Таблица реформы 1550 годов – 1550- —

6. Иван 4 и Избранная рада. Реформы 1550х годов.

Самостоятельное царствование Ивана IV началось с принятия им титула царя в 1547 г. Изменение титула носителя верховной власти было крупной государственной реформой. Организаторы преобразования, в первую очередь митрополит Макарий, преследовали сразу несколько целей. Царями на Руси называли византийских императоров и ханов Золотой Орды. Следовательно, провозглашение великого князя московского царем должно было способствовать повышению международного авторитета России. Ведь таким образом еще раз подчеркивался факт об­ретения независимости. Одновременно принятие нового титула должно было отразить давно произошедшие изменения. Московский князь из первого (старшего) в роде превратился в государя. На него автоматически переносились поучения о необходимости почитать императора, известные на Руси по переводам сочинений византийских богословов. Кроме того, в обряде венчания на царство исследователи иногда находили стремление церкви обязать светскую власть защищать интересы своей корпорации.

Помимо церкви за власть в стране боролись еще две крупные политические силы: боярская аристократия и неродовитое дворянство. При наличии взаимоисключающих требований общим для «программных установок» всех трех группировок было признание необходимости сильной центральной власти. На реализацию этой задачи и были направлены реформы так называемойИзбранной рады. Так вслед за кн. А.М. Курбским историки называют неофициальное правительство начала царствования Ивана IVВ состав Избранной рады входили и церковные деятели (духовник царя Сильвестр), и потомки некогда независимых княжеских династий (кн. А.М. Курбский), и выходцы из незнатных дворянских родов (ее глава А.Ф. Адашев).

Принято считать, что программа деятельности царя и Избранной рады была одобрена первым Земским собором, состоявшимся в Москве в 1549 г. Земскими соборами 

называют центральные учреждения с законосовещательными функциямиВ его состав входили Освященный собор (руководители Православной церкви), Боярская дума и выборные, как правило, от всех свободных сословий. Земские соборы созывались для выяснения степени легитимности внутри- и внешнеполитического курса правительства. Земский собор 1549 г. признал необходимым составить новый Судебник, продолжить преобразования местных органов власти, одобрил другие реформы.

Новый Судебник был принят в 1550 г. В его основу был положен Судебник Ивана III. В новом Судебнике учитывались как судебная практика, так и социально-экономические изменения, произошедшие в России в первой половине XVI в. К числу последних можно отнести вводившиеся впервые наказания для бояр и дъяков, берущих взятки. Крупным феодалам запрещалось обращать в холопство детей боярских, годных к службе. Ужесточались наказания «лихим людям», обвиняемым в разбоях.

В правовых нормах Судебника не только фиксировались произошедшие в стране изменения. Ограничивая компетенцию наместников (дела о разбоях переданы губным старостам), авторы его продолжали преобразования местных органов управления. Следующим шагом на этом пути стала окончательная 

отмена кормлений (1556 г.). А доходы, которые прежде получали наместники и волостели, превращались в фиксированный общегосударственный налог – кормленничий окуп. Эта мера значительно укрепила положение дворянства. В его руки было передано управление на местах. Кроме того, кормленничий окуп частично расходовался на поддержание боеспособности дворянского ополчения.

С отменой кормлений было тесно связано упорядочение обязанностей служилого сословия. В Уложении о службе 1556 г. определялся порядок прохождения службы. Служба начиналась с пятнадцати лет и передавалась «по отечеству». Дворянин должен был являться на службу «конно, людно и оружно». С каждых 150 дес. земли выставлялся один воин. В случаях, когда поместье (вотчина) было меньше указанной нормы и когда на службу выводилось людей сверх установленной нормы, служилому человеку должна была выплачиваться «денежная подмога». На эти цели и должен был расходоваться кормленничий окуп. К дворянам, уклонявшимся от службы («нетчикам»), применялись различные меры взыскания от денежных штрафов вплоть до телесных наказаний.

Получая жалованье поместьями и деньгами, дворяне фактически были лишены возможности подняться высоко по служебной лестнице. При назначении на должность личные заслуги и таланты не являлись определяющим фактором. Служебная годность кандидата определялась в первую очередь знатностью рода (заслугами предков). Эта система продвижения вверх получила название местничества. Окончательное ее оформление относят к концу XV – началу XVI вв. Ведь именно тогда, в годы быстрого территориального расширения государства, требовалось точно определить место на иерархической лестнице выходцев как из старых московских родов, так и из знати вновь присоединенных княжеств. Как правило, верхние ступени этой лестницы занимались князьями, перешедшими на службу к великому князю московскому. Князья несколько потеснили старых московских бояр. Еще ниже в иерархии чинов стояла знать присоединенных княжеств.

Являясь гарантией определенных прав и привилегий для каждого, подобный порядок назначения на должность имел сразу несколько недостатков. Поскольку назначение на ключевые посты в государстве почти не зависело от личных качеств кандидатов, трудно было рассчитывать на исправное исполнение обязанностей. С другой стороны, согласиться с назначением на низкую, соответствующую собственным силам должность было нельзя. Ведь потомки после этого не смогут претендовать на высокие должности. Местничество также создавало сложности при групповых назначениях. Ведь каждый внимательно следил за тем, чтобы его права не ущемлялись. В противном случае начинался местнический спор. Доказательство строилось следующим образом: мой отец был выше отца такого-то; тот был выше отца моего соперника; следовательно, и я должен занимать место выше. Со своей стороны соперник также выстраивал цепочку доводов. Чтобы хоть как-то упорядочить дела о назначении на должность, был создан Разрядный приказ. Однако учреждение Разрядного приказа не привело к прекращению местнических споров.

Проводя активную внешнюю политику, Избранная рада нуждалась не в титулованных воеводах, а в полководцах. И поэтому в 1550 г. было принято решение об ограничении местничествапри назначении на командные должности на время военных походов. «Приговором о местничестве» (1550 г.) запрещалось местничество при назначении в действующую армию. Кроме того, был ограничен круг родов, имевших право на местнические споры. Правда, точный список этих фамилий («Государев родословец») был создан лишь в середине следующего XVII в.

Кроме собиравшегося по мере необходимости дворянского ополчения в середине XVI в. был создан иной тип воинских формирований. Образованные еще при Василии III отряды пищальников (пищаль – огнестрельное оружие) в 1550 г. были преобразованы в стрелецкое войско. Первоначально было набрано 3000 стрельцов. Они должны были стать гвардией царя. К концу XVI в. стрельцы несли постоянную службу почти по всем городам страны. Стрельцы получали из казны оружие, обмундирование, денежное жалование, земельные дачи. Правда, в отличие от дворян земли им давались не в индивидуальное, а в коллективное пользование.

Проводя реформы и активную внешнюю политику, правительство изменяет и принцип налогообложения. В начале 50-х гг. XVI в. в стране была проведена перепись земель. Единицей налогообложения стала большая соха. Размер сохи зависел от качества почвы (добрая, средняя, худая) и от статуса землевладельца. Наиболее льготным было обложение служилых людей (800 чтв. доброй земли). Более высоким было обложение монастырей (600 чтв.), наибольшие налоги взимались с черносошных крестьян (500 чтв.). Помимо поземельного налога вводились налоги на содержание стрелецкого войска (пищальные деньги) и на выкуп пленных (полоня­ничные деньги).

Интересам централизации власти в стране отвечали и решения проведенного в 1551 г. Стоглавого собора. Собор получил это назва­ние, поскольку изданный по результатам его работы сборник состоял из ста глав. На Соборе были унифицированы церковные обряды, утверж­дены решения о признании местночтимых святых общерусскими. Объе­динению страны соответствовало и объединение святых в общерусский пантеон. Собор провел и мероприятия по укреплению нравственности духовенства. Успехом светской власти был отказ церкви от недавно приобретенных вотчин. Впредь расширение церковных владений раз­решалось только с санкции государя. На практике решения Собора не­редко нарушались. Церковь обогащалась и во второй половине XVI в.

Несмотря на то, что ряд законодательных норм так и остался на бумаге, реформы 50-х гг. XVI в. способствовали преодолению пережитков раздробленности. Проведенные Избранной радой преобразования были направлены на повышение политического статуса дворянства. Одновременно решалась и задача усиления центральной власти. Однако проведение реформ требовало немало времени. Царю же нужны были немедленные результаты. Помимо этого на отношения царя с членами Избранной рады отрицательно повлияли и разногласия по поводу приоритетов во внешней политике. И в 1560 г. правительство Избранной рады пало.

studfiles.net

Реформы Ивана Грозного (Кратко + таблицы и схемы)

Удобная навигация по статье:

Краткая история реформ Ивана Грозного

Иван Васильевич Четвёртый, прозванный в народе Грозным, начал преобразовывать систему государственной власти с самого начала своего правления, вводя реформы как во внутреннюю, так и внешнюю политику.

Начиная с 1549 года, первый русский царь династии Рюриковичей вместе со своей Избранной радой, представляющей совещательный негосударственный орган, в который входили такие яркие личности того исторического периода как протопоп Сильвестр, А. Курбский, а также митрополит Макарий, А. Адашев и другие, осуществил ряд значительных реформ, которые, в первую очередь, были направлены на централизацию власти в русском государстве.

Созыв первого Земского собора в 1549 году

В 1549 году царём был созван первый Земский собор, в состав которого входили представители всех сословий, кроме крестьян. в результате его решений в России сформировалась сословно-представительная монархия.

Судебник 1550 года

Спустя год в Российском царстве принимается обновлённый Судебник, основой для которого послужил аналогичный документ прошлого правителя Руси. Исследователи и историки отмечают, что именно выход этого документа, представляющего собой свод законов, в стране исчезло казнокрадство, мздоимство, духовно-нравственная порча, насилие, беззаконие во всех сферах жизни, а также была остановлена боярская борьба за верховную власть. При этом, каждая боярская партия, приходившая к власти, сразу же начинала преследование своих устранённых от власти противников, используя для этого, военные и административные средства, которые были у них в распоряжении.

В отличие от прошлых версий, Судебник Ивана Грозного, был чётко структурирован и состоял из статей и глав, устанавливающих в законодательном порядке судопроизводство, регулируя, при этом, церковно-семейные, а также гражданские правоотношения.

Сохранив за волостелями и наместниками право судейства, Судебник Грозного, наряду с этим, устанавливал жёсткие уголовные наказания и ответственность для несправедливых судей.

Таким образом, Ивану Четвёртому не только удалось упорядочить административно-судебную систему, но и способствовать её очищению от воров и разбойников, которые раньше могли заниматься взяточничеством и кражами, прикрываясь социальным статусом и положением.

Таблица: Правовая реформа Ивана IV

 

Созыв Стоглавого собора в 1551 году

В 1551 году царь созывает Стоглав – церковный собор, основной целью которого являлась унификация духовных ценностей и правил проведения обрядов на Руси.

Кроме того, в начале пятидесятых годов шестнадцатого века русский правитель проводит важные губную и земскую реформы, некоторые части которых были намечены для преобразования государства ещё в период правления Елены Глинской. Согласно новым законам, некоторая часть полномочий, которыми были ранее наделённые волостели и наместники, переходила к представителям дворянства и крестьянства.

Таблица: церковная реформа Ивана IV

Формирование Стрелецкого войска

В 1550 году происходит ещё одно важное для России событие – тысяча дворян получает поместья в пригороде столицы, после чего формируется стрелецкое полурегулярное войско, которое сыграло значимую роль в будущем.

Таблица: военная реформа Ивана IV

Упразднение системы кормлений

В 1555-1556 годах Иван Грозный упраздняет кормления и принимает Уложение о службе, согласно которому вотчинники должны были приводить государству воинов. Количество воинов рассчитывалось из размеров вотчины.

Формирование приказной системы управления

В период правления Ивана Васильевича Грозного также была сформирована система так называемых приказов, а началом государственной организации здравоохранения историки до сих пор считают открытие царём Аптекарской палаты, которая была преобразована позже в Аптекарский приказ Борисом Годуновым.

Деятельность приказа охватывала практически всё аптекарское и врачебное дело в России, в том числе и снабжение лекарственными средствами, организацию медицинского обеспечения, выдачу законных разрешений и прав для занятия медицинской деятельностью и пр.

Начало шестидесятых годов шестнадцатого века ознаменовалось введением новых реформ. Одной из них стала реформа государственной сфрагистики. С этого года в государстве появляется печать. Впервые на груди двуглавого орла можно увидеть всадника, представляющего собой герб Рюриковичей.

Основное значение государственных преобразований проведённых в период правления Ивана Четвёртого Грозного заключается в том, что благодаря введению реформ:

  • была значительно усовершенствована система управлением государством;
  • в границах Русского царства сложилась сословно-представительная монархия, которая опиралась на существующие сословия (духовенство, дворянство, а также представителей дворянства), которые были допущены к управлению страной и представлены в самых разных сферах государственного управления.

При этом, большинство современных историков отмечает, что все реформы Грозного были, в первую очередь, выгодны самому царю, но не русскому народу.

Таблица: реформы управления Ивана IV Грозного

Видео-лекция: краткая история реформ Ивана IV Грозного

fox-calculator.ru

Реформы Грозного 1549 — История России

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его — пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского — преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг — созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, — говорится в Степенной книге, — видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а-они властвовали». И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

В тот же самый день Иван пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок  вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира. Россия

ЕДИНОЛИЧНО

Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так  называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью…

Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.

Советская историческая энциклопедия. М., 1973-1982

«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пересветов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, которые приблизились к трону «вельможеством», а не воинской выслугой или мудростью. Пересветову вторил престарелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его советы, по мнению Курбского, подготовили почву для последующих царских гонений на бояр. Фамилия Топорков дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира, — говорил он, — обернулся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей Великой Руси».

Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.

Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.

Скрынников Р. Иван Грозный

histrf.ru

Иван IV. Реформы 1550-х годов. Избранная рада

Количество просмотров публикации Иван IV. Реформы 1550-х годов. Избранная рада — 2420

Основные даты и события: 1547 ᴦ. — венчание Ивана IV на цар­ство; 1550 ᴦ. — издание Судебника Ивана IV, ограничение ме­стничества, организация стрелœецкого войска; 1556 ᴦ. — отме­на системы кормлений.

Исторические деятели: Иван IV; Сильвестр; Алексей Адашев; митрополит Макарий.

Основные термины и понятия: реформа; сословно-представительная монархия; Земский собор; приказ; Боярская дума.

План ответа: 1) начало царствования Ивана IV; 2) венчание Ивана на царство; 3) Избранная рада; 4) Судебник 1550 ᴦ.; 5) Стоглавый собор; 6) формирование приказной системы; I 7) реформа местного управления; 8) военная реформа; 9) ограничение местничества; 10) значение реформ.

Материал к ответу: В начале XVI в. перед Россией стояла зада­ча укрепления единого государства. Для этого требовалось по­кончить с пережитками децентрализации, завершить форми­рование единого общегосударственного аппарата͵ а также расширить территорию страны (исходя, в первую очередь, из растущих потребностей поместной системы).

Василий III лишь обозначил пути решения этих задач. По­сле его смерти власть перешла к трехлетнему сыну государя Ивану и его матери Елене Глинской. Ослабление централь­ной власти привело к обострению борьбы между боярскими родами Вельских, Шуйских и Глинских. Елена Глинская су­мела продолжить политику Василия III по усилению центра­лизации. Она провела реформу местного управления (губную реформу), в 1535 ᴦ. ввела единую денежную систему. При этом эти действия вызвали недовольство боярской оппозиции, и великая княгиня была отравлена.

Первым важным решением Ивана IV стало принятие в 1547 ᴦ. царского титула. Это должно было подчеркнуть бо­жественный характер его власти, уравнять его статус с ордын­скими ханами, императором Священной Римской империи, византийскими правителями прошлого.

В то же время при Иване IV началось формирование институтов — сословно-представительной монархии. К этому времени оформились основные категории российского обще­ства: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крес­тьянство, посадское населœение. В борьбе с боярской оппози­цией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несло административную, военную, дипломатичес­кую службу и получало за это земли и деньги из казны.

В 1549 ᴦ. Иван IV созвал первый в истории России Земский собор — совещательный орган из представителœей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. Было объявлено о подготовке реформ. В их разработке царь опирался на круг близких ему людей, по­лучивший название Избранной рады. В ее состав входили князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митропо­лит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

Принятый в 1550 ᴦ. новый общерусский свод законов — Судебник — еще более укрепил царскую власть. Были сохра­нены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к Юрьеву дню), увеличена плата за ʼʼпожилоеʼʼ. Закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. Вместо традиционного ополчения со­здавалось регулярное стрелœецкое войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, тор­говлей. Был определœен статус особых органов государствен­ной власти — приказов, ведавших конкретными управленче­скими функциями (Посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, Разбойный — за порядок и бе­зопасность, Челобитный — принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п.). Вскоре было ограниче­но местничество (система занятия должностей в государстве исходя из родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей). Содержание наместников и их аппарата за счёт местного населœения (кормление) в 1556 ᴦ. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. Была реформирована церковь. На состоявшемся в 1551 ᴦ. церковном Стоглавом соборе (постановления которо­го были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пан­теон святых, церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителœей.

Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. Новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 1550-е гᴦ., были направлены на ук­репление центральной власти, в базе которой лежала лич­ная власть царя. Реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических задач.

Читайте также


  • — Расход материалов на 1 км дороги с асфальтобетоном покрытием IV типа

    Таблица 15 Таблица 14 Таблица 13 Таблица 12 Таблица 11 Дороги Движения по сложным процентам в различные годы эксплуатации Величины коэффициентов m, K0, K0m при росте интенсивности Таблица… [читать подробнее].


  • — Французская готическая скульптура. XIII—XIV вв.

      Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание… [читать подробнее].


  • — ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ В X – XIV ВВ.

    Новые города в период раннего средневековья практически не строились. Постоянные войны вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах. Центром раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри. Они строились… [читать подробнее].


  • — Одежда в готический период XII-XIV

    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ Общее решение зданий и комплексов В состав высшего учебного заведения в соответствии с ихархитектурно-планировочной структурой входят следующие подразделения: общеинститутские и факультетские кафедры с кабинетами и лабораториями; … [читать подробнее].


  • — Немецкая готическая скульптура. XIII—XIV вв.

      Монументальная готическая скульптура в Германии пережила расцвет во второй трети XIII в. Своеобразие ее образного строя было обусловлено не только традициями немецкой пластики, но и ситуацией в политической и духовной жизни страны, где в этот период затухала… [читать подробнее].


  • — Мода эпохи Людовика XIV (1638-1715) — барокко

    С половины XVII века господствующее положение в моде стал занимать французский двор короля Людовика XIV. Это период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением её в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, конечно, приспособленная… [читать подробнее].


  • — Los adjetivos

    Masculino -ый, -ой, -ий Femenino -ая Neutro -ое Plural — ые Добрый Большой Маленький Добрая Большая Маленькая Доброе Большое Маленькое Добрые Большие Маленькие · Большой — grande · Маленький – pequeño · Хороший – bueno · Плохой – malo … [читать подробнее].


  • — Служебное и экстренное торможение (IV-е и V-е положения КМ 334 Э)

    При служебном торможении (рис. 7.11. в) через замкнувшиеся контакты ККМ IV-V и ранее замкнутые в перекрыше контакты II-III ток от плюсового вывода источника питания поступает в тормозной и отпускной провода. При этом возбуждаются катушки ТВ и ОВ ЭВР всех вагонов: Ø провод (+)15,… [читать подробнее].


  • — XIV—XVI вв.

    XII—XIII вв. IX—XII вв. Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году,… [читать подробнее].


  • — IV. Крыши и покрытия

    III. Перегородки II. Стены и колонны I. Фундаменты По зданиям Текущий ремонт зданий(сооружений) ( Гапон) При проведении текущего ремонта производственных зданий и сооружений производятся работы направленные на… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    3. Период внутренних реформ и внешнеполитических успехов 1540-х – 1550-х годов.

    Источники не позволяют нам восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 1540-х гг. сложилось правительство, перенявшее руководство стра­ной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фи­гуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви — могущественного политического механиз­ма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.

    При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах со­временников символизировать новое правительство — «Избранную раду» (у белорусов, украинцев «рада» — это совет, народное собрание). «Избранная рада» была органом, ко­торый осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руково­дил им. Наиболее авторитетными политиками нового пра­вительства стали А.Ф. Адашев и священник о. Сильвестр.

    Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со сторо­ны царя и митрополита. Но надо иметь в виду, что авто­ритет царя еще только складывался. Иначе говоря, авто­ритет как царского титула, так и самой личности царя еще предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач того времени.

    Компромисс, на котором было основано новое правле­ние, имел не две стороны (феодальная аристократия с одной, служилое дворянство — с другой), а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе юный царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано сове­щание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор.

    Земский собор — это собрание представителей сословий: боярства, столич­ного дворянства, духовенства. До конца XVI в. Земский собор созывали еще несколько раз. Созывы соборов свидетельствовали о том, что в России были предпосылки для складывания сословно-представительной монархии. Процесс этот, однако, был далек от завершения, т.к. на соборах были представлены, как правило, только элитарные сословия. Некоторые историки полагают, что русская монархия приобрела черты сословно-представительной лишь на короткое время и только после Смуты, т.е. начиная с 1613 г., когда в Земских соборах стали участвовать выборные представители от торгово-ремесленного населения (городов) и черносошных крестьян и когда они оказали реальное воздействие на верховную власть.

    Кстати, представители всех сословий, кроме крестьян, были и на Земском соборе 1566 года, рассматривавшим вопрос: продолжать Ливонскую войну или нет. Однако говорить о сколько-нибудь серьезном влиянии сословного представительства в условиях опричнины не приходится. Скорее, это было лишь прикрытие террористического режима, установленного Иваном Грозным в то время. Впрочем, до введения опричнины было еще долгих 16 лет.

    На первом же Земском соборе 27 февраля 1549 г. царь Иван IV выступил с широкой программой консолидации общества и проведения внутренних реформ. Царь и бояре кая­лись в своих прежних «преступках». Цель этих усилий царь сформулировал в христианском духе: «смирить всех в любви».

    «Избранная рада» начала создание центральных орга­нов государственного управления — «приказов» (до середи­ны 1560-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил А.Ф. Адашев. Задачей этого учреждения было принимать че­лобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба стано­вилась как бы высшим контрольным органом. Руковод­ство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства ино­странных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины по ложному доносу. Поместный приказ занимался распре­делением поместий и вотчин между служилыми людь­ми. Разрядный приказ стал своего рода штабом воору­женных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей», т.е. против уголовной преступности. Земский приказ ведал порядком в Москве.

    Укрепление нового государства (монархии) требовало решительной замены хищнического аппарата власти на местах, сложившегося при боярском правлении. В поря­док дня встало создание аппарата чиновников. Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях «целовальники» (они целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.

    Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его, как уже ранее говорилось, состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения, — что и предки. Указом 1550 г. местничество было несколько ограничено. В частности, было запрещено назначать во­еводами молодых аристократов 15 – 18 лет (а госслужбу начинали тогда с 15 лет). Происходило явное «огосударствление» местничества, назначение на службу стало государственной обязанностью. В целом же местничество просуществовало еще более ста лет, его окончательно отменили лишь в 1682 г.

    В 1555 – 1556 гг. было принято «Уложение о службе». Опре­делялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчина или поместье феодала было большое, то он должен был выводить с собой и вооруженных холопов.

    Как уже отмечалось, власть на местах издавна при­надлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в воло­стях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу «кормленщика» шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостеля на опреде­ленный срок получали в вознаграждение за участие в во­енных действиях. Эта система стала неэффективной. Теперь кормления отменялись. Деньги, которые шли кор­мленщикам, отныне взимало государство в качестве нало­га. Из этого централизованного фонда теперь выпла­чивалась «помога» служилых людям.

    Реформу местного управления — «земское устроение» — необходимо было дополнить су­дебной реформой. В 1550 г. был принят новый Судебник. Суд становился прообра­зом взаимоотношений государственной власти в целом с выборными от сословий. Судебник закреплял со­здание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания по­стоянных верховных сословно-представительных уч­реждений дело так и не дошло.

    Задумана была и общерусская церковная реформа. Светской власти нужно было получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время подчи­нить ее, чтобы использовать церковные и монастырские земли для земельного обеспечения энергично создававшегося дворянского войска.

    23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжест­венной обстановке открылся церковный «Стоглавый собор». Стоглавым он был назван по сборнику его поста­новлений «Стоглаву», состоявшему из ста глав. На соборе помимо вы­сших духовных чинов присутствовали царь, князья, бояре и думные дьяки. Инициаторы реформы намеревались соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправ­лением», чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. Стоглавый собор, прежде всего, за­слушал две речи царя, в которых он обвинял бояр в «са­мовластии» и «своеволиях» в дни его малолетства.

    Но на первом плане работы Стоглавого собора оказались внутрицерковные вопросы. Он унифицировал церковные обряды, которые ранее в разных местностях имели свои особенности; теперь же было введено единообразие. В частности, под страхом анафемы были введены двуперстное сло­жение при совершении крестного знамения и «сугубая аллилуйя». Между прочим, именно на это постановление Стоглавого собора после реформы патриарха Никона ссы­лались старообрядцы, доказывая, что креститься следует двумя перстами (пальцами), а не тремя. Чтобы низшее духовенст­во небрежным выполнением обрядов не роняло авторитет церкви в глазах мирян, Стоглавый собор постановил усилить над ним контроль. С этой целью вводилась целая система: протопо­пы (старшие священники), поповские старосты, десятские священники, — для постоянного над­зора за тем, как рядовые священники и дьяконы отправляют богослужение. Чтобы прекратить порочную практику продажи церковных должностей, злоупотребления служебным положением, взяточничество, вымогательство, Стоглавый собор принял ряд мер, в частности, изменил порядок взимания церковных пошлин; теперь их стали собирать земские старосты и десятские священники.

    В отношении культуры постановления Стоглавого собора двойственны. С одной стороны, он предлагал духовен­ству открывать школы для обучения детей грамоте, особенно при монастырях. С другой, запреща­л читать так называемые «отреченные» и еретические книги, т.е. книги, составлявшие тогда почти всю светскую литературу. Духовен­ству предписывалось отвращать людей от шахмат, от игры на музыкальных инстру­ментах, от бритья бород и т.д., преследовать скоморохов как носителей языческой культуры. То есть Стоглавый собор выступал только за православное образование, пытался наложить печать церковности на всю народную жизнь.

    Из реформ сере­дины XVI в. в области культуры самым выдающимся достижением следует признать появление в России книгопечатания. Первая типография возникла в Москве в 1553 г., и вскоре здесь были напе­чатаны книги церковного содержания. К числу наиболее ранних печатных книг относятся «Триодь постная», из­данная около 1553 г., и два Евангелия, напечатанные в 1550-х годах. Позже, в 1563 г., в Москве был создан «Государев Печатный двор», возглавлял который Иван Федоров, выдающийся русский деятель в области книгопе­чатания или, как его часто называют, первопечатник. 1 марта 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпу­стили книгу «Апостол», а в следующем году «Часовник». Уехав из России в г. Львов, Федоров издал там в 1574 г. первый русский Букварь.

    Нельзя не упомянуть о таком своеобраз­ном семейно-нормативном, религиозно-нравственном произведении, как «Домострой». Тем более, что окончательным автором-редактором его считается один из лидеров «Избранной рады», т.е. круга реформаторов, протопоп Сильвестр. «Домо­строй» — это «домашний устав», т.е. кодекс морали и житейских правил, предназ­наченных для зажиточных слоев горожан, прежде всего, для москвичей. Он пронизан проповедями христианского смирения и беспрекословного подчинения властям, а в семье — повиновения «домовладыке». Много в книге полезных советов в области хозяйственной, семейной жизни, воспитания детей и т.п.

    Система реформ, предпринятых в конце 40 – 50-х гг. XVI века по сути своей была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служи­лой массы и верхов посада.

    Реформы «Избранной рады», хотя еще и не закончили централизацию государства, но шли в этом направлении. Они привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В чем же они выразились? Первым успехом стало завоевание в 1552 г. татарского Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвла­стные Казани народы: черемисы, мордва, чуваши, башки­ры. В 1556 г. была сравнительно легко завоевана Астра­хань.

    Таким образом, все среднее и нижнее Поволжье, а также земли по реке Каме вошли в состав Московского государства. Волга от истоков до устья стала «русской рекой». Эти военные успехи открыли для русской крестьянской колонизации огромные пространства плодородных и мало­населенных земель. В 80-е гг. XVI в. здесь возникают новые города: Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

    В оз­наменование покорения Казани в 1554 – 1560 гг. в Москве был воздвигнут Покровский собор (или храм Василия Блаженного), непревзойденный шедевр русского зодчества.

    Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван IV обра­тил свое внимание на запад. Здесь он поставил цель: про­биться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена. В 1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной (взяли Нар­ву, Юрьев и около 20 ливонских городов), но потом повела к тяжелым и длительным военно-политическим осложнени­ям и неудачам. Не желая подчиниться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покрови­тельство и защиту великого князя Литовского, а г. Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Ливонская война вылилась для России в войну с Лит­вой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и B 1563 г. его войска опустошили литовские владе­ния и взяли древний русский город Полоцк.

    Со своей первой женой Анастасией Иван IV счастливо прожил более 13 лет, причем она оказывала на него благотворное моральное влияние. От этого брака было два сына: Иван и Федор. Старшего Ивана Грозный в 1581 г. в припадке гнева случайно убил. Поэтому после смерти отца на престол вступил Федор Иванович.

    В 1560 г. царица Анастасия умирает. Эта смерть спровоцировала разрыв царя с Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил своих вчерашних соратников даже в том, что они околдовали его любимую жену.

    Но причины разрыва были куда глубже: властолюби­вый царь не мог долго терпеть рядом с собой умных и властных советников. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в Русском государстве систему ограниченной монархии, где царь «почтен» лишь «председателем», обладает лишь номинальной вла­стью, в то время как власть реальная находится в руках его советников. В этом кроется причина того, что случилось между царем и его бывшими советниками, главная причина распада правительства политического компромисса и начала репрессий.

    Опала Сильвестра и Адашева повлекла за собой крутой поворот в политике правительства. «Избранная рада» проводила структурные реформы, темп которых не уст­раивал царя. Слишком же торопливыми структурные преобразования в принципе быть не могут. В условиях России XVI в., где не созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней возможно было только на путях насилия и террора, т.к. еще не был толком сформирован аппарат власти, особенно на местах. Да и только что созданные центральные ведомства (приказы) действовали в традициях глубокой патриархальности. Путь же террора, которым царь Иван пытался заменить длительную и сложную работу по созданию государственного аппарата, был неприемлем для деятелей «Избранной рады».

    studfiles.net

    Военная реформа Ивана Грозного 1550-1556 г.

    • Войти
    • Регистрация
    • Схемы
      • Биология
      • География
      • История
      • Математика и алгебра
      • Медицина
      • Обществознание
      • Педагогика
      • Политология
      • Право
      • Психология
      • Русский язык
      • Социология
      • Физика
      • Философия
      • Химия
      • Экономика
      • Прочее
    • Книги
      • Биология
      • География
      • История
      • Математика и алгебра
      • Медицина
      • Обществознание
      • Педагогика
      • Политология
      • Право
      • Психология
      • Русский язык
      • Социология
      • Физика
      • Философия
      • Химия
      • Экономика
      • Прочее
    • Комментарии

    xn--e1aogju.xn--p1ai

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *