Стих день и ночь тютчев: День и ночь — Тютчев. Полный текст стихотворения — День и ночь

Содержание

Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану


История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы. Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать. Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Анализ стихотворения «День и ночь» Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – великолепный поэт, романтик и не менее великий философ. В своих произведениях он отводит большую роль философским темам и рассуждениям. В стихотворениях можно увидеть мысли автора относительно устройства мира и вопросов мироздания. Одно из таких произведений – стихотворение «День и ночь». Оно было написано Тютчевым в возрасте 36 лет, в 1839 году, когда он уже сформировавшимся поэтом, пусть еще и не признанным, успешным дипломатом и государственным деятелем. Именно такой род деятельности заставлял Федора Ивановича все больше размышлять на философские темы. Результатом таких размышлений стало весьма необычное описание вполне обычного явления: смены дня и ночи.

Противостояние дня и ночи, света и тьмы является основной темой произведения. Это стихотворение можно условно разделить на две части: описание дня и описание ночи. День для Тютчева «покров златотканый», который наброшен «на мир таинственный духов» «высокой волею богов». Так Тютчев признает теорию божественного происхождения мира, внося в нее некоторые изменения. Он считает, что боги, набрасывая этот «покров», стараются защитить весь мир от тьмы, показать весь свет и доброту. Но в какой-то момент наступает ночь, которая

«Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь …»

Так взору людей предстает истинное небо, вся вселенная, бездна «с своими страхами и мглами». Эта «бездна» внушает людям священный ужас, потому что «нет преград меж ней и нами» и именно этим «нам ночь страшна» по мнению Тютчева.

Стихотворение «День и ночь», как и многие другие стихотворения Тютчева, написано четырехстропным ямбом. Каждое восьмистишие можно разделить на четверостишия, каждое из которых выглядит ка вполне законченное предложение. Во многих своих произведениях автор раскрывает свои ораторские качества, в данном стихотворении это можно заметить по последним строкам каждой из строф, которые заканчиваются восклицательными знаками.

В стихотворении «День и ночь» Тютчев использует опоясывающую рифму, при этом, первая и четвертая строки каждой из строф написаны с использованием мужского окончания, а вторая и третья – женского. Стоит так же отметить, что в первой строфе все мужские окончания рифмуются между собой: духов – богов, покров – богов, при этом четвертая и восьмая строки заканчиваются одним и тем же словом. Во второй строфе примечательно то, что в каждом четверостишии последние слова имеют одинаковую ударную гласную. В первом четверостишии второй строфы эта гласная «о» (ночь – прочь, рокового – покрова), а во втором – «а» (обнажена – страшна, мглами – нами).

В стихотворении использовано большое количество лексических повторов и однокоренных слов, с помощью которых автор акцентирует внимание на основных образах стихотворения. Так же Тютчев использует эпитеты, придавая стихотворению красочности. Федор Иванович сравнивает ночь с бездной и называет день «блистательным покровом», используя сравнения и метафору. На протяжении всего произведения можно наблюдать ярко выраженную антитезу в постоянном противостоянии дня и ночи.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом. День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца. Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Особенности тематики шедевра

Главная тема произведения – это противопоставление дневного и ночного времени. Такая тематика является классической для поэзии девятнадцатого века. Стихотворение преследует цель — глубоко погрузить читателя в философские сутки. При сравнении особенностей дневного и ночного мира присутствует абстрактность и недетализированность, которых немного в произведениях.

Дневное время в стихотворении представлено в виде «златотканого» покрывала, который наброшен с помощью высокой воли богов на существующую бездну, представленную в виде хаоса. Об этом Федор Иванович Тютчев пишет во многих произведениях. Следует отметить, что автор, в произведении «День и ночь», старается вывернуть наизнанку традиционные образы метафор, связанных с ночным временем. День в произведении представлен в виде чего-то искусственно созданного, вторичного, используемого только богами и предназначенного служить во благо человечеству. Боги и человечество не представлены в виде противопоставления, они здесь объединены в единое целое, рассказывающее о страхах перед неминуемым хаосом, который рано или поздно обязан возникнуть.

Следует также отметить, что первое восьмистишье не имеет глаголов. Здесь присутствует единичное действие, когда боги набрасывают покров в виде дня на опустевшую бездну. Эта фраза закрепляется страдательными причастными оборотами. Именно это указывает на то, что день в данном случае безжизненный, бездеятельный и абсолютно пассивный.

В дальнейших строках присутствует большое количество глаголов. Они олицетворяют лишь резкие действия. К примеру, срывает, отбрасывает. Ночное время в стихотворении представлено активным, деятельным и день своеобразно отступает под действием данной силы. Следует отметить, что в шедевре вообще нет упоминания о сумерках. Это позволяет создать исключительный образ романтики.

В произведении «День и ночь» присутствуют противопоставления двух отдельно описанных миров. День принадлежит миру земнородных и богов, а противоположная ночь – это таинственность, благородность, отличающаяся своей изысканностью. Второй особенный мир полон всевозможных и не изведанных человеку тайн, он существенно сильнее и древнее светлого времени.

Федор Иванович Тютчев старается подчеркнуть начальное состояние бездны, которая не имеет имени. Хаос в произведении описывается как родной, поэт сравнивает его со своим внутренним миром. Данный мир пугает непостижимостью и скрывает большое количество тайн.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «День и ночь» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «покров златотканый», « высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой».
  2. Олицетворение: встречается в 9-12 строках, где ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня.
  3. Инверсия: «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».
  4. В стихотворении встречается аллитерация «л», придающая ему приятное звучание в 5-7 строке. В строках про ночь часто повторяется «р», подчеркивающая резкость и даже хаос этого времени.
  5. Архаизмы делают лексику стихотворения более интересной и высокой: «земнородный», «сей», меж ей и нами».

Автор: Дарья Гевший

Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Автор: Guru ·

Федор Тютчев – это настоящая ночная душа русской поэзии. Все его творчество наполнено тягой узнавания различных жизненных таинств,

Например, тайны природы или же человеческой натуры. Он желает узнать и понять все то, чего не знал и не осознавал, и в порыве этого желания поднимает различные вопросы, зачастую на философскую тематику.

Конкретно мы рассмотрим его произведение «День и ночь», в котором отражаются характерные черты искусства автора.

Содержание:

  • 1 История написания
  • 2 Жанр
  • 3 Размер
  • 4 Образы
  • 5 Темы
  • 6 Основная идея
  • 7 Bыразительные средства

История написания

Произведение поэт написал в 1839 году, и оно сразу же было опубликовано в модном тогда в интеллигентной среде литературном журнале «Современник». Стихотворение стало настоящим памятником в честь философской лирики в творчестве России.

Произведение Тютчев написал, уже будучи умудренным опытом в этом деле. Впрочем, он никогда не относился к литературе серьезно, и считал ее чем-то сродни досугу. Поэтому он не желал славы и известности в этой стезе. Именно по этой причине о его произведениях знал ограниченный круг знакомых. Для него более важной была карьера – ведь он работал дипломатом.

В том же 1839 году Тютчев сочетается браком с вдовой немецкого дипломата, Эрнестиной Дернберг. Знакомы они были давно, еще до того дня, когда супруга Тютчева умерла после кораблекрушения в 1838 году.

Некоторые считают, что причиной столь быстрого брака стала их любовная связь, бывшая еще тогда, когда он был женат.

Жанр

Произведение «День и ночь» относится к философской лирике. Тютчев придерживался чистого искусства. Его произведения полнятся различными образами природы, а главный герой ищет способ объединиться с природой.

Как следствие, поэт не говорит о теме на злобу дня. Размер произведения составляет четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Размер

Произведение нельзя разделить на четверостишия, но можно на две части, в которых композиция строится на сравнении дня и ночи.

1 первая часть – это описание златотканого дня, который является другом для человека и богов.

2 вторая часть – это описание ночи, которая, наступая, приносит темноту и страх, благодаря чему произведение вышло весьма контрастным.

Образы

Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.

Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.

Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.

Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.

Темы

Главной темой произведения является сравнение дня и ночи. Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль.

Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.

Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.

А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.

Основная идея

Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.

День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.

Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.

Bыразительные средства

В стихотворении Ф.И. Тютчев использовал различные изобразительно-выразительные средства, такие как, олицетворения, сравнения, эпитеты, приемы аллитерации. Например, олицетворение мы видим в словосочетаниях ночь «срывает», «сбрасывает» покров дня.

Приемы аллитерации используются на мягком, нежном звуке»Л» при описании дня и на резком «Р» при характеристике ночи, чтобы придать этому времени резкость, таинственность, сумбурность.

Эпитеты в тексте встречаются часто. Например, мир «роковой», покров «златотканый», воля «высокая», душа «болящая» – и другие сочетания.

Также автором использован прием инверсии – «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».

В стихотворении имеются устаревшие слова, архаизмы «меж ей», «сей», делающие стихотворение более интересным, звучным.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

тютчев какое дикое ущелье. Стихотворение «Какое дикое ущелье» Тютчев Федор Иванович

Отлично о стихах:

Поэзия подобна живописи: одно произведение сильнее увлечет, если к нему приглядеться, а другое, если отойти подальше.

Маленькие жеманные стихи раздражают нервы больше, чем скрип несмазанных колес.

Самое ценное в жизни и в поэзии то, что сломалось.

Марина Цветаева

Из всех искусств поэзия больше всего склонна подменять свою своеобразную красоту краденым блеском.

Гумбольдт В.

Стихи имеют успех, если они созданы с духовной ясностью.

Написание стихов ближе к поклонению, чем принято считать.

Если бы вы знали, из какой дряни Стихи растут без стыда… Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Поэзия не в одних стихах: она разлита повсюду, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — красота и жизнь дышат отовсюду, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Тургенев И.С.

Для многих людей написание стихов является нарастающей душевной болью.

Г. Лихтенберг

Красивый стих подобен луку, натянутому сквозь звонкие волокна нашего существа. Не наши — наши мысли заставляют поэта петь внутри нас.

Рассказывая нам о любимой женщине, он чудесным образом пробуждает в наших душах нашу любовь и нашу печаль. Он волшебник. Понимая его, мы становимся такими же поэтами, как он.

Где льются изящные стихи, там нет места тщеславию.

Мурасаки Сикибу

Перехожу к русскому стихосложению. Я думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. В русском языке слишком мало рифм. Один звонит другому. Пламя неизбежно тащит за собой камень. Из-за чувства искусство, безусловно, выглядывает наружу. Кто не устал от любви и крови, труден и прекрасен, верен и лицемерен и так далее.

Александр Сергеевич Пушкин

— … Хороши ли ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищно! Иван вдруг сказал смело и откровенно.
— Больше не пиши! — умоляюще спросил посетитель.
Обещаю и клянусь! — торжественно сказал Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных только тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. «Любовница французского лейтенанта»

Каждое стихотворение — это вуаль, натянутая на точки нескольких слов. Эти слова сияют, как звезды, благодаря им существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности, в отличие от современных, за свою долгую жизнь редко писали более десятка стихотворений. Оно и понятно: все они были прекрасными магами и не любили размениваться по пустякам. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами — часто опасными для того, кто ненароком разбудит дремлющие строки.

Макс Фрай. «Говорящие мертвецы»

К одному из моих корявых бегемотиков я прикрепил такой небесный хвост: …

Маяковский! Твои стихи не согревают, не волнуют, не заражают!
— Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи – это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими нитями смыслов и мечтаний, а потому отгоняющая критиков. Они всего лишь жалкие любители поэзии. Что критик может сказать о глубинах вашей души? Не позволяйте его вульгарным шарящим рукам проникнуть туда. Пусть стихи покажутся ему нелепым мычанием, сумбурным набором слов. Для нас это песня свободы от утомительного разума, славная песня, которая звучит на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. «Тысяча жизней»

Стихи — это трепет сердца, волнение души и слезы. А слезы — не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Читать стихи на этой странице «Какое дикое ущелье…» Русский поэт Федор Тютчев написано в

1836 год.

Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихов.
Ленинград, «Советский писатель», 1957.

Темы стихотворения

Другие стихи Федора Тютчева

Выберите стихи… 1 декабря 1837 г. (Так суждено здесь…) 11 мая 1869 г. (Все мы собрались…) 12 апреля 1865 г. (Все решено.. .) 1856 г. (Стоим слепо…) 19 февраля 1864 г. (И тихо. ..) 29 января 1837 г. (Из чьей руки…) Энциклика Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа Скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, сопровождавший меня столько лет… Тишина в деревне Душный воздух… Тают в небе облака… В разлуке есть высокий смысл… В толпе людей, в нескромном шуме дня… В час, когда бывает… Ватиканская годовщина Покорная высочайшему повелению… Великий день смерти Кирилла… Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Целый день она лежала в забвении… Вечернее видение Вновь вижу глаза твои… Взмахом и мыслью Восток побелел. Лодка катилась… Из моря в море… Во сне слышу — и не могу… Бог-казник забрал у меня все… Все, что удалось спасти… Я я всемогущ и в то же время слаб… Смотрел я, стоя над Невой… Гусь на костре Да, слово ты сдержал… Два голоса Два единства Есть две силы — две роковые силы… К два друга Декабрьское утро День темнеет, ночь близка… День и ночь День православного Востока… Моему другу Я.П. Полонский Душа моя — Элизиум теней.
.. Душа моя хотела бы быть звездой… Дым Е. Н. Анненкова Светлейшего князя А. А. Суворова В первородной осени… Есть и в моем страдании застой… Еще печален вид земли… Я еще томлюсь тоской желаний… Здесь, где свод небес так медлителен… Зима сердится не зря… И бывает в божьем мире. ..И гроб уже опущен в могилу… И нет чувства в глазах твоих… Играй, пока ты наверху… Из Гёте (Радость и печаль…) Из конца в конец , из города в город… От Микеланджело Другое досталось от природы… Итак, снова я увидел тебя… Итальянская вилла К Ганке Как верен здравый смысл народа… Как весел рев летних бурь … Как дочь на заклание.. Как столб дыма светлеет в небе!.. Как иногда летом.. Как над горячим пеплом… Как бы ни тяготила нас разлука… Как неожиданна И светлая… Словно неразгаданная тайна… Как бы не свирепствовала клевета… Как бы ни дышал полдень знойный… Как бы ни был тяжел последний час. .. Как океан обнимает шар земной… Как он любил родные ели… Как птица, ранняя заря.
.. Как сладко дремлет темно-зеленый сад… Как хороша ты, о ночь море… Как этот посмертный альбом… Какое дикое ущелье… Кн. Горчаков (Роковое у тебя призвание…) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот… Когда дряхлые силы… Когда нет божьего согласия… Когда твои восемнадцать лет… Колумб Пир Кончено, хоры смолкли… Морской конёк Кто бы ты ни был, но когда ты встретишь её… Лебедь Летний вечер Лето 1854 года Листья Дорогой папа! Я люблю твои глаза, мой друг. Щербине На обратном пути На высоком древе человеческом… В юбилей Н. М. Карамзина Над холмами виноградниками… Над древней русской Вильно… Над этой темной толпой… Накануне юбилея августа 4, 1864 Не дано нам предсказать… Наполеон Напрасный труд — нет, с ними не уговоришь… Наш век Ты Богу не служил и не России… Не верь, не верь Не верь поэту, девица… Не все тягостные сны души… Не говори! Он меня по-прежнему… Не дай нам духа празднословия… Ты не знаешь, что лестнее для человеческой мудрости.
.. Не знаю, коснется ли благодать… Не остынет от зноя. Не раз слышал исповедь.. Не спорь, не утруждайся!.. Не то, что ты думаешь, природа… Небо бледно-голубое… Недаром милостивый Бог… Неман Неохотно и робко… Нет дня, когда не болит душа… Нет, мое пристрастие к тебе… Так хмуро ночное небо… О душа моя вещия!.. О чем ты воешь, ночной ветер? … Ой, не мешайте мне… Ох уж этот Юг, ох уж этот Ницца! … Поздняя осень иногда… Осенний вечер Из той жизни, что здесь бурлила… Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел твой вечер…) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в строю. ..) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово…) В волнах морских мелодия… Первый лист Песок рыхлый до колен… Пламя краснеет, пламя пылая… По равнине лазурных вод… Под дуновением непогоды… Огни Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток загустел и тускнеет… Пошли, Господи, свое утешение. .. Поэзия Предопределение Его прекрасный день на Западе исчез… При посылке Нового Завета Природа — сфинкс.
.. Отблеск Пророчества Пусть сердца Зоилов болят от зависти… Рассвет Рим ночной Русской женщине С каким блаженством, с какой тоской, влюбленной… Коршун поднялся с поляны… Исполняется заслуженная кара… Святая ночь взошла на небо. .. Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло… Сижу задумчивый и одинокий… Солнце светит, воды искрятся… Славянам (Кричат, грозят…) Славянам (Здравствуйте вам, братья…) Слезы человеческие, о слезы человеческие… Смотри, как запад вспыхнул… Смотри, как на просторе реки… Смотри, как зеленеет роща.. Снежные горы Модерн Сон на море Средства и цель В Ницце умирает Королевский сын… Значит, бывают в жизни мгновения… Смешались сизые тени… Теперь вам не до стихов… Тихо течет в озере… Тихой ночью, поздним летом… Ты будешь долго за туманом… Ты, волна моя морская… Увы, что наше невежество… А страшный сон тяготил нас… Умом Россию не понять… Спокойствие Биза улеглась… Дышится легче… Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейка Зимой.
.. Чему нас жизнь не учит… Чему ты молился с любовью… Черное море Вижу твой чертог, спаситель, украшенный… Что ты склоняешься над водами… Эти бедные села… Ю.Ф .Абазе (Так — гармонические инструменты…) Я встретил тебя — и все прошлое… Я знал ее еще тогда… Я люблю лютеранские службы… Я знал глаза — о, эти глаза! .. Я помню золотое время. ..

Федор Иванович Тютчев

Какое дикое ущелье!
Ключ бежит ко мне —
Он торопится на новоселье…
Я лезу туда, где стоит ель.

Вот я и забрался на вершину
Вот сижу, счастлив и спокоен…
Ты к людям, ключ, спеши в долину —
Попробуй, какие они!

Горы — один из важнейших образов пейзажной лирики Тютчева. Они занимают ключевое место в ряде стихотворений. Среди них — «Альпы», «Хоть я и свила гнездо в долине…», «Утро в горах». По мнению литературоведа Пумпянского, горные пейзажи позволяют наиболее ярко раскрыть представление о двух мирах природы, продемонстрировать соотношение сфер. В лирике принято изображать горы как древнейшую часть земного мира. С одной стороны он укоренен в земле, с другой возвышается над ней. Мир вершин, как правило, воспринимается человеком как чуждый. Считается пространством духов. Ночью этот мир невероятно страшен, днем ​​он ярок.

Стихотворение «Какое дикое ущелье! ..» также посвящена горам, точное время написания которой не выяснено. Ориентировочная датировка, обычно указываемая исследователями творчества Тютчева, — 1830-е годы. В произведении просматривается вертикальное измерение пейзажа, характерное для природной лирики Федора Ивановича. Читателям предлагаются два контрхода. Герой идет вверх, вместе с ним вниз течет поток. Первая часть затемняется поэтом, вторая, наоборот, всячески подчеркивается. Это видно даже на примере вступительной строфы. Начальная строка стихотворения указывает на место действия — дикое ущелье. Тогда речь идет о ручье, бегущем навстречу лирическому герою и спешащем в долину на новоселье. Только в конце первого четверостишия мужчина лезет туда, где стоит ель. Во второй строфе движение к вершине останавливается. Герой у цели. При этом ручей продолжает течь — спешит к людям, в долину.

В лирике Тютчева движение часто ассоциируется с водой. Появление этой пары легко объяснить. Вода для поэта — источник жизни, а значит, и движения. Иногда лирические герои стихов Федора Ивановича разговаривают с водой, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте. В финале произведения «Какое дикое ущелье! ..» человек прямо обращается к ключу: «…Попробуй, как оно у них!».

Поэма сочетает в себе черты пейзажной и философской лирики. В ней поэт говорит о главном смысле человеческого существования. Подвиг личности состоит в том, чтобы научиться жить на земле положенное время, не унывая. Путь наверх — дело всей жизни. Поднимаясь на вершину, лирический герой стремится познать сокровенные начала бытия, уйти в мир иной, отказаться от страстей.

Выберите стихи… 1 декабря 1837 г. (Так суждено здесь…) 11 мая 1869 г. (Все мы собрались…) 12 апреля 1865 г. (Все решено…) 1856 г. (Мы стоим слепо…) 19 февраля 1864 г. (И тихо…) 29 января 1837 г. (Из чьей руки…) Энциклика Mala aria Memento Silentium! А. Ф. Гильфердингу Альпы Арфа Скальда Безумие Бессонница Близнецы Брат, сопровождавший меня столько лет… Тишина в деревне Душный воздух… Тают в небе облака… В разлуке есть высокий смысл… В толпе людей, в нескромном шуме дня… В час, когда бывает… Ватиканская годовщина Покорная высочайшему повелению… Великий день смерти Кирилла… Венеция Весенние воды Весенняя гроза Весна Целый день она лежала в забвении… Вечернее видение Вновь вижу глаза твои… Взмахом и мыслью Восток побелел. Лодка катилась… Из моря в море… Во сне слышу — и не могу… Бог-казник забрал у меня все… Все, что удалось спасти… Я я всемогущ и в то же время слаб… Смотрел я, стоя над Невой… Гусь на костре Да, слово ты сдержал… Два голоса Два единства Есть две силы — две роковые силы… К два друга Декабрьское утро День темнеет, ночь близка… День и ночь День православного Востока. .. Моему другу Я.П. Полонский Душа моя — Элизиум теней… Душа моя хотела бы быть звездой… Дым Е. Н. Анненкова Светлейшего князя А. А. Суворова В первородной осени… Есть и в моем страдании застой… Еще печален вид земли… Я еще томлюсь тоской желаний… Здесь, где свод небес так медлителен… Зима сердится не зря… И бывает в божьем мире. ..И гроб уже опущен в могилу… И нет чувства в глазах твоих… Играй, пока ты наверху… Из Гёте (Радость и печаль…) Из конца в конец , из города в город… От Микеланджело Другое досталось от природы… Итак, снова я увидел тебя… Итальянская вилла К Ганке Как верен здравый смысл народа… Как весел рев летних бурь … Как дочь на заклание.. Как столб дыма светлеет в небе!.. Как иногда летом.. Как над горячим пеплом… Как бы ни тяготила нас разлука… Как неожиданна И светлая… Словно неразгаданная тайна… Как бы не свирепствовала клевета… Как бы ни дышал полдень знойный… Как бы ни был тяжел последний час. .. Как океан обнимает шар земной. .. Как он любил родные ели… Как птица, ранняя заря… Как сладко дремлет темно-зеленый сад… Как хороша ты, о ночь море… Как этот посмертный альбом… Какое дикое ущелье… Кн. Горчаков (Роковое у тебя призвание…) Князю П. А. Вяземскому Когда в кругу убийственных забот… Когда дряхлые силы… Когда нет божьего согласия… Когда твои восемнадцать лет… Колумб Пир Кончено, хоры смолкли… Морской конёк Кто бы ты ни был, но когда ты встретишь её… Лебедь Летний вечер Лето 1854 года Листья Дорогой папа! Я люблю твои глаза, мой друг. Щербине На обратном пути На высоком древе человеческом… В юбилей Н. М. Карамзина Над холмами виноградниками… Над древней русской Вильно… Над этой темной толпой… Накануне юбилея августа 4, 1864 Не дано нам предсказать… Наполеон Напрасный труд — нет, с ними не уговоришь… Наш век Ты Богу не служил и не России… Не верь, не верь Не верь поэту, девица… Не все тягостные сны души… Не говори! Он меня по-прежнему… Не дай нам духа празднословия. .. Ты не знаешь, что лестнее для человеческой мудрости… Не знаю, коснется ли благодать… Не остынет от зноя. Не раз слышал исповедь.. Не спорь, не утруждайся!.. Не то, что ты думаешь, природа… Небо бледно-голубое… Недаром милостивый Бог… Неман Неохотно и робко… Нет дня, когда не болит душа… Нет, мое пристрастие к тебе… Так хмуро ночное небо… О душа моя вещия!.. О чем ты воешь, ночной ветер? … Ой, не мешайте мне… Ох уж этот Юг, ох уж этот Ницца! … Поздняя осень иногда… Осенний вечер Из той жизни, что здесь бурлила… Ответ на адрес Памяти В. А. Жуковского (Я видел твой вечер…) Памяти Е. П. Ковалевского (И вот в строю. ..) Памяти М. К. Политковской (Многозначительное слово…) В волнах морских мелодия… Первый лист Песок рыхлый до колен… Пламя краснеет, пламя пылая… По равнине лазурных вод… Под дуновением непогоды… Огни Полдень Последний катаклизм Последняя любовь Поток загустел и тускнеет… Пошли, Господи, свое утешение. .. Поэзия Предопределение Его прекрасный день на Западе исчез. .. При посылке Нового Завета Природа — сфинкс… Отблеск Пророчества Пусть сердца Зоилов болят от зависти… Рассвет Рим ночной Русской женщине С каким блаженством, с какой тоской, влюбленной… Коршун поднялся с поляны… Исполняется заслуженная кара… Святая ночь взошла на небо. .. Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло… Сижу задумчивый и одинокий… Солнце светит, воды искрятся… Славянам (Кричат, грозят…) Славянам (Здравствуйте вам, братья…) Слезы человеческие, о слезы человеческие… Смотри, как запад вспыхнул… Смотри, как на просторе реки… Смотри, как зеленеет роща.. Снежные горы Модерн Сон на море Средства и цель В Ницце умирает Королевский сын… Значит, бывают в жизни мгновения… Смешались сизые тени… Теперь вам не до стихов… Тихо течет в озере… Тихой ночью, поздним летом… Ты будешь долго за туманом… Ты, волна моя морская… Увы, что наше невежество… А страшный сон тяготил нас… Умом Россию не понять… Спокойствие Биза улеглась… Дышится легче… Утро в горах Фонтан Харон и Каченовский Цицерон Чародейка Зимой. .. Чему нас жизнь не учит… Чему ты молился с любовью… Черное море Вижу твой чертог, спаситель, украшенный… Что ты склоняешься над водами… Эти бедные села… Ю.Ф .Абазе (Так — гармонические инструменты…) Я встретил тебя — и все прошлое… Я знал ее еще тогда… Я люблю лютеранские службы… Я знал глаза — о, эти глаза! .. Я помню золотое время. ..

декабрьское утро тютчев разбор. Федор Тютчев

Федор Иванович Тютчев

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не зная
Что день уже проснулся, —

То даже лениво и робко
Луч за лучом появляется
А небо еще совсем
Ночь сияет торжеством.

Но это не займет двух или трех мгновений
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Внезапно нас охватит мир дневной…

Лирический герой Тютчев захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живых. Замечая «полное созвучие в природе» в кратковременных и длительных преобразованиях, наблюдатель стремится увидеть «изящество», прикоснуться к скрытым от человека сокровенным сущностям.

Зимой 1859 г., было написано стихотворение о поздней декабрьской заре. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и наступающего дня, атрибутами которых являются солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противостоянии — теме, знаковой для творчества Тютчева. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только охарактеризовать героев, но и наделить их мыслями. Тьма «царствует», «сияет торжеством», не сознавая близости своего конца. День «пробудился», и первые лучи «лениво» и «робко» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» зари не в силах изменить общую картину, «целиком» организованную тьмой.

В финальном четверостишии лирический субъект предсказывает грядущие события, на что указывает смена настоящего на будущее. Мгновенное исчезновение ночной тени представлено глаголом «испариться». В конце стихотворения предстает торжествующий образ дневного мира в его ярких и многогранных проявлениях.

«Декабрьское утро » обрамлено антитезой «ночь» — «день». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции завершенность и непротиворечивость. Рецепция на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творчества Последняя провозглашает предопределение природных явлений, которые подчиняются непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», близком по тематике к анализируемому тексту, также появляются образы олицетворения: «голубое небо», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление заслуживает прекрасного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамичный образ зари обогащается символическим смыслом. Рассветные картины поэт связывает с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Лучи солнца метафорически уподобляются «всемирной вести», возвещающей победу.

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не зная
Что день уже проснулся, —

То даже лениво и робко
Луч появляется за лучом
А небо еще совсем
Ночь сияет торжеством.

Но не пройдет и двух-трёх мгновений
Ночь испарится над землёй
И во всём великолепии проявлений
Внезапно нас охватит мир дневной…

Анализ стихотворения Тютчева «Декабрьское утро»

Лирический герой Тютчев захвачен созерцанием переходов и перемен, происходящих в мире живых. Замечая «полное созвучие в природе» в кратковременных и длительных преобразованиях, наблюдатель стремится увидеть «изящество», прикоснуться к скрытым от человека сокровенным сущностям.

Зимой 1859 года было написано стихотворение о поздней декабрьской заре. Динамичная пейзажная живопись организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которых являются солнечные лучи. Герой произведения ориентирован на противостояние — тему, значимую для творчества Тютчева. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только охарактеризовать героев, но и наделить их мыслями. Тьма «царствует», «сияет торжеством», не сознавая близости своего конца. День «пробудился», и первые лучи «лениво» и «робко» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» зари не в силах изменить общую картину, «целиком» организованную тьмой.

В финальном четверостишии лирический субъект предсказывает грядущие события, на что указывает смена настоящего на будущее. Мгновенное исчезновение ночной тени представлено глаголом «испариться». В конце стихотворения предстает торжествующий образ дневного мира в его ярких и многогранных проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамлено антитезой «ночь» — «день». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции завершенность и логичность. Рецепция на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творчества. Последняя провозглашает предопределенность явлений природы, которые подчиняются непреложным законам природы.

В раннем произведении «», близком по тематике анализируемому тексту, также появляются образы олицетворения: «голубое небо», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление заслуживает прекрасного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамичный образ зари обогащается символическим смыслом. Рассветные картины поэт связывает с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Лучи солнца метафорически уподобляются «всемирной вести», возвещающей победу.

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не подозревая
Что день уже проснулся, —

То даже лениво и робко
Луч за лучом появляется
И небо еще полностью
Ночь сияет триумфом.

Но не пройдет и двух-трёх мгновений
Ночь испарится над землёй
И во всём великолепии проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

Анализ стихотворения «Декабрьское утро» Тютчев

Федор Иванович Тютчев — известный русский поэт. Его отличительной чертой является то, что в своих произведениях он часто обращается к теме природы, ее красоты, изменчивости, единства со всем живым. В стихотворении «Декабрьское утро» поэт раскрывает красоту поздней, зимней зари, обращая внимание на переменчивость природы, на ход времен суток, на красоту каждого из них, на их неразделимость.

Описывая изменения, происходящие с природой, Тютчев подчеркивает, что постепенная смена времени суток погружает все живое в ночь, оживляясь с наступлением света и дня. В стихотворении автор использует различные средства художественной выразительности, помогающие приблизить читателя к природным явлениям.

В центре стихотворения тема предопределенности, подчинения всего живого друг другу. Как бы ни сопротивлялась ночь, наступит день, а день, в свою очередь, не может длиться дольше, чем положено, его сменит ночь.

В стихотворении поэт использует олицетворение: нетронутая тень, такие эпитеты, как: ночное торжество, ночная тень и дневной мир. С помощью прилагательных стихотворение описывает испарение ночи: ночь и день. Тютчев размышляет о гармонии окружающего его мира, о переходе природы из одного состояния в другое, о неизменности этого перехода.

Стихотворение разделено на три части, первая картина основана на природе ночи, все погружено во тьму, подчеркивается тень и месяц, кажется, что ночь может длиться очень долго, показывая свое великолепие. Далее, вторая картинка показывает читателю тот самый естественный переход из одного состояния в другое: лучик за лучиком, лучики ленивы, робки. Третья картина показывает, как отступает ночь, как за ней приходит день. Это подчеркивается с помощью прилагательных, а также антитеза дня и ночи подчеркивает единство природы, через противоположности. Но эти три части звучат не отрывисто, они вытекают одна из другой, разворачивая перед читателем общую картину природного полотна.

С помощью пейзажей разных времен года Федор Иванович Тютчев показывает близость человека и природы и близость ее различных граней, по отношению друг к другу. Что без дня нет ночи, а без ночи нет дня. Что все в природе тонко взаимосвязано, образуя гармонию. Близость души автора ко всему живому объясняет обращение к теме природы.

Тема природной природы и ее особенностей привлекала внимание многих литературных деятелей. Для многих поэтов прошлого это направление было одним из основных. Он занимал ключевое направление в особенностях творчества. Природные мотивы присутствовали и у Федора Ивановича Тютчева. Его особая лирика отличалась изысканной самодостаточностью, а также определенной независимостью природной природы от человеческой жизни. Автор отмечал, что все в мире подчиняется чему-то единому, главному закону. жизненный путь известен во всем мире.

Тютчевские описания природы имеют явный философский подтекст.

Поэт умеет по-настоящему чувствовать природную природу. Он видел ее в постоянном движении и отмечал эти черты в описываемых строках. Стихи Тютчева рассказывали о постоянной смене явлений, а также описывали особенности природы в переходном состоянии. Ярким примером произведения, созданного с использованием пейзажной лирики, является шедевр под названием «Декабрьское утро».

Стихотворение «Декабрьское утро» отличается особым содержанием строк. Здесь описывается постепенное изменение времени суток. Автор дает множество описаний — от темной ночи, отличающейся напыщенностью, до нового дня, сияющего яркими красками. Природа в произведениях Федора Ивановича описана очень робко. Яркие солнечные лучи почти незаметно сменяют унылую и не менее прекрасную ночь, которая всеми силами пытается удержать сову на месте. Но как бы она ни старалась, лучи делают свое дело, и день пропитан светом.

Декабрьское утро

На небе месяц — и ночь
Тень еще не сдвинулась
Царит над собою, не зная
Что день уже проснулся, —

Что даже лениво и робко
Луч появляется вслед луч
А небо еще совсем
Ночь сияет триумфом.

Но не пройдет и двух-трех мгновений
Ночь испарится над землей
И во всем великолепии проявлений
Вдруг мир дневной обнимет нас…

Анализ стихотворения «Декабрьское утро»

Основная тема произведения – изысканная предопределенность, а также повиновение всему живому, а также неживому. Здесь есть абстрактность. Время суток описывается как единый закон естественной природы. Тютчев дает понять читателю, что как бы ночь ни старалась удержать свои позиции, в любом случае наступит день, свет низвергнет тьму и сон превратится в осязаемую реальность.

Следует отметить, что перед стихотворением, написанным Тютчевым, на полях стоит специальная пометка — «Декабрь месяц. Восемь часов утра. По мнению многих литературоведов прошлого и настоящего, и название произведения, и самый смысл поэтических строк в своеобразном типе отражают мысли самого автора. Он пытается понять основы гармонии и совершенства Он замечает эти черты именно в переходном состоянии природной природы, отражающей жизнь и душу.0003

Особенности структуры произведения «Декабрьское утро»

Прежде всего следует отметить, что шедевр Федора Ивановича Тютчева условно разделен на три самостоятельные части. Отличаются они последовательностью действий при переходе от ночного к дневному жизненному состоянию природы.

Первая строфа раскрывает читателю особое состояние ночного времени, описывается картина ночи. Мир растворяется в нынешних сумерках. В этот момент совершенно неясны перспективы наступления утреннего времени. Первое четверостишие стихотворения «Декабрьское утро» отличается наличием большого количества олицетворений. Например, ночные тени еще не шевелились, тени на небе, ночь царит под звездами, она явно не осознает, началась новая лень, новый день готов занять свое место.

Вторая строфа произведения не менее интересна, чем предыдущая. Особенности по-прежнему описаны здесь. переходное состояние естественной природы. В окружающем мире постепенно появляются первые лучи солнца, а на небосклоне еще торжествует ночное время. Едва появившиеся лучики Федор Иванович называет ленивыми и робкими. Эти особенности линий наиболее качественно описывают изысканный поэтапный процесс формирования дня.

Заключительные строки (в третьей строфе) описывают полное исчезновение ночного времени, а также внезапное появление дня. Он падает подобно грому с небес и покрывает окружающее пространство особым сиянием, олицетворяющим новый день. Композиционное кольцо произведения «Декабрьское утро» замыкается классическим повторением первой и последней строк. Здесь используются прилагательные-противопоставления — ночь и день. Антитеза используется как разграничитель между дневным и ночным временем. Она придает особое единство в стихотворении с помощью своеобразного соподчинения противоположностей.

Особенности пейзажной лирики Федора Тютчева

Тема природы волновала многих литераторов. Она была основной практически для всех писателей. Пушкина интересовали изысканные и очень красочные пейзажи природы, природное величие воспевал великий романтик Лермонтов. Каждый художник литературного письма воспринимал и описывал природу по-своему. Особую чувственность натуры как стихии отмечал еще Федор Иванович Тютчев.

Великий поэт и прозаик, как и многие другие литературные деятели того времени, считал, что человеческая личность – это то, что нарушает природную гармонию, способное сломать даже самое крепкое начало. Люди слабы как физически, так и духовно. Они не способны сопротивляться страстям и особым порокам, возникающим время от времени. Эта особенность приводит к различным хаотичным и беспорядочно разбросанным действиям. Желания людей непостоянны и необъяснимы.

Описанные выше противоречия не встречаются в природе. В окружающем мире все подчиняется своеобразному единому закону формирования жизненного пути. Природная природа самодостаточна, она существует безмятежно и с завидным спокойствием. В подтверждение этого Федор Иванович Тютчев написал множество изысканных произведений. Они подчеркивают тишину, гармонию, которые передаются простыми словами – трепетом, шепотом, блаженством.

У Тютчева был большой талант. Он умел максимально тонко чувствовать чувство жизни. Автору почти идеально и безошибочно удалось подобрать яркие и запоминающиеся эпитеты, способные передать плавный переход из одного состояния в другое: дня в вечер, лета в осень.

Такие противопоставления способны вызвать в памяти человека особые воспоминания нежности, свежести и умиротворения.

Особая лирика Федора Ивановича Тютчева предлагает читателям множество поэтических зарисовок, наиболее точно выражающих заветную мечту автора. Она заключается в единстве человеческой природы и природной природы. Автор пытается донести до читателя нежное и загадочное очарование природы, а также искренние чувства лирического героя.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Великий поэт родился в небольшом имении, расположенном в деревне Овстуг Орловской губернии. Его семья имела давние дворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. В этом месте прошло детство Федора, а юношеские годы он уже провел в Москве.

Мальчик учился дома. Курс познания основ мира вел молодой поэт по имени Райх, который был переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литераторами и помог с первыми опытами в поэзии. Следует отметить, что благодаря Райху Федор легко перевел Горация в 12 лет9.0003

В 19-м году молодой литератор поступил в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимал активное участие в литературной деятельности университета.

Федор окончил институт досрочно — в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Через год его пригласили на работу в Государственную коллегию по иностранным делам. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при дипломатической миссии и отправлен в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.

Федор Иванович Тютчев более двадцати лет находится за границей. Большую часть времени он жил в Мюнхене, а затем был отправлен в Италию. Именно в Германии он познакомился со многими философами, существенно повлиявшими на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми многие восхищаются и по сей день.

На небе месяц — и ночь

Тень еще не сдвинулась

Царит собой, сам того не зная

О том, что день уже проснулся, —

То даже лениво и робко

Луч появляется за лучом

А небо еще совсем

Ночь сияет торжеством.

Но не пройдет и двух-трех мгновений

Ночь испарится над землей

И во всем великолепии проявлений

Внезапно нас охватит мир дневной…

1 Ночная тень не двигался —

2 Луна сияет высоко в небе,

3 Он царит над собой — и не заметит,

4 Что молодой День уже родился

9-12 Отсутствует строфа

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35.Л. 2;

         Ред. СПб., 1886 … С. 234.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф (раннее издание) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35.Л. 2.

Список (более поздняя редакция) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Единица опыта. 35. Л. 80–80 обр.

Первая публикация — Гражданин. 1872. № 1 от 3 января. С. 9. Внесен в Изд. СПб., 1886. . С. 234; Изд. 1900. С. 235.

Печатается по списку.

В автографе перед текстом помета: «Декабрь. 8 утра». Стихотворение состоит из двух строф.

В списке указана более поздняя редакция стихотворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *