Таблица реформы витте и столыпина – Реформы Витте: таблица, описание, псследствия

25.5 Реформы Витте и Столыпина

РЕФОРМЫ
С.Ю. ВИТТЕ И П.А. СТОЛЫПИНА

Ускоренная модернизация
русской экономики конца XIX
– начала XX
в. была связана с именем С.Ю.Витте, который
выступал за государственное
вмешательство в экономику,
полагая, что лишь концентрация
всей мощи самодержавного
государства, максимальная централизация
управления позволят в
кратчайший срок
осуществить
индустриализацию и ликвидировать разрыв
между Россией
и ушедшими вперед
странами. Для модернизации российской
экономики предполагалось использовать
как внутренние меры
(монополия государства
на продажу спирта (водки, вина), усиление
налогообложения), так и внешние
(вывоз хлеба, привлечение
иностранного капитала в промышленность
и транспорт). Для получения необходимых
средств Витте ввел в 1894 г. государственную
водочную монополию, а во второй половине
90-х гг. резко повысил косвенные налоги.
Выросли доходы и от гос. сектора экономики.
Все это дало возможность стабилизировать
рубль и установить в 1898 г. золотое
денежное обращение. Для защиты российской
промышленности от конкуренции Запада
расширялась таможенная система,
увеличивались таможенные пошлины.

Индустриализация, по мнению Витте,
требовала дальнейших шагов: доведения
до конца аграрной реформы, реформы
государственного устройства и др.

Реформа П.А. Столыпина стала продолжением
модернизационных процессов, стимулированных
индустриализацией С.Ю. Витте.

Главной целью ее стало создание широкого
слоя крепких крестьянских хозяйств
фермерского типа (кулацкие хозяйства).
Эти хозяйства должны были расширить
численный состав среднего класса России,
способствуя стабилизации политической
обстановки в стране. Создать такие
хозяйства реформаторы пытались путем
разрушения общины и насаждения частной
крестьянской земельной собственности.
Разрешая продажу и куплю наделов, власть
способствовала отливу бедных крестьян
из деревни и концентрации земли в руках
кулачества. Такая политика предполагала
создание хуторов и отрубов на надельной
земле.

Видное место в проведении реформы
принадлежало Крестьянскому банку. Он
выдавал ссуды на покупку земли, продавал
вверенный ему земельный фонд, осуществлял
операции на льготных условиях.

Для решения проблемы
малоземельных крестьян предусматривалась
политика переселения на новые территории,
в частности, на Урал и в Сибирь. Поддержанное
правительством, переселенческое движение
охватило довольно значительное число
крестьян, однако, из 3 млн. переселившихся
за 1906 – 1916 годы
почти 550 тыс.
человек возвратились, составив 18 % от
тех, кто подался на новые места.

Столыпинская аграрная
реформа была приостановлена постановлением
Временного правительства 28 июня (11 июля)
1917 г. и
дала довольно
скромные результаты,
так и не решив поставленных
перед ней задач. Причиной
тому стал сам характер проводившейся
реформы, в рамках которой основной упор
делался исключительно на создание
хуторов и отрубов, как основы частного
надельного хозяйства, что не затрагивало
всего многогранного характера перехода
к капиталистической форме хозяйствования;
сама реформа была довольно ограниченной.
Кроме того, смысл реформы нередко
искажался бюрократическими мерами ее
проведения. Общий ход и итоги реформы
характеризовались весьма сдержанным
отношением к ней крестьян, а часто даже
и прямым недовольством. Кроме
психологических причин, связанных с
трудностью перехода к новому способу
хозяйствования, сопровождавшимся
большим риском и вычлененностью из
общины, одиночеством в решении проблем,
следует отметить и саму специфику
ведения крестьянского хозяйства.
Создание цельных наделов уничтожало
систему чересполосицы, которая в глазах
крестьян имела явные плюсы: ведь в
знойное время хороший урожай ожидался
в низинах, в дождливое – на возвышенностях;
в засушливых районах общая собственность
на землю облегчала решение вопросов
водоснабжения и т. д. Создание хуторов
разрушало этот веками сложившийся
порядок, отнимая его преимущества как
у выделившихся крестьян, так и у
общинников.Реформа
катализировала процесс вовлечения
надельной земли крестьян в торговый
оборот. Подавляющая масса крестьян,
продававших землю, разорялась, что
способствовало ее концентрации в руках
кулаков. Организация хозяйства на новых
хуторах и отрубах, в свою очередь,
требовала значительных средств, будучи
не под силу многим крестьянам.

Завершившись в 1917
г., Столыпинская аграрная
реформа не только не решила поставленной
перед ней социально-экономической
задачи, но еще больше возбудила
недовольство в деревне, усугубив
назревавшие в ней противоречия между
старым укладом и необходимостью нового
способа ведения хозяйства, между бедными
и богатыми, общинниками и хуторянами и
т. д.
Ущербное решение вопроса о земле
подготавливало почву
для нового конфликта.

studfiles.net

экономические реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. завтра экзамен помогите плз

Реформы П. А. Столыпина

П. А. Столыпин — премьер-министр России с июня 1906 года, один из авторов избирательного закона 3 июня 1907 года, позволившего сформировать III Государственную думу и подавить революционное движение. Под его руководством было начато осуществление ряда реформ, в частности предусматривавших введение всеобщего начального образования, строительство железных дорог и развитие других видов транспорта, расширение местного самоуправления и т. д. Среди разработанных правительством Столыпина проектов реформ наибольшее значение имели предложения об аграрных преобразованиях (указ от 9 ноября 1906 года и др.) .

Их цели:

§ продвинуть Россию по пути буржуазных реформ, не изменяя ее политического строя,

§ расширить социальную основу самодержавной власти за счет создания слоя зажиточных крестьян — собственников земли, по возможности не затрагивая собственности помещиков, и, в конечном итоге, избежать новых революционных потрясений.

Основные направления аграрных преобразований:

— предоставление крестьянам права выхода из общины с получением в личную собственность общинных земель;
— передача Крестьянскому банку части государственных удельных земель для продажи крестьянам (банк также скупал с этой целью помещичьи земли) ;
— стимулирование переселения крестьян из Центральной России в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию.
*******

Реформы С. Ю. Витте

Царское правительство Николая 2 пыталось разрешить острые экономические и социально-политические проблемы путем проведения реформ “сверху”. Министерство финансов на рубеже XIX—XX вв. Возглавлял С. Ю. Витте, который много сделал для превращения России в индустриальную страну.

При нем был осуществлен ряд важных мер:

— развертывание железнодорожного строительства и введение на железных дорогах единого тарифа;
— введение винной монополии;
— государственное регулирование внутренней и внешней торговли;
— расширение частного предпринимательства;
— стимулирование иностранных капиталовложений;
— гибкое налоговое законодательство;
— укрепление национальной валюты за счет введения золотого эквивалента рубля.

otvet.mail.ru

Конспект к уроку “Реформы Витте, Столыпина”

Конспект занятия элективного курса «История России, СССР в лицах»

Тема: «Реформы и реформаторы начала XX века».

(Сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина).

Задачи:

  • сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное;

  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Форма проведения: урок – презентация, практическая работа. Предусмотрена работа в группах.

Учащиеся получают предварительное задание: познакомиться с биографиями С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их деятельностью и подготовить презентации (или сообщения) по следующим вопросам:

  1. Детство и юность реформаторов.

  2. Начало деятельности.

  3. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина: цели, направления, результаты.

  4. В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?

Занятие рассчитано на 2 часа. Такую форму работы целесообразно проводить с мотивированными учащимися, которые впоследствии планируют продолжить обучение в классах гуманитарного профиля или интересующихся историей.

Ход занятия (I вариант)

  1. Организационный момент..

Учитель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий – вероятно на один миг! – писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. – Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX – начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя! России. От души приветствуя реформу отмены крепостного права», либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конструкционной. Однако эти надежды оказались иллюзией.

Знавший положение России в начале XX в. едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами… Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый и богобоязненный».

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Учитель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа учащихся, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно: во время выступлений своих одноклассников остальные учащиеся слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

Далее выступают учащиеся по вопросам:

  • Группа 3 – презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».

  • Группа 4 – презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».

  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

По ходу выступления каждой группы учащиеся заполняют таблицу:

Детство и юность реформаторов.

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

Начало деятельности

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

Реформы

Общее:

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

После выступления всех групп учащиеся вместе с учителем проверяют таблицу.

Учитель: Мы познакомились с судьбами и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

Ответы учащихся

Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог во­плотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию учащимся можно предложить подготовить материал по теме: «Современники и историки о С.Ю. Витте и П.А. Столыпине»

Учитель может построить занятие по-иному варианту.

Ход занятия (II вариант)

  1. Организационный момент..

Учитель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий – вероятно на один миг! – писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. – Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX – начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя! России. От души приветствуя реформу отмены крепостного права», либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конструкционной. Однако эти надежды оказались иллюзией.

Знавший положение России в начале XX в. едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами… Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый и богобоязненный».

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Учитель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа учащихся, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно: во время выступлений своих одноклассников остальные учащиеся слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

Далее выступают учащиеся по вопросам:

  • Группа 3 – презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».

  • Группа 4 – презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».

  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

Учитель: Мы познакомились с судьбами и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

Ответы учащихся.

После выступления учащимся можно предложить работу по теме: «Современники и историки о С.Ю. Витте и П.А. Столыпине».

Сергей Юльевич Витте

Многие современники оставили свои воспоминания о графе С. Ю. Витте как реформаторе и человеке. Вот некоторые из отзывов о нем и его деятельности.

Известный историк и политик П.Н. Милюков:

«Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию. А действовать — это была главная потребность его натуры».

Директор департамента полиции в начале XX в. АЛ. Лопухин.

«Бюрократический Петербург хорошо знал С.Ю. Витте и характеризовал его так: большой ум, крайнее невежество, беспринципность и карьеризм…».

Известный публицист, экономист П.Б. Струве:

«Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем, как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность и даже результаты его деятельности. Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен…»

Знаменитый юрист А.Ф. Кони:

«Будучи в то время, по приемам и горизонтам, единственным действительно государственным человеком, в бесцветное и роковое царствование, он дал возможность многим недругам указывать на него как на простого чиновника-карьериста, готового на уступки для сохранения сомнительного блеска фиктивной власти».

1. Почему авторов этих высказываний, как и многих других, так привлекала личность С.Ю. Витте?

2. Вспомните, что было главным в его деятельности.

3. Как авторы высказываний оценивают личность Витте? Что общего в их оценках, чем они различаются?

4. Какие противоречивые черты личности реформатора отмечают авторы?

5. Как вы считаете, насколько допустимо для государственного деятеля расхождение деловых и нравственных качеств?

Петр Аркадьевич Столыпин

Характер и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина оценивались современниками и оцениваются сегодняшними учеными, публицистами неоднозначно. Вот некоторые из этих оценок.

Экономист и политик П.Б. Струве:

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина… этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И – сдвиг поистине революционный и по существу, и формально».

В.И. Ленин:

«…[Столыпин] пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом… последнем мыслимом для царизма пути».

П.Л. Бразель (русский историк, публицист):

«В короткий срок сибирское земледелие достигло полного расцвета, позволившего ввозить в Европейскую Россию и вывозить за границу большое количество сельских продуктов, особенно масла и яиц».

Л.Н. Толстой:

«…[Столыпин] начал насилием бороться с насилием, что привело только к разрастанию его масштабов, и приступил к проведению такой земельной политики, которая имеет в виду не умиротворение, а утверждение земельного насилия».

А.Я. Аврех (советский историк):

«С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо ясна причина коренная, главная банкротства Столыпина. Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы без демократии и вопреки ей».

1. Сравните эти оценки. Чем они отличаются?

2. Как вы думаете, в чем причины этих различий?

3. Что общее можно уловить в этих высказываниях?

4. С какими из приведенных оценок вы могли бы согласиться? Почему?

Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог во­плотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию: Сравните личности и деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Что было общим, а что различным. Ответ заполнить в виде таблицы.

infourok.ru

Реформы Витте и Столыпина, их значение. — КиберПедия

Министр финансов Витте, будучи умным и дальновидным политиком, осознавал необходимость реформирования жизни. Но первоочередным он считал экономические реформы, прежде всего в области промышленного производства и финансов. По его мнению, создание в России собственной промышленности являлось коренной задачей.

Задуманная Витте денежная реформа завершилась в 1897 году введением золотого обращения.

Проведение реформы осложнялось тем, что в России не было металлического обращения денег. Соответственно не было и специалистов в этой области. Само общество было не готово к реформе.

Если бы не поддержка Александра III , а затем и Николай II, реформа скорее всего не состоялась бы.

Перед Витте было 3 пути: золотое обращение, серебряное и биметаллизм. Министр выбрал золото. И не случайно. На рынке прошлого века цена на золото держалась стабильно или росла, в то время как серебро в цене падало.

К 1897 году в казне скопился приличный запас золота. В течение нескольких лет наблюдалось значительное превышение доходов над расходами. Государственный банк и казначейство заложили в хранилища золотую наличность, обеспечившую почти полное покрытие обращающихся бумажных денег.

Важной мерой, предшествующей реформе, была стабилизация курса рубля на валютном рынке. Теперь далекие от России экономические, политические и военные события на Западе уже не влияли на курс национальной денежной единицы. Это и было одним из главных направлений реформы Витте

На рубеже XX в. экономическая платформа Витте приняла вполне определенный и целенаправленный характер: в течение примерно десяти лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в этой программе отводилась особая роль.

Особенность проводимого Витте курса состояла в том, что он широко использовал исключительную экономическую силу власти, существовавшую в России.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти.


Реформы Витте положительно сказались на экономике страны.

С другой стороны, Витте считал, что необходимо вытеснить с российской политической сцены дворянство, заменив его властью крупного капитала, который укрепит политическое устройство страны. Одновременно он понимал необходимость социальных реформ: выступал за ликвидацию общины, круговой поруки, уравнение крестьян в правах с другими сословиями.

Столыпин. Центральное место во внутр. политике занимал аграрный вопрос. Крестьяне требовали земли. Столыпин настоял на проведении реформы.

Реформа осуществлялась несколькими методами. 1) Указ от 9 нояб. 1906г. разрешил крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г сделал выход обязат. 2)Крестьянин мог выселиться на отдел. хутор. 3)Создавался фонд из части казенных и императорских земель. 4)Для покупки этих земель Крестьянский банк выдавал денеж. ссуды. 5)Прав-во поощряло переселение за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте.

Цель реформы – сохранить помещичье землевладение, воспитать в каждом крестьянине чувство собственника.

Реформа способствовала подъему экономики страны. С/х приобрело устойчивый хар-р. Увел-сь покупательная способность населения, валютные преступления, связанные с вывозом зерна.

Однако соц. цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло только 20-35% крестьян. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Кулаки покупали землю у помещиков и обедневших односельчан. Бедняки уходили в города или становились селхоз. рабочими. Реформа ускорила соц. расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата. Пр-во не обрело в деревне прочной опоры, т.к не удовлетворило нужды крестьян в земле.

 

 

cyberpedia.su

12. Выделите главные направления реформ Витте и Столыпина

Первый
шаг состоял в проведении финансовой
реформы, которая включала жесткую
налоговую политику с целью увеличения
доходов государственного бюджета. Самым
главным условием экономических
преобразований стала денежная реформа
С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность
и платежеспособность рубля. Переход к
золотому стандарту превратил рубль в
одну из устойчивых европейских валют,
что способствовало развитию банковского
дела и расширению иностранных
капиталовложений.

Вторым
шагом преобразований была последовательная
промышленная политика государства.
С.Ю. Витте отмечал, что стабильность
денежной системы и крепкие финансы не
являются самоцелью, они также не приведут
к автоматическому самопроизвольному
развитию промышленности. Необходимы
значительные усилия со стороны государства
для того, чтобы страна превратилась в
индустриальную, развитую державу

Третий
шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел
привлечь крупные инвестиционные
средства. Внутренние ресурсы – кредиты,
заемные средства — не могли покрыть
потребность промышленности в капитале
в условиях подъема, поэтому иностранный
капитал позволил су­щественно расширить
источники финансирования. Приток
иностранного капитала стал массовым
явлением и за десятилетие 90-х годов
вырос почти в три раза. Доля иностранного
капитала в акционерных обществах
составляла около 25 %.

Высокие
таможенные пошлины на импорт, доходившие
до 33 %, поддерживали национальных
производителей, а низкие пошлины на
экспорт, разрешение иностранным компаниям
приобретать заводы и шахты привлекали
в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый
шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия
государства, национальных промышленников,
иностранного капитала в одно русло.
С.Ю. Витте удачно определил точку
экономического роста, выбрав ту отрасль,
которая послужила толчком к развитию
всей экономики. Этой отраслью стало
строительство железных дорог. Развитие
железнодорожного транспорта стимулировало
рост, с одной стороны, добывающих отраслей
и металлургии, с другой — требовало
развития машиностроения, вагоно- и
паровозостроения. Разветвленная система
железных дорог, которая за 10 лет
увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в
народнохозяйственный комплекс отдаленные
районы, приводила к региональной
специализации в сельском хозяйстве и
большему разделению труда в экономике.

Столыпин
предлагал укрепить основы местного
самоуправления в стране, лпанировал
ввести государственное обучение. Но
главные свои усилия сосредоточил на
продолжении реформирования аграрности
страны. Он пытался решить аграрный
вопрос, не затрагивая интересов помещиков.
Выход он видел в замене общинного
крестьянского землевладелия индивидуальным,
частным. Реформа осуществлялась по
таким направления, как азрушение общины,
оказание крестьянам финансовой поддержки,
переселение безземельных крестьян из
центра на окраины. В 1906г. Был издан указ
о передаче крестьянину его надела в
частную собственность. По закону
крестьянин мог вести свои участки в
единый отруб, мог выселиться за пределы
деревни на отведенную ему землю и
основать хутор. Но не все крестьяне
сумели закрепиться на новых местах.
Аграрная реформа не была реализована,
ее дальнейшей реализации помешала
начавшаяся мировая война.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о