Материя и ее свойства
Содержание
Вопросы теста
Список литературы
Вопрос 1
Ставя материю в зависимость от индивидуального или надприродного сознания, субъективные и объективные идеалисты отрицают материю как…
Ответ:
А) объективную реальность
Вопрос 2
От античности и до начала 20-го века общее понимание материи зачастую подменялось знанием о ее строении, добываемом науками о природе, что приводило смешению философского взгляда на материю и…
Ответ:
Б) естественнонаучного
Вопрос 3
В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.
Ответ:
А) диалектике
Вопрос 4
Взгляд, что время всегда и везде течет одинаково, и часы на Земле и в любом пространстве Вселенной показывают одно и то же, находятся в рамках концепции, называемой…
Ответ:
Г) космологической
Вопрос 5
Суждение, что существуют не только «мировые часы», но и «мировые линейки» для измерения тел в любом месте бесконечного и абсолютного пространства, разделялось…
Ответ:
А) И. Ньютоном
Вопрос 6
Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание выделять пространство и время…
Ответ:
В) социальное
Вопрос 7
Всякий развертывающийся в пространстве и во времени процесс воздействия одних предметов или явлений на другие и обратно есть…
Ответ:
Г) взаимодействие
Вопрос 8
Категория, являющаяся большей по своему объему,
А) движение
Вопрос 9
Нельзя бесконечно прибавлять, уменьшать, усложнять и т.д. что-либо: во всем есть мера, — гласит диалектический закон…
Ответ:
Б) взаимного перехода количественных и качественных изменений
Вопрос 10
Как мышление не зависит от бытия, так и бытие не зависит от мышления, — утверждает…
Ответ:
Г) дуализм
Вопрос 11
Психика, сознание, мышление, самосознание различаются в философии и науке…
Ответ:
Б) Нового времени
Вопрос 12
«Эврика» — слово, выражающее радость при решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении». Это слово, означающее «я нашел!» приписывается одному из древнегреческих мыслителей, которое он, якобы, произнес при неожиданном открытии важного закона. Этим мыслителем был…
Ответ:
Г) Архимед
Вопрос 13
Социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, духовной, политико-правовой и социальной (в узком смысле слова) жизни принято называть…
Ответ:
А) сферами общественной жизни
Вопрос 14 бытие познание мировоззрение учение
Политический режим, обеспечивающий более широкий выход энергии и социального творчества личности по сравнению с другими политическими режимами, — это…
Ответ:
А) демократический
Вопрос 15
Цивилизационный анализ представляет собой одно из средств изучения социальной системы наряду с формационным и другими подходами. Понятие, раскрывающее сущность цивилизационного подхода к обществу-это…
Ответ:
В) культура
Вопрос 16
Конкретный тип общества, находящийся на определенной ступени прогрессивного исторического развития, основу которого составляет способ материального производства, получил название…
Ответ: А) формация
Список литературы
1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. — М.: Инфра — М, 2008. — 664 с.
2.Губин В.Д. Философия: Учебник. — М: Велби, 2007. — 480 с.
.Лаврова С.А. Философия: Учебник. — М.: Академический проект, 2007. -731 с.
.Лебедева С.А.Философия: Учебник. — М.: Академический проект, 2007. — 731 с.
.Островский Э.В. Философия: Учебник. — М.: Вузовский учебник, 2009. — 313 с.
.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарика, 2008. — 368 с.
Теги:
Материя и ее свойства
Практическое задание
Философия
Просмотров: 31426
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Материя и ее свойства
2:Античности
3:Средневековья
4:Возрождения
Бытие как объективная реальность обозначается термином…
1:материя
2:сознание
3:субстрат
4:вещество
Материя с позиции современного материализма есть…
1:философская категория для обозначения объективной реальности
2:кирпичик мироздания
3:вещество в трех состояниях
4:ткань, из которой шьют одежду
В мире нет ничего сверхъестественного и противостоящего материи как субстанции, – заявляют.
1:материалисты
2:монисты
3:идеалисты
4:теологи
Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…
1:материей
2:миром
3:Вселенной
4:природой
Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания
1:субстанция
2:абстракция
3:субстрат
4:акциденция
«Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – пишут…
1:креационисты
2:материалисты
3:агностики
4:рационалисты
Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является…
1:субстанцией
2:субстратом
3:интенцией
4:модусом
Ставя материю в зависимость от индивидуального или надприродного сознания, субъективные и объективные идеалисты отрицают материю как …
1:объективную реальность
2:вторичное образование
3:бездуховный мир
4:косный материал
От античности и до начала XX века общее понимание материи зачастую подменялось вопросом о ее строении, добываемом науками о природе, что приводило к смешению философского взгляда на материю и …
1:естественнонаучного
2:обыденного
3:религиозного
4:гуманитарного
Традиционное утверждение сторонников теории творения о неспособности материи, вещества, энергии к саморазвитию в наши дни опровергается учением о самоорганизации систем, называемым …
1:синергетикой
2:кибернетикой
3:майевтикой
4:софистикой
Пространство и время – самостоятельные, не связанные друг с другом и материей сущности, считали последователи __________ концепции
1:субстанциальной
2:реляционной
3:сциентистской
4:детерминистской
Пространство и время независимо от материи и друг друга существовать не могут, заявляли сторонники __________ концепции
1:реляционной
2:субстанциальной
3:детерминистской
4:сциентистской
Идея, что пространство – это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями …
1:Античности
2:Средневековья
3:Ренессанса
4:Просвещения
Взгляд, что время всегда и везде течет одинаково, и часы на Земле и в любом пространстве Вселенной показывают одно и то же, находится в рамках концепции, называемой …
1:метафизической
2:диалектической
3:идеалистической
4:космологической
Суждение, что существуют не только «мировые часы», но и «мировые линейки» для измерения тел в любом месте бесконечного и абсолютного пространства, разделялось …
1:И. Ньютоном
2:А. Эйнштейном
3:Планком
4:Ландау
Пространство и время называются атрибутами, важнейшими формами бытия материи, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма
1:диалектического
2:метафизического
3:географического
4:антропологического
Свойствами индивидуального сознания, а не материальных объектов называют пространство и время …
1:субъективные идеалисты
2:материалисты
3:метафизики
4:диалектики
Зависимость восприятия длительности и протяженности событий и систем от состояния субъекта дает основание различать _________ пространство и время
1:«психологическое»
2:«физическое»
3:«биологическое»
4:«социальное»
Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является …
1:время
2:пространство
3:движение
4:количество
Форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием …
1:пространство
2:время
3:материя
4:движение
Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой …
1:движение
2:развитие
3:прогресс
4:эволюцию
Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания …
1:XVII – XVIII вв.
2:X – XIV вв.
3:XIV – XVI вв.
4:XIX – XX вв.
Всякий развертывающийся в пространстве и во времени процесс воздействия одних предметов или явлений на другие и обратно есть …
1:взаимодействие
2:перемещение
3:прогресс
4:становление
Изменения системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как …
1:прогресс
2:регресс
3:движение
4:онтогенез
В любом восходящем процессе развития объекта – помимо преобладающего в нем прогресса – всегда имеется такая сопутствующая ему сторона, как …
1:регресс
2:филогенез
3:изменение
4:эволюция
Направленные, необратимые, качественные изменения называются …
1:развитием
2:революцией
3:движением
4:контрреволюцией
Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано ___________ материализмом
1:диалектическим
2:метафизическим
3:антропологическим
4:естественнонаучным
Естественнонаучное обоснование взаимосвязи материи, движения, пространства и времени дано …
1:теорией относительности
2:классической физикой
3:синергетикой
4:физикализмом
Единственные из всех форм движения материи, способные существовать «сами по себе, в полном отсутствии других», – это …
1:физические
2:химические
3:механические
4:биологические
Носителем социального движения является …
Вступительное слово в Американском университете, Вашингтон, округ Колумбия, 10 июня 1963 г.
Прослушайте речь . Просмотр связанных документов .
Президент Джон Ф. Кеннеди
Вашингтон, округ Колумбия
10 июня 1963 г.
Президент Андерсон, члены факультета, попечительский совет, уважаемые гости, мой старый коллега, сенатор Боб Берд, лет посещаю вечернюю юридическую школу, а я зарабатываю свою в ближайшие 30 минут, уважаемые гости, дамы и господа:
Я с большой гордостью участвую в этой церемонии открытия Американского университета, спонсируемой Методистской церковью, основанной епископом Джоном Флетчером Херстом и впервые открытой президентом Вудро Вильсоном в 1914 году. Это молодой и развивающийся университет, но он уже оправдал просвещенную надежду епископа Херста на изучение истории и общественных дел в городе, посвященном созданию истории и ведению общественных дел. Спонсируя это высшее учебное заведение для всех, кто хочет учиться, независимо от их цвета кожи или вероисповедания, методисты этой области и нации заслуживают благодарности нации, и я благодарю всех тех, кто сегодня заканчивает учебу.
Профессор Вудро Вильсон однажды сказал, что каждый мужчина, отпущенный из университета, должен быть человеком своей нации, а также человеком своего времени, и я уверен, что мужчины и женщины, получившие честь окончить это учебное заведение, продолжают отдавать от своей жизни, от своих талантов, высокую степень общественной службы и общественной поддержки.
«Мало на свете вещей прекраснее, чем университет», — писал Джон Мейсфилд в своем посвящении английским университетам, и его слова в равной степени верны и сегодня. Он не имел в виду шпили и башни, зелень кампуса и стены, увитые плющом. По его словам, он восхищался великолепной красотой университета, потому что это было «место, где те, кто ненавидит невежество, могут стремиться к знаниям, где те, кто постигает истину, могут стремиться заставить других видеть».
Поэтому я выбрал это время и это место, чтобы обсудить тему, в которой слишком часто преобладает невежество, а истина слишком редко воспринимается, и тем не менее это самая важная тема на земле: мир во всем мире.
О каком мире я говорю? Какого мира мы ищем? Не Pax Americana, навязанный миру американским военным оружием. Не мир могилы или безопасность раба. Я говорю о подлинном мире, таком мире, который делает жизнь на земле достойной жизни, таком мире, который позволяет людям и нациям расти, надеяться и строить лучшую жизнь для своих детей — не только мир для американцев, но и мир для всех. всем мужчинам и женщинам — не только мир в наше время, но мир на все времена.
Я говорю о мире из-за нового облика войны. Тотальная война не имеет смысла в эпоху, когда великие державы могут иметь крупные и относительно неуязвимые ядерные силы и отказываться сдаваться, не прибегая к этим силам. Это не имеет смысла в эпоху, когда одно ядерное оружие содержит взрывную силу, почти в десять раз превышающую взрывную силу всех союзных ВВС во Второй мировой войне. Это не имеет смысла в эпоху, когда смертельные яды, произведенные ядерным обменом, будут разнесены ветром, водой, почвой и семенами в дальние уголки земного шара и к поколениям, которые еще не родились.
Сегодня ежегодные траты миллиардов долларов на оружие, приобретаемое с целью убедиться, что нам никогда не понадобится его использовать, необходимы для поддержания мира. Но, конечно же, приобретение таких праздных запасов, которые могут только разрушать, но никогда не создавать, не является единственным и тем более самым эффективным средством обеспечения мира.
Поэтому я говорю о мире как о необходимой разумной цели разумных людей. Я понимаю, что стремление к миру не так драматично, как стремление к войне, и часто слова преследователя остаются без внимания. Но у нас нет более срочной задачи.
Некоторые говорят, что бесполезно говорить о мире во всем мире, всемирном праве или всемирном разоружении — и что это будет бесполезно до тех пор, пока лидеры Советского Союза не займут более просвещенную позицию. Я надеюсь, что они делают. Я верю, что мы можем помочь им в этом. Но я также считаю, что мы должны пересмотреть свое собственное отношение — как отдельных лиц и как нации, — поскольку наше отношение так же важно, как и их. И каждый выпускник этой школы, каждый мыслящий гражданин, отчаявшийся в войне и желающий принести мир, должен начать с заглядывания внутрь себя, с изучения своего собственного отношения к возможностям мира, к Советскому Союзу, к ходу холодной войны. и к свободе и миру здесь, дома.
Во-первых: Давайте рассмотрим наше отношение к миру как таковому. Слишком многие из нас думают, что это невозможно. Слишком многие считают это нереальным. Но это опасная, пораженческая вера. Это приводит к выводу, что война неизбежна, что человечество обречено, что мы охвачены силами, которым не можем управлять.
Мы не должны принимать эту точку зрения. Наши проблемы созданы руками человека, следовательно, они могут быть решены человеком. И человек может быть настолько большим, насколько он хочет. Ни одна проблема человеческой судьбы не выходит за рамки человеческих существ. Разум и дух человека часто решали, казалось бы, неразрешимое, и мы верим, что они могут сделать это снова.
Я не имею в виду абсолютную, бесконечную концепцию мира и доброй воли, о которой мечтают некоторые фантазии и фанатики. Я не отрицаю ценности надежд и мечтаний, но мы просто вызываем уныние и недоверие, делая это нашей единственной и ближайшей целью.
Вместо этого давайте сосредоточимся на более практическом, более достижимом мире, основанном не на внезапной революции в человеческой природе, а на постепенной эволюции человеческих институтов, на ряде конкретных действий и эффективных соглашений, которые отвечают интересам все обеспокоены. Не существует единого простого ключа к этому миру — нет великой или волшебной формулы, которую могли бы принять одна или две державы. Подлинный мир должен быть продуктом многих наций, суммой многих действий. Он должен быть динамичным, а не статичным, изменяющимся, чтобы отвечать требованиям каждого нового поколения. Ибо мир — это процесс, способ решения проблем.
При таком мире по-прежнему будут ссоры и противоречивые интересы, как это бывает в семьях и нациях. Мир во всем мире, как и мир в сообществе, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, — он требует только того, чтобы они жили вместе во взаимной терпимости, представляя свои споры справедливому и мирному урегулированию. И история учит нас, что вражда между народами, как и между отдельными людьми, не длится вечно. Какими бы фиксированными ни казались наши симпатии и антипатии, течение времени и событий часто приносят удивительные изменения в отношения между народами и соседями.
Так что будем упорствовать. Мир не обязательно должен быть недостижим, а война не обязательно должна быть неизбежной. Более четко определяя нашу цель, делая ее более управляемой и менее отдаленной, мы можем помочь всем народам увидеть ее, черпать из нее надежду и неудержимо двигаться к ней.
Второй: Пересмотрим наше отношение к Советскому Союзу. Обескураживает мысль о том, что их лидеры могут действительно верить тому, что пишут их пропагандисты. Удручает чтение недавнего авторитетного советского текста «Военная стратегия» и нахождение, страница за страницей, совершенно беспочвенных и невероятных утверждений, вроде утверждения, что «американские империалистические круги готовятся к развязыванию различного рода войн. .. есть вполне реальная угроза развязывания американскими империалистами превентивной войны против Советского Союза… [и что] политические цели американских империалистов состоят в том, чтобы экономически и политически поработить европейские и другие капиталистические страны… [и] добиться мирового господства… путем агрессивных войн».
Истинно, как было написано давным-давно: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним». И все же грустно читать эти советские заявления — осознавать размеры пропасти между нами. Но это также и предупреждение — предупреждение американскому народу, чтобы он не попал в ту же ловушку, что и Советы, не видел только искаженное и отчаянное мнение другой стороны, не считал конфликт неизбежным, примирение — невозможным, и общение как не что иное, как обмен угрозами.
Никакое правительство или социальная система не являются настолько порочными, что их люди должны считаться лишенными добродетели. Как американцы, мы находим коммунизм глубоко отвратительным как отрицание личной свободы и достоинства. Но мы по-прежнему можем приветствовать русский народ за его многочисленные достижения — в науке и космосе, в экономическом и промышленном росте, в культуре и в подвигах.
Среди многих общих черт народов наших двух стран нет ничего сильнее, чем наше взаимное отвращение к войне. Почти уникальные среди крупных мировых держав, мы никогда не воевали друг с другом. И ни одна нация в истории сражений не пострадала больше, чем пострадал Советский Союз в ходе Второй мировой войны. По меньшей мере 20 миллионов человек погибли. Были сожжены или разграблены бесчисленные миллионы домов и ферм. Треть территории страны, включая почти две трети ее промышленной базы, превратилась в пустыню — потеря, эквивалентная опустошению этой страны к востоку от Чикаго.
Сегодня, если тотальная война снова разразится — независимо от того, как — наши две страны станут главными целями. Это парадоксальный, но верный факт, что две самые сильные державы находятся в наибольшей опасности разрушения. Все, что мы построили, все, над чем мы работали, будет разрушено в первые 24 часа. И даже в условиях холодной войны, которая приносит бремя и опасности стольким народам, включая ближайших союзников этой Нации, наши две страны несут тяжелейшее бремя. Ибо мы оба тратим огромные суммы денег на оружие, которое можно было бы лучше направить на борьбу с невежеством, бедностью и болезнями. Мы оба попали в порочный и опасный круг, в котором подозрения с одной стороны порождают подозрения с другой, а новое оружие порождает контроружие.
Короче говоря, и Соединенные Штаты и их союзники, и Советский Союз и их союзники взаимно глубоко заинтересованы в справедливом и подлинном мире и прекращении гонки вооружений. Соглашения с этой целью отвечают как интересам Советского Союза, так и нашим, и можно рассчитывать, что даже самые враждебные нации примут и будут соблюдать те договорные обязательства, и только те договорные обязательства, которые отвечают их собственным интересам.
Итак, давайте не будем закрывать глаза на наши различия, но давайте также обратим внимание на наши общие интересы и на средства, с помощью которых эти различия могут быть разрешены. И если мы не можем положить конец нашим разногласиям сейчас, мы, по крайней мере, можем помочь сделать мир безопасным для разнообразия. Ибо, в конечном счете, наша самая основная общая связь заключается в том, что мы все живем на этой маленькой планете. Мы все дышим одним воздухом. Мы все дорожим будущим наших детей. И все мы смертны.
В-третьих: Давайте пересмотрим наше отношение к холодной войне, помня, что мы не участвуем в дебатах, пытаясь нагромождать спорные вопросы. Мы здесь не распределяем вину и не указываем пальцем на суд. Мы должны иметь дело с миром таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть, если бы история последних 18 лет была иной.
Поэтому мы должны настойчиво искать мир в надежде, что конструктивные изменения внутри коммунистического блока могут привести к решениям, которые сейчас кажутся недосягаемыми. Мы должны вести наши дела так, чтобы в интересах коммунистов было договориться о подлинном мире. Прежде всего, защищая свои жизненные интересы, ядерные державы должны предотвращать те конфронтации, которые ставят противника перед выбором либо унизительного отступления, либо ядерной войны. Принятие такого курса в ядерный век было бы свидетельством только банкротства нашей политики или коллективного желания смерти всему миру.
Для достижения этих целей американское оружие не является провокационным, тщательно контролируется, предназначено для сдерживания и способно к выборочному применению. Наши вооруженные силы привержены делу мира и проявляют дисциплинированность в сдержанности. Нашим дипломатам поручено избегать ненужных раздражителей и чисто риторической враждебности.
Ибо мы можем искать ослабление напряжения, не ослабляя нашу бдительность. И, со своей стороны, нам не нужно использовать угрозы, чтобы доказать свою решимость. Нам не нужно глушить иностранные передачи из страха, что наша вера будет подорвана. Мы не хотим навязывать нашу систему никаким нежелающим людям, но мы хотим и можем участвовать в мирном соревновании с любым народом на земле.
Тем временем мы стремимся укрепить Организацию Объединенных Наций, помочь решить ее финансовые проблемы, сделать ее более эффективным инструментом мира, превратить ее в подлинную систему мировой безопасности — систему, способную разрешать споры на основе права, обеспечения безопасности больших и малых и создания условий, при которых оружие может быть окончательно упразднено.
В то же время мы стремимся сохранить мир внутри некоммунистического мира, где многие народы, все они наши друзья, разделены по вопросам, которые ослабляют единство Запада, провоцируют коммунистическое вмешательство или угрожают перерасти в войну. Наши усилия в Западной Новой Гвинее, в Конго, на Ближнем Востоке и на Индийском субконтиненте были настойчивыми и терпеливыми, несмотря на критику с обеих сторон. Мы также пытались подать пример другим, стремясь урегулировать небольшие, но существенные разногласия с нашими ближайшими соседями в Мексике и Канаде.
Говоря о других нациях, я хочу прояснить один момент. Мы связаны союзами со многими народами. Эти союзы существуют потому, что наши и их интересы в значительной степени пересекаются. Наша приверженность защите Западной Европы и Западного Берлина, например, остается неизменной из-за совпадения наших жизненно важных интересов. Соединенные Штаты не пойдут на сделку с Советским Союзом за счет других наций и других народов не только потому, что они являются нашими партнерами, но и потому, что их интересы и наши совпадают.
Однако наши интересы сходятся не только в защите границ свободы, но и в следовании по пути мира. Наша надежда — и цель союзнической политики — убедить Советский Союз в том, что он тоже должен позволить каждой нации выбирать свое собственное будущее, пока этот выбор не мешает выбору других. Стремление коммунистов навязать другим свою политическую и экономическую систему является сегодня основной причиной напряженности в мире. Ибо не может быть сомнения в том, что если бы все нации воздерживались от вмешательства в самоопределение других, мир был бы гораздо более обеспечен.
Это потребует новых усилий для достижения мирового права — нового контекста для мировых дискуссий. Это потребует большего взаимопонимания между Советами и нами. А большее понимание потребует большего контакта и общения. Одним из шагов в этом направлении является предлагаемая договоренность о прямой линии между Москвой и Вашингтоном, чтобы избежать с каждой стороны опасных задержек, недопонимания и неправильного толкования действий другой стороны, которые могут произойти во время кризиса.
Мы также говорили в Женеве о других мерах первого шага по контролю над вооружениями, призванных ограничить интенсивность гонки вооружений и снизить риск случайной войны. Нашим главным долгосрочным интересом в Женеве, однако, является всеобщее и полное разоружение, которое должно происходить поэтапно, позволяя параллельным политическим событиям создавать новые институты мира, которые заменят оружие. Стремление к разоружению было делом этого правительства с 1920-е годы. Его срочно разыскивали три предыдущие администрации. И какими бы туманными ни были сегодня перспективы, мы намерены продолжать это усилие — продолжать его для того, чтобы все страны, в том числе и наша собственная, могли лучше понять, в чем заключаются проблемы и возможности разоружения.
Единственная важная область этих переговоров, где конец близок, но где крайне необходимо новое начало, — это договор о запрещении ядерных испытаний. Заключение такого договора, такого близкого и в то же время далекого, остановило бы раскручивающуюся гонку вооружений в одной из ее самых опасных областей. Это дало бы ядерным державам возможность более эффективно бороться с одной из величайших опасностей, с которыми человечество сталкивается в 19 веке.63, дальнейшее распространение ядерного оружия. Это повысило бы нашу безопасность — уменьшило бы вероятность войны. Несомненно, эта цель достаточно важна, чтобы требовать от нас неуклонного стремления к ней, не поддаваясь ни искушению отказаться от всех усилий, ни искушению отказаться от нашей настойчивости в отношении жизненно важных и ответственных гарантий.
Поэтому я пользуюсь случаем, чтобы объявить о двух важных решениях в этой связи.
Во-первых: Председатель Хрущев, Премьер-министр Макмиллан и я договорились, что вскоре в Москве начнутся обсуждения на высоком уровне, направленные на скорейшее согласование договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Наши надежды должны быть умерены осторожностью истории, но с нашими надеждами уходят надежды всего человечества.
Во-вторых: Чтобы прояснить нашу добросовестность и твердое убеждение по этому поводу, я заявляю, что Соединенные Штаты не предлагают проводить ядерные испытания в атмосфере до тех пор, пока этого не сделают другие государства. Мы не будем первыми возобновлять. Такая декларация не заменит официального обязывающего договора, но я надеюсь, что она поможет нам его заключить. Такой договор также не заменит разоружения, но я надеюсь, что он поможет нам добиться этого.
Наконец, мои соотечественники, давайте рассмотрим наше отношение к миру и свободе здесь, дома. Качество и дух нашего собственного общества должны оправдывать и поддерживать наши усилия за границей. Мы должны показать это, посвятив свою жизнь жизни, поскольку у многих из вас, окончивших сегодня школу, будет уникальная возможность сделать это, бесплатно служа в Корпусе мира за границей или в предложенном Национальном корпусе службы здесь, дома.
Но где бы мы ни были, мы все должны в своей повседневной жизни жить согласно вековой вере в то, что мир и свобода идут рука об руку. В слишком многих наших городах сегодня мир небезопасен, потому что свобода неполна.
Исполнительная власть на всех уровнях власти — местном, государственном и национальном — обязана обеспечивать и защищать эту свободу для всех наших граждан всеми средствами, находящимися в пределах их полномочий. Ответственность законодательной власти на всех уровнях, где эта власть в настоящее время недостаточна, заключается в том, чтобы сделать ее адекватной. И все граждане во всех частях этой страны обязаны уважать права всех остальных и уважать законы страны.
Все это имеет отношение к миру во всем мире. «Когда Господу угодны пути человека, — говорит нам Писание, — Он и врагов его примиряет с ним». И не является ли мир, в конечном счете, в основном вопросом прав человека — права проживать свою жизнь, не опасаясь опустошения, — права дышать воздухом, каким его дала природа, — права будущих поколений на здоровую жизнь. существование?
Продолжая защищать наши национальные интересы, давайте также защищать интересы людей. А ликвидация войны и оружия явно в интересах обоих. Никакой договор, как бы он ни был выгоден для всех, как бы жестко он ни был сформулирован, не может обеспечить абсолютную защиту от рисков обмана и уклонения. Но он может — если он достаточно эффективен в своем правоприменении и если он в достаточной мере отвечает интересам тех, кто его подписал, — обеспечить гораздо большую безопасность и гораздо меньший риск, чем непрекращающаяся, неконтролируемая и непредсказуемая гонка вооружений.
Соединенные Штаты, как известно, никогда не начнут войну. Мы не хотим войны. Мы сейчас не ожидаем войны. Этому поколению американцев уже достаточно — более чем достаточно — войны, ненависти и угнетения. Мы будем готовы, если другие пожелают этого. Мы будем готовы попытаться остановить это. Но мы также внесем свой вклад в построение мира во всем мире, где слабые будут в безопасности, а сильные будут справедливы. Мы не беспомощны перед этой задачей и не безнадежны в ее успехе. Уверенные в себе и бесстрашные, мы работаем не над стратегией уничтожения, а над стратегией мира.
«Серьезная ответственность правосудия»: вступительное заявление судьи Роберта Х. Джексона в Нюрнберге | Национальный музей Второй мировой войны
Верхнее изображение: судья Джексон выступает со вступительной речью в Нюрнберге. Предоставлено Корпусом связи армии США. Документы Кэтрин Файт Линкольн, Библиотека и музей Гарри С. Трумэна.
В среду, 21 ноября 1945 года, начался второй день судебного процесса над главными военными преступниками в Международном военном трибунале (МВТ), более известного сегодня как Нюрнбергский процесс. Впервые в истории военные, экономические и политические лидеры, признанные крупными преступниками, будут привлечены к ответственности за действия своего правительства и вооруженных сил и их преступления против человечности и мира. Начав судебное разбирательство во Дворце правосудия в этот, второй день судебного процесса, который не будет заканчиваться 29Три последующих дня было вступительным заявлением обвинения, сделанным судьей Верховного суда США и главным советником США, судьей Робертом Х. Джексоном. Вступительное заявление Джексона, состоящее почти из 25 000 слов и требующее почти трех с половиной часов для чтения, остается одним из самых известных и влиятельных выступлений в каноне международного права и уголовной юриспруденции.
Назначенный президентом Трумэном и взявший отпуск в Верховном суде США, помощник судьи Джексон вместе с другими членами IMT работал в течение многих месяцев летом и осенью 1945 в попытке систематизировать юридические прецеденты, необходимые для судебного преследования отдельных членов нацистского режима. Основываясь на заявлениях и декларациях Московской конференции 1943 г., Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., задача, стоявшая перед Джексоном и МВТ, оставалась сложной. Все союзники согласились с тем, что нацистская Германия должна быть наказана за беспрецедентный характер своих преступлений. Однако было также решено, что следует избегать заранее определенного «показательного суда», чтобы, насколько это возможно, рассеять идею мстительного правосудия победителя. Таким образом, каждый из 22 подсудимых нацистов, присутствовавших в Нюрнберге, был обвинен в одной или нескольких из следующих четырех новых категорий преступлений, указанных Джексоном и IMT: «Участие в общем плане или заговоре с целью совершения преступления против мира, «Планирование, развязывание и ведение агрессивных войн и другие преступления против мира», «Участие в военных преступлениях» и «Преступления против человечности».
Судья Джексон произносит вступительную речь в Нюрнберге. Предоставлено Корпусом связи армии США. Документы Кэтрин Файт Линкольн, Библиотека и музей Гарри С. Трумэна.
Так же, как IMT стремился определить новый правовой ландшафт, Джексон потратил месяцы на составление своего вступительного заявления, которое не только представило эти новые концепции международного права Нюрнбергскому суду, но также указало мировой аудитории, что правосудие для жертв нацизма агрессия будет подана. В своем заявлении тон Джексона был аналитическим, обдуманным и чрезвычайно тщательным. Тон Джексона соответствовал основанию аргумента обвинения, которое предпочло полагаться на документальные доказательства, избегая, возможно, изменчивых показаний очевидцев. Несмотря на свой беспристрастный подход, Джексон начал с признания того, что он хорошо понимает важность испытания как для себя самого, так и для будущих мировых лидеров.
«Привилегия открывать первый в истории судебный процесс за преступления против мира во всем мире налагает серьезную ответственность.
Злодеяния, которые мы пытаемся осудить и наказать, были настолько преднамеренными, настолько пагубными и разрушительными, что цивилизация не может терпеть игнорирование их, потому что это не может выдержать их повторения.То, что четыре великие нации, пылающие победой и уязвленные обидами, останавливают руку мести и добровольно отдают своих пленных врагов на суд закона, является одной из самых значительных дани, которые Власть всегда платила Разуму».Говоря о подсудимых, «двадцати с лишним сломленных людях… их судьба не имеет большого значения для мира», Джексон сосредоточился на действиях нацистских лидеров, а не на их личностях. Подсудимые воплощали и олицетворяли все пороки нацизма, которые необходимо искоренить, иначе они возникнут снова в будущем.
«Что делает это расследование значимым, так это то, что эти заключенные олицетворяют зловещее влияние, которое будет таиться в мире еще долго после того, как их тела обратятся в прах. Мы покажем их как живые символы расовой ненависти, терроризма и насилия, а также высокомерие и жестокость власти.
Они являются символами свирепого национализма и милитаризма, интриг и войн, которые впутывали Европу из поколения в поколение, сокрушая ее мужественность, разрушая ее дома и обедняя ее жизнь… Цивилизация не может позволить себе никаких компромиссов. с социальными силами, которые обретут новую силу, если мы двусмысленно или нерешительно поступим с людьми, в которых эти силы сейчас ненадежно сохранились».Судья Джексон произносит вступительную речь в Нюрнберге. Предоставлено Корпусом связи армии США. Документы Кэтрин Файт Линкольн, Библиотека и музей Гарри С. Трумэна.
В течение более трех часов Джексон безжалостно приводил свои аргументы, осуждая нацистский режим и его действия как преступные с самого момента их возникновения и до момента их поражения. Альберт Шпеер, нацистский министр вооружений и военного производства, был одновременно впечатлен «грандиозным, разрушительным обращением» Джексона, но также и несколько утешен «одним предложением в нем, в котором виновными в преступлениях режима обвинялись подсудимые, а не немецкий народ». ». В заключение своего заявления Джексон был честен в своей оценке истории человечества, но также полон надежд в своей оценке будущего человечества.
«Цивилизация задается вопросом, настолько ли отстал закон, чтобы быть совершенно беспомощным, чтобы иметь дело с преступлениями такого масштаба, совершенными преступниками такого порядка важности. Она не ожидает, что вы можете сделать войну невозможной. Она ожидает, что ваши юридические действия будут поставить силы международного права, его предписания, его запреты и, прежде всего, его санкции на сторону мира, чтобы мужчины и женщины доброй воли во всех странах могли иметь «разрешение жить без разрешения мужчины». , по закону».
Главный прокурор США судья Роберт Джексон выступает со вступительной речью американского обвинения на процессе Международного военного трибунала над военными преступниками в Нюрнберге. Мемориальный музей Холокоста США, любезно предоставленный Джеральдом (Гердом) Швабом.
Семьдесят пять лет спустя вступительное заявление судьи Джексона в Нюрнберге остается одним из наиболее значительных и часто цитируемых заявлений о роли и ответственности международного права и прав человека. Вступительное заявление Джексона продолжает служить основой для курса международного права и международных уголовных процессов по сей день.
Нюрнбергский процесс и его наследие
Первый в истории международный трибунал по военным преступлениям раскрыл истинные масштабы зверств Германии и привлек к ответственности некоторых из самых известных нацистов за их преступления.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Эта статья является частью серии, посвященной 75-летию окончания Второй мировой войны, которое стало возможным благодаря Министерству обороны.