Страны монархии абсолютной: Сколько в мире монархий? | Вокруг Света

Основные формы правления государством — обществознание

На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия.

Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархийОсновные черты
Абсолютная (неограниченная)Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр.
Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
ДуалистическаяМонарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
ПарламентскаяМонарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения
Абсолютная (неограниченная)Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной властиМонархРазделена между монархом и парламентомПарламент
Осуществление исполнительной властиМонархФормально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительстваМонархФормально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительстваПеред монархомПеред парламентом
Право роспуска парламента— (парламент отсутствует)У монарха (неограниченное)У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламентаАбсолютное ветоПредусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монархаНеограниченное (указ монарха имеет силу закона)Только в период между сессиями парламентаПредусмотрено, но не используется
Современные государстваБахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская АравияИордания, Марокко, НепалБельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Основные виды республик и их признаки

Линии сравненияПрезидентскаяПолупрезидентская (смешанная)Парламентская
Порядок избрания президентаИзбирается всенародным голосованием (внепарламентский путь).Избирается на заседании парламента.
Порядок образования правительстваПрезидент формирует правительство при определенном парламентском контроле.Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента.Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
Ответственность правительстваПеред президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству.Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен.Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.
Право роспуска парламента у президентаОтсутствует.Президент имеет право роспуска парламента.
Наличие поста премьер- министраОтсутствует.Существует пост премьер-министра.
Объем полномочий президентаПрезидент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти.Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством.Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
Современные государстваСША, страны Латинской АмерикиАвстрия, Россия, ФранцияИндия, Италия, ФРГ, Швейцария

§ 8. Различие монархии и республики.

§ 8. Различие монархии и республики¹*

Итак, классификации форм правления представляются весьма разнообразными в самых своих основаниях. Одни кладут в основу классификации различия в организации правительства, другие — отношение государственной власти к отдельным личностям, третьи — отношение государства к обществу. Однако, при всем этом разнообразии в основаниях группировки, в результатах замечается довольно значительное сходство. Число основных групп в различных классификациях не одинаково, но вообще замечается постоянное сокращение числа основных групп, и нет ни одной классификации, в которой бы так или иначе не различались, по крайней мере, монархия и республика. Да и в обиходных понятиях именно эти две формы государственного устройства всегда противополагаются друг другу. Очевидно, в различии монархии и республики и следует искать основного различия форм правления.

Но в чем коренится основа этого различия? В числе правящих лиц? Нетрудно показать несостоятельность такого основания. Политики древности еще могли держаться такого взгляда, так как известные им формы государственного устройства были гораздо проще и однообразнее тех, какие приходится иметь в виду при установлении классификации современному государствоведу. Определение монархии, как правления одного, подходило только к абсолютной монархии и непригодно для монархии конституционной, где монарх правит не один, а с соучастием народного представительства. Если же определить монархию, как такое государство, в котором исполнительная власть вручена единоличному органу, то под такое определение подойдет и большинство современных республик, так как исполнительная власть вручена единоличному органу — президенту. Гарейс²*, задумавший последовательно провести различие форм правления по числу правящих лиц, различает монократии — правления одного, и плеонократии — правления многих, причем монократии у него подразделяются на монархии и президентские республики. Но и монархия не безусловно предполагает правление одного. В Спарте имелось два царя. Наша история знает пример совместного правления Петра и Иоанна, и, однако, Россия не сделалась на это время республикой, а осталась, как и была, монархией. Таким образом, число правящих лиц не составляет достаточно характерного признака для точного разграничения республики и монархии.

То же самое должно сказать и о различии юридического положения подданных государства. Не даром Кант пришел со своей классификацией к тому, что говорит о республиканских монархиях и деспотических демократиях. И в республике, и в монархии положение жителей может быть очень различно. И в республике большинство населения может находиться в рабстве, и в монархии оно может пользоваться широкой политической свободой. Если различие по числу правящих придает исключительное значение чисто внешнему признаку, внешней форме государственного строя, то различие государств только по различию юридического положения подданных основано на совершенном игнорировании различия собственно устройства государств.

Выдвинутое Штейном различие государств по их отношению к обществу имеет, бесспорно, очень большое значение и проливает совершенно новый свет на многие вопросы государственного права. Но на этом признаке можно основать только группировку последовательно меняющихся исторических типов государственного быта, могущих принимать формы и монархии, и республики. Сам Штейн в своем изложении с различия монархии и республики не раз сбивается на различие исторических типов государственного быта. Определив монархию, Königthum, как такую форму государственного устройства, при которой государственная власть не подчиняется обществу, а господствует над ним, в дальнейшем изложении он, однако, допускает существование и такой монархической власти, которая служит исключительно интересам одного какого-нибудь общественного класса. И, конечно, он прав в этой непоследовательности. Форма государственного устройства не может измениться только от того, что монарх станет служить не общим, а сословным интересам.

При всей спорности теоретического обоснования различия республики и монархии, практическое различие их не вызывает сомнений. Относительно любого из существующих государств можно с полной уверенностью сказать монархия это или республика, и никто не сомневается, например, что при всей ограниченности власти английского короля Англия все-таки монархия. Точно, так же вне всякого спора республиканский характер государственного строя современной Франции, хотя права президента французской республики во многом напоминают права монарха. Задача, следовательно, лишь в том, чтобы уловить, в чем заключается основание этого различия, всеми чувствуемого, но не легко поддающаяся формулировке.

Монархия, конечно, немыслима без монарха, а монарх есть лицо, стоящее во главе государства, призванное представлять государство, как целое, и во вне, и внутри государства и осуществляющее эту функцию самостоятельно, по собственному праву, а не по чужому поручению, и потому самому юридически безответственное. Нет монарха, который бы не имел права, по крайней мере, представлять государство в международных сношениях и во внутренних его отношениях. Вместе с тем, нет монархов юридически ответственных. Правда, Наполеон III провозгласил себя, как императора, ответственным перед народом, но и у него это не сопровождалось никакими постановлениями, которые бы могли придать ответственности императора реальное значение, и на деле это было лишь красивой фразой, прикрывавшей собою отмену министерской ответственности. Монарх, которого народ мог бы судить и, следовательно, сменять, ничем бы не отличался от президента республики.

Таким образом, монархию можно определить, как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство, как целое, осуществляется, как собственное право, безответственным лицом; республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учреждениями.

Такое определение различия монархии и республики имеет, без сомнения, за собою уже то преимущество, что соответствует установившемуся на практике представлению. Но оно может породить сомнение, не низводится ли при таком понимании различие монархии и республики к различию не форм государственного устройства, а только форм правительства. Так именно смотрели на дело Кант и Руссо. Они придают этому различию второстепенное значение.

Едва ли можно с этим согласиться. Уже один факт осуществления хотя бы некоторых функций государственного властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии своеобразный склад. Юридическое отношение государственного властвования не может не меняться существенно, смотря по тому, какими субъектами осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При существовании в государстве безответственного субъекта властвования некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по необходимости получают характер норм, лишенных санкции (Leges imperfectae), опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа государственного властвования находит более полное и последовательное осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной власти в независимо поставленном монархе, по справедливому указанию Штейна, более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства: и в издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают некоторое влияние на все проявления государственного властвования. Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к законам ему принадлежат обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они безответственным монархом или ответственным пред народом должностным лицом.

Безответственность монарха обусловливает, наконец, и существенные особенности в организации монархического правительства. Мыслимо и даже бывали случаи, что правительственные функции вручались совместно нескольким безответственным лицам. Но это явление исключительное. Властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами. И в действительности правительство в монархии всегда стремится принять единоличную форму. Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчинение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная организация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно так же наследственная власть свойственна монархии, избирательная — республике. Только наследственная власть может быть вполне самостоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму, и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избирательных монархиях власть главы государства была во всяком случае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность власти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определенный срок, и обыкновенно на довольно короткий срок. Всего распространеннее четырехлетний срок по образцу североамериканской конституции, самый долгий срок — десятилетний, как это было установлено французской конституцией VIII года для выбора консулов.

Таким образом, безответственное положение монарха, обусловленное тем, что он правит самостоятельно, по собственному праву, налагает определенный отпечаток на весь склад государственной жизни, и потому различие монархии и республики представляет действительно основное различие форм государственного устройства. Но, конечно, и монархический и республиканский принцип могут быть осуществимы с большею или меньшею последовательностью, и вследствие того получаются различные разновидности каждой из этих основных форм политической организации.

Монархии могут принимать различные формы, смотря по тому, сосредоточивается ли вся государственная власть в руках монарха, так что все другие государственные учреждения действуют, как органы монарха, по его поручению, или же, напротив, наряду с монархом некоторая доля власти присваивается народу и его представителям. В первом случае, при сосредоточении всей полноты власти в руках монарха получается абсолютная монархия; во втором — монархия конституционная, ограниченная соучастием народного представительства.

Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского принципа с монархическим раз существует монархическая власть, как бы она ни была ограничена, получится монархия, а не республика. Но и республиканские государства различаются по степени осуществления в них республиканского принципа: подчинения всех государственных учреждений народу. Чем шире непосредственное участие народа в осуществлении функций государственного властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа учреждения. Сообразно с этим различаются чистые или непосредственные республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Но и каждая из этих разновидностей монархии и республики допускает множество различных видоизменений в подробностях. Для большей наглядности изображения характерных особенностей монархии и республики необходимо обратиться к ознакомлению с наиболее типичными образцами республиканского и монархического строя.

Дополнение. Предложенный в новейшее время классификации государств в общем также исходят из различения монархии и республики, как двух основных форм государственного устройства, с дальнейшим в пределах каждой из них видовыми подразделениями. В смысле же указания признаков, по которым различаются монархии и республики, представляет интерес теория Еллинека. Еллинек ищет их в “порядке образования воли государства”. Процесс образования верховной воли, приводящей в силу конституции государство в движение, либо завершается в психике одного физического лица; — в этом случае налицо монархия. Либо — и это характерно для республики — воля государства является неволею индивидуально определенного, чувственно воспринимаемого, живого лица, а волею коллегии, имеющей лишь юридическое бытие (Staatslehre, стр. 650 и сл.; русский перевод, стр. 444 и сл.).

Однако, и в. новой литературе имеется несколько попыток классифицировать государства иначе, чем на монархии и республики. Так, Борнгак различает государства монархического суверенитета, то есть абсолютную и конституционную монархию, с одной стороны, и, с другой, — государства народного суверенитета, к которым он относит республику, парламентарную монархию и “демократическую тиранию” (Staatslehre, стр. 25‑62). Так, Рем пытается воскресить классификацию государств по формам их устройства (Verfassungsformen) и по формам правления (Regierungsformen), различая таким образом государства с монархическим и республиканским строем и государства с монархическою и республиканской формой правления (Staatslehre, стр. 180 и сл.).

Примечания:

¹* Bernatzik. Republik und Monarchie. 1892.

²* Gareis. Allgemeines Staatsrecht. 1883 S. 35‑40

Что такое Абсолютный монарх? (Видео)

Стенограмма

Привет и добро пожаловать в этот обзор европейских монархий с 1500 по 1650 год. В этом видео мы предоставим вводный обзор структуры монархий Западной Европы в шестнадцатом и семнадцатого века. На примере Англии, Франции и Испании мы рассмотрим, как эти королевства превратили феодальных систем в абсолютные монархии. Давайте начнем!

Теперь, когда мы говорим об абсолютной монархии, мы говорим о форме монархии, при которой лидер обладает высшей автократической властью. Это было подкреплено доктриной, известной как абсолютизм. Основы абсолютизма заложили так называемые «новые монархии» конца XV ​​века. Интересно, что это произошло почти одновременно в Англии, Франции и Испании.

В Англии Генрих VII одержал победу в Войне Алой и Белой розы и провел несколько лет, укрепляя свою власть после этого. Брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского объединил их короны и создал Королевство Испания. Во Франции Людовик XI руководил инфраструктурой и торговлей, работая над организацией и централизацией правительства.

Монархи, последовавшие за этими правителями, укрепили власть короны, организовав свои королевства вокруг постоянной бюрократии. Эта бюрократия была набрана из буржуазии, растущего класса богатых торговцев и юристов. Наряду с такой организацией произошли изменения в правовых системах, основанные на возрождении старых римских законов.

Централизация королевств позволила собирать налоги на национальном уровне, значительно пополнив казну короны. Во Франции taille royale был земельным налогом, который составлял большую часть дохода короля к концу 16 века. Другие прибыльные королевские предприятия включали продажу офисов и монополий, королевских фабрик во Франции и зарегистрированных компаний в Англии. Большая часть этих усилий по сбору средств была сосредоточена на финансировании непрекращающихся войн той эпохи. Фактически, морские экспедиции Карла V против Османской империи поглотили почти 80% денег, собранных государством.

Постоянные армии стали характерной чертой этого периода времени, когда монархи сражались с врагами дома и за границей, и стало все более распространенным использовать иностранных наемников вместо вооружения местных жителей. Например, восстание Кетта, восстание в Восточной Англии в 1549 году, было частично подавлено примерно 1200 ландскнехтами, немецкими наемниками. Технологические достижения в области пороха также помогли укрепить военные достижения. Артиллерия могла быстро расправиться со стенами замка, а непомерная стоимость новых орудий оставляла их только самым богатым правителям.

Еще одним важным событием этой эпохи стало открытие Америки на рубеже 15-го века. Испания и Португалия были первыми колониальными державами, и поток драгоценных металлов из испанских экспедиций помог финансировать амбиции Карла V и Филиппа II на родине. Первые английские и французские колонии в Америке в конце 16 века жили не так хорошо. Поселение французских протестантов во Флориде было захвачено испанцами, а английская колония в Роаноке бесследно исчезла. Несмотря на первые неудачи, обоим королевствам удалось закрепиться в Северной Америке в начале 17 века.

Основание колоний в дальних землях совпало с усилением внимания к торговле и ростом меркантилизма. Проще говоря, меркантилизм — это философия максимизации экспорта при минимизации импорта. В этот период также наблюдался рост международной политики и создание постоянных посольств и официальных отношений между королевствами. Хрупкое равновесие сил поддерживалось между королевствами с помощью союзов и расчетливой дипломатии. В 1536 году Франция установила такую ​​дипломатию с врагами своего врага. Шотландия была давним союзником против Англии, в то время как османы, несмотря на религиозные различия, имели общего врага в лице Габсбургов.

Союз между османами-мусульманами и французами-католиками был весьма спорным, но он в некоторой степени иллюстрирует снижение влияния Ватикана. Когда Реформация распространилась по всей Европе, Генрих VIII разорвал связи с Римом с учреждением англиканской церкви. Франция и Испания оставались католиками и преследовали протестантов, но отношения с папой в Риме часто были враждебными. Франция начала третью итальянскую войну как союзник Рима в 1508 году, но закончила ее как враг в 1516 году. Несколько лет спустя испанские и немецкие войска, служившие Карлу V, разграбили Рим в 1527 году из-за спора о заработной плате. По мере того, как власть монархов росла и они больше не желали принимать требования церкви, доктрина абсолютизма начала брать верх.

Хорошо, прежде чем мы продолжим, давайте рассмотрим пару контрольных вопросов.

1. Что из перечисленного не характерно для абсолютных монархий?

A. Централизованная бюрократия
B. Национальное налогообложение
C. Свобода вероисповедания
D. Ничего из этого

Правильный ответ C, свобода вероисповедания.

2. Правовые системы того времени были адаптированы из какой древней цивилизации?

A. Персы
B. Греки
C. Карфагеняне
D. Римляне

Правильный ответ: D, римляне.

На этом обзоре все! Спасибо за просмотр и удачной учебы!

 

Вернуться к истории Видео

678546

Последняя абсолютная монархия Африки потрясена, поскольку протестующие бросают вызов королю Эсватини Церемония открытия Олимпийских игр в Токио.

Продемократические протестующие в Эсватини вышли на улицы, чтобы призвать к политической реформе.

Фотография Кая Пфаффенбаха, Reuters

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Одна страна дебютирует на Олимпиаде в Токио. Ранее известное как Свазиленд, Королевство Эсватини — последняя абсолютная монархия Африки — будет представлено, когда четыре его спортсмена поборются за золото в легкой атлетике, боксе и плавании.

В то время как эти граждане соревнуются в Японии, многие из их семей, друзей и болельщиков на родине в Южной Африке вовлечены в совершенно другую борьбу — борьбу с далеко идущими и смертельными последствиями.

В течение последних двух месяцев Эсватини был охвачен беспорядками, когда демократические протестующие вышли на улицы, призывая к политической реформе и выражая недовольство правлением короля Мсвати III, последнего абсолютного монарха Африки.

В течение 35 лет король Мсвати III (изображенный здесь в 2017 году) правил как абсолютный монарх Королевства Эсватини, ранее известного как Свазиленд.

Фотография Гульшан Хан, AFP/Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Эти протесты были вызваны смертью 25-летнего студента юридического факультета Табани Нкомони, который, как утверждается, был убит полицией Эсватини. С тех пор по меньшей мере еще 40 человек погибли и более 150 протестующих были госпитализированы с травмами, полученными в результате обстрелов полицией, избиений и чрезмерного применения силы.

В ответ на протесты Комиссия по коммуникациям Эсватини приостановила доступ к социальным сетям и онлайн-платформам до дальнейшего уведомления. Это действие помешало гражданам задокументировать имевшее место насилие со стороны полиции. Репрессии со стороны правительства также ограничили доступ к журналистам, освещающим протесты.

Из Свазиленда в Эсватини

На протяжении большей части 20-го века эта небольшая страна, не имеющая выхода к морю, находилась под британским контролем и, наконец, обрела независимость в результате ненасильственной передачи власти в 1968 году. полвека и чтобы избавиться от колониального прошлого страны, ее король объявил, что земля, ранее известная как Свазиленд, отныне будет называться Королевством Эсватини.

(Эти страны изменили свои названия. Вот как это получилось.)  

«Африканские страны, получив независимость, вернулись к своим древним названиям», — сказал король Мсвати III собравшимся во время объявления. Он указывал на возвращение к традиционным или историческим названиям «до того, как они были колонизированы».

Король вот уже 35 лет управляет страной, которая граничит с Южной Африкой и Мозамбиком. По данным Всемирного банка, политические партии запрещены, и почти две трети населения страны, насчитывающего 1,2 миллиона человек, живут за чертой бедности.

Как ранее сообщал Стивен Лихи для Nat Geo, король Мсвати III давно жаловался, что люди за пределами Африки путают его страну со Швейцарией. Но хотя в Эсватини, «земле свази», действительно есть горы, они намного меньше; на самом деле, он меньше, чем Нью-Джерси. В отличие от прямой демократии в Швейцарии, король Мсвати унаследовал трон в 1986 году от своего отца Собхузы II, правившего 82 года.

Женщины покупают продукты на рынке в Манзини, коммерческом центре Эсватини и крупнейшем городском центре.

Фотография Эдвина Ремсберга, VWPics/Redux

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В последние годы компания Eswatini вызвала споры по поводу своих попыток заняться торговлей рогами носорога. На Конференции сторон Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) в 2019 году, Эсватини предложил возобновить легальную международную торговлю рогами белого носорога. Королевство уже может торговать ограниченным количеством живых южных белых носорогов, а также охотничьими трофеями, но его предложение о выходе на международную коммерческую торговлю рогами носорога, которое в настоящее время запрещено, было решительно отвергнуто.

Как сообщает NPR, Эсватини продолжает бороться с COVID-19, в результате которого погибло почти 700 человек, а правительство изо всех сил пытается платить учителям, что привело к протестам в начале этого года. Как отмечает издание, «король и его 15 жен продолжают жить богатой жизнью».

Правящая королевская особа узнает, что смена названия обедневшей нации не является панацеей для ее народа. Несмотря на то, что его новое название направлено на восстановление родословной в попытке пробудить национальную гордость, многие граждане страны больше сосредоточены на будущем, поскольку они участвуют в протестах против последнего абсолютного монарха континента.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Политические карты из Справочного атласа National Geographic показывают смену Свазиленда на Эсватини, произошедшую с 10-го (2015 г. ) по 11-е (2020 г.) выпуски нашего флагманского атласа.

NG MAPS

«Мы — молодежь Свазиленда, и мы очень подавлены правительством», — сказал в июне «Аль-Джазире» молодой протестующий. «Наше правительство несправедливо; это всего лишь земля одного человека».

Текущее состояние гражданских беспорядков

В ответ на протесты, охватившие Эсватини, король Мсвати III объявил, что бывший глава пенсионного фонда Клеопас Дламини заменит премьер-министра Амброуза Дламини, скончавшегося в декабре после заражения COVID-19. Объявление было сделано после демонстраций, требующих права демократически избирать премьер-министра, среди прочих реформ.

«Я молился, чтобы у меня был человек, который вернет страну к нормальной жизни, восстановит страну и реанимирует экономику», — сказал Мсвати толпе. Тем не менее, как сообщает BBC, король назвал антимонархические протесты «сатанинскими», отметив, что они отбросили страну назад.

Как указано в декрете 1972 года, политическая система страны юридически не признает политические партии, и им не разрешается участвовать в выборах. Это означает, что при баллотировании на места в парламенте кандидаты должны баллотироваться независимо, без поддержки какой-либо партии. В прошлом политическое инакомыслие не допускалось, суровые законы заставляли замолчать активистов и лидеров профсоюзов.

Эсватини, не имеющий выхода к морю, граничит с Мозамбиком и Южной Африкой, показан здесь на пограничном посту Ошук, 1 июля 2021 г.

Фотография Роджера Боша, AFP/Getty Images

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Однако с ростом инакомыслия происходит сближение ранее разрозненных требований, когда граждане отвергают автократическое правление Мсвати, а именно его единоличное право назначать премьер-министра, его исполнительную власть над парламентом и судебной властью, а также его право выступать в качестве единственного хранителя всей земли в Эсватини», — сообщает Tendai Marima из NPR.

(Узнайте, почему было отклонено предложение Эсватини ослабить ограничения на торговлю носорогами. )

Для решения проблем нации потребуется нечто большее, чем назначение нового премьер-министра. В интервью BBC News журналисты, которые столкнулись с репрессиями правительства, рассказали о своем опыте освещения новостей в стране, охваченной беспорядками.

Журналист Великолепный Мндебеле опасался за свою жизнь, так как был избит властями. «Они душили меня, держали меня за горло, а затем опускали на землю… другие били меня кулаками по ребрам», — сказал Мндебеле BBC News.

Джебелихле Мбуйиса, репортер New Frame, который работал вместе с Мндебеле, попытался задокументировать насилие, сфотографировав его на свой мобильный телефон. «Но потом из ниоткуда выскочил солдат и приказал нам подойти… Он хотел знать, почему мы здесь фотографируем». Солдат сказал, что делать фотографии незаконно, предположительно из-за того, что Комиссия по связи Эсватини приостановила доступ к СМИ.

«Но мы сказали им, что мы журналисты», — сказал Мбуйиса. — А им, кажется, было все равно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *