Сюжет грибоедов горе от ума: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Краткое содержание Грибоедова «Горе от ума». Сюжет, конфликт, действующие лица

Если вас заинтересовала эта статья, значит, вас заинтересовало краткое содержание Грибоедова «Горе от ума». Многие читали это произведение ещё в школе, поэтому самое время освежить в памяти сюжет произведения.

Грибоедов. «Горе от ума». Краткое содержание

Рано утром служанка по имени Лиза стучится в спальню к своей барышне. Но Софья не сразу отзывается, потому что ночь напролёт беседовала со своим возлюбленным, Молчаниным, который является секретарём её отца, Павла Афанасьевича Фамусова. Рядом с Лизой появляется Фамусов, который начинает заигрывать с ней, но, опасаясь, что его заметят, исчезает. Молчанин, выходя от Софьи, сталкивается с ним, и Фамусов интересуется, что тот делал в спальне его дочери в столь ранний час.

Оставшись вдовоём с Лизой, Софья вспоминает подробности минувшей ночи. Лиза же напоминает девушке о её былом увлечении, Александре Чацком. Софья говорит, что тот был всего лишь её другом детства, и, сравнивая его с Молчаниным, находит у последнего массу положительных качеств.

Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий

Вскоре появляется сам Чацкий. Он расспрашивает Софью о Москве и в разговоре нечаянно отзывается нелестно о Молчанине. Софья негодует. В этот же день после обеда Чацкий приходит к Фамусову и расспрашивает его о Софье. Фамусов насторожен: «Неужто он метит в женихи?». В этот момент приезжает полковник Скалозубов, которого Фамусов считает достойным кандидатом на руку его дочери. Чацкий и Скалозубов ощущают неприязнь друг к другу. Через время прибегает Софья с криком «Упал! Убился!». Оказывается, Молчанин упал с лошади. Вскоре является Молчанин и успокаивает присутствующих: с ним всё в порядке. Чацкий задумывается над тем, почему Софья так встревожилась падением Молчанина.

Оставшись наедине с любимым, Софья справляется о его здоровье, но он обеспокоен тем, что кто-то мог заподозрить, что они вместе. Чацкий раздумывает над тем, кто же возлюбленный Софьи. И не верит, что это может быть этот ничтожный человек, преклоняющийся перед властью — Молчанин.

Краткое содержание Грибоедова «Горе от ума»

Вечером к Фамусову съезжаются гости. Одна из гостей, властная старуха Хлестова, проявляет интерес к Молчанину, потому что он похвалил её собачку. Чацкий тут же начинает иронизировать по этому поводу.

Когда гости начинают расходиться к Молчанину походит Лиза и говорит, что барыня ждёт его. Но он тут же рассказывает ей, что с Софьей он, чтобы укрепить своё положение, но на самом деле он любит Лизу. Это слышат Софья и Чацкий, который стоял за колонной. Софья просит Молчанина покинуть их дом. На шум сбегаются слуги во главе с Фамусовым. Он негодует и грозит отправить дочь в саратовскую глушь, а Лизу — в птичницы. Чацкий смеётся над собственной слепотой, над единомышленниками Фамусова, над самой Софьей. Он навсегда покидает некогда родной ему дом. Фамусов же обеспокоен лишь тем, что об этом скажет княгиня Марья Алексеевна.

Вы прочли краткое содержание Грибоедова «Горе от ума» и, надеюсь, оно вам пригодится. В произведении есть две сюжетные линии: противостояние Чацкого с московским обществом и любовь Чацкого к Софье. Краткое содержание Грибоедова «Горе от ума», конечно, не поможет разобраться во всех тонкостях сюжета, но всё же даст вам общее представление о произведении.

«Горе от ума» читательский дневник школьникам и студентам

Слушай онлайн, если не любишь читать!

«Горе от ума» — это знаменитая комедийная пьеса, в которой высмеиваются пороки аристократии и ложные ценности людей из высшего общества.

О да! Это мое любимое занятие )))

20.63%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.31%

Фу, не люблю

27.14%

Книги — а что это вообще такое?

7.91%

Проголосовало: 21246

Карточка произведения:

  • Автор – Александр Сергеевич Грибоедов.
  • Годы написания – 1822-1824 гг.
  • Жанр – стихотворная комедия, пьеса.
  • Литературные направления – классицизм, реализм, романтизм.

Отличительной особенностью пьесы является ее многогранность. В ней нет точно положительных или точно отрицательных героев, а конфликта параллельно развиваются целых два – любовный и социальный.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Когда и где происходит действие
  2. Главные герои
  3. Содержание сюжета
  4. Выводы и главная мысль
  5. Собственное мнение о пьесе
  6. Незнакомые слова

Когда и где происходит действие

В тексте произведения автор упоминает, что все происходит через 10 лет после окончания Отечественной войне 1812 года, то есть – в 1822 году. Место действия – Москва, дом одного знатного аристократа.

Интересно, что все действие пьесы укладывается в один-единственный день –с утра до поздней ночи.

Главные герои

Все персонажи пьесы очень яркие и имеют неоднозначную, но запоминающуюся характеристику. Большинство из них принадлежат к консервативному аристократическому обществу, но главный герой выделяет среди них свободомыслием, так как он является человеком нового поколения – не только физически, но и духовно.

Основные персонажи:

  1. Александр Чацкий – главный герой. Молодой человек, которому не нравятся общественные устои, и он смело об этом заявляет. Влюблен в Софью.
  2. Павел Фамусов – отец Софьи. Богатый государственный служащий, который считает, что главное в жизни – это добиться высокой должности. Хочет выдать дочь замуж за полковника, который той совсем не симпатичен.
  3. Софья Фамусова – красивая молодая девушка. Мечтает о любви. Равнодушна к Скалозубу и к Чацкому, но с последним решает пофлиртовать на публику. Влюблена в секретаря Молчалина, который не подходит ей по социальному статусу.
  4. Алексей Молчалин – небогатый секретарь, работает у Фамусова. Делает вид, что влюблен в его дочь, чтобы получить расположение чиновника. На самом деле испытывает симпатию к служанке Лизе.
  5. Скалозуб – уже немолодой полковник, получивший высокий пост и всеобщее уважение. Не умен.

В комедии используются «говорящие» фамилии, отражающие характер некоторых героев. Например, это Скалозуб и Молчалин.

Содержание сюжета

Когда-то Александр Чацкий, оставшийся сиротой, вырос в доме Павла Фамусова. Он влюбился в дочку Павла, Софью, и мечтал быть с ней вместе. Поэтому после трехлетнего отсутствия в России Чацкий возвращается к своей любимой.

Но вот незадача – та вовсе не испытывает к нему прежних чувств. Теперь у Софьи новое увлечение. Она проводит ночи с отцовским секретарём Молчалиным – излишне робким молодым человеком, с которым очень приятно быть вместе, но каких-то решительных слов или действий от него не дождешься.

Тем временем Фамусов считает, что ни секретарь, ни молодой Чацкий – не пара его дочери. Софью нужно выдавать замуж за человека знатного и ловкого, такого, который смог дослужиться до высокого чина. Полковник Скалозуб как раз подходит… не беда, что он старый и недалекий. Главное – чин!

Чацкий же находит всеобщее поклонение высоким должностям и деньгам неправильным. Он открыто спорит с Павлом Фамусовым, а потом и со Скалозубом и другими аристократами. Те находят прогрессивные идеи «выскочки» Чацкого дикими и считают, что у того что-то неладно с головой. Так или иначе, общество Чацкого не принимает.

Тем временем Софья становится свидетелем того, как Молчалин падает с лошади. Она сильно пугается, теряет сознание, и все начинают понимать, что между ними с Молчалиным что-то есть. Понимает это и Чацкий, но Софья флиртует с ним, чтобы отвести от себя подозрения, и в людях не стали говорить, что она совершает мезальянс с секретарем.

Вечером у Фамусовых устраивается бал. На нем присутствует и Чацкий, который снова всех шокирует своим свободомыслием. У него еще остается надежда, что Софья испытывает к нему чувства, но кто-то пустил среди людей слух о том, что Чацкий – сумасшедший. Молодой человек переживает, как бы сплетня не дошла до Софьи.

И Софья, и Чацкий случайно слышат разговор Молчалина со служанкой Лизой. Оказывается, что секретарь влюблен в нее, а с Софьей проводит время ради расположения ее отца. Когда Софья выходит, Молчалин бросается к ней в ноги, но девушка категорично прогоняет его. Чацкий подходит к ней, но тут появляется Фамусов. Он спрашивает, о том, почему Софья разговаривает с этим сумасшедшим – ведь сама же так его называет. Чацкий понимает, что именно его любимая распустила слух.

Он произносит финальный монолог, полный разочарования в обществе. И уезжает, навсегда оставляя Софью. Ту отец грозится сослать в Саратов – она ведь так опозорила его на людях!

Выводы и главная мысль

В «Горе от ума» автор обнажает важные проблемы, которые мешали российскому обществу развиваться. Это лицемерие, поклонение чинам, угодничество, возвышение материальных ценностей над духовными. Несмотря на то, что дворяне были богаты, фамусовские аристократы показаны как люди очень бедные внутри. Такую элиту не ждет никакое будущее, потому что она сама себя истребит своим невежеством и консервативностью.

Собственное мнение о пьесе

Я считаю, что «Горе от ума», в первую очередь, справедливо подчеркивает социальное неравенство и общественные противоречия. Однако также справедливо пьеса заявляет, что от этого неравенства и противоречий никуда не деться – просто потому, что так устроено общества. После революции 1017 года Россия делала попытку построить общество людей, где все были бы равны, и эта попытка провалилась. То, что мы имеем сейчас – очень похоже на общество Фамусовых. Только в нашем мире потребность в высоком социальном положении заменяет потребность в потреблении материальных благ (и вся рыночная экономика на этом строится). Но когда появляется человек, который заявляет нам, что наш взгляд на мир и ценности – неправильные, мы едва ли примем его в свой круг с распростертыми объятиями.

Незнакомые слова

Поскольку пьеса написана около 200 лет назад, в ней встречаются слова, которые сейчас уже не используются в русском языке. Среди них:

  1. «Сударь» — уважительное обращение к мужчине дворянину.
  2. «Оказия» — удобный случай для чего-либо.
  3. «Скоморох» – актер, который разъезжает по стране и выступает сразу в нескольких направлениях.
  4. «Почивать» или «започивать» — лечь спать.

Эти слова едва ли пригодятся нам в повседневной речи, но стоит знать их значение хотя бы потому, что они могут встретиться в классической художественной литературе (которая в большинстве своем как раз-таки в XIX веке и создавалась).

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

«Путь через лес» Лонг Литт Вун « Три процента»

Путь через лес Лонг Литт Вун
Перевод с норвежского Барбары Дж. Хавелэнд
320 стр. | хк | 9781984801036 | $26,00
Spiegel & Grau
Обзор Ханы Каллен

 

Как человек исцеляется после смерти любимого человека? Как определить себя снова после трагедии? Автор и антрополог Лонг Литт Вун отвечает на этот вопрос глубоко и беззаботно в своих мемуарах 9. 0004 Путь через лес.

Переведенный на английский язык с норвежского Барбарой Дж. Хавелэнд, Путь через лес (2019) — первый роман Лонг Литт Вун. Родившись в Монголии, Вун переехала в Норвегию после встречи со своим покойным мужем Эйольфом в возрасте восемнадцати лет, где она живет до сих пор. Описывая свою новую страсть к охоте за грибами в Норвегии после смерти Эйольфа в неформальном тоне, Вун рассказывает, как ее любовь к грибам была важна во время ее скорби.

История начинается с того, что Вун описывает себя как новичка в мире потерь и в мире грибов. У ее мужа, Эйольфа, случился внезапный сердечный приступ на работе, и она оставила ее в одиночестве справляться со своей тяжелой утратой, стремясь двигаться в новом направлении, прокладывая для себя новый путь. Ее первые несколько шагов в этом путешествии привели ее на курс грибоводства для начинающих, поскольку ранее он вызывал у нее интерес, и этот курс ей предложил друг. Время, которое она провела одна в лесу в поисках грибов, позволило ей почувствовать себя единым целым с природой и было жизненно важно для ее процесса скорби. Вун описывает этот процесс простыми предложениями, создавая четкую картину своего времени, проведенного в поисках различных видов грибов.

Увлечение Вун грибами заразительно, и ее обожание разнообразия, неправильных представлений и способов использования грибов легко проследить. Несмотря на точные иллюстрации грибов, которые она упоминает, ее описания ее рассказов об обнаружении грибов настолько интригуют, что кажется почти невозможным читать книгу, не просматривая фотографии многих видов грибов, о которых она говорит на протяжении всей книги. В то время как Вун тратит много страниц, объясняя, что она узнала о грибах и культуре выращивания грибов на пути к тому, чтобы стать сертифицированным грибным инспектором в Норвегии, она также проводит драгоценные минуты, размышляя о том, как она исцелилась после смерти своего мужа.

Ее воспоминания о времени, проведенном с Эйолфом, раскрывают читателю связь, которую она испытывает между ростом и потерей. Ее чувство выполненного долга, которое пришло с ее новым званием грибного инспектора, контрастирует с чувством неопределенности и отсутствием определения того, замужем или вдовой.

По мере того, как Вун сближается со своими друзьями-грибами, она, наконец, чувствует, что начинается новая глава ее жизни. Тон остается легким в ее повествовании о грибах, в то время как некоторые из ее изображений Эйольфа имеют более мрачное эхо.

Многие из описаний грибов, которые Вун дает, также применимы к любви и горю, укрепляя работу как размышление о трауре, давая читателю возможность заглянуть в сообщество грибников как в Норвегии, так и во всем мире. На протяжении всего романа Вун дает невероятное представление о мире грибов и окружающей среды, а также комментирует трудности и неудачи, которые могут возникнуть при исцелении после смерти любимого человека. Комбинация этих двух моментов придает грибам глубокую цель как для автора, так и для структуры повествования, помещая смерть Эйольфа в контекст великого нового приключения.

Хотя книга может и не вдохновить вас на поиск садовых перчаток, захват корзины и поиск грибов в местном парке, она, скорее всего, вызовет повышенный интерес как к человеческой природе, так и к природе.

Будь то смерть любимого человека или окончание отношений, Вун сравнивает горе, которое она чувствует, с потерями, которые мы все испытаем в тот или иной момент, протягивая добрую руку во тьме.

 

Метки: Барбара Дж. хавелэнд, хана каллен, лонг литт вун, норвежская литература, шпигель и грау, путь через лес

Обзор: Пожиратели призраков Клэя Маклеода Чепмена (вышел 20 сентября)

Instagram // @samsaraparchment

Пожиратели призраков. Все. Когда я впервые закончил эту книгу, мне пришлось просто бродить по квартире, глядя на вещи некоторое время, пытаясь обработать свои мысли. Я был на плаву. Я сам чувствовал себя немного призраком. Вы слышали термин «книжное похмелье»? Это дало мне главное. Я не начинал свое следующее чтение после этого в течение нескольких дней, потому что я просто не мог вникнуть в это после этого.

Итак, Пожиратели Призраков  начинается с довольно интересной идеи. Краткая версия: бывший парень главной героини обнаружил наркотик, позволяющий видеть призраков.

«Это что-то новое и старое одновременно: растянутый сеанс, планшетка в таблетке».

Более длинная версия: Эрин, которой за двадцать, встречается с «стабильным, респектабельным» (хотя и скучным) типом, это один из ее шагов, чтобы наладить свою жизнь, когда Сайлас, ее -снова-снова-снова-бывший-бойфренд-нынешний-друг-даже-хотя-они-мало-много разговаривают-начинает разрывать свой телефон, прося ее прийти и вытащить его из реабилитационного центра. Эрин виднее — конечно, знает, — но она все равно идет. Она находит его ожидающим ее под дождем, совершенно обессиленным, и забирает его к себе домой, где его все более странное поведение начинает ее беспокоить. Она на пороге собеседования на новую работу в той области, в которой хочет сделать карьеру, и пытается «делать все правильно», и она начинает думать, что ей нужно вычеркнуть Сайласа и его вызывающее зависимость, неустойчивое поведение из своей жизни. чтобы быть в состоянии сделать это. Когда плохо спланированное, доморощенное вмешательство идет наперекосяк, она заканчивает тем, что просто кричит на него и выгоняет его.

А на следующий день он оказывается мертвым от передозировки.

Я имею в виду, это только открытие. Чертовски хороший способ начать, и путешествие становится еще более безумным, когда другой друг Эрин, Тобиас (один из основной четверки их группы, который крутится вокруг друг друга с первого года обучения в колледже), раскрывает, что Сайлас использовал новый наркотик под названием «Призрак», который позволяет пользователю видеть призраков и общаться с ними.

«Мертвые всегда внутри нас. Думайте о своем разуме как о дверном проеме на другую сторону, но он заперт, и наши призраки не могут пройти. Нам нужен ключ.

Поначалу это звучит нелепо, но, охваченная горем и непреодолимой виной из-за своего последнего общения с Сайласом перед его смертью, Эрин соглашается попробовать, надеясь увидеть его еще раз и помириться. Найдите некоторое подобие закрытия. Но с этого момента все выходит из-под контроля — Эрин повсюду видит призраков, она не может заставить их оставить ее в покое и сползает по скользкому склону зависимости.

Я увлекся этой историей с самого начала, воспоминаний, где четверо главных друзей, фигурирующих в истории, пробираются ночью на кладбище и врываются в мавзолей. Это идеальный способ установить сцену и проиллюстрировать динамику между членами группы и почти как бы предвещать некоторые из способов, которыми они собираются вступить в игру в остальной части книги. С самого начала очевидно, что Сайлас — один из тех людей, из чьей орбиты просто не выбраться, даже если захочешь. Я чувствую, что мы все знаем таких людей, поэтому это казалось очень реальным и родственным, даже когда история продолжается, и они все еще не могут выйти из его орбиты — даже

после его смерти.

«Говорят, твоя жизнь проносится перед твоими глазами прямо перед смертью, но я вижу только жизнь Сайласа».

Я также чувствовал, что могу относиться к этим персонажам, потому что все они пришли из того, что кажется академической программой творческого письма в колледже, а затем вошли в «реальный мир», немного оторвавшись, как бы дрейфуя и пытаясь найти путь и прибить что-то, и я не знаю, это все было очень личным.

Есть строчка об их подруге Амаре, где Эрин говорит: «Она мечтает взять интервью у малоизвестных групп для Village Voice , пишет эссе для The Paris Review, живет тем добрым старым Дидионом. Я просто должен был хихикать в этом. Это своего рода язвительная шутка, которая нашла свою целевую аудиторию.

Итак, с самого начала я вложился в этих персонажей, а затем их путешествие становится таким безумным. Это абсолютно душераздирающе, потому что изображение того, как Эрин и некоторые другие персонажи связываются с Призраком, а затем становятся зависимыми от него, хотя это приносит ужасные вещи в ее жизнь, является действительно точным изображением опасной нисходящей спирали зависимости. Это очень сыро и временами трудно читать, потому что это так хорошо написано. Даже изображение того, как персонажи чувствуют себя под влиянием Призрака, было захватывающим, переходя от описания болезненного опыта или битвы со злом к ​​интимному опыту, чему-то эйфорическому — очень похожему на опыт приема определенных наркотиков.

Вы чувствуете себя беспомощным, наблюдая, как все разваливается для нее, и наблюдая, как она пытается выкарабкаться, и ее просто засасывает обратно, как будто она борется с зыбучими песками. Между изображениями горя и наркомании Клэй Маклеод Чепмен действительно выводит концепции «призраков» на новый уровень. Да, в книге есть призраки, люди, которые умерли и теперь заперты в этом плане существования, но есть также призрака — эти персонажи преследуются. Их преследует их горе, их потеря, их боль, их борьба за то, чтобы справиться с худшими сторонами своей жизни. Их преследует их выбор. Это заставляет вас закрыть книгу, думая про себя, разве у всех нас нет этих призраков? Разве мы все не преследуемы? Легко понять, как они оказались в такой ситуации.

По пути, тем не менее, есть некоторые повороты, поскольку мы начинаем больше узнавать как о Призраке, наркотике, так и о призраках, которые преследуют персонажей, и об отношениях Сайласа с Призраком перед его смертью, а также о текущих отношениях Тобиаса. Есть некоторые вещи, которые заставят вас задуматься и догадаться — одна конкретная вещь, для которой я продолжал писать предсказания на полях и хотел прыгать по страницам и кричать об этом Эрин, чтобы она это увидела. Она была слишком далеко, чтобы собрать все воедино, а я нет, и я так сильно хотел ей помочь! Пока вы читаете, ответы будут сыпаться на вас действительно ужасающими способами.

У этого также есть своего рода привязка к грибам, и это здорово, потому что, как вы знаете, я люблю грибы, и — и я никогда не думал, что буду писать это предложение — у грибов сейчас важный момент.

Итак, в этой книге много элементов: горе, зависимость, утрата, вина, призраки в буквальном смысле, призраки в переносном смысле, главные герои, вызывающие симпатию, грибы. Но все это объединяется, чтобы создать действительно хорошо написанный и отличный роман ужасов, который я очень рекомендую. Я мог бы продолжить. Я мог бы продолжать и продолжать, но не буду, тем более что не хочу рисковать испортить что-либо для тех, кто еще не читал, и поверьте мне, когда я скажу вам, что вы захотите это прочитать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *