«Самохарактеристика» или «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Карточка для учащихся.
— Сопоставьте «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина.
Что Пушкин цитирует из Державина, а какие строки изменяет полностью?
Заполните правую часть таблицы, «отмечая параллельные места» в стихотворении А.С.Пушкина.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. | |
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицывозгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. | |
О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело мое зарей бессмертия венчай. |
— Пользуясь заполненной таблицей, расскажите о сходстве и различии раскрытия темы «Памятник».
— Сопоставьте ваш вывод с наблюдениями литературоведа Е.А.Маймина.
«Стихотворение «Памятник» по своим глубинным истокам связано с одой Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил Ломоносов, свободно изложил Державин. К тексту Державина пушкинский «Памятник» ближе всего. Тем не менее он представляет собой не подражание, а оригинальное произведение, и его поэтические мысли становятся понятными читателю сами по себе, а не в какой-либо соотнесенности с Державиным или Ломоносовым.
В «Романе в письмах» устами героини Пушкин дает задачу поэту: «Пусть он по старой канве вышьет новые узоры…» В «Памятнике» Пушкин сделал именно это: по старой канве вышил новые узоры — совсем новые».
Карточка для учащихся.
— Сопоставьте «Памятник» Пушкина и «Памятник» Державина.
Что Пушкин цитирует из Державина, а какие строки изменяет полностью?
Заполните правую часть таблицы, «отмечая параллельные места» в стихотворении А.С.Пушкина.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. | |
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицывозгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. | |
О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело мое зарей бессмертия венчай. |
— Пользуясь заполненной таблицей, расскажите о сходстве и различии раскрытия темы «Памятник».
— Сопоставьте ваш вывод с наблюдениями литературоведа Е.А.Маймина.
«Стихотворение «Памятник» по своим глубинным истокам связано с одой Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил Ломоносов, свободно изложил Державин. К тексту Державина пушкинский «Памятник» ближе всего. Тем не менее он представляет собой не подражание, а оригинальное произведение, и его поэтические мысли становятся понятными читателю сами по себе, а не в какой-либо соотнесенности с Державиным или Ломоносовым.
В «Романе в письмах» устами героини Пушкин дает задачу поэту: «Пусть он по старой канве вышьет новые узоры…» В «Памятнике» Пушкин сделал именно это: по старой канве вышил новые узоры — совсем новые».
ПАМЯТНИК ( Г.Р.Державин)
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея1 льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы2 возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело мое зарей бессмертия венчай. (1795)
ПАМЯТНИК (А.С.Пушкин)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
ПАМЯТНИК ( Г.Р.Державин)
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея1 льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы2 возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело мое зарей бессмертия венчай. (1795)
ПАМЯТНИК (А.С.Пушкин)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
4
Тест по литературе Памятник 9 класс
Тест по литературе Памятник для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите древнеримского поэта, чье стихотворение положено в основу «Памятника» Державина.
2. К какому литературному направлению принадлежит творчество Державина?
3. Как называется изобразительное средство?
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…
4. Определите способ рифмовки.
5. Как называется средство иносказательной выразительности?
И времени полет его не сокрушит…
Задания с развернутым ответом
6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?
7. Каков лирический герой стихотворения?
8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского оригинала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому роду литературы относится это произведение?
2. Назовите жанр торжественного стихотворения, черты которого отражены в «Памятнике» Державина?
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Чело твое зарей бессмертия венчай…
4. Определите размер, которым написано стихотворение.
5. Как называется изобразительное средство?
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Задания с развернутым ответом
6. Как в стихотворении воплощена тема предназначения поэта?
7. Каков лирический герой стихотворения?
8. Чем различается поэтическое переложение древнеримского оригинала в стихотворении Г.Р. Державина «Памятник» и М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул»?
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
Иперьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
Ответы на тест по литературе Памятник
1 вариант
1. Гораций
2. классицизм
3. эпитет
4. перекрестная
5. метафора
2 вариант
1. лирика
2. ода
3. метафора
4. ямб
5. эпитет
PDF-версия
Тест Памятник(84 Кб, pdf)
#памятные стихи — Здравствуй Поэзия
Рапид-Сити носит свой патриотизм как саван.
Угловые улицы населены менее чем
статуями бывших президентов в натуральную величину
щурящихся на далекие Блэк-Хиллз
где величие горы Рашмор
небрежно рушит их бронзовые мечты.
Восковые поселенцы, лесорубы и золотодобытчики
ставки с охотниками за сувенирами
посещение шахты в поисках дурацкого золота.
В соседнем Кастере, 75 вдохов от Вундед Ни, 9Магазины 0003 продают вождя Джозефа, Сидящего Быка, футболки Geronimo
Вперемешку с буквами, усыпанными звездами, и фейерверком
, гордо вещающим «Добро пожаловать в Америку». Теперь говори по-английски».
Рашмор был взорван со скалы
творцом, который провел остаток своей жизни
возводя великие жесты Конфедерации
из ****** кварцевого монцонита Джорджии—
закончен и открыт через 100 лет после дня
после Авраама Линкольна убийство.
Тридцать минут от Рашмора, существующий в его тени
на частной земле, заполненной пыльными тропами,
незаконченный через семьдесят лет,
, вероятно, все еще незаконченный после еще двадцати,
обращенный в сторону от этих огромных каменных лиц,
выходящий со стороны великого Гора Громовая Голова,
на усадьбе из слоновой кости с гривой текущей реки и ветра,
червь Сумасшедшей Лошади Старая и гремящее одеяло Женщина,
родной брат Маленького Ястреба и Смеющегося, память о духе
Черного Бизона и Белой Коровы, которые ходили с железной тростью,
, все заключенные с ним в этом массивном дыхании белого камня.
История этого великого индийского пространства простирается на землю,
в четыре раза выше Статуи Свободы,
простираясь за хмурый взгляд воина, указывая левой рукой.
Одно только ухо лошади размером с ржавый резервный автобус.
Когда закончат, это будет самая большая скульптура в истории,
больше, чем земля, дыхание и вся индийская память.
Это был Vision Quest вождя Генри Стоящего Медведя, чтобы показать белым, что у красного человека тоже есть великие герои.
В человеке по имени Корчак он нашел родственную душу,
который, когда первая жена дрогнула, нашел второго
, который дал ему достаточно детей, чтобы вынашивать, лепить Медвежью Мечту.
Лицо большого вождя до сих пор остается единственной готовой деталью.
Жена и дети Корчака трудятся вместе с остальными,
изо всех сил пытается уловить сущность воина
, который никогда не позволял своей тени попасть в ловушку
в ложном сиянии света белого человека,
доверяя только лучам дождя, которые
падают на его людей, горы, равнины и буйволов,
на Паха Сапу, «сердце всего сущего»,
где лакота жались друг к другу, пока создавался мир,
теперь земля нарушенных договоров и умирающих мечтаний,
залитая пылью слез внизу,
пока это белое лицо разрывается от красных взоров Востока.
Памятники и контрпамятники – весна/лето 2021
Письмо редактора →
Джун Кэролин Эрлик
Контрпамятники
Развитие памяти
Джеймс Э. Янг
Самая надежная связь с памятью о зверствах в Латинской Америке и Карибском бассейне может фактически заключаться в ее вечной нерешительности, что только незавершенный мемориальный процесс может гарантировать жизнь памяти. Ибо это может быть законченный памятник, который завершает саму память, ставит предел работе памяти и подводит черту под эпохой, которая будет преследовать вечно.
Пространство искусства и памяти
by Andreas Huyssen
Fragmentos: Espacio de Arte y Memoria — потрясающе красивый контрмонумент, посвященный памяти о гражданской войне в Колумбии и страданиям всех ее жертв. Он был создан в…
Мокаменты
by Paolo Vignolo
English + Español
12 июня 2014 года десятифутовая белая стекловолоконная копия Статуи Свободы въезжает в Либертад, небольшой городок на атлантическом побережье Колумбии, после путешествия через половину страна пришвартована…
Кладбище памятников
Джеффри Шнапп
Куда уходят умирать памятники? Вопрос может показаться неуместным, учитывая побуждения, которые мотивировали создание памятников с самого начала человечества. Памятники…
Маскировка статуи Христофора Колумба Джоири Минайя
by Mora J. Beauchamp-Byrd
Протестующие в Майами распылили красную краску на два памятника в Бэйфронт-парке после убийства Джорджа Флойда 25 мая 2020 года. На статуе Христофора Колумба они…
Эфемерные мемориалы
Эмили Годби
Эмоциональные проблемы Covid-19 были огромными, особенно когда дело доходит до увековечивания памяти погибших — как наших близких, так и безымянных других, потерянных в огромном…
В центре внимания ВенесуэлаСтатуи культа
Карлос Абреу Мендоса
Английский + испанский
Я начал писать эти строки в Балтиморе, когда гостил у родственников мужа. Я всегда восхищался их непоколебимой верой в печатный станок, ведь у них за обеденным столом несколько газет…
Глаза Чавеса
by Yaneira Wilson Wetter
English + Español
Во Франции, работая над докторской диссертацией по архитектуре и городу, я обнаружил, что мои исследования приблизили меня к моей родине после шести лет изучения венесуэльского контекста…
Политическая жизнь статуй
by Tomás Straka
English + Español
Пьедестал, лишенный памятника, который когда-то его венчал, говорит нам о королевстве, которого больше не существует; упавший бюст у его основания, погруженный в песок, принадлежит линейке, которой уже никто не помнит…
Статуи Уго Чавеса
Джессика Веласкес Уррибарри
Прошло восемь лет со дня смерти Уго Чавеса. Учитывая известность о борьбе бывшего президента Венесуэлы с раком и слухи, вызванные его отсутствием на политической арене за несколько месяцев до его смерти, объявление о его кончине…
Эль Баррозу
Рафаэль Давид Сулбаран
English + Español
В Кабимасе, моем родном городе и главном нефтяном порту Венесуэлы, есть памятник Баррозу II, нефтяной скважине, которая взорвалась в 1922 году, выбросив в воздух миллион баррелей нефти, пока она не…
Акцент на выходцах из Африки
Транснациональные контрпамятники
by Roberto Conduru
Задолго до того, как в последнее время стали рушиться какие-то памятники поработителям, в Латинской Америке и Карибском бассейне возводились памятники, чтобы не забыть трансатлантического раба…
Приключения публичной скульптуры лектора круизного лайнера
Эмма Робертс
Мне посчастливилось вести двойную жизнь в качестве преподавателя истории искусства и дизайна. Большую часть года я преподаю свой предмет в Ливерпульском университете Джона Мура в Соединенных Штатах…
Огромное прошлое Бразилии впереди
by Augusta Victoria Saraiva
Я до сих пор помню величественную битву двух львов. Один неподвижно стоит на другом, положив обе ноги на грудь врага. Другой ревет в ответ, и его когти готовы к бою…
Взгляд художника на политику андских танцев негрерии
Мария Мерседес Мартинес Миланчи, Нереида Апаза Мамани, Шарон Перес, Элис Самсон и Лаура Осорио Саннакс
английский + испанский
Поэт и художник из племени аймара Нереида Апаза Мамани прибыла в Лондон в ноябре 2019 года для работы с андскими текстильными коллекциями Британского музея. . Она должна была стать первой художницей в резиденции в…
В поисках личности
ЭсКультура Квир
by Michael Vázquez
Прошло восемь лет со дня смерти Уго Чавеса. Учитывая известность о борьбе бывшего президента Венесуэлы с раком и слухи, вызванные его отсутствием на политической сцене за несколько месяцев до его смерти, объявление о его…
Самоделка Лус Хименес
Матильды Фиглерович
English + Español
На знаменитой фреске Хосе Клементе Ороско «Кортес и ла Малинче» (1926) ее взгляд устремлен вниз. Ее фигура занимает половину композиции, но кажется, что она уменьшилась — ее тело придвинулось к…
Виолетте
by Marjorie Agosín
English + Español
В 1990-х годах, когда я проводил исследование о чилийской поэтессе Габриэле Мистраль, я путешествовал с моей бабушкой Жозефиной в маленький городок Монтегранде, где Габриэла провела…
Пандемия и музеи
Эриберто Эркисия и Кэтрин Сампек
Английский + испанский
Музеи решают задачи удовлетворения интересов и любопытства своих посетителей. Многие жаждут поглазеть на необычные, редкие, странные, интересные или красивые предметы, но…
Места Памяти
Плачущий глаз: непримиримые воспоминания Перу
Маргарита Саона
English + Español
В Лиме, Перу, посреди общественного парка Кампо де Марте, названного в честь бога войны, дзенское пространство для размышлений охраняется чугунной оградой. El Ojo que Llora («Око, которое плачет»…
Монументальная битва за историю Техаса
Кэтрин Хайт
В 2016 году я посетил Аламо в рамках моего первого реального возвращения в Техас за много лет. Я запланировал поездку с моим братом Эдмундом Робертсом. Хотя Эдмунд давно знал о…
Мой крик в мир
Антонио Марторелл
Английский + Español
Это было 20 сентября 2019 года. «Сто, двести, триста, четыреста…». Так мы себя чувствовали и так считали перед лицом спровоцированных непоправимых отсутствий…
Когда деколонизация встречает недвижимый памятник
by Rafael Cardoso
Это было в начале октября 2013 года, задолго до того, как нынешняя волна сноса статуй во имя деколонизации набрала обороты в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве…
Призраки Канудоса: военный мемориал
Лукас Мертехикян
English + Español
Так же, как в аргентинских пампасах или на равнинах Венесуэлы, пространство в бразильском сертау, в северо-восточном регионе страны, не имеет границ. Твердая коричневая земля, кажется, простирается во всех направлениях, бесконечно колеблясь, и чувство, которое она вызывает, неизбежно вызывает чувство меланхолии
Картографии близости
by Mónica Szurmuk
В начале военной диктатуры Аргентины местная приходская церковь в моем районе в Ломас-де-Самора, пригороде в девяти милях к югу от Буэнос-Айреса…
Книжный разговор
Стать свободным, стать черным
by Adriana Chira
Год был 1690.