Реформы патриарха Никона, породившие церковный раскол
Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру.
Марк ТвенЦерковный раскол в России связан с именем патриарха Никона, который в 50-х и 60-х годах 17 века устроил грандиозную реформу русской церкви. Изменения коснулись буквально всех церковных укладов. Необходимость проведения таких изменений была обусловлена религиозной отсталостью России, а также существенными описками в религиозных текстах. Реализация реформы привела к расколу не только в церкви, но и в обществе. Люди открыто выступали против новых веяний в религии, активно высказывая свою позицию восстаниями и народными волнениям и. В сегодняшней статье мы поговорим о реформе патриарха Никона, как об одном из важнейших событий 17 века, которое имело огромное влияние не только для церкви, но и для всей России.
Предпосылки реформы
Причины церковного раскола патриарха НиконаПо заверениям многих историков, которые занимаются изучением 17 века, в России в это время сложилась уникальная ситуация, когда религиозные обряды в стране очень сильно отличались от общемировых , в том числе и от греческих обрядов, откуда и пришло христианство на Русь.
- Книги, которые вручную переписывались веками, имели опечатки и искажения.
- Отличие от мировых религиозных обрядов. В частности, в России до 17 века все крестились двумя перстами, а в других странах — тремя.
- Ведение церковных обрядов. Обряды велись по принципу «многоголосья», который выражался в том, что одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане. В результате образовалась многоголосие, в котором тяжело было что-то разобрать.
Русский царь одним из первых указал на эти проблемы, предлагая принять меры для наведения порядка в религии.
Патриарх Никон
Патриарх НиконЦарь Алексей Романов, который хотел реформировать российскую церковь, решил назначить на пост Патриарха страны Никона. Именно этому человеку было поручено провести реформу в России. Выбор был, мягко говоря, довольно странным, поскольку новый патриарх не имел опыта в проведение таких мероприятий, а также не пользовался уважением среди других священников.
Патриарх Никон в миру был известен под именем Никита Минов. Он родился и вырос в простой семье крестьянина. С самых ранних лет он уделял большое внимание своему религиозному образованию, изучаем молитвы, рассказы и обряды. В 19 лет Никита стал священником в своем родном селе. В тридцатилетнем возрасте будущий патриарх перешел в Новоспасский монастырь в Москве. Именно здесь он и познакомился с молодым российским царем Алексеем Романовым. Взгляды двух людей были достаточно схожими, что и определило дальнейшую судьбу Никиты Минова.
Патриарх Никон, как отмечают очень многие историки, отличался не столько своими познаниями, сколько жестокостью и властностью. Он буквально бредил идеей получение безграничной власти, которая была, например, патриарха Филарета. Пытаясь доказать свою значимость для государства и для русского царя, Никон всячески себя проявляет, в том числе и не только на религиозном поприще. Например, в 1650 году он активно участвует в подавлении восстания, являясь главным инициатором жестокой расправы над всеми восставшими.
Властолюбивость, жестокость, грамотность — все это сочеталось в патриархию. Это были именно те качества, которые были нужны для проведения реформы российской церкви.
Реализация реформы
Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:
- Крещение тремя перстами вместо двух.
- Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
- Внесены изменения религиозные книги и иконы.
- Введено понятие «православие».
- Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
- Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
- Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки.
Все это подробно описывается в церковном Катехизисе. Удивительно, но если рассматривать учебники истории России, особенно школьные учебники, реформа патриарха Никона сводится только к первому и второму пункту из вышеизложенных. В редких учебниках говорится в третьем пункте. Об остальном даже не упоминается. В результате складывается впечатление, что никакой кардинальный реформаторской деятельности русский патриарх не сделал, но это было не так… Реформы были кардинальными. Они перечеркивали все, что было до этого. Неслучайно эти реформы также называются церковным расколом российской церкви. Само слово «раскол» указывает на кардинальные изменения.
Давайте рассмотрим отдельные положения реформы более детально. Это позволит правильно понимать суть явлений тех дней.
Писания предопределили церковный раскол в России
Патриарх Никон, аргументируя свою реформу, говорил о том что церковные тексты в России имеют множество опечаток, которые следует устранить.
Говорилось о том, что следует обратиться к греческим источникам, чтобы понять первоначальный смысл религии. На самом деле это было реализовано не совсем так…В 10 веке, когда Россия приняла христианство, в Греции существовало 2 устава:
- Студийский. Главный устав христианской церкви. Долгими годами он считался основным в греческой церкви, поэтому именно студийский устав пришел на Русь. 7 веков русская церковь во всех религиозных вопросах руководствовалась именно этим уставом.
- Иерусалимский. Является более современным, направленным единение всех религий и общности их интересов. Устав, начиная с 12 века, становятся в Греции основным, также он становится основным и в других христианских странах.
Показательным является и сам процесс переписывания российских текстов. Планировалось взять греческие источники и на их основе привести в соответствие религиозные писания. Для этого в 1653 году в Грецию был отправлен Арсений Суханов.
Арсений Суханов привез только семь источников, тем самым сделав невозможным переписывание текстов на основе первоисточников. Следующий шаг патриарха Никона был настолько циничным, что пришел к массовым восстаниям. Московский патриарх заявил о том, что если рукописных источников нет, то переписывание русских текстов будет производиться по современным греческим и римским книгам. На тот момент все эти книги печатались в Париже (католическое государство).
Древняя религия
Очень долго реформы патриарха Никона оправдывались тем, что он сделал ортодоксальную церковь просвещенной. Как правило, за такими формулировками ничего не стоит, поскольку подавляющее большинство людей с трудом представляет, в чем принципиальная разница между ортодоксальными убеждениями и просвещенными. Действительно в чем разница? Для начала давайте разберемся с терминологией и определим смысл понятия «ортодоксальный».
Ортодокс (ортодоксальный) пришло из греческого языка и обозначает: ортос — правильный, доха — мнение. Получается что ортодоксальный человек, в истинном смысле этого слова, является человеком с правильным мнением.
Здесь под правильным мнением подразумевается не современный смысл (когда так называют людей делающих всё в угоду государству). Так называли людей, которые веками несли древнюю науку и древние знания. Ярким примером является иудейская школа. Все прекрасно знают, что сегодня есть евреи, а есть ортодоксальные евреи. Они верят в одно и тоже, у них общая религия, общие взгляды, убеждения. Разница в том, что ортодоксальные евреи донесли свою истинную веру в ее древнем, истинном значении. И это признают все.
С этой точки зрения гораздо проще оценивать действия патриарха Никона. Его попытки уничтожить ортодоксальную церковь, а именно это он и планировал делать и успешно делал, кроются в уничтожении древней религии. И по большому счёту это было сделано:
- Были переписаны все древние религиозные тексты. Со старыми книгами не церемонились, их, как правило, уничтожали. Этот процесс на многие годы пережил самого патриарха. Например, показательными являются сибирские предания, в которых говорится, что при Петре 1 было сожжено огромное количество ортодоксальной литературы. После сожжение из костров было извлечено более 650 кг медных застежек!
- Были переписаны иконы в соответствии с новыми религиозными требованиями и в соответствии с реформой.
- Принципы религии изменены, порой даже без необходимого обоснования. Например, абсолютно непонятной является идея Никона, что Крестный ход должен идти против часовой стрелки, против движения солнца. Это вызвало большое недовольство, поскольку люди начали считать новую религию религией тьмы.
- Замена понятий. Впервые появился термин «православие». До 17 века этот термин не использовался, а применялись такие понятия, как «правоверный», «истинная вера», «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». Различные термины, но только не «православие».
Поэтому можно говорить, что ортодоксальная религия является максимально приближенной к древним постулатам. Именно поэтому любые попытки кардинального изменения этих взглядов приводит к массовым негодованиям, а также к тому, что сегодня принято называть ересью. Именно ересью многие люди и называли реформы патриарха Никона в 17 веке. Именно поэтому и произошел раскол церкви, поскольку «ортодоксальные» священники и религиозные люди называли происходящее ересью, и видели, насколько принципиальное отличие между старой и новой религией.
Реакция народа на церковный раскол
Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.
сожжение АвакумаРеакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.
Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.
К чему привела реформа?
Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:
- Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
- Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.
Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.
Церковная реформа Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
НИКОНПосле окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе…
Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь — Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»
В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» — греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.
В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались — как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.
В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, — конец благочестию и старине, наступает конец света.
Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной…», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.
1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.
2. Вселенское, вечное, — важнее всего частного и временного.
3. Московское государство, как всякое государство, — это частное.
4. Объединение же всех православных церквей — Вселенская церковь — вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.
5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.
6. Кто же выше — патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский — один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.
Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь пожаловал патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея — Филарет Романов.
Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.
И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.
Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.
1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.
2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.
3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».
4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.
5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.
Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.
Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.
РАСКОЛ
Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».
Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.
Вожди старообрядцев — протопопы Аввакум и Даниил, писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядчество захватило все слои населения — от крестьян до бояр.
Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).
Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.
Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.
Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь…»
Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».
ОПАЛА
А как сложилась судьба самого Никона?
Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягким и уступчивым — но до известного предела! — Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Время шло… Царь молчал. Патриарх направил ему раздраженное письмо, в котором сообщал, насколько все дурно в Московском царстве. Терпение Тишайшего царя было не безграничным, и никто не мог подчинить его своему влиянию до конца.
Рассчитывал ли патриарх, что его будут молить вернуться? Но Никон — не Иван Грозный и не государь Московский. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов предал анафеме (проклятию) староверов и вместе с тем лишил Никона сана за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь.
В Ферапонтовом монастыре Никон лечил больных и выслал царю список излеченных. Но вообще он скучал в северной обители, как скучают все сильные и предприимчивые люди, лишенные активного поприща. Находчивость и остроумие, которые отличали Никона в добром настроении, часто сменялись чувством обиженного раздражения. Тогда Никон уже не мог отличить настоящих обид от им же выдуманных. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы — осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»
Здоровье Никона было подорвано. «Теперь я болен, наг и бос, — писал царю бывший патриарх. — Со всякой нужды… оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут…» Алексей Михайлович несколько раз приказывал облегчить содержание Никона. Умер царь раньше Никона и перед смертью безрезультатно просил у Никона прощения.
После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.
КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА
«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. <…> Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. <…> Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».
Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LV
ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II
«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.
В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. <…>
Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. <…>
Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.
Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. (Цит. по старообрядческая газета Остров веры. 2005, №2)
Религиозное бегство и миграция: старообрядцы | Колонизация | Статьи и очерки | Встреча границ | Цифровые коллекции
Прослушать эту страницу
Это эссе было опубликовано в 2000 году как часть первоначального веб-сайта «Встречи на границах».
Порог Байбалык. Тува, 1966 — 1975 гг. Старообрядцы жили на окраинах России, вытесненные властями на окраину империи. Их отшельники обычно располагались в очень отдаленных районах, и чтобы добраться до них, требовался путь по дикой местности.Во второй половине XVII века несколько направлений в русской истории слились в виде великого религиозного раскола, продолжающегося до наших дней. Реформаторы, которые надеялись возродить Россию, частично сосредоточились на богословии и литургической практике Русской православной церкви, которые они считали архаичными и которые не подвергались пересмотру на протяжении столетий. Во многом реформаторы предвосхищали более широкие социально-политические изменения, связанные с модернизацией и вестернизацией, последовавшие при Петре Великом (1682-1725). Те, кто сопротивлялся церковным реформам, стали известны как старообрядцы, или последователи традиционных религиозных обрядов.
Хотя это столкновение между реформаторами и старообрядцами имело разнородные корни, суть спора сводилась к несовместимости консервативной, суеверной культуры Московского государства с западными и рационалистическими влияниями, начавшими охватывать Россию. Патриарх Никон, пришедший к власти в 1652 году, стал поляризующей фигурой после того, как внес якобы незначительные изменения в церковную практику. В частности, он стремился установить использование трех пальцев вместо двух при крестном знамении и исправить давние ошибки в переводах православных славянских текстов с их греческих оригиналов. Хотя эти вопросы казались тривиальными, такие переделки стали громоотводом для глубоко укоренившейся напряженности в российском обществе. Церковные соборы 1666-67 гг. тем не менее подтвердили эти и другие реформы, приведшие к историческому разрыву единства русского православия.
Вид на скит отца Палладия с юга. Тува, 1966 – 1975 гг. Монастырские общины старообрядцев часто строили скиты в отдаленных районах.Ревнители, такие как протоиереи Аввакум и Иван Неронов, олицетворения старообрядчества, проникли в глубокую жилу национализма и громили мнимое пренебрежение к русским обычаям. В результате их сослали в Сибирь и на Крайний Север. Для многих патриарх Никон (а позже и Петр Великий) представлял антихриста; его реформы означали апокалипсис. Как это часто случалось в прошлом в России, нация раскололась на непримиримые лагеря. В конечном итоге цари поддержали реформаторов, в то время как неграмотное крестьянство часто яростно сопротивлялось им. Крупнейшие восстания того времени, в том числе под предводительством Стеньки Разина (1670-71), Кондратия Булавина (1707-09) и Емельян Пугачев (1773-75) воспользовались этими обидами и изменили политический ландшафт. Хотя этот конфликт оказался почти неразрешимым, модернизирующие влияния сохранялись в России и продолжали конфликтовать с традиционными элементами.
Наставник поморской общины. Рудный Алтай, 1970-1971 гг. Местный старообрядец из деревни на Алтае. Бороды были типичным признаком как традиции, так и неповиновения, поскольку Петр Великий заставлял мужчин бриться в рамках своего плана вестернизации и модернизации России.Старообрядцев вытеснили на окраины Российской империи, в том числе на Крайний Север (у Белого моря), на юг Украины и в Молдавию. Куда бы они ни пошли, большинство подвергалось гонениям — как со стороны царей, включая Николая I (1825-55) и Александра III (1881-94), так и при советской власти, особенно Сталина (1929-53). Другие бежали от современности на приграничные просторы России, где вплоть до второй половины ХХ века некоторые старообрядцы продолжали уклоняться от советской власти. Заметным форпостом старообрядцев стала Сибирь, особенно Алтайский и Тувинский края и район к востоку от озера Байкал.
Несмотря на свою борьбу, старообрядцы выжили в различных формах. Одни общины (поповцы) сохраняли структуру православной церкви и сохраняли чин священников, другие (беспоповцы) отвергали всех священников и иерархию. Со временем старообрядческие общины перебрались в Маньчжурию, Австралию, Турцию, Южную Америку, США и другие страны. Сегодня в Орегоне и на Аляске есть известные старообрядческие деревни, в том числе Николаевск, к югу от Анкориджа, недалеко от города Гомера.
Старообрядцы Тувинской области
Фотографии археографических экспедиций в раскольнические монастыри на Верхнем Малом Енисее (Тува, 1966-75). Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.Спасаясь от преследований и притеснений, часть старообрядцев переселилась в район Тувы, недалеко от монгольской границы. В феврале 1917 года в Туву прибыли отколовшиеся от известного на Урале монастыря отца Нифонта и основали первый в регионе старообрядческий монастырь. Эта монашеская община, расположенная в верховьях Малого Енисея, имела в ХХ веке череду игуменов: Нифонта, Сергия, Игнатия и Палладия.
Отец Палладий, искусный переписчик и переплетчик рукописей и старопечатных книг, владел большой библиотекой этих материалов. В 1966 году он познакомил новосибирских археографов с ранее неизвестными и неизученными литературными произведениями, созданными старообрядческими писателями Урала и Сибири с XVII по ХХ века
Старообрядцы на Алтае
Фотографии из археологических экспедиций по старообрядческим монастырям (Рудный Алтай, верховья р. Убы, 1970-71). Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.Некоторые староверы избежали государственных преследований, бежав на Алтай, в очень горный регион России, недалеко от границы с Монголией. В этом районе соседствовали старообрядческие монашеские ордена и крестьяне. Женские монастыри поморской группы были преемниками Покровских женских монастырей, построенных на Алтае в начале ХХ века при финансовой поддержке Саввы Морозова, известного владельца текстильной фабрики и члена поморской общины. . Сохранились старые фотографии монахинь этих монастырей. Они традиционно поддерживали тесные религиозные и экономические связи с местным крестьянством и зажиточными старообрядческими крестьянскими семьями на Алтае. Зажиточное крестьянство оказывало жесткое сопротивление, в том числе вооруженное, советской власти, политике «военного коммунизма» и коллективизации. Это сопротивление встретило жестокие репрессии, отразившиеся на алтайских старообрядческих общинах и их книжных собраниях.
Когда в конце 1960-х – начале 1970-х годов сибирские археографы начали путешествовать по алтайским старообрядческим общинам, они обнаружили, что былое благоденствие давно ушло в прошлое, а долины, процветавшие до 1917 года, почти обезлюдели. Этот район стал идеальным местом для тайных поселений отшельников, многие из которых когда-то были монахинями в Покровских монастырях. Другие жители прибыли со всех концов страны, например с Кубани, где остатки общины издавна поддерживали интенсивную переписку с поморской группой.
Отшельники Дабчес в сталинскую эпоху
Фотографии с процесса над отшельниками Дабчей. Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук.Преследования религиозных меньшинств усилились в сталинские времена. Между 1937 и 1940 годами остатки нескольких заслуживающих внимания уральских старообрядческих монастырей, которым удалось избежать разрушения советским правительством, тайно переселили с левого берега Оби на левый берег Нижнего Енисея, а также в Дубчи. Река и ее притоки. Большую роль в этом переселении сыграл монастырь отца Симеона. В сочинениях отшельников монастырь ведет свою историю с восемнадцатого века, когда им руководил игумен Максим.
В 1951 году монастыри Дубчес были замечены советскими властями с воздуха и впоследствии снесены. Отшельники и крестьяне, поддерживавшие монастыри, были арестованы, а все постройки, иконы и книги сожжены. Красноярское управление МГБ провело расследование и судило тридцать три человека. Все обвиняемые были осуждены по ч. 2 ст. 58-10 и ст. 58-11 УК СССР к срокам лишения свободы от десяти до двадцати пяти лет. Александр Иванович Солженицын писал об этих событиях в своем «Архипелаге ГУЛАГ». Двое из осужденных погибли в советских концлагерях: отец Симеон и мать Маргарита. После смерти Сталина остальные осужденные были амнистированы 12 ноября 19 года.54.
Старообрядческое самосожжение как форма религиозного эскапизма
Реферат
В статье отражено представление о том, что старообрядческие самосожжения, происходившие в течение 230 лет после реформы Русской Православной Церкви 1653–1667 гг. в знак протеста против реформы, являются формой религиозного эскапизма. Бегство от мира, где властвовал антихрист, неизменно было единственным выходом для старообрядцев сохранить веру, благодать и надежду на избавление. Формы бегства были разными, что привело к очередному размежеванию тех, кто не принял никоновских реформ. Наиболее радикальной формой избавления, спасения от «соблазненного» мира было самоубийство, массовое или индивидуальное. Сам по себе феномен религиозного самоубийства как крайней степени религиозного эскапизма не присущ только старообрядцам. Однако особенность «гари» в том, что массовые самоубийства были результатом внутренней напряженной работы мысли старообрядческой общины, и в этом принципиальное отличие старообрядческих самоубийств от внешне похожих, но разных по сути самоубийств. ранних христиан и сектантов Нового времени. На основании литературных источников, в том числе как авторов-старообрядцев, так и авторов-миссионеров, мы видим, что отношение к самосожжению стало основой для распада старообрядчества на несколько направлений и общин. Дискуссия о законности самоубийства стала не только определяющим фактором в разобщении старообрядцев, но и диктовала судьбу «старого благочестия» в целом.
Ключевые слова: Религиозный эскапизмСтарообрядцыСамосожжение
Введение
На первый взгляд термин «эскапизм» в отношении старообрядцев может показаться не совсем уместным и даже неправильным. По данным Национальной политической энциклопедии, «Эскапизм» (to escape — бегство от реальности) — это социальное явление, отражающее стремление человека или части социальной группы убежать от общепринятых норм общественной жизни. Эскапизм основан на сомнении в целесообразности и, как следствие, на стремлении к критическому переосмыслению общепринятых норм, выраженных в некоторых социальных представлениях».
Термин близок к пониманию некоторых глубинных процессов в старообрядчестве на протяжении нескольких столетий. Стремление как отдельных лиц, так и групп уйти от одиозных никоновских норм общежития заставляло старообрядцев бежать и переселяться в другие страны, искать Беловодье и Опонское царство (Чистов, 2011), осваивать тайгу и острова за полярным кругом. А попытки критического переосмысления часто приводили к самой дикой секционарности и радикализму. Таким образом, на наш взгляд, термин «эскапизм» корректен для описания различных форм старообрядческих общин. Термин «религиозный» подчеркивает специфическую черту бегства сторонников православия от перед реформой.
Наша цель не в том, чтобы перечислять многочисленные бедствия в России, вызванные 250-летней погоней и даже ликвидацией наиболее консервативной (и в то же время наиболее образованной и предприимчивой) части населения (Керов, 2017, 2018). ; Юхименко, 2013), которые оказывали надежную опору государству. Мы пытаемся описать степень эскапизма тех, кому пришлось жить в своей стране, как во вражеской стране с чуждой религией и идеологией, в контексте самого леденящего кровь и выразительного явления – добровольных массовых самоубийств – самосожжений.
Постановка проблемы
Старообрядческие самосожжения продолжались около 230 лет. Начавшись как единичные акты отчаяния, часто вынужденные и спровоцированные внешним давлением, со временем самосожжения части старообрядческой общины, ее наиболее радикальных взглядов и согласий превратились в высшую степень религиозного эскапизма, необходимое и обязательное доказательство веры, осуществляемое под руководством наставников. Затем, с течением времени и изменениями, происходящими как во внешней среде, так и в старообрядческих общинах, этот импульс неизбежно стал угасать.
Исследовательские вопросы
Старообрядческие самосожжения как форма религиозного эскапизма
Цель исследования
Цель исследования — определить роль самосожжений для старообрядческой общины.
Методы исследования
В работе использованы идеографический (описательный и повествовательный), сравнительно-исторический и ретроспективный методы исторического исследования.
Находки
Община старообрядцев никогда не была сплоченной и сплоченной, и это должно быть единственным предположением, подкрепляемым почти всеми исследованиями инакомыслия. Все вероучения считались еретическими, кроме собственного, которое признавалось не вероучением, а не чем иным, как Церковью (Крамер, 2014).
Помимо утраты и восстановления трехступенчатой иерархии, еще одним основным вопросом, расколовшим старообрядцев, был вопрос об Антихристе и его власти в мире.
Отношение к этому предмету стало основой образа жизни, повседневного поведения и в конечном итоге привело к религиозному эскапизму. «…Среди сторонников старой церковной традиции «раскольников» возникло окончательное размежевание между традиционными оптимистами, верящими в священные саны и таинство Евхаристии, и радикальными пессимистами, верящими, что благодать Божия ослабла и не может существовать ни священных санов, ни таинства Евхаристии. в падшем мире» (Зеньковский, 2009 г., п. 25).
Бегство из мира, где властвовал антихрист, неизменно было для старообрядцев единственным выходом сохранить веру, благодать и надежду на избавление. Формы бегства были разными, что привело к очередному размежеванию тех, кто не принял никоновских реформ.
Наиболее радикальной формой бегства или спасения от «искушенного» мира было самоубийство, массовое или индивидуальное. Обреченность на мучительную смерть в результате отчаяния и религиозного фанатизма — одна из поражающих до сих пор черт русской истории. Более 230 лет от начала Раскола до 189 г.7 в результате массового самоубийства погибло около двадцати тысяч старообрядцев (Романова, 2012).
Однако следует отметить, что, как и любая статистика в отношении старообрядцев, эту информацию нельзя признать достоверной. По мнению других исследователей, двадцать тысяч человек умерли за гораздо более короткий срок. Они утверждают, что до 1690 года, в течение 37 лет с 1653 года (год начала Раскола), в результате самосожжения погибло двадцать тысяч человек. И, несмотря на огромность числа самоубийц, авторы считают данные неполными (Вургафт и Ушаков, 1996).
Религиозное самоубийство как радикальная форма религиозного эскапизма свойственно не только старообрядцам. Таких примеров в христианстве было немало: от самоубийства трех жительниц Антиохии, описанного Евсевием Кесарийским, до самоубийства 778 жителей Уганды, последователей секты «Движение за восстановление 10 Божьих заповедей» в 2000 г. (Романова, 2012).
Однако «это были единичные события, вызванные учением миссионеров, которые по крайней мере в ХХ веке имели цели, не связанные с апокалиптическим дискурсом» (Романова, 2012, с. 72), тогда как в старообрядчестве массовое самоубийство стало частью апокалиптическое учение.
Самосожжение и другие формы массового самоубийства не были реакцией на какие-то внешние раздражители, виктимизацию или притеснение со стороны государственных органов или результатом авторитета наставника, призывавшего к «огненной смерти». Массовое самоубийство явилось результатом напряженной внутренней мозговой работы старообрядческой общины, что и является основным отличием старообрядцев от раннехристиан и диссидентов Нового времени. «Эта черта есть механизм, вырабатываемый самой старообрядческой культурой и выполняющий в ней определенную функцию» (Романова, 2012, с. 9).2).
Наоборот, «причиной массового самосожжения среди старообрядцев была не их склонность к самоубийству или религиозный фанатизм, а бесчеловечная политика, проводимая политиками и правящей Церковью в отношении лучших представителей русского народа, не оставивших им выхода». (Кожурин, 2007, с. 36).
Мельников (1999), историк старообрядчества, писал: «Единственный выход — в огонь и воду».
Вопрос о самосожжении, по старой злой традиции, стал еще одним камнем преткновения на пути к объединению. Количество самосожжений и участников росло настолько быстро, что умеренные традиционные старообрядцы, приняв священный сан и возможность нормальной христианской жизни, поняли, что им не по пути с этими мрачными фанатиками, считающими, что христианская история человечества закончилась. и сатанинское воинство стало непроходимым (Зеньковский, 2009).
«Традиционалисты» относились к духовенству, как правило, вероучения и отношение к массовым самоубийствам, эта «зловещая болезнь духа» завершила процесс размежевания двух самых многочисленных общин старообрядцев – поповской (поповской) и беспоповской (беспоповской). ) (Зеньковский, 2009).
Вургафт и Ушаков (1996) называют массовые самоубийства «эпидемией самоуничтожения» и «непоправимой трагедией» и отмечают, что сначала к «огненным страданиям» призывали только представители несвященнического вероучения, а с появлением самосожжений они были оспаривается многими влиятельными людьми старообрядчества. А такой важный для вероучения священников документ, как «Жалобница», составленный поморскими старейшинами, фактически был написан против самосожжений. В 1691 состоялся заочный собор священников, на котором самосожжения также были осуждены большинством голосов. В том же году монах Евфросин (1895) написал критический трактат «Размышление о писании о новоизобретенном способе самоубийств».
Содержание было очень сложным, так как в «Писании» Евфросину (1895 г.) противопоставлялся самый «пламенный» протоиерей Аввакум (2011 г.), который к тому времени уже был признан священномучеником за старообрядчество. Аввакум воспевал самосожжение, считая это проявлением настоящего русского религиозного мужества.
На основании Священной Книги Евфросин (1895 г.) утверждает, что участники самосожжения являются самоубийцами и нарушают христианское устроение. И, запрещая самоубийство, Церковь не может признать их святыми мучениками за веру и тем более Церковь не должна разрешать молиться за души тех, кто решил умереть по своей воле.
При этом Евфросин (1895) ясно указывает, что не все самосожжения одинаково ответственны за массовые самосожжения. Есть паства и пастырь. По мнению Евфросина, рядовые верующие не совсем понимают проблему веры, а инициаторы самосожжений вполне сознательно обрекают на ужасную смерть тех, кто верит и следует им (цит. по: Зеньковский, 2009).).
Появление «инициаторов» среди непоповского вероисповедания, делавших действительно массовыми самосожжения и часто выходивших невредимыми из костров, чтобы снова найти и позвать отчаявшихся людей для очередного «огненного участия» на новом месте, допускал Старый верующие (Вургафт, Ушаков, 1996).
Сторонники самосожжений пытались уйти от обвинений в грехе самоубийства и придумали обман: «на засов, запирающий дверь, ставят зажженную свечу и бросают на пол солому. После толкания двери свеча падает вниз и начинается огонь» (Вургафт и Ушаков, 19 лет).96, с. 73).
По мнению Пулькина (2013), дискуссия о законности самоубийства стала не только определяющим фактором в разобщении старообрядцев, но и диктовала судьбу «старого благочестия» в целом.
Со временем любые проблемы с топпингом решаются. К середине XIX века, во времена так называемой «Николаевской нужды» (Мельников, 1987), вопрос о самосожжении был полностью обойден. Павел Мельников, он же писатель Андрей Печерский, рассказывает о старообрядческих соборах в скитах Нижнего Новгорода в своей тетралогии «В лесах» и «На горах» и упоминает о самосожжениях, описанных старицей Клеопатрой Эрахтуркой «она встала и, положив свою костлявую руку с двуперстым крестом, перекрывала все голоса своим дрожащим голосом:
-Вспомните, отцы, матери, старые времена и старых преподобных отцов! Читать бы письма Аввакума, святого мученика, имевшего слова с волком Никоном… Он воспевает самосожжение за Христа и древнее благочестие…
Все посмотрели друг на друга, и на их губах замерли крылатые слова. Никто не сказал ни слова, как будто все они умерли. Ни отказа, ни согласия» (Мельников, 1987).
Такова была реакция настоятельниц на призыв фанатичного старейшины. Не нашлось желающих сгореть в муках даже на Керженских старообрядческих столпах.
По мнению некоторых исследователей, массовые самоубийства старообрядцев происходили и в XIX веке, но они заметно отличались от событий XVII–XVIII веков.
О многообразии старообрядческой эсхатологии писала ранее исследовательница Плуханова (1895 г.), которая указывала на различия в апокалиптических установках и сравнивала старообрядческое учение с апокалиптизмом XV века. В отличие от напряженного и трагического ожидания «последних времен» старообрядцами, Мария Ярославна, вдова великого князя Василия, к 1 сентября 149 г. философски и рационально распорядилась о своем распределении в Кирилло-Белозерский монастырь.2 – дата конца света. Это грядущее и неизбежное событие «в агиографии и евангельской литературе упоминалось гладко, как нормальное положение вещей (Плуханова, 1985), и с важным отличием: без явления миру Антихриста.
В XVII–XVIII веках саморазрушительное поведение старообрядцев мотивировалось «апокалиптическими текстами, агиографией и традиционным представлением о праведной смерти», а в XIX веке – массовыми самоубийствами. Однако архивные данные, предоставленные Романовой (2012), не позволяют даже подтвердить, что инициаторами были старообрядцы. А ритуал массового самоубийства был больше похож на традиции эноховской эсхатологической секты. Автор отмечает: «…действия лидера вообще не связаны с эсхатологией, они как бы претворяют в жизнь идеи, возникшие при ветхозаветной интерпретации» (Романова, 2012, с. 108).
Так что, на наш взгляд, массовое самоубийство в 19 -м -м веке и отнесенное к старообрядческому апокалиптическому учению таковым считаться не может.
Заключение
Использование термина «эскапизм» при описании различных форм существования старообрядческих общин достаточно адекватно и корректно. Определение «религиозный» подчеркивает эскапизм сторонников православия до реформы.
Наиболее радикальной формой бегства от «искушенного» мира было самоубийство, массовое или индивидуальное. В старообрядчестве массовое самоубийство стало частью апокалиптического учения.
Самосожжения и другие формы массового самоубийства не были реакцией на какие-то внешние раздражители, виктимизацию или притеснение со стороны государственных органов или результатом авторитета наставника, призывавшего к «огненной смерти». Массовые самоубийства были результатом напряженной внутренней мозговой работы старообрядческой общины, что и является основным отличием старообрядцев от раннехристиан и диссидентов Нового времени.
Дискуссия о законности самоубийства стала не только определяющим фактором в разобщении старообрядцев, но и диктовала судьбу «старого благочестия» в целом
Массовое самоубийство в 19 -м -м веке и упомянутое старообрядческое апокалиптическое учение не может считаться таковым.
Ссылки
- Аввакум (2011). Житие протоиерея Аввакума, написанное им самим. Эксмо.
- Чистов, К. Э. (2011). Русская народная утопия (Генезис и функции социальных утопических легенд. Дмитрий Буланин.
- Евфросин (1895 г. ). Замечательное место Писания о новообретенном пути суицидальных смертей. //Памятники древнерусской письменности. Санкт-Петербург.
- Керов, В. (2017). Дело русских старообрядцев: технические новшества как недопустимые «дьявольские» займы. Европейская ассоциация истории бизнеса. 21-я ежегодная конференция EBHA. в Вене «Трансформация в бизнесе и обществе: исторический подход», 1–7.
- Керов В.В. (2018). Государственное преследование, конфессиональные ценности или общинный корпоративизм? В кн.: Русские старообрядцы в истории современной России (с. 849–881). Печать «Первая модель». Хаус ООО,
- Кожурин, К.Ю. (2007). Духовные учителя святой Руси. Питер.
- Крамер, А.В. (2014). Раскол (Раскол) Русской Церкви в середине XVII века. Алетейя.
- Мельников Ф.Е. (1999). Краткая история древней православной (старообрядческой) церкви. Изд-во БГПУ. дом.
- Мельников П.И. (1987). По лесам. Изд-во «Правда». дом.
- Плуханова М.