Таблица события смутного времени древнерусской истории: Хронологическая таблица основных событий Смутного времени

Конспект урока истории по теме: «Смутное время»

Тип урока:

  • комбинированный урок.

Цели урока:

  • Обучающая:
    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;
    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;
    • определить последствия Смуты.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
  • Воспитательная:
    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия:

  • Смутное время,
  • гражданская война,
  • интервенция,
  • “Семибоярщина”,
  • Первое ополчение,
  • Второе ополчение.

Даты:

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

17 мая 1606 г. – восстание в Москве

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. — Семибоярщина

1611 г. — создано Первое ополчение

март 1612 г. — создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),
  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,
  • карточки с заданиями,
  • фрагменты исторических произведений.

 Ход урока

1. Опрос домашнего задания.

а) Хронологическое задание

Найти значение выражения:

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины

б) где, по-вашему мнению, наиболее полно и правильно перечислены основные реформы Ивана IV

  1. учреждение Земского собора, создание Избранной рады, приказной системы, реформа налогообложения, созыв Стоглавого собора, учреждение опричнины.
  2. учреждение институтов: царской власти, Земского собора, создание приказной системы, отмена кормлений и передача сбора налогов в руки губных старост и излюбленных голов, податная реформа (соха), введение в действие Судебника 1550 г. , военные реформы, введение опричнины, создание опричного войска.
  3. Введение атрибутов царской власти, учреждение герба Московской Руси, Земского собора, приказной системы, введение в действие Судебника 1550 г., Стоглавый собор, создание стрелецкого войска, введение опричнины, реформирование налоговой системы, ограничение принципа местничества.

в) каковы итоги правление Ивана IV?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

План:

  1. Причины Смуты
  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)
  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.
  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).
  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи — Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.

№ этапа

( годы)

Название противоборствующего

лагеря

Название противоборствующего

лагеря

Событие, даты
I этап

1604 – 1605 гг.

Правительственный лагерь

Борис Годунов

Социальный состав:

  • дворяне,
  • посадские люди,
  • крестьяне
Повстанческий лагерь

Лжедмитрий I

Социальный состав:

  • Дворяне,
  • посадские люди,
  • крестьяне,
  • холопы,
  • казаки
Октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I

Январь 1605 г. – битва под Севском

Май 1605 г. – восстание в царском войске под Кромами

20 июня 1605 г – Лжедмитрий I вступает в Москву

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?
  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?
  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В. Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)
  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших.

К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа

( годы)

Название противоборствующего

лагеря

Название противоборствующего

лагеря

Событие, даты
II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне и горожане центра и севера России,
  • крестьяне,
  • стрельцы
Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,
  • холопы,
  • посадские люди,
  • стрельцы,
  • казаки,
  • часть дворян и бояр противников Шуйского
Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

2 декабря 1606 г. – битва у с. Коломенского

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

16 октября 1607 г. – окончание восстания

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.

Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

№ этапа

( годы)

Название противоборствующего

лагеря

Название противоборствующего

лагеря

Событие, даты
III этап

1608– 1610 гг.

 Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне,
  • стрельцы,
  • горожане,
  • крестьяне
Повстанческий лагерь

Лжедмитрий II

Социальный состав:

  • польские шляхтичи,
  • казаки,
  • бывшие “болотниковцы”
1607 г. – появление Лжедмитрия II

1608 г. осада Москвы, образование Тушинского лагеря.

Февраль 1609 г. – договор со Швецией

1609 – 1611 – осада Смоленска

17 июля 1610г. – Семибоярщина.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

Итоги:

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.
  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)
  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?
  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

Литература:

  1. Л.Е.Морозова, А.В.Демкин. История России в лицах. Государственные деятели XVII в.-М.,2001
  2. А А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева и др. “Россия и мир” — М.,2005
  3. Н.Сахаров, В. И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.,2002

NAMI: National Alliance on Mental Illness

NAMICon 2023

Resource Directory

Order NAMI’s Book

Seeking Volunteers

988 is Now Available

Family Members & Caregivers

Skip to content

Blog

Black Men and Психическое здоровье: практические решения

Подробнее

Личные истории

Что я хочу, чтобы люди знали о наличии у супруга психического заболевания

Подробнее

Новости

NAMI и Sinclair Broadcast Group объединяют усилия для кампании по повышению осведомленности о психическом здоровье в марте

Подробнее

От генерального директора

Надежда начинается с нас: Vicarious Racism & Trauma

40 Подробнее

Пережить потерю: путешествие отца

Смотреть видео

NAMI, Национальный альянс по борьбе с психическими заболеваниями, , является крупнейшей в стране общественной организацией по охране психического здоровья, деятельность которой направлена ​​на улучшение жизни миллионов американцев, страдающих психическими заболеваниями.

Перейти к содержимому

НАМИ В
Сообщество

NAMICon 2023

24–27 мая лично, Миннеаполис, Миннесота

Онлайн, 6–8 июня

Создавайте связи, вдохновляйтесь, заряжайтесь энергией и подтвердите свое стремление построить лучшую жизнь для тех, кто страдает психическими заболеваниями .

Узнать больше

Социальные сети НАМИ

Текущие

Общенациональные

Следите за новостями НАМИ в социальных сетях! Получайте последние обновления и информацию и становитесь частью онлайн-сообщества NAMI.

Посетите нас

Важные вопросы психического здоровья

В настоящее время

ARLINGTON and NATIONWIDE

Защита интересов меняет жизни людей с психическими заболеваниями и их близких.

Узнать больше

Вместе за психическое здоровье

Постоянно

По всей стране

NAMI здесь, чтобы помочь. С вашей поддержкой мы можем продолжать борьбу за более качественную, учитывающую культурные особенности помощь людям с психическими заболеваниями.

Помощь в бою

Следующий

Из соседнего дома в любую точку страны

Найдите поддержку

Если вы или кто-то из ваших знакомых испытывает затруднения, вы не одиноки. Существует множество служб поддержки и вариантов лечения, которые могут помочь.

Подробнее

Примите участие

Примите участие и измените жизнь американцев с психическими расстройствами.

Подробнее

Advocate for Change

Изменение политики — это один из основных способов изменить жизнь людей с психическими заболеваниями и их семей. Ограничивает…

Подробнее

NAMI начиналась как небольшая группа семей, собравшихся за кухонным столом в 1979 году, и превратилась в ведущий голос страны в области психического здоровья. Сегодня мы являемся союзом более чем 600 местных филиалов и 49 государственных организаций, которые работают в вашем сообществе, чтобы повышать осведомленность и предоставлять поддержку и образование, которые ранее были недоступны для нуждающихся.

НАМИ ВЕХИ Стать участником

  • 1979
  • 2016
  • 2019
  • 2020
  • 2021

начинается как

небольшая группа семей

, собравшиеся вокруг кухонной таблицы

. Существуют

650

Государственные организации Нами и филиалы NAMI по всей стране

NAMI празднуют

40 Perses

.

Служба поддержки НАМИ переходит на

удаленный

операции

хосты НАМИ

REIMAGINE Week of Action

событие

Find Your Local NAMI

Перейти

Развитие таблицы Менделеева

Как мы видели, Менделеев не был первым, кто попытался найти порядок внутри элементов, но именно его попытка оказалась настолько успешной, что теперь она составляет основу современной таблицы Менделеева.

У Менделеева не самые легкие старты в жизни. Он родился в Тобольске в 1834 г., младший ребенок в большой сибирской семье. Его отец умер, когда он был маленьким, поэтому мать перевезла семью за 1500 км в Санкт-Петербург, где ей удалось устроить Дмитрия в «хорошую школу», признав его потенциал. Во взрослой жизни он был блестящим ученым, быстро поднявшимся в академических кругах. Он написал учебник «Основы химии», потому что не мог найти адекватной русской книги.

Менделеев открыл периодическую таблицу (или Периодическую систему, как он ее называл), пытаясь систематизировать элементы в феврале 1869 года. Он сделал это, записав свойства элементов на кусочках карты и расставляя и переставляя их, пока не понял что, располагая их в порядке возрастания атомного веса, определенные типы элементов регулярно встречались. Например, за химически активным неметаллом непосредственно следовал очень реакционноспособный легкий металл, а затем менее реакционноспособный легкий металл. Первоначально в таблице были похожие элементы в горизонтальных рядах, но вскоре он изменил их, чтобы они поместились в вертикальных столбцах, как мы видим сегодня.

Менделеев не только располагал элементы в правильном порядке, но и, если элемент оказывался не в том месте из-за его атомного веса, он перемещал его туда, где он соответствовал обнаруженной им закономерности. Например, йод и теллур должны быть наоборот, исходя из атомных весов, но Менделеев видел, что йод очень похож на остальные галогены (фтор, хлор, бром), а теллур — на элементы 6 группы (кислород , сера, селен), поэтому он поменял их местами.

Настоящая гениальность достижений Менделеева заключалась в том, что он оставил пробелы для неоткрытых элементов. Он даже предсказал свойства пяти из этих элементов и их соединений. И в течение следующих 15 лет были открыты три из этих элементов, и предсказания Менделеева оказались невероятно точными. В таблице ниже показан пример галлия, который Менделеев назвал эка-алюминием, потому что он был элементом после алюминия. Скандий и германий были двумя другими элементами, открытыми к 1886 году и помогли укрепить репутацию периодической таблицы Менделеева.

Окончательный триумф работ Менделеева был несколько неожиданным. Открытие благородных газов в 1890-х годах Уильямом Рамзи сначала казалось противоречащим работе Менделеева, пока он не понял, что на самом деле они были еще одним доказательством его системы, вписываясь в последнюю группу в его таблице. Это дало таблице периодичность 8, которую мы знаем, а не 7, как это было раньше. Менделеев так и не получил Нобелевской премии за свою работу, но элемент 101 был назван в его честь менделевием, что является еще более редкой наградой.


 

Eka-aluminium (Ea)

Gallium (Ga)

Atomic weight

About 68

69.72

Плотность твердого вещества

6,0 г/см

5,9 г/см

9 2
2
2
2.0003

Low

29.78°C

Valency

3

3

Method of discovery

Probably from its spectrum

Спектроскопически

Оксид

Формула Ea 2 9 0

Плотность0308 3 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *