Свод законов ярослава мудрого: Первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Мудрого

Содержание

Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром

Расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром, является самой яркой страницей в становлении русского государства. Киевская Русь, в то время, считалась сильным и богатым регионом восточной Европы. История Киевской Руси берёт своё начало от княжения Рюрика, который был призван славянскими и финно-угорскими племенами. Тогда же город Киев, плативший дань хазарскому каганату, становится престолом княжения ближних бояр Рюрика. Прямым потомком Рюрика является великий князь Ярослав Мудрый. Русь при Ярославе Мудром совершила мощный рывок, как в экономическом, так и социальном плане.

Роль Ярослава Мудрого в процветании Киевской Руси

Ярослав Владимирович (Мудрый) родился в период между 983 и 986 годами, так как точная дата неизвестна. Как княжеский сын он получил прекрасное образование. Сначала он, по велению своего отца принял княжеский престол города Ростова, затем некоторое время был Новгородским князем. Об этих периодах жизни и делах Князя Ярослава сохранилось мало информации.

Князь Ярослав Владимирович Мудрый

Воцарение князя на киевском престоле и удержание власти было нелёгким делом. Ярослав постоянно конфликтовал со своими братьями и даже отцом. Особенно ожесточённой была борьба Ярослава за киевский престол со своим братом Святополком. Первый период великого княжения Ярослава в городе Киеве был недолгим.

В 1016 году князь Ярослав воцарился на киевском престоле, а уже в 1018 его войско было разбито, и он вынужден был бежать в Новгород. В 1019 году войско князя Ярослава с помощью нанятых варягов конунга Эймунда окончательно разгромило войско Святополка. Великий князь Ярослав, прозванный Мудрым, окончательно воцарился на киевском престоле.

До правления Ярослава Мудрого в  киевской Руси отсутствовали законы единые для всех. Князь каждого города издавал свои указы и законы и то, что в одном месте считалось нормой, было совершенно недопустимо в другом городе. Великий князь постарался устранить эти противоречия.

Главные нововведения Ярослава Мудрого в киевской Руси:

  • Создание первого свода законов.
  • Организация системы просвещения.
  • Установление независимости православной церкви.
  • Укрепление отношений с другими государствами.

Законодательная политика Ярослава Мудрого

Одним из важнейших признаков государственности является чёткая судебная система. Великий князь Ярослав Мудрый первым упорядочил внутреннее управление на Руси, ввёл систему юстиции и сформировал судебное законодательство. Это был свод письменных правил, где оговаривались различные виды преступлений и наказания за них.

Отдельные правила регламентировали семейные, финансовые и торговые отношения между людьми. Были сильно ограничены принятые ранее среди русичей самосуд и кровная месть. Больше всего споров и конфликтов происходило в процессе торговых отношений. Ярослав Мудрый установил чёткие торговые правила, которые действовали на всей территории киевской Руси.

Важно: Впервые в истории были введены наказания за мошенничество и обман в торговле.

Кровная месть сохранялась, но было конкретно указано кто и за что имеет право мстить. Чтобы избежать наказания за проступок, любой мог заплатить оговоренную виру (компенсацию) в гривнах. Отделаться штрафом можно было даже за убийство. Свод законов получил название «Русская правда». В дальнейшем он дополнялся и дорабатывался сыновьями князя Ярослава Мудрого и даже его внуком Владимиром Мономахом.

Важно: Судебная реформа жестко разграничивала сословия и права древних славян. Денежная компенсация за убийство простого холопа была в несколько раз ниже, чем штраф за убийство княжеского слуги.

Реформы Ярослава Мудрого

Так же Ярослав Мудрый изменил порядок наследования престола. Новый принцип получил название Лествица (Лестница). По этой схеме, после смерти владыки, княжеский престол наследовал не его сын, а старший по возрасту член рода. Это мог быть родной или двоюродный брат. При отсутствии ближайших родичей на княжение ставился какой-либо дальний родственник.

Время показало, что эта реформа Ярослава Мудрого оказалась неудачной. Такой принцип наследования привёл к многолетней вражде и войнам между близкими родственниками. В дальнейшем от Лествицы отказались, и наследовать престол стали сыновья умершего князя.

Князь Ярослав Мудрый сумел претворить в жизнь церковную реформу. Это было очень важно для русского православия. После принятия христианства, митрополитов киевской церкви назначал патриарх Византии. Обычно это были выходцы из Греции. Плохо разбиравшиеся в реалиях русского православия и не учитывающие местных особенностей, греческие митрополиты часто принимали ошибочные решения, что вызывало недовольство простого народа.

Ярослав Мудрый ограничил зависимость русской церкви от Византии и в его правление, впервые, митрополитом был назначен русский монах Илларион. Князь Ярослав был глубоко верующим человеком. По его приказу во всех русских городах начали строиться храмы. Только в Киеве их было построено более четырёхсот.

Ярослав Мудрый – просветитель Руси

Киевский князь Ярослав Мудрый был одним из образованнейших людей своего времени. Он знал несколько иностранных языков и очень много читал. Он первым из русских правителей начал открывать школы. Обычно такие учебные заведения открывались при монастырях, где под руководством специально подготовленных монахов обучались дети священнослужителей и отпрыски знатных семей. Одна из таких школ, в Новгороде, могла принять одновременно до 300 человек.

Софийский собор в Киеве, при Ярославе Мудром, стал одним из центров просвещения. Там была организована первая в древней Руси библиотека. Это было не просто собрание книг. Грамотные и учёные монахи переводили книги с греческого и болгарского языков, переписывали их славянским шрифтом и переплетали в красивые переплёты.

При соборе действовала книжная мастерская. Каждая такая рукописная книга была настоящим шедевром. Текст был написан на пергаменте каллиграфическим почерком и украшен цветными миниатюрами. Обложка, выполненная из сафьяна, украшалась золотом, серебром и драгоценными камнями.

При храмах, в больших городах древней Руси, трудились монахи-летописцы. Многие летописи дошли до настоящего времени, и являются уникальными памятниками древнерусской литературы, как знаменитая «Повесть временных лет». К сожалению, библиотека князя Ярослава Мудрого не сохранилась. В Киеве была сооружена Киево-Печерская Лавра.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

При Ярославе Мудром вырос и укрепился авторитет Руси, благодаря разумной внешней политике князя. Во время правления Ярослава заметно расширились границы, а для их укрепления быстро строились города и крепости. Для укрепления западных границ был построен город Юрьев, который теперь называется Тарту.

Князь избегал военных конфликтов и не нападал первым. Исключением был разгром войска печенегов. Это было необходимо, так как их орды периодически совершали опустошительные набеги на Русь. Основой внешней политики князя были мирные и добрососедские отношения с соседними странами.

Основой таких отношений была торговля и культурный обмен. Для установления долгосрочных хороших отношений с другими государствами Ярослав Мудрый широко использовал браки между правящими династиями.

Сам князь был женат на дочери шведского короля. Дочери князя были выданы за принцев Франции, Норвегии и Венгрии, которые впоследствии стали королями этих стран. Сын князя Изяслав женился на сестре короля Польши, а сын Константин был женат на дочери императора Византии.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси в X-XI веке

Основой экономики Руси являлось земледелие. Славяне выращивали большое количество зерновых культур, включая пшеницу, рожь и овёс, а так же различные виды бобовых. В каждом хозяйстве имелся крупный и мелкий домашний скот, а так же птица. Многие жители киевской Руси занимались охотой, рыболовством и сбором мёда диких пчёл.

В городах активно развивалось следующее ремесленное производство:

  • Гончарное
  • Ткацкое
  • Кожевенное
  • Кузнечное
  • Оружейное
  • Ювелирное

По качеству, изделия русских мастеров не уступали, а часто и превосходили такие же товары из других стран. Особенно славились славянские ювелирные украшения, кольчуги и оружие.

Торговые отношения

Внутренние торговые связи в киевской Руси были развиты слабо, так как приоритет был у натурального хозяйства. Торговля с другими странами могла быть эффективной только в случае наличия безопасных путей для следования торговых караванов. Поэтому, как только начинались вооружённые столкновения между князьями, торговля стихала, а в мирные периоды снова активизировалась.

Иностранные купцы охотно покупали товары промыслов:

  • Мех
  • Мёд
  • Воск
  • Рыбу
  • Пеньку

Киевская Русь приобретала предметы роскоши:

  • Шёлк и парчу
  • Приправы и ароматические смолы
  • Виноградные вина
  • Дорогое оружие

При Ярославе Мудром важным предметом в торговле стали книги. Они писались в греческих и византийских монастырях и стоили очень дорого. Центрами торговли киевской Руси были города, число которых постоянно увеличивалось.

Общественный строй Киевской Руси

Классовую структуру общества того времени можно охарактеризовать как феодализм с некоторыми отличиями от феодальных отношений в других странах. Русский феодал полностью владел землёй и частично крестьянами, в отношении которых он мог применять различные меры экономического воздействия. Зависимый от феодала крестьянин обрабатывал землю своего господина и свой собственный надел, но являлся собственником  жилья и всех орудий труда.

Самой низшей кастой в киевской Руси были изгои. Это была категория людей, которые по каким-либо причинам утратили свой общественный статус. Они могли быть изгнаны из своей среды за какой-то проступок. Единственным заступником изгоев была православная церковь. Там они могли найти себе кров и пропитание.

Кроме крестьян, которые получили землю, семена или денежную ссуду от феодала, в киевской Руси были смерды или свободные крестьяне. Они подчинялись только великому князю и государству. Отдельной кастой были ремесленники. Каждое конкретное ремесло имело свою слободу. Профессиональных военных было немного, но военное обучение проходили все не отпрыски мужского пола, но только из знатных семей. Детей крестьян и смердов ратному делу не обучали.

Интересно: Князь имел свою небольшую дружину из профессиональных воинов, а в случае необходимости, в ополчение призывались все лица мужского пола, способные держать оружие и сражаться.

Киевская Русь в конце XI века

К середине XI века древняя Русь представляла собой сильное государство с обширной территорией. Князья захватили большое количество земель, на которых проживали, как славянские племена, так и представители других народов. Были завоёваны исконные земли финнов и прибалтов. Тмутаракань так же считалась частью Руси.

Спорной территорией оставалась Галиция, которая неоднократно переходила то к Польше, то возвращалась в состав киевской Руси. В 1036 году князь Ярослав Мудрый разбил печенегов, которые отличались грабительскими набегами на русские города. В 1043 году князь вступил в последнюю войну между киевской Русью и Византийской империей.

Середина XI века считается периодом максимального расцвета киевской Руси. На смену деревянному зодчеству приходит каменное строительство, распространяется образование, начинают действовать новые законы, которые способствуют укреплению государства. При жизни князя Ярослава Мудрого его сыновья расширяли пределы киевской Руси и охраняли её от посягательств внешних врагов.

Все изменилось после смерти великого князя. Между его детьми и внуками начались разногласия, приведшие к военным конфликтам. Это всё ослабило Русь, а проблемы, которые ранее замалчивались, вышли на первый план. Владимир Мономах пытался урегулировать этот вопрос и сохранить сильную киевскую Русь. Для этого был созван съезд князей в Любече.

Княжеский съезд вместо того, чтобы способствовать укреплению киевской Руси привел к окончательному развалу единого государства. После смерти Владимира Мономаха на киевском великокняжеском престоле не было ни одного сильного и авторитетного правителя.

Литература:

  • Творогов О.В. «Древняя Русь: события и люди»
  • Фроянов И.Я. «Древняя Русь IX-XIII вв»
  • Данилевский И.Н. «Древняя Русь глазами современников и потомков»

Русская правда Ярослава Мудрого — презентация онлайн

1. Русская правда Ярослава Мудрого

Подготовил: учитель истории
Ковалева Н.А.
Стремясь установить порядок и законность в
русских землях, Ярослав в начале своего правления
ввел в действие первый на Руси писаный свод
законов — Русскую Правду. Свод касался прежде
всего вопросов общественного порядка, защищал
людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси
было так много в эти смутные времена. Русская
Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за
умышленное убийство. Причем допускалась еще
кровная месть. За убийство можно было мстить
убийце и даже убить его. Но это могли сделать
только близкие родственники (отец, сын, брат,
дядя), а дальним родственникам кровная месть
запрещалась. Так ограничивался этот обычай
племенного строя. Если близкой родни не было, то
убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его
называли вирой. Большими денежными штрафами
наказывались побои, увечья.

3. Из Русской Правды

«1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата,
или сын сестры; если не будет никто мстить, то гривен за убитого.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина
и тот не будет выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12
гривен, а затем, где холопа застанет пострадавший, пусть убьет его.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также
80 гривен.
22. А за княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12
гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2
гривны.
27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.
31. За истязание смерда без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.
33. А кто распашет полевую межу или повредит полевой знак, то за обиду 12
гривен.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3
гривны».

4. А. Д. Кившенко. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава

В те времена слово «Правда» означало на только привычную для нас
истину, но и: закон, устав. Поэтому, совершенно естественно, что на Руси
свод древнейших законов назывался «Русской Правдой».
Существовало множество копий – списков этого документа. Первый из
экземпляров не дожил до нашего времени. Из найденных списков самый
давнейший был сделан в 1280 году в Новгороде. Первый текст был
обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В.
Н. Татищевым в 1738 г.
«Русская Правда» есть пространная (подробная) и краткая. В краткую
«Русскую правду» входили законы, которые были установлены еще в XI
веке великим князем Ярославом Мудрым и его сыновьями. При
Ярославе Мудром были прописаны наказания за убийство, кражу,
оскорбление.
«Живите по этой грамоте, как написано вам, так это и соблюдайте», говорил Ярослав Мудрый про первые писаные законы.
Пространная «Русская Правда» была прописана на основе краткой,
однако в нее были добавлены законы XII века.

6. Основные редакции «Русской Правды»

Краткая Правда XI в.
1. Правда Ярослава (статьи 1018)
2. Правда Ярославичей (статьи 19-41)
Пространная Правда XII в.
1. Правда Ярослава и Ярославичей (статьи 1-52)
2. Устав Владимира Мономаха (статьи 53-121)
Сокращенная Правда XV в.
Включает ряд переработанных статей Пространной
Правды
«Русская Правда» — служила важным руководством не только для
княжеских (светских), но и для церковных судов. Законы «Русской
Правды» защищали княжескую земельную собственность и охраняли
княжеских приближенных. Многие статьи были посвящены таким
вопросам, как права наследования, купля-продажа, заклады, займы и
т.д.
Такой древний обычай, как кровная месть был отменен «Русской
Правдой», а взамен было установлено наказание за убийство и обиду –
по суду. За многие преступления было определено наказание в виде
денежного штрафа. За тяжкие преступления, например, за убийство
во время разбоя или за конокрадство, поджог гумна или жилого дома,
— вводилось суровое наказание. Это могло быть изгнание подсудимого
с его семьей, конфискация всего имущества. На суде большое
значение придавалось показаниям «послухов» — то есть свидетелей.
По словесным показаниям, или, как говорили русичи, «по языку», отыскивали преступников: так, например, ловили «татя» — вора.
Интересно, что современные слова «уголовщина», «уголовный» идут
еще со времен «Русской Правды», где убийцу называли
«головником», а убитого, соответственно, — «головой».

8. Социальная структура и основные категории населения

Высшие сословия
Служители культа
Князья
Православное
духовенство
Волхвы
(языческие
жрецы)
Бояре
(с X в.)
Люди –
свободные крестьянеобщинники
Низшие сословия
холопы
Смерды- зависимые
кр-яне, несущие
повинности князю
Закупы
Дружинники
Рядовичи
Долговые
холопы
челядь
Градские люди –
горожане
Купцы
(гости)
ремесленники
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее
субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица
закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности
кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской
Правдой, нет преступлений против государства. Законодатель стремился
предусмотреть все жизненные ситуации.
Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О
возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.
Субъективная сторона преступления включала умысел или
неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и
понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в
законе. Ст.6 упоминает случай убийства «на пиру явлено», а ст.7 убийство «на разбое без всякой свалы». В первом случае
подразумевается неумышленное, открыто совершенное убийство (а «на
пиру» — значит еще и в состоянии опьянения). Во втором случае разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике
умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно — в разбое).
Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий
(усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует
отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах),
которое наказывалось даже еще строже, чем легкие телесные
повреждения, побои.
К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения
преступника, к отягчающим — корыстный умысел. Законодатель знал
понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).
В Русской Правде уже существует понятие о превышении пределов
необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя
некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже
отпала).
Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не
отличаемый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого
имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство
(как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее
подробно регламентировалось понятие «татьба». Закон допускал
безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.
Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и
разграбление», назначаемое только в трех случаях: за, убийство в разбое,
поджог и конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и
выдачу преступника вместе с семьей в рабство).
Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который
назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну.
Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное
вире. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного
человека) или двойная (80 гривен за убийство привилегированного
человека). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная»,
которая налагалась на всю общину. Для применения этого наказания
необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным;
община либо не выдаст своего подозреваемого в убийстве члена, либо не
может отвести от себя подозрения; община только в том случае платит за
своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих
соседей. Все остальные преступления (как против личности, так и
имущественные) наказывались штрафом — «продажей», размер которой
дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1,3,12
гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» денежное возмещение за причиненный ему ущерб.
Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное
положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью
господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств,
которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на
господина. Личность холопа как субъекта права фактически не
защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за
уничтожение имущества либо господину передавался в качестве
компенсации
другой
холоп.
Самого
холопа,
совершившего
преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период
его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную
ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе
холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика,
свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек
должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».
Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда
предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного
человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе,
«ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки
о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были
также совершение преступления (такое наказание, как «поток и
разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой»,
превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное
банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).
http://www.youtube.com/watch?v=MUiY_o
RuNkQ&feature=player_embedded
Суд во время Русской Правды Билибин

15. Задание на дом:

1. Внимательно прочитать текст презентации
2. Выписать все незнакомые слова и понятия
3. Выучить дату создания «Русской Правды»

Великий князь Ярослав I Мудрый издает первый свод законов Русская правда в 1019 году, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. FAI-9280

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 59,99 €
Информативный сайт | 89,99 €
Издательский. Книга внутри | 139,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 169 €.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-9280 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (3577 х 2480 пикселей — 30,3 х 21 см — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

правда

правда

РУССКАЯ ПРАВДА

Краткая версия свод законов, ныне известный как Русская правда (Закон Руси) был открыт в начале 18 -го -го века. Первое 18 статей в этой версии (которые иначе называют «старейшей Правдой») предположительно были изданы Ярославом Мудрым в 1016 г. (или, что более вероятно, 1019), а остальные статьи изданы совместно его сыновьями, Изяславом, Святослав и Всеволод после смерти отца. Предыдущее поколение ученых считали, что после 1113 года внук Ярослава, Владимир Мономах, расширил краткую версию и добавил серию собственных статей, в результате чего более длинная версия Русской Правды . Он был дополнительно расширен в 1140-х и 1170-х годах. Однако вполне вероятно, что короткая версия фактически появилась намного позже текста более длинной версии принял свой нынешний вид. В отличие от большинства средневековых сводов законов, сохранившийся текст краткой версии вошло в текст Новгородского Первого Летопись как грамота, изданная Ярославом специально для Новгорода и его граждан в знак признания выдающихся заслуг, которые они оказали его в войне со Святополком. Однако положения краткой версии кажутся неуместными и устаревшими для 11

-й век. Поэтому недавно было высказано предположение, что короткая версия на самом деле является адаптация более длинной версии (впервые засвидетельствована в конце 13 -го г. век) написаны не позднее 15 го века. Перевод с Средневековая Русь. Справочник, 850-1700 , под редакцией Василия Дмитришина (Gulf Breeze: Academic International Press, 2000), стр. 36-37.

1. Если мужчина убивает человека, брат должен мстить его брат; сын, его отец; или отец, его сын, или племянники, их дяди; а если нет мстителя [убийца платит] 40 гривен штрафа; если [ убитый] есть [Киевская] Русь, или член дружины [свиты], или купец, или шериф, агент князя, или даже изгой [крепостной], или [Новгородский] славянин, штраф 40 гривен.

2. Если человек истекает кровью или посинел от синяков, он не нуждается в свидетелях; если у него нет признаков [ранения], он должен предъявить очевидец; если он не может, на этом дело кончается; если он не сможет отомстить он должен получить 30 гривен, а врач — гонорар.

3. Если человек ударит другого палкой или розгой, или кулак, или чаша, или [питьевой] рог, или тупая сторона меча, он уплатить штраф в размере 12 гривен; если преступник не получает ответного удара [его жертва], он должен заплатить, и на этом дело заканчивается.

4. Если человек ударит другого голым мечом или рукоятью меча, платит 12 гивен за проступок.

5. Если человек ударит [другого] по руке, и эта рука разорван или уменьшен, он платит 40 гривен штрафа. И если он ударит по ноге [но не не разорвать], и тогда он [пострадавший] становится хромым, пусть обе [стороны] достигают Соглашение.

1. А если отрубят палец, то 3 гривны за обида.

2. За усы 12 гривен; и для бороды, 12 гривен.

3. Если кто обнажит меч свой, но не попал, он платит штраф в одну гривну.

4. Если человек тянет другого человека к себе или оттолкнул и [обиженный] приводит двух свидетелей, штраф 3 грн.; если он будет варягом или колбягом, то присяга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *