Стоицизм, что это, уроки на каждый день
В кризисы люди часто обращаются к опыту прошлого. Один из примеров — древнегреческий стоицизм, который сейчас вновь набирает популярность. Изучаем, как идеи стоиков можно использовать для успокоения в тяжелые времена
Что такое стоицизм
Стоицизм — это философская школа времен Древней Греции, которая включает в себя множество различных направлений и ответвлений. Стоицизм родился вскоре после смерти Александра Македонского. Как утверждает профессор философии и стоик Массимо Пильюччи, «в это время люди сталкивались с крупными изменениями в политической и социальной сфере и ничего не контролировали». Дело в том, что смерть Александра привела к развалу его империи на несколько эллинистических царств, сражающихся за влияние в восточном Средиземноморье.
Тем самым, античные авторы жили в эпоху войн, восстаний, природных катастроф, бедствий и эпидемий. В этот период и выработался один из фундаментальных принципов стоицизма. Его сформулировал Луций Анней Сенека, один из главных философов-стоиков: «Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру».
Этот принцип можно представить в виде простой двойной структуры. Все в мире можно разделить на то, что мы можем контролировать, и то, что не можем. Стоический секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус со второго на первое. Философ Эпиктет подчеркнул это еще точнее: «Людей мучают не вещи, а представления о них».
Основные уроки стоиков
За счет своей универсальности стоицизм продолжает существовать уже более 2 тыс. лет. Более того, с конца ХХ века он возрождается как полноценное движение, а регулярные кризисы только подстегивают интерес к нему. Разберем основные аспекты стоического мировоззрения.
Мы не контролируем события, но определяем их значение для себя
Все происходящее вокруг трактуется нашим мозгом как «плохое» или «хорошее». С осознанием этого приходит возможность контролировать определения. Стремится нужно к спокойствию и смягчению жестких реакций.
Нужно всегда подвергать себя испытаниям
Если вы будете все время находиться в зоне комфорта, вашу жизнь может разрушить тот, кто вас из нее выведет.
Чтобы не дать этому случится, выходите из нее регулярно самостоятельно. Только так можно научиться гибкости, которая пригодится в периоды настоящих кризисов.
Помните, что ничто не вечно
Исследователь Владислав Николаенко подчеркивает: «Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве. «Все пройдет», «Бог дал, Бог взял» — все это законы мироздания, над которыми мы не властны».
Постоянно заглядывайте внутрь себя
Один из фундаментальных принципов стоицизма — самоанализ. Ежедневно задавайте себе вопросы о жизни и честно на них отвечайте. Только так можно начать лучше понимать происходящее с вами. Марк Аврелий выражал это так: «Нигде человек не уединяется так спокойно и безмятежно, как в своей собственной душе. Особенно тот, у кого есть внутри нечто такое, во что стоит только пристально вглядеться, как сейчас же станет легче.
Это облегчение, по-моему, не что иное, как душевная благоустроенность. Вот этому уединению ты и предавайся постоянно, таким образом обновляя себя».
Злость никогда не помогает
Стоики считают, что злость только забирает энергию и жизненные ресурсы, не предоставляя ничего взамен. Поэтому нельзя давать ярости возможность контролировать организм.
Воображайте худшее
Не избегайте своих страхов, а постоянно их анализируйте. Более того, иногда представляйте самое худшее. Например, что вас уволили с работы, отношения с партнером разрушились, а машину угнали. Можно даже вообразить собственную смерть.
Стоики считали, что такая негативная визуализация даст возможность дорожить жизнью, партнером, автомобилем и работой еще ярче.
Марк Аврелий рекомендует: «Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».
Берегите свое сознание
Вы не подарите свой кошелек незнакомцу, а ключи от своей машины — случайному прохожему. Вы не позволите, чтобы ваш дом был снесен ради нового шоссе. Так почему же вы так легко отдаете ключи от своего разума любому незнакомцу, который залезает туда со своими идеями и лозунгами?
Будьте собой
Главная цель человека в жизни — оставаться собой и не терять свою личность ни при каких обстоятельствах. Марк Аврелий писал об этом так: «Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».
Кто такие стоики? — Телеканал «Наука»
Как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью
Американский биолог и философ науки Массимо Пильюччи рассказывает в своей книге «Как быть стоиком?» об истории происхождения и практическом применении в повседневной жизни одного из главных направлений античной философии.
Из этого отрывка вы узнаете, как философы захватывали власть, служили дипломатами и стремились к счастью.
Согласно труду Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», стоицизм зародился в Афинах примерно в 300 году до н. э. Финикийский купец по имени Зенон родом из Кития (современный Кипр), который, по свидетельству автора, любил есть зеленые фиги и загорать на солнце, однажды вез партию пурпура из Финикии в Пирей, попал в кораблекрушение и чудом остался жив. Пережив таким образом в 30 лет свое второе рождение, Зенон живо заинтересовался философией и стал изучать все, что было связано с этим предметом. В Афинах он нашел в одной из лавок вторую книгу «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, тут же начал читать ее, пришел в восторг и спросил продавца, где можно найти людей, подобных Сократу. В это время мимо лавки проходил философ-киник Кратет. Продавец показал на него и сказал: «Вот за ним и ступай».
Так Зенон стал учеником Кратета, который начал с того, что попытался исцелить своего подопечного от стыда перед вещами, в которых не было ничего постыдного.
Например, однажды он приказал Зенону пройти по городу с горшком, полным чечевичной похлебки. Увидев, что ученик смущается и старается спрятать ношу от людей, Кратет разбил горшок своим посохом. Похлебка потекла у Зенона по ногам, он бросился бежать, а Кратет кричал ему вслед: «Что ж ты бежишь, финикийчик? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!» Несколько лет Зенон учился у Кратета и других наставников, после чего открыл собственную школу. Изначально его ученики вполне предсказуемо именовались зеноновцами, но, поскольку Зенон проводил с ними свои философские беседы в Расписной Стое (так назывался небольшой общественный портик в центре города), вскоре их стали называть стоиками.
Любой мог прийти и послушать рассуждения Зенона о человеческой природе, долге, законе, образовании, поэзии, риторике, этике и множестве других вещей. (К сожалению, до нас дошло мало сочинений Зенона, но названия его разнообразных трудов перечислены в книге Диогена Лаэртского.) Зенон жил очень долго и скончался, согласно тому же источнику, в 98 лет, причем умер он не своей смертью.
Все эти события относятся к начальному периоду развития стоицизма, который называют «ранняя Стоя». Разумеется, стоицизм не родился из ниоткуда. Ранние стоики находились под сильным влиянием предыдущих философских школ и мыслителей, в частности Сократа и киников, а также академиков — последователей Платона (более подробно об этих школах смотрите в приложении). Они посвящали массу времени и сил философским спорам с представителями соперничающих школ, особенно с академиками, перипатетиками (последователями Аристотеля) и, конечно же, с эпикурейцами.
Так продолжалось до 155 года до н. э., когда произошло очень важное для античной философии событие: главы Стои (в лице Диогена Вавилонского), Академии и Перипатетической школы были выбраны послами, чтобы представлять Афины на политических переговорах с Римом. Дело в том, что за три года до описываемых событий афинские воины вторглись в небольшой греческий город Ороп, находившийся под протекцией Рима, и разграбили его. Теперь Рим требовал от Афин компенсации. Философы отправились в столицу республики, чтобы добиться уменьшения суммы выплаты, и не только успешно выполнили свою дипломатическую миссию, но и вызвали значительный культурный резонанс.
Этот переходный период в истории стоицизма носит название «средняя Стоя». Для нас одним из основных источников сведений о ранней и средней Стое является великий римский оратор Цицерон, который симпатизировал идеям стоиков.
«Поздняя Стоя» — время процветания стоицизма как ведущей философской школы. Это тот период, когда после убийства Юлия Цезаря и прихода к власти Октавиана Августа на смену Римской республике пришла империя. В «позднюю Стою» творили все знаменитые ныне стоики, такие как Гай Музоний Руф (учитель Эпиктета), Сенека (советник императора Нерона), сам Эпиктет, а также император-философ Марк Аврелий. Когда император Константин в 312 году легализовал христианство, стоицизм, как и ряд других школ мысли, находился уже в упадке. В конце концов византийский император Юстиниан в 529 году закрыл Академию и таким образом положил конец всей античной греко-римской философской традиции.
Однако многие исторические личности находились под влиянием идей стоицизма, хотя подчас и критиковали их. Эти идеи нашли отражение в трудах некоторых отцов церкви, а также философов Аврелия Августина, Боэция, Фомы Аквинского, Джордано Бруно, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Монтеня, Френсиса Бэкона, Рене Декарта, Монтескье и Спинозы.
Современный экзистенциализм и даже неоортодоксальная протестантская теология тоже попали под влияние стоицизма. Уже в ХХ веке, после Второй мировой войны, стоическая философия пережила свое возрождение, когда легла в основу логотерапии Виктора Франкла, рационально-эмоционально-поведенческой терапии Альберта Эллиса и обширного семейства методов когнитивно-поведенческой терапии. С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия (та, которая изучает человеческую деятельность на практике). Но он не был бы «философией» без теоретической основы, а ею является такая идея: чтобы хорошо (в эвдемоническом смысле) прожить жизнь, необходимо понимать две вещи: природу мира (и свое место в нем) и природу человеческого мышления (со всеми его ошибками и стремлением расставлять самому себе ментальные ловушки).
К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик. Ученик стоической школы шел к главной цели путем изучения трех основных предметов: физики, логики и этики.
Надо учесть, что каждый из этих терминов в античности означал не совсем то, что мы подразумеваем под ним сегодня. Стоическая физика изучала устройство мира и включала в себя естественные науки в их современном понимании, а также метафизику (сегодня это одно из направлений философии) и даже теологию. (Стоики верили в Бога, хотя и рассматривали его как материю в определенном состоянии, существующую в космосе и неотделимую от него.) Стоическая логика включала в себя логику в ее современном понимании, то есть науку о формах и законах правильного мышления (необходимо признать, что современная логика весьма многим обязана античным стоикам). Но плюс к этому стоическая логика охватывала современную эпистемологию (теорию познания), риторику (ораторское искусство или как лучше донести свои мысли до других людей) и психологию (понимание того, как работает человеческий ум, как и когда он дает сбои). Стоики не изучали науку ради науки. Их, так же как и предшествующего им Сократа, в отличие от многих других философов, не интересовала теория ради теории.
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации
Расскажите друзьям
Телеканал «Наука» стал лауреатом премии «Большая Цифра»
- Будущее уже здесь
- Машины против людей
Создано устройство, позволяющее управлять роботом силой мысли
- Физика всего
- Кибервсё
- Будущее уже здесь
Российская квантовая нейросеть провела первые вычисления
- Эволюция сегодня
Исследование показало, какая особенность помогла динозаврам так долго доминировать на планете
- Машины против людей
- Кибервсё
- Будущее уже здесь
Джинн вылетел из бутылки: в Стэнфорде скопировали ChatGPT, потратив всего 600 долларов
Shutterstock
Психологи доказали, что начальник с низкой самооценкой создает сотрудникам «токсичный» стресс
Shutterstock
Новое исследование российских ученых подтверждает теорию о том, откуда на Земле взялась вода
Университет Рутгерса
Химики выявили вещество, которое помогло зародиться жизни на Земле
Управляющий сигнал (зеленый) активирует набор переключателей на металлической полосе.
Электромагнитный импеданс метаматериала резко меняется, в результате чего прямо распространяющийся сигнал (обозначен синим цветом) частично отражается во времени (обознаAndrea Alu/ City University of New York’s Advanced Science Research Center
После десятилетий поисков физики обнаружили «отражения времени»
Наука / Midjourney
Что будет, если искусственный интеллект станет соперником человеку
Хотите быть в курсе последних событий в науке?
Оставьте ваш email и подпишитесь на нашу рассылку
Ваш e-mail
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Что такое стоицизм? Объяснение в 3 убеждениях
Стоицизм часто изображают суровым и безжалостным. Тем не менее его приверженцы настаивают на том, что стоицизм — это освобождающий и радостный образ жизни.
Основанный Зеноном из Китиона (344–262 гг. до н. э.), стоицизм — это философия, у которой даже сегодня есть много приверженцев. Стоики Древней Греции считали себя наследниками моральной философии Сократа и натурфилософии Гераклита Эфесского. Стоицизм оказал неизгладимое влияние на историю мысли. Это повлияло на развитие христианской морали и богословия, а также современной философии. Стоицизм можно выразить тремя основными убеждениями: (1) что добродетели достаточно для счастья, (2) что к другим так называемым благам следует относиться безразлично и (3) что мир предопределен Богом.
г. Стоицизм был основан Зеноном Китиумским (344–262 гг. до н. э.), и сегодня у этой философии много приверженцев. Величайшее наследие стоиков — их этика. Как и большинство других школ античной философии, стоики считают, что целью этики является эвдемония.
Это греческое слово не имеет прямого перевода на английский язык. Его часто переводят как «счастье», но eudaimonia описывает не просто приятное настроение; оно имеет гораздо более здравый смысл. Eudaimonia лучше перевести как «человеческое процветание». Жизнь становится эвдемонической , когда она завершена, когда она исчерпала свой потенциал совершенства и достигла достоинства, соответствующего человеческому существу.
Стоики в определенной степени соглашались с моральной философией Аристотеля. Аристотель определил eudaimonia как «деятельность души в соответствии с добродетелью» ( Никомахова этика 1098a17). Здесь важно отметить, что для Аристотеля eudaimonia и добродетель связаны между собой. Греческое слово, обозначающее добродетель, — arete. Это слово не является узко нравственным, но обозначает любое превосходство; для Аристотеля это качество, благодаря которому что-то хорошо делает то, что оно делает, или является тем, чем оно является.
Например, хороший нож — это острый нож. Поэтому одним из «достоинств» ножа является его острота.
Для людей добродетель или arete — это состояние характера, которое делает людей хорошими людьми. Аристотель говорит, что люди — разумные и социальные животные (NE 1097b10, 1098a1-5). Таким образом, наши добродетели — это качества, которые позволяют нам действовать рационально и сотрудничать в обществе. Список добродетелей часто варьировался от школы к школе и от философа к философу, но большинство школ древней мысли соглашались с четырьмя основными добродетелями. Это были благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Именно эти состояния характера позволяют нам действовать как рациональным и социальным существам.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Стоическая этика отличается от аристотелевской этики одним существенным отличием.
Стоики считают, что добродетели достаточно для eudaimonia , другими словами, добродетель — это все, что для этого нужно. Аристотель считал, что добродетель необходима для eudaimonia , но недостаточно, или не достаточно само по себе — нужно было еще больше. Для Аристотеля эвдемоническая жизнь требует, помимо добродетели, некоторой удачи. Чтобы жить хорошо, человеку нужны такие важные внешние блага, как кров, хорошее здоровье и друзья. Добродетельный человек мог стать жертвой трагедии, которая оставила его больным, бездомным или одиноким, и поэтому, несмотря на его хороший характер, его жизнь не сложилась хорошо; ему не удалось достичь eudaimonia .
Стоики здесь не согласны. Оглядываясь назад на Сократа и сократовскую школу цинизма, древний стоицизм утверждает, что все, что необходимо для хорошей жизни, — это быть добродетельным. Ко всем прочим так называемым товарам следует относиться равнодушно. Даже если добродетельный мудрец претерпевает множество трагедий или даже подвергается интенсивным физическим пыткам, у него все еще есть шанс на eudaimonia , потому что эти внешние вещи не должны портить его добродетельный характер.
Как только вы стали добродетельны, ничто не сможет разрушить вашу жизнь. Для стоиков добродетель есть предел счастья.
В нескольких диалогах Платона Сократ много говорит на этот счет. Например, в платоновской «Апологии » Сократ говорит своим присяжным: «Я не думаю, что лучшему человеку может быть причинен вред худшим; конечно, он мог бы убить меня или, возможно, изгнать или лишить прав, что он [Мелет] и, может быть, другие считают большим вредом, но я так не думаю».
Слова Сократа использовались многими стоиками. Римский стоик Эпиктет любил перефразировать это так: «Анит и Мелет могут убить меня, но не причинить мне вреда». Император-философ Марк Аврелий в своих « размышлениях » спрашивает: «Как может то, что не делает человека хуже, делать жизнь человека хуже?» Очевидный стоический ответ: не может.
Только добродетель хороша, а порок дурен, а все остальное безразлично.
Именно доктрина безразличия, вероятно, ответственна за репутацию стоицизма как жестокого и безжалостного. Если только добродетель хороша, это означает, что здоровье, удовольствие и даже благополучие наших близких должны рассматриваться с безразличием. И все же стоическое безразличие к внешним вещам сложнее, чем кажется. Хотя древние киники оказали влияние на стоическое учение о добродетели — Зенон даже учился у киника Кратеса, прежде чем основать свою собственную школу, — учение стоиков отличается от учения киников.
Циники считали, что только добродетель хороша, а все остальные так называемые блага следует презирать и активно избегать. Лучшей жизнью была строго аскетическая жизнь бедности и крайнего аскетизма. Стоицизм, напротив, говорит, что мы не должны пренебрегать внешним, а относиться к нему безразлично.
Требования добродетели по-прежнему требуют, чтобы мы заботились о себе и других, и стоики верят, что такие вещи могут быть достойными выбора, но при этом не восприниматься как конечная цель.
Думаю, лучше всего это иллюстрирует «метафора лучника». Это была любимая метафора многих стоиков . Хороший лучник делает все возможное, чтобы поразить цель. Но как только он отпускает тетиву, уже не в его власти следить за тем, чтобы стрела попала в цель. Внезапный порыв ветра может сбить стрелу с курса, или что-то может перехватить стрелу до того, как она попадет в цель. Тем не менее лучник — хороший лучник, потому что он сделал все, что было в его силах, чтобы поразить цель. Если быть хорошим лучником определяется успехом в попадании в цель, то кто бы ни был хорошим или плохим лучником, он остается на волю случая. Внешние факторы, которые лучник не может контролировать, могут помешать его цели.
Стоики считают, что нельзя обвинять человека в том, что находится вне его контроля. Следовательно, хотя хороший стрелок и метит в цель, цель , а не его цель. Не попадание в цель делает лучника хорошим лучником, а просто то, что он делает все возможное, чтобы быть хорошим лучником. А это значит, что он должен изо всех сил стараться попасть в цель, считая попадание в цель безразличным для своей конечной цели. Стоики предполагают, что у нас должно быть такое же отношение к нашим жизненным целям. Только наши собственные действия и отношения находятся в нашей власти. И если вы считаете внешние факторы, которые находятся вне вашего контроля, важными для счастья, вы отдаете ответственность за свое собственное счастье на волю случая. Стоики считают, что это было бы серьезной ошибкой. Они считают нелепым, что наше высшее благо не зависит от нас.
Но почему бы просто не принять мрачную возможность того, что мир устроен не с учетом нашего благополучия? Кажется правдоподобным, как думает Аристотель, что хорошая жизнь требует некоторой удачи.
Стоики отказываются принять это, потому что они верят, что мир провиденциально устроен Богом, чтобы быть как можно лучше.
Древние стоики — пантеисты. Они верят, что космос идентичен Богу. Следовательно, все во вселенной, например, камни, деревья, животные, люди и т. д., — все части Бога. Но можно спросить, если Бог просто идентичен Природе, то чем эта позиция отличается от атеизма? Почему бы вместо этого просто не позвонить в Nature 9?0015 Природа , и оставить Бога в стороне?
В Новое время Барух Спиноза также отождествлял Бога с Природой и современники обвиняли его в атеизме. Стоики настаивали бы на том, что космос по праву может называться Богом, потому что, по их мнению, космос разумен. Точнее говоря, стоики отождествляют Бога с универсальным разумом или разумом, присутствующим во всех вещах, а физический космос — с телом Бога.
Однако стоики утверждают, что они материалисты. Даже душа и вселенский разум, присутствующие во всех вещах, состоят из материи, хотя и из более тонкой и благородной материи.
Стоики считают законы природы хорошим доказательством того, что мир был создан с определенной целью, и утверждают, что способность людей рассуждать предполагает, что мы созданы чем-то, что также обладает разумом. Цицерон в своей работе «О природе богов» приписывает Зенону следующий аргумент. «Ничто без доли ума и разума не может родить одушевленного и разумного. Но мир рождает одушевленных и разумных. Поэтому мир одушевлен и разумен» (2.22).
Стоики вслед за досократическим философом Гераклитом утверждают, что мир организован разумом, или logos по-гречески. Гераклит сказал: «Все происходит согласно этому Слову [ logos ]» (фрагмент 2). Логос имеет много значений; оно может означать «причина», «аргумент», даже «речь» или «слово».
Классик Г.М.А. Грубе (1983) утверждает, что стоическая концепция logos , вероятно, повлияла на автора Евангелия от Иоанна, , которое начинается словами: «В начале было Слово [ logos ], и logos было у Бога, и логос был Бог» (Иоанна 1:1).
Однако, в отличие от Бога авраамических традиций, стоический Бог не всемогущ. Его власть ограничена естественной и логической возможностью. Эти ограничения, по крайней мере частично, объясняют, почему в мире существует зло. Стоик Хрисипп, один из непосредственных преемников Зенона, учил, что существование добра и зла взаимозависимо. Логически добро не может существовать без зла, поэтому Бог создал мир, который наилучшим образом использует эту ситуацию. Таким образом, зло может существовать на местном уровне, но оно используется Богом для совершенствования целого (Коплстон 19).93).
Вновь вслед за Гераклитом стоики верят, что реальность находится в постоянном движении.
Все постоянно меняется. Гераклит чаще всего уподоблял это состояние текучести огню, говоря: «[мир] был всегда, есть и всегда будет огнем неугасимым, мерою возгорающимся и мерою угасающим» (фрагмент 20). А у стоиков все это разворачивается по разумному плану Бога. Таким образом, стоики являются строгими детерминистами. Все время разворачивается в точном соответствии с Божьим планом, и история космоса повторяется вечно. Все началось с конгломерата огня, все рухнет обратно в него, а затем космос снова начнет разворачиваться точно так же, как всегда. Нет причин для изменения будущих мировых циклов, потому что Божий план для космоса настолько хорош, насколько это возможно. Несмотря на веру в детерминистическую вселенную, стоики не отрицали человеческую свободу.
По словам О’Киф, они компатибилисты, верящие, что судьба и свобода воли совместимы. Стоики утверждают, что ваши решения и отношения зависят от вас, даже если они определяются причинами, потому что они являются вашим выбором.
Именно своим интеллектом вы решаете делать то, что делаете. Вы не обязаны делать что-либо против своей воли, что согласуется с каузальным детерминизмом. А поскольку все разворачивается по Божьему замыслу, вы должны любить свою судьбу.
Стоицизм оказал огромное влияние на историю мысли. Их этика и богословие повлияли на развитие христианства, тогда как наследие стоиков распространяется и на современную эпоху, создавая прецеденты для некоторых элементов философии Канта и Спинозы.
Сегодня наблюдается всплеск народного интереса к стоицизму. Большая часть недавней литературы по самопомощи черпает вдохновение у стоиков, а такие организации, как современный стоицизм, проводят международные мероприятия, такие как Stoicon и Live Like a Stoic Week, чтобы продвигать стоицизм как привлекательный образ жизни.
Мы можем с полным основанием ожидать, что двухтысячелетнее наследие стоицизма сохранится и в будущем.
Стоическая вера — Философия добродетели и этики
«Философия не обещает обеспечить человеку ничего внешнего, иначе она была бы допущением того, что лежит за пределами ее собственного предмета. Ибо как материал плотника — дерево, а скульптуры — бронза, так и предмет искусства жить — собственная жизнь каждого человека».
— Эпиктет
Стоицизм — это школа эллинистической философии с четким набором верований и ценностей. Это одна из немногих школ древней философии, которая выдержала испытание временем и до сих пор практикуется мужчинами и женщинами. Причина устойчивости стоицизма к испытанию временем заключается в том, что он настолько практичен и эффективен, помогая людям из всех слоев общества обрести стабильность, душевный покой и спокойствие.
Сама древняя школа стоицизма была основана человеком по имени Зенон из Китиума.
Зенон и его последователи разговаривали, теоретизировали и спорили под крыльцами древнего города. Эти портики называются стоа, и так родился стоицизм.
Философия стоиков твердо верила в личную этику, добродетель и единение с природой. Считалось, что уравновешивание этих вещей ведет к хорошей и счастливой жизни.
Стоики верили, что путь к счастью (который они называли eudaimonia ) был открыт через:
Принятие мира таким, какой он есть (а не ожидание, что он будет чем-то, чем он не является)
Бытие устойчивы к тяге к желанию, зависимости, удовольствию, страху или боли
Понимание собственной природы и действие в соответствии с ней
Жизнь с добродетелью (добродетелями стоиков были умеренность, храбрость, мудрость и справедливость)
Стоическая ВЕРА в добродетель: ядро учения Стоическая философия заключается в том, чтобы жить с добродетелью. Стоики считали, что для человека добродетель — единственное благо.
Внешние, такие как деньги, слава, репутация, материальные вещи и т. д., не являются ни хорошими, ни плохими, они просто безразличны.Достоинства стоической философии:
Мудрость — видеть вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотим их видеть
Стоические философы считали, что некоторые из наших негативных негативных эмоций просто вызваны ошибками в наших суждениях. :
Нереалистичные ожидания от мира, других людей или самих себя.
Попытка контролировать вещи вне досягаемости нашего влияния.
Непринятие ответственности за то, что находится под нашим контролем (наши убеждения, действия, ценности, точки зрения и т.д.)
Непонимание природы мира или самих себя.
Чтобы бороться с этими негативными чувствами, стоическая философия учит нас вести себя в соответствии с природой. И природа человека, и природа мира (подробнее об этом здесь).
Все это означало, что стоики считали, что признак хорошего человека заключается в том, как они действуют, а не в том, что они говорят.
Выдающиеся стоики, такие как Сенека и Эпиктет, продвигали идею добродетели как пути к счастью. Мудрец-стоик был воплощением их философии.
Мудрец — это человек, который прекрасно принимает мир таким, какой он есть. Они видят, что природа будет действовать так, как она действует, они не ожидают, что она будет действовать на основе того, что они хотят. В результате нет сопротивления причинению страдания
Мудрец согласовывает свои мысли и действия, основываясь на своем принятии и знании добродетели. Мудрец будет эмоционально устойчив к любым несчастьям, которые они переживают.
Например, если их дом сгорит, они смирятся с тем, что это событие находится вне их контроля. Они также согласились бы с тем, что природа огня состоит в том, чтобы гореть, и природа источника печи состоит в том, чтобы создавать огонь.
Как же тогда мудрец может быть опрокинут огнем за сожжение? Это то, что он делает, это его природа.
Таким образом, стоический мудрец устойчив к невзгодам, терпит суматоху и переносит страдания.
Основные убеждения:
Стоики также считали, что этика является главной заботой человеческого понимания. С помощью этики мы можем найти понимание и счастье, а с помощью этики мы можем научиться работать на благо себя и общества.
Одна из ветвей стоической этики способствует развитию здорового самоконтроля. Это делается для того, чтобы нам было легче сопротивляться искушениям жадности, похоти, чревоугодия, власти, богатства и статуса.
Эти вещи тянут наши основные желания и рискуют недобродетельным поведением. Они могут предотвратить ясное мышление, нереалистичные ожидания и негативные эмоции, когда они не достигаются.
Хотя сами по себе эти вещи не являются ни хорошими, ни плохими, они могут привести к плохому поведению (особенно если нам не хватает самоконтроля) и привести к несчастной жизни.
Способность видеть мир таким, какой он есть, требует дисциплины и самоконтроля, чтобы искушение не затуманило наши суждения.
Объективность также может помешать негативным эмоциям увести нас от истины. Деструктивные чувства могут заставить нас видеть неправду, стать параноиками, видеть угрозы, которых нет, и уводить нас от реальности ситуации.
Стоики считали, что люди, которым не хватает способности действовать добродетельно, в основном слепо тянутся за любыми желаниями, которые они испытывают в этот день. Ревность, жадность, гнев, вожделение и зависимость руководят их действиями, а не выбором.
Клеанф однажды даже сказал, что эти люди:
«подобны собаке, привязанной к телеге и вынужденной идти, куда бы она ни шла».
В отличие от тех, кого тянут за телегой, стоики рекомендуют развивать способность смотреть на ситуацию, анализировать ее и принимать сознательное решение о том, как реагировать наилучшим образом.
Это позволяет нам находить счастье в невзгодах, удовлетворение в невзгодах и принятие потерь. Развитие добродетели помогает перерезать струны, которые тянут за собой наши эмоции, когда мы переживаем что-то трудное.
Во что стоики верят в EMotion
К сожалению, современное использование слова «стоик» стало означать нечто совершенно отличное от его древнего предка. В наши дни слово «стоик» является синонимом бесстрастности, холодности и безразличия.
Это не так, стоики не стремились устранить эмоции или убежать от чувств, они стремились ослабить влияние этих вещей на наш душевный покой. Это было достигнуто благодаря разуму, суждениям и самоконтролю. Использование логики, дисциплины, медитации и объективности, которые помогали стоикам сохранять самообладание в трудные времена и сохранять ясность ума, чтобы определить лучший способ двигаться вперед.
Общие убеждения с киниками:
Основатель стоической философии Зенон из Китиума сначала учился у циников и учился у философа-циника, Крейта из Фив. Бухгалтер указал Зенону ящики после того, как Зенона выбросило на берег после кораблекрушения и он направлялся в Афины.
Влияние, которое цинизм оказал на Зенона, означало, что две философии имеют общие основания.
Обе школы считают, что хорошая жизнь определяется состоянием души, а не роскошью окружения. Это означало, что они ценили дисциплину и ясность суждений.
Работая над душой, философ может работать над освобождением от страданий, подобно мудрецу-стоику. Мы должны стремиться развивать душевный покой с помощью разума. Душевное спокойствие, которое позволило бы нам быть защищенными от вещей, которые обычно заставляют людей страдать. Стоики называли это душевным покоем 9.0276 апатия (имеется в виду без страсти).
«Разум» для стоиков состоял из нескольких различных аспектов разума. Это включало использование логики; чтобы понять и изучить наши ответы, и если они разумны. Разум также помогает нам определить, разумны ли наши ожидания, убеждения, ценности и суждения или же они разрушительны и заставляют нас страдать напрасно.
Разум также включает наше понимание природы. Законы, управляющие всем вокруг нас.
Поняв логику и природу, мы сможем начать жить добродетелью.
Для стоиков это способ жить в гармонии со вселенной и путь к хорошей жизни.
Стоическая вера в зло:
Философы-стоики считали, что путь к хорошей жизни лежит через разум и добродетель. Напротив, они считали, что страдания и зло были результатом человеческого невежества.
В стоическом тексте «Размышления» Марк Аврелий писал:
«Проснувшись утром, скажите себе: люди, с которыми я сегодня буду иметь дело, будут назойливыми, неблагодарными, высокомерными, нечестными, ревнивыми и угрюмыми. Они такие потому, что не могут отличить добро от зла.
Дело не в том, что люди плохие, в большинстве случаев они просто не знают, что делают, и не знают о последствиях своих действий.
Если кто-то деструктивен, то это потому, что он действует бессознательно и просто в результате страстей, которые его тянут, а не в результате разума и понимания, как собака, которую везет телега.
Решение этой проблемы заключается в развитии разума: изучить наши действия и понять, почему мы делаем то, что делаем.
Являются ли наши действия преднамеренными и сознательными, или мы просто на автопилоте и реагируем на гнев, ревность, ненависть, страх или жадность?
Стоическая вера в контроль:
Одной из наиболее практичных стоических практик, помогающих нам развивать стабильный и устойчивый ум, является концепция контроля.
В наши дни мир беспокойный и запутанный. В ощущении контроля есть утешение, оно заставляет нас чувствовать себя более стабильными, защищенными и защищёнными.
Однако, когда мы переоцениваем пределы нашего контроля, мы можем пострадать, столкнувшись с реальностью, что многое из того, что, как мы думаем, мы контролируем, является иллюзией. Всякий раз, когда у нас есть нереалистичные ожидания в отношении мира, мы рискуем пострадать, если эти ожидания не оправдаются. Это относится и к контролю.
Философ-стоик Эпиктет сказал следующее:
Некоторые вещи находятся в нашей власти, а некоторые нет. Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, преследование, желание, отвращение и, одним словом, все наши собственные действия.
Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, приказ и, одним словом, все, что не является нашими действиями.
Вещи, находящиеся под нашим контролем, по своей природе свободны, ничем не ограничены, беспрепятственны; но те, что не в нашей власти, слабы, рабы, сдержанны, принадлежат другим.
Помни же, что если ты считаешь, что рабское по природе является также и свободным, а чужое — твоим, то тебе будут мешать. Ты будешь рыдать, ты будешь смущаться, ты будешь винить и богов, и людей.
Но если ты считаешь своим только то, что принадлежит тебе, а то, что принадлежит другим, таково, как оно есть на самом деле, то никто никогда не будет принуждать тебя или удерживать тебя. Кроме того, вы не будете ни упрекать никого, ни обвинять никого. Вы ничего не сделаете против своей воли. Никто не причинит тебе вреда, у тебя не будет врагов, и тебе не будет причинен вред».
Социальная философия
Одной из характеристик стоической философии было продвижение космополитизма.
Стоики верили, что мы все созданы для совместной жизни, братья одной универсальной природы, которая управляет каждым из нас. Мы созданы помогать друг другу и жить в гармонии. Эта цель нарушается только тогда, когда человек не способен к разуму, логике и не осознает свою собственную природу.
Диоген Синопский, сказал:
«Я не афинянин и не коринфянин, а гражданин мира.»
Марк Аврелий, сказал:
Мы рождены, чтобы работать вместе, как ноги, руки и глаза, как два ряда зубов, верхний и нижний. Мешать друг другу неестественно. Злиться на кого-то, поворачиваться к нему спиной: это неестественно.
Стоики считали, что наше богатство, положение, власть, обладание и статус не являются ни хорошими, ни плохими, и они не имеют социальной значимости в отношении наших отношений друг с другом. Мы равны.
Они считали, что внешние различия, такие как ранг и богатство, не имеют значения в социальных отношениях.

Электромагнитный импеданс метаматериала резко меняется, в результате чего прямо распространяющийся сигнал (обозначен синим цветом) частично отражается во времени (обозна
Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, приказ и, одним словом, все, что не является нашими действиями.