Стих ленинград мандельштам: Осип Мандельштам — Ленинград: читать стих, текст стихотворения полностью

«Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама по плану кратко – тема, главный герой, жанр, год

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 59.

Обновлено 29 Апреля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 59.

Обновлено 29 Апреля, 2021

Стихотворение О. Э. Мандельштама «Ленинград» – образец пейзажной лирики, в котором ярко выражены переживания лирического героя: радость от возвращения в родной город и одновременно тревога из-за смены власти. В школе стихотворение изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ленинграда» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.

История создания – произведение появилось в 1930 г. , а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка парная ААВВ

Метафоры«рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты«декабрьский денёк», «лестница черная».

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился поэт за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны.

Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Атмосферу Петербурга поэт сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины.

Он признается, что Петербург не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Композиция

Анализируемое стихотворение– рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов), каждое из которых посвящено какому-то городскому образу или эмоции лирического героя.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Строки объединены парной рифмовкой.

Жанр

Жанр произведения – элегия. Поэт с грустью говорит об увиденных изменениях и о том, как не может дождаться

«дорогих гостей». В последних строках ярко выражено разочарование лирического «Я».

Средства выразительности

Образ Петербурга создается при помощи языковых средств, они же помогают передать эмоции лирического героя. В стихах есть метафоры «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных» и эпитеты «декабрьский денёк», «лестница черная».

В наборе художественных средств отобразились традиции модернистской литературы.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Жанна Давыдова

    8/8

  • Ирина Седнева

    7/8

  • Саша Нефёдова

    8/8

  • Мальвина Малина

    8/8

  • Наталья Смирнова

    8/8

  • Вера Алексеева

    6/8

  • Сергей Макаров

    7/8

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 59.


А какую оценку поставите вы?

«Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама

История создания

Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.

Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.

Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).

Литературное направление и жанр

Акмеистические корни поэзии Мандельштама видны в стихотворении «Ленинград». Модернистское мироощущение поэта накладывается на чудовищную реальность, что усиливает трагичность стихотворения. По жанру оно ближе всего к элегии.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.

Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции. Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».

Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.

Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.

Тропы и образы

В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слёз знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребёнку, чьи припухлые желёзки тебе знакомы.

Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дёгтю – метафоры тусклого жёлтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч. Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы ещё и противно пахнут (рыбий жир и дёготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему. Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.

Для него это город мёртвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам. Это строфы о не-звучании, о голосах мёртвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.

Да и как позвонить, если лирический герой ютится на чёрной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мёртвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).

В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход «дорогих гостей» (ирония). Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасёт от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г., через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.

Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно.

Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли «дорогие друзья». И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными. А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждёт полусумасшедший лирический герой.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.

  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Ленинград»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич


Девять стихотворений Осипа Мандельштама | Ольга Андреева Карлайл

Эти стихи, среди последних стихов Осипа Мандельштама, были написаны в апокалиптические дни великих сталинских чисток тридцатых годов. Наши переводы, хотя и стараются быть максимально верными образам и размеру Мандельштама, не дословны. Скорее, это адаптации, пытающиеся передать тон Мандельштама и атмосферу его ужасных последних лет. Поэзия Мандельштама не переиздавалась в Советском Союзе с 30-х годов, но в мае прошлого года состоялись публичные чтения его творчества в Московском университете, которым руководил Илья Эренбург. Полное научное издание его стихов на русском языке только что вышло издательством Interlanguage Literary Associates в Вашингтоне, округ Колумбия.0003

— Р.Л. и О.К.

I.

Сохрани мои слова навеки за их послевкусие беды и дыма,
за их деготь коллективного терпения и добросовестного труда —
вода в колодцах Новгорода должна быть черной и подслащенной
чтобы отражать звезду с семью плавниками на Рождество.

О, Отечество мое, друг мой, мой грубый помощник,
помни брата твоего непризнанного, отступника от рода народа
… Я обещал построить тебе леса из колодцев,
вроде построили татары, чтобы спускать князей в деревянных ведрах.

Если бы только ваши палачи, эти мерзлые глыбы, могли любить людей,
как царь Петр, смертоносный стрелок, любил шары, которые он бросал на лужайке
, — за вашу любовь я пойду по жизни в железной рубахе,
на казнь, пойду по лесу, как Петя, и найду рукоять
для топора.

3 мая 1931 г.

II.

Нет, я не спрячусь от великого бардака
за кучерской спиной Москвы;
Я вишу снаружи ужасного времени, движущегося автобуса.
Я не знаю, зачем я живу.

Мы с тобой пойдем по проспектам «А» и «Б»,
и посмотрим, кто умрет первым —
Ой, Москва, она жжется, как испуганный воробей,
потом разбухнет, как бисквит.

Она только успевает угрожать из-за угла.
Делай, что хочешь, я не боюсь —
у кого в перчатках достаточно тепла, чтобы держать вожжи,
и скакать по московской ленте бульваров?

Апрель 1931

Согласно новому изданию собрания стихов Мандельштама, это стихотворение адресовано Анне Ахматовой.

III. ТУРЕЦКА

Все держится на твоих маленьких плечах:
косые взгляды совести,
наша опасная, медвежья простота —
слова мои, как утопая, немы.

Плавники сияют, красные жабры раздуваются,
их удивленные рты округляются в бессловесных
и голодных О, рыбий плавник тут и там.
Возьми, накорми их полуподнявшимся хлебом из твоего мяса!

Но мы не золотые рыбки, плавающие вокруг земного шара,
и пузырящиеся, когда встречаемся у водяного папоротника;
наш жар теплокровного тела, ребра
как косточки, напрасный влажный блеск глазного яблока.

Собираю маки с опасных полей
твоих бровей. Я люблю
твои крошечные, трепещущие, как рыбьи жабры, красные губки,
, как янычар любит свой жалкий, маленький серпик луны.

Дорогая турчанка, не сердись,
нас свяжут в прочный мешок
и бросят в Черное море. Я сделаю это сам,
, попивая ваши слова, их черную воду.

Мария, утеши тех, кто должен умереть;
смерти надо отпугнуть и усыпить.
Я стою на крутом утесе у моря.
Отойдите от меня, постойте, еще минутку!

Москва, февраль 1934 года

Название этого стихотворения принадлежит Ахматовой. По ее мнению, это «лучшая любовная поэма века».

IV.

Реснички пощипывают — из груди кипит слеза.
Я не боюсь. Я знаю, что на календаре — буря.
Кто-то чудесный торопит меня забыть обо всем.
Здесь душно. Скучно, как я хочу жить.

Я поднимаю голову при первом шуме с коек.
Я дико оглядываюсь вокруг себя, в полусне.
Я как каторжник, поющий свою грубую песню.
, когда утро белеет тонкую полоску над его тюрьмой.

Москва, 1931

В. СТАЛИН 1934

Мы живем. Мы не уверены, что наша земля под нами.
В десяти футах нас никто не слышит.

Но там, где хоть полуразговор,
вспоминаем кремлевского горца.

Его толстые пальцы толсты, как черви,
его слова надежны, как десятифунтовые гири.

Его голенища блестят,
смеются его тараканьи усы.

О нем, великом, его тонкошеих, истощенных советниках.
Он играет с ними. Он счастлив, когда его окружают полумужчины.

Они издают трогательные и забавные звуки животных.
Он один говорит по-русски.

Одно за другим его фразы как подковы! Он выбивает
их. Он всегда попадает в точку, по яйцам.

После каждой смерти он как грузинский соплеменник,
кладущий в рот малину.

Москва, 1934

Говорят, что эта эпиграмма стала причиной ареста Мандельштама в 1934 году.

— Сидни Нолан

VI. ПАМЯТИ ОЛЬГИ ВАКСЕЛЬ

Можно ли восхвалять покойницу?
Она была чужой для своего народа и полной сил.
Сила ее любви к незнакомцу
свела ее в горячую и жестокую могилу.

Твердые черные ласточки ее бровей
налетают на меня из могилы.
Они говорят мне, что слишком долго пролежали
в своей холодной постели в Стокгольме.

Ваш народ гордился скрипкой предка —
Ваша шея, склонившаяся над ней, улучшила ее внешний вид.
Когда вы открыли рот, чтобы рассмеяться,
вы тоже выглядели более итальянцами и выглядели лучше.

Я храню твою тяжелую память,
дикий, медвежонок, Миньон…
Но колеса мельницы зимуют в снегу,
Тонко трубит рог почтальона.

Варонеж, июль 1935 года

VII. ЧАПАЕВ
1.

Разматываясь, говоря из мокрой пленки—
у них, должно быть, был пастух звуков для рыбы—
громкие образы двигались в
на меня — и на всех, и на тебя…

Они отказались от своей привилегированной малости,
их зубы вцепились в последние смертоносные сигареты.
Новенькие белорусские офицеры
стояли против открытых чресл степей.

Послышался тихий рев — самолеты
полосами горели до самого конца —
английское бритвенное лезвие, достаточно большое, чтобы побрить лошадь,
царапнуло Адмиралу щеку.

Измени меня, о земля, переделай меня—
тепло неподвижной земли прекрасно—
Дымящееся ружье Чапаева заклинило.
Помоги мне, соедини меня, разъедини меня…

2.

Проходя церковь с пятью куполами. Целых пять дней
я жался назад, я гордился нашими огромными просторами, поднимающимися, как тесто.
Сон поглотил звуки, но звук прошел через мой сон.
Позади нас неслись запряженные дороги и гнали нас вниз.

Пять куполов. Наша кавалерия, опьяненная плясками, скачет дальше;
наша пехота, шапка меховая, с черной вершиной, расширяющаяся,
мчащаяся, как аорта, мощь в белой ночи — нет, ножи!
Они разрезали наши глазные яблоки на полоски плоти, похожие на сосновые иголки.

Хоть бы у меня был дюйм синего моря, всего лишь игольное ушко,
достаточно для самых низших карточников, каторжников, прикованных по два и два, чтобы
поднять паруса, но это простая русская сказка без выпивки, чтобы возьми с собой деревянную ложку
. Эй, где эти три пацана выходят из железных ворот ГПУ!

Чтобы чудесные товары Пушкина не попали в паразиты,
наши юные белозубые любители его стиха
становились учеными, племя пушкинистов с пистолетами…
Если бы у меня была хоть вершка синего моря, хоть игольное ушко!

Поезд шел на Урал. Генерал Чапаев сказал
из звонкой ширмы в наши раскрытые рты —
Ой, перебраться через высокий деревянный забор, пройти через ширму и утонуть…
Как Чапаев, утонуть и умереть на своей лошади!

Воронеж, июнь 1935 г.

Василий Чапаев — известный партизанский генерал, легендарный деятель Гражданской войны, утонувший в бою с белыми. По рассказу Чапаева в 1919 году был снят памятный советский фильм.34. В одной из сцен белые офицеры пешком, с папиросами в зубах, маршируют в бой «против открытых чресл степей». Во второй части образы Чапаева смешиваются с впечатлениями Мандельштама, увезенного на восток в ссылку после первого ареста. В поезде молодые солдаты, охранявшие его и мадам. Мандельштам читал Пушкина.

VIII.

Мы с тобой немного посидим на кухне.
Белый керосин сладко пахнет.

Острый нож, буханка хлеба.
Почему бы тебе не накачать керосину?

Собери веревочки,
и завяжи нашу корзину до восхода солнца,

тогда мы убежим на вокзал.
Нас никто не найдет.

Ленинград, январь 1931 г.

IX. БУДУЩЕЕ

Мое тело, все, что я позаимствовал у земли,
Я не хочу, чтобы оно сюда возвращалось —
какая-то мучнисто-белая бабочка.
Мое тело, поцарапанное и обугленное мыслью,
Я хочу, чтобы оно стало улицей, землей—
он был полон позвонков и прекрасно знал его длину.

Воющая на ветру темно-зеленая хвоя
похожа на похоронные венки, брошенные в воду…
как утекли наши развлечения и жизнь!
, когда мы сидели, как рабы на галерах, на наших изнурительных скамьях —
тела, разбросанные на фоне зеленых сосновых ветвей,
с красными флажками, похожими на цветные азбуки ребенка!

Товарищи последнего отряда в пути;
нет разговора; на плечах,
восклицательные знаки винтовок.
С высоты неба тысяча орудий,
карие глаза, голубые глаза, маршируют в беспорядке — мужчины, мужчины, мужчины!
Кто последует за ними?

Воронеж, 21 июля 1935 г.

Название принадлежит Роберту Лоуэллу.

Все рассказы Осипа Мандельштама

Все рассказы Осипа Мандельштама — The Atlantic
  • Мики Лоу

    Ожерелье

    Стихотворение на воскресенье, опубликованное в The Atlantic в 2012 году.

    • Осип Мандельштам
  • Ожерелье

    • Осип Мандельштам
  • Москва (1916)

    • Осип Мандельштам
  • Век волка (1932?)

    • Осип Мандельштам
  • Ленинград (1931)

    • Осип Мандельштам
  • Фрагменты (1930-1932)

    • Осип Мандельштам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *