Стихотворение памятник я памятник себе воздвиг чудесный вечный: Памятник by Gavrila Derzhavin | Goodreads

Содержание

«Самохарактеристика» или «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Карточка для учащихся.

— Сопоставьте «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина.

Что Пушкин цитирует из Державина, а какие строки изменяет полностью?

Заполните правую часть таблицы, «отмечая параллельные места» в стихотворении А.С.Пушкина.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицывозгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело мое зарей бессмертия венчай.

— Пользуясь заполненной таблицей, расскажите о сходстве и различии раскрытия темы «Памятник».

— Сопоставьте ваш вывод с наблюдениями литературоведа Е.А.Маймина.

«Стихотворение «Памятник» по своим глубинным истокам связано с одой Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил Ломо­носов, свободно изложил Державин. К тексту Державина пушкин­ский «Памятник» ближе всего. Тем не менее он представляет собой не подражание, а оригинальное произведение, и его поэтические мысли становятся понятными читателю сами по себе, а не в какой-либо соотнесенности с Державиным или Ломоносовым.

В «Романе в письмах» устами героини Пушкин дает задачу поэту: «Пусть он по старой канве вышьет новые узоры…» В «Па­мятнике» Пушкин сделал именно это: по старой канве вышил новые узоры — совсем новые».

Карточка для учащихся.

— Сопоставьте «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина.

Что Пушкин цитирует из Державина, а какие строки изменяет полностью?

Заполните правую часть таблицы, «отмечая параллельные места» в стихотворении А.С.Пушкина.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицывозгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело мое зарей бессмертия венчай.

— Пользуясь заполненной таблицей, расскажите о сходстве и различии раскрытия темы «Памятник».

— Сопоставьте ваш вывод с наблюдениями литературоведа Е.А.Маймина.

«Стихотворение «Памятник» по своим глубинным истокам связано с одой Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил Ломо­носов, свободно изложил Державин. К тексту Державина пушкин­ский «Памятник» ближе всего. Тем не менее он представляет собой не подражание, а оригинальное произведение, и его поэтические мысли становятся понятными читателю сами по себе, а не в какой-либо соотнесенности с Державиным или Ломоносовым.

В «Романе в письмах» устами героини Пушкин дает задачу поэту: «Пусть он по старой канве вышьет новые узоры…» В «Па­мятнике» Пушкин сделал именно это: по старой канве вышил новые узоры — совсем новые».

ПАМЯТНИК ( Г.Р.Державин)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея1 льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы2 возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело мое зарей бессмертия венчай. (1795)

ПАМЯТНИК (А.С.Пушкин)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

ПАМЯТНИК ( Г.Р.Державин)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея1 льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы2 возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой, неторопливой,

Чело мое зарей бессмертия венчай. (1795)

ПАМЯТНИК (А.С.Пушкин)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

4


Тест по литературе Памятник 9 класс

Тест по литературе Памятник для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите древнеримского поэта, чье стихотворение положено в ос­нову «Памятника» Державина.

2. К какому литературному направлению принадлежит творчество Державина?

3. Как называется изобразительное средство?
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный

4. Определите способ рифмовки.

5. Как называется средство иносказательной выразительности?
И времени полет его не сокрушит…

Задания с развернутым ответом

6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?

7. Каков лирический герой стихотворения?

8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского ориги­нала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломо­носова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.


Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. К какому роду литературы относится это произведение?

2. Назовите жанр торжественного стихотворения, черты которого от­ражены в «Памятнике» Державина?

3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Чело твое зарей бессмертия венчай…

4. Определите размер, которым написано стихотворение.

5. Как называется изобразительное средство?
О муза! возгордись заслугой справедливой

Задания с развернутым ответом

6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?

7. Каков лирический герой стихотворения?

8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского ориги­нала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломо­носова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу Дельфийским лавром.

Ответы на тест по литературе Памятник
1 вариант
1. Гораций
2. классицизм
3. эпитет
4. перекрестная
5. метафора
2 вариант
1. лирика
2. ода
3. метафора
4. ямб
5. эпитет

PDF-версия
Тест Памятник(84 Кб, pdf)

#памятные стихи — Здравствуй Поэзия

Рапид-Сити носит свой патриотизм как саван.
Угловые улицы населены менее чем
статуями бывших президентов в натуральную величину
щурящихся на далекие Блэк-Хиллз
где величие горы Рашмор
небрежно рушит их бронзовые мечты.

Восковые поселенцы, лесорубы и золотодобытчики
ставки с охотниками за сувенирами
посещение шахты в поисках дурацкого золота.

В соседнем Кастере, 75 вдохов от Вундед Ни, 9Магазины 0003 продают вождя Джозефа, Сидящего Быка, футболки Geronimo

, провозглашая их «Первоначальными отцами-основателями».
Вперемешку с буквами, усыпанными звездами, и фейерверком
, гордо вещающим «Добро пожаловать в Америку». Теперь говори по-английски».

Рашмор был взорван со скалы
творцом, который провел остаток своей жизни
возводя великие жесты Конфедерации
из ****** кварцевого монцонита Джорджии—
закончен и открыт через 100 лет после дня
после Авраама Линкольна убийство.

Тридцать минут от Рашмора, существующий в его тени
на частной земле, заполненной пыльными тропами,
незаконченный через семьдесят лет,
, вероятно, все еще незаконченный после еще двадцати,
обращенный в сторону от этих огромных каменных лиц,
выходящий со стороны великого Гора Громовая Голова,

на усадьбе из слоновой кости с гривой текущей реки и ветра,

существует воин оглала-лакота Тасункэ Витко
червь Сумасшедшей Лошади Старая и гремящее одеяло Женщина,
родной брат Маленького Ястреба и Смеющегося, память о духе
Черного Бизона и Белой Коровы, которые ходили с железной тростью,
, все заключенные с ним в этом массивном дыхании белого камня.

История этого великого индийского пространства простирается на землю,
в четыре раза выше Статуи Свободы,
простираясь за хмурый взгляд воина, указывая левой рукой.
Одно только ухо лошади размером с ржавый резервный автобус.
Когда закончат, это будет самая большая скульптура в истории,
больше, чем земля, дыхание и вся индийская память.

Это был Vision Quest вождя Генри Стоящего Медведя, чтобы показать белым, что у красного человека тоже есть великие герои.
В человеке по имени Корчак он нашел родственную душу,

сказочник в камне, выживший в Омаха-Бич,
который, когда первая жена дрогнула, нашел второго
, который дал ему достаточно детей, чтобы вынашивать, лепить Медвежью Мечту.

Лицо большого вождя до сих пор остается единственной готовой деталью.
Жена и дети Корчака трудятся вместе с остальными,
изо всех сил пытается уловить сущность воина
, который никогда не позволял своей тени попасть в ловушку
в ложном сиянии света белого человека,
доверяя только лучам дождя, которые

падают на его людей, горы, равнины и буйволов,
на Паха Сапу, «сердце всего сущего»,
где лакота жались друг к другу, пока создавался мир,
теперь земля нарушенных договоров и умирающих мечтаний,
залитая пылью слез внизу,
пока это белое лицо разрывается от красных взоров Востока.


Памятники и контрпамятники – весна/лето 2021

Письмо редактора →

Джун Кэролин Эрлик

Контрпамятники

 

Развитие памяти

Джеймс Э. Янг

Самая надежная связь с памятью о зверствах в Латинской Америке и Карибском бассейне может фактически заключаться в ее вечной нерешительности, что только незавершенный мемориальный процесс может гарантировать жизнь памяти. Ибо это может быть законченный памятник, который завершает саму память, ставит предел работе памяти и подводит черту под эпохой, которая будет преследовать вечно.

Пространство искусства и памяти

by Andreas Huyssen

Fragmentos: Espacio de Arte y Memoria — потрясающе красивый контрмонумент, посвященный памяти о гражданской войне в Колумбии и страданиям всех ее жертв. Он был создан в…

Мокаменты

by Paolo Vignolo

English + Español
12 июня 2014 года десятифутовая белая стекловолоконная копия Статуи Свободы въезжает в Либертад, небольшой городок на атлантическом побережье Колумбии, после путешествия через половину страна пришвартована…

Кладбище памятников

Джеффри Шнапп

Куда уходят умирать памятники? Вопрос может показаться неуместным, учитывая побуждения, которые мотивировали создание памятников с самого начала человечества. Памятники…

Маскировка статуи Христофора Колумба Джоири Минайя

by Mora J. Beauchamp-Byrd

Протестующие в Майами распылили красную краску на два памятника в Бэйфронт-парке после убийства Джорджа Флойда 25 мая 2020 года. На статуе Христофора Колумба они…

Эфемерные мемориалы

Эмили Годби

Эмоциональные проблемы Covid-19 были огромными, особенно когда дело доходит до увековечивания памяти погибших — как наших близких, так и безымянных других, потерянных в огромном…

В центре внимания Венесуэла

Статуи культа

Карлос Абреу Мендоса

Английский + испанский
Я начал писать эти строки в Балтиморе, когда гостил у родственников мужа. Я всегда восхищался их непоколебимой верой в печатный станок, ведь у них за обеденным столом несколько газет…

Глаза Чавеса

by Yaneira Wilson Wetter

English + Español
Во Франции, работая над докторской диссертацией по архитектуре и городу, я обнаружил, что мои исследования приблизили меня к моей родине после шести лет изучения венесуэльского контекста…

Политическая жизнь статуй

by Tomás Straka

English + Español
Пьедестал, лишенный памятника, который когда-то его венчал, говорит нам о королевстве, которого больше не существует; упавший бюст у его основания, погруженный в песок, принадлежит линейке, которой уже никто не помнит…

Статуи Уго Чавеса

Джессика Веласкес Уррибарри

Прошло восемь лет со дня смерти Уго Чавеса. Учитывая известность о борьбе бывшего президента Венесуэлы с раком и слухи, вызванные его отсутствием на политической арене за несколько месяцев до его смерти, объявление о его кончине…

Эль Баррозу

Рафаэль Давид Сулбаран

English + Español
В Кабимасе, моем родном городе и главном нефтяном порту Венесуэлы, есть памятник Баррозу II, нефтяной скважине, которая взорвалась в 1922 году, выбросив в воздух миллион баррелей нефти, пока она не…

Акцент на выходцах из Африки

Транснациональные контрпамятники

by Roberto Conduru

Задолго до того, как в последнее время стали рушиться какие-то памятники поработителям, в Латинской Америке и Карибском бассейне возводились памятники, чтобы не забыть трансатлантического раба…

Приключения публичной скульптуры лектора круизного лайнера

Эмма Робертс

Мне посчастливилось вести двойную жизнь в качестве преподавателя истории искусства и дизайна. Большую часть года я преподаю свой предмет в Ливерпульском университете Джона Мура в Соединенных Штатах…

Огромное прошлое Бразилии впереди

by Augusta Victoria Saraiva

Я до сих пор помню величественную битву двух львов. Один неподвижно стоит на другом, положив обе ноги на грудь врага. Другой ревет в ответ, и его когти готовы к бою…

Взгляд художника на политику андских танцев негрерии

Мария Мерседес Мартинес Миланчи, Нереида Апаза Мамани, Шарон Перес, Элис Самсон и Лаура Осорио Саннакс

английский + испанский
Поэт и художник из племени аймара Нереида Апаза Мамани прибыла в Лондон в ноябре 2019 года для работы с андскими текстильными коллекциями Британского музея. . Она должна была стать первой художницей в резиденции в…

.

В поисках личности

ЭсКультура Квир

by Michael Vázquez

Прошло восемь лет со дня смерти Уго Чавеса. Учитывая известность о борьбе бывшего президента Венесуэлы с раком и слухи, вызванные его отсутствием на политической сцене за несколько месяцев до его смерти, объявление о его…

Самоделка Лус Хименес

Матильды Фиглерович

English + Español
На знаменитой фреске Хосе Клементе Ороско «Кортес и ла Малинче» (1926) ее взгляд устремлен вниз. Ее фигура занимает половину композиции, но кажется, что она уменьшилась — ее тело придвинулось к…

Виолетте

by Marjorie Agosín

English + Español
В 1990-х годах, когда я проводил исследование о чилийской поэтессе Габриэле Мистраль, я путешествовал с моей бабушкой Жозефиной в маленький городок Монтегранде, где Габриэла провела…

Пандемия и музеи

Эриберто Эркисия и Кэтрин Сампек

Английский + испанский
Музеи решают задачи удовлетворения интересов и любопытства своих посетителей. Многие жаждут поглазеть на необычные, редкие, странные, интересные или красивые предметы, но…

Места Памяти

Плачущий глаз: непримиримые воспоминания Перу

Маргарита Саона

English + Español
В Лиме, ​​Перу, посреди общественного парка Кампо де Марте, названного в честь бога войны, дзенское пространство для размышлений охраняется чугунной оградой. El Ojo que Llora («Око, которое плачет»…

Монументальная битва за историю Техаса

Кэтрин Хайт

В 2016 году я посетил Аламо в рамках моего первого реального возвращения в Техас за много лет. Я запланировал поездку с моим братом Эдмундом Робертсом. Хотя Эдмунд давно знал о…

Мой крик в мир

Антонио Марторелл

Английский + Español
Это было 20 сентября 2019 года. «Сто, двести, триста, четыреста…». Так мы себя чувствовали и так считали перед лицом спровоцированных непоправимых отсутствий…

Когда деколонизация встречает недвижимый памятник

by Rafael Cardoso

Это было в начале октября 2013 года, задолго до того, как нынешняя волна сноса статуй во имя деколонизации набрала обороты в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве…

Призраки Канудоса: военный мемориал

Лукас Мертехикян

English + Español
Так же, как в аргентинских пампасах или на равнинах Венесуэлы, пространство в бразильском сертау, в северо-восточном регионе страны, не имеет границ. Твердая коричневая земля, кажется, простирается во всех направлениях, бесконечно колеблясь, и чувство, которое она вызывает, неизбежно вызывает чувство меланхолии

Картографии близости

by Mónica Szurmuk

В начале военной диктатуры Аргентины местная приходская церковь в моем районе в Ломас-де-Самора, пригороде в девяти милях к югу от Буэнос-Айреса…

Книжный разговор

Стать свободным, стать черным

by Adriana Chira

Год был 1690.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *