Таблица демон лермонтов: Образ Демона в поэме Лермонтова (с цитатами)

Образ Демона в поэме Лермонтова (с цитатами)

Поэму «Демон» (см. её полный текст, анализ и краткое содержание) Лермонтов переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

 

Лермонтов. Демон. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

 

В борьбе с могучим ураганом
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках!

 

– рассказывает он.

Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

 

Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться, и страдать
……………………………
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть – и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть, –
Все против воли ненавидеть,
Все безотрадно презирать!

 

Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

 

С тех пор, как мир лишен был рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

 

Но у неё была и необыкновенная душа –

 

Её душа была из тех,
Которых жизнь – одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех.

 

 

Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

 

Мы связаны судьбой одною,
И ей, как мне, ты не судья!

 

Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

 

Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны –

 

– её души

Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

 

…он опять постиг святыню
И мир добра и красоты.

 

– и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

 

И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он о ней жалел.

 

Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

 

Он от неё спасенья ждал,
Любить и веровать не смея!
Он так смотрел, он так молил,
Он, мнилось, так несчастлив был!..

 

Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

Состояние души его в это время делается довольно смутным –

 

Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

 

Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

 

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру!

 

Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»…

Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

 

Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю. ..
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить.

 

Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

 

Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои;
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.

 

Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании» Достоевского.

 

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!

 

Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

 

Прими мой дар, моя Мадонна…
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От гордых дум и суеты, –

 

и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

 

Другие статьи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

 

Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

Тема урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон».

Методическая форма урока: эвристическая беседа.

Цели урока:

Обучающие:

— показать учащимся сложность, противоречивость образа лермонтовского Демона;

— помочь учащимся понять смысловую роль тропов;

— помочь учащимся понять замысел поэмы «Демон».

Развивающие:

— развивать навык анализа образа героя;

— развивать умение работы с текстом;

— развивать умение работы с конспектом.

Воспитательные:

— воспитывать культуру речи учащихся;

— воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока: учебник литературы для 10 – го класса под ред.

В. И. Сахарова; портрет М. Ю. Лермонтова Клюндера; иллюстрации Врубеля к поэме «Демон».

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Образ Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»». Сегодня на уроке мы увидим, как раскрывается образ Демона, проследим всю сложность противоречивость его характера.

  1. Слово учителя.

— М. Ю. Лермонтов начал работу над поэмой «Демон» в 1829 году и к этому же времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: «Демон влюбляется в смертную (монахиню) и она его наконец любит, но Демон видит ее ангела – хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и Демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».

На протяжении последующих десяти лет были созданы еще семь редакций поэмы. Работа над первыми пятью редакциями была закончена к 1833 – 1834 годам. А после возвращения из Кавказской ссылки Лермонтов вновь принимается за работу над «Демоном». В 1837 – начале 1838 годах был создан первоначальный вариант шестой редакции поэмы, в которой действие впервые перенесено на Кавказ, а героиней становится южная грузинская красавица Тамара. Второй вариант шестой редакции был подарен Варваре Лопухиной.

Последняя восьмая редакция относится к началу 1839 года. После чтения «Демона» этой редакции при дворе императрицы, рукопись была передана в Санкт – Петербургский цензурный комитет, где получила одобрение для печати. Однако, А. В. Никитенко сделал в ней ряд правок, с которыми Лермонтов не согласился и был вынужден отказаться от публикации поэмы.

Полностью «Демон» был опубликован лишь в 1856 году в Берлине и только через год в России.

Как мы видим, Лермонтов более десяти кропотливых лет создавал поэму «Демон», но из – за жесткой российской цензуры она была опубликована только через восемнадцать лет.

Сюжет «Демона» восходит к библейскому мифу об ангеле, восставшем против бога, превратившемся в духа зла. Лермонтов, обращаясь к истории Демона, прежде всего, имел ввиду символический смысл образа и соотносящиеся с ним философско-эстетические идеи добра и зла, жизни и смерти, земного и небесного, божественного.

Послушайте, как В. Г. Белинский охарактеризовал образ Демона: «Это демон сомнения, это дух размышления, разрушающий всякую полноту жизни, отравляющий всякую радость». Давайте запишем слова В. Г. Белинского.

  1. Беседа.

— Давайте посмотрим каким предстает перед нами образ Демона. А по ходу нашего обсуждения мы будем записывать особенности характеристики образа Демона в таблицу. Итак, начертите таблицу, состоящую из трех колонок.

Каким предстает Демон в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Демон»?

Примеры из текста поэмы

комментарии

Образ Демона до встречи с Тамарой.

«печальный Демон, дух изгнанья», «отверженный», «властвуя землей», «сеял зло», «изгнанник рая», «гордый дух», «Кроме зависти холодной Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной».

Существование Демона трагично, он печален, одинок, отвержен. Демон показан как падший ангел, ранее он принадлежал к чину ангелов и был низвергнут с небес за грех мятежа и неповиновения.

Образ Демона до изгнания.

«в жилище света, блистал он, чистый херувим», «познанья жадный», «верил, любил», «счастливый первенец творенья», «не знал ни злобы, ни сомненья».

Демон был ангелом небесным, интересовался миром, жизнью, умел любить, душа его была добра и чиста.

Чувства, возрождающиеся в Демоне при виде Тамары.

«…На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг,

Немой души его пустыню

Наполнил благодатный звук –

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!», «Он с новой грустью стал знаком».

При виде земной красавицы Демон вновь смог испытать чувство любви; смог восхищаться простым, земным; душа его смягчилась.

Отношение Тамары к Демону, ее чувства к нему.

«Невыразимое смятенье

В ее груди; печаль, испуг,

Восторга пыл – ничто в сравненье.

Все чувства в ней кипели вдруг;

Душа рвала свои оковы,

Огонь по жилам пробегал,

И этот голос чудно – новый,

Ей мнилось, все еще звучал». «Я вяну, жертва злой отравы!

Меня терзает дух лукавый

Неотразимою мечтой». «Тоской и трепетом полна,

Тамара часто у окна

…И целый день, вздыхая, ждет…

Святым захочет ли молится –

А сердце молится ему…

Нет сил дышать, туман в очах, Объятья жадно ищут встречи,

Лобзанья тают на устах…»

Тамара, несмотря на испуг, печаль, в восторге от Демона, чудно обворожившего ее. Но также Тамара понимает, что стала жертвой зла, а столь чудный голос лукав.

Демон, обративший душу Тамары к великим страстям.

«Пришелец туманный и немой,

Красой блистая неземной,

К ее склонился изголовью;

И взор его с такой любовью, Так грустно на нее смотрел,

Как будто он об ней жалел.

То не был ангел – небожитель, Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..»

Демон предстает пришельцем, не земным существом, но любящим, грустящим. Он предчувствует, что Тамара обречена на гибель. Образ Демона противоречив: он и не ангел и не ада дух. Противоречие раскрывается с помощью антитезы.

Демон, стремящийся к добру и самоочищению.

Стр. 576 (клятва Демона, желание примириться с небом)

Демон возжелал мира, блага и любви, ему хочется быть с Тамарой, желает ей дать все земное, но может предложить ей только одиночество вдвоем.

Демон, погубивший Тамару.

«Дух беспокойный, дух порочный», «злой дух», «здесь я владею и люблю», «Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы». «могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее… Увы! Злой дух торжествовал! Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник».

Злой дух одержал победу в душе героя. Несмотря на упования героя вернуться к прежней небесной жизни, приобрести вновь возможность любить, дивиться земному, он все же остается изгнанником небес, падшим ангелом, сеющим зло и ненависть.

Демон, побежденный, уступивший Тамару ангелу.

«Один из ангелов святых

Летел на крыльях золотых,

И душу грешную от мира

Он нес с объятиях своих».

«Исчезни, мрачный дух сомненья! –

Посланник неба отвечал: —

Довольно ты торжествовал;

Но час суда теперь настал –

И благо божие решенье!»

«И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!.

Демон остался снова одинок, без любви. Ему не удалось избежать одиночества, своего наказания, хотя он и стремился к этому, любя Тамару.

Лермонтов разъясняет человечеству, что бессмысленно мечтать о благе и добре, оставаясь только на стороне отрицания и уповая на всемогущество своей воли.

  1. Итог урока.

— Мы с вами увидели, что образ демона неоднозначен, противоречив. Скажите, как проявляется противоречивость?

(Образ Демона противоречив, в нем столкнулись и ад, и рай, добро и зло, он не ангел и не бес, он и любит, и презирает.)

— Как называется столкновение таких противоположных понятий?

(Антитеза)

— Да, вы правы, антитеза излюбленный прием Лермонтова, с помощью которого он раскрывает неодносмысленность образа Демона.

— Образ Демона приравнен к богу, он возвеличен, это коллосальная

Личность. Какой прием использует Лермонтов для возвеличивания образа Демона?

(Прием гиперболизации)

— Как мы уже увидели, что образ Демона велик и мощен, неоднозначен. Мятеж Демона против мира, сотворенного богом, близок и самому Лермонтову, поэт и Демон близки по духу. Но поэту дорога и земная красота, которой он любуется, и Демон бледнеет перед неисчерпаемой полнотой жизни, олицетворенной в Тамаре. Демон охвачен противоречиями, его попытка примирится с богом и принять несовершенный мир через любовь к женщине кончается крахом. Но «печать проклятья», лежащая на Демоне, оказывается той силой, которая отчуждает героя от рая и земной жизни, обрекая его на одиночество, превращая в одинокого бунтаря. Таков лермонтовский Демон.

  1. Д/З.

— Ребята, следующий урок у нас будет завершающим по творчеству

М. Ю. Лермонтова. Поэтому д/з будет таким: — выучить стихотворение; — прочитать учебник стр. 53-78 и ответьте на следующие вопросы:

— В чем заключается своеобразие лирики М. Ю. Лермонтова?

— В чем видит М. Ю. Лермонтов назначение поэта?

— Каков лирический герой М. Ю. Лермонтова?

Урок окончен, досвидания.

Русская литература и ее демоны

Под редакцией Памелы Дэвидсон

548 страниц, 18 иллюстраций, библиография, указатель

ISBN  978-1-57181-758-7 )

ISBN  978-1-84545-757-0 $39,95/£31,95 / Pb / Опубликовано (ноябрь 2010 г.)


Просмотр корзиныВаша страна: — редактировать Рекомендовать вашей библиотекеДоступно в GOBI®

Отзывы

«В целом том читается как цельная книга… и во всем поддерживается высокий уровень научности. Исследователи русского литературного демонизма в будущем наверняка захотят обращаться к этому прекрасному труду».   · Русское обозрение

«… этот сборник демонстрирует степень взаимного сотрудничества, а также неизменно высокое качество, которое превосходит качество большинства сборников эссе … в нем есть что похвалить, но мало что порицать».   · Славянское обозрение

«Он станет ценным справочником для студентов и аспирантов в области славянского и сравнительного литературоведения».

  · Австралийские и восточноевропейские исследования

«Научное превосходство отдельных вкладов и высокий стандарт, которым отмечены все статьи без исключения… этот том хорошо продуман с точки зрения концепции, и, похоже, редактор приложил все усилия, чтобы придать ему методологическую связность. Без сомнения, он станет ценный справочник для студентов и аспирантов в области славянского и сравнительного литературоведения».   · Австралийское славяноведение и восточноевропейские исследования

Описание

Смелое утверждение Мережковского о том, что «вся русская литература есть до известной степени борьба с искушением демонизма», несомненно, оправдано. И все же, несмотря на его очевидную центральную роль в русской культуре, уникальному и увлекательному феномену русского литературного демонизма до сих пор уделялось мало внимания критиков. Эта существенная коллекция заполняет пробел. За обширным аналитическим введением редактора следует серия из четырнадцати эссе, написанных выдающимися учеными в своих областях.

В первой части исследуются основные формирующие контексты литературного демонизма: русская православная и народная традиция, демонизация исторических личностей и взгляды на искусство как на внутренне демоническое. Во второй части прослеживается развитие литературной традиции демонизма в произведениях авторов от Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Достоевского до поэтов и прозаиков модернизма (в том числе Блока, Ахматовой, Белого, Сологуба, Розанова, Замятина). , и до конца 20 в.

Памела Дэвидсон — профессор русской литературы в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа в Лондоне.

Тема: Литературные исследования
Область: Центральная/Восточная Европа Кодексы субъектов

LC: PG2987.D45 R87 2000

BL: YC.2001.A.14678

778 97778 97778 7778 9777778 . LIT004240 ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА/Россия и страны бывшего СССР

БИК:
DS Литература: история и критика;
Культурные исследования JFC

Содержание

Расширить оглавление

Список иллюстраций
Примечания для участников

Предисловие

Введение: Русская литература и ее демоны: вводное эссе
Памела Дэвидсон

ЧАСТЬ I: ТРАДИЦИИ И КОНТЕКСТЫ

Глава 1. Ностальгия по аду: русский литературный демонизм и православная традиция
Саймон Франклин

Глава 2. Русский народный дьявол и его литературные размышления
Вера Вигзелл

Глава 3. Антихрист на троне: демонические видения российских правителей
Кевин Платт

Глава 4. Богослужение или идолопоклонство? Русские взгляды на искусство как на демоническое
Памела Дэвидсон

ЧАСТЬ II: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДЕМОНЫ

Глава 5. Муза и Демон в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока

Памела Дэвидсон

Глава 6. Лермонтов Демон : Идентичность и аксиология
Роберт Рид

Глава 7. Дьявол кроется в деталях: демонические черты гоголевского Петербурга
Джулиан Граффи

Глава 8. Водевиль «Бесы»: «Расшифровка» бесовского в романе Достоевского Бесы
WJ Leatherbarrow

Глава 9. Розанов и его литературные демоны
Лиза Димблби

Глава 10. Демон. Мифопоэтическая модель мира в творчестве Лермонтова, Врубеля, Блока
Аврил Пайман

Глава 11. Демономания колдунов: сатанизм в русском символистском романе
Адам Вайнер

Глава 12. Символистские черти и акмеистические превращения: Гумилев, демонизм и отсутствующий герой в поэме Ахматовой Без героя
Майкл Баскер

Глава 13. Игра Адвоката Дьявола: Парадокс и Пародия в «Замятине» Чудо Пепельной Среды »
Филип Кавендиш

Глава 14. Литературные изображения Сталина и сталинизма как демонического
Розалинд Марш

Индекс

Наверх

Электронная почта библиотекаря:

Уважаемый библиотекарь,

Я хотел бы порекомендовать Русская литература и ее демоны для библиотеки. Пожалуйста, включите его в свой следующий обзор покупок с моей настоятельной рекомендацией. Рекомендуемая розничная цена: 179,00 долларов США.

Я рекомендую это название по следующим причинам:

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ БИБЛИОТЕКИ: Эта книга станет ценным дополнением к библиотечной коллекции.

ССЫЛКА: Я буду обращаться к этой книге в своей исследовательской/преподавательской работе.

РЕКОМЕНДАЦИЯ СТУДЕНТАМ: Я буду регулярно рекомендовать своим студентам книгу, чтобы помочь им в учебе.

СОБСТВЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ: Я являюсь редактором/соавтором этой книги или другой книги в Серии (где это применимо) и/или вхожу в состав Редакционной коллегии Серии, частью которой является этот том.


Запрошено: Отдел: Должность: Электронная почта: Электронная почта:

Фильм Великие имена в России. Лермонтов.. (1984)

Аннотация:

Фильм рассказывает о жизни и творчестве великого русского поэта и писателя Михаила Лермонтова.

Часть №1 Великие имена России. Лермонтов.

Памятник М. Ю. Лермонтову.

Портреты Лермонтова, выполненные русскими живописцами.

Автопортрет Лермонтова.

д.ф.н., профессор Панченко А.М. рассказывает о жизни и творчестве Лермонтова, о его оппозиционных настроениях, о героях его произведений, о смысле его творчества (синхронно).

Портрет Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка, лицо крупным планом.

Памятник Лермонтову.

Панорама дома в усадьбе в Тарханах.

Интерьеры комнат дома в Тарханах, гостиная.

Портреты Лермонтова матери и отца.

Портрет бабушки поэта — Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Портрет Лермонтова в возрасте трех лет.

Интерьеры кабинета Лермонтова, картины на стенах.

Книги на полках.

Деревянный дом в Тарханах.

Окно дома, цветок на подоконнике за стеклом.

Самовар и кухонная утварь в доме.

Интерьеры крестьянского дома.

Рисунки, изображающие крестьянский быт и народные гуляния.

Картина, изображающая восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, фрагменты картины.

Ключевые слова

Литературоведение

Календарь: 1984

Местонахождение: Москва [820] Пензенская область [796]

Времена года: Лето [824]

Темы сюжетов:

Музеи и выставкиИзобразительное искусствоПамятникиКультура и искусство

Бобина №2

Рисунок с изображением Красных ворот в Москве.

Часть дома на рисунке, где родился Лермонтов.

Картина Красные ворота, ПНР на комнату дома на Малой Молчановке, где поселилась бабушка Лермонтова после поступления его в интернат.

Письменный стол в углу комнаты.

Чертеж здания Дворянского пансиона при Московском университете, где учился Лермонтов.

Гусиное перо и книги на столе Лермонтова, на стене портрет А. С. Пушкина.

Сборник стихов Байрона на английском языке на столе Лермонтова.

Портрет Байрона.

Заявление Лермонтова о приеме в университет.

Гравюры с изображениями Московского университета.

Рояль в гостиной, скрипка на столе.

Эскизы руки Лермонтова на обложке одной из рукописей.

Акварельный портрет Варвары Лопухиной работы Лермонтова на столе у ​​подсвечника.

Портрет Лопухиной, написанный Лермонтовым по памяти.

Портрет Лермонтова.

Иллюстрации Врубеля к поэме Лермонтова «Демон».

Иллюстрации к драме Лермонтова «Маскарад» и поэме «Мцыри».

Иллюстрации к роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Иллюстрации к романам «Фаталист» и «Песня о купце Калашникове».

Гравюры, изображающие сожжение Москвы в 1812 году и эпизоды Бородинского сражения.

Рукопись поэмы «Бородино».

Текст стихотворения, опубликованного в журнале «Современник» в 1837 году.

Картина, изображающая Пушкина в гробу.

Кавказские горные пейзажи, облака закрывают горные вершины.

Кавказские пейзажи Лермонтова.

Картина Лермонтова «Вид Пятигорска», фрагменты картины.

Картины Лермонтова, изображающие бои на Кавказе.

Календарь: 1984

Места: Москва [820]

Темы сюжетов:

Музеи и выставкиИзобразительное искусствоКультура и искусство

Часть №3

Дом Лермонтова в Пятигорске, где он провел свои последние дни.

Интерьеры дома Лермонтова.

Стол у окна.

Чернильница на столе.

Внутренний вид комнаты, выход в гостиную.

Круглый стол в комнате, оружие на стене.

Пистолет на стене.

Портрет Мартынова, убившего Лермонтова на дуэли.

Картина дома, где 13 июля 1841 года поссорились Лермонтов и Мартынов.

Интерьеры комнат дома, у стены рояль.

Окна комнаты, диван у стены.

Отражение рояля в круглом зеркале на стене.

Часть интерьера комнаты.

Горный пейзаж на месте дуэли Лермонтова и Мартынова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *