раскол и его последствия. Мнения экспертов
Сунниты и шииты представляют собой две основные ветви ислама. Большинство последователей ислама общей численностью 1,3 миллиарда человек – сунниты. Шииты – меньшинство, они составляют приблизительно 15% от общего количества мусульман, и большинство из них проживает в Иране. Религиозный раскол оказывает огромное влияние на общую напряженность на Ближнем Востоке.
Немусульманин с первого взгляда большой разницы между суннитом и шиитом не обнаружит. И те и другие считают Мухаммеда своим пророком. И те и другие почитают Коран как священную книгу. Обе группы придерживаются пяти столпов ислама – ежедневная пятикратная молитва, пост в Рамадан, налог в пользу бедных, паломничество в Мекку и вера в единого Бога – Аллаха.
Однако почти четырнадцать веков назад вскоре после смерти Мухаммеда, когда возник вопрос о его наследнике, произошел раскол. Шииты высказались в пользу Али – зятя пророка, тогда как сунниты посчитали, что преемником Мухаммеда должен стать достойнейший из мусульман.
Шииты считают, что мусульманскими общинами должен руководить религиозный лидер, говорит профессор Нью-йоркского университета Фрэнк Питерс. Сунниты отвергают эту идею и видят в своих вождях всего лишь политиков, пусть сколь угодно набожных: «Сунниты считают, что история пошла по тому пути, который захотел Бог. Иными словами, община выражала его волю, выбирая отдельных личностей на роль его наследника, но не в качестве пророка, а лишь лидера общины. В том, что общество имеет религию и государство, выражается Божий промысел. Шииты с этим не согласны. Они считают, что община может быть только одна – духовная. У них, конечно же, есть руководство, наделенное политической властью, но общиной руководит «папа», а не «император».
Преподаватель Американского университета в Вашингтоне Акбар Ахмед, автор книги «Путешествие в ислам», рассказывает, что когда иранцы обратились в ислам, Али и его сын Хусейн стали для них священными фигурами, и у них развился мощный комплекс самоидентификации со страданиями Хусейна, который вместе с последователями погиб в неравном бою с суннитским халифом вблизи города Карбала.
«Отсюда проистекает оппозиция несправедливости, чувство жертвенности, чувство противостояния власти, – говорит Акбар Ахмед. – Из обстоятельств смерти Хусейна шииты черпают свою идеологию исключительности, гордости, приверженности идее справедливости».Профессор Ахмед отмечает, что шиитское духовенство имеет более централизованную и иерархическую структуру, нежели суннитское: «Священнослужители – зачастую образованные люди. Они проводят годы за изучением священных книг, сами пишут статьи и книги. И по мере восхождения по иерархической лестнице они обретают все большее уважение в обществе. На верхней ступени этой лестницы находятся аятоллы – верховные фигуры шиитского духовенства, занимающие особое место в обществе. Они известны своей мудростью и ученостью».
«В отличие от суннитских стран, где образованный класс не слишком организован и, кроме того, в течение многих веков был государственным, «карманным», в Иране духовенство всегда было независимо от власти, – указывает Франк Питерс. – Существует определенный порядок распределения власти среди мулл. На вершине иерархии, на месте, которое в христианстве отведено архиепископам, находятся аятоллы».
Сунниты и шииты враждовали друг с другом на протяжении всей истории, причем последние чувствуют себя жертвами преследований и несправедливостей: таково расхожее мнение историков. Однако политолог из Мичиганского университета Хуан Коул считает что сунниты и шииты долгое время мирно сосуществовали. По его мнению, нынешний конфликт между суннитами и шиитами в Ираке связан скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры.
«В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, – напоминает Коул. – Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения».
По словам профессора Коула, в постсаддамовском Ираке у суннитов и шиитов образовались противоположные политические цели: «Сунниты были правящей группой в Ираке в течение всего ХХ века. Они сыграли ключевую роль в создании иракского государства. Они не считают обоснованными претензии шиитов на власть, они не считают, что шииты составляют большинство, они искренне полагают, что шииты были приведены к власти американцами и удерживают ее благодаря Ирану. Шииты же весьма довольны происходящими переменами и симпатий к мятежникам-суннитам не питают».
Сотрудник вашингтонского Центра ближневосточных исследований Крис Тонсинг отмечает, что региональные амбиции Ирана уже породили напряженность между суннитами и шиитами в странах Персидского залива и других регионах. «В большинстве суннитских стран, где проживает значительное шиитское меньшинство, – говорит он, – заметно нагнетание напряженности между двумя общинами, а в некоторых случаях дело доходит до насилия. Отчасти это связано с войной в Ираке и с усилением Ирана».
Но Тонсинг также отмечает, что зачастую сунниты и шииты объединяются для защиты общих стратегических интересов: «Пример – прошлогодняя война в Ливане, где силы шиитской группировки «Хезболлах» противостояли израильской армии. Во всем исламском мире мусульмане, включая суннитов, выступили в поддержку «Хезболлах». И это произошло несмотря на то, что на начальном этапе войны три суннитских государства – Иордания, Египет и Саудовская Аравия – открыто обвинили «Хезболлах» в провоцировании войны, нанесшей огромный ущерб Ливану».
По мнению большинства специалистов, межмусульманская солидарность на местном уровне перевешивает разногласия. Единоверцы смыкают свои ряды перед лицом общего врага. Но когда опасность минует, разногласия вновь обнажаются.
Чем суннизм отличается от шиизма?
Как путь середины стал основой и глубинной сущностью одного из главных течений в исламе
Интересующиеся исламом часто спрашивают об отличиях суннизма от шиизма, указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. При этом автор «БИЗНЕС Online» констатирует: если попросить исламских знатоков объяснить в двух словах, в чем состоит сущность суннитского учения на фоне остальных течений ислама, то нередко такой вопрос ставит их в тупик. Итак, в чем же эти различия и как сунниты отвечают на три важнейших вопроса политической повестки мусульманского мира.
Рустам Батыр: «Общеизвестно, что поначалу конфликт между суннизмом и шиизмом носил сугубо политический характер, поэтому именно в политике и следует искать основной корень существующих между ними различий» Фото: «БИЗНЕС Online»
«СРАВНЕНИЕ СУННИЗМА С ШИИЗМОМ ПОЛЕЗНО ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ»
Люди, интересующиеся исламом, часто спрашивают о том, чем суннизм отличается от шиизма. Пожалуй, это один из самых задаваемых вопросов касательно ислама. Разобраться в нем полезно не только с позиции здорового любопытства, но и в плане рефлексии, ибо себя, как известно, мы зачастую можем увидеть лишь в зеркале других. Любопытно, что если попросить исламских знатоков объяснить в двух словах, в чем состоит сущность суннитского учения на фоне остальных течений ислама, то нередко такой вопрос ставит их в тупик, поэтому сравнение суннизма с шиизмом полезно во многих отношениях.
При поверхностном знакомстве с двумя учениями результатом такого подхода становится утверждение о том, что суннизм есть приверженность сунне, а шиизм (от арабского ший`ат Али — «партия Али») — приверженность Али. Однако такой вывод одинаково неприемлем ни для суннитов, ни для шиитов. Сказать шииту, что он не придерживается Сунны, — значит глубоко оскорбить его. Шииты считают, что как раз то они и соблюдают Сунну, истинную сунну нашего Пророка. Конечно же, шиитская трактовка Сунны отличается от суннитской, однако сама по себе она никем из них не отрицается и не ставится под сомнение. Обвинить же суннита в неуважении к Али — это значит также промахнуться мимо цели. Сунниты с глубоким почтением относятся ко всем сподвижникам Пророка, в особенности к его четырем праведным халифам.
Нередко отличие суннизма показывается через сравнение богослужебных и социальных норм: шииты, дескать, молятся три раза в день, причем делают это несколько иначе, чем сунниты, допускают временный брак, занимаются самобичеванием 10 мухаррам и т. д. Все отмеченные наблюдения окажутся бесконечно верными. Однако все подобные разногласия вращаются вокруг положений частного характера, оставляя в тени вопрос по существу. Конечно же, указанные различия с точки зрения богословия и жизненной практики нам видятся принципиально важными, однако они не могут служить основанием для классификации. Среди самих суннитских толков есть также немало аналогичных различий, но все они второстепенны и малозначительны на фоне того главного, что позволяет им всем оставаться в рамках суннизма.
«КОРАН ДАЕТ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ТОГО, КАК ДОЛЖЕН РЕШАТЬСЯ ВОПРОС ВЛАСТИ»
Общеизвестно, что поначалу конфликт между суннизмом и шиизмом носил сугубо политический характер, поэтому именно в политике и следует искать основной корень существующих между ними различий. Традиционное противопоставление суннизма и шиизма, основанное на их отношении к четырем праведным халифам, лишь приближает к цели, но не дает ответа на поставленный вопрос. Приближает потому, что акцентирует наше внимание на политическом моменте, однако не решает проблему, ибо также не выходит за рамки вопросов частного характера.
Действительно, многие шииты не признают законность правления первых трех праведных халифов Абу-Бакра, Умара и Усмана. Но это ли основное их политическое отличие от суннизма? Ибн-Хишам запечатлел для нас историю избрания Абу-Бакра халифом. Он указывал, что присягание Абу-Бакру было внезапным. Первым же халифом могли стать многие из соратников Пророка: и Умар, и Абу-Убайда, и Саад ибн Убад. А что если бы первым халифом стал бы досточтимый Али? Все это, безусловно, изменило бы внешний облик мусульманской истории, но не смогло бы трансформировать ее внутреннюю логику. Другими словами, суннизм и шиизм — порождение объективных тенденций, они отличаются их отношением не столько к историческим личностям, сколько к исторической логике.
При жизни Пророка вопрос о политическом лидере мусульманской общины не стоял в принципе. Сам Пророк был как религиозным, так и политическим главой мусульман. Это тот редкий случай в истории, когда властитель дум не остался лишь босоногим проповедником, а взял на себя ответственность и воплотил свои идеалы в жизнь. Представить себе иного предводителя при живом посланнике Бога было немыслимо, поэтому политический вопрос стал острым для мусульман лишь после смерти Пророка.
Нужно сказать, что Коран дает лишь только общие сведения касательно того, как должен решаться вопрос власти. Он провозглашает, что она необходима (4:59) и должна строиться по принципу совещательности (3:159, 42:38) и справедливости (4:58). Следуя этой лаконичности Корана, Пророк не оставил после себя никакого преемника. Конечно, у него, как и у любого человека, могли быть соображения по данному поводу. Вероятно, он симпатизировал, как считали сунниты, Абу-Бакру, которому поручил возглавить коллективную молитву, когда уже в силу болезни сам не мог этого делать. Возможно, что, как считают шииты, склонялся к кандидатуре Али, которого особо отметил по возвращении из прощального паломничества в местечке Гадир-Хум. Но однозначного, всенародного акта передачи власти не было, ведь Пророк ни на шаг не мог отойти от Божьего замысла. Последний, стоит полагать, заключался в том, чтобы люди сами решили, кто из них достоин стать правителем. Поэтому, несмотря на то что Пророк заранее знал, что миссия его подошла к концу и настало время ухода, он не позаботился о том, кто возглавит общину верующих после него. Вот почему, как писал Ибн-Хишам, «присягание Абу-Бакру было внезапным».
По-другому и быть не могло. Если бы в Коране Господь определил систему политического устройства, то это бы на некоторое время сняло многие вопросы, но в стратегической перспективе обернулось бы самым настоящим бедствием, ибо навсегда сковало бы развитие мусульманского общества. Однако божественная мудрость заключалась в другом: пусть люди сами решают, что для них лучше: монархия или демократия, социализм или капитализм. Так оно и получилось. На протяжении многих столетий мыслители ислама проповедовали династический принцип, в XX веке разрабатывали концепцию исламского социализма, сейчас же многие из них склоняются к либерально-демократическим ценностям, которые, наверное, по прошествии времени также померкнут перед лицом некоей новой формы общественно-политического устройства.
«ПЕРВЫЙ ВОПРОС КАСАЛСЯ СПОСОБА ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ»
Итак, после смерти Пророка мусульмане оказались наедине с возникшей проблемой власти. Незыблемого авторитета, каковым являлся посланник Всевышнего, не стало. А значит, не с кем было посоветоваться на сей счет. Но заветы Пророка («Вы лучше [меня] разбираетесь в своих земных делах» и «Моя умма не сойдется на заблуждении») вселяли в первых мусульман уверенность, что верное решение будет найдено.
Возникший политический вопрос (имамат, халифат) состоял из трех частей. Во-первых, необходимо было установить способ легитимации власти, т. е. подход, в соответствии с которым следует определять главу мусульман (имам, халиф). Речь шла не только о конкретной личности, которая должна была заменить Пророка на посту главы государства, но и о принципе, по которому должны будут устанавливаться все последующие халифы в мусульманском государстве. Во-вторых, надлежало установить полномочия политического главы, т. е. перечень прав и обязанностей, вопросы, которые входят в его компетенцию. И, наконец, в-третьих, необходимо было определиться со статусом халифа, иначе говоря, установить, насколько с точки зрения религии значим и важен сам институт верховной власти. Именно вокруг этих трех пунктов, ставших содержанием политического вопроса в исламе, будут разгораться самые жаркие споры среди мусульман, выплескиваясь нередко из котла теоретических разногласий в костер вооруженных столкновений.
Концептуально ответ на вставший пред мусульманами политический вопрос был дан не сразу. Теория складывалась постепенно, лишь со временем разные тенденции и настроения оказались оформлены в три основные законченные концепции: хариджизм, суннизм и шиизм. Две из них — хариджизм и шиизм — в этом континууме стали крайними, в то время как суннизм занял промежуточную между ними позицию — срединную.
Итак, первый вопрос касался способа легитимации власти. Как ответили на него шииты и хариджиты? Шииты склонялись к тому, что халифами (имамами) должны быть лишь потомки Пророка. А поскольку все его сыновья умерли еще в младенчестве, продолжателем рода Пророка стал Али, женившийся на его дочери Фатиме. Шииты были «убеждены, что имамат не выходит за пределы его потомства» (Шахрастани). Через брачный союз Али и Фатимы верховная власть должна была сохраняться в «семье Пророка». Хариджиты в корне отвергли такой подход. Они провозгласили, что халифом может стать «каждый, кого они назначили по своему усмотрению», каждый достойный мусульманин вне зависимости от происхождения и социального положения, «даже раб-негр».
Таким образом, наметилось два подхода к решению проблемы верховной власти. Одни считали, что власть должна наследоваться, другие — выбираться. Для одних круг потенциального главы государства был очерчен «семьей Пророка», для других замыкался на всех членах общины. Одни стремились сохранить преемственность власти по кровному принципу, другие не придавали этому ровно никакого значения.
Какую же позицию в данном споре заняли сунниты? Суннитские богословы в конечном итоге пришли к выводу, что глава мусульман должен выбираться, но не среди всех, а лишь из числа курайшитов, т. е. членов рода, из которого происходил и сам Пророк. Как указывает крупнейший политический теоретик средневекового ислама аль-Маварди, среди суннитских ученых была дискуссия касательно числа выборщиков. Одни считали, что в выборах правителя и заключении с ним общественного договора (`ахд) должны участвовать представители каждого региона (балад). Другие настаивали, что в выборочной комиссии достаточно того, если будет согласие и пяти человек. Третьи оговаривали, что согласие только двух, подобно двум свидетелям во время церемонии бракосочетания. И наконец, даже один, выражающий волю большинства людей, может выбрать необходимого курайшита.
Нетрудно заметить, что суннизм имеет свою общность с двумя предыдущими подходами, но в полной мере не разделяет ни один из них. Общее между суннизмом и хариджизмом — выборность главы. Но если хариджиты готовы были вручить бразды правления любому простолюдину, всякой черни, то сунниты настаивали на благородном происхождении халифа (для тех времен это было немаловажно). Общее же между суннизмом и шиизмом — династический принцип. Причем шииты в монархическом духе ограничили его рамками «семьи Пророка», в то время как сунниты расширили данный принцип в масштабах всего рода курайш. В результате суннитский курайшит стал своеобразным компромиссом между хариджаитским «рабом-негром» и шиитской «семьей Пророка».
«ВТОРОЙ ВОПРОС КАСАЛСЯ ПОЛНОМОЧИЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ЛИДЕРА»
Второй вопрос касался полномочий мусульманского лидера. Для шиитов имам являлся прямым наследником Пророка, а значит, он наследовал как его политические, так и религиозные функции, поэтому был не только политическим, но и религиозной главой. Соответствующим оказывалось и отношение к нему как к непогрешимой личности, окутанной ореолом святости и неприкосновенности. Следовательно, он был правомочен высказываться как по мирским, так и по духовным вопросам. При этом его мнение считалось истинным и неоспоримым. Другими словами, шиитский имам выступал и князем, и патриархом в одном лице.
Хариджитский же глава представал в совершенно ином качестве. Он был даже не столько светским правителем, сколько наемным военачальником. Дело в том, что хариджиты постоянно вели сепаратную, антиправительственную войну, потому они нуждались в полководце, полевом командире. В сфере религии главенствующий статус не придавал правителю никакого авторитета. Да и как правитель, будучи назначенным, он мог быть смещен в любую минуту.
В вопросе полномочий халифа сунниты также заняли срединную точку зрения. Суннитский халиф — это не наемный командир, но глава государства, заслуживающий особого почтения и уважения; суннитский халиф — это и не патриарх, но все же хранитель веры, обязанный поддерживать и оберегать религию в мусульманском сообществе. По крайней мере, таким его рисует средневековая традиция. Как писал Аль-Маварди, «имамат есть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами».
И наконец, последний вопрос — статус халифа. Насколько был значим сам институт халифата (имамата)? Шииты и хариджиты в данном вопросе также заняли крайние точки зрения. Шииты утверждали: «Имамат — не обычное дело, вверенное воле народа, когда имам назначается по его выбору, нет, это — основополагающее дело, это — основа мусульманской религии» (Шахрастани). Причем имамат возводится в ранг вероучительных основ, его отрицание приравнивалось к неверию. Хариджиты, напротив, не придавали халифу никакой особой ауры почитания. Более того, «допускали, что в мире может вовсе не быть имама». Живя разрозненно, они не видели ничего неприемлемого в том, чтобы каждая местная община, если она отрезана от других, в случае необходимости избирала бы себе своего автономного халифа. Для шиитов уже сам факт отрицания имамата считался немыслимым, в то время как хариджиты настаивали, что если имам «изменит образ действия и отступит от справедливости, то его следует сместить или убить».
Сунниты не одобряли подобных выступлений против халифа, призывая повиноваться его правлению и терпеть его тиранию, но и не окружали его ореолом святости, требуя лишь соответствующего почтения и уважения. Суннитская традиция не возвышала халифа в мистическом духе, но и не опускала до уровня тактических соображений.
В ОСНОВЕ СУННИТСКОГО УЧЕНИЯ ЛЕЖИТ ПРИНЦИП СЕРЕДИНЫ
Таким образом, во всех трех вопросах политической повестки сунниты занимают срединную позицию. Это и есть ключевое качество суннизма. Иначе говоря, подход, который лежит в основе суннитского учения, есть принцип середины. Именно в нем таится объяснение того, что сунниты признавали в Средневековье право на халифат за курайшитами.
Здесь можно возразить, что при избрании первого халифа не было ни шиитов, ни хариджитов, не имелось и оформленного суннизма с его срединностью. Какой же тогда логикой руководствовались сподвижники Пророка, избрав курайшита? Той, что выразил сам Абу-Бакр, когда обсуждалась кандидатура будущего главы мусульман: «Арабы признают власть только курайшита, ибо курайшиты — это самая середина (выделено мною — Б.Р.) арабов по происхождению и по месту проживания в стране» (Ибн-Хишам). Правдивейший Абу-Бакр говорил не о себе, хотя первым подпадал под это определение, а о принципе, которым следует руководствоваться при избрании халифа.
Понимание вневременной логики суннитского ислама, стоящей за его историзмом, позволяет видеть глубинную сущность суннизма, которая представляет собой не что иное, как путь середины. Как сказано в Коране: «И сделали мы вас общиной серединною» (2:143). Говоря современным политическим языком, сунниты — это центристы, т. е. те, кто избегает крайностей и отстаивает интересы большинства. Именно об этом нам и сообщает слово аль-джама`а в суннитском самоназвании «Люди Сунны и согласия/общины» (ахль ас-сунна ва аль-джама`а). Подобный подход к жизни и людям исторически позволил суннитам стать самым крупным течением ислама. Как данный принцип середины будет выражаться в реалиях сегодняшнего дня, должны решать уже современные мусульманские богословы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Sunnis и Shia: древний раскол ислама
Опубликовано
000Z»> 4 января 2016
Источник изображения, AP
Подпись изображений,Pilgrimage в Mecca — это один из многих ритуалов, которые разделяются обоими Sects
7777777777777777777. Разделение между суннитами и шиитами является самым большим и старейшим в истории ислама.
Члены двух сект сосуществовали на протяжении веков и разделяют многие фундаментальные верования и практики. Но они различаются доктриной, ритуалом, законом, теологией и религиозной организацией.
Кажется, что их лидеры часто соревнуются. Многие недавние конфликты, от Ливана и Сирии до Ирака и Пакистана, подчеркивали межконфессиональный раскол, разрывая общины.
Кто такие сунниты?
Подавляющее большинство из более чем 1,5 миллиарда мусульман в мире составляют сунниты. По оценкам, эта цифра составляет от 85% до 90%. На Ближнем Востоке сунниты составляют 90% и более населения Египта, Иордании и Саудовской Аравии.
Источник изображения, Getty Images
Image caption,Египет является домом для некоторых из старейших центров изучения суннитского ислама
Сунниты считают себя ортодоксальной ветвью ислама.
Название «сунниты» происходит от фразы «ахль ас-сунна», или «люди традиции». Традиция в данном случае относится к практикам, основанным на том, что говорил, делал, соглашался или осуждал Пророк Мухаммед.
Все мусульмане руководствуются Сунной, но сунниты подчеркивают ее первенство. Шииты также руководствуются мудростью потомков Мухаммеда через его зятя и двоюродного брата Али.
Жизнь суннитов определяется четырьмя школами правовой мысли, каждая из которых стремится развивать практическое применение Сунны.
Кто такие шииты?
Шииты составляют около 10% всех мусульман, а их население оценивается от 154 до 200 миллионов человек.
Источник изображения, AP
Подпись к изображению,Смерть Али, Хасана и Хусейна породила шиитскую концепцию мученичества
Мусульмане-шииты составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейне, Азербайджане и, по некоторым оценкам, Йемен. Есть также большие шиитские общины в Афганистане, Индии, Кувейте, Ливане, Пакистане, Катаре, Сирии, Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ.
В ранней исламской истории шииты были движением — буквально «Шиат Али» или «Партия Али». Они утверждали, что Али был законным преемником пророка Мухаммеда в качестве лидера (имама) мусульманской общины после его смерти в 632 году.
Али был убит в 661 году после пятилетнего халифата, омраченного гражданской войной. Его сыновьям, Хасану и Хусейну, было отказано в том, что они считали своим законным правом на присоединение к халифату.
Считается, что Хасан был отравлен в 680 году Муавией, первым халифом суннитской династии Омейядов, а Хусейн был убит на поле битвы Омейядами в 681 году. Эти события породили шиитское представление о мученичестве и ритуалах скорбящий.
На сегодняшний день существуют три основные ветви шиитского ислама — зейдиты, исмаилиты и исна-ашариты (двунадесятники или имамиты). Исна Ашари — самая большая группа, и они верят, что религиозное лидерство, духовный авторитет и божественное руководство Мухаммеда перешли к 12 его потомкам, начиная с Али, Хасана и Хусейна.
12-й имам Мухаммад аль-Махди, как говорят, исчез из пещеры под мечетью в 878 году. Исна Ашарис верят, что так называемый «долгожданный имам» не умер и вернется в конце времен, чтобы восстановить справедливость. на земле.
Какую роль сектантство сыграло в недавних кризисах?
В странах, где правят сунниты, шииты, как правило, составляют самые бедные слои общества. Они часто считают себя жертвами дискриминации и угнетения. Суннитские экстремисты часто называют шиитов еретиками, которых следует убивать.
Источник изображения, AFP
Подпись к изображению,Казнь Саудовской Аравией видного шиитского священнослужителя спровоцировала дипломатический кризис с Ираном
г. Иранская революция 1979 г. положила начало радикальным шиитским исламистским программам, которые были восприняты как вызов консервативным суннитским режимам, особенно в Персидском заливе.
Политика Тегерана по поддержке шиитских ополченцев и партий за пределами его границ была поддержана управляемыми суннитами государствами Персидского залива, которые укрепили свои связи с суннитскими правительствами и движениями в других местах.
Сегодня многие конфликты в регионе имеют сильную межконфессиональную окраску.
В Сирии иранские войска, боевики «Хизбаллы» и поддерживаемые Ираном шиитские ополченцы помогают правительству, возглавляемому шиитами, бороться с оппозицией, в которой доминируют сунниты. Тем временем суннитские джихадистские группы, в том числе «Исламское государство» (ИГ), нападают на шиитов и их места отправления культа в Сирии и соседнем Ираке.
В январе 2016 года казнь Саудовской Аравией видного шиитского священнослужителя, поддержавшего массовые антиправительственные протесты, спровоцировала дипломатический кризис с Ираном и гневные демонстрации на Ближнем Востоке.
Сунниты и шииты — 15 отличий (с видео)
Историческое разделение между суннитами и шиитами
Ислам шиитов и суннитов превратился во множество различных течений.
На момент смерти Мухаммеда в 632 г. н.э. у Мухаммеда не было наследников мужского пола, которые могли бы взять на себя политическое и духовное лидерство на Аравийском полуострове, где при его жизни доминировал ислам. Не было четкого соглашения о том, кто должен стать его преемником. Те, кто позже будет известен как сунниты, считали, что набожный член первоначального племени курайшитов Мухаммеда должен стать следующим лидером, в то время как те, кто в конечном итоге станет известен как шииты, считали, что преемник Мухаммеда должен быть непосредственно связан с Мухаммедом по крови.
Абу Бакр, который был другом, советником и тестем Мухаммеда (он был отцом Аиши), стал первым мусульманским халифом или духовным лидером после собрания (см. шура ), которое избрало его на эту должность . Как и Мухаммед, Абу Бакр был из племени курайшитов, что было важным моментом для многих, кто хотел, чтобы он пришел к власти. Это шло вразрез с желанием тех, кто хотел, чтобы прямая родословная Мухаммеда сохранила руководящую роль.
Шиитский ислам получил свое название от «Шиат Али», что примерно означает «Партия Али». Али был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Шииты считают, что Мухаммед прямо просил Али заменить его в своих учениях (например, см. хадис о положении и хадис о пруде Хумм). Позже Али стал четвертым халифом, и его уважают как шииты, так и сунниты. Однако шииты считают его самой важной исторической и религиозной фигурой после Мухаммеда. Али так же важен для суфийских исламских верований.
Исторически сложилось так, что не существует четких и беспристрастных свидетельств, позволяющих точно узнать, кто Мухаммед хотел стать его преемником. Современные исламские богословы и духовные лидеры до сих пор спорят по этому поводу.
Различия в суннитских и шиитских верованиях
Хотя все мусульмане следуют Корану и Мухаммеду как пророку, из двух ветвей веры развились разные традиции и верования. Внутри каждой ветви есть умеренные и фундаменталистские секты.
Различия более очевидны в странах, где сунниты и шииты имеют серьезные конфликты и физически дерутся друг с другом. Например, различия более заметны в Ираке, чем в Казахстане или Кыргызстане, двух странах, где мусульмане с меньшей вероятностью идентифицируют себя как сунниты или шииты, а скорее просто как мусульмане.
Восприятие Али
Поскольку разделение между суннитами и шиитами связано с преемником Мухаммеда, существуют различия в том, как эти две ветви относятся к исторической преемственности. Мусульмане-сунниты признают и уважают Али как четвертого праведного халифа, сменившего Усмана ибн Аффана, третьего халифа. Напротив, самая крупная секта шиитского ислама, известная как двунадесятники, склонна отвергать первых трех суннитских халифов или, по крайней мере, преуменьшать их роль в развитии ислама, и вместо этого рассматривает Али как первого истинного лидера или имама ислама.
Различия во мнениях относительно того, кто и когда те или иные люди должны были (или должны) быть у власти, иногда могут быть источником конфликта между двумя ветвями.
Восприятие имамов
В большинстве шиитских исламов имамы рассматриваются как избранные Аллахом духовные лидеры, которые считаются свободными от греха (см. Исма). Они прямые потомки Мухаммеда. Таким образом, слово имамов и их интерпретация богословских вопросов считаются святыми и окончательными в том смысле, в каком некоторые католики относятся к словам Папы.
Ислам суннитского толка относится к имамам совсем по-другому. Имамы часто являются важными духовными лидерами молитвы в обществе, но они не считаются непогрешимыми и не почитаются после смерти, как это часто бывает с имамами в шиитском исламе. В суннитском исламе мало мистицизма в отношении к халифам; однако они пользуются большим уважением.
Различные хадисы
Хадисы представляют собой сборники сообщений об учении и жизни Мухаммеда, которые запомнили разные рассказчики (и написали позже другие). Хотя Коран имеет приоритет над хадисами, эти тексты часто используются в исламском праве, особенно для разрешения споров. Шииты и сунниты иногда признают или отвергают разные хадисы или интерпретируют одни и те же хадисы по-разному, что еще больше и тонко разделяет их по законам шариата по целому ряду вопросов.
Существует множество различных школ шиитского и суннитского шариата. Нажмите, чтобы увеличить.
Шиитский ислам отвергает Kutub al-Sittah суннитского ислама, или пять якобы оригинальных хадисов, и отвергает хадисы, приписываемые жене Мухаммеда, Аише, которая, по мнению шиитов, бросила вызов Али. Точно так же сунниты отвергают «Четыре книги» шиитского ислама .
Чтобы увидеть больше различий в шиитских и суннитских сборниках хадисов, посетите эту категорию Википедии и ее подкатегории.
День Ашура (Праздник)
В День Ашура мусульмане — как сунниты, так и шииты — оплакивают мученическую смерть Хусейна ибн Али, сына Али и внука Мухаммеда. Поскольку мусульмане-шииты делают упор на родословную Мухаммеда, День Ашура часто рассматривается как более важный священный день для шиитского ислама, чем для суннитского ислама. Для шиитов характерно оплакивать себя битьем в грудь и самобичеванием; последняя практика часто отвергается суннитами, а иногда даже запрещается законом.
В местах, где велика разница между шиитами и суннитами, межконфессиональное насилие является обычным явлением в День Ашура.
Основные принципы
Суннитские пять столпов ислама излагают основные верования и обычаи, необходимые каждому мусульманину. Хотя шииты могут соглашаться с некоторыми из одних и тех же концепций (в частности, с «единством» Аллаха), принятые ими принципы различаются и включают пять основных верований (см. Теология двунадесятников) и десять основных практик (см. Вспомогательные элементы веры). Догматы различаются между сектами обеих основных исламских ветвей (например, см. « Семь столпов исмаилизма» ).
Принципы религии (шиитский ислам)
Ниже приведены основные принципы шиитского ислама. Есть некоторое совпадение между этими концепциями и теми, которые можно найти в «Вспомогательных средствах веры», а также в «Пяти столпах ислама».
- Таухид , или вера в то, что нет ничего равного уникальности Аллаха; это касается и других богов.
- Adl , или концепция божественной справедливости Аллаха.
- Nubuwwah , или представление о том, что Аллах божественным образом назначает пророков и посланников.
- Имамат , или как божественно избираются имамы. Различные шиитские секты интерпретируют этот принцип по-разному.
- Миад , или вера в то, что все человечество воскреснет в конце света, чтобы быть судимым Аллахом.
Вспомогательные элементы веры (шиитский ислам)
Вспомогательные элементы веры шиитского ислама — это, по сути, пять столпов ислама, встречающихся среди суннитов, а также пять верований, уникальных для основных принципов шиитского ислама. Сунниты часто имеют схожие верования или обычаи, но они не обязательно считаются наиболее важными.
- Салат или требование пятикратной ритуальной молитвы в день. Мусульмане-шииты совмещают некоторые молитвы (например, полуденную и дневную молитвы), поэтому они могут молиться только три раза в день.
- Sawm , или важность поста, особенно в священный месяц Рамадан.
- Хадж , или требование, чтобы все дееспособные лица хотя бы раз в жизни совершили паломничество в Мекку.
- Закят или форма благотворительности, которая приводит к форме перераспределения богатства.
- Khums или другой вид благотворительной помощи, который подобен «налогу» конкретно на доход от бизнеса или прибыль.
- Джихад или вера в «борьбу» с Аллахом и праведностью; эта концепция часто применяется к военным действиям, но может включать и духовные концепции.
- Запрещение того, что неправильно , или стремление поощрять добродетель и подавлять порок.
- Запрещение зла , или о важности борьбы с несправедливостью; обычно относится к социальным и политическим вопросам.
- Тавалла , или заповедь о том, что мусульмане должны любить (законных) преемников Мухаммеда.
- Табарра , или вера в то, что мусульмане должны изолировать себя от тех, кто не верит в Аллаха или выступает против Мухаммеда как пророка.
Пять столпов ислама (ислам суннитского толка)
У суннитов есть пять основных концепций ислама. Хотя они разделяют большинство тех же верований, что и шииты, по мнению суннитов, перечисленные ниже считаются наиболее важными верованиями и практиками, которые может иметь мусульманин.
- Шахада , или вера в то, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед был его посланником.
- Намаз или требование пятикратной ритуальной молитвы в день. Некоторые сунниты считают, что несоблюдение ежедневного молитвенного ритуала делает человека немусульманином или грешником. В отличие от мусульман-шиитов, сунниты не объединяют молитвы, если для этого нет веской причины, например, если они путешествуют.
- Закят или форма благотворительности, которая приводит к форме перераспределения богатства.
- Sawm , или важность поста, особенно в священный месяц Рамадан.
- Хадж , или требование, чтобы все дееспособные лица хотя бы раз в жизни совершили паломничество в Мекку.
Вали (святые)
Хотя мусульмане-шииты и сунниты почитают важных святых из исламской истории, мусульмане-шииты гораздо чаще молятся этим умершим святым — многие из которых когда-то были имамами — таким образом, который похож на молитвы, которые католики возносят своим святым.
Временный брак
В некоторых течениях шиитского ислама существует концепция временного брачного контракта, известная как никах мута . Эти контракты позволяют мужчине и женщине встречаться и проводить время вместе и часто устанавливают даты начала и окончания и правила. Некоторые временные браки, которые складываются удачно, превращаются в долгосрочные браки. Хотя принятие временного брака менялось на протяжении истории и разных сект в шиитском исламе, nikah mut’ah все еще можно найти в некоторых шиитских общинах сегодня.
Сунниты отвергают практику никах мута , которую они считают греховной. Однако у суннитов есть никах ‘урфи , тип брачного контракта, который имеет некоторое сходство с никах мута (в некоторых странах).
Молитвенный ритуал
Салах – это ритуал из пяти молитв, которые мусульмане совершают каждый день. В то время как мусульмане-шииты могут совмещать некоторые молитвы и молиться только три раза в день, сунниты редко совмещают молитвы. И мусульмане-шииты, и мусульмане-сунниты считают, что следует избегать поклонения идолам (с использованием статуй или изображений), поскольку это приводит к поклонению ложным богам. Это вера похожа на иудаизм и существенно отличается от христианства, индуизма и буддизма.
Согласно этому руководству BBC о практиках ислама:
Мусульмане-шииты также часто используют природные элементы во время молитвы — например, некоторые кладут кусок глины на то место, где покоится их голова. Движения, которые совершают мусульмане-сунниты и шииты во время молитвы, также могут различаться. Например, мусульмане-шииты молятся, положив руки по бокам, тогда как мусульмане-сунниты молятся либо сложив руки, либо по бокам.
Апокалиптические убеждения
Мусульмане-шииты и сунниты верят в надвигающийся апокалипсис. Многие предполагаемые признаки этого апокалипсиса очень похожи на апокалиптические знаки христианства. Точно так же обе ветви ислама верят в Ису — исламское имя Иисуса — вернется на землю после того, как провел тысячи лет на небесах с Аллахом, и убьет фигуру исламского «антихриста», известного как Масих ад-Даджаль.
Верования шиитов и суннитов в основном расходятся в этом вопросе, когда дело доходит до личности Махди, важной фигуры в исламской интерпретации «последних дней». Сунниты рассматривают Махди как преемника Мухаммеда, который поведет мир к исламской праведности; некоторые считают, что он не будет послан Аллахом, а просто будет набожным человеком. Взгляды на его важность различаются, и в большинстве случаев мусульмане-шииты имеют гораздо более сложный набор верований, связанных с этой фигурой.
Взгляды шиитов различаются в зависимости от секты, но двунадесятники, составляющие большинство шиитского ислама, верят, что Махди на самом деле будет Мухаммедом аль-Махди, возвращающимся из места, где его спрятал Аллах (см. Затмение). Мухаммед аль-Махди должен был стать двенадцатым имамом в шиитском исламе, но он исчез, когда ему было шесть лет.
Демография
Где-то между 80% и 90% мусульман мира идентифицируют себя как сунниты, суннитский ислам гораздо более распространен, чем шиитский ислам, но шииты составляют религиозное большинство в некоторых странах, таких как Иран и Бахрейн.
Только в нескольких странах шииты составляют большинство.
Подавляющее большинство мусульман в США — сунниты, но большинство из них предпочитают не сосредотачиваться на шиитско-суннитском расколе. Поскольку почти 3% населения утверждают, что они мусульмане, в Иллинойсе самый высокий процент мусульман среди всех штатов. На этой диаграмме показано присутствие мусульман в США в процентах от населения в каждом округе.
Конфликт между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами
В некоторых странах напряженность и даже физический конфликт между шиитами и суннитами являются обычным явлением, особенно в связи с важными религиозными праздниками (например, Днем Ашура) или значительными политическими событиями и беспорядками.
Недавние конфликты включают следующие события:
- Октябрь 2014 г.: Amnesty International публикует отчет о шиитских ополченцах в Ираке, похищающих и убивающих суннитов. [1]
- 901:52 июнь 2014 г .: По мере обострения межконфессионального насилия в Ираке бесчисленное количество иракцев бегут и становятся беженцами в соседних странах.[2] Сунниты-экстремисты из ИГИЛ бомбят и разрушают шиитские мечети в Мосуле, Ирак.