Суть реформы никона: Суть реформы никона о чем была реформа

Реформы патриарха Никона, породившие церковный раскол

Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

Церковный раскол в России связан с именем патриарха Никона, который в 50-х и 60-х годах 17 века устроил грандиозную реформу русской церкви. Изменения коснулись буквально всех церковных укладов. Необходимость проведения таких изменений была обусловлена религиозной отсталостью России, а также существенными описками в религиозных текстах. Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениям и. В сегодняшней статье мы поговорим о реформе патриарха Никона, как об одном из важнейших событий 17 века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России.

Предпосылки реформы

Причины церковного раскола патриарха Никона

По заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь.

Кроме того, часто говорится, что религиозные тексты, а также иконы, имели искажение. Поэтому в качестве основных причин церковного раскола в России можно выделить следующие явления:

  • Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
  • Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
  • Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.

Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Царь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.

Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.

Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.

Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.

Реализация реформы

Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие «православие».
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Реформы патриарха НиконаЖ основныеэтапы и шаги

Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово «раскол» указывает на кардинальные изменения.

Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.

Писания предопределили церковный раскол в России

Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковные тексты в России имеют множество опечаток, которые следует устранить.

Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…

В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:

  • Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
  • Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.
церковный раскол

Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов.

Экспедиция продолжалась практически два года. Он прибыл в Москву 22 февраля 1655 года. С собой он привез целых 7 рукописей. Фактически тем самым произошло нарушение церковного собора 1653-55 годов. Большинство священников тогда высказались за идею поддержания реформы Никона только на том основании, что переписывание текстов должно было происходить исключительно из греческих рукописных источников.

Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям. Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам. На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).

Древняя религия

Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными. Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».

Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.

Исторический справочник переписывание древних текстов

Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа. Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения.

Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении. И это признают все.

С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:

  • Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
  • Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.
  • Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
  • Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».

Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке. Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

сожжение Авакума

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Последствия раскола православной церкви при Никоне

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Церковная реформа Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

НИКОН

После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе…

Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь — Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»

В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» — греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.

В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались — как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.

В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, — конец благочестию и старине, наступает конец света.

Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.

И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной…», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.

 

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.

1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.

2. Вселенское, вечное, — важнее всего частного и временного.

3. Московское государство, как всякое государство, — это частное.

4. Объединение же всех православных церквей — Вселенская церковь — вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.

5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.

6. Кто же выше — патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский — один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.

Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь пожаловал патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея — Филарет Романов.

Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.

И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.

Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.

1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.

2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.

3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».

4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.

5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.

Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.

Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.

 

РАСКОЛ

Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».

Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вожди старообрядцев — протопопы Аввакум и Даниил, писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядчество захватило все слои населения — от крестьян до бояр.

Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).

Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.

Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь…»

Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».

 

ОПАЛА

А как сложилась судьба самого Никона?

Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягким и уступчивым — но до известного предела! — Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Время шло… Царь молчал. Патриарх направил ему раздраженное письмо, в котором сообщал, насколько все дурно в Московском царстве. Терпение Тишайшего царя было не безграничным, и никто не мог подчинить его своему влиянию до конца.

Рассчитывал ли патриарх, что его будут молить вернуться? Но Никон — не Иван Грозный и не государь Московский. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов предал анафеме (проклятию) староверов и вместе с тем лишил Никона сана за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь.

В Ферапонтовом монастыре Никон лечил больных и выслал царю список излеченных. Но вообще он скучал в северной обители, как скучают все сильные и предприимчивые люди, лишенные активного поприща. Находчивость и остроумие, которые отличали Никона в добром настроении, часто сменялись чувством обиженного раздражения. Тогда Никон уже не мог отличить настоящих обид от им же выдуманных. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы — осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»

Здоровье Никона было подорвано. «Теперь я болен, наг и бос, — писал царю бывший патриарх. — Со всякой нужды… оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут…» Алексей Михайлович несколько раз приказывал облегчить содержание Никона. Умер царь раньше Никона и перед смертью безрезультатно просил у Никона прощения.

После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.

 

КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА

«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. <…> Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. <…> Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».

Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LV

 

ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II

«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.

Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. <…>

Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.  <…>

Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.

Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.

Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. (Цит. по старообрядческая газета Остров веры. 2005, №2)  

Религиозное бегство и миграция: старообрядцы | Колонизация | Статьи и очерки | Встреча границ | Цифровые коллекции

Прослушать эту страницу

Это эссе было опубликовано в 2000 году как часть первоначального веб-сайта «Встречи на границах».

Порог Байбалык. Тува, 1966 — 1975 гг. Старообрядцы жили на окраинах России, вытесненные властями на окраину империи. Их отшельники обычно располагались в очень отдаленных районах, и чтобы добраться до них, требовался путь по дикой местности.

Во второй половине XVII века несколько направлений русской истории слились в виде великого религиозного раскола, продолжающегося до наших дней. Реформаторы, которые надеялись возродить Россию, частично сосредоточились на богословии и литургической практике Русской православной церкви, которые они считали архаичными и которые не подвергались пересмотру на протяжении столетий. Во многом реформаторы предвосхищали более широкие социально-политические изменения, связанные с модернизацией и вестернизацией, последовавшие при Петре Великом (1682-1725). Те, кто сопротивлялся церковным реформам, стали известны как старообрядцы, или последователи традиционных религиозных обрядов.

Хотя это столкновение между реформаторами и старообрядцами имело разнородные корни, суть спора сводилась к несовместимости консервативной, суеверной культуры Московского государства с западными и рационалистическими влияниями, начавшими охватывать Россию. Патриарх Никон, пришедший к власти в 1652 году, стал поляризующей фигурой после того, как внес якобы незначительные изменения в церковную практику. В частности, он стремился установить использование трех пальцев вместо двух при крестном знамении и исправить давние ошибки в переводах православных славянских текстов с их греческих оригиналов. Хотя эти вопросы казались тривиальными, такие переделки стали громоотводом для глубоко укоренившейся напряженности в российском обществе. Церковные соборы 1666-67 гг. тем не менее подтвердили эти и другие реформы, приведшие к историческому разрыву единства русского православия.

Вид на скит отца Палладия с юга. Тува, 1966 – 1975 гг. Монастырские общины старообрядцев часто строили скиты в отдаленных районах.

Ревнители, такие как протоиереи Аввакум и Иван Неронов, олицетворения старообрядчества, проникли в глубокую жилу национализма и громили мнимое пренебрежение к русским обычаям. В результате их сослали в Сибирь и на Крайний Север. Для многих патриарх Никон (а позже и Петр Великий) представлял антихриста; его реформы означали апокалипсис. Как это часто случалось в прошлом в России, нация раскололась на непримиримые лагеря. В конечном итоге цари поддержали реформаторов, в то время как неграмотное крестьянство часто яростно сопротивлялось им. Крупнейшие восстания того времени, в том числе под предводительством Стеньки Разина (1670-71), Кондратия Булавина (1707-09) и Емельян Пугачев (1773-75) воспользовались этими обидами и изменили политический ландшафт. Хотя этот конфликт оказался почти неразрешимым, модернизирующие влияния сохранялись в России и продолжали конфликтовать с традиционными элементами.

Наставник поморской общины. Рудный Алтай, 1970-1971 гг. Местный старообрядец из деревни на Алтае. Бороды были типичным признаком как традиции, так и неповиновения, поскольку Петр Великий заставлял мужчин бриться в рамках своего плана вестернизации и модернизации России.

Старообрядцев вытеснили на окраины Российской империи, в том числе на Крайний Север (у Белого моря), на юг Украины и Молдавию. Куда бы они ни пошли, большинство подвергалось гонениям — как со стороны царей, включая Николая I (1825-55) и Александра III (1881-94), так и при советской власти, особенно Сталина (1929-53). Другие бежали от современности на приграничные просторы России, где вплоть до второй половины ХХ века некоторые старообрядцы продолжали уклоняться от советской власти. Заметным форпостом старообрядцев стала Сибирь, особенно Алтайский и Тувинский края и район к востоку от озера Байкал.

Несмотря на свою борьбу, старообрядцы выжили в различных формах. Одни общины (поповцы) сохраняли структуру православной церкви и сохраняли чин священников, другие (беспоповцы) отвергали всех священников и иерархию. Со временем старообрядческие общины перебрались в Маньчжурию, Австралию, Турцию, Южную Америку, США и другие страны. Сегодня в Орегоне и на Аляске есть известные старообрядческие деревни, в том числе Николаевск, к югу от Анкориджа, недалеко от города Гомера.

Старообрядцы Тувинской области

Фотографии археографических экспедиций в раскольнические монастыри на Верхнем Малом Енисее (Тува, 1966-75). Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.

Спасаясь от преследований и притеснений, часть старообрядцев переселилась в район Тувы, недалеко от монгольской границы. В феврале 1917 года в Туву прибыли отколовшиеся от известного на Урале монастыря отца Нифонта и основали первый в регионе старообрядческий монастырь. Эта монашеская община, расположенная в верховьях Малого Енисея, имела в ХХ веке череду игуменов: Нифонта, Сергия, Игнатия и Палладия.

Отец Палладий, искусный переписчик и переплетчик рукописей и старопечатных книг, владел большой библиотекой этих материалов. В 1966 году он познакомил новосибирских археографов с ранее неизвестными и неизученными литературными произведениями, созданными старообрядческими писателями Урала и Сибири с XVII по ХХ века

Старообрядцы на Алтае

Фотографии из археологических экспедиций по старообрядческим монастырям (Рудный Алтай, верховья р. Убы, 1970-71). Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.

Некоторые староверы избежали государственных преследований, бежав на Алтай, в очень горный регион России, недалеко от границы с Монголией. В этом районе соседствовали старообрядческие монашеские ордена и крестьяне. Женские монастыри поморской группы были преемниками Покровских женских монастырей, построенных на Алтае в начале ХХ века при финансовой поддержке Саввы Морозова, известного текстильного фабриканта и члена поморской общины. . Сохранились старые фотографии монахинь этих монастырей. Они традиционно поддерживали тесные религиозные и экономические связи с местным крестьянством и зажиточными крестьянскими семьями старообрядцев на Алтае. Зажиточное крестьянство оказывало жесткое сопротивление, в том числе вооруженное, советской власти, политике «военного коммунизма» и коллективизации. Это сопротивление встретило жестокие репрессии, отразившиеся на алтайских старообрядческих общинах и их книжных собраниях.

Когда в конце 1960-х – начале 1970-х годов сибирские археографы начали путешествовать по алтайским старообрядческим общинам, они обнаружили, что былое благоденствие давно ушло в прошлое, а долины, процветавшие до 1917 года, почти обезлюдели. Этот район стал идеальным местом для тайных поселений отшельников, многие из которых когда-то были монахинями в Покровских монастырях. Другие жители прибыли со всех концов страны, например с Кубани, где остатки общины издавна поддерживали интенсивную переписку с поморской группой.

Отшельники Дабчес в сталинскую эпоху

Фотографии с процесса над отшельниками Дабчей. Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.

Преследования религиозных меньшинств усилились в сталинские времена. Между 1937 и 1940 годами остатки нескольких заслуживающих внимания уральских старообрядческих монастырей, которым удалось избежать разрушения советским правительством, тайно переселили с левого берега Оби на левый берег Нижнего Енисея, а также в Дубчи. Река и ее притоки. Большую роль в этом переселении сыграл монастырь отца Симеона. В сочинениях отшельников монастырь ведет свою историю с восемнадцатого века, когда им руководил игумен Максим.

В 1951 году монастыри Дубчес были замечены советскими властями с воздуха и впоследствии снесены. Отшельники и крестьяне, поддерживавшие монастыри, были арестованы, а все постройки, иконы и книги сожжены. Красноярское управление МГБ провело расследование и судило тридцать три человека. Все обвиняемые были осуждены по ст. 58-10 ч. 2 и ст. 58-11 УК СССР к срокам лишения свободы от десяти до двадцати пяти лет. Александр Иванович Солженицын писал об этих событиях в своем «Архипелаге ГУЛАГ». Двое из осужденных погибли в советских концлагерях: отец Симеон и мать Маргарита. После смерти Сталина остальные осужденные были амнистированы 12 ноября 19 года.54.

Реформы Никона

В 18 веке в России возникло религиозно-общественное движение, получившее название старообрядчества или раскола. Причиной тому были реформы московского патриарха Никона, начатые им в 1653 г. с целью укрепления церкви. Суть их сводилась к унификации системы богословия по всей стране. Во-первых, осуществление никоновской реформы планировалось осуществить через устранение абсолютно всех различий в проведении обрядов. Также необходимо было устранить моменты несоответствия в книгах, используемых при совершении богослужения. Были и такие ревнители веры во главе с протоиереями Аввакумом и Даниилом, которые считали, что церковная реформа патриарха Никона должна основываться на древнерусских писаниях. Патриарх настаивал на следовании образцам, принятым в Греции. По его мнению, такой шаг должен способствовать объединению всех православных церквей Азии и Европы по московскому принципу.

Реформу Никона поддержал сам царь. Этим объясняется настойчивость патриарха и его уверенность в своих действиях. Вскоре он назначил Собор всех архиереев Русской земли, на котором признали необходимость немедленного исправления обрядов и церковной литературы. Второй созыв, на котором, кроме святых Русских, присутствовали также Сербский и Антиохийский патриархи, состоялся в 1656 году. На нем исправленные книги были полностью утверждены. Церквам было приказано использовать их в богослужении, а предыдущие сжечь.

Первые шаги были сделаны еще в 1653 году. Тогда всем церквам было приказано внести в обряд некоторые изменения, касающиеся поклонов, возложения креста. Типография начала издавать книги по новому образцу. Защитники старых обрядов были объявлены еретиками и преданы анафеме.

Изменение некоторых моментов Символа веры произошло после его сверки с аналогом, принятым в греческих церквах. Но реформу раскольников Никон принять отказался категорически. Для них это означало предательство веры предков, традиций, которые соблюдались веками. Нововведения воспринимались старообрядцами как покушение на нечто неприкосновенное, святое. Последователи Никона, напротив, считали, что эти реформы помогут церкви выйти из назревавшего кризиса. Этот шаг был также политически мотивирован. Роль России как наследницы Византии и защитницы всех православных верующих не могла бы состояться, если бы она не согласовала свои книги и обряды с принятыми в других православных странах.

Окончательно никонцы утвердились в правильности выбранного ими пути после воссоединения с Малороссией.

Церковный раскол и его последствия носили более неожиданный характер, чем рассчитывали патриарх и его сторонники. Противодействие реформам было массовым. Староверы были непоколебимы в своих убеждениях. Они обвинили никонианцев в том, что они объявили первых еретиками, тем самым поставив под сомнение правильность канонизации святых на Руси и решений, принятых на Стоглавом соборе, то есть всего того, что было основанием веры.

Правда, конфликт был вызван не только реформатским патриархом. Повлияли и социальные проблемы. Старообрядцы были обеспокоены падением церковного авторитета, связанным с тем, что царь стал играть роль наместника Божия на земле, стал активно участвовать в решении тех вопросов, которые прежде находились в компетенции только духовенства. . Они обвиняли новое, невежественное духовенство в том, что оно портит народ, угнетает и отдаляет его от себя.

В расколе не менее трети населениягосударства. А после того, как Собор, состоявшийся в 1666-1667 гг., принял решение о ссылке и казнях противников реформы, она приобрела массовый характер. Несмотря на предпринятые властями репрессивные меры, после стрелецкого мятежа 1682 г. число старообрядцев возросло. Вместо укрепления общества назревала новая смута. Никон решил этот вопрос, лишив его чина и отправив лидеров раскола в ссылку.

Но вскоре пострадал и сам патриарх. Интриги бояр испортили его отношения с царем. В 1658 году Никон добровольно заточил себя в Воскресенский монастырь, а через восемь лет над ним состоялся суд, на котором патриарх был лишен сана и отправлен в Белозерский монастырь для покаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *