Театр Древней Греции: кратко, самое главное
Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.
История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
В 534 г.
до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Театральное действие в Древней Греции
Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.
Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.
Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола.
Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.
Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме.
Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий.
Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Архитектура древнегреческого театра
Орхестра
В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.
Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.
Места для зрителей ‒ театрон
Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные.
Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.
Скена
В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.
Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру.
Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.
Древнегреческий театр — Русская историческая библиотека
Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.
Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.
Древнегреческий театр. Презентация с картинками. Слушать аудиокнигу
Склон холма представлял собой естественный амфитеатр, на котором были сделаны ступеньки – места для зрителей, собственно θέατρον («театр»).
Греческий театр в Афинах вмещал по примерным подсчетам разных ученых от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами, идущими от одного конца полукруга к другому параллельно сиденьям. Лестницы, лучеобразно поднимавшиеся от нижних сидений к верхним, делили ярусы на несколько клинообразных частей. Крайние места с обеих сторон греческого театра были ограждены невысокими перилами; первый ряд имел каменные спинки, так как он предназначен был для должностных лиц, жрецов, почетных гостей. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.
Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.
Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.
План греческого театра
Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.
Хор попадал на орхестру через упомянутые уже пароды, находившиеся в греческом театре между местами для зрителей и проскением, справа и слева; через эти же два входа и зрители проходили к своим местам. Хоревты могли по ступенькам подниматься с орхестры на проскений и спускаться обратно, так что орхестра и проскений составляли практически одно целое.
В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.
Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. Чаще всего это был дворец или храм, из средней двери которого выходили цари и правители, из двух боковых – другие лица. Внутренняя часть изображаемого здания была, конечно, не видна.
К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.
Из театральных машин в Древней Греции были особенно употребительны έκκύκλημα и έξώστρα – соответственно передвижная платформа на колесах и выдвижной балкон. Обе были предназначены для того, чтобы показывать зрителям греческого театра то, что произошло внутри дома. Под μηχανή подразумевалась обычно машина, при помощи которой с высоты на проскений спускались боги. Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров.
Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. Поэт должен был вложить в уста вестника такие слова, которые помогли бы зрителю ясно представить себе картину, которая по той или иной причине не могла быть развернута перед его глазами. С одной стороны, эпизоды, содержащие кровавые действия, в греческом театре было принято переносить «за сцену». С другой – ограниченные возможности театральной техники затрудняли перенос действия в другое место. Отсюда так называемый закон «единства места», который вовсе не был законом греческой театральной эстетики, и соблюдался до известной степени вынужденно: очевидно, удобнее было разыгрывать всю драму в одном месте, на которое указывали зрителям условные декорации. Чаще всего действие драмы происходило перед домом.
В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.
Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Один актер мог, меняя маски, исполнять мужские и женские роли. Существовали стереотипные маски, по которым зрители узнавали пол, возраст, общественное положение персонажа драмы. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.
Греческая театральная маска. Рисунок на античном сосуде ок. 350-330 до Р. Х.
Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму).
Трем поэтам архонт давал три хора. Участвовавший в состязании поэт был одновременно и режиссёром, учителем (по-гречески, διδάσκαλος), а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления).
Каждый из трех поэтов ставил в театре свою тетралогию в один из трех последних дней праздника, отведенных для театральных представлений. Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.
Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу, что, очевидно, не слишком мешало его восприятию, так как в греческих театрах была прекрасная акустика. Особенно понравившиеся места трагедии или комедии публика требовала повторить громкими криками αύθις («снова»).
Развалины театра Диониса в Афинах в настоящее время
После окончания театрального представления выбранное из числа зрителей жюри (по одному человеку от каждого из 10 афинских округов) устанавливало первого, второго и третьего «победителей» трагического (а позже и комического) агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнителя главной роли). Получивший первый приз, вместе со своим хорегом и протагонистом, увенчивался плющом.
Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Со времени Перикла городская казна выдавала афинянам деньги на посещение театра, а в IV веке до Р. Х. по предложению Эвбула в Афинах была создана особая театральная касса, пополнявшаяся из остатков государственных расходов. Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний (см.
экклесия). Драматические представления с конца IV века до Р. Х. утратили религиозный характер и тесную связь с праздниками Диониса. Театральными постановками отныне стали праздноваться все важные события общественной жизни.
Древнегреческий театр — Энциклопедия всемирной истории
Греческий театр зародился в 6 веке до н. э. в Афинах с постановки трагедий на религиозных праздниках. Это, в свою очередь, вдохновило на создание жанра греческих комедий. Эти два типа греческой драмы будут очень популярны, а спектакли распространится по Средиземноморью и повлияют на эллинистический и римский театр.
Вследствие своей непреходящей популярности произведения таких великих драматургов, как Софокл, Еврипид и Аристофан, легли в основу всего современного театра. Точно так же архитектура древнегреческого театра продолжает вдохновлять дизайнеров современных театров.
Удалить рекламу
Реклама
Истоки трагедии
Ученые обсуждают точное происхождение трагедии ( tragōida ).
Некоторые связывают появление жанра с более ранней формой искусства, лирическим исполнением эпической поэзии. Другие предполагают сильную связь с ритуалами поклонения Дионису, такими как жертвоприношение козлов — песенный ритуал, называемый
Трагедия
Спектакль был поставлен в театре под открытым небом ( theatron ) с прекрасной акустикой и, казалось бы, открытым для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается).
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Из-за ограниченного количества актеров каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, где использование масок, костюмов, голоса и жестов стало чрезвычайно важным.
В ранних трагедиях был только один актер, который играл в костюме и носил маску, что позволяло ему олицетворять богов. Здесь мы можем увидеть, возможно, связь с более ранним религиозным ритуалом, когда действия могли выполняться священником.
Конкурс и знаменитые драматурги
Самый известный конкурс на исполнение трагедии проходил в рамках весеннего праздника Диониса Элевтерия или Города Дионисий в Афинах.
Архонт, высокопоставленный чиновник города, решал, какие пьесы будут представлены на конкурсе и какие граждане будут выступать в качестве хорегой и будут иметь честь финансировать их постановку, в то время как государство платит поэту и ведущим актерам. Каждый выбранный поэт должен был представить три трагедии и одну сатирскую пьесу, своего рода короткое пародийное представление на тему из мифологии с хором сатиров, диких последователей Диониса. Пьесы оценивались в день жюри, и призом для победителя таких конкурсов, помимо чести и престижа, часто был бронзовый котел на треноге. Из 449до н.э. были также призы для ведущих актеров (
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Театр Диониса Элевтерия, Афины
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Драматурги, которые регулярно писали пьесы для участия в конкурсах, стали известными, и тремя наиболее успешными были Эсхил (ок.
525–456 до н. э.), Софокл (ок. 496–406 до н. э.) и Еврипид (ок. 484–407 до н. э.). Эсхил был известен своим новаторством, добавлением второго актера и большего количества диалогов и даже созданием сиквелов. Он описал свою работу как «кусочки с гомеровского пира» (Burn 206). Софокл был чрезвычайно популярен и добавил в спектакль третьего актера, а также нарисовал декорации. Еврипид прославился своими умными диалогами, реализмом и привычкой задавать публике неудобные вопросы с его заставляющей задуматься трактовкой общих тем. Пьесы этих трех были повторно поставлены и даже скопированы в сценарии для «массовой» публикации и изучения в рамках образования каждого ребенка.
Греческая комедия — Происхождение
Точные истоки греческих комедий теряются в тумане доисторических времен, но деятельность людей, переодевающихся и подражающих другим, несомненно, восходит задолго до письменного упоминания. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшения в 6 веке до н.
э. часто изображали актеров, одетых как лошади, сатиров и танцоров в преувеличенных костюмах. Еще одним ранним источником комедии являются стихи Архилоха (7 век до н.э.) и Гиппонакса (6 век до н.э.), которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, упомянутое как таковое Аристотелем, связано с фаллическими песнями, которые пелись во время дионисийских праздников.
Удалить рекламу
Реклама
Комедийный спектакль
Несмотря на то, что произошли нововведения, комедийный спектакль следовал традиционной структуре. Первой частью был parados , в который вошел хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песенных и танцевальных номеров. Одетые так, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно: от гигантских пчел с огромными жалами до рыцарей, едущих верхом на другом человеке, имитирующих лошадь, или даже разнообразную кухонную утварь. Во многих случаях пьеса на самом деле была названа в честь Хора, например, «9 Аристофана».
0013 Осы .
Греческая мраморная комедийная маска
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Второй фазой шоу был agon , который часто представлял собой остроумное словесное состязание или дебаты между главными действующими лицами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые, возможно, включали некоторую импровизацию. Третьей частью спектакля стал парабазис , когда Хор говорил непосредственно со зрителями и даже прямо говорил за поэта. Шокирующий финал комедийного спектакля стал 9-м.0013 exodos , когда Хор исполнил еще одну зажигательную песню и танцевальный номер.
Как и в трагедиях, все исполнители были актерами, певцами и танцорами. Один звездный исполнитель и два других актера исполнили все роли. Иногда разрешалось использование четвертого актера, но только в том случае, если он не играет роли в сюжете. Комедийные пьесы позволили драматургу более непосредственно обратиться к событиям момента, чем формальный жанр трагедии.
Удалить рекламу
Реклама
Наследие
Постоянно писались и ставились новые пьесы, а с образованием гильдий актеров в 3 веке до н.э. и мобильностью профессиональных трупп греческий театр продолжал распространяться по Средиземноморью, и театры стали обычным явлением в городском пейзаже из Магны.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Древнегреческие театры: факты, история, драма
Греция полна древнегреческих театров! Эта статья проливает свет на происхождение и значение театра в Древней Греции. В нем также перечислены некоторые из театров, которые вы можете посетить в Греции.
Древний театр в Греции
Театр — это одна из многих форм искусства, в которой перед публикой разыгрывается история.
Как правило, в театральном представлении используются такие элементы, как речь, пение, танец и музыка, а также изобразительное искусство и другие стимулы.
В наши дни существует множество легкодоступных театрализованных представлений. Однако так было не всегда. Вы когда-нибудь задумывались, как возник театр?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться в Древние Афины. Именно здесь в VI-V вв. до н.э. среди множества новых идей и концепций впервые появилось театральное искусство.
Представления изначально были представлены как дань уважения популярному богу Дионису. Они были поставлены в недавно построенном театре Диониса, прямо под холмом Акрополя.
В последующие века, а также в эллинистическую и римскую эпохи театральное искусство достигло многих городов-государств в Греции и за ее пределами.
Театры древнегреческого мира строились под открытым небом, часто на склонах гор. Как и театр Диониса в Афинах, они обычно посвящались богу.
Макет древнегреческого театра
Об архитектуре древнегреческих театров написано немало. Хотя существовали театры прямоугольной и овальной формы, наиболее распространенной была полукруглая планировка.
Это расположение состояло из нескольких рядов многоярусных сидений, обеспечивающих лучшую видимость и акустику для всех зрителей.
Центром театра была сцена, на которой выступали исполнители, известные как оркестр. Обычно на сцене находился алтарь, где приносились жертвы богу-покровителю.
Сиденья обычно делались из дерева, камня или мрамора. Во многих случаях оригинальные деревянные сиденья в конечном итоге были заменены каменными или мраморными сиденьями, которые были более устойчивыми к атмосферным воздействиям.
Ближайшие к оркестру места часто предназначались для чиновников и других видных граждан. Мраморные сиденья с именами официальных лиц до сих пор можно увидеть во многих театрах Греции.
Дионис и древний театр в Греции
Давайте немного глубже заглянем в бога, стоящего за этим уникальным видом искусства.
Около 600 г. до н.э. в могущественном городе-государстве Афинах был введен культ бога Диониса. Тиран Писистрат, правивший в то время Афинами, учредил новый праздник в его честь.
Это крупное многодневное событие получило название Дионисия и вскоре стало чрезвычайно важным для афинян. Он включал процессии, пение и жертвоприношения, но его основными моментами были театральные представления и соревнования.
Древнегреческая трагедияПервыми отдельными типами театра, которые процветали в Древних Афинах, были трагедия, комедия и пьеса сатиров.
Выдающиеся греческие трагики, а именно Эсхил, Еврипид и Софокл, написали некоторые из своих самых известных произведений для праздников Дионисий.
На самом деле, вплоть до эллинистического периода каждая трагедия была написана в честь Диониса и сыграна только один раз.
Древнегреческие театральные представления, как правило, представляли собой смесь речи, танца и музыки. Все актеры, танцоры и другие люди, участвовавшие в представлениях, были мужчинами.
Во время представлений артисты были в костюмах и сплошных масках. Последние были сделаны из нескольких материалов, таких как дерево, кожа или смесь ткани и тонкого слоя гипса.
Поскольку зрители часто находились далеко от сцены, актерам приходилось использовать выразительные и преувеличенные жесты.
Древнегреческая комедияАристофан — самый известный комедийный писатель Древней Греции. Он известен тем, что использовал ненормативную лексику в своих пьесах, что вызывало смех у публики.
Между прочим, многие из современных греческих ругательств имеют свои корни в Древней Греции.
Культ Диониса и античный греческий театр
Так кем же было это печально известное божество? Возможно, неудивительно, что он был одним из внебрачных детей Зевса. Его происхождение может быть где-то в землях Древней Фригии или Лидии, как в современной Турции.
Хотя он не был одним из двенадцати олимпийцев, он имеет большое значение в пантеоне древнегреческих богов.
В отличие от своего сводного брата Аполлона, у Диониса была темная сторона. Он был защитником урожая винограда, вина и плодородия, а также пьянства, безумия и театра.
В целом культ Диониса был связан с оккультными практиками, религиозным экстазом и тайными ритуалами. На самом деле информации обнаружено немного. Большая часть Дионисийских мистерий остается именно таковой — тайной.
Древнегреческие театральные маскиПомните твердые маски, которые носили на театральной сцене? Они были очень тщательно продуманы.
Актеры могли буквально скрывать свои истинные чувства за маской. Затем они могли войти в состояние бешеного экстаза, которое в дальнейшем вызывалось ритмичной музыкой.
Это состояние транса соответствовало малоизвестным ритуалам Дионисийского культа. Любые сходства с современными практиками и событиями, такими как, например, карнавал, могут быть не совсем случайными!
Что на самом деле означает слово «театр»?
А теперь немного гиковской информации о самом слове «театр»!
Слово «театр» происходит от древнегреческого слова «театрон» (θέατρον).
Первоначально это слово использовалось для описания аудитории. Позднее оно охватило саму сцену, весь древнегреческий театр, а также само представление.
Как и другие слова, начинающиеся с греческой буквы θ, «театр» связан с человеческим разумом и его тайнами. Не случайно слова Бог (Θεός), чудо (θαύμα) и терапия/лечение (θεραπεία) начинаются с одной и той же буквы.
Древнегреческие театры иногда строились в священных местах под названием Асклепия. Эти сайты были эквивалентом современных больниц или лечебных центров.
Божья синергия была необходима для исцеления людей в Асклепии, возможно, в форме чуда. Театры строились в честь богов, которые помогали людям выздоравливать.
А теперь поворот! Древние греки целостно относились к разуму, телу и душе (psyche, или ψυχή). Если душа не будет исцелена, тело останется больным.
В результате просмотр театральных постановок стал для пациентов неотъемлемой частью терапевтической процедуры.
Другими словами, древние театры были не только местом для развлечения и веселья.
Театры были созданы для того, чтобы направлять и, в конечном итоге, лечить душу.
Древнегреческое слово «ψυχαγωγία», очень вольно переведенное как «развлечение», означает именно это – руководство душой. Это было основной целью театра. Возможно, мы могли бы назвать это древней арт-терапией!
Театры Древней Греции
Сегодня можно посетить многие театры Древней Греции. На самом деле, в некоторых из них проходят концерты, танцевальные шоу, спектакли и другие мероприятия.
Если вы собираетесь в Грецию летом, обязательно следите за информацией. Посмотреть спектакль в одном из театров Греции – это совершенно незабываемые впечатления!
Вот 9 самых известных греческих театров:
- Театр Диониса в Афинах
- Театр Иродиона Афины Греция
- Древний театр Торико
- Древний театр Эпидавра
- Дельфийский театр в Греции
- Древний театр Додони
- Театр в Древнем Делосе
- Древний театр Аргоса
- Театр Древней Мессены
По всей стране есть множество других важных древних греческих театров.
К ним относятся театры Линдоса (Родос), Эгейры (Пелопоннес), Фив (Виотия), Санторини, Милоса, Кассопи (Превеза), Авдиры (Ксанти), Коринфа и многих других.
Театр Эфеса в современной Турции
Кроме того, вы можете посетить театры древнего мира в других близлежащих странах, таких как Италия, Кипр, Турция, Египет, Албания, Тунис и Иордания. Большинство из них были построены в эллинистическую или римскую эпоху.
А пока давайте посмотрим на лучшие античные театры Греции.
1. Театр Диониса в Афинах
Здесь все началось! Построенный в честь Диониса, это был самый важный театр в Древних Афинах. Соответственно, он был построен прямо под склонами Акрополя.
Театр Диониса Элевтерия был построен между 560 и 530 годами до н.э., примерно за сто лет до Парфенона. Это делает его старейшим театром в мире. Сначала он был деревянным, а сиденья раскладывались на подмостках.
Для повышения стабильности и безопасности около 350 г.
до н.э. был построен новый театр. В качестве основных материалов использовались камень и мрамор, выдержавшие испытание временем.
Новый театр был великолепным архитектурным достижением, не в последнюю очередь благодаря своим размерам. По оценкам, он мог вместить от 17 000 до 19 человек.000 зрителей.
Планировка с многоярусными сиденьями позволила воспользоваться естественным уклоном местности. Позже он был воспроизведен в нескольких десятках театров древнегреческого и римского мира.
В течение следующих столетий произошло больше изменений и переделок, и были введены новые архитектурные элементы. Театр сильно пострадал во время нашествия герулов в 267 году нашей эры.
Окончание праздника ДионисийПохоже, что праздник Дионисий продолжался до 529 г.нашей эры, когда Юстиниан Великий запретил все практики древнего мира.
В последующие века в этом районе были воздвигнуты другие памятники, а театр был частично захоронен. Раскопки начались в 1862 году, и большая часть толстого слоя почвы была удалена, чтобы обнаружить древние руины.
Сегодня с билетом на Акрополь можно посетить театр Диониса. Если присмотреться, то можно заметить надписи на сиденьях первого ряда.
2. Одеон Герода Аттика / Театр Иродиона, Афины, Греция
Одеон Герода Аттика — один из самых символичных театров Древней Греции. Расположенный прямо под холмом Акрополя, он является впечатляющей достопримечательностью Афин.
Этот величественный театр был построен между 160 и 174 годами нашей эры Геродом Аттиком, богатым оратором, философом и писателем. Театр был построен в память о его жене Региле и вмещал около 5000 человек.
Иродион был частично разрушен во время вторжения герулов в 267 году нашей эры. Он оставался заброшенным в течение нескольких столетий и постепенно был включен в состав укреплений города Афины.
Первые раскопки начались в 1850-х годах, но только в 1950-х годах красивое древнее место было восстановлено. С тех пор здесь состоялось множество спектаклей, концертов и шоу, часто с участием всемирно известных артистов.
Первоначально Иродион был покрыт роскошной деревянной крышей, которая не сохранилась. К счастью, впечатляющие арки все еще на месте, обеспечивая великолепный фон для исполнителей.
Современные концерты в ИродионеВесной, летом и осенью в Иродионе проходят концерты и другие представления. Некоторые из них являются частью фестиваля «Афины и Эпидавр», и вы можете забронировать билеты заранее. Кроме того, обычно бывает много других событий.
За редким исключением, Иродион доступен только во время этих представлений. В Афинах есть несколько событий, которые были бы столь же особенными, как посещение спектакля в этом удивительном театре, так что не пропустите его!
Если во время вашего посещения шоу не проводятся, вы можете насладиться прекрасным видом сверху, когда посетите Акрополь.
3. Древний театр Торико, Аттика
Открытый греческий театр Торико, или Торикус, не часто фигурирует в греческих маршрутах. Тем не менее, этот театр считается старейшим театром Греции, который до сих пор существует в своем первоначальном виде.
По оценкам, древний театр Торико был построен между 525 и 480 годами до н.э. В отличие от театров, построенных позже, его планировка была не полукруглой, а овальной, с прямоугольным оркестром.
По оценкам, его максимальная вместимость составляла 3200 зрителей.
Раскопки показали, что на этом месте раньше известняковый карьер. Благодаря последовательной добыче полезных ископаемых он постепенно превратился в выровненную площадку, которая использовалась для собраний горожан.
Со временем театр стал использоваться не только для спектаклей, но и для обучения драматическому искусству и для других целей.
На территории нет ни забора, ни платы за вход, поэтому вы можете посетить древние руины в любое время суток.
Храм Посейдона на мысе СунионТеатр Торико находится в нескольких минутах езды от знаменитого храма Посейдона на мысе Сунион, так что вы можете объединить их в одну поездку.
Другими важными достопримечательностями в этом районе являются предприятия по добыче полезных ископаемых Лаврио, кладбище и небольшой храм, посвященный Дионису.
4. Древний театр Эпидавра
Театр Эпидавра – один из самых знаковых древнегреческих театров. Его можно найти в более крупном археологическом памятнике, Святилище Асклепия на Пелопоннесе.
Древние греки провели множество исследований в области здоровья, хорошего самочувствия и терапии. Районы с лечебными источниками были лучшими местами для строительства крупных лечебных центров, называемых Асклепией. Древний Эпидавр был одним из таких мест.
Святилище бога врачевания Асклепия было построено около 380 г. до н.э. На территории было несколько зданий, в том числе гостевой дом, лечебный центр, спортзал, стадион, бани и банкетный зал.
Сам театр был построен несколько десятилетий спустя. Он был построен как дань уважения Асклепию, так и как средство развлечения пациентов и опекунов.
Как и другие древние места в Греции, театр в Эпидавре был частично погребен под обломками. Он был раскопан в 1880-х годах и представляет собой наиболее хорошо сохранившийся древнегреческий театр.
Вот еще немного информации о Древнем театре Эпидавра. Вы можете добраться туда самостоятельно или с экскурсией, включая другие места на Пелопоннесе.
Спектакли в древнем театре ЭпидавраПервое, что бросается в глаза при посещении театра, — это потрясающая обстановка. Окруженный тысячами деревьев, место невероятно спокойное. Кроме того, в театре одна из лучших в мире акустика.
Во время фестиваля «Афины и Эпидавр» почти все летние выходные здесь проходят представления. Если вы можете включить это в свой маршрут по Греции, обязательно сделайте это, так как это опыт на всю жизнь.
Несмотря на то, что театр вмещает 14 000 человек, билеты на спектакли часто бывают распроданы, поэтому бронируйте места заранее.
И если вы не собираетесь в ближайшее время в Грецию, античный театр можно увидеть в нескольких фильмах о Греции!
5. Дельфийский театр в Греции
Археологические раскопки в Дельфах – одно из самых посещаемых мест в Греции.
Дельфы считались в Древней Греции самым священным местом, так называемым «пупом мира». Обстановка просто великолепная, так что этот выбор вполне оправдан!
Аполлон, бог света, музыки, искусства и благодати, освободил Дельфы от древнего змея Пифона. В честь бога-освободителя на склонах горы Парнас было построено величественное святилище.
Здесь пророчествовала знаменитая оракул Пифия.
Древний Дельфийский театр был одним из крупнейших памятников святилища. Он был сделан из местного известняка в 4 веке до нашей эры и, возможно, заменил более раннюю деревянную конструкцию.
В более поздние века были проведены обширные реставрации и реконструкции, в том числе крупные работы в 160/159 г. до н.э. Сохранившийся театр вмещал около 5000 человек.
Каждые четыре года в Дельфах проводились Пифийские игры, важный религиозный праздник, посвященный Аполлону. Игры состояли в основном из музыкальных конкурсов, как пения, так и инструментальной музыки, которые проводились в театре Дельфы.
Подобно Древним Олимпийским играм, здесь также проводились спортивные соревнования. Они проходили на стадионе Дельфы, который находится в нескольких минутах ходьбы вверх по холму от древнего театра.
Древний Дельфийский театр сегодняДревние Дельфы были раскопаны в конце 1800-х годов. В 1927 году в театре состоялось театрализованное представление в рамках масштабного культурного проекта. Однако вскоре это было прекращено.
Из соображений безопасности здесь было проведено лишь ограниченное количество спектаклей.
В Дельфы можно добраться самостоятельно, на автобусе или на арендованном автомобиле. Тем не менее, я бы посоветовал вам совершить организованную экскурсию из Афин, так как вы узнаете гораздо больше об увлекательной истории этого места.
Вот еще немного информации о Древнем городе Дельфы, в том числе о том, как его посетить.
6. Древний театр Додоны (Додона)
Древний театр Додоны – один из крупнейших древнегреческих театров, вмещающий около 18 000 человек.
Он расположен в регионе Эпир, в нескольких минутах езды от живописного города Янина.
Древняя Додона изначально была священным местом, где поклонялись Гайе, Матери-Земле. Позже он стал святилищем царя олимпийских богов Зевса и второстепенной богини Дионы.
О Дионе ходят противоречивые истории. По одной из версий, Диона была женой Зевса, а также матерью богини Афродиты.
Район Додони был родиной самого раннего оракула в Греции, датируемого 3-м тысячелетием до нашей эры. Это было за много веков до того, как появился Пифия, Оракул в Дельфах. Первыми жрецами были мужчины, но позже появились женщины-жрицы.
Святилище увеличилось в размерах и важности во время правления Пирра, царя Эпира, в начале 3 века до н.э. Было построено несколько зданий, храмов и памятников, в том числе стадион и огромный театр Додони.
В честь Зевса Пирр учредил Игры Найя. Фестиваль состоял из спортивных игр и театральных представлений, а также, возможно, музыкальных состязаний и гонок на колесницах.
Игры Найя проводились каждые четыре года, через год после Олимпийских игр и за год до Пифии.
Театр был реконструирован и отреставрирован на протяжении многих лет и использовался как арена в римскую эпоху. Он был заброшен примерно в 4 веке нашей эры.
Древний театр Додоны сегодняРаскопки в Древнем театре Додони начались в 1875 году и продолжаются. Сегодня во впечатляющем театре время от времени организуются спектакли и другие мероприятия.
Это место можно посещать круглый год, и это одно из самых удивительных мест в Эпире.
7. Театр в Древнем Делосе
Недалеко от всемирно известного острова Миконос находятся руины Древнего Делоса. Это одно из самых увлекательных древних мест в Греции, не в последнюю очередь потому, что попасть туда — это небольшое приключение!
В древнегреческой мифологии Делос был местом рождения двух олимпийских богов, Аполлона и Артемиды. Святилище Аполлона стало важным местом для паломничества всех греков.
В эллинистическую и римскую эпохи остров стал важным портом и торговым центром. Сюда съезжались тысячи людей из близлежащих земель, возводились монументальные здания.
Сюда входили храмы, святилища, несколько общественных зданий, роскошные частные особняки и внушительная цистерна.
Театр на Делосе был построен примерно между 314-250 годами до н.э. и вмещал около 6500 человек. В качестве основного материала использовался мрамор, отражающий богатство острова.
Как посетить Делос сегодняКак и весь Делос, он был в основном заброшен на протяжении веков. Французская школа в Афинах начала раскопки на острове в 1873 году, и работы продолжаются до сих пор.
Во время раскопок многие строительные блоки театра были сняты и размещены по всему острову без систематического учета. В результате территория вокруг греческого театра Делоса заполнена большими кусками мрамора.
Несмотря на то, что театр не восстановлен, за последние годы здесь было поставлено несколько спектаклей.
Из соображений безопасности допустили всего несколько десятков зрителей.
Будем надеяться, что будущие реставрационные работы позволят этому невероятному театру обрести былую славу.
Сегодня вы можете посетить Древний Делос, отправившись на полдня из Миконоса. Для получения дополнительной информации взгляните на эту статью об острове Древний Делос.
8. Древний театр Аргоса
Впечатляющий древний театр Аргоса находится недалеко от Нафплиона на Пелопоннесе, всего в полутора часах езды от Афин.
Аргосский театр был построен в 4 веке до нашей эры, наряду со многими существующими храмами и святилищами. Он заменил старый, меньший театр на более широкой территории.
Его вместимость составляла около 20 000 человек, что делало его одним из крупнейших театров Древней Греции.
В эллинистические годы в театре проводились Немейские и Герейские игры. Среди других конкурсов эти игры включали в себя музыкальные и греческие драматические представления.
Театр также использовался для собраний горожан.
В римскую эпоху были проведены масштабные реконструкции и многочисленные перестройки. Была построена арена для проведения гладиаторских боев и звериных боев. Были введены и другие элементы, такие как защитные сетки и навесы.
Аргосский театр был заброшен в конце 4 века нашей эры. В отличие от других театров Греции, он все еще был виден на протяжении веков — возможно, из-за его огромных размеров и оригинальной постройки на естественном склоне горы.
Раскопки начались в 189 г.0, а последние реставрационные работы были завершены в 2004 году. Сегодня в театре время от времени проходят театральные постановки и концерты, но его можно посетить и в нерабочее время.
9. Театр Древней Мессены
На мой взгляд, Древняя Мессена является одним из лучших мест археологических раскопок в Греции, которые стоит посетить. Тем не менее, он не так известен, как другие места на Пелопоннесе, такие как Олимпия или Микены.
Город Древняя Мессена был основан в 370-369 гг. до н.э. Эпаминондом. Он был генералом из Фив, освободившим провинцию Мессиния от спартанцев.
В последующие десятилетия город был укреплен исключительно длинной каменной стеной. Вдоль стены были построены двое ворот и несколько башен.
Другие важные памятники включают несколько храмов и святилищ, Асклепион, одеон, впечатляющий стадион и театр Древней Мессены.
Каменный театр был построен в 3 веке до н.э. и вмещал около 10 000 человек. Помимо театральных представлений здесь проводились и политические собрания.
Как и другие древнегреческие театры, он был сильно отреставрирован в римскую эпоху. Ремонт включал установку статуй и внедрение архитектурных элементов из мрамора.
Начиная с 4 века нашей эры, театр пришел в упадок и фактически превратился в каменоломню. В протовизантийскую и византийскую эпохи в этом районе были основаны новые поселения с использованием материалов, взятых из театра.
Первые раскопки на месте начались в конце 1800-х годов, и работы продолжаются. За последние несколько десятилетий были проведены важные реставрационные работы. В 2013 году в театре состоялось первое представление спустя 1700 лет.
С тех пор каждое лето организуются многочисленные представления и спектакли.
Древняя Мессена находится примерно в 3 часах езды от Афин, поэтому ее можно посетить в рамках однодневной поездки. Его также можно совместить с пребыванием в Каламате, прекрасном прибрежном городке, или более длительной поездкой по Пелопоннесу.
Вот еще немного информации о впечатляющем месте Древней Мессении.
Концепция Амфитеатра – Древняя Греция или Рим?
Слова «театр» и «амфитеатр» часто используются как синонимы. Однако они не означают одно и то же. Вот забавный факт, объясняющий, почему термин «древнегреческий амфитеатр» неверен!
Технически слово «амфитеатр» означает скорее круглый, чем полукруглый театр.
