СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. П. Пятнов
СВЯТОСЛА́В ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (в крещении Михаил) (ок. 1125 – 25.7.1194, Киев), князь новгород-северский (1157–1164), черниговский (1164–80), киевский (12–24.3.1174, 20.7.1176–1180, 1181–25.7.1194). Из черниговских Рюриковичей, сын Всеволода Ольговича, отец Всеволода Святославича Чермного. Впервые упоминается в 1140. В 1142 направлен отцом на княжение в Туров. В 1142 и 1145 участвовал в походах в Польшу на помощь польск. кн. Владиславу II Изгнаннику, в 1144 и 1146 – в походах на Галич. После перехода кн. Изяслава Мстиславича на княжение в Переяславль С. В. занял владимиро-волынский стол (1143–46). В 1143 женился на дочери полоцкого кн. Василько Святославича Марии (? – не ранее 1194).
После смерти отца (1.8.1146) поддержал своего дядю, кн. Игоря Ольговича, участвовал в проигранном им Изяславу Мстиславичу сражении под Киевом (13. 8.1146), после которого бежал в Киев и укрылся в мон. Св. Ирины. Присягнул Изяславу Мстиславичу (своему дяде по матери) и получил от него 5 городов в Киевском кн-ве с центром в г. Божский (1146–47). В 1146 участвовал в походе на Туров против кн. Вячеслава Владимировича, а в 1147 – к Карачеву против своего дяди – кн. Святослава Ольговича. В 1147 был отправлен Изяславом Мстиславичем на помощь князьям Давидовичам против ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого, но вскоре присягнул Святославу Ольговичу и затем до 1151 выступал на стороне Юрия Долгорукого в его борьбе за Киев. В 1151–57, по всей видимости, княжил в Стародубе. После разгрома Юрия Долгорукого и его союзников в Рутской битве 1151 перешёл на сторону киевского кн. Изяслава Мстиславича, участвовал в походе на Городец-Остерский в 1151 и его сожжении в 1152, в обороне Чернигова от войск Юрия Долгорукого (осень 1152) и осаде Новгорода-Северского (1153). В нояб. – дек. 1154 находился в Киеве по приглашению киевского кн. Вячеслава Владимировича. Вместе с кн. Ростиславом Мстиславичем и переяславским кн. Мстиславом Изяславичем проиграл сражение под Переяславлем черниговскому кн. Изяславу Давидовичу и кн. Глебу Юрьевичу, после чего уехал в Чернигов. В 1155 примирился со Святославом Ольговичем и Юрием Долгоруким. В 1157 после занятия Киева Изяславом Давидовичем добился вместе с дядей передачи Святославу Ольговичу Чернигова, а себе Новгорода-Северского. В 1159 участвовал в обороне Чернигова от войск Изяслава Давидовича, в 1160 и 1161 выступил на стороне последнего, однако весной 1161 примирился с Ростиславом Мстиславичем. В 1164 вопреки желанию дружины Святослава Ольговича и черниговцев занял Чернигов после смерти дяди, передав Новгород-Северский старшему сыну Святослава Ольговича Олегу. В 1168 участвовал в походе юж.-рус. князей против половцев, организованном киевским кн. Мстиславом Изяславичем. В 1173 участвовал в походе войск, направленных владимирским кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским на Киев, но, не получив киевского княжения, перешёл на сторону его противников – Ростиславичей, чем способствовал провалу похода.
12.3.1174 в ответ на нарушение киевским кн. Ярославом Изяславичем договорённости о пожаловании С. В. владений занял Киев, в котором 12 дней хозяйничали черниговцы, захватившие «имение Ярославле бещисла», дружину Ярослава, его жену и младшего сына (по-видимому, Мстислава Немого). Оставил Киев, будучи вынужден отражать атаку на Стародуб новгород-северского кн. Олега Святославича. В 1174–78 оказывал помощь Михалко Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо в борьбе за владимирский стол.
Вновь занял киевский стол 20. 7.1176 по приглашению киевлян и чёрных клобуков после ухода из Киева кн. Романа Ростиславича. Заключил соглашение с Ростиславичами, по которому они сохранили свои владения в Киевском кн-ве (Овруч, Вышгород и Белгород). В 1179 С. В. организовал браки своих сыновей: Владимир Святославич женился на дочери умершего владимирского кн. Михалко Юрьевича, а Всеволод Чермный – на дочери польск. кн. Казимира II Справедливого Марии. В 1180 С. В. передал брату Ярославу Всеволодовичу Чернигов.
В результате острого конфликта с Ростиславичами 1180–81 ненадолго утратил киевский стол, однако по соглашению с белгородским и овручским кн. Рюриком Ростиславичем, заключённому в 1181, вернул его, при этом вся территория Киевского кн-ва на правом берегу Днепра перешла под контроль Рюрика Ростиславича, гл. резиденцией которого стал Белгород. Соглашение было скреплено брачным союзом детей двух князей: за находившегося в плену Глеба Святославича была просватана дочь Рюрика Ростиславича (свадьба состоялась в 1183). Т. о., в Киеве и Киевском кн-ве установился своеобразный дуумвират, объединивший представителей разл. ветвей Рюриковичей (Мономашичей-Ростиславичей и Ольговичей), просуществовавший, несмотря на разногласия, трения и конфликты, вплоть до смерти С. В. и оградивший Юж. Русь от крупных междоусобиц. В 1180–90-х гг. выступил организатором ряда крупных половецких походов. В 1188–89 безуспешно пытался обеспечить своему сыну Глебу княжение в Галиче.
Активно способствовал каменному церковному строительству, заложил ц. Архангела Михаила (1173) и Благовещения Пресвятой Богородицы (освящена в 1186) в Чернигове, ц. Св. Василия в Киеве (освящена в 1185).
Весной 1194 заболел («нечто извергълося ему на нозе»). 24 июля перед смертью принял монашеский постриг. Был похоронен в ц. Св. Кирилла в Кирилловском мон. в Киеве.
Святослав Всеволодович — кратко
Род Рюриковичей был разветвлённым и многочисленным. Из рода Рюриковичей вышли многие правители русских земель. Сложная система наследования, междоусобицы и интриги родственников, раздробленность земель создавали исторический фон для судеб отдельных политических деятелей.
Князь Киевский
Известным политиком был князь Святослав Всеволодович, который родился в 1123, а умер в 1194 г. За свою долгую жизнь был участником многих событий и военных кампаний. Он упоминается в «Слове о полку Игоревом», где назван «грозным» и «великим».
Родителями князя были Всеволод Ольгович и Агафья (дочь Мстислава Великого). Всеволод Ольгович, заняв великий престол, пожаловал сыну Туров, а потом Владимир-Волынский. Святослав правил этими землями до 1146 г. В 1146 г. Всеволод Ольгович умер, и началась ожесточённая борьба между родственниками за княжеский престол. Святослав выступал на стороне дяди – Изяслава Мстиславича против Юрия Долгорукого. Борьба за Киевский престол длилась 8 лет, до смерти Изяслава Мстиславича и Юрия Долгорукого. Святослав Всеволодович уехал в Новгород Северский, в котором княжил с 1157 по 1161 г. После перераспределения земель Черниговские волости перешли Святославу, и он княжил в Черниговских землях с 1164 по 1180 г. В результате военных походов занял киевский престол и княжил в 1173, затем в период с 1176 по 1181 г. и в 1181–1194 г. Практически всё его княжение – междоусобные войны и войны с половцами, с переменным успехом.
Князь владимирский
Еще один Святослав Всеволодович родился в 1196 г., умер в 1252 г. Его отцом был Всеволод Большое Гнездо, князь Владимирский. Святослав Всеволодович Владимирский был еще ребёнком назначен на княжение в Новгород (1200 г.), поэтому неудивительно, что смещён старшим братом (1205 г.), вернулся в Новгород в 1208 г. Но новгородцы, недовольные столь юным возрастом князя, призвали на княжение Мстислава Удатного и освободили захваченного в плен Святослава Всеволодовича только после военного похода его старших братьев на Новгород. После смерти отца в 1212 г. Святослав получил Юрьев-Польский в качестве удела. Возглавлял военные походы владимирских войск: в 1220 г. против волжских болгар, 1222 г. в качестве помощи новгородцам, 1226 против мордвы. Все военные походы были успешными и приносили победу. В 1238 г. Святослав Всеволодович участвовал в битве на Сити. От своего брата – великого князя Владимирского Ярослава получил во владение Суздальское княжество. В 1246 г. после смерти Ярослава занял великокняжеский престол по праву старшинства. Однако сыновья Ярослава, получившие каждый в удел по княжеству, считали распределение земель и великого престола несправедливым и начали борьбу против дяди. В результате в 1248 г. Святослав Всеволодович был изгнан из Владимира и вернулся в Юрьев-Польский. В историю вошёл не только как полководец, но и как человек, вершивший богоугодные дела. В Юрьеве-Польском в 1230–1234 гг. был построен Георгиевский собор, автором-архитектором которого считают Святослава Всеволодовича. Также историки полагают, что князь руководил строительством собора в честь Рождества Богородицы в Суздале. Последние годы жизни князь прожил по-христиански, канонизирован не был, но почитался как святой.
Добавить комментарий
Святослав Всеволодович, князь Киевский: образ и характеристика
Фигура князя Святослава Всеволодовича — одна из самых ярких и интересных среди князей Руси XII века. В разное время он правил Туровом, Владимиро-Волынским, Новгородом-Северским, Черниговом и Киевом. В военных походах Святослав обошел всю Русь, побывал в далеких южных степях и стал угрозой для кочевников-половцев.
ранние годы
Будущий князь Святослав Всеволодович родился около 1123 года в семье Всеволода Ольговича, правившего в Чернигове, а затем в Киеве. Дело в том, что в первой половине XII века бывшее Древнерусское государство окончательно распалось на дюжину уделов. Каждой из них управляла определенная ветвь Рюриковичей.
Святослав Всеволодович принадлежал к Ольговичам — родовое имя, правившее в Чернигове так обобщенно. В его эпоху Киев еще номинально считался главным городом России, и каждый крупный феодальный род пытался установить над ним контроль. Отец Святослав Всеволод сделал это в 1139 году. Он отправил своего сына воеводой сначала в Туров, а затем во Владимир-Волынский. Так мальчик получил первый княжеский опыт.
Участие в междоусобицах
Всеволод Ольгович умер в 1139 году. После его смерти началась вооруженная борьба за киевский престол. Прежний порядок, когда старший сын наследовал отцу, был разрушен, и теперь на главное русское княжество претендовали несколько князей. Преемником Всеволода стал его брат Игорь Ольгович. Однако этим был недоволен Изяслав Мстиславович, отец которого также когда-то правил Киевом.
Кто такой Игорь Киевский князь Святослав Всеволодович? Он был его дядей, поэтому племянник поддерживал своего родственника. Однако всего через несколько месяцев после восшествия на престол Игорь был низложен Изяславом, который отправил его в монастырь. Через некоторое время преподобный был убит во время народных волнений в Киеве.
Начавший княжить в городе Изяслав Мстиславович объявил войну Юрию Долгорукому из Ростово-Суздальского княжества. Он также был не прочь установить контроль над Киевом. Святослав Всеволодович в том конфликте поддержал Изяслава, приходившегося ему дядей по материнской линии, и отдал ему на долю немало волынских городов.
В Чернигове
В 1157-1164 гг. Святослав правил Новгородом-Северским, а после смерти дяди Святославу Ольговичу достался Чернигов — главный удел своего рода. Князь всегда отличался самостоятельной политикой. В 1169 г., он не поддержал Андрея Боголюбского (из Владимира) в его войне против Киева. Результатом той кампании стало беспрецедентное разграбление древнего и богатого города.
Против Киева (где правил Мстислав Изяславович) объединилась целая коалиция князей. В нее вошли ближайшие родственники Святослава — двоюродные братья Игорь и Олег Северские, и только один Святослав Всеволодович отказался от участия в междоусобице.
После разорения Киев уже не играл ведущей роли на Руси (перешел к городам Ростову и Владимиру), а оставался яблоком раздора для многочисленных южных князей. В 1173 году на город стал претендовать Ярослав Изяславович. Святослав не поддержал его, и он ненадолго взял город. В ответ на это двоюродный брат Олега, осаждавший Стародубскую крепость, пошел на него войной.
Святослав тоже не сидел сложа руки и захватил Новгород-Северский. Только в самый последний момент конфликт не перерос в масштабную междоусобицу. Князь Святослав Всеволодович покинул Киев, все же уступая своему Ярославу Изяславовичу, вернулся в Чернигов и примирился со своим двоюродным братом.
Конфликт с Ростиславичами
Как и другие южные князья, Святослав находился в состоянии постоянной войны с половцами, устраивая опустошительные набеги на пограничные города и села. В 1176 году коалиция нескольких рюриковичей была разгромлена степняками, что привело к новым разрушительным грабежам. Святослав, не участвовавший в том походе, потребовал от следующего киевского князя Романа Ростиславовича лишить его младшего брата Давыдова участи за неудачный исход битвы с кочевниками.
Правитель древней столицы отказался наказать своего ближайшего родственника. Вместо этого сам Роман был вынужден отдать Святославу Киев. Вскоре черниговский князь действительно перебрался на берега Днепра. Однако на новом месте он оказался в крайне неудобном положении. Хотя Святослав и владел Киевом, остальная часть Киевской земли с множеством крепостей и городов принадлежала нескольким братьям Ростиславичам, владевшим, кроме того, еще и Смоленском.
Временная потеря Киева
В 1180 году Святослав Всеволодович Киевский начал войну против Ростиславичей. Он напал на город Давидов, но сам на время потерял Киев, где в его отсутствие скакал Рюрик (тоже Ростиславич). Хотя Святослав несколько лет правил берегами Днепра, он руководствовался прежде всего интересами родного Черниговского княжества. Вот почему потеря Киева не сильно ударила по возможностям монарха.
Вернувшись в Чернигов, князь стал готовиться к продолжению войны с Ростиславичами. Однако неожиданно у него появился новый противник — Всеволод Большое Гнездо, правивший во Владимире. Этот князь объявил войну рязанскому правителю Роману Глебовичу — соратнику и зятю Святослава.
Из Чернигова к Всеволоду прибыли послы, которые пытались урегулировать конфликт. Во главе делегации был сын Святослава Глеб. Всеволод захватил князя в плен, что фактически было объявлением войны. В последующих событиях ярко проявилась характеристика Святослава Всеволодовича. Он не боялся войны сразу с несколькими княжествами и решил проявить инициативу первым.
Поход по Северо-Восточной Руси
Наказать Всеволода можно было только нападением на собственные земли. Так и поступил Святослав, начав в 1181 году свой знаменитый Северный поход, в ходе которого он под предводительством войска преодолел путь в 2 тысячи километров. В походе приняли участие все ближайшие родственники, какие только были у Святослава Всеволодовича. Под одним знаменем встали князь Трубчевский, князь Северский, князь Курский и остальные Ольговичи.
Часть объединенного войска Святослава оставлена в Чернигове на случай нападения Рюрика Ростиславича. Основные силы двинулись на Владимир. Войска Всеволода и Святослава встретились на противоположных берегах Влени. Сражений никогда не было. Владимирский князь укрепился в горах, где атаковать его было крайне неудобно. Сам Всеволод не предпринимал никаких активных действий. В итоге в связи с наступлением весны Святослав свернул в обратную сторону, по дороге после предательства огню в небольшой город Дмитров.
Снова в Киеве
Покинув Северо-Восток Руси, Черниговское войско подошло к городу Друцку, где был осажден Давыд Ростиславич. Князю удалось бежать, но после этого Святослав без всякого боя вошел в город, где стал князем и правил до самой смерти. Он отдал Чернигов своему брату Ярославу.
Последним событием той междоусобной войны была битва между дружинами Святослава и Рюрика. Ростиславич победил. Таким образом, статус-кво был восстановлен. Рюрик признал Святослава Всеволодовича киевским князем, но за ним осталась вся Киевская земля, кроме самой столицы. Со Всеволодом Большое Гнездо также был заключен мир. В 1183 году войско Святослава участвовало в походе владимирского князя на Волжскую Булгарию.
Война с половцами
Став, наконец, киевским князем, Святослав сосредоточился на борьбе с главной угрозой мирной жизни Руси — половцами. Междоусобные войны только усугубляли ситуацию — кочевники с удовольствием участвовали в конфликтах в качестве наемников или нападали на беззащитные земли, пока Рюриковичи были заняты выяснением своих отношений. В то время самыми сильными половецкими ханами были Кобяк и Кончак. Святослав объявил им войну. В 1184 году он во главе коалиции нескольких князей (в которую входил, в том числе, Рюрик Ростиславич) разгромил степняков на берегу реки Хорол. Во главе полчищ половцев стоял Кончак. Ему лишь чудом удалось спастись и избежать смерти.
Менее удачливый хан Кобяк. Его орда также потерпела поражение в том успешном походе русской дружины. Вторую победу Святослав одержал на реке Орели. Кобяк был схвачен и позже расстрелян в Киеве. После событий 1185 г. половцы больше не вторгались в княжеские земли. Их орды появлялись на Руси только в том случае, если их набирали Рюриковичи, принимавшие участие в междоусобицах.
Несмотря на победу Святослава, вскоре в Киев пришла печальная весть. Его двоюродный брат Игорь, правивший в Новгороде-Северском, решил не отставать от родственника и отправился в свой самостоятельный поход в степь. В 1185 году половцы разбили эту дружину, а сам князь попал в плен. Вскоре Святослав Всеволодович узнал о судьбе своего двоюродного брата. «Слово о полку Игореве» (главное произведение древнерусской литературы) повествует о событиях того неудачного похода. Святослав, как противоположность незадачливому родственнику, изображен в поэме мудрым правителем и патриархом всех южных князей.
Последние годы
В 1187 году умер галицкий князь Ярослав Осмомысл. После его смерти обострилась борьба за судьбы Юго-Западной Руси. Конфликт осложнялся тем, что в него вмешивался венгерский король Бел III. Он взял Галич и предложил передать этот богатый город сыну Святослава Глебу.
Киевский князь уже собирался дать свое согласие, но Рюрику Ростиславичу такое развитие событий не понравилось. Трения между ним и Святославом привели к тому, что в Галиче временно обосновался сын Ярослава Осмомысла Владимир, считавший Всеволода Большое Гнездо своим защитником.
Незадолго до смерти Святослав вступил в конфликт с рязанскими князьями, с которыми у Ольговичей были пограничные споры. Войн, однако, не случилось. Рязанщина находилась в сфере влияния Всеволода Большое Гнездо. Он отказался дать Святославу свое согласие на появление его дружины у их границ. В результате в 1194 г. киевский князь отменил запланированный поход и вскоре умер. Смерть Святослава Всеволодовича, являвшегося залогом стабильности и спокойствия Южной Руси, привела к новой междоусобной войне между Ольговичами и Ростиславичами.
Holy Martyrs Michael the Prince of Chernigov and Theodore his Boyar (+ 1246)
St. Michael of Chernigov and Theodore his Boyar (Feast Day — September 20) |
Святой Михаил (Михаил) Черниговский был сыном Всеволода Святославича (впоследствии великого князя Всеволода IV Красного Киевского) от Анастасии, дочери великого князя Казимира II Польского. Родовое поместье его отца располагалось в северо-западной части вятичей, где, несомненно, прошло его детство. Он с детства отличался благочестием и кротостью.
Здоровье у него было очень слабое, поэтому его дед, великий князь Киевский Святослав III Всеволодович, в безуспешных попытках вылечить много денег отдал церквам. Наконец, в 1186 году он прослышал о чудотворной милости преподобного Никиты Столпника Переяславского (память 24 мая), и князь в сопровождении бояр поехал в город и прибыл к иноческому столпу. Столпник отдал свой посох одному из своих бояр, чтобы тот отнес князю; Михаил взял его, исцелился и пошел к чудотворному столпу за благословением. После своего излечения он оказал щедрую помощь монастырю и приказал воздвигнуть каменный крест, согласно одному источнику, 16 мая 1186 года на том месте, где он был излечен.
Источники не сообщают о женитьбе Михаила, но данные свидетельствуют о том, что он женился на Елене Романовне (или Марии Романовне),[3] дочери князя Романа Мстиславича Галицкого в 1210 или 1211 году.
В 1223 году князь Михаил принял участие в совете русских князей в Киеве, спорящих о том, помочь ли половцам против приближающихся монголо-татарских полчищ. Со смертью своего дяди Мстислава Черниговского в битве на реке Калке в 1223 году Михаил стал князем Черниговским.
В 1225 г. он был приглашен князем новгородского народа. Своим чувством справедливости, состраданием и твердостью он снискал любовь и уважение Старого Новгорода. Это было особенно важно для новгородцев, так как воцарение Михаила князем означало примирение Новгорода с городом Владимирским святого великого князя Георгия Всеволодовича (память 4 марта), супругой которого была святая княгиня Агафа, сестра князя Михаила.
Но Михаил недолго оставался князем в Новгороде. Вскоре он вернулся в родной Чернигов. На оговорки и просьбы новгородцев остаться князем он отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он скрепит узы дружбы этих городов.
Благородный принц усердно занимался созданием своего придаточного царства. Но ему было трудно в эти смутные времена. Его деятельность вызвала беспокойство у курского князя Олега, и в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица, но митрополит Киевский Кирилл их примирил. И в этом же году князь Михаил мирно разрешил спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и галичским князем. В 1235 году князь Михаил занял киевский престол.
Наступили трудные времена. В 1238 году татары (монголы) опустошили Рязань, Суздаль и Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Русь и разорили левобережье Днепра, земли Чернигова и Переяславля. К осени 1240 г. монголы подошли к Киеву. Послы хана предложили Киеву сдаться добровольно, но князь не пошел с ними на переговоры.
Принц Михаил срочно поскакал в Венгрию, чтобы убедить венгерского короля Белу организовать союзные силы для сопротивления общему врагу. Михаил пытался привлечь к борьбе с монголами и Польшу, и германского императора, но момент для совместного сопротивления был упущен. Русь была опустошена, а позже Венгрия и Польша. Без иностранной поддержки князь Михаил вернулся в развалины Киева и некоторое время жил недалеко от города на острове, а затем поселился в Чернигове.
Принц не оставлял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских кочевников. В 1245 г. на Лионском соборе во Франции его соратник митрополит Петр (Акерович) был послан посланником Михаила с призывом к крестовому походу на языческую Орду. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был вовлечен в войну с германским императором, и немцы воспользовались монгольским нашествием, чтобы сами напасть на Русь.
Эти обстоятельства повлияли на христианство в целом, и есть вселенское значение, приведшее к мученической кончине православного князя Михаила Черниговского среди языческой Орды.
Князю было приказано полностью покориться татарскому хану, а на его княжеское царство хан пожалует особую грамоту. Послы сообщили князю Михаилу, что ему необходимо отправиться в Орду для утверждения прав на управление княжеством по ханской грамоте. Видя бедственное положение Руси, князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин знал, что не отречется от своей веры перед язычниками. От своего духовника, епископа Иоанна, он получил благословение отправиться в Орду и быть истинным исповедником веры Христовой.
Со святым князем Михаилом в путь в Орду отправился его верный друг и спутник, благоверный Феодор (Феодор). В Орде знали о попытках князя Михаила организовать восстание против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Его враги давно искали возможность уничтожить его.
В 1246 году, когда князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им было дано указание, как идти к хану, как пройти через огонь, чтобы очиститься от злых намерений, и как поклоняться первоэлементам, которые считались богами Монголы: солнце и огонь.
В ответ жрецам, повелевшим им совершать языческие обряды, святой князь ответил: «Христианин поклоняется только Богу, Творцу мира, а не тварям».Доложили хану о твердости русского князя. Слуга Батыя Эльдег поставил условия: либо выполнить требования языческих жрецов, либо умереть в муках. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов подчиниться императору, так как ему Бог вверил судьбы земных царств, но я, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба храбрых христиан была решена.
Ободрившись словами Господними: «Кто душу свою сбережет, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня, тот спасет» (Мф. 16:25), святой князь и преданный ему боярин готовились к мученической кончине и принимали Святые Таинства, которые дал им их духовник, предвидя такую возможность. Татарские палачи схватили князя и долго жестоко били его, пока земля не стала багровой от крови. Тем временем князь утешал стоявшего рядом с ним Феодора словами: «Будь крепок, потому что твое наказание будет недолгим, и тогда тотчас последует вечная радость».
Татары обманом обещали святому Феодору большие почести и княжеский сан его господина, если он совершит языческий обряд. Но святого Феодора это не поколебало, и он пошел по пути своего князя. После довольно жестоких мучений его обезглавили. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение собакам, но Господь чудесным образом хранил их несколько дней, пока верные христиане не смогли тайно с благоговением похоронить их. Позднее мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Мученичество святого Феодора поразило даже его палачей. Убедившись в непоколебимой верности русского народа православной вере и его готовности с радостью умереть за Христа, татарские ханы решили не испытывать терпение Божие, как прежде, и перестали требовать от русских в Орде совершения каких-либо языческих обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новомучениками и исповедниками. Великий князь Феодор был отравлен монголами. Замучены были также святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339).). Все это ободрялось примером и святыми молитвами Русского Первомученика Ордынского, святителя Михаила Черниговского.
Его жена пережила его и способствовала его почитанию. Его дочь Мария и ее сыновья Борис и Глеб Васильковичи открыли праздник Черниговских чудотворцев 20 сентября и построили в их честь храм. Ее сестра Феодула, ставшая монахиней Евфросинией, также выразила свое почитание, судя по отчету 17 века, в котором сообщается о существовании в Суздале деревянной часовни, посвященной им. Почитание было утверждено в 1547 г.
14 февраля 1572 года по воле царя Ивана Васильевича Грозного и по благословению митрополита Антония мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в посвященный им храм.