Святогор-богатырь. Былина
ысоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
- Ездит старый по Святым горам.
- Тут колеблется мать-сыра земля,
- Тут шатаются темны лесушки,
- Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.
Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.
Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утесы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.
Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмется — все в крошки рассыпется, в блин расплющится.
Стал бы он леса корчевать, да для него леса — что луговая трава. Стал бы он горы ворочать — да это никому не надобно…
Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнет…
— Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землей смешал — поистратил бы немного силушки! Да где ее — тягу — найти!
Едет раз Святогор по долине между утесов, и вдруг — впереди живой человек идет!
Идет невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несет переметную суму.
Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, — стал мужичка догонять.
Тот идет себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужичка не может. Идет мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть — все прохожий впереди! Едет шагом — все не догнать! Закричал ему Святогор:
— Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.
Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
— Что это у тебя за ноша в этой сумочке?
— А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.
Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьем толкать — не шелохнется, пробовал пальцем поднять — не подымается…
Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку — на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы — только до колен поднял. Глядь — а сам по колено в землю ушел, по лицу не пот, а кровь течет, сердце замерло…
Бросил Святогор сумочку, на землю упал — по горам-долам гул пошел.
Еле отдышался богатырь:
— Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!
— Почему не сказать — скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.
Опустил Святогор голову:
— Вот что значит тяга земная. А как зовут тебя, прохожий человек?
— Зовут меня Микула Селянинович.
— Вижу я — не простой ты человек; может, ты мне про судьбу мою расскажешь; тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.
— Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу кует, у него и про свою судьбу узнаешь.
Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.
А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.
Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился — доехал до Северных гор. Тут утесы еще голей, пропасти еще черней, реки глубокие бурливее…
Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы черный дым валит, звон-стук по всей округе идет.
Зашел Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой меха раздувает, другой молотом по наковальне бьет, а на наковальне-то не видно ничего…
— Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куешь?
— Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: кует кузнец два тонких волоса.
— Что это у тебя, кузнец?
— Вот два волоса скую, волос с волосом совью — два человека и женятся.
— А на ком мне жениться судьба велит?
-Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живет.
Поехал Святогор на край гор, нашел ветхую избушку. Вошел в нее богатырь, положил на стол сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.
Жаль ее стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идет, и жизни нету.
Выхватил Святогор свой острый меч, отвернулся и ударил девушку мечом в грудь. Не шевельнулась она, не охнула…
Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поехал к Святым горам.
А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе мешок золота, а с нее вся кора свалилась, и тело у нее чистое, и силы у нее прибыли.
Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на нее из озера девица-красавица — и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!
Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.
Куда бы ни приехала — весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идет.
Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошел. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.
Взглянул он на нее, и полюбилась ему девушка.
— Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!
Полюбился и Святогор девушке.
Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.
Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.
Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.
богатырь-великан, былинный персонаж — Щи.ру
Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.
Какова судьба героя
Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.
Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.
Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Что означает символ Святогора
Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.
Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто — Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.
Поделиться:
Комментарии:
Илья Муромец и Святогор-Витязь
«Илья Муромец и Святогор-Витязь», из Русские Народные Сказки Александра Афанасьева Николаевича, 1916.
Из славного города Мурома, из села Карачарово, храбрый, отважный юноша Илья Муромец, сын Ивана, отправился далеко в чистое поле. Доблестный богатырь встретил на своем пути могучего витязя Святогора; и добрый юноша боялся его; боялся Святогора-богатыря старый казак Илья Муромец. Посадил он коня пастись, а сам влез на толстый седой дуб, чтоб Святогора-витязя не обойти. Пришел витязь Святогор под тот самый крепкий дуб, поставил свой белый полотняный шатер и достал из кармана жену. Она расстелила клетчатые скатерти и поставила ему есть сладкую пищу и медовое питье. Святогор ел, пока не насытился, и пил, пока не насытился, и лег отдохнуть.
Тогда жена витязя заметила Илью наверху в седом дубе и так заговорила с ним; «Здравствуй, доблестный и храбрый юноша, слезай с дуба седого. Если не слезешь с дуба седого, то возбудишь Святогора-витязя, и он отдаст тебя на скорую смерть».
Так Илья Муромец боялся Святогора и сполз с седого дуба.
И снова она говорила так; — Поди-ка блудодействуй со мною, добрый юноша. А не то я Святогора витязя подниму, и он тебя на скорую смерть отдаст.
Так он и сделал, как было велено, и пошел с ней в карман Святогора. Святогор встал от крепкого сна, оседлал коня и пошел на Святые горы. Затем его лошадь начала быстро погружаться в землю, пока рыцарь не вонзил шпоры в толстые бедра своего коня. Затем лошадь заговорила человеческим голосом; — Я носил тебя, Святогора-богатыря, и твою молодую жену, но не могу понести двух богатырей и твою молодую жену.
Тут Святогор засунул руку в карман, вынул молодую жену и обнаружил Илью Муромца.
«Как ты забрался в глубины моего кармана?»
«Ваша молодая жена заставила меня войти туда, она угрожала моей жизни.» И Илья Муромец рассказал витязю Святогору, как он попал в глубь котла, и взял Святогор свою молодую жену, отрубил ей непослушную голову, разорвал ее белое тело на четыре части и разбросал по голым полям. Тогда Илья и Святогор сделали себе побратимами и отправились на Святые горы, и пришли к гробнице глубокой, и гроб был украшен красным золотом. его
«Накрой меня досками, мой побратим», — сказал он. И по мере того, как Илья покрывал его досками, доски по Божественной благодати росли, как требовалось. «Открой меня, мой побратим!»
Но Илья Муромец не в силах был раскрыть его; и начал он ломать доски своим мечом, и где бы он ни взмахивал своим мечом, на его пути возникали обручи.
«Возьми мой меч, мой побратим!»
И Илья взял меч, но не в силах был его поднять.
«Пойдем, мой побратим, я дам тебе силу.»
Илья тогда ушел в яму и Святогор дышал на него своим рыцарским дыханием. Тогда Илья взял тот меч, и везде, где он ударил, вокруг возникли железные обручи.
«Приходи ко мне во второй раз, мой побратим, я дам тебе больше сил.»
Илья Муромец сказал сразу; «Если я еще раз спущусь к тебе, то наша матушка серая земля не выдержит; у меня достаточно сил».
Но ответил Святогор; — Если бы ты снова спустился, я бы дохнул на тебя смертельным дыханием, и ты бы лег спать рядом со мной.
Так и остался по сей день рыцарь Святогор.
Александр Афанасьев Николаевич. Русские народные сказки . Э.П. Даттон, 1916.
|
|