Своеобразие понимания трагического в царе эдипе: Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип Особенности построения античной трагедии сюжет композиция

Вопрос о судьбе и личности у Софокла

С.И. Радциг
История древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия……………………… 5
От автора ………………………….. 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ………… 8
2. Методологические вопросы………………….. 10
3. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории……………………………. 14
4. Греческие племена и наречия…………………. 18
5. Язык древнегреческой литературы ………………. 20
6. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы … 22
7. Источники истории древнегреческой литературы.

………… 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология………….. 27
2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы…………… 30
3. Народная песня, ее происхождение и формы ………….. 32
4. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды……… 35
5. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э………. 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне………………….. 47
2. Содержание «Илиады»……………………. 48
3. Содержание «Одиссеи»…………………….. 52
4. Общий характер поэм ……………………. 56
5. Главные образы поэм ……………………. 61
6. Особенности эпического стиля …………………. 67
7. Язык и стих поэм …….

……………….. 74
8. Народность и национальное значение поэм Гомера………… 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности………………. 79
2. История гомеровского вопроса в Новое время …………. 80
3. Современное состояние гомеровского вопроса ………….. 86
4. Время создания поэм…………………….. 89
5. Вопрос о личности Гомера ………………….. 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы …………………….. 94
2. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса……………………….. 97
3. Так называемые «гомеровские гимны» …………….. 98

4. Пародии на героический эпос…………………. 99
5. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время …. 101
6. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы…… 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики … 109
2. Греческая лирика и ее формы ………………… 111
3. Элегия и ямб, их представители……………….. 112
4. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ………………………. 124
5. Сколии. Гномы и эпиграммы…………………. 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью……….. 134
2. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э…………. 135
3. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар……………. 140
4. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия… ……………. 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ……. 150
2. Первые греческие философы…………………. 152
3. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы …. 154
4. Философы-поэты ……………………… 156
5. Первые географы и историки-логографы ……………. 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра……………. 160
2. Происхождение греческой драмы и ее виды ………….. 161
3. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии….. 165
4. Организация драматических представлений …………… 169
5. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика . … 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время……………… 177
2. Биография Эсхила……………………… 180
3. Произведения Эсхила ……………………. 181
4. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила……. 188
5. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила………….. 191
6. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ……. 194

7. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии ………….. 195
8. Образы трагедий Эсхила…………………… 197
9. Язык Эсхила……………………….. 201
10. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение ………. 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле…….. 204
2. Строительство и художественная жизнь. ……………. 206
3. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ……. 207
4. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны……… 208
5. Основные течения научной и общественной мысли ……….. 210
6. Политическая литература…………………… 216
7. Начало ораторского искусства ………………… 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла …………………….. 222
2. Произведения Софокла……………………. 223
3. Социально-политические воззрения Софокла…………… 227
4. Религиозно-нравственные воззрения Софокла ………….. 230
5. Вопрос о судьбе и личности у Софокла…………….. 231
6. Общий характер творчества Софокла ……………… 235
7. Образы трагедий Софокла ………………… 237
8. Язык Софокла……………………….. 242
9. Национальное и мировое значение Софокла . …………… 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида…………………….. 246

2. Произведения Эврипида …………………… 247
3. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида … 254
4. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида………….. 258
5. Общий характер творчества Эврипида …………… 261
6. Образы трагедий Эврипида………………….. 266
7. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ……….. 271
8. Национальное и мировое значение Эврипида ………….. 272
9. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»……….. 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений………….. 275
2. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки . ……………………… 277

3. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа…………………………… 279
4. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ………… 282
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана….. 287
6. Литературные взгляды Аристофана ……………. 293
7. Драматургия Аристофана…………………… 297
8. Действующие лица в комедиях Аристофана…………… 300
9. Язык комедий Аристофана………………….. 305
10. Значение Аристофана в мировой литературе ………….. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы…………… 309
2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории … 310
3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила……………..

………… 313
4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов ……………….. 317
5. Продолжатели дела первых историков …………….. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 322
2. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 324
3. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др……… 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей…….. 328
2. Исократ и его школа. Ораторская публицистика…………. 331
3. Жизнь и деятельность Демосфена………………… 334

4. Речи Демосфена и его мастерство……………….. 337
5. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ……………. 341
6. Высшее развитие ораторского искусства…………….. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ……… 344
2. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение …. 347
3. Эстетическое учение Платона…………………. 351
4. Общий характер деятельности Аристотеля……………. 353
5. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии……………. 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители … 362
2. Менандр и его творчество ………………….. 365
3. Менандр в римской и новой европейской литературе ………. 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма…………….. 373
2. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов …………………. 380
3. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др….. 390
4. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса………… 396
5. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх……… 399
6. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др…………………….. 406
7. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд……….. 407
8. Театр и драма эллинистической эпохи …………….. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции….. 411
2. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки… 416
3. Аттицизм и вторая софистика ……………….. 421
4. Плутарх…………………………. 428
5. Лукиан ………………………….. 431
6. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы……. 438
7. Начало христианской литературы. «Священное писание»……… 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира ………. 446
2. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии …………. 448
3. Позднегреческий роман……………………. 451
4. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы …………………………… 457
5. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые …. 459
6. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ………………………. 461
7. Греческая литература на рубеже с византийской…………. 466

Заключение …………………………. 470
Библиография………………………… 472

Скачать

231

5. ВОПРОС О СУДЬБЕ И ЛИЧНОСТИ У СОФОКЛА

В религиозном миропонимании греков судьба есть результат божественного Промысла; она часто отождествляется со счастьем, с роком и необходимостью. Мы уже указывали, что греки рано стали интере-

232

соваться вопросам о судьбе (гл. VIII, с. 161), а Эсхил воспользовался мифами, связанными с представлением о ней. Из сохранившихся трагедий Софокла на этом мотиве построены трагедии «Трахинянки» и «Царь Эдип». Власть судьбы дает основание для весьма пессимистических мыслей. Одиссей, видя превратность судьбы Аякса, замечает даже: «Да, я вижу, что мы, все люди, живущие на свете, не более, как призраки или пустые тени» («Аякс», 125 сл.). В «Трахинянках» дело идет о роковом недоразумении, вследствие которого Деянира, желая вернуть утраченную любовь Геракла, посылает ему в качестве «приворотного» средства рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса, и таким образом становится причиной его гибели. Сам Геракл знал, что ему суждено погибнуть от Несса, но, убив его, не мог предполагать гибели от мертвого. Деянира же ничего не знала об этом прежде и не могла бороться против судьбы, а узнав об этом, лишила себя жизни.
Совершенно иное видим мы в «Царе Эдипе». И Лаий и Эдип знают об ожидающей их судьбе и стараются предотвратить события. Однако именно вследствие того, что они принимают меры к избежанию судьбы, она и настигает их. Получается как бы насмешка над тщетными усилиями человека, ирония. Что же это значит? Хочет ли поэт показать бессилие и ничтожество человека? Для выяснения миропонимания поэта это — вопрос первостепенной важности.
Для своей трагедии Софокл воспользовался старым мифом, который служил сюжетом киклической поэмы «Эдиподии». Сама эта поэма не сохранилась, но о некоторых чертах ее можно судить по упоминанию сюжета в XI песни «Одиссеи». Одиссей встретил в загробном мире тень Эпикасты (в этом имени нетрудно узнать древнюю форму имени Иокасты), которая, узнав о том, что стала женой собственного сына Эдипа и что тот оказался убийцей своего отца, не вынесла этого и повесилась. Вместе с тем сообщается, что боги открыли ее преступление сейчас же и что Эдип, хотя и глубоко горевал, продолжал царствовать в Фивах («Одиссея», XI, 271—280). В «Илиаде» (XXIII, 678 сл.) говорится, что Эдип был убит в сражении, а из другого источника видно, что четырех детей он имел от другой жены — Эвриганеи (Павсаний, IX, 5, 10). Таким образом, в ранней версии ничего нет ни об осквернении города, ни о самоослеплении Эдипа, ни об изгнании его. Ясно, что все это добавлено позже, да и вообще мотивы нравственного порядка не были доступны сознанию древнейшей поры. Самоослепление играло какую-то роль в не дошедшей до нас трагедии Эсхила «Эдип» и упоминается мимоходом в его трагедии «Семеро против Фив» (784). Но полное развитие этот мотив получил у Софокла. Здесь очень важно отметить, что и Лаий и Эдип не подчиняются судьбе и проявляют самостоятельную волю. Когда преступления раскрываются, Эдип ослепляет себя, говоря, что не может глядеть на окружающий мир, оскверненный его преступлениями. Это — уже мотив нравственного порядка.
Интересные пояснения к этому мы находим в трагедии «Эдип в Колоне». В ответ на требование хора, чтобы Эдип скорее покинул его страну, так как оскверняет ее своим присутствием, он доказывает,

233

что преступления свои совершил невольно, будучи слепым орудием высшей силы, и что со своей стороны он приложил все старания, чтобы избежать предсказанных ему преступлений, но все произошло помимо его воли. Эдип выражает даже сожаление, что ослепил себя, и объясняет это своей горячностью и сильным нравственным потрясением (270—274; 433—439; 547 сл. ). Еще полнее он развивает эту мысль, отвечая на обвинения Креонта (960—999 и особенно 974—977). Можно ли ставить в вину человеку преступления, совершенные при таких условиях? Разрешение этого вопроса берет на себя Тезей. Он признает Эдипа невиновным и позволяет ему оставаться в Аттике (551—568). Мы должны иметь при этом в виду, что положительное законодательство давно уже (например, в законах Драконта) проводило различие между предумышленным и непредумышленным преступлением.
Но если Эдип находит себе оправдание, у нас возникает вопрос: за что же он сам себя так жестоко казнил? Ответ на это дает рассуждение, влагаемое Платоном в уста Сократа в диалоге «Горгий» (31, р. 476 А): «Разве не несчастье для человека, если он, совершив преступление, не понесет за него наказание?». Очевидно, даже невольный преступник, оправданный людьми, не может освободиться от сознания совершенного проступка и ищет облегчения своих мук, карая сам себя. Точно так же казнит себя и Деянира, когда видит, что погубила Геракла, хотя и без злого умысла1. Таким образом, главную роль в трагедии приобретает мотив нравственной ответственности, отодвигая на задний план мотив рока, взятый поэтом из древнего мифа.
Трагедия «Царь Эдип» как одно из замечательных произведений мировой литературы вызвала много подражаний, которые отразили неправильное понимание основной идеи этой трагедии. В начале XIX в. образовалось даже целое направление так называемых «трагедий рока». Оно начинается «Мессинской невестой» Шиллера (1803) и представлено в произведениях Клейста («Пенфесилея», «Семейство Шроффенштейн»), Грильпарцера («Праматерь»), Вернера («Двадцать четвертое февраля») и др. Однако все эти драмы серьезно отличаются от своего прообраза, трагедии Софокла. Их обычно пронизывает гнетущее чувство общей обреченности и подавленности, граничащее с безумием. При таких условиях действующее лицо теряет свою индивидуальность, лишено собственной воли и превращается в абстрактный образ. Наоборот, у Софокла идея рока составляет только фон, на котором разыгрывается действие трагедии, а главное в ней — моральный облик действующего лица, которое направляет поступки сообразно своему сознанию. Поэт с замечательным искусством обрисовал личность Эдипа. Равным образом и Антигона, и Электра с Орестом, над которыми, по сказанию, тяготеет родовое проклятие, в изображении Софокла свободны от роковой обреченности, хотя в

1 Ср. в драме Л. Н. Толстого «Власть тьмы» Никита, совершивший убийство, не открыт судом, но сам отдает себя в руки правосудия, чтобы в наказании найти себе успокоение.
234

некоторых местах поэт и припоминает традиционные черты мифа1. На этих примерах лучше всего можно видеть глубокое общечеловеческое значение образов Софокла, что было отмечено В. Г. Белинским, как мы указывали выше (гл. VIII, с. 168).
Представление об изменчивости судьбы и о неспособности человека понять непостижимую волю богов приводит, как мы видели на примерах творчества Эсхила, к двойственности положения человека и ставит его в зависимость от происходящих событий. Человек стремится к одному, но божество приводит его к совершенно противоположному: Лаий и Эдип знали о предназначенной им судьбе и старались ее избежать, но именно вследствие этого и случилось то, чего они боялись. Если бы Лаий оставил ребенка у себя в доме, сын знал бы отца и не убил бы его; если бы Эдип не бежал от своего мнимого отца, он не убил бы настоящего отца. Это и есть трагическая ирония. Софокл пользовался ею с исключительным мастерством. Трагедия «Царь Эдип» дает много примеров этого. Эдип, разыскивая убийцу Лаия, объявляет, что принимает это дело так близко к сердцу, как свое собственное, так как убийца Лаия может убить и его самого (135—141). Он призывает граждан указать убийцу (222—235), а оказывается, что это — он сам. Он проклинает убийцу (236—254), не подозревая, что проклинает самого себя (813—820). Он хочет вступиться за убитого как за своего отца (264), а это действительно его отец. С какой верой встречает он Тиресия, надеясь узнать от него имя преступника, и как негодует, когда тот молчит, а еще более, когда говорит ему истину! Истина производит на него как раз обратное впечатление. Он называет Тиресия слепым (371), но выходит, что слеп он сам, так как не видит, хотя и зрячий, своего собственного положения (747).
Такие же мотивы рассеяны и в других трагедиях. Аякс торжествует победу, воображая, что уничтожил своих врагов. Но каков его ужас, когда он, придя в сознание, убеждается, что вместо врагов перебил стадо овец («Аякс», 205—207)! Там же мы видим, как герой, решившись на самоубийство, старается успокоить своих близких, говоря, что идет скрыть свой опостылевший меч, роковой подарок Гектора (658—659), но на самом деле он вонзает его в себя. Он просит жену молиться богам об удачном выполнении его желания (685—686), т. е. его самоубийства: «он пойдет туда, куда надлежит идти» (690), т. е. в царство Аида. В «Электре» Клитемнестра радуется, слыша о смерти Ореста, но зрители видели, что Орест уже пришел и готов совершить мщение (675, ср. 32—37). А в конце трагедии Эгисф радуется, глядя на труп мнимого Ореста (1456), и вдруг видит перед собой мертвую Клитемнестру (1475). Креонт в «Антигоне» объявил смертную казнь тому, кто нарушит его приказ (35 сл.), а в конце концов сам погребает труп Полиника (1199—1204). В «Трахинянках» Деянира из любви к Гераклу посылает свой подарок (552—587), но оказывается,

1 Примеры: «Антигона», 593 «Я вижу, издревле идут эти несчастья рода Лабдакидов», ср. 471, сл., 856—866; в «Электре» Эгисф говорит (1498): «Да, этот кров должен увидеть и настоящие, и грядущие несчастья Пелопидов», а хор вспоминает о проклятии возницы Миртила, который был сброшен Пелопом в море (504—515).
235

что этим губит его (739 сл.). Такими противопоставлениями усиливается впечатление от происходящего действия.
Сходное значение имеют так называемые перипетии. «Перипетия — это перемена происходящего к противоположному», — так определяет сущность этого приема Аристотель («Поэтика», 11, р. 1452а 23—30). Например, Иокаста желает успокоить Эдипа, встревоженного предсказаниями Тиресия и разгоряченного спором с Креонтом; но, доказывая лживость прорицаний, она рассказывает о смерти Лаия на перепутье трех дорог и этим пробуждает у него воспоминание о совершенном им в этом месте убийстве, чем повергает его в еще большее беспокойство (744 сл. ). Затем коринфский Вестник, желая освободить Эдипа от страха перед возможностью исполнения предсказаний, объясняет ему, как он был принесен в дом Полиба (1182). Перипетия, таким образом, приводит к полному выяснению всех обстоятельств и затем к катастрофе.
Своеобразна манера Софокла в подготовке самого важного момента действия — катастрофы. Эдип, слыша от коринфского Вестника, что был им взят от фиванского пастуха, увлечен своим воображением и думает, что он — сын кого-то из богов или сын Счастья (1080— 1081). Его увлечение передается и окружающим, и хор поет радостную песню, прославляя своего царя (1086—1109). После всеобщей радости тем ужаснее действует следующее за ней «узнавание» и катастрофа. Точно так же в «Антигоне», когда Креонт сознает свою ошибку, является надежда на благополучный исход, и это выражается в радостной песне хора (1115—1152), а за этим сразу наступает катастрофа. И Деянира в «Трахинянках» полна радостного чувства, рассчитывая на чудесное действие крови Несса, и заражает своим чувством женщин хора (633—662), но быстро открывается ошибка, а за ней следует катастрофа (871—877).

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.
Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.
© Издательство «Высшая школа», 1977.
© Издательство «Высшая школа», 1982.

Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип»



назад в содержание

Трагедия открывается торжественной процессией. Фиванские юноши и старцы молят Эдипа, прославленного победой над Сфинксом, вторично спасти город, избавить его от свирепствующей моровой язвы. Мудрый царь, оказывается, уже сам послал своего шурина Креонта в Дельфы с вопросом к оракулу. Боги говорят, что в этом городе живёт убийца бывшего царя. Эдип энергично берется за розыски неведомого убийцы и предает его торжественному проклятию Эдип (нынешний царь) вызывает к себе слепого старца-предсказателя Тирессия. Однако Тирессий не хочет раскрывать тайну Эдипу, тот настаивает, и Т. говорит «убийца — ты». Эдип не верит и обвиняет Креонта (брата жены) в смерти Лая и подсылке ему старца. Креонт зовёт на помощь сестру Иокасту (жену Эдипа), С целью успокоить Эдипа она рассказывает о несбывшемся, по ее мнению, оракуле, данном Лаю, но именно этот рассказ вселяет тревогу в Эдипа. (давно Лай пошёл к оракулу, и тот ему предсказал, что родившийся у него сын убьёт его и женится на своей матери, ребёнка Лай приказал своему рабу отнести в горы, и убить его). Эдип беспокоится, спрашивает о Лае. Но не догадывается, что это он убил Лая. (Хотя нам-то всё понятно!) тут приходит вестник из Коринфа и говорит о смерти папы Эдипа — Полиба. Говорит о том, что Эдипа хотят посадить на престол. Эдип торжествует: предсказание об отцеубийстве не исполнилось. Эдип боится истории, когда-то предсказанной ему оракулом, что он женится на матери. Но вестник говорит ему, что он не сын Полиба и рассказывает где нашёл его. Иокаста, для которой все стало ясным, с горестным восклицанием покидает сцену. Эдип начинает искать второго пастуха, который отдал его в младенчестве этому вестнику. Приходит пастухъ (второй) не хочет говорить правду, но Э и вестник заставляюет его. Свидетель убийства Лая оказывается тем самым пастухом, который некогда отдал коринфянину младенца Эдипа Пастух сознаётся, что младенец сын Лая, Эдип проклинает себя.

В эксоде, полном глубокого участия к былому избавителю Фив, хор подводит итог судьбе Эдипа, размышляя о непрочности человеческого счастья и о суде всевидящего времени.

В заключительной части трагедии, после сообщения вестника о самоубийстве Иокасты и самоослеплении Эдипа (он снимает с плеча Иокасты брошь и выкалывает себе глаза. Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.), еще раз появляется Эдип, проклинает свою злосчастную жизнь, требует для себя изгнания, прощается с дочерьми. Однако Креонт, в руки которого переходит власть, задерживает Эдипа, ожидая указаний оракула. Дальнейшая судьба Эдипа остается для зрителя не ясной. Софокл, вероятно, не хотел разойтись с мифологической традицией, согласно которой Эдип после своего ослепления оставался в Фивах.

Смысл – нет отрицательных персонажей – человек ошибается не сознательно. Эта трагедия едина и замкнута в себе. Софокл подчеркивает не столько неотвратимость рока, сколько изменчивость счастья и недостаточность человеческой мудрости

«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним

назад в содержание

Анализ «Царя Эдипа» Софокла – Теория литературы и критика

Анализ «Царя Эдипа» Софокла – Теория литературы и критика

Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( 0 )

Место Эдипа Тиранна в литературе примерно такое же, как у Моны Лизы в искусстве. Всем известен рассказ, первый детектив западной литературы; каждый, кто читал или видел его, вовлечен в его загадки и моральные дилеммы. Это своего рода кошмарное видение мира, внезапно перевернутого с ног на голову: порядочный человек обнаруживает, что он по незнанию убил своего отца, женился на своей матери и зачал от нее детей. Это история, которая, как говорит Аристотель в Поэтика , заставляет содрогаться от ужаса и жалости только от одного услышанного. Однако в руках Софокла эта древняя сказка становится глубоким размышлением о вопросах вины и ответственности, порядка (или беспорядка) нашего мира и природы человека. Пьеса стоит рядом с Книгой Иова, Гамлет, и Король Лир как одно из самых глубоких исследований проблемы страдания в западной литературе.

— Чарльз Сигал, Эдип Тиранн: трагический героизм и пределы познания

Ни одна другая драма не будоражила воображение дольше и сильнее, чем « Царь Эдип » Софокла (известная также как «Эдип Тиранн » или « Царь Эдип »). Трагическая драма, сосредоточенная на дилемме одного центрального персонажа, в значительной степени начинается с Софокла и иллюстрируется его « Эдип», , возможно, самой влиятельной пьесой из когда-либо написанных. Самая известная из всех греческих драм, пьеса Софокла, поддержанная Аристотелем в 9 в.0003 Поэтика, установили стандарт, по которому измерялась трагедия на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Для Аристотеля пьеса Софокла представляет идеального трагического героя Эдипа, человека «большой репутации и удачи», чье падение, вызванное ужасающим открытием, что он убил своего отца и женился на своей матери, мастерски устроено так, чтобы вызвать трагедию. правильная катарсическая смесь жалости и ужаса. Неустанное исследование человеческой природы, судьбы и страданий в пьесе превращает древний рассказ о шокирующей истории человека в один из основных человеческих мифов. Таким образом, Эдип присоединяется к избранной группе вымышленных персонажей, включая Одиссея, Фауста, Дон Жуана и Дон Кихота, которые вошли в наше коллективное сознание как парадигмы человечества и человеческого состояния. Как утверждал ученый-классик Бернард Нокс, «Эдип Софокла — не только величайшее творение великого поэта и классическая представительная фигура своего времени: он также является одним из длинной череды трагических главных героев, которые являются символами человеческих устремлений и отчаяние перед характерной дилеммой западной цивилизации — проблемой истинного положения человека, его надлежащего места во Вселенной».

На протяжении почти 2500 лет пьеса Софокла считалась самым совершенным и самым глубоким достижением драмы. Юлий Цезарь написал адаптацию; Нерон якобы играл роль слепого Эдипа. Впервые поставленный в европейском театре в 1585 году, « Эдип » с тех пор постоянно ставился и перерабатывался такими драматургами, как Пьер Корнель, Джон Драйден, Вольтер, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид и Жан Кокто. Французский трагик-неоклассик Жан Расин утверждал, что 9«0003 Эдип » был идеальной трагедией, а Д. Г. Лоуренс считал его «лучшей драмой всех времен». Зигмунд Фрейд открыл в пьесе ключ к пониманию самых глубоких и наиболее подавленных сексуальных и агрессивных импульсов человека, а так называемый Эдипов комплекс стал одним из основополагающих мифов психоанализа. Эдип послужил решающим зеркалом, в котором каждая последующая эпоха смогла увидеть свое собственное отражение и свое понимание тайны человеческого существования.

Если Эсхил чаще всего рассматривается как великий создатель древнегреческой трагедии, а Еврипид — как великий аутсайдер и иконоборец, то именно Софокл занимает центральное место как технический мастер классической трагедии и представитель эпохи в течение жизни, совпавшей с взлет и падение величия Афин как политической и культурной державы в пятом веке до н. э. Софокл родился в 496 году недалеко от Афин в Колоне, легендарном месте последнего упокоения изгнанного Эдипа. В возрасте 16 лет Софокл, искусный танцор и игрок на лире, был избран руководить празднованием победы над персами в битве при Саламине, событием, положившим начало золотому веку Афин. Он умер в 406 году, за два года до падения Афин перед Спартой, положившей конец почти столетнему афинскому господству и культурным достижениям. Находясь в центре общественной жизни Афин, Софокл служил государственным казначеем и дипломатом и дважды избирался генералом. Мирянин культа местного божества, Софокл также основал литературную ассоциацию и был близким другом таких выдающихся литераторов, как Ион Хиосский, Геродот и Архелай. Утонченный, словоохотливый и остроумный Софокл запомнился современникам с любовью как обладатель всех восхитительных качеств уравновешенности и спокойствия. Прозванный «Пчелой» за «медовый» стиль струящегося красноречия — высший комплимент, который греки могли сделать поэту или оратору, — Софокл считался трагическим Гомером.

В отличие от его надежной и стабильной общественной роли и частной жизни, пьесы Софокла создают тревожный вызов уверенности и определенности, противопоставляя уязвимое и склонное к ошибкам человечество неумолимым силам природы и судьбы. Софокл начал свою карьеру драматурга в 468 г. до н. э. с победой над Эсхилом в Великой, или Городской, Дионисии, ежегодном афинском драматическом конкурсе. В течение следующих 60 лет он поставил более 120 пьес (только семь сохранились нетронутыми), 24 раза выигрывал первый приз на Дионисиях и ни разу не занимал меньше второго места, что, несомненно, сделало его самым успешным и популярным драматургом своего времени. Именно Софокл познакомил третьего говорящего актера с классической драмой, создавая более сложные драматические ситуации и углубляя психологическое проникновение через межличностные отношения и диалог. «Софокл обратил трагедию внутрь главных действующих лиц, — заметил классик Ричард Латтимор, — и драма становится драмой характера». Предпочитая драматическое действие повествованию, Софокл перенес на сцену закулисное действие, сделал акцент на диалоге, а не на длинных, недраматических монологах, и якобы представил нарисованные декорации. Также следует отметить, что Софокл заменил связанные трилогии Эсхила самостоятельными пьесами на разные темы на том же конкурсе, установив норму, которая сохранилась в западной драматургии с ее упором на интенсивность и единство драматического действия. По своей сути трагедии Софокла — это по существу нравственные и религиозные драмы, противопоставляющие трагического героя неизменной судьбе, определяемой универсальными законами, особыми обстоятельствами и индивидуальным темпераментом. Столь сурово проверяя своих персонажей, Софокл превращал невзгоды в откровения, которые продолжают пробуждать у зрителей способность к удивлению и состраданию.

История Эдипа была частью фиванского цикла легенд, который уступал только рассказам, связанным с Троянской войной, как популярный сюжет для греческой литературной трактовки. Известно, что тринадцать различных греческих драматургов, включая Эсхила и Еврипида, написали пьесы на тему Эдипа и его потомства. Великим нововведением Софокла было превратить ужасающие обстоятельства Эдипа в драму самопознания, исследующую тайну самости и человеческой судьбы.

Пьеса начинается с того, что Эдип в безопасности и пользуется уважением как способный правитель Фив, решивший загадку Сфинкса и завоевавший трон, а также овдовевшую царицу Фив Иокасту в качестве награды. Чума теперь осаждает город, и Эдип снова приходит на помощь Фивам, когда, узнав от оракула Аполлона, что чума является наказанием за убийство его предшественника, Лая, он клянется найти и предать убийцу правосудию. Таким образом, пьеса начинается как детектив с ключевого вопроса «Кто убил Лая?» как начальная загадка. Эдип начинает первую из, казалось бы, неисчерпаемой череды драматических ироний в роли сыщика, который оказывается собственной добычей. Приговор Эдипа об изгнании убийцы Лая решает его собственную судьбу. Обещанный восстановить здоровье Фив, Эдип на самом деле является источником их недуга. Успех Эдипа в обнаружении убийцы Лая станет его собственной гибелью, и, казалось бы, проницательный, разгадывающий загадки Эдип увидит правду о себе только тогда, когда он будет слеп. Чтобы подчеркнуть этот момент, вызывается слепой провидец Тиресий. Он не хочет говорить то, что знает, но Эдип непреклонен: «Ни один человек, ни одно место, ничто не ускользнет от моего взгляда. / Я не остановлюсь, пока не узнаю все». Наконец, подстрекаемый Эдипом, чтобы показать, что сам Эдип является «убийцей, которого вы ищете» и чумой, поразившей Фивы, Тиресий представляет вторую загадку пьесы: «Кто такой Эдип?»

У тебя есть глаза, чтобы видеть,
Но ты не видишь себя, ты не видишь
Ужас, омрачающий каждый шаг твоей жизни,
. . . Кто твои отец и мать? Вы можете сказать мне?

Эдип отвергает ужасающий ответ Тиресия на этот вопрос — что Эдип убил собственного отца и стал «сеятелем семян там, где посеял твой отец» — как часть заговора с братом Иокасты Креонтом против его правления. В своем обращении с Тиресием и последующем осуждении Креонта на смерть Эдип обнажает свою гордость, гнев и поспешность в осуждении, недостатки характера, которые сплавляют его очевидную силу безжалостной решимости узнать правду и стойкость в преодолении последствий. Иокаста встает на защиту брата, утверждая при этом, что не всем оракулам можно верить. Рассказывая об обстоятельствах смерти Лая, Иокаста пытается продемонстрировать, что Эдип не мог быть убийцей, иронически сообщая Эдипу подробности, которые помогают доказать его вину. В этом чуде иронического построения сюжета каждый шаг вперед в ответах на вопросы, связанные с убийством и происхождением Эдипа, отправляет Эдипа на шаг назад во времени, к полному раскрытию и самопознанию.

Когда Эдип вынужден перейти от самодовольного авторитета к сомнению, прибывает гонец из Коринфа с известием о том, что предполагаемый отец Эдипа, Полибус, мертв. Эта информация, кажется, снова опровергает оракул о том, что Эдипу суждено убить своего отца. Эдип, однако, все еще не хочет возвращаться домой, опасаясь, что он все еще может жениться на своей матери. Чтобы облегчить беспокойство Эдипа, гонец сообщает, что он сам привел Эдипа в младенчестве к Полибу. Подобно Иокасте, чьи доказательства в поддержку невиновности Эдипа превращаются в подтверждение его вины, вестник предоставляет информацию, которая свяжет Эдипа с Лаем и Иокастой как с их сыном и как с убийцей его отца. Интеллект вестника дает решающее признание Иокасте, которая убеждает Эдипа прекратить любые дальнейшие расследования. Эдип, однако, настаивает, вызывая пастуха, который отдал младенца посланнику и по совпадению оказался единственным выжившим после нападения на Лая. Окончательное подтверждение пастухом как фактов рождения Эдипа, так и убийства Лая приводит к ошеломляющей кульминации пьесы. Аристотель сослался бы на то, что Софокл одновременно соединил признание Эдипом своей идентичности и вины с его поворотом судьбы — осужденным, по его собственным словам, на изгнание и изгнание как убийцу Лая, — как на идеально искусную организацию драматического сюжета, чтобы произвести желаемое катарсическое действие. жалость и ужас.

Пьеса завершается акцентом на том, что теперь будет делать Эдип, узнав правду. Ни один трагический герой не падал дальше и быстрее, чем в реальном времени драмы Софокла, в которой время, прошедшее в пьесе, совпадает со временем действия. Эдип лишен всякой иллюзии своего авторитета, контроля, праведности и прошлой мудрости и вынужден бороться с неискупимым стыдом — отцеубийством и кровосмесительными отношениями с матерью — в мире, где нет ни справедливости, ни облегчения страданий. Однако героическое величие Эдипа растет по мере его умаления. В основе своей жертва обстоятельств, невиновный в преднамеренном грехе, чья судьба была предопределена еще до его рождения, Эдип отказывается от утешения в непорочности, которое дает виктимизация, полностью принимая свою вину и самосуд отверженного, преступника и грешника. Он ослепляет себя, чтобы подтвердить моральный позор, который его действия, невольно или нет, спровоцировали. Именно способность Эдипа вынести откровение о своем грехе, своей природе и своей судьбе доминирует в финале пьесы. Самая большая сила Эдипа — его решимость узнать правду и принять то, что он узнает, — выделяет его как одного из самых достойных сожаления и восхищения трагических героев. «Заключительная нота трагедии, — утверждает Нокс, — это новое настаивание на героической природе Эдипа; пьеса заканчивается так же, как и началась, величием героя. Но это другое величие. Теперь оно основано на знании, а не на невежестве, как прежде». Теперь ослепший Эдип был вынужден увидеть и испытать непостоянство удачи, реальность невообразимого морального позора и космический порядок, который либо извращен в своей расчетливой жестокости, либо хаотически случайен в своих замыслах, в любом случае побеждая любое человеческое существо. потребность в справедливости и милосердии.

Хор резюмирует суровый урок героического поражения, который пьеса так величественно инсценирует:

Посмотри и узнай всех жителей Фив. Это Эдип.
Тот, кто прочел знаменитую загадку, и мы приветствовали вождя людей,
Все завидовали его могуществу, славе и удаче.
Теперь на его голову обрушивается море бедствий.
Смертность — бремя человека. Не своди глаз с твоего последнего дня.
Никто не может назвать человека счастливым, пока он не достигнет его и не обретет покой от страданий.

Немногие пьесы так непоколебимо рассматривали экзистенциальные истины или так смело определяли человеческий героизм в способности видеть, страдать и терпеть.

Серия лекций по греческой трагедии

Царь Эдип Электронная книга PDF (16 МБ)

 

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Анализ «Сна в летнюю ночь» Уильяма Шекспира

Анализ «Орестеи» Эсхила ›


Категории: Драматическая критика, Литература

Теги: Анализ царя Эдипа Софокла, Библиография царя Эдипа Софокла, Изучение характера царя Эдипа Софокла, Критика царя Эдипа Софокла, Очерки царя Эдипа Софокла, Литературная критика, Заметки царя Эдипа Софокла, Эдип, Анализ царя Эдипа, Критика царя Эдипа, Эссе о царе Эдипе, Путеводитель по царю Эдипу, Лекция о царе Эдипе, PDF-файл о царе Эдипе, Краткое изложение царя Эдипа, Темы царя Эдипа, Царь Эдип, Тиран Эдип, Сюжет «Царя Эдипа», Простой анализ Царь Эдип Софокла, Софокл, Царь Эдип Софокла, Феминизм Царя Эдипа Софокла, Психоанализ Царя Эдипа Софокла, Учебные пособия Царя Эдипа Софокла, Краткое изложение Царя Эдипа Софокла, Синопсис Царя Эдипа Софокла, Темы Софокла ‘ Царь Эдип, трагедия, мировая литература

Статистика блога

  • 19 688 207 просмотров

статей/электронных книг/лекций

научных статей

научных статейВыберите категориюАфриканская литература ( 2)Арабская антропология (38) (4) Архетипическая критика (2) Теория искусства (3)Искусственный интеллект (1)Теория тела  (1)Британская литература  (202)Канадская литература (3)Теория хаоса  (1)Чилийская литература  (1)Китайская литература  (14)Комиксы (1)Теория сложности  (2)Криминальная фантастика (4) Критическая расовая теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм (4) Культурные исследования (20) Киберкритицизм (2) Кибернетика (4) Литература далитов (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы  (14)Критика диаспоры  (3)Цифровая теория  (3)Исследования инвалидности  (2)Дискурс  (2)Драматическая критика  (128)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕНОВСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА (2) Эпистолярные романы (3) Шпионские романы (1) Этнические исследования (2) Европейская литература (7) Экзистенциализм (4) Экспериментальные романы (11) Романы-фэнтези (8) Феминизм (46) Теория кино (6) Французская литература (17) Гей и Лесбийские романы  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества  (2)Исследования глобализации (1)Готическая литература  (3)Историческая фантастика   (1)История английской литературы  (20)Литература о Холокосте   (1)Романы ужасов ( 2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература (2) Ирландская литература (14) Израильская литература (1) Итальянская литература (7) Японская литература (10) Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Керала  (1)Латиноамериканская литература  (28)Юридический триллер  (1)Критика лесбиянок и геев  (1)Лингвистика  (16)Литературная критика  (62)Литературные термины и приемы  (22)Теория литературы (63)Литература  (1 115)Магический реализм  (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы (21)Мифокритика  (5)Повествование Теория  (2)Натурализм  (2)Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (266)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порнология  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования (2)Переводоведение (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категорий (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Рассказы о вампирах  (4)Викторианская литература (3) Литература на идише  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

Архивы

Архивы Выберите Месяц Февраль 2023 (6) Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 ( 2) декабрь 2021 (1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 ( 82) январь 2021 (9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (24) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 ( 38) январь 2020 г.  (1) декабрь 2019 г.(6) ноябрь 2019 г. (12) октябрь 2019 г. (2) сентябрь 2019 г. (3) август 2019 г. (5) июль 2019 г. (10) июнь 2019 г. (8) май 2019 г. (61) апрель 2019 г. (48) март 2019 г. (33) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (14) декабрь 2018 г. (16) ноябрь 2018 г. (6) октябрь 2018 г. (7) сентябрь 2018 г. (2) август 2018 г. (16) июль 2018 г. (32) июнь 2018 г. (33) май 2018 г. (30) апрель 2018 г. (8) март 2018 г. (16) февраль 2018 г. (14) январь 2018 г. (21) декабрь 2017 г. (25) ноябрь 2017 г. (31) октябрь 2017 г. (19) сентябрь 2017 г. (6) август 2017 г. (1) июль 2017 г. (11) июнь 2017 г. (18) май 2017 г. (20) апрель 2017 г. (15) март 2017 г. (3) февраль 2017 г. (4) декабрь 2016 г. (21) ноябрь 2016 г. (10) октябрь 2016 г. (11) сентябрь 2016 г. (2) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (6) апрель 2016 г. (37) март 2016 г. (59)

%d блоггерам нравится это:

    Эдип-герой в опере Софокла «Царь Эдип»

    Эдип-герой в опере Софокла «Царь Эдип» — Opera Philadelphia

    БилетыКалендарьИнформация для посетителей

    × Продлите подписку! Покровители Academy Series, продленные до 17 мая, чтобы получить лучшие места в сезоне 23–24. Продлить сегодня

    • Дом
    • Образование и сообщество
    • Программа генеральной репетиции
    • Царь Эдип + Сирень

    статья и урок Джейкоба Фили

    В основе Царь Эдип парадокс: лидер должен выяснить, что разрушает его город, но тем самым уничтожит себя. Те самые черты, которые сделали его эффективным правителем, погубят его. Для древних греков этот парадокс заключает в себе затруднительное положение трагического героя: его губят те же качества, которые позволяют ему совершать великие дела. Эти качества включают мужество, человечность, проницательность, решительность, а также то, что греки называли высокомерие (hyoo-bris) . Высокомерие относится к чрезмерному чувству уверенности в себе или собственной важности.

    Эдип — классический пример трагического героя. Будучи молодым человеком в городе Коринфе, он узнает от Дельфийского оракула, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Уверенный, что сможет обогнать свою судьбу, он бежит от своих родителей, царя Полиба и царицы Меропы, и направляется в Фивы — классическим примером высокомерия является вера героя в то, что он может перехитрить богов. Оказавшись там, он героически спасает город от бедствия Сфинкса.

    Сфинкс загадал всем посетителям Фив загадку: Что ходит на четырех ногах утром, на двух в полдень и на трех вечером? Он пожирал тех, кто не ответил правильно. Эдип, незнакомец с Фивами, отвечает: человек, потому что в детстве он ползает, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость. (Сфинксу, будучи бессмертным, человеческая жизнь кажется всего лишь днем.) За этот подвиг Эдип становится царем, поскольку было объявлено, что тот, кто разгадает загадку, станет царем Фив. Когда бедствие снова обрушивается на город, на этот раз в виде чумы, Эдип проявляет те же героические качества, которые он продемонстрировал, спасая Фивы от Сфинкса. Однако на этот раз результаты кардинально отличаются.

    ПЛАН УРОКА

    В своей вступительной речи Эдип обращается к своим подданным как к своим «детям» ( liberi ) и клянется: «Я освобожу вас», «Я избавлю вас» и «Я спасу вас. ” Эдип звучит как сострадательный отец, который полон решимости свернуть горы, чтобы спасти любимое потомство. Тем не менее, он также выглядит слишком самоуверенным в своих силах. Он называет себя «я, достопочтенный Эдип» ( ego clarissimus ) и явно считает себя великим лидером, заслужившим свою славу за победу над Сфинксом.

    Эдип не теряет времени даром. В отличие от политика, состоящего только из слов и без действия, Эдип подкрепляет свои слова делами.¹ Он говорит своему отчаявшемуся народу, что уже отправил своего зятя Креонта к оракулу в Дельфы, чтобы спросить бога Аполлона, как ему поступить. покончить со страшной чумой. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует, чтобы фиванцы нашли и изгнали убийцу предыдущего царя Фив Лая. Эдип не колеблется в своей приверженности своим подданным и клянется в быстрых действиях, но еще больше раскрывает свои высокомерие . Он отвечает Креонту: «Ты не можешь раскрыть это древнее преступление./ Я переверну Фивы с ног на голову,/ Чтобы изгнать этого человека из Фив». В доказательство он приводит свой прошлый подвиг: «Я разгадал загадку Сфинкса», так что «я разгадаю это еще раз (iterum)». Здесь самоуверенность Эдипа переходит в высокомерие. Креонт не предполагает, что он или кто-либо другой может раскрыть преступление, однако Эдип объявляет, что никто, кроме него, не может спасти Фивы.

    высокомерие Эдипа достигает пика в его встрече со слепым пророком Тиресием. Сначала Тиресий отказывается говорить, что, по словам Аполлона, необходимо сделать, чтобы положить конец чуме. Разгневанный отказом пророка раскрыть волю бога, Эдип обвиняет в убийстве Тиресия. В ответ Тиресий утверждает, что «убийца среди вас», что «убийца царя — царь» и что этот «злой царь оскверняет город». Эдип настолько уверен в себе, что даже не опровергает обвинение, поскольку для этого ему потребовалось бы признать возможность того, что он мог убить Лая. Скорее, Эдип набрасывается на Тиресия и в приступе паранойи обвиняет Креонта и Тиресия в том, что они подставили его как убийцу, чтобы Креонт мог стать новым царем. Он утверждает, что Тиресий завидует Эдипу, потому что Эдип, а не Тиресий, разгадал загадку Сфинкса. «Зависть ненавидит удачу», — презрительно говорит он пророку.

    Когда история достигает своего апогея, Эдип погибает из-за своих героических качеств. Иокаста, царица, подслушивает споры Эдипа, Тиресия и Креонта и наказывает их за публичную драку. Она отвергает слова оракула и Тиресия и говорит, что царь в Фивах не мог убить Лаия, потому что «Лай умер на перекрестке», на некотором расстоянии от города. Эта деталь, однако, беспокоит Эдипа. Он рассказывает Иокасте, что однажды убил человека на перекрестке, прежде чем пришел в Фивы и разгадал загадку Сфинкса. Иокаста теперь улавливает ужасную правду и, зная, что правда разрушит их дом, пытается развеять страхи Эдипа. Она повторяет, что оракулы лживы, и призывает его «скорее» вернуться с ней в их дворец. Но уже слишком поздно. Эдип не из тех, кто отпускает вещи и избегает проблем. Как упрямый детектив, он убеждает Иокасту позволить ему подвергнуть перекрестному допросу пастуха, ставшего свидетелем преступления.

    По требованию Эдипа во дворец появляются посланник и пастух, готовые ответить на вопросы Эдипа. Посланник описывает, как он нашел Эдипа в горах с проколотыми лодыжками и доставил его пастуху. Затем пастух рассказывает, как он принес раненого младенца коринфскому царю Полибу, который усыновил его. Таким образом, человек, которого Эдип считал своим биологическим отцом, на самом деле является его приемным отцом. Эта новость побуждает Эдипа копнуть глубже в свое прошлое. Пастух, предчувствуя, что правда погубит Эдипа, сожалеет о своих словах: «Мне не следовало говорить, — говорит он. Однако Эдип полон решимости узнать правду. Все еще полны уверенности в себе (т.е. 9 0003 hubris ), он восклицает: «Я открою наследие Эдипа, источник моего изгнания/ Я, изгнанник, ликую».

    Вместе гонец и пастух сообщают сокрушительную новость: Эдип — сын Лая и Иокасты, а значит, убийца своего отца, а также сын и муж своей матери. Эта новость опустошает Джокасту. Когда она узнает, что Эдип понял правду о своем происхождении, она бросается в свою комнату и вешается. Эдип находит ее мертвое тело и выкалывает себе глаза булавкой, которой она завязывала волосы. Поскольку он метафорически был слеп к правде о себе, Эдип теперь буквально слеп. На этой резкой и трагической сцене драма заканчивается.

    Итак, Эдип воплощает в себе классические черты трагического героя, и соответственно следует его падение. Из-за искренней заботы о страданиях своего народа он пытается выяснить причину чумы, чтобы положить ей конец. Но при этом он ведет себя настолько высокомерно, что закрывает глаза на собственную роль в чуме, неоднократно называя себя «выдающимся» ( clarrisimus ) и хвастаясь уже однажды спасением города. Тем не менее, Эдип демонстрирует замечательную целеустремленность и решимость раскрыть правду. Ему недостаточно следовать чужим советам и укрываться в стенах дворца. Когда он наконец понимает, что Дельфийский оракул, возможно, был прав, он настаивает на перекрестном допросе посланника и пастуха о его происхождении. При этом он губит себя, свою жену и свой дом, но в то же время снова спасает Фивы.

    В этом заключается парадокс греческого трагического героя: герой достигает величия для себя, принося пользу своему сообществу, но его губят те же качества, которые сделали его великим. На самом деле, само имя Эдипа иронично намекает на этот парадокс. В греческом языке первая часть его имени происходит от слова oida ( oy-dah ), которое может означать «опухший», но также является каламбуром слова «знать». Вторая часть, pous ( poos ), означает «ступня». В мифе, на котором основана эта опера, биологический отец Эдипа, царь Лай, слышит от оракула, что его сыну суждено убить отца и жениться на матери. Чтобы избежать этой участи, Лай прокалывает лодыжки младенца и скрепляет их вместе, а затем оставляет умирать на горе. У Эдипа от этого ужасные шрамы, но когда история начинается, он не знает происхождения повреждений своих ног, а значит, и своего собственного происхождения. Это человек, который «знает» о «ступнях», разгадывая о них загадку Сфинкса, но не может постичь тайны своей собственной. Это прекрасно воплощает в себе 9 элементов Эдипа.0003 высокомерие : он понимает хрупкость человеческого состояния, описанного в загадке Сфинкса, но не может применить это понимание к себе. Сила истории Эдипа заключается в том, что человечество в целом разделяет подобную гордыню : мы способны понимать человеческую слабость и уязвимость абстрактно, но гораздо менее способны видеть их в себе.

    Джейкоб Фили преподает латынь в Центральной средней школе в Филадельфии. Он специализировался на латыни в Оберлин-колледже и получил докторскую степень в Пенсильванском университете по древней истории, где написал диссертацию о политической мысли Иосифа Флавия.

    ¹Софокл, Три фиванские пьесы: Антигона, Эдип-царь и Эдип в Колоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *