Анализ стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтова М.Ю. — Лермонтов М.Ю.
Стихотворение «Смерть Поэта» было написано тогда, когда в поэтическом багаже Лермонтова было уже несколько сотен произведений, однако читающая Россия узнала имя нового русского гения после появления именно этого произведения. Лермонтов, по словам А.В. Дружинина, в «…жгучем, поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые ругались над памятью великого человека».
В содержании стихотворения резко отделены, противопоставлены образ Пушкина и другого мира — высшего света. С самого начала, уже в первой строке, найдены главные слова, определяющие причину смерти: «невольник чести». Вопрос о защите собственной чести для Пушкина всегда был центральным.
Лермонтов не называет Пушкина ни по фамилии, ни по имени. Он находит более соответствующее для данного случая слово: «Поэт», причём прописная буква подчёркивает величие Пушкина, его значимость. Одновременно слово «Поэт» становится обобщенным, символическим.
Точно названы многие психологические детали: гордость, одиночество гения, умение «восстать против мнений света», «свободный, смелый дар». Этому высокому образу противопоставлена никчёмная в изображении Лермонтова фигура убийцы, у которого «пустое сердце». Дальше можно было его не характеризовать. Определено самое существенное. И потому понятно, что этот человек не способен понять ни «земли чужой язык и нравы», ни того, «на что он руку поднимал!..». В порыве гнева и печали Лермонтов даже уподобляет дуэль Онегина и Ленского дуэли Пушкина и Дантеса («Как тот певец, неведомый, но милый…»).
Взволнованно пульсируют слова стихотворения, ложась в обличительные строки. Это настроение усиливается многократными стилистическими фигурами (риторическими восклицаниями и риторическими вопросами, фигурами умолчания, особой интонацией конца предложения), средствами художественной выразительности, среди которых — неожиданные сравнения, ёмкие эпитеты, разящие метафоры, звукопись…
Начальная редакция стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтова состоит из двух частей. Первые тридцать три строки разворачивают основную тему — убийство Пушкина как следствие его постоянного и одинокого противостояния «свету». Вторая часть — то, что критик А. В. Дружинин назвал «плачем», состоит из двадцати трёх строк. Основной мотив — любовь к Поэту и боль утраты. Именно здесь образ Пушкина дан через поэтическое восприятие Лермонтова.
Узнав, что убийцам поэта ничего не грозит, Лермонтов завершил «Смерть Поэта» пронзительным шестнадцатистишием. Оно решительно изменило содержание и пафос всего предшествующего «плача» по поэту и стало обвинением и приговором убийцам. Эти шестнадцать строк предельно обобщены. Главный виновник уже не только человек, явившийся в Россию «на ловлю счастья и чинов». Обвинение предъявлено «стоящим при троне» «Свободы, Гения и Славы» палачам. Они спрячутся под покровительством власти и уйдут от праведного мирского суда. Но им не уйти от высшего — Божьего суда.
Между первой редакцией и написанием заключительных шестнадцати строк прошло всего несколько дней. Стихотворение мгновенно распространилось в списках. Основная их часть была сделана другом Лермонтова С.А. Раевским. Стихотворением «Смерть Поэта» зачитывались, им восторгались. Высоко оценили «Смерть Поэта» В.Л. Жуковский, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, П.А. Плетнёв, А.Н. и С.Н. Карамзины и ещё .многие друзья А.С. Пушкина. Однако были и другие «читатели»: чья-то услужливая рука послала рукописный текст «Смерти Поэта» в третье жандармское управление с указанием на то, что стихотворение — призыв к революции. Если отношение к первой части стихотворения власть не показывала, то реакция на заключительные шестнадцать строк была молниеносной. Над Лермонтовым, как в своё время над Пушкиным, нависла угроза расправы…
Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011
| / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» Тридцатые годы были одним из сложных и тяжелых периодов русской жизни. Убийство Пушкина – национального героя – светским обществом не могло пройти бесследно. Никому еще не известный тогда молодой прапорщик Михаил Юрьевич Лермонтов в страстных строках своего стихотворения «Смерть поэта» заклеймил истинных палачей «свободы, гения и славы» — высшее общество. Резкая критика общества, которое губит поэта, и горечь утраты звучат в строках этого произведения, ставшего печальной точкой отсчета известности Лермонтова: Погиб поэт, невольник чести, Пал, оклеветанный молвой… Эти строки – начало стихотворения, и уже здесь мы видим осуждение тех, кто «оклеветал» поэта. Его гонители, «толпою жадною стоящие у трона», «сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов спорит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого стихотворения – обвинение того общества, которое стало причиной смерти гения. Ведь Дантес, «убийца хладнокровный», — часть этой толпы: … хладнокровно навел удар, Спасенья нет. Пустое сердце бьется ровно В руке не дрогнул пистолет. В стихотворении «Смерть поэта» вся первая часть представляет собой традиционную романтическую элегию. Для Лермонтова смерть Поэта – это «судьбы приговор», «воля рока». Так и только так может закончиться поединок исключительной личности и «толпы холодной». Все стихотворение построено на антитезах двух ключевых слов: «поэт» и «свет» (завистливый и душный) и соответствующих тематических рядов. То, что связано с Поэтом, овеяно ореолом исключительности, возвышенности. Поэту присущи качества человека идеального. Все слова объединены положительным смыслом: «невольник чести», «гордая голова», «душа Поэта», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок», «наша слава». Если с Поэтом связана смысловая единица «один», подчеркивающая его исключительность, то со светским обществом – единица множественности: «ненужный хор», «подобный сотням беглецов». Все характеристики света несут печать уничижительности: «мелочных обид», «пустых похвал», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали», «для потехи раздували», «хладнокровно», «пустое сердце», «коварным шепотом насмешливых невежд». Риторические вопросы обращены к самому Поэту: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным… Это своего рода и упрек Пушкину, и, одновременно, предостережение другим поэтам: среди ничтожеств толпы «певец» все же будет одинок – «один, как прежде». Повышению экспрессивности, нагнетанию напряженности способствует целый арсенал средств: восклицания («Погиб Поэт!», «Убит!»), повторы (одно значение – «убит» — повторяется в целом ряде слов, в том числе, и в перифрастических обозначениях: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сраженный», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно Навел удар…»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде… и убит! Убит!. ..», «Что ж? Веселитесь…»).Стихотворение Лермонтова не вписывается в соотнесенности роковых страстей поэтического сюжета и трагических событий действительности. Лермонтов выступил достойным приемником Пушкина. Живя в пору, когда трудно было существовать такому человеку, как поэт, с легко ранимой, тонко чувствующей душой, Михаил Юрьевич Лермонтов не побоялся открыто говорить обществу о его бездушии и ошибках. Лермонтов и сегодня — наш современник. Его поэзия близка и дорога нам глубиной чувств и остротой мысли, своим патриотизмом, свободолюбием, верой в будущее, своим негодованием, тоской по большой жизни, мечтой о подвиге, мечтой о непроходящей любви и верной дружбе.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» | Смотрите также по разным произведениям Лермонтова: |
«Смерть Поэта» – читать онлайн
Лермонтов. Смерть поэта. Анализ стихотворения
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… – он мучений
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На чтó он руку поднимал!..
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
————————
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837
Лермонтов «Смерть поэта» — анализ стихотворения
Творчеством Пушкина восхищались не только простые читатели, но и другие не менее талантливые писатели, среди которых был Лермонтов. Для Лермонтова Пушкин был подобен кумиру, с которым он желал познакомиться поближе. Но смерть поэта стала неожиданностью и потрясением для Лермонтова. В отчаянии он пишет стихотворение на смерть поэту, которое посвящает Пушкину.
Смерть поэта: анализ кратко
В своей работе Михаил Юрьевич Лермонтов пишет о несправедливой смерти великого писателя. Но не только Дантеса винит он в кончине своего кумира. Здесь виновно общество в целом, которое клеветало, не принимало и обвиняло писателя. Лермонтов пишет, что восстал Пушкин против света, который ради потехи только раздувал пожар и насмехался, воспринимая любое оскорбление в свою сторону как развлечение. И вот, без утайки, прямым текстом Лермонтов заявляет о лицемерии общества, которое унижало писателя при его жизни, а после смерти наиграно скорбело. Он задает риторический вопрос, вопрошая, к чему их рыдания и жалкий лепет. Обращался поэт в стихе Смерть поэта и к Дантесу. У него не дрогнула рука, и он хладнокровно нажал на курок пистолета. Поэт пишет, что убийцу забросил рок, сам же Дантес не мог понять на что он руку поднимал. Но дело сделано, поэт убит и теперь тесен его приют, а на устах печать.
Работая над анализом стихотворения Лермонтова, мы знакомимся со второй частью. Здесь писатель обращается с гневной тирадой к потомкам, чьи отцы прославлены. Они стоят сейчас у трона, подобно палачам, которым не страшны законы. Но если земные законы над ними не властны, поэт напоминает, что есть еще и Верховный, высший Божий суд. Этот суд не подчиняется злату, и всем виновным придется расплатиться за смерть поэта, и как пишет Михаил Лермонтов, своей черной кровью им не смыть праведную кровь.
История создания
Возвращаясь к истории написания стихотворения, невольно обращаешься во времена, когда прозвучал роковой выстрел, который забрал жизнь Пушкина на дуэли. Эта нелепая смерть настолько сильно потрясла Лермонтова, что он тут же пишет свое знаменитое стихотворение. Работа начала быстро распространяться среди просвещенной молодежи, чему поспособствовал друг Лермонтова Раевский. Но так случилось, что была написана лишь первая часть стихотворения. Вторую же часть писатель дописывает позже, когда в обществе стали защищать Дантеса и клеветать на Пушкина. Тогда Лермонтов дополняет стихотворение Смерть поэта, в которой критикует тех, кто осмелился на клевету. За это Лермонтов был отправлен в ссылку, но я считаю, что свою миссию он осуществил.
Жанр и идея
Стихотворение М. Лермонтова Смерть поэта можно разделить на две части, где первая по жанру напоминает больше элегию, а вот вторая часть написана в жанре сарказма.
Создавая свой стих, Лермонтов преследует цель обличить общество, его нравы, указать на его невежество, и на то что не способно оно оценить по-настоящему талантливого, искреннего и великого человека в лице Пушкина. Писатель в своей работе показывает противостояние поэта толпе и черни и это ему прекрасно удается.
Послушать стихотворение Смерть поэта
М.
Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Акушинская СОШ №1имени С.М.Кирова»
МО «Акушинский район»
Литература в 9 классе
Тема урока
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
«Смерть Поэта».
Выполнила – учительница русского языка
и литературы Будайчиева Загидат Булатовна
Акуша 2016г.
Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта».
Цели:
1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.
4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.
Ход урока
I. Организационный момент
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
— Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.
— Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову и проанализируем стихотворение «Смерть поэта»
II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова
— Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.
— Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:
1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.
2 этап – Учеба. 1828 – 1834.
3 этап – Творчество. 1827 -1841.
4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…
Рассказы учащихся
III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»
1. Подготовка к восприятию
— До 1837 года о том, что Лермонтов поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года Пушкин скончался. Потрясенный гибелью любимого поэта, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Давайте посмотрим, как он врывается в русскую литературу.
Рассказы учащихся об истории создания стихотворения
2. Первичное восприятие
Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.
3. Анализ стихотворения.
— Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? — С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)
— Кому оно посвящено? Как вы догадались? На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них В. А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). — В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается, но мы, зная обстоятельства жизни поэта, понимаем, что стихотворение посвящено Пушкину
— Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?
— Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»? (Название стихотворения поднимает частный жизненный факт смерти человека до философского обобщения. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны. «Поэт» — это органическая черта Пушкина. — Нет сомнения, что «Смерть поэта» — произведение, посвященное прежде всего личности самого Пушкина, поэта, горячо любимого Лермонтовым, с «чудными песнями», с «дивным гением» которого наследник связан тесными узами преемственности. Вот откуда такое живое ощущение личной утраты, невозвратимой потери, пронизывающее каждую строку стихотворения. Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелую утрату для России и ее национальной культуры.
— В стихотворении три героя. Назовите их. (Пушкин – «невольник чести», светская толпа, поэт, клеймящий «светскую чернь» и оплакивающий Пушкина).
– В чём видит поэт причины гибели Пушкина? (Свет не терпит «его свободный, смелый дар», свету чужды «звуки чудных песен»)
— Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?
— Каковы характерные черты его личности?
— Обратим внимание на эпитеты: «невольник чести», «гордая голова», «восстал», «свободный, смелый дар», «светоч», «дивный гений», «наша слава», «сердце вольное», «пламенные страсти», «постигнувший людей», «славное чело», «чудные песни», «праведная кровь», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека.
— В стихотворении местоимение они указывает на гонителей поэта, «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд». Их имена так же, как и имя Пушкина, не упоминаются.
— Какие отличительные признаки толпы? ( Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный свет, «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд», «черная кровь»
— С каким чувством поэт изображает толпу? (Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный» свет, «клеветники ничтожные», «коварный шёпот насмешливых невежд», «черная кровь»).
— Какие слова и выражения обличают равнодушие «света» и его лицемерие? («Не вы ль … злобно гнали…», «…для потехи раздували/ Чуть затаившийся пожар»; «Пустых похвал ненужный хор/И жалкий лепет оправданья?»)
— Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?
— Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.
Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», — называет их автор.
Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.
— А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!. .
Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику: это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.
— Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», было написано 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина. (Можно перечитать, если есть время)
-Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?
— В заключительной части стихотворения Лермонтов прямо откликнулся на «злословье» тех, кто оправдывал убийцу поэта. Из шести предложений, составивших «прибавление», пять предложений являются восклицательными. Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой части «обвинение»… вырастает в проклятие. В последних строках стихотворения ключевыми образами становятся образы палачей Свободы, Гения и Славы и образ грозного Судии, который «не доступен звону злата», «и мысли и дела… знает наперед» и ждет часа возмездия.
Как сам Лермонтов писал: «Если над ними нет закона земного, если они палачи гения, так есть Божий суд»
4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)
IV. Итог урока
— Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова.
— С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта?
— Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?
— Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении? Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (т.к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию)
V. Постановка домашнего задания. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть Поэта».
«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
«Смерть поэта» является откликом М. Ю. Лермонтова на гибель Пушкина. Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.
Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.
До наших дней текст стихотворения дошел в двух частях: первая (до слов «А вы, надменные потомки…») является автографом; последующие же строки, составляющие вторую часть, сохранены лишь в копиях.
Анализ самого текста позволяет увидеть в нем несколько смысловых частей, блоков, каждый их которых посвящен отдельным аспектам одной общей тематики.
Так, стихи «Его убийца хладнокровно…» есть речь о Дантесе, французском монархисте, который совместно с придворной знатью травил Пушкина и в итоге стал его убийцей.
Во многих стихах произведения наблюдаются перекликания с произведениями Александра Сергеевича:
- «Как тот певец, неведомый…» – здесь Лермонтов вспоминает о Ленском из «Евгения Онегина»;
- «Зачем от мирных нег…» – а здесь наблюдается осознанное переплетение с «Андреем Шенье»;
- следует сказать и о сознательном заимствовании Лермонтовым выражений из «Кавказского пленника». Речь идет о строке «Погиб Поэт! – невольник чести…».
Наибольший интерес вызывает строка «А вы, надменные потомки» и следующие за ней стихи. Раевский, друг Лермонтова, способствовавший распространению стихов, свидетельствовал о том, что эта часть была написано несколько позднее остального текста. И в ней кроется реакция Лермонтова на попытки придворного окружения оправдать Дантеса и осквернить светлый образ Пушкина. В одном из списков стихотворения содержался список, в котором названы были некоторые фамилии тех, кому посвящены эти строки. Речь шла о той части аристократической прослойки, которая добилась положения благодаря проворству их отцов в свое время.
Но язвительная политическая острота, которой буквально пронизано все произведение, не осталась незамеченной. Как свидетельствовали современники, один из списков стихотворения доставили царю. В результате Лермонтов и Раевский были арестованы и привлечены к ответственности. В приговоре, вынесенном против них, устанавливалось:
— Раевского месяц держать под арестом, а затем направить в Олонецкую губернию;
— Лермонтова перевести в Нижегородский драгунский полк.
А полк этот в то время был в составе действующей армии. Так Лермонтов отправился на Кавказ…
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
- «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Смерть поэта»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Урок по литературе.
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Мечты о вольностиЦель:
- Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.
- Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
- Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.
- Учить выразительному чтению.
Оборудование.
Портрет М. Ю. Лермонтова. Рисунки поэта. Воспоминания современников о Лермонтове. Сборник открыток “Лермонтовские места”. Звукозапись стихотворения “Смерть поэта” в исполнении В.И.Качалова . Романс Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова “Парус”.Портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. По своему духу, по широте, глубине и силе отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной и неоформленной, в отдельных случаях она проявлялась исключительным воодушевлением и энергией.
Поэзия Лермонтова звала не мириться с действительностью, осуждала “старящихся в бездействии” и порождала желание борьбы.
2. Охарактеризовать своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова.
Каковы основные особенности лирики Лермонтова сравнительно с лирикой Пушкина?
(В лирике Лермонтова с большей остротой, чем в лирике Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Но вместе с тем многие произведения поэта окрашены в мрачные, трагические тона, отражают неверие поэта в способность современной ему дворянской молодёжи к активной общественно — политической деятельности. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.)
Почему лирика Лермонтова при её общей революционной направленности носит мрачный характер?
(Личная судьба поэта (ранняя смерть матери, разлад бабушки и отца) наложила известный отпечаток на его поэзию, но решающее значение имела общественно-политическая обстановка эпохи реакции 30-х годов, которая наступила в стране после разгрома декабристов (14 декабря 1825 г.). Она определила общую мятежно-протестующую направленность лирики Лермонтова, окрасив её в мрачные тона. Лермонтов, так же как и Герцен и многие другие, принадлежал к поколению, разбуженному декабристами. В детстве, в семье, в пансионе, в университете Лермонтов слышал много о декабристах. “Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки, - писал о Лермонтове и его современниках Герцен. Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общественно-политической обстановкой.
Именно поэтому поэзия его при её общей революционной направленности носит мрачный, трагический характер.)
Какой характер носит у Лермонтова неудовлетворённость существующим и на что она направлена?
(Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что стих его “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Стих для Лермонтова — орудие борьбы. Лермонтовское разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. ).
Каковы основные темы лирики Лермонтова?
(Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:
- Тема вольности и протеста против самодержавия;
- Тема осуждения раболепия и трусости дворянской молодёжи;
- Тема одиночества поэта;
- Тема любви к Родине;
- Тема назначения поэта и поэзии.)
М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Ещё при жизни поэта В.Г.Белинский произнёс пророческие слова о том, что “ имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками её о житейских заботах”.
II. Сообщение темы и цели урока.
Тема вольности и протеста против самодержавия в произведениях М.Ю.Лермонтова:
С каким из произведений М. Ю. Лермонтова вы
познакомились в 6 классе?
Что вам известно о стихотворении “Парус”?
1. Вступительное слово учителя.
У Лермонтова уже в первых юношеских стихотворениях звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. “Парус” написан в 1832 году юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.
Чтение стихотворения наизусть учеником и его анализ.
В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусником. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью: “Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?” Стихотворение звучит легко и плавно, передаётся лёгкое колыхание морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“Мачта гнётся и скрепит”). Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце, однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:
А он, мятежный, ищет бури
Как будто в бурях есть покой!
А только лишь о парусе говорит поэт?
Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми он гордится. Гордый протест против покоя, отказ от него, жажда борьбы.
Показ иллюстрации М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Прослушивание романса Варламова.
(По настроению он менее глубок, чем стихотворение: в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность лермонтовской интонации сохранены композитором.)
Понравилась ли мелодия?
Усиливает ли музыка впечатление от
лермонтовского текста?
Какое настроение автора лучше всего понятно и
передано композитором?
Как вы думаете, те чувства, которые переданы в
стихотворении, соответствуют картине моря и
парусника?
2. Лермонтов — поэт-реалист.
Чем взрослее становился Лермонтов, тем ближе присматривался к жизни своего века. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х — 40-х годов. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”, в один день сделавшее прославленным имя Лермонтова. Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.А.Стасов. Последний вспоминает:
Зачитывает ученик.
“…Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали…, про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, — так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.
3. Историческая основа возникновения стихотворения “Смерть поэта”.
Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. За это “воззвание” Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано Герценом в Лондоне.
Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).
4. Анализ языковых средств, приемов в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова.
В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах. Для Лермонтова Пушкин — идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость.
Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка и ярких эпитетов.
Давайте найдём их.
Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет…”, “…безжалостная рука…”), карьериста (“…подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока…”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы…”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.
История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.
Зачитайте эти строчки.
В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.
III. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?
План.
- Травля поэта светским обществом.
- Убийца поэта.
- Сожаление о доверчивости поэта.
- Угроза убийцам поэта.
Прослушивание записи стихотворения “Смерть
поэта”.
Почему стихотворение вызвало любовь передовых
людей и Лермонтова и ненависть царя и высшего
сословия?
2. Кавказ — колыбель творчества Лермонтова
Чтение и краткий анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия”.
Это стихотворение было написано в 1840 году, перед отъездом поэта во вторую ссылку. Голубые мундиры — жандармы третьего отделения. Паша - турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников третьего отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.
Что любит, а что ненавидит, презирает в своей
стране поэт?
Почему в стихотворении “Прощай, немытая Россия”
Лермонтов ни разу не употребил слово “родина”?
IV. Итог урока.
ВЫВОД: Поэт обличает полицейский произвол в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, “страну господ” и “страну рабов”.
Значение поэзии Лермонтова.
Поэзия Лермонтова актуальна не только в период правления Николая 1, но и в наши дни. Лермонтов вдохновлял таких художников как Серов, Врубель, Головин, Васнецов, Репин, Суриков на создание картин, они брали сюжеты из произведений Лермонтова и создавали свои прекрасные произведения.
Музыкальные произведения на стихи Лермонтова зазвучали у таких композиторов как Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский.
Прославление природы Кавказа.
В дни В.О.В. плакаты с текстом из стихотворения
“Бородино” висели на стенах домов
Москвы, призывая к обороне столицы.
V. Домашнее задание.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выучить наизусть, ответить письменно на вопросы плана.
Анализ стихотворения «Смерть поэта» М. Лермонтова
Поэма «Смерть поэта» Лермонтова — дань уважения гению великого русского поэта — Александра Сергеевича Пушкина. Михаил Юрьевич всегда восхищался талантом своего современника, брал с него пример. По этой причине он был потрясен до глубины души известием о смерти Пушкина. Лермонтов первым выразил протест обществу, власти и правдиво описал события того времени.Он не понимает, что может сделать такой искренний, открытый и талантливый человек, как Александр Сергеевич, в обществе глупых, жадных людей, которые только завидовали ему и высмеивали за его спиной.
Из стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова с первых строк становится понятно, что автор обвиняет в смерти человека не дуэлянта Дантеса, а все общество. Михаил Юрьевич прекрасно знал, что Пушкин в последние годы жизни высмеивали, обращались как с придворным шутом.Поэт изолированно страдал от недоразумения, но ничего не мог поделать.
Издевательство над судьбой Лермонтов считает тот факт, что великий русский гений поднял руку на человека, презирающего русскую культуру и традиции. Но ни один Дантес не виноват в случившемся, среда, которая делала все, чтобы разжечь страсти до предела и разжечь ненависть друг к другу по отношению к этим двум мужчинам, должна была понять, что подвергает опасности жизнь человека, обогатившего людей. сокровищница русской культуры.После смерти Пушкина многие люди, презирающие его, носят маску вселенской печали, и этот факт М. Лермонтов считает проявлением чрезмерного лицемерия.
«Смерть поэта» состоит из двух частей. Начало стихотворения — элегия, во второй части отчетливо просматривается сатира. Во-первых, Михаил Юрьевич просто рассказывает о произошедших событиях и обвиняет людей в гибели талантливого человека. Затем он дал отпор тем, кто посмел оправдать пушкинских убийц.Поэма Лермонтова «Смерть поэта» — обращение к бесчувственным потомкам богатых и влиятельных родителей, так называемой «золотой молодежи». Он уверен, что они рано или поздно получат по заслугам.
Михаил Лермонтов не сомневается, что на этой земле нет правды. «Смерть поэта» — вызов высокомерному обществу, привыкшему решать все свои проблемы и пробивать себе дорогу сквозь звон монет. Но есть еще нетленный суд Божий, и там каждый виновный в смерти Пушкина получит по заслугам.Автор стихотворения уверен, что убийцы никогда не смогут смыть своей бесполезной кровью праведную кровь великого человека.
«Смерть поэта» Лермонтова — это справедливое обвинение всего окружения Пушкина, которое не могло его поддержать, а только втоптало в грязь. Михаил Юрьевич во многом похож на своего кумира, его тоже не понимали современники. Он, как и Александр Сергеевич, погиб на дуэли. Но отнюдь не пуля стала причиной гибели обоих гениев, их убило равнодушие, презрение, откровенное непонимание, зависть общества. И Пушкин, и Лермонтов понимали, что им нельзя жить в мире, где поэтов приравнивали к придворным шутам, и, вероятно, поэтому они так рано умерли.
. . Дом стр. КАРТА САЙТА Академический публикации и статьи. Проза переводы . . Опыт . По профессии
деятельность | . .. |
.
. |
Михаил Лермонтов, «Новогодняя поэма» с комментариями
НОВОГОДНЯЯ ПОЭМА
по Михаилу Лермонтову
сколько раз в окружении
разношерстную толпу
передо мной
как во сне
какофонии танца
и музыки
речей, выученных наизусть
фатическим шепотом
смешение с фигурами людей
без разума или души
гримасовые маски
, но столь же привередливые
так сильно, как они касаются
мои холодные руки
с безразличной смелостью
красавицы города
руки избавлены от тремора
надолго
внешне поглощен
gauds & vanitas
Я лелею в своей душе
древнюю задумчивость
священных звуков
давно минувших лет
и если хоть как-то
это доходит до меня
та птица, как я обнаруживаю
в полете вспоминая
неглубокое прошлое
я ребенок, окруженный
знакомыми местами
высокая усадьба и фруктовый сад
беседка, оставленная в руинах
зеленая пе т травы
как прикрытие
для спального пруда
и дальше
скрыто в дымке дымкой
далекая деревня
туман по полям
Я пойду сюда, вот я войду в
темный проход
сквозь эти кусты
, где этот вечерний свет соприкасается с
и серые листья
потрескивают под ногами
каждый мой шаг сдерживается
и в груди
уже тоскливый, странный
сдавливающий звук
тем больше я думаю о ее
желании & плач
как я люблю это существо
моей мечты
глаза, полные лазурного огня
и розовая улыбка
, как раннее утро
мимо живых изгородей
показывает новую
кончину цвета
, как
могущественный лорд волшебного королевства
I сосна здесь в течение долгих часов
одиноких дней
под штормом, тяжелым грузом
сомнений и страстей
, как новообразованный остров
, невинным посреди океанов
, цветущим в этом соленая дикая местность
и узнав
себя, я узнаю
свои собственные заблуждения
слышу толпу людей
с ее шумами
разбрасываю мои мечты
незваный гость
как бы я хотел взорвать
их веселость
их праздник
провести их в презрении
и ослепить их
моими железными стихами
, полными горечи
и ярости.
[Перевод с русского Джерома Ротенберга и Милоша Совака. Первоначально опубликовано в формате 6×6, вып. 15, Ugly Duckling Press, весна 2008 г.]
КОММЕНТАРИЙ
с Джеффри С. Робинсоном
Проснитесь ли вы снова, осмеянный пророк! / Или никогда, к голосу мести, / Не вырвет ли ты из золотых ножен свой клинок, / Покрытый ржавчиной презрения? (ML, из «Поэта»)
Но именно эта нотка презрения, как в его «железных стихах / полных горечи / и ярости» выше, отмечает его как поэта, проявляющего, как писал Ницше, Гейне, «та божественная злоба, без которой я не могу постичь совершенства.Пробудившись в мире абсолютного самодержавия и неудавшегося военного восстания «декабристов» (1825 г.) и вступив в царскую армию, он написал характерно «романтический», «отчужденный» ответ на этот репрессивный политический климат. Его самая известная поэма возмущения «Смерть поэта» описывает трагические / жалкие результаты дуэли, в которую был смертельно втянут Пушкин (как и сам Лермонтов несколькими годами позже), выступая против репрессий царя Николая I и его подразумевается виновность в смерти Пушкина. Отправленный в ссылку на Кавказ, Лермонтов, как в своих стихах, так и в новаторском романе Герой нашего времени , часто рассматривал этот дикий горный регион как национальную (русскую) версию Востока со всей его экзотикой. , насилие и эротизм. Наряду с романтизированным взглядом на тех, с кем он боролся, вроде чеченцев («Свобода — их бог, а война — их закон»), Лермонтов обратил внимание на этническую принадлежность этого региона, легко включив в свои стихи элементы чеченского, черкесского и дагестанского фольклора. .Борис Пастернак, писавший в 1920 году предисловие к сборнику стихов Лермонтова, был предупрежден советскими цензорами о том, что Лермонтов важнее для его мечты, чем для роли «проводника прогресса». Пастернак, однако, посвятил свою книгу « Sister My Life » Лермонтову, открыв ее стихотворением о вечно популярном демоне Лермонтова («[Демон] клялся льдом вершин: /« Любимый сон! Я вернусь с лавиной » ! ») И связывает русский романтик с двумя другими мощными влияниями визионерского воображения, Байроном и По. Что касается формальной стороны, то Лермонтов, писавший вслед за поколением Пушкина и Пушкина 1820-х — начала 1830-х годов, ответил не тем, что вырвался из их просодических ограничений, а практиковал поэзию монтажа из цитат из недавних русских поэтов и из зарубежных ( Гете, Байрон, Гюго, Ламартин и др.). При этом, как писал русский формалистский критик Борис Эйхенбаум, Лермонтов проявил в своих построениях «свежесть, которой не было и не могло быть в стихотворных произведениях более позднего периода.”
[Из Стихи для тысячелетия, Том 3: Книга романтической и постромантической поэзии Калифорнийского университета , публикация запланирована на январь 2009 года. Для получения дополнительной информации посетите следующий URL: http://www.ucpress.edu /books/pages/10540.php. Более ранние отрывки из 3-го тома появились 11 июня, 18 июня, 24 июня, 6 июля, 13 июля, 21 июля, 29 июля, 7 августа, 16 августа, 7 сентября и 22 сентября.]
.