Анализ комедии Фонвизина Недоросль
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ комедии Фонвизина Недоросль
История создания
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была написана в 1782 году во время правления императрицы Екатерины Великой, которая проводила политику просвещенного абсолютизма. Основными идеями этого политического направления были всеобщая просвещенность, равенство всех перед законом, политические свободы и просвещенный монарх-философ у власти. Толчком для создания комедии Фонвизина послужила поездка во Францию. Там он подробно изучил комедию как жанр драматургии. Общественные и социальные проблемы России второй половины XVIII века дали автору богатый материал для будущей пьесы.
Жанр
Пьеса написана в жанре комедии, новом для русской литературы времен Фонвизина. Для комедии «Недоросль» характерны типичные черты этого жанра: единство времени, места и действия, противопоставление положительных и отрицательных персонажей, поучительный характер, победа добра над злом.
Сюжет и тема
В основе сюжета лежит проблема невежества, необразованности и последствий, которые они влекут за собой. Фонвизин показывает, что невежественные и глупые родители отрицательно влияют на детей. Дети берут с них пример. Драматург затрагивает и тему знатности. Многие дворяне считали, что главным достоинством человека является его происхождение, положение в обществе, а не воспитанность и человечность. По сюжету алчная и жестокая помещица хочет хитростью выгодно женить своего глупого и избалованного сына на скромной и доброй девушке. В финале корыстный замысел отрицательных персонажей проваливается и злодеи наказаны.
Главные герои
У всех персонажей пьесы говорящие фамилии, по которым сразу становится понятно, какой герой положительный, а какой отрицательный.
Центральная фигура комедии – помещица Простакова, необразованная и жестокая женщина, которая тиранизирует своих домочадцев. Муж Простаковой слабохарактерный и покорный человек, во всем подчиняющейся жене. Сын Митрофанушка – ленивый, плохо воспитанный и безграмотный молодой человек. У Простаковой есть брат Скотинин, который поведением и убеждениями схож с сестрой.
В доме помещицы также проживает их родственница, молодая девушка Софья, которая становится богатой наследницей своего дяди Стародума. Возлюбленный Софьи – Милон, храбрый офицер, который добивается ее руки.
Композиция
Комедия «Недоросль» состоит из 5 действий. Действия разворачивается в одном месте – в поместье Простаковых в течение одних суток, в соответствии с канонами классицизма. В пьесе присутствует черты, свойственные и литературному реализму: комическое переплетается с трагическим, персонажи говорят простым языком. Элементы композиция представлены следующим образом:
- завязка начинается, когда все узнают о наследстве Софьи;
- кульминация сюжета – попытка похищения Софьи для принудительного замужества;
- развязка – Софья и Милон уезжает, Простакова наказана, Митрофанушку забирают в армию.
Вариант 2
История создания
Комедия «Недоросль» была написана Фонвизиным в 1781 году. В ней он показал разные слои населения. «Недорослью» называли человека, который не имел документа об образовании. Они не могли служить в войске и вступать в брак.
Перед написанием комедии Фонвизин больше года прожил во Франции, интересуясь культурной жизнью страны. Его очень увлекали театральные постановки, в особенности комедии. Именно они и вдохновили писателя на создание своего произведения. Ему потребовалось почти три года, чтобы комедия «Недоросль» увидела свет.
Жанр
Пьеса «Недоросль» написана по всем законам классицизма: действие разворачивается в одном месте в продолжении одного дня. Используя сатиру, Фонвизин высмеивает человеческие пороки. Однако помимо юмора встречается сочувствие автора. Высмеивая необразованность дворян, он показывает читателю важность и силу образования.
Сюжет и тема
Одной из важных тем комедии является тема воспитания подрастающего поколения. Простакова Очень баловала своего сына Митрофана и в итоге пострадала от этого. Митрофан не дорожит и не ценит старания матери, а с лёгкостью отказывается от неё.
Другая не менее важная тема – образование дворян. Простаковы принадлежать к древним дворянским корням, которыми очень гордятся. Они считают, что образование им не нужно, ведь всю работу выполняют крепостные. Ими движут алчность и богатство. Они готовы на всё, чтобы приумножить свой капитал, и в этом может помочь Софья.
Внутрисемейный конфликт в семье Простаковых происходит от неправильного воспитания человека. Они забывают о таких вещах, как уважение старших, честность и порядочность.
Главные герои
Митрофанушка – невежественный, несамостоятельный и эгоистичный юноша, готовый отказаться от родной матери. У него нет никаких увлечение. Важным для молодого человека является вкусно покушать и сладко поспать. В конце комедии он отправляется на службу.
Госпожа Простакова – неграмотная, жестокая тиранша, держащая весь дом в страхе. Она не считается с чужим мнением и вершит судьбы окружающих. Но в то же время она является заботливой и любящей матерью, которая воспитала в сыне безнравственность.
Скотинин – брат Простаковой. Необразованный, алчный и трусливый тиран, любящей свиней, больше человека. Пытался завладеть имуществом Софьи, женившись на ней.
Софья – образованная, добра и честная сирота. Она стала одной из жертв самодурства Простаковой. Пройдя через унижения, была вознаграждена браком с любимым человеком.
Стародум – дядя Софьи и честный, мудрый и справедливый дворянин. Спас свою племянницу от тиранов и сделал своей наследницей. Является примером дворянского благородства и честной службы отечеству.
Композиция
Действие разворачивается поэтапно и чётко. В конце первого действия читатель вилит завязку сюжета, вводятся новые герои. Приданное Софьи, оставленное Стародумом, и борьба за ее руку составляют интригу комедии.
В двух следующих действиях сюжет получает своё развитие, напрягая читателя. А в четвёртом действии напряжение достигает пика, когда Софью пытаются похитить.
В пятом действии наступает развязка. Простаковы лишены поместья, а Софья получает благословение на брак.
Говорящие фамилии показывают читателю отношение автора к героям.
8 класс
Другие сочинения:← Анализ произведения Мещанин во дворянстве↑ ДругиеАнализ Повести о Петре и Февронии Муромских →
Анализ комедии Фонвизина Недоросль
Несколько интересных сочинений
«Недоросль», краткое содержание комедии по действиям и явлениям (Д.И. Фонвизин)
Главные герои
Митрофан Терентьевич Простаков – главный герой, недоросль. Избалованный, глупый и неблагодарный юноша 16 лет.
Госпожа Простакова – мать Митрофанушки. Необразованная хитрая дворянка, которая пойдёт на всё ради личной выгоды. Очень любит своего сына.
Терентий Простаков – отец Митрофанушки и муж госпожи Простаковой. Необразованный дворянин, который ничего из себя не представляет, во всём подчиняется своей жене.
Еремеевна – кормилица Митрофанушки.
Софья – сирота, племянница Стародуба, воспитываемая в доме Простаковых. Честная, милая, образованная и добрая девушка, которую вначале не ценят, а потом мечтают выдать замуж за Митрофанушку.
Стародум – дядя и опекун Софьи. Мудрый и практичный человек, разбогатевший, благодаря своему трудолюбию. Идеи, высказываемые им в комедии, выражают взгляды авторы.
Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи. Честный, добрый, образованный и хорошо воспитанный юноша. Ценит людей по поступкам, а не словам.
Тарас Скотинин – родной брат госпожи Простаковой. Грозный, жестокий, необразованный человек. Любит свиней, хочет жениться на Софье.
Адам Адамович Вральман – учитель французского языка и других наук у Митрофанушки. На самом деле бывший кучер Стародума. Нехороший, хитрый, корыстный человек.
Сидорыч Кутейкин – в прошлом семинарист, учит Митрофанушку грамоте. По профессии дьячок, церковнослужитель. Малообразованный человек, бросил учёбу в семинарии на первом курсе.
Пафнутьевич Цыфиркин – сержант в отставке, учит Митрофанушку арифметике. Добрый, честный, простой человек. Не берёт деньги за свои уроки, понимая, что они не принесли успехов.
Главные действующие лица
Краткая характеристика всех персонажей
Госпожа Простакова.
Супруга хозяина дома. Хитрая, корыстная женщина. Ставит собственные интересы превыше других. Необразованная. Грубая. Своей активностью и желанием везде совать нос раздражает и отталкивает от себя.
Митрофан Простаков.
Шестнадцатилетний оболтус. Глупый, необразованный. Не имеет собственного мнения. Полностью зависит от материнского слова.
Софья.
Оставшись сиротой, живет в доме Простаковых, находясь на их попечении. Добрая, образованная, честная и открытая девушка. Невеста на выданье.
Стародум.
Родной дядя Софии. Опекун девушки. Честный и порядочный мужчина, для которого честь и достоинство превыше всего.
Милон.
Жених Софии. Военный. Честный и порядочный молодой человек. Принципиален. Ответственен.
Скотинин.
Брат Простаковой. Алчный, корыстный. Ищет во всем выгоду. Не образован. Глуп.
Правдин.
Государственный чиновник, прибывший навести в деревне порядки. Ведет борьбу с распустившимися помещиками. Честный, правдивый. Не бросает слов на ветер.
Краткое содержание
Действие первое
Явление 1
Недовольная госпожаПростакова приказывает привести портного Тришку. Ей не нравится, как он сшил кафтан для Митрофанушки.
Явление 2
Госпожа Простакова ругает портного Тришку за то, что он пошил узкий кафтан Митрофанушке. Тришка оправдывается, что он самоучка и надо было поручить шить кафтан настоящему портному.
Явление 3
Приходит муж госпожи Простаковой. Он боится гнева своей супруги, поэтому неуверенно говорит, что кафтан сидит на сыне мешкавато. Госпожа Простакова возмущена тем, что он не видит изъянов и приказывает ему наказать Тришку.
Явление 4
Вошедший в комнату Тарас Скотинин, брат госпожи Простаковой, говорит, что кафтан сшит «изряднехонько». Госпожа Простакова прогоняет Тришку и велит кормилице Митрофана дать ему завтрак. Выясняется, что любимый сын госпожи Простаковой плохо спал ночью, ему снилось, как его матушка била батюшку. И ему стало очень жаль матушку, которая устала во время этого процесса. Скотинин отмечает, что по всей видимости, Митрофан – маменькин сынок, а не папенькин. Госпожа Простакова предлагает послать за доктором, но Митрофан отказывается и убегает на голубятню.
Явление 5
Скотинин интересуется, где его невеста. Он спрашивает, не пора ли Софье сказать о том, что ее выдают замуж. Но госпожа Простакова считает, что ещё рано.
Господин Простаков вспоминает о том, как они взяли Софью в свой дом. Она была ещё младенцем, как не стало ее отца, а через полгода случился удар с ее мамой. После этого дядя Софьи Стародуб уехал в Сибирь и пропал, поэтому его стали считать тоже умершим. Софья осталась круглой сиротой и Простаковы, будучи родственниками, забрали девочку к себе и стали приглядывать за ее имением.
Далее Скотинин хвалится своим умением собирать оброк с крестьян. Его сестра просит их научить этому и интересуется, чем ему так сильно понравилась Софья. Оказывается, Тарасу понравилась вовсе не девушка, а то, что он любил больше всего в жизни – свиньи, которые водились в ее деревнях.
Явление 6
Входит Софья с письмом в руке и радостно улыбается. Ее дядя Стародуб, которого считали погибшим, приехал в Москву. Госпожа Простакова отказывается в это верить, она говорит, что Софья все выдумала. Софья предлагает ей самой прочесть письмо, но выясняется, что Простакова, ее муж и ее брат не умеют читать.
Явление 7
Появляется Правдин. Госпожа Простакова знакомит его со своим братом, а затем просит прочитать письмо. Из письма становится известно, что Стародум жил в Сибири и несколько лет не мог выйти на связь. За это время он упорным трудом нажил себе приличное состояние и хочет сделать Софью наследницей. Госпожа Простакова тут же бросается обнимать и поздравлять Софью, говоря о том, что лучшей невесты для Митрофана она найти не сможет. Затем она уводит девушку к себе в спальню, для того чтобы поговорить. Скотинин понимает, что никакого сговора в этот день не будет.
Явление 8
Слуга докладывает о том, что в их деревне остановились солдаты. Простаков с досадой говорит о том, что солдаты их разорят. Правдин пытает уверить его в обратном, а затем уводит познакомить с офицером, который ведёт этих солдат.
Действие второе
Явление 1
Выясняется, что Правдин и Милон старые знакомые. Правдин рассказывает приятелю о том, что он определён в здешнее наместничество. Он восхищается местным наместником, считает его честным и отзывчивым человеком. Не называя имён, Правдин рассказывает о Простакове, характеризуя его как глупого помещика, и о его жене – «презлой фурии с адским нравом». Далее он интересуется, надолго ли Милон в этих краях. Оказывается, уже через несколько часов солдаты должны продолжить свой путь в Москву. Милон рад этому, потому что мечтает найти свою возлюбленную, которую после смерти матери забрали какие-то родственники. Этой возлюбленной оказывается Софья.
Явление 2
Софья и Милон не могут нарадоваться неожиданной встрече. Софья жалуется возлюбленному на своих родственников, рассказывает, сколько ей пришлось от них натерпеться. Особенно ей неприятно поведение госпожи Простаковой, которая ради личной выгоды способна на всё. Девушка рассказывает, как Простакова, узнав о её наследстве, решила, во что бы то ни стало, выдать её замуж за своего сына. Милон начинает ревновать, но Софья старается его убедить, что это лишнее. Она не дала ответа на предложение Простаковой, попросив дождаться приезда своего дядюшки.
Явление 3
Неожиданно появляется Скотинин. Он жалуется на то, что сестра привезла его в свою деревню жениться, а теперь отправляет обратно ни с чем. Все очень удивляются тому, что его невестой должна была стать Софья. Милон старается держать себя в руках, он возмущен тем, что Скотинин сравнивает Софью со свиньёй. Правдин останавливает рассуждения Скотинина, говоря о том, что Простакова решила женить на Софье Митрофанушку. Скотинин в гневе обещает избить своего племянника.
Явление 4
Появляются Митрофан и Еремеевна. Скотинин зовёт своего племянника подойти к нему. Митрофан не может понять, в чём дело, почему дядя на него так злится. Тогда Скотинин спрашивает его, хочет ли он жениться, и кидается на племянника, после того, как он признаётся, что уже давно хочет. Правдин останавливает Скотинина, а Еремеевна заслоняет собой Митрофана. Из-за спины кормилицы Митрофанушка кричит дяде, чтобы он проваливал.
Явление 5
Приходят Простаковы. Госпожа Простакова начинается жаловаться на бездействие своего мужа, сравнивая его с телёнком. Она говорит о том, что ей самой приходит вести всё хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Единственная отрада в жизни Простаковой – её сын Митрофан.
Приходят учителя Митрофана. В одном из них, в учителе арифметики Циферкине, Милон узнаёт отставного солдата из своего гарнизона. А другой учитель – Кутейкин рассказывает, что не доучился в семинарии, «убоявшись бездны премудрости». Теперь он служит дьячком и обучает Митрофана грамоте.
Явление 6
Госпожа Простакова просит Митрофанушку прочитать задания. Тот отказывается, жалуясь на дядюшку, который хотел его побить. Простакова начинает бранить Еремеевну за то, что не заступилась за своего воспитанника. Еремеевна оправдывается, рассказывая, что была готова драться, но Скотинин ушёл. Простакова приказывает накормить учителей, затем уходит из комнаты вместе с Митрофаном. Кутейкин и Циферкин жалеют Еремеевну и отводят её под руки к столу.
Действие третье
Явление 1
В поместье приехал Стародум. Правдин поспешил встретить старого друга. В разговоре он отметил особое обхождение своего товарища и Стародум рассказал, что это всё результат воспитания и образования, данных ему его отцом, который служил при Петре Великом. Тогда, по его словам, люди были более простыми и достойными.
Стародум просит Правдина побыть ещё в комнате, чтобы успокоиться, потому что он слишком разгневан поступком Простаковых. У него было жизненное правило – ничего не делать сгоряча.
Явление 2
Приходит Софья. Стародум сразу узнал племянницу, потому что она была похожа на свою мать. Он говорит, что слышал в Москве о том, что Софья живёт у Простаковых против своей воли. Рассказывает племяннице, что уехал в Сибирь, потому что хотел заработать денег для её будущего, ведь она единственная радость в его жизни и утешение в старости. Правдин замечает, что его товарищ мог бы заработать ещё больше, но Стародум говорит, что ему и так достаточно. Он заработал столько, сколько необходимо для того, чтобы Софья могла выбрать себе достойного жениха, даже если он окажется бедным.
Явление 3
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Он напоминает им о том, что они брат и сестра. Стародум не может сдержаться от смеха. Простакова вначале выказывает своё недовольство поведением неизвестного гостя, но узнав, кто это, сразу же меняет своё тон и зовёт прислугу.
Явление 4
Вместо заболевшей Палашки приходит Еремеевна, и снова получает незаслуженные оскорбления от хозяйки дома. Простакова велит ей позвать своего мужа и Митрофана. Она сильно суетится из-за приезда Стародуба, называя его вторым родителем, батюшкой и благодетелем.
Явление 5
Госпожа Простакова, её муж и Скотинин бросаются обнимать Стародума, а Митрофанушка пытается поцеловать его руку. Стародуму неприятно подобное поведение. Он при всех говорит Софье, что они на следующий же день уезжают в Москву. Простаковы начинают причитать, что не смогут перенести эту разлуку. Тогда Стародум говорит, что они могут порадоваться за любимую воспитанницу, потому что он нашёл ей жениха, поэтому забирает в Москву. Все поражены данным известием, в том числе и Софья.
Стародум, заметив смятение окружающих, говорит Софье, что примет любой её выбор. Все повеселели после этих слов, а Скотинин принялся сразу же нахваливать себя. Простакова, перебивая брата, стала расхваливать Митрофанушку. Говорила, что они ничего не жалеют для сына, отдают последние деньги на его обучение. Увидев учителей, госпожа Простакова решила познакомить их со Стародумом, но он захотел отдохнуть с дороги и откланялся.
Явление 6
Кутейкин и Цыфиркин беседуют и жалуются на свою жизнь. Кутейкин говорит, что уже четыре года учит Митрофана, а тот так и не научился читать. Цыфиркин, в свою очередь, говорит о том, что за три года не смог научить его считать, хотя бы до трёх. Они приходят к выводу, что во всём виноват Адам Адамович Вральман, который мешает Митрофану учиться.
Явление 7
Госпожа Простакова просит своего сыночка поучиться хотя бы для вида, пока Стародум отдыхает. Митрофанушка отвечает: «Не хочу учиться, а хочу жениться», но всё же садится за учебный стол. Простакова присаживается рядом, собирается вязать кошелёк. Митрофан очень грубо обращается с Цыфиркиным и не хочет учить новый материал, его матушка за него заступается. Затем началось занятие грамматикой с Кутейкиным.
Явление 8
Появляется Адам Адамович Вральман и начинает причитать, что учителя хотят уморить ребёнка. Госпожа Простакова соглашается с ним и велит окончить занятия. Кутейкин и Цыфиркин злятся на Вральмана, который не даёт им учить Митрофана. Вральман всячески старается убедить Простакову, что жизнь у Митрофана и без учёбы сложится наилучшим образом. Митрофанушка убегает.
Явление 9
Цыфиркин и Кутейкин упрекают Вральмана в том, что он сам ничего не делает и другим не даёт заниматься своим делом. Затем учителя набрасываются на Адам Адамовича, но он убегает.
Действие четвёртое
Явление 1
Софья ждёт, когда её дядя выйдет из своей комнаты. Чтобы скоротать время она решает почитать книгу, но размышления не дают ей вникать в то, что она читает.
Явление 2
Появляется Стародум. Он интересуется, какую книгу читает Софья и даёт ей советы, пытаясь научить разбираться в людях. Он говорит о том, что в мире много завистников, не достойных почтения. Поэтому нужно жить по совести и ценить в людях, прежде всего, благонравие, без него умный человек – чудовище. Софья признаётся Стародуму, что все его слова задевают её сердце, она сама об этом думала, но никак не могла изъяснить свои мысли.
Явление 3
Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Стародум делает вид, что не может прочитать его без очков и просит Софью принести их. На самом деле он хотел прочитать письмо наедине.
Явление 4
Стародуму написал его хороший друг, за племянника которого он хотел выдать замуж Софью. Этого юношу звали Милон. Стародум не знал его лично, но слышал, что все окружающие считают его честным и достойным человеком.
Явление 5
Софья приносит очки своему дяде. Стародум говорит, что это письмо принадлежит Софье, так как в нём идёт речь о её возможном женихе. Софья смущается и собирается в чём-то признаться дяде.
Явление 6
В комнату заходят Правдин и Милон. Правдин представляет Стародубу своего приятеля офицера. Стародуб спрашивает у Милона, не приходится ли ему родственником граф Честан. Милон говорит, что это его дядя. Стародум рад знакомству, а после дальнейшего разговора всей душой располагается к этому юноше. Затем он с радостью сообщает Софье, что она выбрала себе того, кого он сам ей собирался предложить в мужья. Софья признаётся, что любит Милона. Стародум восхищённо соединяет их руки и даёт своё согласие. Все счастливы.
Явление 7
Появляется Скотинин. Он старается убедить Стародума, что Софья будет счастлива, став его женой. Стародума веселит происходящее.
Явление 8
Входит госпожа Простакова, её муж, Митрофан и Еремеевна. Простакова интересуется, хорошо ли отдохнул Стародум, а затем предлагает ему посмотреть, чему научился её сынок. Демонстрируя своё знание грамматики, Митрофан говорит, что слово дверь – это прилагательна, так как она приложена к своему месту. Правдин с сарказмом замечает, что в грамматике Митрофан силён. Простакова не понимает, что над ними насмехаются. Она говорит, что без наук люди жили и живут, поэтому всё, чего не знает Митрофанушка, – вздор. Стародум замечает, что невежественным людям весьма утешительно считать вздором всё то, чего они не знают. Правдин и Милон уходят.
Явление 9
Стародум говорит Простаковой и Скотинину, что Софья уже сговорена с другим. Госпожа Простакова не хочет с этим мириться и придумывает, как добиться своего. Она приказывает подать карету к заднему крыльцу за час до отъезда Стародума, а Еремеевне велит сторожить дверь Софьи. Становится понятно, что Простакова решила насильно выдать Софью замуж за своего сына.
Действие пятое
Явление 1
Правдин рассказывает Стародуму о том, что у него появился способ унять бесчинство Простаковой. Ему было поручено взять под опеку дом и деревни, как только пострадают подвластные злой помещице люди. Их разговор прерывает какой-то шум.
Явление 2
Милон с обнаженной шпагой отталкивает от Софьи Еремеевну и кричит, чтобы никто не смел подходить к его возлюбленной. Софья подбегает к Стародуму и просит защитить её. Выясняется, что Милон стал свидетелем того, как Софью насильно пытались посадить в карету. Еремеевна признаётся, что её собирались обвенчать с Митрофаном.
Явление 3
Появляется госпожа Простакова с мужем и её сын. Правдин говорит о том, что Стародуб и Милон имеют полное право требовать от правительства строгое наказание для обидчиков. Простаковы в испуге бросаются на колени и просят прощения.
Явление 4
Стародум и Софья прощают обидчиков. Простакова тут же начинает грозиться своим слугам скорой расправой, обещает наказать того, кто выпустил из рук Софью. Она говорит, что вправе делать со своими людьми всё, что захочет. Правдин опровергает её слова, говоря, что тиранствовать никто не имеет права. Простакова не слушает его и собирается идти исполнять задуманное, но Правдин останавливает её, а затем начинает читать вслух правительственный приказ. Там говорится о том, что он должен взять в опеку дом Простаковых и их деревни из-за бесчеловечия хозяйки. Простакова вне себя от горя, а Скотинин торопится уйти, чтобы его не постигла подобная участь.
Явление 5
Простакова просит Правдина не исполнять указ или дать ей хотя бы отсрочку на три дня. Как аргумент приводит то, что ей нужно рассчитаться с долгами, к примеру, доплатить учителям. Правдин требует привести всех учителей.
Явление 6
Еремеевна приводит всех учителей. Стародум узнаёт во Вральмане своего бывшего кучера. Все присутствующие удивляются. Вральман признаётся, что не мог найти работу кучера в Москве, поэтому пошёл на обман, чтобы не умереть с голода.
Правдин объявляет, что теперь он опекун этого дома, поэтому отпускает учителей. Кутейкин требует расчёта, Простакова возмущается его наглостью и называет ненасытной душой. Когда дело доходит до Цыфиркина, он говорит, что ему ничего не надо, несмотря на то, что ему должны за целый год работы. Он объясняет это тем, что ученик ничему у него не научился за всё это время. Стародум восхищается честностью Цыфиркина, а затем он, Милон и Правдин дают ему денег. Вральман просится обратно кучером к Стародуму.
Явление 7
Камердинер сообщает Стародуму, что его карета готова. Стародум разрешает Вральману отвезти себя.
Явление последнее
Стародум прощается с Правдиным. Госпожа Простакова в это время бросается обнимать своего сына, говоря о том, что теперь он один у неё остался. Митрофан грубо отталкивает мать, и она падает в обморок. Софья и Еремеевна помогают Простаковой подняться. Правдин упрекает Митрофана, говоря о том, что именно безумная любовь к сыну и довела госпожу Простакову до несчастья. Затем он решает отправить Митрофана служить. Очнувшись, Простакова в отчаянии говорит о том, что она погибает, ведь у неё нет больше власти и сына.
Стародум подводит итог всему произошедшему словами: «Вот злонравия достойные плоды!».
Конец комедии
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Год написания – 1782 г.
История создания – Замысел комедии возник у писателя после возвращения из – за границы, под влиянием просветительских взглядов зарубежной страны.
Тема – Основной темой «Недоросля» является просвещение и образование, воспитание нового поколения в духе новых веяний времени и политических преобразований.
Композиция – комедия выстроена по всем правилам жанра, в ней соблюдены три составляющих – единство действия, места и времени. Состоит из пяти действий.
Жанр – Пьеса – комедия, яркое и живое повествование, не содержащее трагических эпизодов.
Направление – Задача автора состояла в высмеивании пороков общества, значит, направление комедии – сатирическое.
Знакомство с театром — Сюжет
P лот
Цели этого урока:
Студенты изучат:
Шесть частей трагедии Аристотеля и как они относятся к драме сегодня
Элементы сюжета
Типы сюжетов
Некоторые приемы сюжета
———————— —————-
Шесть частей трагедии Аристотеля (нажмите
здесь для слайд-презентации о шести частях пьесы — с
звук — требуется относительно быстрое соединение и интернет-звук
плагин установлен — попробуйте.
1. Участок
2. Символ
3. Мысль (тема, идея)
4. Дикция (язык)
5. Музыка (звук)
6. Очки
1. Участок — расположение
части—
«расстановка событий или выбор и порядок сцен
в пьесе. (155)»
Нажмите, чтобы просмотреть раздаточный материал
Сюжет отличается от истории — история в том, ЧТО происходит; в сюжет КАК это происходит.
«История — это полный отчет о событии или серии событий, обычно в хронологическом порядке; сюжет подборка и расстановка сцен..»Аристотель, в Поэтика, сказал, что сюжет — это душа трагедии: он скрепляет историю, содержит происшествий в пьесе, производит трагические эффекты, имеет самые трагические элемент (развороты, открытия).
{Верх страницы}
Элементы сюжета:
Восходящее действие
1 . Экспозиция
Все, что нужно знать зрителям, чтобы понять пьесу. [Может происходят на протяжении всей пьесы…]
Что такое « предшествующее действие
» (все, что имеет произошло до начала спектакля)? и как это раскрывается? Что такое » точка атаки «— (где спектакль начать по отношению к истории?) Это ранняя или поздняя точка атаки? (W/G обсуждают позднюю точку атаки в кульминационной драматической структуре.
..)
Перейдите к листу сюжета Эдипа, чтобы увидеть пример блестяще построенного сюжета (а это пьеса Аристотеля по мотивам его идеи о).
2. Конфликт
— столкновение противоборствующих сил:
человек против себя, против человека, против окружающей среды, против сил природы, против группы,
против Бога, или группа против группы.
« Инициирующий инцидент » (или «Инициирующий инцидент»): событие что происходит в пьесе, чтобы начать конфликт. Подстрекательство / инициирование инцидент в игре должен произойти
в самой игре . подстрекательство/инициирование инцидента Царь Эдип нельзя, следовательно, будь то убийство Лая Эдипом или чума, потому что и то, и другое из них уже произошли — они являются частью предшествующего действие — до того, как игра действительно начнется.« Осложнения и препятствий «-
Discoveries, Reversals (Peripesty)
Суб-платы / Пари-сайте.0073 — майор и мелкие конфликты
{Верх страницы}
3. Кульминация — точка, в которой предпочтение отдается той или иной силе; момент, когда события должен поворачиваться в ту или иную сторону. Не обязательно «высшая точка»
Падение Действия
4. Развязка / Развязка — все, что следует за кульминацией.
Не всегда разрешается удовлетворительно: » deus ex machina «:: — «бог машин» — надуманный, нереальный или невероятный концовка/развязка.
{Верх страницы}
Три типа сюжетов Кульминационный, Эпизодический, Non-sequitur
(от Эдвина Уилсона, The Theater Experience , 7th
издание, 292) Общая характеристика:
[W/G довольно подробно обсуждают эти различия и включают их
собственная карта .
Кульминационный | Эпизод | Непоследовательность |
Поздняя точка атаки (справочная информация поступает в основном из экспозиции Короткий промежуток времени ( Эдип — только время играть — Призраки, Федра ) | Ранняя точка атаки (в пьесах Шекспира нам нужно знать очень немногое из того, что произошло до начала пьесы, — большая часть того, что важно происходит во время самого спектакля) | Театр абсурда — не единая школа или теория Беккет, Ионеско |
Ограниченное количество длинных сегментов (греч. — 5 эпизодов разделены). хоровыми одами) Неоклассика — 5 актов Сейчас — 2 акта | Более длительный период времени иногда годы ( Лир, кавказец Chalk Circle, R&J, Hamlet ) Много коротких фрагментарных сцен — пытается уловить разные грани человека | Непоследовательность, бессмысленность (абсурд) форма и содержание выражают абсурдность |
Место с ограничениями — обычно одна комната или помещение | Может охватывать весь город или многие страны ( Отелло —от с Кипра в Венецию) | словесный бред |
Ограниченное количество символов — 6 — 8 | Много персонажей — десятки в пьесах Шекспира | |
Причинная структура — линейная — несколько подсюжетов или встречных сюжетов | Много потоков действий параллельные сюжеты, комический рельеф, второстепенные сюжеты и т. совмещенных сцен | Нетрадиционная структура |
Действие причинно-следственное | Не обязательно причинный сложная паутина причин | Причинность сведена к минимуму |
Сжатый | Расширение | Хаос |
Эти два (климатические и эпизодические) могут быть объединены: (Восстановление, Чехова, Смерть коммивояжера ).
{Верх страницы}
Другие драматические конструкции :
Ритуал
Узоры
Серийный номер
Авангард и эксперимент
Сегменты и таблица
{Top of Page}
Важные термины:
Экспозиция, конфликт, кульминация, разрешение / Разрешение
, падение действий
. атаки
подстрекательство (или инициирование) инцидента
перипетия, deus ex machina
Чтобы пройти небольшой тест, нажмите здесь…
Следующий раздел: Персонаж в играть.
Предыдущий раздел | Первая страница |
Эта страница и все связанные страницы в этом каталоге защищены авторским правом © Эрик В. Трамбал, 19 лет98-2008
Дата последней редакции: 4 января 2008 г.
График: определение и примеры | LiteraryTerms.net
I. Что такое сюжет? В повествовательном или творческом письме сюжет — это последовательность событий, составляющих историю, независимо от того, рассказана она, написана, снята на видео или спета. Сюжет — это история, а точнее то, как история развивается, разворачивается и движется во времени. Участки обычно состоят из пяти основных элементов:
1. Экспозиция: В начале рассказа обычно представляются персонажи, сеттинг и основной конфликт.
2. Rising Action: Главный герой находится в кризисе, и начинают разворачиваться события, приведшие к конфликту. История становится сложной.
3. Кульминация: В разгар истории происходит важное событие, в котором главный герой сталкивается с главным врагом, страхом, вызовом или другим источником конфликта. Больше всего действия, драмы, перемен и волнение происходит здесь.
4. Падение Действие: История начинает замедляться и приближаться к своему концу, сводя концы с концами.
5. Развязка/развязка: Развязка, также известная как развязка, похожа на заключительный абзац, в котором решаются все оставшиеся вопросы и завершается рассказ.
Сюжеты, также известные как сюжетные линии, включают наиболее важные события истории и то, как персонажи и их проблемы меняются с течением времени.
II. Примеры сюжета
Вот несколько очень коротких рассказов с примерами сюжетов:
Пример 1Кейтлин хочет купить щенка. Она идет в приют и начинает искать в клетках своего будущего питомца. В конце коридора она видит маленькую милую коричневую собачку с белым пятном на носу. В этот момент она понимает, что хочет его усыновить. После того, как ему делают уколы и медицинский осмотр, она и собака Беркли вместе идут домой.
В этом примере экспозиция знакомит нас с Кейтлин и ее конфликтом. Она хочет щенка, но у него его нет. Восходящее действие происходит, когда она входит в фунт и начинает искать. Кульминация наступает, когда она видит собаку своей мечты и решает забрать ее. Падение состоит из быстрого медицинского осмотра перед разрешением или финала, когда Кейтлин и Беркли счастливо отправляются домой.
Скотт хочет быть в футбольной команде, но боится, что не попадет в команду. Он проводит недели, работая изо всех сил, готовясь к пробам. На пробах он поражает тренеров своим мастерством квотербека. Они просят его стать их стартовым квотербеком в этом году и дают ему майку. Скотт покидает поле в восторге!
Экспозиция знакомит со Скоттом и его конфликтом: он хочет быть в команде, но сомневается, что сможет это сделать. Восходящее действие состоит из его тренировок и проб; кульминация наступает, когда тренеры говорят ему, что его выбрали квотербеком. Падение происходит, когда Скотт берет майку, а решение состоит в том, что он покидает просмотр как новый счастливый квотербек.
Каждая из этих историй имеет
- экспозицию, в которой представлены персонажи и конфликты
- — нарастающее действие, которое приводит персонажа к кульминации по мере развития и преодоления конфликтов, а
- падающее действие и развязка в конце истории.
III. Типы участков
В мире существует множество типов участков! Но на самом деле большинство из них соответствуют некоторым шаблонам, которые мы можем видеть более чем в одной истории. Вот несколько классических сюжетов, которые можно увидеть в многочисленных историях по всему миру и на протяжении всей истории.
а. Преодоление монстра
Главный герой должен победить монстра или силу, чтобы спасти некоторых людей — обычно всех! Чаще всего главный герой оказывается вынужденным вступить в этот конфликт, а выходит из него героем, а то и королем. Это одна из версий самого универсального и убедительного сюжета в мире — «мономифа», описанного великим мыслителем Джозефом Кэмпбеллом.
Примеры:Беовульф, Гарри Поттер и Звездные войны.
б. Из грязи в князи:
Эта история может начинаться с того, что главный герой беден или богат, но в какой-то момент у главного героя будет все, он все потеряет, а затем к концу истории вернет все обратно, пережив значительный личностный рост.
Граф Монте-Кристо, Золушка и Джейн Эйр.
в. Квест:
Главный герой отправляется в путешествие, связанное с опасными приключениями, чтобы найти сокровища или решить огромную проблему. Обычно главный герой вынужден начать квест, но находит друзей, которые помогают преодолевать многочисленные испытания и препятствия на пути. Это тоже версия мономифа Кэмпбелла.
Примеры:Илиада, Властелин колец и Эрагон
d. Путешествие и возвращение:
Главный герой отправляется в странное или неизвестное место, встречая опасности и приключения по пути, возвращаясь домой с опытом и пониманием. Это также версия мономифа.
Примеры:Алиса в стране чудес, Хроники Нарнии и Волшебник страны Оз
эл. Комедия:
Счастливый и веселый персонаж находит счастливый конец после победы над трудностями и невзгодами.
Сон в летнюю ночь, Фантастический мистер Фокс, Один дома
ф. Трагедия:
Главный герой переживает конфликт, который приводит к очень плохому концу, обычно смерти.
Примеры:«Ромео и Джульетта», «Портрет Дориана Грея» и «Макбет»
г. Перерождение:
Главный герой — злодей, который становится хорошим человеком благодаря опыту сюжетного конфликта.
Примеры:Тайный сад, Рождественская история, Гринч
Как показывают эти семь примеров, многие истории следуют общей схеме. На самом деле, по мнению многих мыслителей, таких как великий писатель Курт Воннегут и Джозеф Кэмпбелл, существует всего несколько основных моделей, которые смешиваются и комбинируются, чтобы сформировать все истории.
IV. Важность использования сюжета
Сюжет — это то, что делает историю историей. Это дает развитие сюжетного персонажа, напряжение, энергию и эмоциональную разрядку (также известную как «катарсис»). Это позволяет автору развивать темы и, самое главное, конфликт, что делает историю эмоционально увлекательной; все знают, как тяжело перестать смотреть фильм до разрешения конфликта.
V. Примеры сюжета в литературе
Сюжеты можно найти во всех жанрах художественной литературы. Вот несколько примеров.
Пример 1«Лезвие бритвы» Сомерсета Моэма
В «Лезвии бритвы» Ларри Даррелл возвращается с Первой мировой войны разочарованным. Его невеста, друзья и семья убеждают его найти работу, но он этого не хочет. Он отправляется в путешествие по Европе и Азии в поисках высшей истины. Наконец, в Азии он находит более осмысленный образ жизни.
В этом романе главный герой Ларри ищет значимые впечатления. История начинается с изложения разочарованного молодого человека, который не хочет работать. Восходящее действие происходит, когда он путешествует в поисках образования. История достигает кульминации, когда он становится человеком, пребывающим в совершенном покое в медитации.
«Дорога не пройдена» Роберта Фроста
Две дороги расходились в желтом лесу,
И жаль, что я не мог путешествовать по обеим
И быть одним путником, долго я стоял
И смотрел вниз один, насколько я мог
…
Затем взял другой, столь же справедливый,
И имея, может быть, лучшее право
…
И оба в то утро одинаково лежали
В листьях ни шагу не наступили черные.
…
Я буду говорить это со вздохом
Где-то века и века отсюда:
Две дороги расходились в лесу, и я,
Я выбрал менее проторенную,
И в этом вся разница.
Знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Неизбранная дорога» имеет очень четкий сюжет: действие происходит, когда человек стоит на развилке двух дорог, и его конфликт заключается в том, по какой дороге идти. Кульминация наступает, когда он выбирает уникальный путь. Резолюция объявляет, что «в этом вся разница», то есть человек принял важное и осмысленное решение.
VI. Примеры сюжета в поп-культуре
Сюжеты также можно найти в телевизионных шоу, фильмах, рекламе с продуманным повествованием и текстах песен. Ниже приведены несколько примеров сюжета в поп-культуре.
Пример 1 «История любви» (отрывки) Тейлор Свифт:
Я стою на балконе в летнем воздухе.
Смотри на огни, смотри на вечеринку, бальные платья.
Смотри, как ты пробираешься сквозь толпу
И сказать: «Здравствуйте»,
Я и не знал…
То, что ты был Ромео, ты бросал камешки,
И мой папа сказал: «Держись подальше от Джульетты»
А я плакал на лестнице
Умоляю вас: «Пожалуйста, не уходите»
Так что я тайком выхожу в сад, чтобы увидеть тебя.
Мы молчим, потому что мы мертвы, если бы они знали
Так что закрой глаза… сбежь ненадолго из этого города.
. . .
Он опустился на колени, вытащил кольцо и сказал…
«Выходи за меня замуж, Джульетта, тебе никогда не придется быть одной.
Я люблю тебя, и это все, что я действительно знаю.
Я поговорил с твоим папой – иди выбери белое платье
Это история любви, детка, только скажи «Да». Нарастающее действие происходит, когда отец запрещает ей видеться с мужчиной, и они продолжают тайно видеться друг с другом. Наконец, кульминация наступает, когда молодой человек предлагает ей выйти за него замуж, и они соглашаются воплотить свою историю любви в жизнь. 9
Посмотреть это видео на YouTube Их возрастающее действие — это поиск лучшего лидера, конфликт заключается в том, что они не могут его удержать. Трейлеры к фильмам побуждают зрителей посмотреть фильм, показывая конфликт, но не кульминацию или развязку.
VII. Связанные термины
Схема
Многие люди используют схемы для создания сложных сюжетов или аргументов в официальных эссе. В рассказе набросок представляет собой список сцен сюжета с краткими описаниями. Подобно скелету тела, набросок — это основа, на которой строится остальная часть истории, когда она пишется. В эссе план используется, чтобы помочь организовать идеи в сильные аргументы и абзацы, которые разумно связаны друг с другом.
Кульминация
Кульминация считается самым важным элементом сюжета. Он содержит высшую точку напряжения, драмы и перемен. Кульминация наступает, когда конфликт, наконец, преодолевается. Без кульминации сюжета не существует.
Например, рассмотрим этот простой сюжет:
Сюжет:
Доброй армии предстоит столкнуться со злой армией в ужасной битве. Во время этой битвы хорошая армия побеждает и, наконец, побеждает в войне. После окончания войны обе стороны примиряются и начинают восстанавливать сельскую местность, разрушенную многолетней войной.