Суворов не был сильной личностью! (О самой главной черте нашей педагогики): sergedid — LiveJournal
?- Дети
- Образование
- Cancel
Уж сколько лет прошло, а я его помню.
В одной московской школе малышам, которые пришли из детского сада в первый класс, при поступлении устроили тестирование. Чтобы проверить их умствнные способности.
Тест очень простой: ребенку показывали картинки с несколькими зверями, на которых все звери стоят – и один только заяц сидит. И предлагалось показать картинку, на которой что-то не так, как на остальных.

Этого не заметили, этого не учли, об этом не подумали ни авторы, изготовившие тест, ни педагоги – эти самые детские психологи, специалисты, профессионалы.
Но самое страшное даже не то, что не заметили, а то, что для них не имело никакого значения, что мальчик прав – хоть и по-другому, по-своему.
У них – заготовленный правильный ответ. У них – инструкция.
Всё, что не подпадает под этот трафарет, под этот шаблон, – неправильно!
И всякого рода «по-другому», «по-своему», – это ошибка.
Даже после того, как всё выяснилось. Ведь мальчик свой выбор объяснил.
Более того, если как следует разобраться в психологии этих психологов, со стороны мальчика это не просто ошибка, но еще и преступление.

Потому что не должно быть никаких «по-другому», никаких «по-своему», никакого отступления ни от чего заранее назначенного и предопределенного.
Мне кажется, что читающему будет трудно поверить в этот рассказ, а кто-нибудь посчитает, что это выдумка, что такого не может быть. Тем более, что всё выяснилось – и очевидно, что несовершенным оказался тест, а не мальчик, ведь всё так просто!
Увы. Это не выдумка, это правда. И случай этот – не единичен.
Самое главное и самое существенное – что такова СИСТЕМА.
А кроме того, признать свою неправоту и правоту ребенка – немыслимо. Разве можно уронить честь мундира?
И тем более немыслимо признать, что недодумали что-то составители теста в вышестоящей инстанции, в управлении образования.
А ведь если бы система – и педагоги, и школа, и образование, – была другой, и была бы действительно заинтересована в выявлнии у детей умственных способностей, то, наоборот, этого мальчика должны были бы отметить как интересного, нестандартно мыслящего и перспективного.

В другой московской школе мама рассказывает, что ее ребенок получил «тройку» за письменную работу по обществознанию. На вопрос, кого он считает сильной личностью и почему, мальчик написал о Суворове. И обосновал свое мнение, привел примеры из биографии (он о Суворове много читал).
Учительница написала в конце (как водится, красным цветом): «Что за бред ты написл?»
Значит, выходит, не был Суворов сильной личностью.
Оказалось, задание было таким. «Выскажи свое мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй приведённые высказывания». И далее в учебнике были приведены пять примеров из жизни неких подростков: Васи, Пети и др. И ответить на вопрос, кого можно считать сильной личностью, видимо, требовалось, исходя именно из этих примеров.
Само собой разумеется, что формально ребенок неправ, не прочитал задание внимательно до конца и не последовал ему точно.

Однако разве не важно, как он написал?!
Нет! Учительнице вообще неважно, хорошо ли написано, и неважно, что грамотно и без ошибок.
Главное – что сильной личностью может быть только Петя или Вася, но никак не Суворов!
И этот пример – тоже замечателен.
Он еще раз наглядно иллюстрирует неспособность наших педагогов шевелить мозгами. Неспособность работать иначе, нежели сверяясь с заранее заданным шаблоном и трафаретом. И ориентируясь только на шаблон. Но не на живого ребенка.
И это – отчаянная и
Вот, такое нам осталось наследство от советсой власти плюс электрификации всей страны.
Это, господа, тоталитаризм.
Государству нужны те мальчики, которые все, как один, показали на зайца.
Это из них будет состоять «национальная гвардия».
А те, кто оказался умнее и внимательнее, даже чем изготовители теста, государству не нужны.
И – в случае чего – «национальная гвардия» быстро поставит их на место.
Tags: psychologisches, А. В. Суворов, Александр Васильевич Суворов, Суворов, дети, люди, образование, педагогика, просвещение, школа
Subscribe
В 1933 г. евреи, объявившие войну Германии, не смогли найти повода, который бы годился…
http://ynik.info/2016/05/25/v_1933_g._evrei_objavivshie_vojjnu_germanii_ne_smogli_najjti_povoda_kotoryjj_by_godilsja_dlja_opravdanija_nachala_jetojj_…
История евреев в Германии
«В 1933 году в Германии жили около 500.000 евреев, после прихода к власти национал-социалистов многие из них эмигрировали: в 1933 году –…
(без темы)
«Мы дураки, что воевали с Гитлером. Оказывается, четыре года боролись не с оккупантами, лютыми врагами, пытавшимися превратить русских в рабов.…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная мысль ]— Офицерский корпус Русской Армии.

Г. Ладыженский
О командном составе армии и системе его подбора
Если бы человечество когда-нибудь создало себе идеал человека, то в нем слились бы все религии, все философии и все политические теории, но эту задачу, может быть, оно не исполнит никогда, потому что до сего времени все его попытки кончались ничем или вернее полной разголосицей.
Но определить идеал военачальника, каковыми были Наполеон и Суворов, человека свирепой борьбы и разрушения, гордого своей духовной, умственной и физической силой, всю жизнь, как одинокий орел, высматривающего с высоты свою жертву, чтобы в мгновение расправить над ней могучие крылья и дать волю железным когтям… определить характер такого человека можно. Он жил когда-то во всех нас частично и только теперь начинает вырождаться или в каторжника, или в дряблого гуманиста.
Чистейший тип русского военного человека дал великий Суворов, которого Россия не в состоянии забыть никогда уже потому, что он был в ней единственным по силе этого духа борьбы и победы и по любви к величию и славе России.
Не надо писать глубокомысленных трактатов по психологии военачальников для того, чтобы более или менее точно определить характер его личности; достаточно пристальнее всмотреться в характер такого человека, каким был Суворов, т.е. взять этот тип из действительной жизни, чтобы составить себе ясное представление о том, к какому именно типу должен приближаться всякий военачальник. Суворов стоит к нам ближе, чем Наполеон, и, кроме того, деятельность последнего далеко не ограничивалась только войнами; как у 1-го консула и [214] Императора у него было много и другого дела, иногда влиявшего на военные операции. Между тем Суворов всю жизнь до 70 лет… только воевал. В промежутки мира он хандрил в стоячей воде обыденной жизни и из Астрахани, куда его послала Екатерина II для переговоров о торговых сношениях с Индией, жалобно взывал: «Боже мой, долго ли еще мне в таком тиранстве томиться».
Суворов был человек глубоко и всесторонне образованный, и для нас его личность в высшей степени поучительна именно потому, что он представляет тип военного, у которого теория войны ни в чем не расходится с ее практикой, у которого она, т.
Во всяком случае, Суворов был именно таким, и в этом заключается его гениальность. И повторяю, нам сидящим постоянно между двух стульев теории и практики, надо обратить свое особое внимание на эту гармоничность его природы. Полагаю, что эта гармоничность, или цельность характера, и породила основную черту всей его боевой деятельности, именно решительность и быстроту. Человек, у которого на душе есть хоть какой-нибудь внутренний разлад между умом и сердцем, никогда не достигнет этой степени решительности и быстроты (этот разлад мы развиваем в себе сами и обстановкой службы, и излишним теоретизированием опыта, и системой обучения).
Гений Суворова заключался и в его титанической силе духа. равной которой мы не видим в военной истории последних столетий. Наполеон уже на пятом десятке утратил свою бывшую энергию и духовную мощь, между тем Суворов в 70 лет проявил ее еще в большей степени (переход через Расшток).
Гений его заключался еще и в необычайной быстроте и остроте мысли, т.е. то, что в общежитии называется находчивостью, способностью в мгновение понять обстановку и составить соответствующее решение. Эта черта у него была развита до гениальности. Поэтому он был бог боя. [215]
Таким образом, в характере Суворова мы видим три основные черты: 1) огромная сила духа, 2) быстрота мысли и 3) мгновенная решительность. Как следствие предыдущего и его темперамента необычайная стремительность действия.
Силу его духа всегда питали честолюбие и любовь к славе (отечества и собственной).
Суворов был мечтателен, это может показаться странным, но я прибавлю еще, что он был поэт в своем роде (в отрочестве писал стихи и любил уединение). Он сам в конце жизни говорил: «Я находился в непрестанном мечтании». Эта мечтательность являлась следствием его сильно развитого воображения, которое в военной практике ему приносило ту пользу, что по случайным приметам он легко рисовал себе всю действительность, скрывавшуюся за ними. Поэтому он быстро разгадывал и противника.
Природа всегда наделяет гений или талант стремлением к независимости. Это черта всех выдающихся людей, ибо они инстинктивно ищут свободы для проявления своего гения. Суворов имел это право и всю жизнь стремился к независимости, и если бы в нем не было этого стремления, он не сделал бы и половины того, что сделал.
Настоящий художник отличается от ремесленника способностью к творчеству. У Суворова эта способность была развита в высшей степени. Во-первых, ко всякому факту, даже общепризнанному, он относился критически. На веру, как мы, не брал ничего. Когда вся Европа после Семилетней войны была очарована военною системою Фридриха Великого и слепо заимствовала только ее внешнюю сторону, один Суворов видел, что вся эта система создана и живет только гением этого полководца, а сама по себе ничего не стоит и ничего не дает. И он не стал ей подражать, а создал свою это во-вторых.
Гений никогда не подражает гению, как и самобытная, даровитая нация никогда не подражает слепо другой. Они надеются на себя и веруют в себя.
Стремление к независимости и творчеству всегда порождает инициативу действия, личный почин; этим Суворов сильно отличался и любил то же в других.
Гордость и сознание своей силы не позволяли ему бессознательно подчинять свою волю другому, и на это он имел нравственное право.
У Суворова была громадная сила воли. Силу воли я понимаю как преобладающее над всеми, почти исключительное стремление к чему-нибудь или хотение чего-либо (Спенсер), но не [216] временное, а длящееся через всю жизнь или, по крайней мере, продолжительное. Вообще, сила воли может измеряться длительностью хотения. Сильная воля есть следствие цельности характера, который я понимаю как сумму всех духовных качеств. Некоторые понимают характер как постоянную манеру держать себя известным образом при всяких обстоятельствах (Кампеано). Это определение не сущности характера, а его внешнего проявления.
У Суворова сила воли была настолько велика, что, когда он совершенно больной 69-летний старик узнал о своем назначении командующим армиями в Италии, он в несколько дней выздоравливает и, «как влюбленный юноша на свидание», летит из Кончанского в Вену и затем к р. Адд.
Ум Суворова был исключительно синтетический (обобщающий), хотя, когда нужно было, он умел анализировать. В каждом деле и в массе разнородных явлений войны он всегда умел подметить общую, основную черту и никогда не отвлекался мелочами. Для этого примером служит вся эта боевая деятельность, начиная с лаконической, но в высшей степени содержательной речи.
Лучшей подготовкой для победы Суворов считал высокий нравственный подъем,, неожиданность нападения и стремительность атаки. В этой тактике вылился весь его характер. Он знал, что в нем живет могучий дух, и гипнотизировал им других. Он понимал, что упадок этого духа или растерянность есть уже залог поражения, и так как растерянность является главным образом от неожиданности, он всегда нападал неожиданно, а чтобы продлить эту растерянность, он вел атаку со стремительностью своего темперамента. Время он ценил выше силы противника. Для того чтобы создать для противника неожиданность появления или удара, Суворов прибегал к разным способам, но чаще всего к скрытому и быстрому маневру, для чего ходил по таким путям, по которым никто не ходил. Мне скажут, что это возможно лишь с небольшими отрядами, которыми командовал Суворов. Нет, потому что движения или маневры огромной японской армии были также скрыты для нас, и мы никогда не могли разгадать основной мысли их операции.
С нашей точки зрения, Суворов рисковал всегда. Желая как можно скорее и неожиданнее напасть на противника, он буквально бежал к нему с одним авангардом и часто атаковал, не ожидая подхода главных сил. Так было, например, на реке Тидоне, когда Суворов, сдав командование главными силами [217] Великому Князю, летит на поддержку Отта с 4 казачьими полками и сейчас же атакует Макдональда. Потом пускает в атаку два прибежавших батальона гренадер правило «вперед, голова хвоста не ждет». То ли мы видим у нас в Японскую войну, когда армии и корпуса «подтягивались» и «выравнивались» чуть не по несколько дней на глазах противника? Когда Багратион в этом сражении просил Суворова повременить, говоря, что в ротах нет и 40 человек, последний ему ответил: «У Макдональда нет и 20, атакуй с чем Бог послал».
Резче всего во всех операциях Суворова сказывается невероятная быстрота переходов. Он говорил, что пехота должна делать от 50 до 80 верст в день и всегда исполнял это даже в Пиренеях.
Кроме сказанного, Суворов был в высшей степени смелый и лично храбрый человек. Смел был и в замысле, и в деле. Это являлось следствием уверенности в своей духовной мощи и таланте. Самоуверенность людей, ни себе, ни другим не доказавших на фактах своей ценности, есть лучший признак их глупости. Но Суворов каждый день мог убедить себя и окружающих, насколько он выше среднего уровня и насколько он свои самые смелые, самые фантастические замыслы умел осуществлять. Иногда мне кажется, что он нарочно задавался почти неисполнимым; потому что его дух требовал себе гигантской работы. Он не любил легких побед. Под Кинбурном, когда на косу высаживались свирепые янычары, Суворов был в церкви, где ему и доложили о начавшейся высадке. «Пускай все вылезут», отвечал он, несмотря на то, что был вдвое слабее турок. Кинбурнская победа досталась недешево, и сам он, находясь пешком в первой линии дравшихся, чуть не был убит. Такие победы его удовлетворяли.
Личная храбрость для высших начальников не так нужна, как низшим, ибо последние стоят ближе к сражающимся, но смелость замысла и исполнения, презрение к личной ответственности нужны первым в особенности и характеризуют сильный и благородный дух.
Из этой краткой характеристики Суворова видно, что он был военный гений самой чистой воды. Гений, которыми судьба редко дарит человечество, а нас раз за всю историю. И тем не менее, мы забыли почти совсем его вечные заветы и его личность, которая была единственным источником его манеры воевать, той манеры, которая годна во все времена и при всяком состоянии материальной техники. Меня никогда не убедят наши близорукие исследования последней войны, [218] сводящие все на материальную сторону дела. Победа всегда зависела и зависит от искусства и от силы духа. Изобретение дальнобойных орудий есть следствие общего духовного упадка, как у того римлянина, который просил меч подлиннее. Техника материальной части не была и не будет причиной побед, ее дает техника воли, ума и характера. Учителем вот этой последней техники и был великий Суворов.
Суворов дал нам своею личностью бессмертный идеал военачальника. Тот идеал, к которому должен стремиться каждый военачальник и те, кто подбирает и назначает. Конечно, «каждый молодец на своей образец», и так должно быть. Не может большинство военачальников походить на него характером, но, во-первых, они должны стремиться к этому, это не внешнее подражание, которое только стесняет проявление личной индивидуальности, нет, это лишь тонкое сходство души в ее основных качествах, которое дает полную свободу реальных действий. Суворов в этом случае так учил: «Возьми себе в образец героя древних веков, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони слава тебе. Я выбрал Цезаря. Орлы русские облетели римских». Вот что имеет конечной целью самобытный и сильный человек.
Во-вторых, надо уметь в подчиненных подметить хоть одну из этих черт универсального характера, дать ей возможность развиться и затем умело ею пользоваться. В этом искусство подбора и командования.
Теперь создается высшая аттестационная комиссия. Эта прекрасная мера будет приносить пользу только тогда, когда в комиссию будут поступать аттестации беспристрастно, умно и точно характеризующие личность. Иначе весь командный состав наш будет опять делиться только на две категории: на «хороших знакомых» и «вовсе незнакомых».
Для того чтобы даже наилучшая система могла быть осуществлена и принесла хорошие результаты, надо хороших исполнителей. С этого и следует начать.
Прежде всего надо иметь таких командующих войсками, командиров корпусов и начальников дивизий, которые способны оценивать людей, им подчиненных, исключительно как военных вообще и военачальников в особенности.
Члены аттестационной комиссии будут первое время в большом затруднении, если при настоящем положении дел сразу зададутся целью «всесторонне рассмотреть» существующие «аттестации на генеральских чинов армии» и на основании этого «выяснить степень их пригодности к службе», потому что существующие [219] аттестации им не дадут никакого основания для оценки. И при высоком служебном опыте членов комиссии, полагаю, что им будет трудно одним разобраться во всех генеральских чинах армии, а только при этом условии и возможен справедливый выбор.
Поэтому, во-первых, придется обратиться к людям, ближе стоящим к армии, т.е. к наличным командующим войсками, к командирам корпусов и к начальникам дивизий и, во-вторых, потребовать от них самых беспристрастных и точных аттестаций и таких, которые бы хоть по возможности характеризовали личность как военачальника. Это главное и на первую очередь. Постараюсь наметить вопросы этих аттестаций:
1) Энергия и сила духа, или продолжительность и сила положительных душевных эмоций, врожденная сила духа. Это важнейшее качество. Присутствие его залог успеха во всяком деле и особенно в ответственном, требующем инициативы и предприимчивости. Качества эти уже включают в себя энергический дух.
2) Ум самостоятельный, энергичный, синтетический и смелый, умеющий в каждом деле сразу найти его гвоздь.
3) Воля как устойчивое стремление к поставленной цели. Сила, регулирующая деятельность.
Это, так сказать, общежитейские качества, годные во всяком деле. Затем качества, характеризующие военачальника:
1) Находчивость, т.е. быстрота соображения, зоркость мысли, способность мгновенной ориентировки. То, что Суворов называл глазомером, включая сюда и чувство местности (Клаузевиц), т.е. способность быстро понять значение данной местности в действиях данных войск.
2) Решительность, умение быстро, бесповоротно остановиться на одном решении.
3) Темперамент холерический, т.е. с реакцией быстрой и сильной. Остальные виды темперамента: сангвинический, реагирующий быстро, но слабо, менее желательный, меланхолический и флегматический не желательны совсем.
4) Смелость и храбрость, в общем, мужество. Умение побороть чувство самосохранения перед сознаваемой опасностью (Платон).
5) Умение повелевать и властвовать над массой.
6) Присутствие духа. т.е. способность свободно мыслить и желать при всяких обстоятельствах.
7) Честолюбие, славолюбие, самолюбие, гордость, патриотизм, чувство долга как главные стимулы энергической деятельности.
8) Оно же и первое любовь к военному делу. [220]
Вот главные черты, в сумме составляющие характер военачальника. Естественно, что ко всему этому необходимо физическое здоровье. Но возраст сам по себе играет последнюю роль и модное слово «омоложение армии» тоже.
В форме аттестации они могут быть изложены и иначе, но, во всяком случае, на все эти вопросы должны быть ответы, положительные или отрицательные. <…>:
В основание аттестационной системы должны быть положены следующие принципы:
1) Аттестация должна ясно определять характер человека как военнослужащего, т.е. совокупность всех духовных качеств с точки зрения военной службы.
2) Основание аттестации военнослужащего должно быть положено в течение первых 5-10 лет его службы, когда характер его высказывается во всей природной чистоте.
3) Эта основная аттестация должна постепенно развиваться и дополняться по мере того, как служащий при новых условиях службы проявляет новые черты характера.
4) Аттестация не может изменяться в сущности своего содержания, т.е. в определении основных черт характера служащего. Она может и должна изменяться лишь в определении того, как данный характер реагирует на явления жизни вообще и военной службы в особенности. Это последнее важно для того, чтобы знать, в каких условиях данный характер наиболее проявляет свою энергию.
5) Аттестации обер-офицеров должны быть коллегиальные. Дальнейшие аттестации военнослужащих, начиная со штаб-офицеров, могут быть единоличными, потому что, во-первых, число штаб-офицеров в каждой части невелико, их может и должен знать непосредственный начальник; во-вторых, на них уже будут составлены аттестации за их предыдущие службы и изменить их в основе будет невозможно.
6) Аттестации обер-офицерам до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) составляют постоянные комитеты под председательством одного из штаб-офицеров. <…>:
7) Аттестации на командиров рот (эскадронов) и штабс-капитанов (штабс-ротмистров) рассматриваются и дополняются всеми наличными штаб-офицерами под председательством командира полка через каждые 2 года. <…>:
Форма аттестаций до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) должна обрисовывать по преимуществу врожденные черты характера не как военачальника, а как человека вообще. [221]
Вопросные пункты в ней могут быть, например, такие:
1) Темперамент (энергический, флегматический).
2) Ум (сильный, слабый, быстрый, обобщающий и проч.).
3) Воля (сильная, посредственная, слабая), умение владеть собой.
4) Находчивость (способность быстро найтись).
5) Решительность (способность быстро принимать решения).
6) Настойчивость (в достижении поставленных целей).
7) Смелость (замысла и дела).
8) Храбрость.
В чине штабс-капитана (штабс-ротмистра) офицеры чаще могут получать самостоятельные поручения (и к этому должны стремиться их непосредственные начальники), вследствие чего характер их, как будущих военачальников, сказывается рельефнее. Но и тут следует быть осторожным в оценке, потому что многие, получая самостоятельность или власть на непродолжительное время и без полной ответственности, не проявляют той энергии, которую могут проявить. Во всяком случае, в этот период аттестации могут быть дополнены следующими вопросами:
9) Способность исполнять самостоятельные и ответственные поручения.
10) Способность к командованию (умение поддержать свой престиж как начальника, умение повелевать).
11) Решительность не личная, а как начальника части. Аттестации командиров рот, эскадронов и батарей могут быть дополнены следующим:
12) Умение самостоятельно распоряжаться частью в поле и дома.
13) Умение быстро найтись и принять решение в поле (на маневрах).
14) Быстрота и энергия при исполнении принятого решения.
15) Умение оценивать условия местности при решении тактических задач в поле своею частью.
16) Умение обучать и воспитывать подчиненных.
17) Практическое знание строевой службы.
На штаб-офицеров эти аттестации могут быть дополнены так:
18) Умение командовать отдельной частью в поле (полком).
19) Умение пользоваться способностями подчиненных начальников.
20) Энергия духовная и физическая (по сравнению с предыдущей деятельностью).
21) Способность брать ответственность на себя в решительные минуты. [222]
На командиров полков:
22) Умение командовать отдельным отрядом из двух родов оружия (пехота или кавалерия с их артиллерией).
23) Умение оценивать военную обстановку тактически и стратегически.
24) Знание подчиненных военачальников.
25) Способности административные и хозяйственные. На генералов-
26) Энергия духовная, умственная и физическая, по сравнению с предыдущими аттестациями.
27) Умение самостоятельно командовать большими отрядами всех родов оружия.
Ответы на все эти вопросы должны быть точны, но не стеснены определенными выражениями. <…>:
Я только хотел указать на то, как следовало бы выработать эту систему, и прежде всего на то, что аттестация каждого военнослужащего не должна быть каким-то случайным экспромтом одного лица; она должна представлять краткую историю духовной и умственной жизни каждого и вполне обрисовывать его личность, его индивидуальный характер. Только тогда она может иметь ценность сама по себе и давать солидный материал для определения годности военнослужащего. <…>:
Военный Сборник. 1906. № 10. [223]
Рецензия на книгу: Орлы над Альпами Кристофера Даффи
Страницы: 304 | Изображения : 72 ч/б иллюстрации и фото, 34 ч/б карты | Дата публикации: 14 июня 2022 г. | Размер: 345 мм x 170 мм | ISBN : 9781913336134 | Код книги Гелион: HEL1239 | https://www.helion.co.uk/military-history-books/eagles-over-the-alps-suvorov-in-italy-and-switzerland-1799.php
Первоначально опубликовано в 1999 году, книга Кристофера Даффи «Орлы над «Альпы» остались последним произведением об австро-российской кампании 1799 года в Италии, и, к счастью, теперь оно было переиздано Helion после многих лет продажи на вторичном рынке. Даффи, один из ведущих специалистов по военному делу 18-го века и автор многочисленных книг о малоизвестных кампаниях, определил этот популярный, но малоизученный театр военных действий Второй коалиции как критический объект изучения.
С Наполеоном в Египте и восставшей Швейцарией Россия и Австрия увидели возможность вернуть то, что было потеряно во время первой итальянской кампании. Царь отправил легендарного и эксцентричного генералиссимуса Суворова возглавить союзные войска. Союз не был гладким, и более поздние разногласия между австрийцами и русскими несправедливо исказили реальность этих ранних союзов в национальные карикатуры.
Даффи превосходно показывает, что с достаточно сильным лидером, или, возможно, лучше сказать с личностью, можно многого добиться, если ему будет предоставлена достаточная свобода действий. При этом, несмотря на то, что Суворов был в центре этой работы, здесь значилось больше, чем русское лидерство и военная мощь, поскольку Даффи подчеркивает очень необходимую работу австрийских начальников штабов, которые сделали возможными пожелания своего русского командующего. действительно, их так оклеветанные войска.
Весной австро-русские пронеслись через северную Италию, отбросив в замешательстве французов, талантливые французские генералы, такие как Моро, оказались побеждены усиленной коалиционной армией, которая не уступала по напору и напору республиканским армиям прошлой войны. Только победа Массены под Цюрихом спасла положение французов в Италии от полного краха и вынудила Суворова отступить через Альпы в одном из самых известных, но малоизвестных эпизодов великих французских войн.
Это классический Даффи, который подходит к теме с ясностью и апломбом, его исследование характера Суворова величественно написано, а его краткое изложение противоборствующих армий позволяет читателям понять динамику сражений, не теряя фокуса на повествовании. Ключевые моменты связаны с русскими, которых наполеоновские читатели узнают по их более поздним кампаниям, ибо именно с этой кампании начался долгий процесс подготовки армии к испытаниям 1812 года.
раз я хотел, чтобы эта книга была переиздана, или как я счастлив, что это, наконец, было сделано.
Важно отметить, что в книге рассматриваются многие распространенные концепции, которые существуют до сих пор. В книгах о наполеоновских войнах примерно 30-40-летней давности было принято использовать Суворова как своего рода устаревший реликт, от которого русская армия 1805 года должна была избавиться, чтобы победить Наполеона в 1812 году. Многое было сделано из его знаменитого зависимость от штыка, его агрессивность и предполагаемая простота. Во многом именно так Наполеон думал о Суворове, но это только поверхность гораздо более блестящего генерала, поэтому неудивительно, что многие люди характеризуют его как сумасшедшего, эксцентричного, который добился успеха только против османов. Но вопреки тому, что Наполеон любил думать, не все лидеры союзников были либо некомпетентными, либо старыми, либо безумными, либо всеми тремя одновременно, а гений императора не был полностью оригинальным.
Суворов был, конечно, из другой эпохи, чем Наполеон, но он был, несомненно, наполеоновского склада, и, читая это, я склоняюсь к мысли, что, может быть, Наполеон был гораздо более продуктом лучшего XVIII века, чем чем-то свеженьким вырос на почве инноваций. Чего не хватало Наполеону и многим людям, никогда не воевавшим с Суворовым, так это его стратегической проницательности и скорости передвижения, которая, столкнись с ним император, безусловно, стала бы неприятным сюрпризом. Эта книга, когда она была написана, несомненно, предназначалась для исправления многих размышлений о Суворове, и, поскольку с тех пор было написано немного больше, она остается таковой.
Читатели, привыкшие слышать о тактическом блеске и современных методах французской армии, будут удивлены, увидев, как Суворов приспособил свои силы к ним. В то же время будет становиться все более очевидным, что союзники все еще были склонны ослаблять себя из-за распрей. В качестве примера, большинство высокопоставленных австрийцев и, конечно же, австрийское правительство видели в этой операции способ вернуть утраченные владения и укрепить австрийскую Италию, в то время как Суворов видел в ней буквальный крестовый поход против атеистических французов и мечтал штурмовать Италию в в самой Франции.
Важно отметить, что важность этих операций заключается в том, что они составляют основу того, к чему стремился обратиться Наполеон, сражаясь в почти катастрофической, но в конечном итоге решающей кампании Маренго в следующем году, которая должна дать больше пищи для размышлений относительно, возможно, как повезло Наполеону, что Суворов умер в начале 1800 года и не встретился с ним в тот день, когда он восстановил свою силу в Европе. Таким образом, это хорошее дополнение к работе, проделанной Терри Крауди над Маренго.
Книга проиллюстрирована подборкой фотографий, сделанных автором, которые присутствовали в оригинальном издании, а также гравюрами генералов и некоторыми классическими картами Даффи, стиль которых читатели, знакомые с его работами, узнают в хорошем старые времена. Новая постановка Helion верна оригиналу с элегантной и изысканной обложкой с двумя фигурными этюдами, выполненными Патрисом Курселем. Я не могу передать вам, сколько раз я хотел, чтобы эта книга была переиздана, и как я счастлив, что это, наконец, было сделано.
Вклад Великих полководцев России в развитие боевой физической подготовки солдат и офицеров Российской Армии
Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, профессор, кандидат медицинских наук В.М. Князев 2
Профессор, д.х.н., полковник Г.Г. Дмитриев 1
Е.Б. Порцевская 1
О. Б. Эктова 1
1 Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
2 Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург
Ключевые слова: военно-физическая подготовка, егерские части, штыковой бой, подготовка моряков к сухопутным операциям, офицерская подготовка, акклиматизация солдат и офицеры.
Введение. Физическая подготовка (ФП) является одной из важнейших составляющих боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время он регулируется положениями и указаниями Положения о физической культуре и спорте в Вооруженных Силах Российской Федерации от 2009 г.(РПТ-2009). Согласно Положению ПТ является важнейшим компонентом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из способов повышения боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Он восходит к концу XVII и началу XVIII века, когда военные реформы в конечном итоге повлияли на создание системы военно-физической подготовки в русской армии.
Целью исследования было проведение исторического анализа развития военно-физической подготовки солдат и офицеров Российской армии.
Результаты исследования и обсуждение. К концу XVII века Россия представляла собой многонациональное феодально-абсолютистское государство, в котором нуждались в развитии промышленность, военное образование, наука и техника, образование и совершенствование государственного аппарата. Реформы Петра Великого были направлены на решение этих вопросов. Металлургия, мануфактурное производство, судостроение стали быстро развиваться. Большое внимание уделялось и подъему русской национальной культуры.
Большую роль в развитии физического воспитания сыграли реформы в области образования и военного обучения. Однако следует отметить, что заметные изменения, происходившие в тот период в формах и содержании физического воспитания, в основном связаны с теми формами, которые служили интересам господствующих классов.
Физическое воспитание русского народа в те времена сохраняло свойственный ему самобытный характер. Возродились кулачные и палочные бои, борьба, плавание, хороводы, качели, катание на санках, игры и т.д. В этом отношении реформы Петра Великого, хотя и опосредованно, положительно сказались на развитии отечественного физического воспитания.
В конце XVII века Семеновский и Преображенский полки «игрушечной армии» были сформированы из представителей всех групп населения под руководством Петра Великого. Во время «игры» солдаты совершенствовали свою боевую подготовку, развивали ловкость, выносливость, силу и скорость. В играх и экспедициях воины учились захватывать искусно построенные крепости и преодолевать заграждения; были также регламентированные упражнения по стрельбе, гребле и парусному спорту. Петровские указы предписывали стрелять в поле, где не было домов. Все военно-физкультурные и полевые учения проходили в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось освоению штыкового боя, так как в боевой обстановке солдатам часто приходилось вступать в рукопашные схватки.
Будучи выдающимся военачальником, новатором в области военной тактики и подготовки войск, Петр Великий много внимания уделял воспитанию выносливости и мужества воинов. Ловкость и выносливость приобретались в непрерывных походах, во время тактических маневров. Хотя последние и соответствовали армейским уставам, Петр предупреждал: «Не держитесь слепо уставов». При повышении в звании учитывалось не знатность офицерского рода, а его боевые заслуги, знания и опыт. В офицерские чины допускались только те, кто знал солдатскую службу «с азов». Уделяя внимание маршевой строевой подготовке, Петр Великий, в отличие от западных военачальников, не превращал ее в фетиш, самоцель. Исходя из особенностей русского солдата, он широко применял приемы ближнего боя, превращая штык в наступательное оружие. При Петре I в русской армии впервые были созданы госпитали. Система обучения войск, созданная Петром, претерпела значительные изменения во времена его преемников в связи с внедрением в русскую армию прусских методов, связанных с натиском, муштрой, игнорированием личности солдата. Это вызвало протесты прогрессивных военачальников.
После смерти Петра Великого (1725 г.) передовая часть русского офицерства стремилась не только сохранить, но и развить заложенные им традиции. Среди них выделялся талантливый военачальник и просветитель фельдмаршал Петр Александрович Румянцев (1725–1796). Особое внимание он уделил военно-физической, в частности маршевой подготовке. В связи с этим он впервые в истории военного искусства разработал тактику использования сочетания колонн и растянутого порядка.
В егерских частях, созданных при активном участии П.А. Румянцев много времени уделял бегу, ползанию и искусству маскировки. Все это способствовало развитию скорости, выносливости и мужества. В созданной им системе обучения и воспитания войск большое значение придавалось воспитанию находчивых, мужественных и решительных воинов, способных «малым числом победить великие силы врага».
Особенно большая заслуга в развитии русской национальной системы военно-физической подготовки войск принадлежит Александру Васильевичу Суворову (1730-1800), великому русскому полководцу, прошедшему путь от рядового солдата до генералиссимуса Российской армия. Он создал оригинальную и прогрессивную систему взглядов на военное дело и технику боя, воспитание и обучение войск, во многом опередившую свое время. Стратегия А.В. Суворов носил наступательный характер. Он противопоставил разработанную им тактику колонн и расширенного порядка линейной тактике, в которой холодное оружие играло второстепенную роль, и усовершенствовал штыковую технику солдат в рукопашном бою.
В «Науке побеждать» А.В. Суворов ясно и убедительно сказал: «Солдат должен быть здоровым, смелым, сильным, решительным, справедливым и праведным». Одним из лозунгов (афоризмов) полководца было «Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Мужество, Победа! Слава, слава, слава!»
А.В. Суворов много внимания уделял гигиене и здоровью воинов. Ежегодная смертность воинов от болезней достигала в русской армии колоссальных цифр. В 1796 году А.В. Суворову удалось резко снизить смертность своих солдат. Физическая, а точнее военно-физическая подготовка войск была составной частью воспитательной системы А.В. Суворов. Это не означает, что А.В. Суворов недооценивал огнестрельное оружие, артиллерию и кавалерию. Он решил вопрос о сочетании огневой мощи с маневренностью пехоты, всегда готовой к рукопашному бою, по-новому, исходя из военного искусства того времени.
В «Полковом учреждении» А.В. Суворов отмечал, что «ничто так не украшает солдата, как его искусство в упражнении».
В «Науке побеждать» различные виды перемещений, перестроек и маневров командир считает важнейшим условием успешного наступательного удара. Важность штыковой атаки подчеркивается в его словах: «Пуля — штука безумная; только штык знает, о чем идет речь!» Одним из его любимых наставлений было: «Стреляй редко, но метко, коли штыком уверенно». Развитие применения штыкового боя как в обучении войск, так и в боевых действиях является одним из крупных достижений военно-образовательной системы А.В. Суворов.
А.В. Суворов одним из первых ввел утреннюю зарядку (прообраз сегодняшней утренней зарядки) в армии; они состояли из ходьбы, в том числе гусиного шага, маршевых упражнений и стрельбы из ружья. Все это вместе взятое плюс полководческий гений А.В. Суворов позволил своим войскам одержать беспримерные победы.
На флоте традиции Петра и Суворова в отношении военно-физической подготовки продолжил адмирал Федор Федорович Ушаков (1744-1817). Специальная физическая подготовка моряков включала лазание по канату и мачте, бег по корабельным такелажам, упражнения в быстрой постановке и спуске парусов, плавание и греблю, прицельную стрельбу с движущихся качелей, имитирующих качание, имитацию абордажных боев. Все это способствовало повышению боеспособности русского флота.
Военно-педагогические идеи П.А. Румянцев и А.В. Суворова в контексте новых условий ведения войны были разработаны Михаилом Илларионовичем Кутузовым (1745-1813), великим русским полководцем. Уделяя внимание физической и строевой подготовке в армии, он, как и А.В. Суворов был против формализма и чистой чепухи, стремясь воспитать в солдатах сознательную дисциплину и патриотизм, а также силу, выносливость, стойкость и мужество.
В написанном им «Наставлении по боевой подготовке легкой (егерской) пехоты» много внимания уделялось ходьбе в различном темпе, передвижению перебежками, ползанию, освоению приемов обращения с оружием, действиям «на самой неровной местности». , то есть на пересеченной местности.
Как директор Дворянского кадетского корпуса М.И. Кутузов много сделал для всесторонней подготовки офицеров. Он уделял большое внимание акклиматизации солдат и офицеров и считал, что выносливость и сила русского народа сыграли важную роль в разгроме войск Наполеона в Отечественной войне 1812 года.
Исследования показали, что современная физическая подготовка войскам предшествовала военно-физическая подготовка в русской армии, инициированная Петром Великим.
Сохранение и дальнейшее развитие петровских традиций связано с великими русскими полководцами – П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и М.И. Кутузова, который, несмотря на все препятствия со стороны реакционного правительства, продолжал работу по дальнейшему развитию и совершенствованию русской национальной системы военно-физической подготовки войск после смерти Петра. Благодаря их деятельности в конце 30-х годов XIX века были внесены некоторые изменения в улучшение физической подготовки в армии. В некоторых воинских частях были начаты специальные занятия гимнастикой и фехтованием. Физическая культура начинает выделяться в самостоятельную форму занятий в армии.
Инструкция по применению гимнастики в армии была разработана в 1838 году. Гимнастические упражнения должны были, во-первых, обеспечить физическое развитие воинов, во-вторых, укрепить их здоровье и, в-третьих, способствовать лучшему овладению приемами боя с применением оружия. Занятия проводились на специальной гимнастической площадке, оборудованной разнообразными снарядами (скакалки, лестницы, шесты, брусья и т.д.). Однако эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения из-за ограниченности и реакционности военачальников.
Заключение. Вся деятельность великих русских полководцев была направлена на развитие и совершенствование военно-физической подготовки войск. В этом контексте приведем слова А.В. Суворов, великий русский полководец, сказавший: «Пусть за мной потомство мое!»
Каталожные номера
- Военно-физическое воспитание. Физические управления и игры в народном быту (С. 62–64). Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. (с. 68). Военно-физическая подготовка в русской армии (стр. 69–71) Физическое воспитание и спорт в народном быту (С. 71–72). (Военное физическое воспитание. Упражнения и игры в народном быту (С.