Николай Гумилев — Стихи о любви: Любовная лирика, стихотворения Гумилева про любовь
Перейти к контенту
Стихи классиков > ♥ Стихи о любви классиков > Николай Гумилев — Стихи о любви
ОтзывыНиколай Гумилев — Шестое чувство
Николай Гумилев — Сомнение
Николай Гумилев — Ты пожалела, ты простила
Николай Гумилев — Сон (Вы сегодня так красивы)
Николай Гумилев — Сады души
Николай Гумилев — Сада-Якко
Николай Гумилев — С тобой я буду до зари
Николай Гумилев — Русалка
Николай Гумилев — Рассказ девушки
Николай Гумилев — Принцесса
Николай Гумилев — Перчатка
Николай Гумилев — Отказ
Николай Гумилев — Они спустились до реки
Николай Гумилев — Маскарад
Николай Гумилев — Канцона первая
Николай Гумилев — Еще не раз вы вспомните меня
Николай Гумилев — Душа и тело
Николай Гумилев — Думы
Николай Гумилев — Девушке
Николай Гумилев — Девочка
Николай Гумилев — Две розы
Николай Гумилев — Посылка
Николай Гумилев — Баллада
Николай Гумилев — Лишь черный бархат, на котором
Николай Гумилев — Много есть людей, что, полюбив
Николай Гумилев — Свидание
Николай Гумилев — Дремала душа, как слепая
- Николай Гумилев — Однообразные мелькают
Николай Гумилев — Так долго сердце боролось
Николай Гумилев — Сон (Снилось мне, ты любишь другого)
Николай Гумилев — Прогулка
Николай Гумилев — Рассыпающая звёзды
Николай Гумилев — После стольких лет
Николай Гумилев — Портрет мужчины
Николай Гумилев — Перстень
Николай Гумилев — Влюбленная в дьявола
Николай Гумилев — Отравленный
Николай Гумилев — Она
Николай Гумилев — Озеро Чад
Николай Гумилев — О тебе
Николай Гумилев — Нет, ничего не изменилось
Николай Гумилев — Нет тебя тревожней и капризней
Николай Гумилев — Ветла чернела на вершине
Николай Гумилев — Неизгладимы, нет, в моей судьбе
Николай Гумилев — Любовь
Николай Гумилев — Нежно-небывалая отрада
Николай Гумилев — Любовники
Николай Гумилев — Ты говорил слова пустые
Николай Гумилев — Телефон
Николай Гумилев — Ты не могла иль не хотела
Николай Гумилев — Это было не раз
Николай Гумилев — Я и Вы (Да, я знаю, я вам не пара)
Николай Гумилев — Я говорил Ты хочешь, хочешь
Николай Гумилев — Я сам над собой насмеялся
Николай Гумилев — Заклинание
Николай Гумилев — Твоих единственных в подлунном мире губ
Николай Гумилев — Природе женщины подобны
Николай Гумилев — О, если я весь мир постиг
Николай Гумилев — Далеко мы с тобой на лыжах
Николай Гумилев — Лаос
Николай Гумилев — Любовь весной
Николай Гумилев — Жестокой
Николай Гумилев — Когда я был влюблен
Николай Гумилев — Остров любви
Николай Гумилев — Борьба
Николай Гумилев — В Вашей спальне
Николай Гумилев — Куранты любви
Николай Гумилев — Ты помнишь дворец великанов
Николай Гумилев — Она говорила
Николай Гумилев — Мне снилось
Николай Гумилев — Был праздник веселый и шумный
Николай Гумилев — Стихи о любви: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Николай Гумилев // Лучшие стихи о любви
Николай Гумилев // ФормасловЗначительный русский поэт Николай Степанович Гумилев родился в Крондштате 15 апреля 1886 года в семье корабельного врача. По свидетельству близких, своё первое четверостишие написал в возрасте шести лет.
***
Однообразные мелькают
Все с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.
Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под ее атласной кожей
Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдем на горные хребты,
Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мертвых соловьев.
Николай рос мечтательным ребенком и бредил дальними странствиями, потому сразу же после окончания гимназии отправился в Париж.
Там он посещал выставки, слушал лекции по французской литературе и издавал журнал «Сириус», выдержавший три выпуска и оставшийся в истории литературы, в том числе, благодаря первым публикациям Анны Ахматовой.
***
Вы сегодня так красивы,
Что вы видели во сне?
— Берег, ивы
При луне.
А еще? К ночному склону
Не приходят, не любя.
— Дездемону
И себя.
Вы глядите так несмело:
Кто там был за купой ив?
— Был Отелло,
Он красив.
Был ли он вас двух достоин?
Был ли он как лунный свет?
— Да, он воин
И поэт.
О какой же пел он ныне
Неоткрытой красоте?
— О пустыне
И мечте.
И вы слушали влюбленно,
Нежной грусти не тая?
— Дездемона,
Но не я.
В июле 1907 года Гумилев отправился в своё первое путешествие по Леванту, а в 1908 году на деньги, полученные за сборник «Романтические цветы», Николай Степанович предпринял вторую продолжительную поездку — по Турции, Греции и Египту.
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Тяга к путешествиям с возрастом не ослабела. В течение жизни Гумилев осуществил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии Санкт-Петербурга богатейшую коллекцию.
***
Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.
И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.
И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.
Личная жизнь Гумилева складывалась не столь удачно. Брак с молодой поэтессой Анной Ахматовой был полон недомолвок и обид. Два талантливых человека не могли ужиться под одной крышей, соревнуясь между собой не только в быту, но и в литературе. Тем не менее любовь к Анне Андреевне была самым продолжительным и сильным чувством в жизни Николая Степановича.
***
Я сам над собой насмеялся,
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь кроме тебя.
Лишь белая, в белой одежде,
Как в пеплуме древних богинь,
Ты держишь хрустальную сферу
В прозрачных и тонких перстах.
А все океаны, все горы,
Архангелы, люди, цветы —
Они в хрустале отразились
Прозрачных девических глаз.
Как странно подумать, что в мире
Есть что-нибудь кроме тебя,
Что сам я не только ночная
Бессонная песнь о тебе.
Но свет у тебя за плечами,
Такой ослепительный свет,
Там длинные пламени реют,
Как два золоченых крыла.
В 1912 году Николай Гумилев заявил о появлении нового литературного течения — акмеизма. Акмеизм провозглашал материальность, точность образов, тематическую предметность. Декларация новых художественных принципов вызвала по большей части негативную реакцию признанных литераторов.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
В начале августа 1914 года Николай Степанович записался добровольцем в армию. Участие в Первой мировой принесло Гумилеву три Георгиевских креста и звание прапорщика.
***
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал — забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь — морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,— и хочет топиться.
Твержу ей: крещенному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.
Молчит — только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую,
Над очастью, богом заклятую.
Почти весь 1917 год Гумилев провел в составе русского экспедиционного корпуса в Париже. Несмотря на появившуюся возможность остаться во Франции в должности шифровальщика, поэт принимает решение вернуться на Родину и в апреле 1918 года отбывает в Россию.
Слоненок
Моя любовь к тебе сейчас — слоненок,
Родившийся в Берлине иль Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных —
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету.
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке
Он сделается посмеяньем черни,
Чтоб в нос ему пускали дым сигары
Приказчики под хохот мидинеток.
Не думай, милая, что день настанет,
Когда, взбесившись, разорвет он цепи
И побежит по улицам, и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
Нет, пусть тебе приснится он под утро
В парче и меди, в страусовых перьях,
Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
Встретившись после долгой разлуки с женой, Гумилев принимает решение развестись. Восьмилетний брак двух выдающих поэтов становится частью истории. Сын Лев, появившийся на свет 1912 году, всю сознательную жизнь будет считать своего отца образцом мужественности и возлагать вину за распавшийся союз на мать.
У камина
Наплывала тень… Догорал камин,
Руки на груди, он стоял один,
Неподвижный взор устремляя вдаль,
Горько говоря про свою печаль:
«Я пробрался в глубь неизвестных стран,
Восемьдесят дней шел мой караван;
Цепи грозных гор, лес, а иногда
Странные вдали чьи-то города,
И не раз из них в тишине ночной
В лагерь долетал непонятный вой.
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река.
И в стране озер пять больших племен
Слушались меня, чтили мой закон.
Но теперь я слаб, как во власти сна,
И больна душа, тягостно больна;
Я узнал, узнал, что такое страх,
Погребенный здесь, в четырех стенах;
Даже блеск ружья, даже плеск волны
Эту цепь порвать ныне не вольны…»
И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
В течение трех последних лет своей жизни Николай Степанович успел издать четыре сборника стихов, стать главой Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов, провести курс лекций о поэтическом творчестве в Институте живого слова и жениться на дочери литературоведа Анне Энгельгардт.
Отравленный
«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»
Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…
И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко — не плачь, дорогая,—
Знать, что ты отравила меня».
3 августа 1921 года поэт был арестован. Его обвинили в организации антиправительственного заговора и приговорили к расстрелу. В ночь на 26 августа Николай Гумилев был казнен. Место расстрела и место захоронения до сих пор неизвестны.
Страница не найдена | лингва фенника
Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?
Искать: Архивы Выберите месяц Декабрь 2022 г. (3) Ноябрь 2022 г. (2) Октябрь 2022 г. (1) Июль 2022 г. (2) Июнь 2022 г. (1) Май 2022 г. (1) Апрель 2022 г. (6) Март 2022 г. (2) Февраль 2022 г. (2) Январь 2022 г. ( 1) декабрь 2021 (1) ноябрь 2021 (2) октябрь 2021 (1) август 2021 (1) июль 2021 (1) май 2021 (1) апрель 2021 (1) март 2021 (4) февраль 2021 (1) январь 2021 ( 3) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. (2) сентябрь 2020 г. (1) август 2020 г. (1) июнь 2020 г. (1) май 2020 г. (5) апрель 2020 г. (5) март 2020 г. (3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. ( 2) декабрь 2019 г.(4) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (2) июль 2019 г. (1) июнь 2019 г. (6) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (1) март 2019 г. (2) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (1) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (3) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (4) март 2018 г. (10) февраль 2018 г. (5) январь 2018 г. (8) декабрь 2017 г. (13) ноябрь 2017 г. (12) октябрь 2017 г. (7) сентябрь 2017 г. (7) август 2017 г. (6) июль 2017 г. (10) июнь 2017 г. (7) май 2017 г. (6) апрель 2017 г. (8) март 2017 г. (9) Февраль 2017 г. (9) Январь 2017 г. (8) Декабрь 2016 г. (14) Ноябрь 2016 г. (11) Октябрь 2016 г. (12) Сентябрь 2016 г. (16) Август 2016 г. (19) Июль 2016 г. (13) Июнь 2016 г. (16) Май 2016 г. (18) ) Апрель 2016 г. (17) Март 2016 г. (22) Февраль 2016 г.- 160 533 просмотров
- Русская культура в достопримечательностях
- Rambling Rector Retired
- Rust Belt Girl
- Gedichte in Übersetzungen
- found in translation
- XIX век
- BEAUTY WILL SAVE THE WORLD
- GlamourPrin
- A Russian Affair
- Rubens Beserra
- Maceochi Language Services
- Nudged Sketches of Flyy Things
- Bubkes.Org
- Irish Nordic
- Драгоценности классической финской поэзии III
- The Stockholm Review of Literature
- Блог эксперта
- helenduignan
- Пастор в Риге
- Усыпальница
Миф об Адаме в поэзии Николая Гумилева
Филатов А.В. Миф об Адаме в поэзии Николая Гумилева. Studia Litterarum, 2018, вып. 3, № 4, стр. 170–183. (на рус.)
DOI: 10.22455/2500-4247-2018-3-4-170-183
Филатов Антон Васильевич, аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1/51, 119991 Москва, Россия.
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-4-170-183
Аннотация
В статье исследуется образ Адама и его место в поэзии Николая Гумилева. Утверждается, что библейский предок является не только образцом для поэта-акмеиста, репрезентирующего в своем творчестве современную действительность, но и универсальным мифологическим прототипом для героев гумилевской поэзии. В своих произведениях поэт изобретает собственную версию мифа, используя традиционные мифы и мотивы (Адам, Ева, Рай, Падение с неба и др. ). Во-первых, Гумилев переписывает библейскую легенду, трактуя изгнание из рая как испытание, а не наказание человека от Бога (см. его поэму «Сон Адама»). В этой трактовке земная жизнь уподобляется ритуалу инициации, после которого герой вместе с женой возвращается в рай (см. поэму «Баллада»). Во-вторых, поэт проецирует на миф события собственной жизни, в результате чего отношения между Адамом и Евой усложняются. Это связано с амбивалентностью образа женского персонажа, одновременно близкого и чуждого Адаму. Такая трансформация отражает непростые отношения Гумилёва с его будущей женой А. Горенко (А. Ахматова). Ее согласие выйти за него замуж иллюстрирует взаимодействие «текста жизни» и «текста мифа». Несмотря на это, миф об Адаме сохраняет двойственность мифологемы Евы, проявляющуюся в различных женских образах, соединяющихся либо с небесной девой (ее варианты — Лилит, Голубая Звезда), либо с земной женщиной, отчужденной от персонажа (поэма У огня, пятистопный ямб). Это приводит к важнейшим изменениям в структуре гумилевского мифа: Ева уходит от Адама. Ее сюжетная функция спутницы, ведущей мужского персонажа в рай, сводится к эмблеме топоса Неба, которого ищет один Адам.
Литература
1 Ахматова А.А. Н.С. Гумилев — самый непрочитанный поэт ХХ века. Ахматова А.А. Собрание сочинений: в 6 т. р. [Собрание сочинений: в 6 т.]. Москва: Эллис Лак 2000, 2001, т. 1, с. 5, стр. 85–146. (на рус.)
2 Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма. Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография [Николай Гумилев: Учеб. Материалы. Библиография]. Санкт-Петербург, Наука, 1994, стр. 103–123. (на рус.)
3 Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. [Полное собрание сочинений: в 10 тт.]. Москва: Воскресенье, 1998–2007. (In Russ.)
4 Иванович М. Николай Гумилев и масонское учение. Н. Гумилев и Русский Парнас [Н. Гумилев и русский Парнас. СПб.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном куполе, 1992. С. 32–46. (на рус.)
5 Оцуп Н. А. Николай Гумилев. Жизнь и творчество [Николай Гумилев. Жизнь и творчество]. Санкт-Петербург, Издательство «Логос», 1995. 200 р. (на рус.)
6 Струве Г.П. Творческий путь Гумилева. Н.С. Гумилев: Pro et Contra. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 2000. С. 555–582. (на рус.)
7 Тименчик Р.Д. Николай Гумилев. Родник, 1988, № 10, с. 20–21. 8 Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев [Классика андеграунда: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев]. Москва: Мосты культуры/Гешарим, 2017. 776 с. (на русск.)
9 Филатов А.В. Аксиологический подход к изучению книги стихов: онтологические ценности в «Чужом небе» Н.С. Гумилева Аксиологический подход к изучению поэтической книги: онтологические ценности в книге Николая Гумилева «Чужое небо». Новый филологический вестник, 2016, № 1. С. 119–128. (на рус.)
10 Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники. Воспоминания. Письма [Анна Ахматова. Поэтические странствия.