение или объект.
Перейдите к Формат изображения или Формат фигуры и выберите Расстановка > Перенос текста .
Если окно достаточно широкое, Word отображает Перенос текста непосредственно на вкладке Формат изображения .
Выберите параметры переноса, которые вы хотите применить.
Например, В строке с текстом , Сверху и снизу и За текстом.
Изменение положения рисунка или объекта рисования относительно текста
org/ItemList»>
Выберите изображение или объект рисования.
Перейдите к Формат изображения или Формат фигуры и выберите Упорядочить > Позиция .
Если окно достаточно широкое, Word отображает Положение непосредственно на вкладке Формат изображения .
В меню Положение выберите нужный тип позиционирования или выберите Дополнительные параметры макета , чтобы выбрать дополнительные параметры макета.
Настройка обтекания текстом таблицы
org/ItemList»>
Control + Щелкните таблицу, а затем выберите Свойства таблицы .
Если вы не видите Свойства таблицы в контекстном меню, нажмите Control и щелкните в другой части таблицы.
В свойствах таблицы в разделе Обтекание текстом выберите Около .
Чтобы изменить расстояние таблицы от окружающего текста, выберите Позиционирование , а затем в Позиционирование таблицы задайте измерения в разделе Расстояние от окружающего текста .
Обтекание текстом изображения или объекта рисования
Выберите изображение или объект.
Выберите Формат , а затем в разделе Упорядочить выберите Перенос текста .
Выберите вариант переноса, который вы хотите применить.
Совет: Чтобы изменить положение изображения или объекта рисунка на странице относительно текста, выберите изображение или объект, выберите Формат > Положение , а затем выберите нужное положение.
Обтекание текстом таблицы
Щелкните по таблице.
Щелкните вкладку Макет таблицы , а затем в разделе Параметры щелкните Свойства .
В разделе Обтекание текстом нажмите Около .
org/ListItem»>
Чтобы задать положение таблицы по горизонтали и вертикали, расстояние от окружающего текста и другие параметры, в разделе Обтекание текстом щелкните Позиционирование , а затем выберите нужные параметры.
Совет: При использовании инструмента Draw для создания таблицы (расположенной на Таблицы в разделе Нарисовать границы ), вы можете автоматически применять обтекание текстом, удерживая нажатой кнопку OPTION во время рисования таблицы.
Существует ограниченная группа параметров переноса текста для изображений в Word для Интернета.