Читать книгу «Сжала руки под темной вуалью (сборник)» онлайн полностью📖 — Анны Ахматовой — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная
- Cтихи и поэзия
- ⭐️Анна Ахматова
- 📚«Сжала руки под темной вуалью (сборник)» org/ListItem»>Читать
Анна Андреевна Ахматова
Сжала руки под темной вуалью
© ООО «Агентство ФТМ, Лтд.»
© ООО «Издательство АСТ», оформление
Из книги ВЕЧЕР
La fleur des vignes pousse
Et j’ai vingt ans ce soir.
André Theuriet[1]
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
24 ноября 1911
Царское Село
«И мальчик, что играет на волынке …»
И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек, —
Любовно-кротко в сердце берегу.
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно… Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.
30 ноября 1911
«Любовь покоряет обманно …»
Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.
И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.
Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
Осень 1911
«Сжала руки под темной вуалью …»
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
8 января 1911
Киев
«Память о солнце в сердце слабеет …»
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких каналах уже не струится —
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится —
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!.. За ночь прийти успеет
Зима.
30 января 1911
Киев
«Высóко в небе облачко серело …»
Высóко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка!»
В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!
Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
Пускай умру с последней белой вьюгой.
О нем гадала я в канун Крещенья.
Я в январе была его подругой.
Весна 1911
Царское Село
«Дверь полуоткрыта …»
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
17 февраля 1911
Царское Село
«Как соломинкой, пьешь мою душу …»
Как соломинкой, пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен.
Но я пытку мольбой не нарушу.
О, покой мой многонеделен.
Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете.
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети.
На кустах зацветает крыжовник,
И везут кирпичи за оградой.
Кто ты: брат мой или любовник,
Я не помню, и помнить не надо.
Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело…
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.
10 февраля 1911
Царское Село
«Мне с тобою пьяным весело …»
Мне с тобою пьяным весело —
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.
Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
1911
Париж
«Муж хлестал меня узорчатым …»
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.
Осень 1911
«Сердце к сердцу не приковано …»
Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, —
Смерть придет поцеловать.
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой.
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой?
Весна 1911
Песенка
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю —
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
11 марта 1911
Царское Село
«Я пришла сюда, бездельница …»
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.
Замечаю все как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
23 февраля 1911
Царское Село
Белой ночью
Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как, усталая,
Я не решалась лечь.
Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.
И знать, что все потеряно,
Что жизнь – проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.
6 февраля 1911
Царское Село
«Под навесом темной риги жарко …»
Под навесом темной риги жарко,
Я смеюсь, а в сердце злобно плачу.
Старый друг бормочет мне: «Не каркай!
Мы ль не встретим на пути удачу!»
Но я другу старому не верю.
Он смешной, незрячий и убогий,
Он всю жизнь свою шагами мерил
Длинные и скучные дороги.
И звенит, звенит мой голос ломкий,
Звонкий голос не узнавших счастья:
«Ах, пусты дорожные котомки,
А на завтра голод и ненастье!»
24 сентября 1911
Царское Село
«Хорони, хорони меня, ветер!..»
Хорони, хорони меня, ветер!
Родные мои не пришли,
Надо мною блуждающий вечер
И дыханье тихой земли.
Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
Видишь, ветер, мой труп холодный,
И некому руки сложить.
Закрой эту черную рану
Покровом вечерней тьмы
И вели голубому туману
Надо мною читать псалмы.
Чтобы мне легко, одинокой,
Отойти к последнему сну,
Прошуми высокой осокой
Про весну, про мою весну.
Декабрь 1909
Киев
«Ты поверь, не змеиное острое жало …»
Ты поверь, не змеиное острое жало,
А тоска мою выпила кровь.
В белом поле я тихою девушкой стала,
Птичьим голосом кличу любовь.
И давно мне закрыта дорога иная,
Мой царевич в высоком кремле.
Обману ли его, обману ли? – Не знаю!
Только ложью живу на земле.
Не забыть, как пришел он со мною проститься,
Я не плакала: это судьба.
Ворожу, чтоб царевичу ночью присниться,
Но бессильна моя ворожба.
Оттого ль его сон безмятежен и мирен,
Что я здесь у закрытых ворот,
Иль уже светлоокая, нежная Сирин
Над царевичем песню поет?
[1912]
Музе
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Муза! ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.
Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.
Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
10 ноября 1911
Царское Село
Алиса
I
Все тоскует о забытом,
О своем весеннем сне,
Как Пьеретта о разбитом
Золотистом кувшине…
Все осколочки собрала,
Не умела их сложить…
«Если б ты, Алиса, знала,
Как мне скучно, скучно жить!
Я за ужином зеваю,
Забываю есть и пить,
Ты поверишь, забываю
Даже брови подводить.
О Алиса! дай мне средство,
Чтоб вернуть его опять;
Хочешь, все мое наследство,
Дом и платья можешь взять.
Он приснился мне в короне,
Я боюсь моих ночей!»
У Алисы в медальоне
Темный локон – знаешь, чей?!
22 января 1911
Киев
II
«Как поздно! Устала, зеваю…» —
«Миньона, спокойно лежи,
Я рыжий парик завиваю
Для стройной моей госпожи.
Он будет весь в лентах зеленых,
А сбоку жемчужный аграф;
Читала записку: «У клена
Я жду вас, таинственный граф!»
Сумеет под кружевом маски
Лукавая смех заглушить,
Велела мне даже подвязки
Сегодня она надушить».
Луч утра на черное платье
Скользнул, из окошка упав…
«Он мне открывает объятья
Под кленом, таинственный граф».
23 января 1911
Киев
Стандарт
(18 оценок)
Анна Ахматова
На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Сжала руки под темной вуалью (сборник)», автора Анны Ахматовой. Данная книга имеет возрастное ограничение 12+, относится к жанрам: «Cтихи и поэзия», «Русская классика». Произведение затрагивает такие темы, как «сборники стихотворений», «философская поэзия». Книга «Сжала руки под темной вуалью (сборник)» была издана в 2017 году. Приятного чтения!
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Цитаты из книги «Сжала руки под темной вуалью (сборник)» Анны Ахматовой📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.
Цитаты из книги «Сжала руки под темной вуалью (сборник)» Анны Ахматовой📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
цитата
«Сжала руки под темной вуалью …»
21 августа 2021
Поделиться
Безвольно пощады просят Глаза. Что мне делать с ними,Когда при мне произносят Короткое, звонкое имя?
29 марта 2021
Поделиться
Чтоб утомить ненужную тревогу.
29 марта 2021
Поделиться
Чтоб утомить ненужную тревогу. Чт
29 марта 2021
Поделиться
Смотреть на небо и молиться Богу, Чт
29 марта 2021
Поделиться
На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза.
29 марта 2021
Поделиться
Мы прощались как во сне, Я сказала: «Жду».Он, смеясь, ответил мне: «Встретимся в аду».
29 марта 2021
Поделиться
«Не для вас, не для грешных рай».
29 марта 2021
Поделиться
Мне только взгляд один запомнился Незнающих, спокойных глаз.
29 марта 2021
Поделиться
Но ничего не снится мне [1912]
29 марта 2021
Поделиться
Стандарт
(18 оценок)
Читать книгу: «Сжала руки под темной вуалью (сборник)»
Анна Ахматова
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Райм сложила руки под темной пеленой.
Анализ стихотворения «Я сжал руки. Темы и проблемыА. Ахматова – особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причем эта душа, богатая чувствами и переживаниями, женская. Главной особенностью ее творчества считается создание принципиально новой любовной лирики, раскрывающей читателю самобытный характер женщины.
Стихотворение «Я сжала руки под темным покрывалом…» было написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Она вошла в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отражая идейную направленность книги в целом. В начале своего творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Мастерская поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, чуть позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению отражена в ее лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором главной темой является любовная драма, столкновение характеров, нередко переходящее в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их объективность — все это характерно как для акмеизма вообще, так и для творчества Ахматовой.
«Я сжала руки под темным покрывалом…» — стихотворение, написанное Ахматовой через год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. В нем нет посвящения, но это идеальный пример психологической лирики, отражающей аспекты сложных человеческих отношений и личных переживаний.
В 1911 — 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Путевые впечатления влияют на стихи ее первого сборника, оставляя в них отпечаток разочарования и бунта, присущий романтическому мировосприятию.
Жанр, размер, направление
«Я сжал руки под темной пеленой…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.
Стихотворение написано анапештом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодичность стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмы перекрестный. Строфическое членение осуществляется по традиционной схеме, представляя собой четверостишие.
Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно называемое Серебряным. В 1910-х гг. была разработана принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизма. Ахматова принадлежала к акмеистическому движению, ставшему одним из основных течений модернистского направления. Стихотворение «Я сжал руки под темной пеленой…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драматизм чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ, основанный на динамических деталях.
Образ героини
Лирическая героиня поэмы переживает любовную драму, которую она сама невольно приводит к трагической развязке. Неизвестно, кто виноват в разрыве, но героиня винит себя в уходе любимого, отмечая, что «накормила» сердце любимого горем, причинив ему боль.
Стихотворение имеет сюжет, так как наполнено движением, как душевным, так и физическим. Сожалея о случившемся, героиня вспоминает лицо и движения любимого, полные страданий. Она пытается остановить его, сбегая по лестнице, «не касаясь перил». Но попытки догнать уходящую любовь только усугубляют боль утраты.
Крича герою, она со всей искренностью признается: «Это все шутка. Если ты уйдешь, я умру. В этом порыве она проявляет всю силу своего чувства, которое отказывается отпускать. Но он отвергает возможность хеппи-энда, бросив ей в ответ небольшую фразу. Угасание любовных отношений неизбежно, так как ее слишком велика вина перед героем. В финальном замечании возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное безразличие. Диалог героев, пожалуй, последний.0003
Цветовая гамма и динамика изображения придают своеобразную трагичность образам и ситуациям. События следуют друг за другом с точностью до кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мертвая бледность героини контрастирует с «черной пеленой» — украшением, символизирующим печаль.
Темы и проблемы
Проблематика стихотворения, несомненно, любовь. Ахматова — мастер любовной лирики, содержащей глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.
«Я сжал руки под темной пеленой…» — история о расставании двух любящих людей. В небольшом стихотворении Ахматова поднимает ряд проблем, связанных с человеческими отношениями. Тема расставания подводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящие люди склонны ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой безрассудности могут быть непредсказуемыми, а иногда и печальными. Одной из причин расставания героев является обида, стремление скрыть истинные чувства под маской равнодушия к чужому горю. Равнодушие в любви – одна из проблем поэмы.
Значение
В стихотворении отражена невозможность найти счастье и любовную гармонию там, где царят непонимание и обида. Тяжелее всего переживает обиду, нанесенную близким человеком, а психическое напряжение приводит к усталости и равнодушию. Основная идея Ахматовой — показать хрупкость мира любви, который можно разрушить одним лишь неверным или грубо сказанным словом. Неизбежность трагического исхода приводит читателя к мысли, что любовь — это всегда принятие другого, а значит, прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.
Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческую природу женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и задачи мужской лирики.
Интересно? Держите его на своей стене!Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (вид лирики, художественный прием, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристики лирического героя, мотивов и тональности).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритм, размер, рифмовка, строфа).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Я сжал руки под темной пеленой…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматова. Она была написана в 1911 году и вошла в сборник «Вечер». Произведение относится к интимной лирике. Его главная тема – любовь, чувства, которые испытывает героиня при расставании с дорогим ей человеком.
Поэма открывается характерной деталью, определяемой жестом лирической героини: «Она сжала руки под темным покрывалом». Этот образ «темной пелены» задает тон всему стихотворению. Сюжет Ахматовой дан лишь в зачаточном состоянии, он неполный, мы не знаем истории взаимоотношений героев, причины их ссоры, расставания. Об этом героиня говорит полунамеками, метафорически. Вся эта история любви скрыта от читателя, как и героиня скрыта под «темной пеленой». В то же время ее характерный жест («я сжала руки…») передает глубину ее переживаний, остроту ее переживаний. Также здесь можно отметить своеобразный психологизм Ахматовой: ее чувства раскрываются через жесты, поведение, мимику. Важную роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответ на вопрос «Почему ты сегодня бледный?» Это история последнего свидания героини с возлюбленным. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «Я напоила его терпкой печалью». Диалог здесь усиливает психологическое напряжение.
Вообще мотив любви как смертельного яда встречается у многих поэтов. Так, в стихотворении «Чаша» В. Брюсова читаем:
Снова та же чаша с черной влагой
Снова чаша с огненной влагой!
Любовь, враг безраздельный,
Я узнаю твою чашу черную
И меч надо мной вознес.
О, пусть мои губы упадут до края
Бокалы смертного вина!
У Н. Гумилева есть стихотворение «Отравленный». Однако мотив отравления там разворачивается в сюжете буквально: героя напоила ядом его возлюбленная. Исследователи отмечают текстовое совпадение стихотворений Гумилева и Ахматовой. Итак, у Гумилева читаем:
Ты совсем, ты совсем снежный,
Какой ты странный и ужасно бледный!
Почему ты дрожишь, когда подаешь
Бокал золотого вина для меня?
Ситуация описана здесь в романтическом ключе: герой Гумилёва благороден, перед лицом смерти прощает возлюбленную, возвышаясь над сюжетом и самой жизнью:
Уйду далеко-далеко
Уйду не грусти и не сердись.
Я из рая, прохладного рая
Видны белые отсветы дня…
А мне сладко — не плачь, милый, —
Знать, что ты меня отравил.
Стихотворение Ахматовой также заканчивается словами героя, но здесь ситуация реалистична, чувства более напряженны и драматичны, несмотря на то, что отравление здесь метафора.
Вторая строфа передает чувства героя. Обозначаются они и через поведение, движения, мимику: «Вышел, шатаясь, рот болезненно скривился…». В то же время чувства в душе героини приобретают здесь особую напряженность:
Я убежал, не задевая перила,
Я побежал за ним к воротам.
Это повторение глагола («бежали», «бежали») передает искреннее и глубокое страдание героини, ее отчаяние. Любовь — ее единственный смысл жизни, но в то же время это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Не касаясь перил» — это выражение подчеркивает порывистость, безрассудство, порывистость, неосторожность. Героиня Ахматовой в этот момент не думает о себе, ее охватывает острая жалость к тому, кого она невольно заставила страдать.
Третья строфа является своего рода кульминацией. Героиня как будто понимает, что может потерять. Она искренне верит в то, что говорит. Здесь снова подчеркивается стремительность ее бега, напряжение чувств. Тема любви связана здесь с мотивом смерти:
Задыхаясь, я кричу: «Шутка
Все, что было раньше. Если ты уйдешь, я умру».
Конец поэмы неожиданный. Герой больше не верит возлюбленной, он к ней не вернется. Он старается сохранять внешнее спокойствие, но в то же время он по-прежнему любит ее, она по-прежнему дорога ему:
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Ахматова использует здесь оксюморон: «Он улыбался спокойно и ужасно». Чувства снова передаются через мимику.
Композиция построена по принципу постепенного развития темы, сюжета, с кульминацией и развязкой в третьем четверостишии. При этом каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут найти счастья, желанной гармонии отношений. Стихотворение написано трехстопным анапештом, четверостишиями, перекрестной рифмовкой. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: метафору и эпитет («Я напоила его терпкой грустью»), аллитерацию («У меня болезненно скривился рот… Я от перил убежала, не коснувшись, Я побежала за ним к воротам» ), ассонанс («Задыхаясь, я закричал: «Шутка Все, что было. Уходи, я умру»).
Таким образом, стихотворение отражает характерные черты раннего творчества Ахматовой. Основная мысль стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обрести к ним понимание и сочувствие.
В поэме говорится, что из-за нелепой ссоры и гордыни двух влюбленных отношения между ними приходят к печальному концу. И даже попытка героини перешагнуть через свою самооценку ради любви к человеку, которого она боится потерять, не помогает вернуть все, что было раньше.
Двое молодых людей не могут быть вместе, этому мешает сложный характер, обиды друг на друга.
В этом небольшом стихотворении Ахматова не описывает ни главного героя, ни ее возлюбленного, но даже крошечных штрихов достаточно, чтобы понять, что чувствуют ее герои. Из описания переживаний героини становится понятно, что она сожалеет о случившемся, ей горько, что любовь между ними умирает. Становится понятно, что она понимает, что в ссоре виновата в первую очередь она. Героиня признается, что «напоила его терпкой печалью».
Ее возлюбленный тоже страдает.
«Вышел, шатаясь, рот болезненно скривился…». Но, видимо, накопилось столько обид, что он спешит уйти от человека, которого хоть и любит до сих пор, но который причинил ему много боли и страданий.
Лирическая героиня понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, «не задевая перил».
Но возлюбленный героини, несмотря на все ее переживания и страдания, чтобы все вернуть, отвечает ей холодно и кратко. Его слова являются своеобразной развязкой, ответ героя спокоен и в то же время кажется равнодушным и будничным: «Не стойте на ветру». Наверное, кто-то может понять его последние слова как проявление заботы о бывшей возлюбленной, ведь он больше не хочет видеть того, кто нанес ему сердечную рану.
Обновлено: 20.02.2017
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.Анна Ахматова не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои ее стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Рассматриваемое стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Я сжал руки под темной пеленой» по плану.
Краткий анализ
История создания — написана в 1911 году (ранний период творчества), когда поэт вступил в брак с Н. Гумилевым.
Тема стихотворения — разрыв отношений влюбленных людей.
Композиция — Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, наблюдая уход любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех четверостиший, постепенно раскрывающих тему.
жанр — элегия.
Стихотворный размер — трехколесный анапест, перекрестная рифма ABAB.
Метафоры – «Я напоил его терпкой печалью»,
Эпитеты – «Темная пелена», «ты бледна сегодня».
История создания
Несмотря на то, что на момент создания стиха Анна Ахматова уже год была замужем за Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история его создания не была связана с этими отношениями. Стих раскрывает проблему расставания, и пара прожила вместе почти десять лет. Произведение написано в 1911, поэтому он относится к раннему периоду творчества.
Брак Гумилёва и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но поэтесса никогда не изменяла мужу, поэтому нельзя предполагать, что за строками скрывается конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой — плод воображения поэта. Кажется, изливая свои чувства на бумагу, она готовилась к расставанию, чтобы быть одновременно гордой и сильной.
Тема
В центре поэмы традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит ее с точки зрения брошенной женщины, которая является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подает лишь несколько сцен из ссоры влюбленных. Ее внимание сосредоточено на деталях: жестах, мимике персонажей.
В первой строке автор рассказывает о руках, стиснутых под темной пеленой. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов говорят о том, что женщина страдает, испытывает эмоциональное напряжение, испытывает боль. Однако она не хочет выдавать своих чувств, поэтому прячет руки под фатой. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который спрашивает, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – это рассказ лирической героини о своем несчастье. Они написаны от первого лица.
Женщина признается, что сама виновата в случившемся: «напоила его терпкой печалью». Судя по всему, между влюбленными вспыхнула ссора, которая сильно ранила мужчину. Об этом свидетельствует его походка и перекошенный от мучений рот. Героиня на мгновение забыла о своей гордыне и быстро побежала к воротам.
Сцена у ворот ранила ее. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сославшись на шутку, но не переубедила любимого. Его не остановил даже извечный аргумент: «Уходи, я умру». Избранник лирической героини, видимо, был так же силен, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри бушевала буря. Его ответ выглядит необычайно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его реальный опыт, — нотки беспокойства в последних словах.
Анализируемое произведение реализует мысль о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами.
Состав
Произведение А. Ахматовой по существу разделено на две части: описание «погони» за любимым человеком после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его отъездом. Стих начинается с краткого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех подробностей в тексте используется прямая речь. Поэтесса также вводит вторичный образ невидимого собеседника.
жанр
Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нем ярко выражено грустное настроение. Есть в стихе и признаки сюжетной лирики: в нем можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный метр – трёхстопный ямб. А. Ахматова использовала перекрестную рифму АБАБ, мужские и женские рифмы.
Средства экспрессии
Художественными средствами передано внутреннее состояние лирической героини. Они также служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения мысли до читателя. Есть несколько метафора : «Она напоила его терпкой печалью», «у него болезненно скривился рот». Они придают художественный вид бытовым ссорам. Картину дополняют эпитетов : «Темная пелена», «улыбнулась спокойно и грозно». Поэтесса не использует сравнений.
Психологическое состояние также передается через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе риторические, ломаные синтаксические конструкции. Аллитерация придает выразительность некоторым строкам. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ш», «з», «с», «ш», «з»: «Как я могу забыть? больно…».
Стихотворный тест
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4,2. Всего полученных оценок: 18.
«Я сжала руки под темной пеленой…» Анна Ахматова
поэзия Сцепив руки под темной пеленой…
«Почему ты сегодня бледна?»
— Потому что я терпкая грусть
Я его напоил.Как я могу забыть? Он вывалился
Рот больно скривился…
Я убежал, не задевая перил,
Я побежал за ним к воротам.Задыхаясь, я закричал: «Шутка
Все, что было раньше. Если ты уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темным покрывалом…»
Анна Ахматова – одна из немногих представительниц русской литературы, подаривших миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно выражать их на бумаге.
Стихотворение «Я сжал руки под темной пеленой…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэта. Это великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов. Дело в том, что это произведение появилось через год после свадьбы Анны Ахматовой и Николая Гумилева, но не является посвящением мужу. Однако загадкой оставалось имя загадочного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаянием. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж только из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же исполнит свою угрозу и покончит с собой. Между тем во время их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к поклонникам своего творчества. Так кто же та таинственная незнакомка, которой было адресовано стихотворение «Сцепила руки под темной пеленой…»? Скорее всего, его просто не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать себе загадочного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.
Стихотворение «Я сжала руки под темной пеленой…» посвящено ссоре между влюбленными … Причем, резко ненавидя все бытовые стороны человеческих отношений, Анна Ахматова намеренно опустила свой резон, который, зная яркий темперамент поэтессы, может быть самым банальным. Картина, которую рисует Анна Ахматова в своем стихотворении, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, а обида переполняет двух близких людей до краев. Первая строка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сцепила руки под фатой. На вопрос, что случилось, женщина отвечает, что «напоила его терпкой печалью». Это значит, что она признает свою неправоту и раскаивается в словах, причинивших столько горя и боли любимому. Но, понимая это, она осознает и то, что поступать по-другому — значит предавать себя, позволяя кому-то другому управлять своими мыслями, желаниями и действиями.
Эта ссора произвела не менее болезненное впечатление на главного героя поэмы, который «вышел, шатаясь, рот болезненно скривился». Остается только догадываться, какие чувства он испытывает, поскольку Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин … Поэтому строки, обращенные к противоположному полу, с помощью небрежных штрихов, воссоздать портрет героя, показав его душевное смятение. Конец поэмы трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, но в ответ слышит бессмысленную и довольно банальную фразу: «Не стойте на ветру». В любой другой ситуации это могло быть истолковано как проявление заботы. Однако после ссоры это означает только одно – нежелание видеть того, кто способен причинить такую боль.
Анна Ахматова намеренно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, давая возможность читателям самостоятельно догадаться, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие поэмы более острым, заставляя снова и снова возвращаться к судьбам двух героев, расставшихся из-за нелепой ссоры.
Она сложила руки под темной пеленой. Анна Андреевна Ахматова сложила руки под темным покрывалом
Она сложила руки под темной вуалью. Анна Андреевна Ахматова сложила руки под темным покрывалом
А. Ахматова — особенный лирик, поэт, наделенный даром проникать в те закоулки человеческой души, которые скрыты от посторонних глаз. Причем эта душа, богатая чувствами и переживаниями, женская. Главной особенностью ее творчества считается создание принципиально новой любовной лирики, раскрывающей читателю самобытный характер женщины.
Стихотворение «Сжала она руки под темным покрывалом…» было написано Ахматовой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Она вошла в первый поэтический сборник поэта «Вечер», отражая идейную направленность книги в целом. В начале творческого пути Анна Андреевна участвовала в поэтическом объединении «Мастерская поэтов», декламировала свои стихи на «башне» Вячеслава Иванова, а чуть позже примкнула к акмеистам. Принадлежность к акмеистическому направлению отражена в ее лирике, особенно в сборнике «Вечер», в котором главной темой является любовная драма, столкновение характеров, нередко переходящее в демоническую игру. Трагические мотивы, контрастные образы, их объективность — все это характерно как для акмеизма вообще, так и для творчества Ахматовой.
«Сжимала руки под темной пеленой…» — стихотворение, написанное Ахматовой через год после их свадьбы с Николаем Гумилевым. В нем нет посвящения, но это прекрасный образец психологической лирики, отражающий аспекты сложных человеческих отношений и личных переживаний.
В 1911 — 1912 гг. Ахматова путешествует по Европе. Впечатления от ее поездок влияют на стихи ее первого сборника, накладывая на них отпечаток разочарования и бунта, характерный для романтического мировоззрения.
Жанр, размер, направление
«Она сжала руки под темной пеленой…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.
Стихотворение написано анапестом — трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодичность стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмы перекрестный. Строфическое членение осуществляется по традиционной схеме, представляя собой четверостишие.
Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно называемую Серебряной. В 1910-х гг. разработал принципиально новую эстетическую концепцию в литературе и искусстве, получившую название модернизма. Ахматова принадлежала к акмеистическому движению, ставшему одним из основных в модернистском направлении. Стихотворение «Она сжала руки под темным покрывалом…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драматизм чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ, основанный на динамических деталях.
Образ героини
Лирическая героиня поэмы переживает любовную драму, которая сама невольно приводит к трагической развязке. Неизвестно, кто виноват в разрыве, но героиня винит себя в уходе возлюбленного, отмечая, что «выпила» сердце любимого печалью, причинив ему боль.
Поэма имеет сюжет, потому что наполнена движением, как духовным, так и телесным. Каясь в случившемся, героиня вспоминает лицо и движения возлюбленного, полные страданий. Она пытается остановить его, сбегая по лестнице, «не касаясь перил». Но попытки догнать уходящую любовь только усугубляют боль утраты.
Окликнув героя, она со всей искренностью признается: «Все, что было шуткой. Если ты уйдешь, я умру». В этом порыве она показывает всю силу своих чувств, которые отказывается отпускать. Но он отметает возможность счастливого конца, бросая ей в ответ незначительную фразу. любовные отношения неизбежны, ибо слишком велика ее вина перед героем. В финальном замечании возлюбленного героиня слышит хоть и горькое, но спокойное равнодушие. Диалог героев становится, наверное, последним.0003
Подлинная трагедия образов и ситуаций придает цветовое решение и динамику образа. События следуют друг за другом с точностью до кадров, в каждом из которых есть деталь, определяющая состояние героев. Так, мертвенная бледность героини контрастирует с «черной пеленой» — орнаментом, символизирующим горе.
Темы и вопросы
Тема стихотворения, несомненно, любовь. Ахматова — мастер любовной лирики, содержащей глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.
«Она сжала руки под темной пеленой…» — история о расставании двух любящих людей. В небольшом стихотворении Ахматова поднимает ряд вопросов, связанных с человеческими отношениями. Тема расставания подводит читателя к проблеме прощения и покаяния. Любящим людям свойственно обижать друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой безрассудности могут быть непредсказуемыми, а иногда и печальными. Одной из причин расставания героев является обида, стремление скрыть истинные чувства под маской равнодушия к чужому горю. Равнодушие в любви – одна из проблем поэмы.
Значение
В стихотворении отражена невозможность найти счастье и любовную гармонию там, где царят непонимание и обида. Тяжелее всего переживается обида, нанесенная близким человеком, а психическое напряжение приводит к усталости и равнодушию. Основная идея Ахматовой – показать хрупкий мир любви, который может быть разрушен одним лишь неверным или грубо сказанным словом. Неизбежность трагической развязки приводит читателя к мысли, что любовь — это всегда принятие другого, а значит, прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.
Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала универсальный характер женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.
Интересно? Сохраните себе на стену!
Я сижу здесь, пишу интерпретацию этого стихотворения. Я не знаю, о чем писать. Вам это нравится. Я не вижу в этом смысла. Может быть, это потому, что меня заставляют это делать. Кто любит, когда его заставляют? А может это тетка тупо пишет. В любом случае, я этого не понимаю. Извините, если что не так. Не надо было тебе писать, ведь у тебя платный аккаунт, а это уже много значит.. ну хотя бы то, что тебе не до таких как я.
Спасибо
Анализировать всегда сложно.
Вы, наверное, никогда не читали вслух…
Отличный стих, просто потрясающий! В нем вся история расставания видна… что тут непонятного???
несколько искаженная музыкальная версия этого стихотворения:
http://ru.youtube.com/watch?v=CW2qyhGuVvQ
А по-моему очень прикольно. Вот такое интересное отношение героя к героине. Он считает, что она не хочет видеть его рядом с собой, но тем не менее переживает за нее.
Правильно, я согласен с вашим утверждением!
на самом деле ему просто наплевать на ее чувства. в ответ на признание, что она не может без него, он только делает вид, что переживает за нее.. очень грустный стих
Это просто великолепное стихотворение, из всех трудов, которые прошла Ахматова в школе, я помню только это.
гениальное стихотворение! Я понимаю это так: девушка «преувеличила», за что и поплатилась…
Я так люблю это стихотворение!
«Не стой на ветру» — как я чувствую — потому что он ей больше не верит, что «если ты уйдешь, я умру». Почему-то вспомнилось из фильма «Гусарская баллада»: «- Ты хочешь правды? — Нет, я больше не играю в эту игру. Мне не нужна ни правда, ни ложь».
На самом деле, он все еще любит ее. Просто очень устал.
Во время эвакуации Ахматова и Раневская часто вместе гуляли по Ташкенту. «Бродили по рынку, по старому городу, — вспоминала Раневская. Дети бежали за мной и хором кричали: «Муля, не нервируй меня». Это очень раздражало, мешало мне слушать Анну Андреевну. Кроме того, я резко возненавидела роль, принесшую мне популярность. Я рассказал об этом Ахматовой. «Не расстраивайся, у каждого из нас есть своя Мыля!» Я спросил: «Что у вас есть «Мыля?» «Она сжала руки под темным покрывалом» — это мои «Мули», — сказала Анна Андреевна.0278
стихотворение на самом деле гениальное..о любви и тяжести разлуки..о том как нелепо неосторожное слово может убить доверие и чувства..когда читала в первый раз, по коже было холодно..ты даже не понять, это нужно прочувствовать
Я читала это стихотворение раньше, но не задумывалась о его глубине..
и сейчас, находясь в подобном положении героини, я это прочувствовала и отпустила это через меня — я расплакалась
мне очень понравилось)
но мне кажется что начиная со слов «сцепила руки под темной пеленой» это значит он уже умер и она помнит что побудило эту случайность, к такой разлуке
В этом стихотворении какая-то недосказанность . Он так равнодушен к героине, а она к нему, что называется, всей душой. Хотела как лучше, а получилось…
Отличное стихотворение
в этом стихотворении рассказывается о том, что девушка только начала играть… она не хотела, а он просто не выдержал и ушел, осознал поздно …он до сих пор любит ее «не стой на ветру», но его не вернешь. ..Мне очень нравится это стихотворение… Я знаю его наизусть…
Я бы сравнил это стихотворение с фотографией. фотографией в движении. Все хорошо видно и даже можно рассмотреть детали, понять наличие конфликта и драматизм ситуации. Но, так же, как глядя на фотографию, например, девушки, отстраненно смотрящей в окно, можно только догадываться о причинах ее задумчивости, а может быть, грусти… Также в рассматриваемом произведении кто-то считает, что последняя брошенная фраза «не стой на ветру» — продиктована заботой о все еще любимом человеке, кто-то считал ее точкой, кто-то многоточием. Не вызывает сомнений то, что это не точка над «и». Вот почему я не очень люблю так называемые «многослойные работы», за которые меня часто критикуют. Все говорят, что автор в своем произведении хотел нам сказать… А что хотел сказать автор? Автора уже нет, а то, что хотел нам сказать автор, каждый решает сам, вернее, сам придумывает. Кто-то читает критиков — просвещенных толкователей и переводчиков с божественного на обывательское. Хотя они связывают линии произведения с фактами биографии, они также делают предположения об авторском замысле. В итоге получаем ту самую проблему, которая преследует почти всех, и которая запечатлена на этой фотографии в стихах, — сказала она, он ответил. Он по-своему понял смысл того, что она сказала, повернулся, ушел… Смысл его ответа для нее загадка, да и для читателя тоже. Что это? Забота или равнодушие? Готовность оставить неопределенность? За что? Вернуть или заставить запутаться в отместку? Нет ответов. И, для души мечущегося в поисках ответа читателя, который, возможно, попадал в подобную ситуацию в своей жизни, страдал, не знал, что делать, как понять причины трагедии, разворачивающейся в его жизни. , такая неуверенность, недосказанность болезненна, неприятна. По сути, заставляет повторять свой личный опыт в миниатюре, не получая ответов, которые читатель часто ищет в произведениях, ведь если подумать, мало кто читает лирику исключительно ради красоты слога или просто чтобы увидеть картину (описание ситуации), на самом деле, выход вполне будничной жизни. Именно повторное переживание объясняет, почему чувствительные натуры могут даже расплакаться при чтении, настолько сильно, что они «задевают за живое».
В заключение хотелось бы подвести итоги)))) Делать выводы всегда очень сложно. Гораздо проще описать ситуацию развернуто, изящно, а в конце поставить длинное многоточие, предполагающее сделать выводы самостоятельно. Если цель автора — запустить мстительный процесс в голове читателя, возможно, это лучший способ. Но эта цель вряд ли достижима, если читатель не испытал в своей жизни нечто подобное описанному. В этом случае читатель просто, пробежав текст глазами, пройдет мимо, текст не вызовет отклика в его душе. Если описываемые переживания близки читателю, то он, вероятно, и сам неоднократно задумывался над возникающими вопросами, но не находил ответов, ведя долгий и мучительный монолог с самим собой. И, в таком случае, прочитав произведение, читатель сначала снова переживает свою маленькую трагедию, потом снова не находит ответов и падает в пустоту… Может быть, вы мне скажете, что универсальных и правильных ответов не бывает, так почему они? На это отвечу, что ответ, вывод, кристаллизация мысли, заложенной в произведении, должны быть непременно. Читатель может согласиться с этим выводом или, наоборот, не согласиться, привести свои доводы и, таким образом, прийти к единственно приемлемой для себя истине, найти свой ответ, выходя из лабиринта событий и фактов, в котором он блуждал ради долго.
Итак, я в своем письменном, «особом» мнении дошел до момента, когда из всего сказанного необходимо сделать вывод, высказанное мнение выкристаллизовалось в одну фразу. И я вам еще раз скажу, это тяжело. Скажу, что проще поставить длинное многоточие после слова «бродит», красивое какое-то, философское))))) Чтобы вы, будучи моим читателем в данный момент, вышли из-за стола немного голодными)))
Итак, ИМХО — художественные произведения, в которых автор, разбросав свою мысль по всему произведению, не удосуживается в конце высказать собственное мнение, отношение, для меня в каком-то абстрактном смысле слова, безликое, так как они делают не содержат самой важной части создавшего их автора — его отношение к ситуации, к вопросам, изложенным в его произведении, его личное мнение. Вырезав из бумаги и слов картинку из жизни, пусть вырезанную очень красиво, автор не наделил идею душой. Поэтому, размышляя о том, почему некоторые произведения, несмотря на приписываемое им величие и значимость, категорически не интересны, я нашел единственный ответ — потому что они пусты, несмотря на красоту их стиля.
Помню со школы именно с него началась любовь к поэзии. Жестокая девушка Мне ее очень жалко, сама того не понимая, она загубила к ней большое чувство. Он любит ее, но нет сил быть рядом, проще уйти, чем остаться.
Он очень гордый человек, который не может перешагнуть через себя. Да, она не понимала до крайности, что значил для нее этот человек. Ей нравилось, льстило ее самолюбию то, что он беззаветно влюблен в нее. Но когда она поняла, что может потерять его, то ужаснулась одной этой мысли и уже сама побежала за ним. Боюсь, что уже поздно, перегорело(((. Жаль, что немногие современные поэты могут выразить такую гамму чувств в нескольких строчках. На самом деле, по крайней мере, большая история пробежала передо мной, когда я читал эту короткую , гениальное стихотворение БРАВО!
Он не беспокоится о ней, а с насмешкой говорит ей, что ей не следует следовать за ним и что возвращать его совершенно бесполезно. Этой фразой он ставит точку в их отношениях.
Она сложила руки под темной пеленой…
«Почему ты сегодня бледный?»
— Потому что я терпкая грусть
Напоил его.
Как я могу забыть? Он вышел, шатаясь
Рот болезненно скривился. ..
Я убежал, не коснувшись перил
Я последовал за ним к воротам.
Задыхаясь, я закричал: «Шутка
Все, что было раньше. Уходи, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки свои под темным покрывалом»
Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее любовные стихи, написанные женщинами. Одним из них было произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темным покрывалом…», написанное в 1911.
Поэма появилась, когда поэтесса уже была замужем. Однако она не была посвящена мужу. Ахматова призналась, что никогда по-настоящему не любила его и вышла замуж только из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не заводила романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не находящего своего воплощения в реальной жизни.
В основе сюжета банальная ссора влюбленных. Причина ссоры не уточняется, известны лишь ее горькие последствия. Героиня настолько потрясена случившимся, что ее бледность заметна окружающим. Эту нездоровую бледность Ахматова подчеркивает в сочетании с «черной пеленой».
Мужчина не в лучшем положении. Героиня косвенно указывает, что она была причиной ссоры: «она напоила его». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Такого сильного проявления чувств от мужчины она не ожидала («рот болезненно скривился»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и добиться примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В крике «Я умру!» нет пафоса и продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаявшейся в своем поступке.
Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в его душе огонь, он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стойте на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее грубости и угроз. Она не оставляет надежды на примирение.
В произведении «Она сжала руки под черной пеленой» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может разбиться из-за одного неосторожного слова. Она также изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, по мнению поэтессы, очень ранимы, но их воля гораздо сильнее женской. Решение, принятое мужчиной, уже нельзя изменить.
Очень тяжело эмоционально читать лирические стихи Анны Андреевны Ахматовой «Сжала руки под темным покрывалом». Это глубоко драматично. Описываемое в ней действие происходит стремительно. Несмотря на то, что произведение состоит всего из трех четверостиший, оно дает рассказ обо всей истории двух влюбленных людей, а именно об их расставании.
Текст стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темным покрывалом» был написан в январе 1911 года. Как ни странно, оно не было посвящено Николаю Гумилеву, хотя Анна Андреевна была замужем за ним уже год. Кому было посвящено это стихотворение? Это до сих пор остается загадкой для многих исследователей, ведь поэтесса была верна мужу на протяжении всего брака. Мы никогда не узнаем ответ на этот вопрос. Мы можем только догадываться. Возможно, Ахматова сама создала образ этого любовника и постоянно писала ему стихи. Это произведение рассказывает о том, как два влюбленных человека расстаются после очередной ссоры. Анна Андреевна не называет причины случившегося, но фразой «она напоила его терпкой грустью» она дает понять читателю, что виновата в ней была именно девушка. Она сожалеет о том, что сказала, и хочет вернуть возлюбленного. Она бежит за ним, просит вернуться, кричит, что умрет без него, но все бесполезно. Благодаря тому, что Ахматова использует большое количество средств художественной выразительности, нам становится легче понять, как тяжело героям поэмы в этот момент, какие чувства они испытывают.
Стихотворение требуется для изучения в школе на уроке литературы в 11 классе. Его, как и другое стихотворение Ахматовой «Песня последней встречи», просят учить дома. На нашем сайте вы можете прочитать ее онлайн полностью или скачать на свое устройство совершенно бесплатно.
Она сложила руки под темной пеленой…
«Почему ты сегодня бледный?»
— Потому что я терпкая грусть
Напоил его.
Как я могу забыть? Он вышел, пошатываясь
Рот болезненно скривился…
Я убежал, не коснувшись перил
Я последовал за ним до ворот.
Затаив дыхание, я закричал: «Шутка
Все, что было раньше. Если ты уйдешь, я умру».
Улыбнулась спокойно и жутко
И сказала мне: «Не стой на ветру»
Каждое стихотворение Анны Андреевны Ахматовой затрагивает тончайшие струны человеческой души, хотя автор не использует многих выразительных средств и фигур речи . «Она сжала руки под темной пеленой» доказывает, что поэтесса могла сказать о сложном совсем немного простыми словами, доступными каждому. Она искренне считала, что чем проще языковой материал, тем чувственнее, ярче, эмоциональнее и жизненнее становятся ее стихи. Судите сами…
Особенности лирики Ахматовой. Тематические группы
А. А. Ахматова гордо называла себя поэтессой, она не любила, когда к ней применяли название «поэтесса», ей казалось, что это слово умаляет ее достоинство. И действительно, ее произведения стоят в одном ряду с произведениями таких грандиозных авторов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок. Как поэт-акмеист, А. А. Ахматова большое внимание уделяла слову и образу. В ее поэзии было мало символов, мало образных средств. Просто каждый глагол и каждое определение были выбраны с большой осторожностью. Хотя, конечно, большое внимание Анна Ахматова уделяла женской проблематике, то есть таким темам, как любовь, замужество, Было много стихов, посвященных друзьям поэта, теме творчества. Ахматова также создала несколько стихотворений о войне. Но, конечно же, основная масса ее стихов о любви.
Стихи Ахматовой о любви: особенности трактовки чувств
Почти ни в одном стихотворении Анны Андреевны любовь не описана как счастливое чувство. Да, она всегда сильная, яркая, но роковая. Причем трагический исход событий может быть продиктован разными причинами: непоследовательностью, ревностью, изменой, равнодушием партнера. Ахматова говорила о любви просто, но в то же время торжественно, не умаляя значения этого чувства для любого человека. Часто ее стихи богаты событиями, в них можно выделить своеобразный анализ стихотворения «Она сжала руки под темным покрывалом», подтверждающий эту мысль.
К разряду любовной лирики можно отнести и шедевр под названием «Сероглазый король». Здесь Анна Андреевна говорит о прелюбодеянии. Сероглазый король — любовник лирической героини — случайно погибает на охоте. Но поэтесса слегка намекает на то, что к этой смерти приложил руку муж этой самой героини. И так красиво звучит конец стихотворения, в котором женщина смотрит в глаза дочери, красит… Казалось бы, Анне Ахматовой удалось банальную измену возвысить до глубокого поэтического чувства.
Классический случай мезальянса изображен Ахматовым в стихотворении «Ты письмо мое, милая, не мни». Героям этого произведения не дано быть вместе. Ведь она всегда должна быть для него никем, просто чужой.
«Она сжала руки под темной пеленой»: тема и идея стихотворения
В широком смысле Тема стихотворения — любовь. Но, если быть точным, речь идет о расставании. Идея поэмы в том, что влюбленные часто делают что-то в спешке и не задумываясь, а потом жалеют об этом. Ахматова также говорит, что близкие иногда проявляют видимое равнодушие, а в душе у них настоящая буря.
Лирический сюжет
Поэтесса изображает момент разлуки. Героиня, накричавшая на возлюбленного ненужные и обидные слова, спешит за ним вверх по лестнице, но, догнав, уже не может его остановить.
Характеристика лирических героев
Без характеристики лирического героя невозможно сделать полноценный анализ стихотворения. «Она сжала руки под темной пеленой» — произведение, в котором фигурируют два персонажа: мужчина и женщина. Она сгоряча наговорила глупостей, опьянявших ее «терпкой грустью». Он — с явным равнодушием — говорит ей: «Не стой на ветру». Других характеристик своим героям Ахматова не дает. Их действия и жесты делают это за нее. характерная черта всей поэзии Ахматова: не говорить о чувствах прямо, а пользоваться ассоциациями. Как ведет себя героиня? Она сцепляет руки под покрывалом, бежит так, чтобы не коснуться перил, что свидетельствует о величайшем напряжении ее душевных сил. Она не говорит, она кричит задыхаясь. И у него как бы нет эмоций на лице, но рот скривился «мучительно», что говорит о заботе лирического героя, его равнодушие и спокойствие показное. Достаточно вспомнить куплет «Песня последней встречи», в котором тоже ничего не говорится о чувствах, но выдает внутреннее волнение, глубочайшее переживание, вроде бы обычный жест: героиня надевает перчатку с левой руки на правую.
Анализ стихотворения «Она сжала руки под темным покрывалом» показывает, что Ахматова строит свои стихи о любви как лирический монолог от первого лица. Поэтому многие ошибочно начинают отождествлять героиню с самой поэтессой. Это не стоит делать. Благодаря повествованию от первого лица стихи становятся более эмоциональными, исповедальными и правдоподобными. Кроме того, Анна Ахматова часто использует прямую речь как средство характеристики своих персонажей, что также придает живости ее стихам.